Schnellboot der kriegsmarine — малые воины большой войны

      Комментарии к записи Schnellboot der kriegsmarine — малые воины большой войны отключены

Глубокоуважаемые сотрудники! Просматривая материалы по германским торпедным катерам ВМВ, случайно заметил данный материал. Не помню, выкладывал ли кто или из Вас данный материал ранее, и на случай, в случае если я повторю данный материал, приношу собственные извинения.

Приятного просмотра.

Германские торпедные катера периода Второй мировой взяли заглавия S-Boot (Schnell Boot) либо E-Boat (Enemy Boat). Районы военных действий шнелльботов: пролив Ла-Манш, Северное море, Балтийское море, и Средиземное и Тёмное моря (куда их переправляли по рекам и наземным транспортом).

Как, возможно, вы додумались, речь заходит о торпедных катерах. В частности о Schnellboot. Начнём издали. Тема очень специфична, и среди таких творений морского дела, как Бисмарк, Гнейзенау и Шарнхорст, какие-то катера с ними и рядом не находились.

Отбросим эти мысли и погрузимся с ними в их родную стихию, определив их путь к войне и в войне.

Через четыре года по окончании провозглашения Германии 23 июля 1875 года Fr. Lurssen основал в Бремене компанию, которая потом стала известнейшей судостроительной верфью города Lurssen. Уже в первой половине 90-ых годов XIX века был выстроен первый скоростной катер.

К 1910 году со стапелей верфи сошло около 700 катеров, каковые показывали необыкновенную для того времени скорость. В 1917 на верфь «Fr. Lurssen Bootswerft» поступил заказ на изготовление первого морского катера для ВМФ. В этом же году он был построен и начал нести работу. По окончании окончания Первой Мировой и поражения, которое стало причиной падению кайзеровского режима, перспективные разработки было нужно свернуть. Тем временем сверхдержавы начали гонку оружий.

Военное кораблестроение развивалось стремительными темпами, опережая все ранее разработанные замыслы. Ограничение Вашингтонского контракта и принятое в первой половине 20-ых годов XX века соглашение разоружения позволили остановить гонку. По окончании продолжительных и сложных переговоров была создана совокупность контроля ВМС государств-участниц.

Все принятые меры по ограничению флотов не касались надводных судов водоизмещением до 600 тысячь киллограм. Их возможно было разрабатывать и спускать на воду в произвольных количествах на собственный собственное усмотрение. Ни Вашингтонский контракт 1922 года, ни Английская конференция 1930 года, ни кроме того Версальское соглашение в отношении Германии не касалось судов водоизмещением до 600 тысячь киллограм. В годы Первой Мировой почему-то были полностью проигнорированы удачи торпедных катеров.

Их роль недооценивалась большинством держав, владеющих ВМС. Мысль применения скоростных катеров для военных действий в акватории была неспешно забыта.

По окончании заключения Версальского мирного соглашения до окончания войны в 1919 году в распоряжении германского императорского ВМФ осталось предельное число крейсеров и линкоров, выстроенные на рубеже столетий. Эти устаревшие боевые суда не были находятся в состоянии боеготовности а также несению боевой работы. Но как раз им суждено было стать базой для нового флота Германии. Так желали победители.

Одержавшие победу державы обычно вели себя вызывающе, принимая удачные для себя решения.

Вопреки всему, на немецком флоте удалось создать действенную совокупность подготовки. Она превосходила все, каковые были в распоряжении победителей. В 1925 году под управлением адмирала Фортлоттера опять началось строительство скоростных торпедных катеров.

Сначала эти работы шепетильно прятались. Первые попытки проводились на базе шести ветхих катеров, поскольку по окончании окончания войны новые не строились. По окончании приведения и модернизации их в состояние готовности начались систематические опробования. После этого была организована первая флотилия. Были совершены учения в 1925 году, целью которых было применения данного оружия. Во второй половине 20-ых годов двадцатого века управление вермахта начало проявлять интерес к КБ «Fr.

Lurssen Bootswerft», где строились скоростные катера. И уже во второй половине 20-ых годов XX века на верфи был выстроен первый торпедный катер по окончании долгого перерыва. Инициатива принадлежала адмиралу Рёдеру. 7 июля 1930 года первый торпедный катер был включен в состав флота под кодовым значением UZ (S) 16 U-BOOT «Zerstorer», а 16 марта 1932 года катер приобрел новое обозначение «S1». Боевой корабль имел водоизмещение 40 тысячь киллограм, оружие – два 533-мм торпедных аппарата и развивал скорость 32 узла.

Сейчас у этого класса судов показалось собственный обозначение «Schnellboote S-type».

Schnellboot der kriegsmarine - малые воины большой войны

Schnellboot – один из ранних образцов

Германский флот разрешил себе возможность выстроить предельное число кораблей ВМФ, наряду с этим не выходя за рамки ограничений контракта. Строительство скоростных торпедных катеров никак не исчерпывалось, но управление ВМФ волновалось по поводу вероятной реакции государств-победителей на развитие и появление нового класса кораблей ВМФ.

Неудачный опыт в других областях лишь усиливал тревогу, исходя из этого разработки и опробования проводились в строжайшей секретности под видом гражданского кораблестроения. Существовала острая необходимость замены ветхих катеров новыми судами. Требовались скоростные торпедные катера.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века было выстроено еще четыре торпедных катера: «S2», «S3», «S4», «S5». В первой половине 30-ых годов XX века в составе германского флота показался торпедный катер «S6». До 1937 года они подчинялись командующему разведывательных подразделений.

С позиций боевого применения появление торпедных катеров стало решающим шагом вперед. Германский флот стал первым, где нашли использование замечательные дизельные двигатели. Они разрешили расширить дальность плавания и расширить скорость на ходу до 36 узлов, наряду с этим расход горючего уменьшился.

Во время с 1934 по 1935 годы в состав флота вошли еще семь торпедных катеров с обозначениями с «S7» по «S13». В июле 1935 года была организована первая флотилия торпедных катеров. Со временем поступили заказы на постройку торпедных катеров с «S14» по «S17».

На легкие боевые суда устанавливались по три дизельных двигателя мощностью 2000 л.с. любой. Водоизмещение увеличилось до 92 тысячь киллограм, а скорость уже составляла 39,8 узла. Все суда поступили на вооружение первой флотилии торпедных катеров.

Сейчас соединение насчитывало двенадцать боеспособных боевых судов. Во время с 1936 по 1938 годы были созданы тактико-технические условия их применения. За ними последовали новые параметры их оружия.

Торпедным катерам были выяснены районы с расстоянием до 700 миль, очерчивающие побережье западной части береговой полосы Германии вдоль Северного моря, и участок Балтийского моря до островов.

Со временем совершенствовались дизельные установки, благодаря которым торпедные катера имели возможность развивать скорость до 45 узлов. На постройку торпедных катеров шли лучшие разработки индустрии. Быть начальником боевого катера, в распоряжении которого было молниеносная скорость и смертоносное оружие, считалось респектабельным.

Матросов для работы на катерах готовили на особых направлениях, каковые включали штурманов и механиков. Торпедные катера имели атаки и задачи наступления, исходя из этого они вооружались соответствующим наступательным оружием. Их функциями были нападения на громадные суда, проникновение в гавани и базы и нанесение ударов по находящимся в том месте силам, проведение атак на торговые суда, следовавшие морскими автострадами, и рейды на расположенные на протяжении побережья объекты.

Наровне с этими задачами торпедные катера имели возможность употребляться для ведения оборонительных действий – атака подводных лодок и сопровождение прибрежных конвоев, операции и ведение разведки по разминированию вражеских минных полей. Принимая к сведенью маленькие размеры, манёвренность и высокую скорость, стало ясно, что торпедные катера владели массой преимуществ перед вторыми классами кораблей ВМФ. Торпедный катер имел возможность выйти, нанести торпедную атаку и скрыться в спокойном море.

У них минимальная потребность в снабжении и людях. Торпедные катера превратились в грозное оружие.

Schnellboot в море

Стотонные торпедные катера с улучшенными мореходными качествами показались в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Боевые суда взяли обозначения, начинавшиеся с «S38». Они стали главным оружием германского флота во Второй мировой. Они были вооружены двумя торпедными аппаратами и двумя-четырьмя торпедам, и двумя 30-мм зенитными орудиями. Большая скорость достигала 42 узла.

Не оставляет сомнения, что в лице «шнелльбота» германским конструкторам удалось создать хороший боевой корабль. Как ни необычно, этому содействовал отказ от высоких скоростных показателей, и, как следствие, возможность оснастить катера дизельными двигателями.

Дизельный двигатель торпедного катера «S1»

Эти по двигателям германских торпедных катеров находятся в этом материале:

http://alternathistory.com/dvigateli-nemetskikh-torpednykh-katerov-razrabatyvavshiesya-i-seriino-stroivshiesya-v-1920-1940-gody

Такое ответ положительно сказалось на улучшении живучести «москитов». Ни один из них не погиб от случайного возгорания, что часто происходило в британском и американском флотах. Увеличенное водоизмещение разрешило сделать конструкцию катеров очень устойчивой к боевым повреждениям.

Скользящий таранный удар эсминца, подрыв на мине либо попадание 2-3 снарядов калибра более чем 100 мм не приводили, в большинстве случаев, к неизбежной смерти катера (к примеру, 15 марта 1942 года S-105 пришел своим ходом в базу, взяв около 80 пробоин от осколков, пуль и снарядов малокалиберных пушек), не смотря на то, что довольно часто «шнелльботы» приходилось уничтожать из-за условий тактической обстановки.

Еще одной изюминкой, быстро выделявшей «шнелльботы» из последовательности торпедных катеров других государств, стала огромная по тем временам дальность плавания — до 800-900 миль 30-узловым ходом (М. Уитли в собственной работе «Deutsche Seestreitkraefte 1939— 1945» именует кроме того громадную цифру —870 миль 39-узловым ходом, во что, но, тяжело поверить). Практически германское руководство кроме того не имело возможности ее всецело реализовать из-за громадного риска применять катера днем, в особенности со второй половины войны.

Большой радиус действия, несвойственные катерам того времени вытянутые круглоскулые внушительные размеры и обводы, согласно точки зрения многих, ставили германские торпедные катера в один последовательность с миноносцами. С этим возможно дать согласие с той только оговоркой, что все-таки «шнелльботы» оставались торпедными, а не торпедно-артиллерийскими судами. Спектр решаемых ими задач был намного yже, чем у миноносцев Второй мировой.

Проводя аналогию с современной классификацией «ракетный катер» — «небольшой ракетный корабль», «шнелльботы» вернее вычислять малыми торпедными судами.

Успешной была и конструкция корпуса. Полубак со встроенными торпедными аппаратами улучшал мореходные качества — «шнелльботы» сохраняли возможность применять оружие при беспокойстве до 4-5 баллов, а рубки и малая высота борта очень значительно уменьшали силуэт. В совершённых британцами по окончании войны сравнительных опробованиях германских и английских катеров стало известно, что в ночных условиях «немец» визуально подмечал соперника раньше.

Громадные нарекания приводило к оружию самообороны — артиллерия. Не имея возможности строить параллельно с торпедными катерами их артиллерийские аналоги, как это делали британцы, немцы с конца 1941 года начали проигрывать «москитам» соперника. Позднейшие попытки усилить огневую мощь «шнелльботов» до некоей степени сократили это отставание, но всецело ликвидировать его не удалось.

По части оснащения техническими средствами обнаружения германские катера кроме этого без шуток отставали от своих соперников. За всю войну они так и не взяли более-менее удовлетворительного малогабаритного радара. С возникновением станции радиотехнической разведки «Наксос» немцы лишили неприятеля преимущества внезапности, но не решили проблему обнаружения целей.

Наровне со шнелльботами уделялось достаточно важное внимание и катерам типа R (раумбот). Задуманные первоначально как катерные тральщики, раумботы стали для германского флота воистину универсальными судами. Они действовали в акватории, сопровождая конвои, несли дозорную работу, использовались для минных постановок и траления, для борьбы с подводными лодками а также для спасения летчиков со сбитых самолетов.

Но мы не о них.

Технические хар-ки и типы Шнелльботов

Таблица о характеристиках на примере некоторых катеров.

Мини Шнелльботы

Катера типа LS (Leicht-Schnellboot) были созданы с целью реализации блестящей идеи – транспортируемые на громадных судах катера. Предлагалось кроме того применять подводную лодку Type III U-boat для перевозки двух таких, но не срослось. Маленькое количество их было размещено на запасных крейсерах. Из 34 рассчетных выстроили 15.

Все были приписаны к 21 Bootsflotille.

Водоизмещение имели 13 тысячь киллограм и длиной были 12,6 метров. Движки – два дизельных Daimler Benz MB507. Экипаж 7 человек. Оружие – два торпедных аппарата и одна 2-см пушка. Правда. кое-какие употреблялись как минные заградители. KM-Boats длиной 18 и водоизмещением тонн 15,6 метров. Движки – два бензиновых BMW разгоняли до 30 узлов. Оружие – либо два торпедных аппарата либо 4 мины.

Вспомогательное оружие – 7,92-мм пулемет. Всего было произведено 36 штук.

Мало о действиях в Ла-Манше

О германских торпедных катерах мировая пресса в первый раз заговорила в последних числах Мая 1940 года на протяжении девятидневной эвакуации британских экспедиционных армий из Дюнкерка. Газеты и телеграфные агентства всей земли наперебой публиковали тогда сведения, передаваемые из Германии. 22 мая 1940 года: Германские торпедные катера потопили в Ла-Манше неприятельский вспомогательный крейсер.

26 мая 1940 года: У Остенде германские торпедные катера потопили британский эскадренный миноносец. У Гельдера германские торпедные катера потопили подлодку соперника.

3 июня 1940 года. Британское морское министерство информирует, что в операции у Дюнкерка приняло участие 222 британских армейских мелких судов 665 и корабля. Не обращая внимания на действия подводных торпедных катеров и лодок соперника, утраты флота союзников были относительно малыми. Не считая погибших в мае трех эскадренных миноносцев Графтон, Гренейд и Уэйкфул, были потоплены кроме этого эскадренные миноносцы Базиликс, Кейт и Хэвант.

Из общего количества 170 маленьких армейских судов утрачено 24.

Через 2 десятилетия по окончании этих событий британский историк Д. Дивайн, проанализировав военную обстановку на основании документов противостоявших в Дюнкерке сил, установил, что утраты союзников были большими. При эвакуации 338 226 человек один лишь британский флот утратил 226 из 693 судов и среди них 6 эсминцев, корабль, 5 тральщиков и около 200 катеров и малых судов. Приблизительно такое же количество судов и кораблей взяли важные повреждения.

Выяснилось, но, что участие германских торпедных катеров, да и по большому счету всех германских ВМС, в битвах против франко-английского флота у Дюнкерка было значительно менее большим, чем возможно было представить, опираясь на сообщения печати.

И вправду, в мае 1940 года события на сухопутном фронте в Северной Франции, Бельгии и Голландии развивались так быстро, что выход германских армий к Ла-Маншу и окружение британских экспедиционных армий в Дюнкерке застало германских адмиралов неожиданно. В военно-морских базах Германии сейчас не выяснилось судов, талантливых без шуток помешать снабжению окруженных британских армий, а после этого их успешной эвакуации.

Германский торпедный катер S-204

Основная нагрузка в дюнкеркской операции легла на германскую авиацию, которая не только бомбардировала и торпедировала суда и корабли союзников у причалов и в море, но кроме того взяла на себя постановку минных заграждений. Только 21 мая в южной части Северного моря показались две флотилии германских торпедных катеров, переведенные из Норвегии…

Для эвакуации армий из Дюнкерка британцы создали три маршрута через Ла-Манш – центральный, западный и восточный. С 28 мая британские и французские суда стали пользоваться последним маршрутом, крайняя точка которого – Куинтвисльский буй – пребывала всего в часе хода от Остенде, где базировались переведенные из Норвегии германские торпедные катера. 29 мая в 00.45, в то время, когда эсминец Уэйкфул с армиями на борту огибал буй, наблюдатели увидели следы двух торпед.

Одна из них прошла мимо, но вторая угодила прямо в середину корпуса. Эсминец переломился пополам, обе половины, став вертикально, ушли на дно в течение каких-нибудь 15 мин.. Шедшие вместе с Уэйкфулом эсминец Графтон и тральщик Лидд спустили на воду шлюпки, каковые начали подбирать тонущих. Через полчаса к ним присоединились дрифтер Наутилус и лоцмейстерское судно Комфорт.

Сейчас не увиденный в темноте германский катер выпустил торпеды в Графтон, и в то время, когда эсминец начал тонуть, Комфорт и Наутилус, вспугнутые взрывами, стали на полном ходу удаляться с места событий. Приняв их за уходящие по окончании атаки вражеские катера, Лидд и тонущий Графтон открыли по Комфорту пламя. Финиш данной канонаде положила очередная вражеская торпеда, разнесшая Комфорт практически на куски вместе с людьми и экипажем, спасенными с Уэйкфула

Результаты действий Шнелльботов

Оружие

Торпедные катера вооружались, по большей части, автоматическими пушками и пулемётами, само собой разумеется не считая торпед. Артиллерийское оружие катеров к началу осени 1939 года складывалось из одного 20-мм автомата «Рейнметалл» С/30 в установке L/30, установленной на кормовой площадке, и двух переносных 7,92-мм пулеметов MG 34. На больших катерах, начиная с S-38, показалось второе орудие в люковой турели на полубаке.

Катера серии S-30 взяли пушку на полубак лишь в конце 1941-го. В будущем из-за ограниченных размеров и без того низкой скорости оружие катеров этого подтипа не модернизировалось. Довольно надёжность миллиметровок и низкая 20-скорострельность приводили к частым нареканиям моряков, в следствии чего в 1941—1942 годах на большинстве катеров их заменили на более идеальную модель С/38.

Участившиеся стычки с английскими артиллерийскими катерами (MGB) вынудили принять кардинальные меры по усилению оружия торпедных катеров. Стандартная морская 37-мм полуавтоматическая пушка С/30 не годилась для данной цели из-за через чур низкой скорострельности (порядка 40 выстрелов в 60 секунд). Единственной альтернативой были шведские 40-мм автоматы Bofors.

К октябрю 1942 г. по три катера в 1-й, 2-й и 4-й флотилиях и по два в 5-й и 6-й взяли вместо 20-милиметровки на юте по одному Bofors с боекомплектом 2000 выстрелов. В обшей сложности перевооружено было 14 «шнелльботов»: S-29, S-39, S-42, S-44 — S-46, S-51, S-81 — S-83, S-98, S-99, S-112, S-117. отсутствие и Невысокая скорострельность бронебойных снарядов вынудили руководство Кригсмарине воздержаться от более широкого распространения Bofors на катерах.

Другого пригодного для установки на торпедные катера оружия у немцев просто не было. Перспективная 50-мм пушка Flak 41 весила более 3 тысячь киллограм, особый катерный вариант 30-мм авиационной пушки МК-103 был до тех пор пока в стадии разработки. Исходя из этого начальникам катеров довольно часто приходилось импровизировать. В следствии кормовую огневую точку чаше всего оснащали спаренным 20-мм автоматом, иногда (к примеру, на S-65) заменяемым счетверенным.

Дополнительно оборудовалась огневая точка за рубкой, куда имел возможность ставиться одноствольный либо спаренный 20-мм автомат, спаренный либо строенный 15-мм пулемет MG-151/15. Имеется свидетельства применения на «шнелльботах» авиационных 20-мм пушек MG FF в импровизированных установках. Число пулеметов винтовочного калибра имело возможность достигать восьми.

В начале 1944 года на вооружение наконец-то поступили 30-мм автоматы (по большей части на новые катера, начиная с S-170), а сзади рубки фактически на всех сохранившихся катерах установили спаренные С/38. В конце 1944-го кормовая точка начала оборудоваться одноствольной 37-мм (модифицированной армейской Flak 36 либо ее морским аналогом М42) или 40-мм пушкой. Планировавшееся перевооружение всех установок на полубаке на 30-мм орудие МК-103 удалось осуществить только частично.

Спаренную 30-мм установку так и не создали, вместо нее новые катера приобретали две одноорудийные установки с МК-103 или орудия ветхих типов.

В первой половине 40-ых годов XX века часть катеров вооружили 86-мм ракетной установкой RAG М42 для стрельбы зенитными ракетами (боекомплект — 30 осколочных и 60 осветительных ракет). Все «шнелльботы» оборудовались двумя кормовыми бомбосбрасывателями с боекомплектом в шесть глубинных бомб WBF (масса — 139 кг). Кроме главной — противолодочной — функции, бомбы играли роль средства защиты от преследователей — для этого их сбрасывали в кильватерную струю.

Столь же ответственным являлось наличие канистр с дымообразующим средством (Nebelkannen) — первоначально двух, потом же их число достигало восьми, причем наровне с германскими употреблялись французского производства. Время работы одной канистры — 20 мин.

В отличие от глубинных бомб, мины не входили в штатное оружие катеров, не смотря на то, что испытания по их применению начались еще до войны. Первая боевая минная постановка прошла в ночь на 11 июля 1940 г. в английских водах. Потом минное оружие обширно употреблялись торпедными катерами, а к концу войны по результативности кроме того вышло на первое место.

Торпеды

Торпеды 40-х гг. были еще более идеальными, чем предвоенные. За войну скорость парогазовых торпед достигла 50-55 узлов; а дальность их хода возросла до 15-20 км. В один момент увеличилось поражающее воздействие торпедного оружия, которое сейчас несло только замечательный заряд взрывчатки (к концу войны до 500-600 кг в тротиловом эквиваленте). Для снаряжения торпед, наровне с тротилом, стали использовать вещества с более сильной чувствительностью к детонации: тетрил, гексоген и другие.

Наконец, возросло число режимов хода: многие торпеды армейского времени имели три режима по скорости и дальности; итальянцам удалось создать кроме того шестирежимные образцы. дальности действия и Увеличение скорости происходило при сохранении прошлого калибра. Исходя из этого простое ёмкости запаса и увеличение топлива металлического резервуара для окислителя (сжатого воздуха) не решало проблему. Габариты подводного боеприпаса уже достигли собственного разумного предела.

К примеру, на вооружении английского флота показалась 609-мм торпеда длиной 8,2–8,5 м и весом 2,2 тонны. Разработчикам торпедного оружия приходилось применять более энергоемкое горючее или более действенные окислители. Так, в японской торпеде Тип “93” ( Известные как «Долгое копье». Самые замечательные торпеды Второй мировой) в качестве окислителя вместо воздуха употреблялся чистый кислород, а в экспериментальных германских примерах — перекись водорода.

Торпеды времен войны владели новыми боевыми возможностями. К примеру, советская торпеда примера 1939 г. была укомплектована гироскопическим прибором МО-3, разрешавшим создавать плавную установку угла трансформации курса (до 90° влево либо вправо). Особенной популярностью они пользовались у экипажей торпедных катеров. Дело в том, что гироскоп МО-3 снабжал новый метод стрельбы — “веером”.

В случае если раньше атака завершалась по окончании пуска одной торпеды (или торпеды производили приятель за втором через определенный временной отрезок), то с возникновением МО-3 стала вероятна залповая стрельба. Наряду с этим к цели в один момент, с маленьким углом растворения (около 1°), направлялись сходу пара торпед. Очевидно, стрельба “веером” давала отличных показателей.

Немцы часть собственных торпед снабжали устройствами маневрирования, благодаря которым самодвижущаяся мина имела возможность настичь корабль, в случае если тот пробовал уклониться от прямого торпедного удара. Германские торпеды с извилистой траекторией были особенно хороши для атаки судов в конвоях, ходивших особым противолодочным зигзагом. Кроме рассмотренных, существовал еще один метод увеличения возможности поражения цели: установка на торпеде звуковой совокупности самонаведения.

В 1943 г. германские подводные лодки взяли торпеду T-V с первой в мире пассивной совокупностью АСН, которая не реагировала на личные шумы самодвижущейся мины. Т-V была запланирована на поражение целей, движущихся со скоростью до 18 узлов. В эту категорию попадало большинство боевых и транспортных судов союзников по антигитлеровской коалиции, т.к. экономическая скорость указанную величину ни при каких обстоятельствах не превышала.

Торпеды на палубе

Действительно, создать средство защиты от АСН выяснилось существенно проще и стремительнее, нежели саму эту совокупность. Уже в 1944 г. британцы приняли на вооружение “фоксер” — буксируемый кораблем прибор, что отвлекал на себя торпеду. “Приманкой” для нее являлось звуковое поле “фоксера”, более интенсивное, чем шум корабельных винтов. Но радость британцев за собственные “фоксеры” длилась недолго — лишь до появления германских телеуправляемых торпед “Лерхе” с совокупностью корректировки курса по проводам.

До тех пор пока парогазовая торпеда совершенствовалась , в Германии уже разрабатывали первые электрические торпеды. В отличие от парогазовых, они не оставляли следов в виде дорожки пузырьков на воде. Но по скорости (не более 30 узлов) и дальности действия они заметно уступали парогазовым торпедам.

Исходя из этого на катерах на протяжении войны их не использовали — лишь на подводных лодках. Всего за годы Второй мировой торпедами надводных судов, самолётов торпедоносцев и подводных-лодок было стёрто с лица земли 369 кораблей ВМФ, а также 3 линейного корабля, 20 авианосцев, 27 крейсеров, свыше сотни эскортных и эскадренных миноносцев. Много, в случае если сопоставить утраты флотов с их численностью, и через чур мало, в случае если учесть, что неспециализированный расход боезапаса наряду с этим превысил 30 тысяч торпед (в среднем 82 торпеды на один потопленный боевой корабль)

Не обращая внимания на то, что торпедные катера Германия использовала в полной мере удачно и в Первой мировой, новые реалии потребовали важных доработок. Одной из главных задач, над которыми ломали голову германские инженеры, была – как запускать эти чёртовы торпеды с громадной скорости так, дабы они, во-первых, не детонировали, а во-вторых, поражали цель. Первый способ, ставший позже стандартом – BOW Launch – запуск из торпедного аппарата, расположенного на баке корабля.

Носом торпеды вперед и с перемещением катера по направлению к цели. Логично. Второй способ – запуск с кормы, курсом на цель, направление носа торпеды по ходу корабля. Способ потребовал резкого разворота на правый либо левый борт с целью не словить личные торпеды.

Третий способ – запуск с кормы, курсом от цели, направление носа торпеды против хода корабля. Способ потребовал разворота на 180 градусов при входе в зону пуска торпед и дальности торпед по направлению к цели с последующим стремительным удиранием с целью не взять по щам. Употреблялся по большей части на весьма мелких шнелльботах.

На Шнелльботах употреблялись торпеды G7a.

Торпеда G7a. Германский Морской музей в Вильхельмсхафене

Принцип действия Торпеда приводилась в перемещение собственным двигателем и удерживала заданный курс следования посредством совокупности независимого наведения. Ответственным источником работы совокупностей торпеды являлся резервуар со сжатым воздухом, что занимал около половины пространства в 7-метрового металлического корпуса.

В то время, когда торпеду запускали, её прохождение через торпедный аппарат приводило в воздействие особый тумблер, и сжатый воздушное пространство из резервуара через регулятор давления и небольшую трубу подавался в камеру сгорания. Проходя по дополнительным трубкам, сжатый воздушное пространство включал и другие механические совокупности торпеды. В камеры сгорания смесь сжатого топлива и воздуха из соседнего резервуара поджигалась воспламенителем ударного действия, похожим на свечу зажигания.

Раскаленные газы от сгорания горючего превращали тонко распыленную в камере охлажденную воду в парогазовую смесь, приводившую в двигатель и действие торпеды. Двигатель вращал два полых приводных вала, засунутых один в второй, приводивших в перемещение два гребных винта торпеды. Винты вращались в противоположных направлениях, дабы избежать вращения торпеды около продольной оси и она не сбилась с курса.

Перемещение торпеды по нужному курсу обеспечивалось посредством гироскопа, ротор которого кроме этого вращался сжатым воздухом со скоростью, соответствующей трём заданным скоростям перемещения торпеды в 30, 40 и 44 узла. Чувствительный к любому отклонению от заданного курса, гироскоп включал маленькой моторчик (серводвигатель), что изменял положение соответствующих рулей. его серводвигатель и Датчик глубины удерживали движение торпеды на требуемой глубине действием на рули погружения.

Головная часть с боевым зарядом на первых торпедах типа G7a имела довольно несложный контактный детонатор. Для защиты лодки от вероятного преждевременного взрыва торпеды детонатор имел хитроумный механизм — мелкий винт, вращаемый встречным потоком воды, приводил детонатор в боевое положение не раньше, чем торпеда удалялась от лодки на расстояние до 30 метров Торпеда имела следующие характеристики:

Протяженность — 7186 мм. Диаметр корпуса — 533 мм. Масса — 1528 кг. Скорость — имелись 3 скоростных режима — 30, 40 и 44 узла. Дальность хода — 12 500 м на 30 узлах, 7500 м на 40 узлах, 5500 м на 44 узлах. Вес боевого зарядного отделения — 280 кг.

Взрыватель — KHB Pi1 либо KHB Pi1 8.43-8.44. Тип взрывателя — контактно-неконтактный

Флотилии торпедных катеров:

  • 1-я флотилия (1. Schnellbootflottille). Создана на Балтике, в 1939 принимала участие в Польской кампании, в 1940 – в операции «Везерюбунг» (в составе боевой группы «Берген»). В 1940 переведена на Запад, а в 1941 – обратно на Балтику, к берегам Финляндии. В 1942—44 действовала в составе германских ВМС на Черном море, а в 1944 передислоцирована на Балтику. В сент. 1939 в флотилию входили ТК S-18 – S-23. Плавучие базы: «Циндао» (Tsingtau) и «Румыния» (Romania).

Начальники: капитан-лейтенант Курт Штурм (3.1938—11.1939); капитан-лейтенант Гейнц Бирнбахер (11.1939—8.1942); капитан 3-го ранга Георг Кристиансен (8. 1942—8.1943); капитан 3-го ранга Герман Бюхтинг (5.1943—5.1945).

  • 2-я флотилия (2. Schnellbootflottille). Создана на Северном море. В сент. 1939 в флотилию входили ТК S-10 – S-17. В 1940 принимала участие в операции «Везерюбунг» (в составе боевой группы «Кристианзанд»). В 1940 переведена в южную часть Северного моря и в Ла-Манш. С 1941 действовала на Балтике, у берегов Финляндии. В 1942—45 в южной части Северного моря и Ла-Манше. Плавучая база «Танга» (Tanga).

Начальники: капитан 3-го ранга Рудольф Петерсен (8.1938—10.1941); капитан 3-го ранга Клаус Фельдт (10.1941—2. 1944); капитан 3-го ранга Герман Опденхофф (2.1944—3.1945); капитан-лейтенант Гуго Вендлер (3.1945—5.1945).

  • 3-я флотилия (3. schnellbootflottille). Создана 15.5.1940, действовала у Бельгии и берегов Нидерландов. В 1941 переведена в Виндаву (Восточная Балтика), а в конце того же года в Средиземное море. В 1943 включена в состав 1-й дивизии торпедных катеров.

Начальник: капитан 3-го ранга Фридрих Кемнаде (5.1940—7.1943).

  • 4-я флотилия (4. Schnellbootflottille). Создана 1.10.1940, действовала в Северном море и в Ла-Манше. С 1944 в бельгийской территории канала (со штаб-квартирой в Роттердаме).

Начальники: капитан-лейтенант Нильс Бэтге (10.1940—3.1943); капитан 3-го ранга Вернер Лютцов (3.1943—10.1943); капитан-лейтенант Кауземан (10.1943—11. 1943); капитан 3-на данный момент ранга Курт Фиммен (11.1943—5.1945).

  • 5-я флотилия (5. Schnellbootflottille). Создана 15.7.1941 для действий в водах Финляндии. В 1941—44 действовала в Ла-Манше, а в 1944 была переведена в Хельсинки и в Ревель. В 1944–45 – в Свинемюнде, действовала по большей части на Балтике, но часть катеров привлекалась для операций в Ла-Манше.

Начальники: капитан 3-го ранга Бернд Клуг (7.1941—6.1944); капитан-лейтенант Курт Йоханнсен (6.1944); капитан-лейтенант Герман Хольцапфель (7.1944—5.1945).

  • 6-я флотилия (6. Schnellbootflottille). Создана 1.3.1941 в подчинении военно-морской станции «Нордзее». Действовала на Северном море и в районе Ла-Манша. В 1942 ненадолго переведена к берегам Норвегии, а после этого возвращена на прошлое место дислокации. В 1944 действовала в финских водах, а после этого снова на Западе.

Начальники: капитан 3-го ранга Альбрехт Обермайер (3.1941—7.1944); капитан-лейтенант Йенс Матцен (7.1944—5.1945).

  • 7-я флотилия (7. Schnellbootflottille). Создана 1.10.1941 в Свинемюнде, но до апр. 1942 пребывала на стадии формирования, а входившие в ее состав катера подчинялись руководству 5-й флотилии. С апр. 1942 дислоцировалась на Балтике, а после этого в нояб. 1942 по европейским рекам переброшена на Средиземное море.

Начальники: капитан-лейтенант Бернд Клуг (10.1941—5.1942); капитан 3-го ранга Ганс Труммер (6.1942—5.1945).

  • 8-я флотилия (8. Schnellbootflottille). Создана 1.11.1941 на севере Норвегии недалеко от бухты Кола, предназначалась для действия против судов союзников в районе, прилегающем к Мурманску. 10.7. 1942 расформирована. Вторично создана 1.12.1942 для охраны норвежского побережья. В 1943 переведена в Северное море и Ла-Манш, а в 1945 – на Балтику.

Начальники: капитан-лейтенант Георг Штур Кристиансен (11.1941—7.1942); капитан 3-го ранга Феликс Цымалковски (12. 1942 – 5.1945).

  • 9-я флотилия (9. Schnellbootflottille). Создана 1.4.1943 на Северном море, действовала в районе Ла-Манша.

Начальник: капитан 3-го ранга барон Гётц фон Мирбах (4.1943—5.1945).

  • 10-я флотилия (10. Schnellbootflottille). Создана в марте 1944, действовала на Северном море и в Ла-Манше.

Начальники: капитан-лейтенант Карл Мюллер (3.1944—9.1944); капитан-лейтенант Дитрих Блюдау (9.19

Kriegsmarine.mp4

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: