Учебно-тренировочный истребитель як-7в.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1942 г.Учебно-тренировочный истребитель як-7в.

Як-7В (вывозной) с двигателем М-105ПА (позднее — с М-105ПФ) и винтом ВИШ-61П воображал двухместный учебно-тренировочный истребитель и предназначался для вывозки молодых летчиков при их переходе с полетов на самолете УТ-2 к полетам на боевых самолетах-истребителях.

В конструктивном отношении Як-7В — это модификация серийного учебно-тренировочного истребителя Як-7УТИ (с теми же винтом и двигателем), что прекрасно зарекомендовал себя в строевых и лётных школах частях.

Модификация проводилась на базе опыта эксплуатации Як-7УТИ в первой половине 40-ых годов двадцатого века, благодаря чего Як-7В являлся более доведенным и как тип, в основном соответствовал собственному назначению.

Целью модификации было увеличение выпуска и упрощение производства, и предстоящее увеличение надежности, улучшение эксплуатационных качеств и удешевление самолета.

В отличие от Як-7УТИ у Як-7В шасси было сделано неубирающимся, снято оружие, упрощена и облегчена конструкция. Переход к неубирающемуся шасси на вывозном самолете был признан целесообразным по следующим обстоятельствам:
-в связи с изъятием механизма уборки число шарниров уменьшалось и износ шасси при долгой эксплуатации уменьшался;
-исключалась возможность складывания опор шасси из-за его неисправности либо из-за неточностей ученика.

Предложение об установке неубирающегося шасси в первый раз было внесено начотделом серийного конструкторского бюро (СКБ) столичного завода № 301 Черенковым еще 5 августа 1941 года. Он писал, что в целях увеличения выпуска и упрощения производства самолетов Як-7УТИ целесообразно производить их с неубирающимся шасси. Из практики эксплуатации автомобилей Як-7УТИ очевидно, что они в убирающемся шасси не нуждаются.

От серийного Як-7УТИ выпуска 1941 года Як-7В отличался кроме этого следующим:
-куполы в крыле для колес шасси закрыты;
-в куполах сделаны люки для осмотра узлов крепления стоек шасси к крылу и крыла к фюзеляжу;
-механизм, агрегаты и проводка проводки, снабжающие уборку шасси, сняты;
-стойки шасси установлены вертикально, колеса поставлены без разворота (устранение наклона и выворота колёс стоек шасси вовнутрь улучшило условия работы амортизаторов, пневматиков и шкворней крепления стоек к лонжерону крыла);
-хвостовое колесо сделано неубирающимся и увеличено до 300х125 мм;
-дюралевая вилка хвостового колеса заменена сварной из стали;
-в кабине инструктора поставлены поручни для удобства влезания в кабину, установлен дополнительный кран, разрешающий инструктору выключать тормозное управление ученика;
-с ручки управления самолетом в передней кабине снято управление огнем оружия;
-капот сделан без вырезов под оружие;
-из задней кабин и передней снято кислородное оборудование;
-приборная доска передней кабины очень сильно упрощена: покинуты только приборы контроля и пилотажные приборы работы двигателя; на приборной доске передней кабины покинуты фальшивые кран шасси и щиток сигнализации положения шасси с зеленой и красной лампами.
На серийных Як-7В были установлены фибровые бензобаки без протектора, вмещающие 271 кг бензина.

Неубирающееся шасси не усложнило пилотирования. Наоборот, в следствии уменьшения полетной изменения и массы центровки устойчивость, взлётные свойства и управляемость улучшились, что стало причиной упрощению техники пилотирования самолета. Як-7В был несложен в управлении и имел пилотажные качества, схожие с современными ему истребительными самолетами.

Он имел возможность эксплуатироваться с колесным и с упрощенным (за счет отказа от механизма уборки) лыжным шасси.

С колесным и лыжным шасси Як-7В имел запасы прочности, принятые для истребительных самолетов, и допускал исполнение практически всех главных фигур высшего пилотажа, и пикирования и штопора, благодаря чему мог быть использован не только как вывозной, но и как пилотажно-тренировочный самолет. Як-7В допускал полет одного летчика как в передней, так и в задней кабине. При полете со свободной задней кабиной самолет был более устойчив, но возможность торможения была ограничена, и к применению тормозов колес летчику следовало относиться более с опаской.

Як-7В имел последовательность недочётов, к примеру:
-не было прозрачной перегородки между кабинами и при открытом фонаре передней кабины в заднюю очень сильно задувало, исходя из этого полет без маски был фактически неосуществим;
-отсутствовало переговорное устройство между кабинами;
-не были установлены часы и др.
В производстве начиная со второй серии эти недочёты (не считая перегородки) были устранены, благодаря чему эксплуатационные качества Як-7В существенно улучшились.

Эталон Як-7В на 1942 год (самолет № 18-40) проходил совместные государственные испытания и заводский с 18 февраля по 4 марта 1942 года в Новосибирске. Опробования проводила бригада в составе: ведущий лётчик и инженер-испытатель П.Я.Федрови (ОКБ), ведущий инженер А.Т.Степанец (НИИ ВВС) и инженер П.С.Лимар (ЛИИ).

В облете самолета участвовали летчики-испытатели НИИ ВВС капитан Г.Я.Бахчиванджи, полковник К.А.Груздев, Герой Советского Союза майор А.А.Зайцев и др., три запасных 119 полков 20 и лётчика (ЗАП) и пять летчиков летно-испытательной станции завода.

Опробования проводились с лыжным и колесным шасси. Было произведено 23 полета обшей длительностью 9 ч. 35 мин. Як-7В прошел опробования удовлетворительно и был рекомендован к серийной постройке. Он выпускался серийно с мая 1942 года по декабрь 1943 года числом, всецело удовлетворявшем потребности ВВС.

Всего выпущено 597 Як-7В (510 заново и 87 переделано из Як-7Б).

ЛТХ:

Модификация: Як-7В
Размах крыла, м: 10,00
Протяженность, м: 8,50
Высота, м: 2,75
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-безлюдного самолета: 2210
-обычная взлетная: 3010
Тип двигателя: 1 х ПД М-105ПА
Мощность, л.с.: 1 х 1050
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 410
-на высоте: 472
Практическая дальность, км: 619
Скороподъемность, м/мин: 758
Практический потолок, м: 9900
Экипаж: 2.

Учебно-тренировочный истребитель Як-7В.

Учебно-тренировочный истребитель Як-7В.

Учебно-тренировочный истребитель Як-7В.

Як-7В на лыжном шасси.

Як-7В ВВС ПНР.

Як-7В. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода ВОВ.
Время и Авиация. Константин Косминков. Многоликий Як-7.
Крылья Отчизны. Вячеслав Кондратьев. Як-7. Три эскиза.
«Война в воздухе» № 31-34. Истребители Як-1/3/7/9 во Второй мировой.

Учебно-тренировочный самолет ЯК-54

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: