Противотанковый штурмовик ил-2 нс-37.

      Комментарии к записи Противотанковый штурмовик ил-2 нс-37. отключены

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1943 г.Противотанковый штурмовик ил-2 нс-37.

К весне 1943 года единственными бронецелями вермахта, с которыми «Илы» еще имели возможность удачно бороться, используя пушечное оружие, остались только легкобронированные бронемашины, бронетранспортеры, и САУ (типа «Wespe» и т.д.) и противотанковые СУ (типа «Marder-M» и «Marder-III»), созданные на базе легких танков. Фактически легких танков в составе панцерваффе на Восточном фронте к этому времени уже практически не осталось. Они были вытеснены более тяжёлыми танками и мощными средними.

В данной связи с целью увеличения противотанковых особенностей штурмовой авиации Красной Армии Распоряжением ГКО № 3144 от 8 апреля 1943 года завод № 30 обязывался производить двухместные штурмовики Ил-2 АМ-38ф с двумя пушками калибра 37 мм 11П-37 ОКБ-16 с боекомплектом по 50 снарядов на пушку, без реактивных снарядов, с бомбовой нагрузкой 100 кг в обычном варианте и 200 кг в перегрузочном. Боезапас пулеметов ШКАС и УБТ сохранялся прошлым. В мае месяце завод должен был изготовить 50 новых штурмовиков, в июне — 125, в июле — 175 и с августа перейти на выпуск всех самолетов с крупнокалиберными авиапушками.

Боекомплект к пушке НС-37 складывался из патронов с бронебойно-зажигательно-трассирующими (БЗТ-37) и осколочно-зажигательно-трассирующими (ОЗТ-37) боеприпасами.
Бронебойные боеприпасы предназначались для поражения наземных бронированных целей, а осколочные — для поражения воздушных целей. Помимо этого, для новой пушки был создан и подкалиберный боеприпас, снабжающий пробитие брони толщиной до 110 мм.

В апреле 30-м авиазаводом было произведено 5 Ил-2 с НС-37 головной серии, один из которых (заводской № 302349) 27 мая поступил на национальные опробования в НИИ ВВС КА. Последние по окончании исполнения 26 полетов с налетом 11 час. 35 мин. удачно завершились к 22 июня 1943 года (ведущий летчик-испытатель А.И.Кабанов, ведущий инженер В.С.Холопов, летчики облета майор А.К.инженер и Долгов-майор А.В.Синельников).

Предъявленный на госиспытания штурмовик отличался от серийных Ил-2 лишь установкой двух пушек НС-37 с боекомплектом по 60 снарядов на ствол и отсутствием PC. Обычная бомбовая нагрузка — 200 кг.
Ленточное питание пушек НС-37 разрешило экспертам ОКБ С.В.Ильюшина разместить их конкретно у нижней поверхности крыла с применением конструктивно весьма несложного и быстроразъемного крепления. Пушки закрывались довольно маленькими обтекателями, любой из которых складывался из двух легко раскрывающихся створок. Боекомплект к каждой пушке укладывался конкретно в отсеки крыла.

Вес одной пушки НС-37 с боекомплектом равнялся 256 кг.

При полетном весе 6277 кг большая скорость штурмовика на высоте 1320 м составила 387 км/ч, у почвы — 375 км/ч. Практический потолок нового самолета не превышал 5200 м, наряду с этим время подъема на высоту 1000 м составляло 3 мин. Большая дальность полета штурмовика не превышала 685 км.

Если сравнивать с серийными «Илами» вооруженными пушками ШВАК либо ВЯ, Ил-2 с НС-37 и с бомбовым грузом в 200 кг стал более инертным, сложным на вираже и на боевом развороте.

Ухудшение пилотажных черт нового штурмовика, так же как и Ил-2 с пушками ШФК-37, было связано с громадным разносом весов по размаху крыла и наличием обтекателей пушек, ухудшающих неспециализированную аэродинамику самолета. Во всем диапазоне центровок Ил-2 с НС-37 не имел продольной устойчивости, что значительно снижало прицельность стрельбы в воздухе. Последнее усугублялось сильной отдачей пушек при стрельбе из них.

Согласно данным НИИ АВ ВВС КА (письмо главы НИИ АВ генерала М.В.Гуревича от 19.11.1943 г. на имя С.В.Ильюшина) большая сила отдачи, действовавшая в течение около 0,03 сек, на наземном станке (существующая в то время аппаратура не разрешала произвести измерение «фактической силы отдачи» на самолетах и тем более при стрельбе в воздухе) составляла очень большую величину — порядка 5500 кг, а среднее значение силы отдачи приблизительно равнялось 2500 кг. Все это приводило к громадному рассеиванию снарядов при стрельбе в воздухе.

Полигонные опробования, совершённые в НИИ АВ ВВС КА, продемонстрировали, что стрельбу с самолета Ил-2 из пушек НС-37 нужно вести лишь маленькими очередями длиной не более 2-3-х выстрелов, поскольку при стрельбе в один момент из двух пушек благодаря несинхронности их работы самолет испытывал большие толчки, клевки и сбивался с линии прицеливания. Поправка в прицеливание в этом случае в принципе была вероятна.
При стрельбе из одной пушки попадание в цель было вероятно лишь первым выстрелом, поскольку штурмовик разворачивался в сторону стреляющей пушки и поправка в прицеливание становилась фактически неосуществимой. Поражение же точечных целей — танков, бронемашин, машин и т.д. при обычной работе пушек было вероятным.
Наряду с этим попадания в танки были взяты только в 43% вылетов, а число попаданий к израсходованному боекомплекту составило 2,98%.

Анализ результатов полигонных опробований говорит о том, что поражение 37-мм боеприпасом БЗТ-37 из авиапушки НС-37 с самолета Ил-2 легких германских танков, бронетранспортёров и бронемашин всех типов, и САУ типа «Wespe» и противотанковых СУ типа «Marder-II» и «Marder-III» обеспечивалось с дистанции до 500 м с любого направления. Средние германские танки типа StuG 40 (штурмовое орудие), Pz. III Ausf L/M и Pz.

IV Ausf G/H, и показавшиеся позднее StuG IV и истребитель танков Jgd Pz IV/70 с толщиной брони на бортах до 30 мм имели возможность поражаться БЗТ-37 с дистанции до 500 м с планирования под углами 5-10° с высот 100 м. В этом случае атаку нужно было создавать сбоку либо позади, ведя стрельбу по борту либо по задней части башни и корпуса танков.

Попадания снарядов данной пушки в другие детали и ролики ходовой части танков всех типов создавали значительные разрушения, выводящие последние из строя.

В выводах отчета по Национальным опробованиям очень обращалось внимание на то, что летный состав, летающий на самолетах Ил-2, вооруженных пушками НС-37, обязан пройти особую подготовку в ведении прицельной стрельбы маленькими очередями по малоразмерным целям (отдельные танки, машины, и т.д.). Тридцатому авиазаводу НКАП и ОКБ-16 НКВ рекомендовалось безотлагательно установить на пушку дульный тормоз.
Помимо этого, указывалось, что Ил-2 с НС-37 нужно было испытывать с боекомплектом к пушкам по 50 снарядов и обычной бомбовой нагрузкой в 100 кг, как было записано в Распоряжении ГКО.

В будущем все серийные Ил-2 с НС-37 выпускались как раз в таком варианте оружия. Летно-технические эти самолета пара улучшились. При полетном весе 6160 кг большая скорость на высоте 1320 м составила 405 км/ч, у почвы — 391 км/ч.

Время подъема на высоту 1000 м — 2,2 мин.
Как видно, при установке пушек НС-37 на двухместный Ил-2 конструкторы столкнулись с теми же проблемами, что и при установке на одноместный «Ил» пушек ШФК-37.

Главным же средством борьбы с германскими танками в это время войны стала противотанковая авиационная бомба кумулятивного действия весом 1,5 кг в габаритах стоящей на вооружении ВВС КА авиабомбы массой 2,5 кг — ПТАБ-2,5-1,5. Новая авиационная бомба была создана в ЦКБ-22 под управлением И.А.Ларионова.
Воздействие новой бомбы сводилось к следующему. При ударе о броню танка срабатывал взрыватель, что через тетриловую детонаторную шашку приводил к детонации заряда взрывчатого вещества. При детонации заряда, благодаря наличию кумулятивной воронки и железного конуса в ней, создавалась кумулятивная струя, которая, как продемонстрировали полигонные опробования, пробивала броню толщиной до 60 мм при угле встречи 30° с последующим разрушающим действием за броней: поражение экипажа танка, инициирование детонации снарядов, и воспламенение горючего либо его паров.
Минимальная высота, снабжающая выравнивание бомбы до встречи с поверхностью брони танка и безотказность ее действия, равнялась 70 м.

В бомбовую зарядку самолета Ил-2 входило до 192 авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 в 4-х кассетах небольших бомб (по 48 штук в каждой) либо до 220 штук при их рациональном размещении навалом в 4-х бомбоотсеках.
При сбрасывании ПТАБ с высоты 200 м с горизонтального полета при скорости полета 340-360 км/ч одна бомба попадала в площадь, равную в среднем 15 м2, наряду с этим, в зависимости от бомбовой загрузки, неспециализированная область разрывов занимала полосу 15х( 190-210) м2, что снабжало фактически гарантированное поражение находящегося в данной полосе любого танка вермахта. Дело в том, что площадь, занимаемая одним танком, составляла величину порядка 20-22 м2, а попадание хотя бы одной бомбы в танк было в полной мере достаточным для вывода его из строя, как правило безвозвратно.

Так, ПТАБ представляла собой достаточно грозное оружие для того времени. К слову сообщить, Основной конструктор ЦКБ-22 И.А.Ларионов за создание ПТАБ-2,5-1,5 и взрывателя к ней АД-А в январе 1944 года был награжден орденом Ленина, а во второй половине 40-ых годов двадцатого века — удостоен звания лауреата Национальной премии СССР.

ЛТХ:

Модификация: Ил-2 (НС-37)
Размах крыла, м: 14,60
Протяженность, м: 11,60
Высота, м: 4,17
Площадь крыла, м2: 38,50
Масса, кг
-безлюдного самолета: 4625
-обычная взлетная: 6160
Тип двигателя: 1 х ПД Микулин АМ-38Ф
Мощность, л.с.
-номинальная: 1 х 1575
-взлетная: 1 х 1720
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 391
-на высоте: 405
Практическая дальность, км: 685
Скороподъемность, м/мин: 455
Практический потолок, м: 6000
Экипаж, чел: 2
Бомбовая нагрузка: 100 кг бомб (в перегрузку 200 кг) — до 220 ПТАБ — 2,5-1,5
Оружие: 2 х 37-мм пушки НС-37 (по 50 снарядов на ствол), 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС (по 750 патронов на пулемет), 1 х 12,7-мм УБТ для стрельбы назад (280 патронов).

Штурмовик Ил-2 АМ-38Ф с 37-мм пушками НС-37.

Штурмовик Ил-2 НС-37.

Штурмовик Ил-2 НС-37.

Штурмовик Ил-2 НС-37.

Серийный штурмовик Ил-2 НС-37 на стоянке.

Ил-2 НС-37 на стоянке. Вид спереди.

Оружейники готовят пушку НС-37 к установке на Ил-2.

Установка пушки НС-37 на Ил-2.

Обслуживание пушки НС-37 на Ил-2.

Подготовка Ил-2 НС-37 к вылету.

Ил-2 НС-37. Рисунок.

Пушка НС-37. Рисунок.

Ил-2 НС-37. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Ю.А.Егоров. Самолеты ОКБ С.В.Ильюшина.
«Война в воздухе» №№ 6-7. Ил-2, Ил-10. применения и История создания.
Космонавтика и Авиация. В.Перов, О.Растренин. Штурмовик Ил-2.
Авико-Пресс. Владимир Перов, Олег Растренин. Штурмовики Красной Армии.
Крылья Отчизны. Евгений Черников. Ил-2 — гордость отечественной авиации.
Сайт «Уголок неба». 2014 страница: «Ильюшин Ил-2 (двухместный)».

Страницы истории: Штурмовик ИЛ-2 — War Thunder

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Тяжелый штурмовик ил-8.

    Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1943 г. Распознанные на протяжении боев недочёты главного штурмового самолета Красной армии —…

  • Противотанковый штурмовик ил-2 шфк-37.

    Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1942 г. В последних числах Декабря 1942 года в 688-й шал 228-й шад 16-й ВА для прохождения войсковых…

  • Лёгкий штурмовик р-5ш.

    Разработчик: Поликарпов Страна: СССР Первый полет: 1931 г. Особенный класс самолетов-штурмовиков, предназначенных для атак наземных целей с предельно…

  • Штурмовик ил-40.

    Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1953 г. Во второй половине 40-ых годов XX века завершились заводские летные опробования…

  • Лёгкий штурмовик ди-6ш.

    Разработчик: Кочеригин, Яценко Страна: СССР Первый полет: 1935 г. Параллельно работам по модификации серийных самолетов-разведчиков в легкие штурмовики и…

  • Бронированный штурмовик бш-2 (цкб-55).

    Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1939 г. В связи с неудачным испанским опытом истребителей и разведчиков-боевого применения…