Управляемая ракета малой дальности р-3с (к-13а, «изделие 310»).

      Комментарии к записи Управляемая ракета малой дальности р-3с (к-13а, «изделие 310»). отключены

Разработчик: ОКБ-134
Страна: СССР
Начало серийного производства: 1960 г.

На протяжении боев над прибрежными районами и Тайваньским проливом материкового Китая чанкайшисты 24 сентября 1958 года в первый раз в мире применили управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближней дальности «Сайдуиндер» (Sidewinder) AIM-9B. Входе боёв против авиации Тайваня в руки китайцев попала одна из этих новейших ракет (её обломки были обнаружены рисовом поле). В сентябре вторая ракета попала в борт китайского МиГ-17 и неразорвалась.

Ответом Президиума ЦК КПСС от 13 ноября 1958 года для изучения ракеты в Китае была направлена несколько экспертов (31 человек из 17 организаций) во главе с главным конструктором завода № 134 И.И.Тороповым.

Управляемая ракета малой дальности р-3с (к-13а, «изделие 310»).

Ракета «Sidewinder» AIM-9B в экспозиции музея.

В ноябре вышло Распоряжение ЦК КПСС и СМ СССР об изготовлении аналогов ракеты. Первоначально работу предполагалось поручить ОКБ под управлением М.Р.Бисноват, но тот отказался, сославшись на занятость вторыми работами. Тогда создание ракеты, взявшей обозначение К-13, было поручено КБ Завода умелого оружия № 134.

Работы осуществлялись под управлением И.И.Торопова и Б.В.Журавлёва.

Изучение американской ракеты в столичных конструкторских бюро и университетах выяснилось процессом продолжительным и тяжёлым. Для надежной фиксации элементов аппаратуры в условиях громадных статических и вибродинамических нагрузок американцы залили соответствующие блоки герметиком, так что поэлементная разборка этих совокупностей по точности и трудоёмкости работы приближалась к труду египетских ювелиров. По рассказам ветеранов КБ, для извлечения миниатюрных подробностей были привлечены мастера-косторезы из Якутии.

Кое-какие совокупности ракеты не стали копировать, а создали собственные. Сказалась отличие инженерных школ и отставание советской индустрии. Кроме того, казалось бы, несложный твердотопливный двигатель ракеты преподнес собственные сюрпризы.

Посмотрев на него, любой выпускник советского ракетостроительного Института сходу сообщил бы, что для того чтобы «не может быть, по причине того, что не может быть ни при каких обстоятельствах». Поколения студентов сдавали задания и лабораторные работы с применением определенного критерия, лимитирующего удлинение топливного заряда.

При превышении параметра, определявшего максимально вероятную длину двигателя при данном диаметре внутреннего канала заряда, скорость продуктов сгорания приближалась к звуковой и происходило «запирание» канала. Американский двигатель не ложился и в эти привычные представления, по большей части из-за применения в нем смесевого горючего.

В конце пятидесятых годов у нас подобные жёсткие горючие лишь осваивались, что выяснило отказ от несложного копирования американского двигателя. ОКБ-2 завода 81 предложило собственную конструкцию заряда из более классического для СССР нитроглицеринового горючего НМФ-2К.

Разный уровень состояния элементной базы чувствительных элементов тепловых головок самонаведения исключил и возможность полноценного воспроизводства американской ГСН. Наряду с этим работа по ГСН велась входящим в структуру Государственного комитета по судостроению НИИ-10 (сейчас — НПО «Альтаир»), в котором коллектив конструкторов во главе с Н.Н.Государовой разрабатывал ИГС-59, и НИИ-569 Государственного комитета по оборонной технике (на данный момент — СКВ «Геофизика»), где под управлением главного конструктора Д.М.Хорола разрабатывалась ТГС-13, ставшая победительницей в этом конукрсе.

Наровне с боевым вариантом ракеты — «изделием 300» — были созданы аэродинамические («301»), баллистические либо пусковые («302»), телеметрические («303») «изделия», и варианты последнего с неконтактным взрывателем («304»), и с ГСН («305»).

Так как Распоряжением были заданы очень сжатые сроки работ по воспроизведению «Сайдуиндера», первые четыре пуска с наземного стенда совершили уже в марте 1959 года. В том же месяце выполнили два баллистических пусков 12 и сброса ракет с самолета СМ-9/3Т — доработанного МиГ-19. Но 25 апреля по окончании трех пусков для отработки самоликвидации и пяти выполненных с неудовлетворительным результатами пристрелочных пусков телеметрических ракет без ГСН по наземным целям, опробования были прерваны.

В течение лета главные упрочнения были сосредоточены на доводке ГСН, разработке в ЦКБ-589 блока питания рулевых автомобилей.

Но еще в июне была предпринята попытка поставить под вопрос целесообразность воспроизводства «Сайдуиндера». Удалось раздобыть и представить управлению данные, свидетельствующую о низкой боевой эффективности применения этих ракет в воздушных схватках над Тайваньским проливом. К счастью, авиапромышленность отнеслась к этим сообщениям достаточно скептически.

Не отрицая недостаточного уровня отработки ракет «Сайдуиндер» — об этом свидетельствовал хотя бы тот факт, что на эйфорию советским экспертам не отыскавшие цели американские ракеты не всегда самоликвидировались — глава Государственного комитета П.В.Дементьев в докладе помощнику примьера Д.Ф.Устинову резонно указал на дефицит боевого опыта у чанкайшистов и единичный темперамент применения нового оружия.

Так как МиГ-19 уже снимался с серийного производства, в августе 1959 года было решено подготовить к опробованиям К-13 более перспективный МиГ-21 в варианте перехватчика, назначив летчиком-испытателем К.К.Коккинаки. Но данный вариант истребителя еще не был достаточно доведен, так что практически на опробования К-13 был представлен один из прототипов МиГ-21Ф — самолет Е-6/3, доработанный под обозначением Е-6/3Т, а проведение полетов поручили А.В.Федотову, а до тех пор пока к опробованиям подготовили 2 усовершенствованных МиГ-19 со сверхзвуковым воздухозаборником СМ-12: СМ-12/3Т с радиодальномером «Квант» и СМ-12/4Т с «Квант-1».

В целом отработка отставала от директивных сроков, и первый управляемый пуск К-13 с МиГ-19 по парашютной мишени был выполнен лишь 21 октября 1959 года. Спустя 5 дней Дементьев "настойчиво попросил" от Микояна и Торопова безотлагательно выехать во Владимировку для личного управления опробованиями.

На протяжении опробований было много досадных неурядиц — не загорался трассер на парашютной мишени, было пара случаев преждевременного срабатывания неконтактного взрывателя, отказывала телеметрия ракеты, перед полетом не запускался двигатель самолета СМ-12/3Т. Наконец, по окончании главной репетиции, совершённой в последний сутки ноября, 1 декабря оба самолета — СМ-12/3Т и СМ-12/4Т осуществили пуски двух телеметрических и одной боевой ракеты по беспилотной мишени — МиГ-15М.

Было зафиксировано срабатывание имитатора боевой части на одной телеметрической ракете у цели, а на двух вторых — с недолетом. При второй боевой работе 8 декабря CM-12/3Т сбил беспилотный МиГ-15М, так что второй перехватчик стрелял по уже падающей мишени. Он же сбил мишень и 12 декабря при совместной работе всех испытывавшихся носителей. Так, на начальной стадии опробований из трех МиГ-15М два были сбиты, а один условно «поражен» срабатыванием имитатора боевой части.

Все пуски проводились с ракурса 0/4 — строго с хвоста цели, на высотах от 11,8 до 13 км с растоянию от 1,7 до 2,6 км.

С 12 декабря к опробованиям подключился А.В.Федотов на Е-6/3Т (умелом МиГ-21) и начались совместные опробования, на протяжении которых сбили 5 МиГ-15М, а также два из них — ракетами, запущенными с МиГ-21. Результаты первых успешных пусков разрешили Распоряжением от 2 февраля 1960 года передать ракету в серийное производство на заводе № 43 (сейчас — «Коммунар») в Москве и на киевском заводе № 485 («Завод им. Артема»).

В первой половине 60-ых годов двадцатого века эта ракета К-13 под индексом Р-3С с ТГС-13К была принята на вооружение истребителей МиГ-21Ф-13 и МиГ-21ПФ. Р-3С стала первой советской УР выпускавшейся массово. Если сравнивать с AIM-9B, Р-3С требовалось в двое больше времени для «захвата» (22 секунды против 11).

Дальность применения ракеты от 1 до 8 километров, а высота перехватываемых целей от 1 до двадцати километров. Р-3С оснащалась осколочно-фугасной боевой частью компрессионого действия с оптическим взрывателем.

Для удобства и взаимозаменяемости монтажа УР Р-3С конструктивно выполнена в виде пяти отдельных, независимых отсеков, в которых размещены агрегаты и аппаратура:
— первый отсек — тепловая головка самонаведения «451-К».
— второй отсек — рулевой, включающий в себя рулевой привод РП-310А, турбогенератор БП-13В3 и контактный взрыватель И-107.
— третий отсек — осколочная боевая часть.
— четвертый отсек — неконтактный взрыватель «454-К».
— пятый отсек — твердотопливный ракетный двигатель ПРД-80А.
Первый и второй отсеки по окончании совместной регулировки и сборки образуют отсек управления.

В конструкции Р-3С примечательным было применение роллеронов на Х-образных крыльях, каковые предназначались для обеспечения устойчивости относителыю продольной ограничения и оси угловой скорости крема, вносившего сбои в совокупность управления. Роллерон является комбинацией простой зубчатого ролика и элерона, поддерживающего его габариты.

В полете ролик раскручивается встречным потоком до 40-60 тыс. об/мин и делается необычным гироскопом, реагирующим на угловую вызывающим отклонение и скорость крена элерона, парирующее данный крен. Несложная и действенная конструкция роллерона, разрешающая обойтись без особого управления по крепу, стала общепринятой для ракет маленького веса.

Для надежного функционирования совокупностей ракеты следовало выполнять установленную схему ее применения, ставшую потом типовой. При вылете на задание включалось электропитание ракеты от самолетной сети для обогрева ее источников питания, раскрутки гироскопов ГСН и работы электроники.

В то время, когда найденная цель выяснялась в поле зрения ГСН ракеты по азимуту и дальности, происходил ее сигнализация и захват летчику о возможности пуска, световая (лампочкой) и звуковая (зуммером в наушниках). Нажатием на боевую кнопку воспламенялся пороховой аккумулятор давления для питания рулевых приводов и турбины электрогенератора, расфиксировались рули и начинал трудиться двигатель.

Происходила расстыковка электроцепей самолёта и ракеты, причем, для сокращения времени схода ракеты с направляющей, рассоединялись не разъемы, а особыми резаками перерубались кабели, радикально и мгновенно освобождая ракету. По окончании отхода па надёжное расстояние взводился взрыватель. Пилот по окончании пуска был свободен и маневрировании и мог продолжать воздушный бой либо проследить за результатами атаки.

Р-3С прошла боевое крещение в битвах во Вьетнаме, а после этого и па Ближнем Востоке. Она была хорошим оружием, неприхотливым и надежным. Но, тепловая ГСН Р-3С была чувствительна к погодным условиям (облачность и дождь поглощали ИК-излучение), атака была вероятна лишь из задней полусферы, а для уклонения от нее соперник применял уход в сторону солнца — замечательного естественного источника тепла (ночью таковой фальшивой целью имела возможность холодная луна «и» стать).

Па результативности пусков сказывались и ограниченные маневренные возможности ракеты при подлете к цели, невозможность ее схода с направляющей при громадных перегрузках в сражении и не хватает замечательная боевая часть. Область вероятных атак уменьшалась кроме этого минимальной разрешенной дальностью (она определялась неспособностью ТГСН отслеживать скоро перемещающуюся по азимуту цель и собственной безопасностью при подрыве БЧ).

За 1966 год, первый год применения ракет Р-3С во Вьетнаме, ими были поражены 16 из 57 американских самолетов, сбитых истребительной авиацией. Их эффективность составила 33% при 46 пусках. Навыки и более тщательное соблюдение тактических советы разрешили в следующем году повысить результативность ракетных атак: в 53 битвах МиГ-21 сбили 50 самолетов. Большинство пусков Р-3С осуществлялось позади с малых дальностей (1200-2500 м), только 5% атак выполнялось с дистанции более 2500 м.

Модификации:
Р-3С — базисная.
Р-3Р — модификация с полуактивной радиолокационной ГСН.
Р-13М — модернизированная. Отличается формой рулей и оперения, более чувствительной охлаждаемой фреоном ГСН «Иней-70», новым радиовзрывателем. Создана во второй половине 60-ых годов двадцатого века.

Принята на вооружение 3 января 1974 года.
Р-13М1 («изделие 380М») — модернизированная. Отличается увеличенным крылом двойной стреловидности, ГСН «Иней-М».
К-13ВВ — упрощённый вариант по разработке «армейского времени».
PL-2 — китайский вариант Р-3С созданный на базе документации по К-13 и натурных образцов переданных КНР в соответствии с советско-китайским соглашением от 30 марта 1961 года, по Распоряжению Правительства № 513-214 от 30 мая 1961 года.
A-91 — румынский вариант Р-3С, производившийся по лицензии

ТТХ:

Протяженность, мм: 2838
Диаметр, мм: 127
Размах крыльев, мм: 528
Масса всецело снаряженной ракеты, кг: 75,3
Масса БЧ, кг: 11,3
Температурный диапазон применения, °С: ±50
Высота полета цели, м: 0-21500
Скорость полета цели, км/ч: 800-1600.

Ракета Р-3С.

Ракета Р-3С на истребителе МиГ-21.

Р-3С в Белградском музее авиации (Сербия).

Ракеты Р-3С на истребителе МиГ-23.

Ракета Р-3С на МиГ-19.

Ракета Р-3С. Схема.

.

.

Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
Р.Безобидный, В.Коровин. Отечественные управляемые ракет «воздух-воздух».
В.Марковский, К.Перов. Развитие советских авиационных ракет класса «воздух-воздух».
В.Марковский, К.Перов, Ракета находит цель.
функционирование и Устройство авиационной ракеты Р-3С.

НАЗАД В ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ: Обама вспомнил Рейгана и Горбачева (29.07.2014)

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: