Опытный самолет-разведчик и учебный истребитель aviotehase pn-3 isamaa pastja. эстония

      Комментарии к записи Опытный самолет-разведчик и учебный истребитель aviotehase pn-3 isamaa pastja. эстония отключены

О самолетах эстонского происхождения во время, которому в издании «L+K» посвящена рубрика «Letadla 39-45», авторы еще не говорили. В действительности самолеты в Эстонии строились, но это были учебные и легкие автомобили, которых фактически было мало. Еще один самолет – практически последний в истории Эстонии – был создан и выстроен до вхождения республики в Советский Союз и заслуживает внимания, потому, что показывает уровень местных авиационных экспертов.

Эстония имела бурную историю и по окончании окончания Первой Мировой стремилась избавиться от зависимости от России. В 1917 по окончании февральской революции Эстония взяла автономию, а в 1918 году заявила о собственной независимости. После этого эстонские буржуазные националисты совместно с северным корпусом белых сражались как с Прибалтийским ландсвером, так и с РККА (в т.ч. и при помощи Королевского флота), до тех пор пока, наконец, в феврале 1920 года не был подписан Тартусский мирный соглашение, по которому РСФСР признавала независимость Эстонии.

В один момент со столь бурной деятельностью сухопутных сил на базе русской, германской и британской (как уже было сообщено выше, Англия вмешалась в происходившие в Эстонии события) матчасти формировалась военная авиация Эстонии. Из начальной авиароты к началу двадцатых годов воздушные силы страны выросли до авиационного полка, складывавшегося из двух боевых эскадрилий (наземной и морской авиации), ремонтных мастерских и учебного подразделения. Кроме этого выросло число главных и запасных аэропортов.

Авиапарк был громадным, но скоро устаревал. В 1925 году во Франции было закуплено 28 автомобилей различных типов, из которых современными были только многоцелевые самолеты Potez 25A2. Благодаря закупкам эскадрилью наземных самолетов удалось развернуть до трех авиагрупп (дивизионов). В первой половине 30-ых годов двадцатого века 3-й (истребительный) дивизион взял двенадцать Bristol Bulldog.

Два года спустя 1-й дивизион начал летать на разведчиках Letov Š.228E, а 3-й дивизион на легких бомбардировщиках Hawker Hart (4 автомобили имели колесное шасси, еще 4 – поплавковое).

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века управление Эстонии предприняло действия по добыче средств на замену матчасти собственных воздушных сил. Для этого воспользовались гражданской войной в Испании, где республиканское правительство, стараясь как возможно скорее взять автомобили для собственных пилотов, с радостью платило очень дорого за устаревшие самолеты. Испанцам были реализованы по восемь истребителей Bulldog и многоцелевых самолетов Potez 25.

Кроме этого Эстония выступила в качестве транзитной страны при поставке в Испанскую республику чехословацких самолетов Š.231, Aero A.101 и Avia 51 и прикрытия испанского заказа на автомобили компании Fokker. Не смотря на то, что продажа пребывавших на вооружении самолетов временно ослабила потенциал военной авиации Эстонии, она разрешила взять средства на стремительную ее модернизацию.

Во второй половине 30-ых годов XX века в государства западной и центральной Европы была направлена делегация из двух человек в отыскивании лучших и самых современных типов самолетов. Компания Fokker внесла предложение истребители D. XXI, производство которых начиналось в Финляндии, и тяжелые двухместные G.I, но потерпела неудачу. В июле 1937 года эстонские представители подписали предварительный заказ на 12 истребителей Spitfire [1], но сделка была заблокирована английским Министерством авиации [2].

Заказ был отменен в декабре 1938 года, в то время, когда обстановка в Европе все больше скатывалась к войне. «Спитфайры», каковые компания планировала таки реализовать Эстонии, поступили на вооружение Королевских ВВС. направляться заявить, что поставка в Эстонию первых двух самолетов ожидалась в июле 1939 года, еще двух в феврале 1940 года и оставшихся восьми – в июне того же года, и не смотря на то, что первые две автомобили (армейские номера L1046 и L1047) готовься к отправке, но остались в Англии, равно как и заказанные легкие многоцелевые самолеты Westland Lysander.

Собственный взор на модернизацию воздушных сил Эстонии был предложен отечественными конструкторами, вычислявшими, что нужно научить летчиков до отметки, нужного для полетов на современных самолетах. Это была несколько конструкторовпод руководством В. Постом (V. Post), Р. Нойдорфом (R. Neudorf) [3] и Оргом (Org).

Несколько трудилась в аэроклубе Эстонии (Eesti Aeroklubi) и имела доступ к мастерским Aviotehase, расположенным в таллинском аэропорту Ласнамяги (Lasnamagi).

На счету группы были создание и разработка учебного биплана PON-1, что под обозначением KOD-1 производился по лицензии в соседней Латвии. Во второй половине 30-ых годов XX века Пост и Нойдорф решили создать скоростной двухместный моноплан, предназначенный для обучения пилотов новых истребителей. Второй задачей разрабатываемого самолета должно было стать исполнение наблюдательных и разведывательных полетов над полем боя.

Еще одной целью его создания было желание конструкторов доказать свойство строить современные самолеты с высокими чертями.

Руководство воздушных сил Эстонии к разработке группы Поста и Нойдорфа занимало достаточно отчужденную позицию и на протяжении изготовления прототипа работы кроме того на некое время приостанавливались. В итоге в январе 1939 года прототип PN-3, неофициально названный Isamaa pastja (спаситель отечества), показался в аэропорту Ласнамяги.

Опытный самолет-разведчик и учебный истребитель aviotehase pn-3 isamaa pastja. эстония

Схема учебного самолета-истребителя и опытного разведчика Aviotehase PN-3 (создатель Martin Salajka, L+K)

Первый полет PN-3 состоялся под управлением поручика Петера Ольфа (por. Peeter Olf), что был удовлетворен машиной. На протяжении опробований с самолетом случился один драматический момент: в полете от самолета что-то оторвалось и, колтыхаясь, упало вниз.

Скоро все успокоились – это была всего лишь резиновая накладка подножки в кабину экипажа.

PN-3 имел смешанную конструкцию. Каркас фюзеляжа воображал собой ферму, сваренную из металлических труб. Передняя часть покрывалась съемными алюминиевыми панелями, в то время как задняя полотном.

Крыло самолета было цельнодеревянным. Главные стойки шасси не убирались и были покрыты обтекателями.

учебный самолет-истребитель и Опытный разведчик Aviotehase PN-3

Силовая установка складывалась из двенадцатицилиндрового V-образного двигателя жидкостного охлаждения Rolls-Royce Kestrel XI, развивавшего мощность 570 л.с. (419 кВт) и вращавшего трехлопастный винт изменяемого шага. Оружие должно было складываться из двух синхронных пулеметов (по одному на каждой стороне фюзеляжа) и одного подвижного пулемета в кабине наблюдателя, но прототип вооружен не был.

Прототип PN-3 прошел войсковые опробования, но на организацию серийного производства уже не было времени. Отказ Англии поставлять «спитфайры» и «лайсендеры» был тяжелым ударом по Эстонии. Вместо «спитфайров» эстонцы постарались взять польские PZL P-24, но сроки поставки были через чур громадными.

В качестве замены «лайсендерам» удалось купить пять Henschel Hs 126B.

Единственный экземпляр эстонского тренировочного и легкого боевого самолета Aviotehase PN-3 летал без камуфляжа; железные панели обшивки были отполированы, древесные и полотняные поверхности – окрашены серебристой краской. Тёмный бортовой номер 160 был характерно оттенен синей краской, той же, что употреблялась и для опознавательных знаков (их расположение и вид продемонстрированы на рисунке).

После этого в обстановку вмешалась политика. 28 сентября 1939 года в Москве Вячеславом Молотовым и Карлом Сельтером был подписан соглашение о взаимопомощи между Эстонией и СССР, по которому на территорию республики вводился ограниченный контингент РККА. Менее чем год спустя – 22 июля 1940 года – новый парламент Эстонии принял декларацию о вступлении Эстонии в Советский Союз.

6 августа 1940 года VII сессия ВС СССР приняла распоряжение о принятии в Советский Союз Эстонской ССР.

По окончании вхождения Эстонии в Советский Союз ее вооруженные силы были преобразованы в 22-й территориальный стрелковый корпус РККА. Большинство эстонских самолётов, попавших в распоряжение ВВС РККА, были посланы на слом как морально устаревшие. Быть может, PN-3, как современного в то время, это не коснулось.

Но при таких условиях его ожидала бы та же участь, что литовские ANBO-41 и латвийские Stampe et Vertongen SV.5, которым удалось сохраниться в первой половине 40-ых годов двадцатого века, но уже в 1941 практически все они были стёрты с лица земли при отступлении Красной армии либо захвачены немцами.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Aviotehase PN-3 Isamaa pastja

Назначение: самолет-учебный истребитель и разведчик

Компания-производитель: мастерские Aviotehase, Ласнамяги, Таллин

Экипаж: 2 чел.

Силовая установка: один двенадцатицилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения Rolls-Royce Kestrel XI, развивавший мощность 570 л.с. (419 кВт) и вращавший трехлопастный винт изменяемого шага

Размеры:

размах крыла 10,60 м
протяженность 9,00 м
высота 3,20 м

Летные характеристики:

большая скорость на высоте 4000 метров 395 км/ч
время комплекта высоты:

  • 4000 метров – 9,75 мин
  • 5000 метров – 11,40 мин

Количество изготовленных: 1 экз.

  • [1] такое же количество истребителей «Спитфайр» желали заказать Латвия и Литва
  • [2] в первой половине 40-ых годов двадцатого века британцы отказывались поставлять СССР по ленд-лизу «спитфайры», ссылаясь на то, что автомобили находятся в т.н. тайном странице
  • [3] на протяжении разработки Нойдорф поменял собственную фамилию на Тоома (Tooma), но обозначение самолета не изменилось

источники:

  • VACLAV NEMECEK. Aviotehase PN-3 // Letectvi+Kosmonautika 15/1998, с. 42 (Letadla 39-45)
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Эстонская_освободительная_война
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Присоединение_Эстонии_к_СССР
  • http://www.airwar.ru/enc/spyww2/pn3.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/PN-3

ЯК 130 YAK130 MITTEN СРЕДНИЙ УЧЕБНЫЙ БОЕВОЙ САМОЛЕТ

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: