Разработчик: Пороховщиков
Страна: Россия
Первый полет: май 1917 г.
Во время 1914-1917 годов А.А.Пороховщиков много раз предлагал Армейскому ведомству проект учебного самолета, по большей части соответствующий схеме, используемой в самолетах типа «Фарман». Под обозначением П-IV таковой самолет выстроили в феврале 1917 года. Изюминкой П-IV являлась простота его регулировки — и сборки разборки, возможность отключения второго управления, и установки разных ротативных двигателей мощностью 50, 60, 70 и 80 л.с.
Гондола экипажа, с размещением инструктора и ученика приятель за втором, вынесена вперед. По большей части устанавливались двигатели «Le Rhone» с толкающим винтом.
По окончании прохождения опробований в мае 1917 года П-IV, благодаря успешному сочетанию высокой устойчивости и простоты управления, признавался хорошим учебным самолетом и рекомендовался к серийной постройке. Неустановленное количество таких аппаратов было произведено и употреблялось для обучения летчиков.
В феврале 1920 года Пороховщиков выстроил учебный П-IV бис, отличающийся установкой двигателя «Le Rhone» 80 л.с. с посадкой ученика и тянущим винтом и инструктора рядом между собой.
Модификации:
П-IV — гондола с толкающим винтом. Сиденье ученика в первых рядах, инструктора — позади. Ставились двигатели «Gnome», «Le Rhone», время от времени «Clerget».
П-IV-бис — схема та же. Гондола с тянущим винтом, инструктора и сиденья ученика рядом. Выстроена маленькая серия с февраля 1920 года.
П-IV-2-бис — развитие П-IV-бис, но места расположены одно за вторым. Винт тянущий. Выстроена маленькая серия.
П-VI и П-VI бис — конструкция та же, но усиленная, шасси — на одиночных стойках со расчалками и сквозной осью. Двигатель — «Le Rhone» мощностью 80 л.с. и 110 л.с. либо «Anzani» мощностью 120 л.с. (редко). В гондоле места летчиков расположены рядом.
Характерным конструктивным отличием самолета П-VI примера 1921 года, был «сквозной» центроплан — без обшивки и нервюр для обзора вверх. Летные качества самолета П-VI от этого быстро ухудшились, потолок чуть достигал 200 м. Было нужно вернуть центроплан и тогда оказался самолет типа П-VI бис, прекрасно летавший в первой половине 20-ых годов двадцатого века. Было выстроено 40 самолетов этого типа.
Самолеты эксплуатировались до 1923 года.
ЛТХ:
Модификация: П-IV
Размах крыла, м
-верхнего: 10,20
-нижнего: 8,80
Протяженность, м: 7,30
Площадь крыла, м2: 33,10
Масса, кг
-безлюдного самолета: 398
-обычная взлетная: 660
Тип двигателя: 1 х ПД «Le Rhone», «Gnome» либо «Clerget»
-мощность, л.с.: 1 х 80
Большая скорость, км/ч: 112
Крейсерская скорость, км/ч: 85
Длительность полета, ч: 4.6
Скороподъемность, м/мин: 105
Практический потолок, м: 3000
Экипаж, чел: 2
Учебный самолет П-IVбис примера 1920 г.
Учебно-тренировочный самолет П-IVбис примера 1920 г. на лыжном шасси.
П-IVбис примера 1920 г. Вид спереди.
П-IVбис примера 1920 г.
Учебно-тренировочный самолет П-IVбис примера 1920 г.
Учебный самолет П-IV примера 1921 г.
Учебный самолет П-IVбис примера 1923 г.
Проекции П-IV примера 1917 г. Рисунок.
П-IV-2-бис. Рисунок.
П-VI бис, примера 1923 г. Рисунок.
П-IV примера 1917 г. Схема 1.
П-IV примера 1917 г. Схема 2.
.
.
Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Михаил Маслов. Русские самолеты 1914-1917.
Фотоархив Петра Заики.
Учебно-тренировочный самолет ЯК-54
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Учебно-тренировочный самолет у-3.
Разработчик: Михельсон, Морщихин Страна: СССР Первый полет: 1934 г. Через пара лет, по окончании начала серийного производства У-2, на заводе № 23…
-
Учебно-тренировочный самолет нв-2 (нв-2бис, ути-5).
Разработчик: В.В.Никитин Страна: СССР Первый полет: 1935 г. Более десяти лет проработал Василий Васильевич Никитин (1901-1955) в конструкторских бюро…
-
Учебно-тренировочный самолет г-27.
Разработчик: Грибовский Страна: СССР Первый полет: 1938 г. Во второй половине 30-х годов на вооружение советских ВВС стали поступать новые скоростные…
-
Разработчик: Поликарпов Страна: СССР Первый полет: 1925 г. МУ-1 (морской учебный-первый) — морской учебный самолет для начального обучения, поплавковый…
-
Учебно-тренировочный самолет у-4.
Разработчик: Михельсон, Морщихин Страна: СССР Первый полет: 1936 г. За У-3 на заводе № 23 создали улучшенный вариант учебного самолета с освоенным и…
-
Учебно-тренировочный самолет ту-124ш.
Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1962 г. Одной из первых модификаций Ту-124 стал учебно-штурманский Ту-124Ш. Начиная с 1962 года ХАЗ…