«Плетёнка тача», часть vi

      Комментарии к записи «Плетёнка тача», часть vi отключены

«Плетёнка тача», часть vi

Продолжение увлекательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike.

В это же время 17-е своевременное соединение шло на север, а личному составу 3-й истребительной за оставшиеся до встречи с соперником дни ещё предстояло привести в порядок собственную матчасть. Капитан 3-го ранга Тач успел лично облетать первые 21 из поступивших в его распоряжение F4F-4, но последние 6 были переданы эскадрильи в самый последний момент.

Ещё хуже обстояло с оружием – из-за нехватки техсостава оно было приведено в полный порядок только на четвёрке, которую Тач применял для стрелковой подготовки. Наряду с этим на половине самолётов пулемётные порты в плоскостях были по большому счету всё ещё закрыты заводской консервацией, а их «Браунинги» были всё ещё в заводской смазке, и их требовалось привести в боевое состояние и пристрелять.

Потому, что сведения пулемётов и методика пристрелки в условиях относительно маленькой лётной палубы авианосца сравнительно не так давно позвала большое количество вопросов, то остановимся на ней поподробней. Мероприятие начиналось с того, что на расположенной в корме платформе посадочного сигнальщика (Landing Signal Officer) поднимался штатный ветрозащитный экран из брезента, натянутого на железную раму, на что со стороны носа крепилась особая мишень для «холодной пристрелки».

Стандартная расстояние сведения стволов американских палубных истребителей равнялась 1000 футов [305 м], и в совершенстве пристрелку следовало вести как раз с данной дистанции в одну точку, но полная протяженность полётной палубы авианосцев типа «Йорктаун» составляла «всего» 244,5 метров, исходя из этого на мишени было три метки – центральная для прицела и расположенные на намерено вычисленном расстоянии от неё боковые для крыльевых пулемётов. Потому, что на F4F-4 все стволы имели однообразный калибр и баллистику, то этого хватало, при же оружия различных калибров мишень была сложней и метки для различных типов стволов пребывали на различной высоте.

После этого кормовая часть левого борта авианосца освобождалась от запаркованных самолётов, и на расстоянии 200 футов [61 м] от мишени и носом к ней устанавливался истребитель. Посредством снабжённой домкратом тележки для авиабомб хвост автомобили поднимался до таковой высоты, дабы стволы пулемётов появились в горизонтальном положении, по окончании чего целый самолёт вручную «наводился» уже по горизонту прицелом в центральную метку мишени и фиксировался найтовами и колодками.

Потому, что встроенное оружие по определению не имело собственных прицельных приспособлений, то потом в стволы пары самых дальних от фюзеляжа пулемётов со стороны дульных срезов вставлялись устройства для «холодной пристрелки» (Bore Sighter, другими словами практически «дульный прицел»), каковые воображали из себя оптические прицелы малой кратности с перископическими окулярами, соосно смонтированные на стержнях диаметра, равного калибру ствола, в этом случае – 12,7-мм. Один из оружейников наблюдал в данный прицел и отдавал команды находящемуся на крыле напарнику, что посредством фиксирующих винтов наводил пулемёт в соответствующую – левую либо правую – отметку на мишени.

«Холодная пристрелка» 12,7-мм пулемётов истребителя «Рипаблик» P-47 «Тандерболт» посредством универсального набора Mark I.
В наборе имелись посадочные стержни для всех калибров, использовавшихся в авиации США: 7,62-мм, 12,7-мм, 20-мм и 37-мм.

По окончании наведения «крайних» пулемётов истребитель перемещали на расстояние 250 футов [76 м] от мишени и таким же образом создавали наводку средней пары. Внутреннюю несколько наводили уже с дистанции 300 футов [91,5 м]. На этом «холодная» пристрелка закончивалась, самолёт отгонялся в шнобель для уже «горячей», а его место наоборот мишени занимала следующая машина.

Для «тёплой» пристрелки самолёт разворачивали перпендикулярно борту, пулемёты заряжали трассерами и начинали отстреливать тестовые очереди сперва парами пулемётов, а после этого всей батареей, смотря за тем, дабы автострады очередей перекрещивались совершенно верно в марке прицела истребителя. При необходимости сидевшие на плоскостях оружейники по командам из кокпита всё теми же фиксирующими винтами корректировали наводку пулемётов.

На этом этапе в кокпите истребителя был уже не основной оружейник, а начальник одного из дивизионов, он же замкомандира эскадрильи по оружию, в этом случае лейтенант Элберт МакКаски. По окончании приёмки им пристрелки, из чисто психотерапевтических мыслей несколько тестовых очередей позволяли выпустить пилоту данного самолёта, с тем дабы и он лично убедился, что оружие его автомобили настроено подобающим образом. Начавшиеся 29 мая работы по приведению истребителей в боеспособное состояние были полностью завершились только незадолго до сражения, к вечеру 3 июня 1942 г.

«проверка» вооружения и Горячая пристрелка истребителей «Грумман» F4F-4 «Уайлдкэт» на борту АВ «Рэйнджер» перед его участием в операции «Торч», американо-британской высадке в северной Африке. Начало ноября 1942 г.

В это же время 17-е своевременное соединение шло на север. В 11.50 2 июня 1942 г. два «Донтлесса» с «Йорктауна» нашли суда 16-го ОС в назначенной точке «Успех» в 350 милях [648 км] северо-восточней Мидуэя, а в 16.00 на судах обоих соединений имели возможность видеть друг друга уже визуально. Объединённые силы под неспециализированным руководством адмирала Фрэнка Флетчера, насчитывающие 3 эскадренных авианосца с 221 боеготовым самолётом, 7 тяжёлых и 1 лёгкий крейсер, и 15 эсминцев, двинулись на запад.

Утром 3-го июня патрульные «Каталины» с Мидуэя нашли в 700 милях [1300 км] к западу от атолла большие силы японцев, каковые были идентифицированы как их Транспортное соединение, которое должно было осуществлять фактически высадку и захват американского опорного пункта. Это ещё раз подтвердило правильность разведданных, на которых строилась американская операция. Из-за нехорошей видимости северо-западней Мидуэя ударное соединение авианосцев японцев найдено пока не было, но согласно данным разведки оно должно было ударить атолл утром следующего дня.

Я не буду пересказывать целый ход битвы при Мидуэе, напомню только, что по начальному замыслу главной ударной силой должны были стать авиагруппы «Энтерпрайза» и «Хорнета», тогда как самолёты «Йорктауна» должны были снабжать безопасность правого (северного) фланга объединения, и являться оперативным резервом. Адмирал Флетчер отлично не забывал Коралловое море и больше не планировал «складывать все яйца в одну корзинку». В 05.34 4 июня 1942 г., в то время, когда на судах перехватили первое сообщение патрульной «Каталины» c тактическим номером 4V58 «Авианосцы соперника», объединение пребывало в 202 милях [374 км] северней Мидуэя (пеленг 013°) и двигалось на северо-восток, в точку встречи с поднятым утром с «Йорктауна» вылетом из 10 SBD-3 «Донтлесс», проводившим разведку северного 180° сектора на расстояние в 100 миль [185 км]. Спустя 11 мин. было перехвачено переданное открытым текстом сообщение с другой «Каталины»:

«Большое количество самолётов в направлении Мидуэя, повторяю, в направлении Мидуэя».

И лишь в 05.52 PBY-5A номер 4V58 передала первые конкретные информацию о сопернике:

«Два авианосца и линейные корабли, пеленг 320, расстояние 180, курс 135, скорость 25».

На мостиках американских авианосцев скоро пересчитали эти сведенья, получалось, что вражеское соединение находится на дистанции 247° и пеленге 175 миль [324 км] от них, другими словами за пределами просевшего боевого радиуса истребителей F4F-4 «Уайлдкэт» и на пределе боевого радиуса TBD-1 «Девастейтор» с подвешенной торпедой. В действительности из-за навигационной неточности навигатора «Каталины» расположение японского соединения было выяснено с погрешностью в 4° по пеленгу и 40 миль [74 км] по дальности, исходя из этого в конечном итоге расстояние до американских авианосцев составляла не 175, а около 200 миль [370 км]. Но адмирал Флетчер и его штаб исходили из тех данных, что у них имелись, и в 06.07 блинкер «Йорктауна» передал приказ начальнику 16-го своевременного соединения адмиралу Рэймонду Спрюэнсу:

«Следуйте на юго-запад и атакуйте авианосцы соперника когда они будут точно найдены. Я проследую за вами сразу же по окончании посадки самолётов».

16-е своевременное соединение совершило разворот практически на 180° и со скоростью 25 узлов [46 км/ч] двинулось наперехват японских сил. По их рассчётам начать поднимать авиагруппы в атмосферу следовало не ранее 07.00, в то время, когда расстояние до движущегося практически перпендикулярным курсом соперника сократится до хотя бы 155 миль [287 км].

Уже в 06.30 «Йорктаун» прибыл точку встречи, принял на борт подтвердившие отсутствие яркой угрозы с севера «Донтлессы», совершил ротацию воздушного охранения, по окончании чего кроме этого развернулся и на 25 узлах двинулся на сближение с соперником, а на лётной палубе авианосца начали выстраивать самолёты уже для ударных задач. С одной стороны адмирала Флетчера весьма тревожило то, что до тех пор пока были обнаружены только два авианосца соперника при том, что согласно данным разведки их должно было быть 4-5, а с другой – он меньше всего желал быть застигнутым вражеским авиаударом с палубой, вынужденной самолётами.

О том, что таковой удар может скоро последовать недвусмысленно говорили радиопереговоры 16-го ОС об обнаружении японского гидросамолёта-разведчика. Исходя из этого начальник 17-го своевременного соединения принял компромиссное ответ: покинуть в резерве лишь одну эскадрилью пикировщиков, послав остальные ударные силы – 17 «Донтлессов» 3-й бомбардировочной и 12 «Девастейторов» 3-й торпедоносной для удара по уже найденным судам соперника. Взлёт этих автомобилей начался в 08.38, другими словами спустя полтора часа по окончании ударных групп 16-го своевременного соединения.

На АВ «Йорктаун» идёт позиционирование ударной группы. 4 июня 1942 г., между 06.30 и 07.30, практически сразу после посадки разведвылета.

Отдельную проблему составлял их истребительный эскорт. Первоначально капитан 3-го ранга Джон Тач планировал, что он будет организован по аналогичной схеме, которая употреблялась им 10 марта 1942 направляться. на протяжении рейда на Лаэ и Саламауа на о. Новая Гвинея, другими словами 8 истребителей, разбитых на два двухзвеньевых дивизиона, для того, чтобы любой из дивизионов имел возможность применять придуманный Тачем тактический приём, «траверзную оборонительную позицию».

Отдельным вопросом был эшелон истребителей, и на протяжении дискуссии грядущего вылета начальники торпедоносцев и пикировщиков, капитаны 3-го ранга Максвелл Лесли и Лэнс Мэсси, которым предстояло лететь на весьма различных высотах – 4500 м и 450 м соответственно – настаивали на том, что истребители должны закрывать прежде всего их, и у обоих имелись важные доводы. В пользу «Девастейторов» сказала их низкие тяговооружённость и манёвренность, а в пользу «Донтлессов» единственный в то время эмпрический опыт – так сложилось, что на протяжении атаки вражеских авианосцев на протяжении сражения в Коралловом море пикировщики понесли значительно более большие потери, чем торпедоносцы.

Что касалось ударных групп «Энтерпрайза» и «Хорнета» начальники их истребительных эскадрилий, кроме этого возглавивших эскортные группы, в их случае составлявшие по 10 автомобилей любая, решили лететь на эшелоне пикировщиков, в первую очередь чтобы иметь преимущество в высоте перед японскими «Зеро», которым, как все замечательно осознавали, они существенно уступают в скорости, манёвренности и скороподъёмности. Начальников 6-й и 8-й торпедоносных эскадрилий «успокоили» тем, что при яркой угрозе они в любую секунду смогут подать условный сигнал, и истребительный эскорт спикирует им на помощь.

Но капитан 3-го ранга Тач, выслушав вывод начальников закрываемых им эскадрилий принял совсем второе ответ, одну четвёрку он выделил в яркое прикрытие торпедоносцев, а возглавляемая им вторая должна была пребывать на эшелоне между ударными эскадрильями, с главной задачей связать боем истребители соперника, а при необходимости – скоро оказать помощь уязвимым «Девастейторам». Ещё одним плюсом данного ответа был постоянный визуальный контакт как с пикировщиками, так и с торпедоносцами, чего были лишены начальники эскортных групп «Энтерпрайза» и «Хорнета».

Ударная несколько АВ «Хорнет» незадолго перед взлётом, в первых рядах «Уайлдкэты» истребительного эскорта. 4 июня 1942 г., около 07.00.

Но, как и каждый уважающий себя армейский замысел, этот замысел Тача начал сыпаться ещё задолго до столкновения с соперником. Первые ударные самолёты «Йорктауна» уже начали подниматься в атмосферу, в то время, когда начальнику 3-й истребительной сказали, что руководство решило сократить и без того куцый эскорт с 8 до 6 автомобилей.

Джон Тач срочно побежал на должность управления авиацией, где постарался убедить замкомандира корабля по авиации капитана 2-го ранга Мурра Арнольда, что для сколь-нибудь действенного противодействия японским истребителям ему требуется, дабы количество «Уайлдкэтов» в эскортной группе было кратно четырём, и никак в противном случае. Но тот, выслушав его, сказал, что ничем оказать помощь не имеет возможности, поскольку приказ исходит «с самого верха», от руководства как корабля, так и соединения, которых, по всей видимости, в последний момент снова накрыли воспоминания о Коралловом море, где совсем не оправдала себя ставка на то, что при необходимости «Донтлессы» без бомбовой нагрузки смогут оказать помощь истребителям хотя бы против вражеских торпедоносцев. Так эскортную группу было решено сократить на те два истребителя, что были небоеспособными в следствии ужасного инцедента, в котором погиб капитан 3-го ранга Дональд Лавлейс шестью днями ранее.

Сейчас капитану 3-го ранга Джону Тачу предстояло решить, кого как раз забрать с собой на это «неисправимое мероприятие». В качестве собственного ведомого он решил покинуть совсем недавнего выпускника лётной школы лейтенанта Роберта Дибба. Пускай у него и отсутствовал не только боевой, но и по большому счету какой-либо опыт, но Тач лично занимался его лётной и стрелковой подготовкой ещё с 19-го апреля, а посему совершенно верно знал, что ожидать от молодого напарника.

Второе звено «главных сил» складывалось из пилотов 42-й истребительной, имевших опыт Кораллового моря а также сбитые в том месте самолёты соперника – лейтенанта Брэйнарда Макомбера и лейтенанта Эдгара Бассета. Начальником звена яркого прикрытия торпедоносцев он выбрал мичмана Тома Чика, кроме этого привычного ему уже более месяца, покинув ему в качестве ведомого ещё одного новичка, лейтенанта Дэниела Шиди.

11 из 14 TBD-1 «Девастейтор» 6-й торпедоносной эскадрильи АВ «Энтерпрайз» незадолго перед вылетом. 4 июня 1942 г., около 07.30.
В кильватере авианосца виден эсминец-спасатель, справа – идущий параллельным курсом тяжёлый крейсер «Пенсакола».

Из всех них, в отличие от «первого состава» 3-й истребительной, только новички Дибб и Чик имели хоть какое-то представление о в далеком прошлом созданной начальником эскадрильи методике командных действий против превосходяшего по лётно-техническим чертям соперника. Растолковывать остальным было, во-первых, некогда, во-вторых – безтолку. Исходя из этого предполётный инструктаж возвратившегося от руководства и весьма злого Джона Тача был предельно лаконичным:

«Что бы ни произошло, держаться совместно! Никаких игр в „одинокого волка&не;! Вы себя убить, причём безо всякой пользы для остальных.

Ещё одно, следим, дабы смесь была максимально обеднённой, экономим горючее. Чик, ты и Шиди держитесь прямо за торпедниками, метров на 300 выше. Снимаете всех, кто на них заходит.

Я буду где-то на 1000 метров выше и прикрою вас от атак сверху. Всё, пошли!»

Взлёт ударной группы «Йорктауна» в тот сутки был организован значительно толковей, чем подобные мероприятия на «Энтерпрайзе» и «Хорнете». С одной стороны, задачу упрощало то, что требовалось поднять в атмосферу на одну эскадрилью меньше, но значительно ответственнее был выбор схемы взлёта, по поводу которой, в отличие от японцев с их чётко проработанными сценариями для объединений и соединений [1], ответ тогда принималось только начальником каждого конкретного американского авианосца и его помощником по авиации.

При авианосцев 16-го ОС схемы были пара различными, но объединяло их то, что и в том и другом случае первыми в атмосферу поднимали самые лёгкие самолёты, и употреблялся принцип «отсроченного отбытия» (deferred departure). Другими словами взлетевшие с «первой палубы» автомобили должны были, сжигая драгоценное горючее, нарезать круги над соединением, ждя взлёта второй партии, и отбыть к цели уже дружно. При же «Йорктауна» употреблялся способ «сбора на марше» и «экономичная» схема взлёта, отработанные на протяжении рейда на Лаэ и Саламауа.

Взлёт F4F-4 «Уайлдкэт» с АВ «Йорктаун». Утро 4 июня 1942 г

Первыми с «Йорктауна» встали 17 «Донтлессов» 3-й бомбардировочной капитана 3-го ранга Максвелла Лесли и начали комплект высоты до эшелона 4500 м. Следом за ними взлетели 12 «Девастейторов» 3-й торпедоносной капитана 3-го ранга Лэнса Мэсси и сходу легли на боевой курс. Собрав высоту, пикировщики отправились за торпедоносцами, и благодаря преимуществу в крейсерской скорости (120-130 узлов против 90-100 узлов) нагнали их уже на маршруте.

Сейчас на лётную палубу были подняты самолёты 3-й истребительной, часть из них усилила боевое охранение, а эскортная шестёрка под руководством Джона Тача кроме этого собрала высоту и на крейсерской скорости в 130-140 узлов отправилась за двумя прошлыми группами. Именно поэтому эскортные истребители большую часть маршрута смогли пролететь экономя горючее: по прямой, а не «змейкой», к которой они вынуждены были прибегнуть, нагнав более тихоходные ударные самолёты.

Эта методика потребовала значительно более сложной, чем при «отсроченного отбытия», координации, но её преимущества были налицо. Ударная несколько «Йорктауна» была единственной из трёх, что отыскала соперника в полном составе, причём в один момент, в едином строю и сохраняя координацию между элементами. Но главную задачу это упрощало не очень сильно, потому как к тому времени над Первым Мобильным соединением Императорского флота появился достаточно внушительный «комитет по праздничной встрече».

Изначально боевое воздушное охранение японского соединения складывалось из 12 «Зеро», по звену с каждого из четырёх авианосцев. После этого, по мере атак американской авиации, базировавшейся на Мидуэй, их количество доходило до 36, при фактически постоянной ротации, позванной исчерпанием боекомплектов истребителей, прежде всего – снарядов к 20-мм пушкам (горючее проблемой не было – с подвесным баком японский шедевр имел возможность в патрульном режиме держаться в воздухе до 8 часов).

Что стало одной из обстоятельств, из-за чего японцы так и не смогли поднять в атмосферу ударную группу против американских авианосцев. По окончании маленькой передышки японскому боевому воздушному охранению начиная с 09.15 было нужно отражать атаки уже палубных торпедоносцев. Сперва ими была полностью уничтожена 8-я торпедоносная с «Хорнета», а на момент прибытия ударной группы «Йорктауна» они были заняты уничтожением 6-й торпедоносной «Энтерпрайза».

В следствии, 6 «Уайлдкэтов» Джона Тача и 29 эскортируемых им ударных самолётов встречали 36 «Зеро», а через пара мин. их количество достигло уже 43-х.

Тут хотелось бы сделать маленькое отступление на тему откуда берутся все эти цифры. По американским самолётам, участвовавшим в атаке на японские авианосцы, несложнее всего – их количество указывалось в рапортах начальников авианосцев, а в рапортах начальников эскадрилий имеются ещё и поимённые перечни по каждому из боевых вылетов. Все эти документы на данный момент находятся в Национальном архиве США.

С противостоявшими им японскими истребителями дело обстоят заметно сложней, потому как их количество в воздухе всегда менялось, а документированность сражения при Мидуэе с японской стороны существенно уступает американской. Часть ответственной текущей отчётности попросту погибла вместе с судами (достаточно отыскать в памяти, что мостик АВ «Кага» взял прямое попадание 500 либо 100-фунтовой авиабомбы, а выход с мостика АВ «Акаги» был отрезан пожаром, исходя из этого руководство корабля было вынуждено покидать его через иллюминатор).

Многие сохранившиеся в сражении документы не дожили до конца войны, а что-то было сознательно стёрто с лица земли. Но посты управления авиацией всех четырёх японских авианосцев, пребывавшие в кормовых частях надстроек, практически не пострадали, и в следствии частично сохранились так именуемые хикокитай сэнто кодо тёсё, своевременные боевые издания авиагрупп, каковые на данный момент находятся в Национальном архиве Японии.

Выше приведена страница для того чтобы издания, в которой расписана работа истребительного боевого охранения АВ «Акаги» 4 июня 1942 г. (либо 17-6-5 по японскому календарю и токийскому времени) с 01.28 по 07.10 (либо с 04.28 по 10.10. по времени Мидуэя). В таблице указаны номера боевых патрулей, звания, фамилии и должности пилотов, результаты их действий, расход снарядов [2] и т. д., и – что нам принципиально важно в этом случае – посадки и время взлёта каждого самолёта (две колонки в центре).

Благодаря подобным изданиям и стало вероятно достаточно совершенно верно подсчитать какое количество как раз японских истребителей пребывали в воздухе над Мобильным соединением в тот либо другой момент времени. В первый раз эта работа была совершена в японском изучении «Сэнси Сосё. Миддовэ Кайсэн», размещённом в 1971 г. Ниже представлена диаграмма, сделанная на базе этих данных.

Помимо этого в неё добавлен тайминг американских атак, растолковывающий колебания в численности истребителей японского боевого воздушного охранения. Интересующий нас период времени выделен красным.

  • [1] К примеру, порядок и состав взлёта ударной группы, что нападала утром того дня авиабазу ВМС США на Мидуэе назывались «Организация №5» – 36 ударных самолётов с «Хирю» и «Сорю», 36 пикировщиков с «Акаги» и «Кага» (все вооружены «наземными», т.е. фугасными авиабомбами), с эскортом из 36 истребителей, по 9 с каждого авианосца. Соответственно, для удара по найденным американским авианосцам планировалось применять «противокорабельную» схему «Организация №4» – 45 вооружённых торпедами ударника с «Акаги» и «Кага», 36 пикировщиков с «Хирю» и «Сорю» с бронебойными авиабомбами и 24 истребителя эскорта.
  • [2] Не считая всего другого данный документ предоставляет любопытную данные по поводу настоящего боекомплекта находившихся на «Зеро» 20-мм авиапушек обр. 99 мод. 1 на базе «Эрликон» FF, что теоретически составлял 60 снарядов на ствол. Но как в этом, так и в многих вторых отчётах полный расход этого боекомплекта постоянно указывается как 110 снарядов на самолёт (либо кратное 110 число при нескольких вылетов). Наверное, существовали неприятности с барабанным едой, почему в них заряжали на 5 снарядов меньше штатного, что ещё сильней уменьшало и без того не очень впечатляющий боекомплект самоё эффективного оружия «Зеро».

Продолжение направляться, а желающие поддержать трудовым рублём, баксом либо шекелем 🙂 – смогут сделать это тут.

Использованная литература:

1. Commander, Fighting Squadron Three, Action with enemy report, 4 June, 1942.
2. ???????????? (Tactical operation records, Warship Akagi Flying Squad), 4 June, 1942.
4. U.S. Naval Institute, “The Reminiscences of Admiral John S. Thach, U.S. Navy (Retired)”, 1977.
5. John B. Lundstrom, “The First Team: Pacific Naval Air Combat from Pearl Harbor to Midway”, 1984.
6. Steve Ewing, “Thach Weave: The Life of Jimmie Thach”, 2004.
7. Jonathan B. Parshall, Anthony B. Tully “Shattered Sword: The Untold Story of the Battle of Midway” 2005.
8. Dallas W. Isom “Midway Inquest: Why направляться Japanese Lost the Battle of Midway” 2007.
9. Barrett Tillman, “US Marine Corps Fighter Squadrons of World War II” 2014.

источник: http://midnike.livejournal.com/41238.html

FLY Era Nano 6 (iQ4406)как разобрать и замена тачскрина(сенсорного стекла)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • «Плетёнка тача», часть iii

    Продолжение занимательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. Из-за сложной метеорологической обстановки в районе Рабаула…

  • «Плетёнка тача», часть iv

    Продолжение увлекательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. В ночь с 7 на 8 марта 1942 г. 4-й японский флот приступил,…

  • «Плетёнка тача», часть v

    Продолжение увлекательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. 19 апреля 1942 г. капитан 3-го ранга Джон Тач наконец…

  • «Плетёнка тача», часть vii

    Продолжение занимательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. В 10.03 4 июня 1942 г. стрелок-радист одного из…

  • «Плетёнка тача», часть ii

    Продолжение занимательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. В сутки начала Тихоокеанской войны закончивший модернизацию…

  • Schnellboot der kriegsmarine — малые воины большой войны

    Глубокоуважаемые сотрудники! Просматривая материалы по германским торпедным катерам ВМВ, случайно заметил данный материал. Не помню, выкладывал ли кто…