Учебный воздухоплавательный парк.

      Комментарии к записи Учебный воздухоплавательный парк. отключены

Учебный воздухоплавательный парк (УВП) (февраль 1885 г. — май 1910 г.) — военное учебное заведение Русской Императорской Армии в окрестностях Петербурга (Волкова Деревня), для подготовки аэронавтов-офицеров воздухоплавательных частей.

22 декабря 1884 года видный русский реформатор и министр обороны генерал П.С.Ванновский выступил на Армейском совете: «… Правитель Император, признавая нужным дать … средства для основательной разработки вопросов по формированию у нас и применению к армейским целям воздухоплавания, различных систем и голубиной почты башен, высочайше повелеть соизволил: Организовать особенный фонд …, — Расходование данной суммы создавать с разрешения Министра обороны …, — Кадровую команду аэронавтов образовать …»

Воздухоплавательная команда.

В декабре 1884 года в Российской Федерации при Главном Инженерном Управлении под руководством заведующего Гальванической (потом — Электротехнической) частью генерала М.М.Борескова была создана «Рабочая группа по применению воздухоплавания, сторожевых вышек и голубиной почты к армейским целям». Секретарем-делопроизводителем её был назначен поручик А.М.Кованько, ранее окончивший Николаевское инженерное училище.

Согласно мнению данной комиссии в феврале 1885 года была организована Воздухоплавательная команда — первое в русской армии регулярное подразделение для того чтобы рода — под началом поручика А.М.Кованько. Команда складывалась из двух унтер-офицеров и 20 рядовых. Военно-воздухоплавательную команду расквартировали к югу от Волковой Деревни, на Волковом поле, в ветхих казармах испытального артиллерийского полигона.

6 октября 1885 года был совершён первый успешный перелёт из Волкова в Новгород на французском воздушном шаре. Экипаж складывался из 3 человек под руководством поручика Александра Кованько, главы и основателя авиационной команды. Из этого в первый раз поднялись в воздух 2 воздушных шара «Сокол» и «Орёл».

Во второй половине 80-ых годов XIX века в команде было уже 6 солдат и 51 офицеров. Офицеры обучали солдат гимнастике, телеграфной азбуке, фотографии, обращению с телефонами, устройству воздушных шаров, наполнению их газом, приготовлению сигнальных шаров из пергаментной бумаги, обращению с паровой лебёдкой и газодобывающей установкой.

Учебный воздухоплавательный парк.

 Подъем воздушного шара «Сокол». Петербург.1885 г. 

18 мая 1886 года первую умелую воздушную съемку осуществил над Санкт-Петербургом А.М.Кованько. Этим было положено начало формированию воздушного фотографирования у нас. Первый фотоснимок Кованько взял с высоты 800 м, второй — с 1200 м. Оба — при наклонном положении оптической оси обычного раздвижного фотоаппарата с несложным форматом и моментальным затвором снимка 12 х 16 см.

Третий снимок был произведен над Петропавловской крепостью с высоты 1350 м при приближенно отвесном положении оптической оси камеры.

Первый отечественный воздушный фотоснимок сделанный поручиком А.М.Кованько. Петербург, 18 мая 1886 г.

На территории Воздухоплавательного парка была 1-я голубиная станция. Почтовых голубей использовали при полётах дирижаблей и аэростатов на дальние расстояния, дабы проинформировать о произошедшем ЧП. А также на первые полёты самолётов также брали голубей.

Учебный воздухоплавательный парк.

В апреле 1887 года Воздухоплавательная команда была переименована в Учебный кадровый воздухоплавательный парк, а в мае 1890 года утверждено положение о Воздухоплавательной части и приказом № 126 по армейскому ведомству от 14 июля 1890 года организован Учебный воздухоплавательный парк. Так же начал называться и полигон, предназначенный для подготовки офицеров и рядовых воздухоплавательной работы.

Тут же проводились опробования «воздухоплавательных снарядов», производилось снаряжение для воздухоплавательных частей. Для этих целей были развернуты шаровая и сетевая мастерские, учебная голубиная станция, метеорологическая станция, различные лаборатории и механические мастерские.

С.-Петергбургская газета «Новое время» от 16 (3) мая 1901 года информировала: «1-го мая, по предложению главы интернациональной метеорологической рабочей группе врача Гергезеля, из многих пунктов Западной Европы (Париж, Страсбург, Берлин, Мюнхен и др.), и у нас из Санкт-Петербурга, состоялся XVII интернациональный полёт шаров без воздухоплавателей, а только с нужными самопишущими метеорологическими инструментами для автоматического записывания на разных высотах температуры, влажности и давления воздуха… Подъём шара проследовал ровно в 8 часов утра, со двора учебного воздухоплавательного парка (на Волковом поле).»

 Вид на Воздухоплавательный парк. Снимок сделан во время 1900-1910 гг.

Солдаты учебного воздухоплавательного парка принимали участие на манёврах 1902-1903 годов в Красном Селе, Бресте, Курске и Вильно где проверялись методы применения воздушных шаров в интересах артиллерии (разведка, корректировка огня) и для воздушной разведки (наблюдения). Убедившись в целесообразности применения привязных шаров, Военное министерство решило создать особые подразделения при крепостях в Варшаве, Новгороде, Бресте, Ковно, Осовце и на Дальнем Востоке, в составе которых имелось 65 воздушных шаров. Наблюдательные аэростаты использовались в русско-японской войне 1904-1905 годов.

 Воздушные шары Учебного воздухоплавательного парка на Курских маневрах. 1902-1903 гг.

 Аэростат «Петербург». Порт-Артур. Форт № 6. 1904 г.

 Воины воздухоплавательной роты Учебного воздухоплавательного парка готовят к полету аэростат, справа Император Николай II с группой офицеров. 19 июня 1904 г.

Император Николай II и сопровождающие осматривают газовую батарею Учебного воздухоплавательного парка. 19 июня 1904 г.

 Нагрудный символ, вручавшийся окончившим по 1-му разряду офицерский курс УВП.

В начале XX века для хранения воздушных шаров и дирижаблей на поле был выстроен эллинг — массивное строение, завидев которое пассажиры Николаевской железной дороги определяли, что приближаются к ст. «Воздухоплавательный парк».

Несколько зрителей и военных у эллинга с дирижаблем. Волково Поле. 1909 г.

Армейские воздухоплаватели осваивали тут приёмы управления воздушными шарами, проводили испытания с привязными аэростатами, запускали шары-зонды.
Честь рождения аэрологии как науки в собственности России: ее основателем есть Михаил Михайлович Поморцев, преподававший в офицерской школе при Воздухоплавательном парке в 1885-1906 годах, организатор подъемов на аэростатах для изучения атмосферных явлений, создатель первого русского книжки по синоптической метеорологии (1889 г.).

 Запуск аэростата на Волковом поле. 1909 г.

Все это время УВП (Учебным воздухоплавательным парком) руководил Александр Матвеевич Кованько, прошедший путь от поручика до генерала.

А.М.Кованько.

В 1904 году в составе УВП была открыта Военная воздухоплавательная школа, с которой сотрудничали Д.И.Менделеев, Н.Е.Жуковский.

С.-Петергбургская газета «Новое время» от 18 июля 1907 года информировала: «Разрешённый войти 14 июля аэростат «Учебный воздухоплавательный парк» (1500 кубич. метров количеством) поле 5 часов полёта благополучно опустился южнее Ладожского озера, в 40 вер. от станции Войбакала, Вологодской ж.д., Новоладожского уезда, Петербургской губ. Воздухоплаватели (кап. Агапов, поруч.

Черпаков, подпор. Самойло и Уманец) по прямой линии пролетели около 85 вер., достигнув наивысшей точки на 2050 метр., при мельчайшей температуре +5°С.»

В 1908 году был выстроен и 28 августа испытан первый российский дирижабль «УЧЕБНЫЙ». Он стал первым шагом русских воздухоплавателей на пути дирижаблестроения. Занималась его созданием команда Учебного воздухоплавательного парка.

Проект создал капитан А.И.Шабский.

 Дирижабль «УЧЕБНЫЙ» в полете. Август 1908 г. 

К осени 1909 года УВП получил разрешение от Министерства императорского двора на устройство аэропорта для полётов и испытаний аэропланов. В 1909 году Инженерное ведомство предложило главе учебного воздухоплавательного парка генералу А.М.Кованько выстроить 5 аэропланов. Скоро на отведенном участке были выстроены два ангара и 22 сентября в них разместили для достройки аэропланы, каковые строились в парке на Волковом поле.

«…во выполнение этого ГИУ заказало во Франции аэропланы бр. Райт и Вуазен… и вместе с тем купило 7 бензиновых моторов для постановки их на аэропланах и для опробования пригодности для таких аппаратов моторов разных типов. Постройка пяти аэропланов в Учебном воздухоплавательном парке заканчивается, и грядущей в осеннюю пору аэропланы эти будут испробованы полетом на Гатчинском армейском поле…»

Доклад главы Главного инженерного управления инженер-генерала Н.Ф.Александрова в Армейский совет.

В 1910 году Учебный воздухоплавательный парк был переформирован в Офицерскую воздухоплавательную школу с авиационным и воздухоплавательным отделениями. 30 июля этого же года тут стартовал российский дирижабль «КРЕЧЕТ», что был выстроен всецело из отечественных материалов, за исключением двигателя, что был первоначально заказан петербургскому заводу Лесснера, а после этого французскому заводу «Панар-Левассор». Оболочку аэростата изготовили на заводе «Треугольник».

Четырехлопастные ореховые пропеллеры были сделаны в Санкт-Петербурге Первым русским товариществом воздухоплавания. «КРЕЧЕТ» стал первым выстроенным в Российской Федерации дирижаблем, принятым на вооружение русской армией. Начальников постройки «КРЕЧЕТА» был Н.А.Кирпичев.

 Изготовление аэростата в одном из цехов завода «Треугольник». 1909 г.

 Дирижабль «КРЕЧЕТ». Пробный полет над Волковым полем 12 августа (30 июля) 1910 г.

 Воздухоплавательный парк. Несколько старших офицеров авиации. В центре — Н.А.Кирпичев (один из разработчиков первого русского прицела для бомбометания и начальник постройки дирижабля «КРЕЧЕТ»), второй справа — А.М.Кованько.

Петербург. 1910 г.

А в 1911 году по окончании того как в Петербурге был выстроен Корпусной аэропорт (на данный момент на этом месте парк Авиаторов), был образован Летный учебный отдел. С этого аэропорта 25 июня 1911 года встал дирижабль «ЛЕБЕДЬ». Это первенствовал дирижабль, заказанный армейским ведомством за рубежом.

 Дирижабль «ЛЕБЕДЬ». Подготовка к полету. 1911 г.

.

.

Источники:
В.В.Король. «небо и Земля генерала А.М.Кованько».
Ю.О.Дружинин, А.Ю.Емелин, М.И.Павлушенко. Страницы истории отечественного воздухоплавания.
Сайт Retroplan.ru.

Воздухоплавательный парк

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: