«Плетёнка тача», часть iv

      Комментарии к записи «Плетёнка тача», часть iv отключены

Продолжение увлекательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike.

В ночь с 7 на 8 марта 1942 г. 4-й японский флот приступил, наконец, к реализации отложенной из-за рейда АВ «Лексингтон» последней из рассчетных операций первого этапа войны. Операция носила кодовое имя «SR» и имела целью захват плацдармов на северо-восточном побережье принадлежавшей Австралии восточной части о. Новая Гвинея. К утру подразделения «особых десантных сил флота» (японской морской пехоты) захватили город Лаэ с находящимся в том месте аэропортом, и близлежащий посёлок Саламауа с имевшейся в том месте гаванью, по окончании чего началась высадка пехотных и инженерно-строительных подразделений, каковые должны были вернуть в строй взлётно-посадочную полосу, подорванную отошедшим в джунгли австралийским гарнизоном.

За два дня до этого к находящемуся в районе о. Новая Каледония 11-му своевременному соединению адмирала Брауна присоединилось пришедшее из Пёрл-Харбора 17-е своевременное соединение адмирала Флетчера. Объединённые силы двух соединений, состоявшие сейчас из двух эскадренных авианосцев, «Лексингтона» и «Йорктауна», 8 эсминцев и тяжёлых 14 крейсеров, планировалось применять для второй попытки рейда на порт Рабаул, что должен был состояться 10 марта.

Но уже вечером 7 марта австралийский патрульный самолёт нашёл японское соединение, складывающееся из транспортов, прикрытых крейсером и несколькими эсминцами, направляющееся из Рабаула в направлении Новой Гвинеи. Спустя пара часов австралийский гарнизон г. Лаэ рассказал о начале японской высадки, а воздушная разведка поняла, что гавань Рабаула фактически опустела. Так, запланированный рейд утратил каждый суть.

Исходя из этого уже вечером 8 марта было решено ударить не по Рабаулу, а по японским силам в районе высадки на Новой Гвинее. Потому, что северная часть Соломонова моря контролировалось авиацией и японскими кораблями, нападать решили из залива Папуа Кораллового моря. Так, удар наносился с неожиданного для соперника направления, не со стороны моря, а со стороны суши.

Утром 10 марта суда двух американских своевременных соединений прибыли в запланированную точку взлёта в 45 милях [83 км] от юго-восточной части прибрежной полосы Новой Гвинеи, фактически «наоборот» собственной цели, пребывающей на противоположном побережье. В 07.04 авианосцы отвернули на ветер и начали подъём в атмосферу ударных групп, составивших в сумме 61 пикировщик SBD-2/3 «Донтлесс», 12 торпедоносцев TBD-1 «Девастейтор», вооружённых бомбами, и ещё 13 – авиаторпедами Mark 13.

Их эскорт складывался из 10 «Уайлдкэтов» с «Йорктауна» и 8 из состава 3-й истребительной эскадрильи с «Лексингтона». Потому, что предполагалось наличие над целью вражеских истребителей, капитан 3-го ранга Джон Тач планировал в первый раз испытать в боевых условиях придуманный им и отработанный его эскадрильей тактический приём, будущую «плетёнку Тача», как раз исходя из этого эскорт с «Лексингтона» и складывался из двух пар двухсамолётных звеньев.

«Плетёнка тача», часть iv

По пути к цели не обошлось без приключений, вызванных лежащим в данной части огромного острова хребтом Оуэн-Стэнли. Средняя высота покрытой джунглями горной цепи составляла 2700 м (верховная точка 4072 м), но близко к маршруту имелся «проход», где горы понижались до 2300 м. Всё это не воображало никаких неприятностей для истребителей и пикировщиков, летевших к цели на высоте 4900 м, но вооружённым торпедами «Девастейторам» уже не хватало скороподъёмности, дабы направляться скоро поднимающемуся рельефу, и в какой-то момент стало ясно, что они не смогут перемахнуть кроме того 2300 м. Начальника 2-й торпедоносной эскадрильи «Лексингтона» капитана 3-го ранга Джеймса Бретта выручил его опыт полётов на планере – увидев не прикрытое облачностью плато, он направил собственную эскадрилью в том направлении, понадеявшись на восходящие воздушные потоки от прогретых солнцем джунглей внизу. Опыт его не подвёл, и перегруженные торпедоносцы смогли собрать нужную высоту и преодолеть горы.

Первыми в район целей прибыли 8 «Уайлдкэтов» Тача, чьей задачей было связать боем истребители соперника. Но, осмотрев аэродром и небо, пилоты с удивлением нашли полное отсутствие какой бы то ни было вражеской авиации.

Отошедшие из Лаэ австралийцы очень как следует вывели из строя взлётно-посадочную полосу, в следствии к 10 марта японцы чуть успели привести её в порядок, но ещё не успели перебросить в том направлении истребительную эскадрилью, а обеспечить постоянное прикрытие с воздуха из расположенного в 345 милях [640 км] Рабаула было проблематично. Ввиду отсутствия воздушных целей, американские истребители занялись наземными.

Джон Тач поделил группу, послав одну четвёрку к Лаэ, а сам с другой направился к Саламауа. Целями истребителей стали позиции японских зениток, что имели возможность создать неприятности ударным самолётам. При помощи лёгких 30-фн [13,6 кг] штурмовки и авиабомб из 12,7-мм пулемётов зенитный пламя с берега был подавлен, по окончании чего истребители Тача, поддержанные прибывшими 10 «Уайлдкэтами» с «Йорктауна» занялись подавлением ПВО пребывавших в заливе Хуон судов и кораблей.

Неожиданно стало известно, что японская авиация в районе высадки однако имелась – гидроавиатранспорт «Киёкава-Мару» успел запустить находившийся на катапульте лёгкий разведывательный гидроплан «Накадзима» E8N1 «Дэйв», что сразу же рванулся в бой. Пилот мелкого, но гордого биплана с вооружением и тканевой обшивкой из пары 7,7-мм пулемётов успел обстрелять отбившийся от строя «Девастейтор» и увернуться от погнавшейся за ним пары «Донтлессов», по окончании чего не придумал ничего лучше, чем атаковать четвёрку «Уайлдкэтов», кошмаривших в тот момент лёгкий крейсер «Юбари».

Начальник 3-го дивизиона 3-й истребительной капитан-лейтенант Ноэл Гейлер делал очередной штурмовой заход, в то время, когда перед ним появился японский самолёт. Пара секунд пилот пробовал осознать, не мерещится ли ему это чудо с поплавками, после этого легко немного поднял шнобель и расстрелял маячивший перед ним биплан, по окончании чего продолжил штурмовку крейсера.

Палубные самолёты уже начали строиться для возвращения на авианосцы, в то время, когда на сцене показалась помощь от союзников и армии в виде 8 тяжёлых бомбардировщиков армии США «Boeing» B-17 «Летающая крепость», прилетевших с авиабазы в Таунсвилле в северо-восточной Австралии (1400 км), а после этого 8 средних бомбардировщиков Австралийских Королевских ВВС «Локхид» А-28/29 «Гудзон» из столицы австралийской Новой Гвинеи Порт-Морсби (300 км). В тех же тепличных условиях, что и палубные ударники, они вывалили собственный боекомплект, по окончании чего рейд возможно было вычислять законченным. Утраты атакующих составили один сбитый «Донтлесс», плюс ещё 2 взявших повреждения пикировщика не стали рисковать, садясь на авианосцы, а предпочли уйти на аэропорт в Порт-Морсби. С утратами соперника обстояло, как неизменно, пара сложней:

Гидроавиатранспорт «Киёкава-Мару» пробует уйти от бомб американских TBD-1 «Девастейтор». Залив Хуон, 10 марта 1942 г.

На счастье японцев к 10 марта фактически целый персональный состав и бoльшая часть предметов снабжения были уже выгружены с транспортов на берег, исходя из этого утраты были значительно ниже (130 человек убитыми и 245 ранеными), чем могли быть, произойди американский рейд хотя бы днём ранее. С громадной долей возможности возможно высказать предположение, что будь на месте американских палубников их японские сотрудники в таких же количествах, то вряд ли в заливе Хуон на плаву осталось бы по большому счету хоть что-нибудь, но для американской авиации начального периода Тихоокеанской войны и результат возможно было вычислять громадным успехом, в особенности на фоне сокрушительных поражений на вторых фронтах. Напомню, что именно в те дни Императорский флот завершил разгром ВМС ABDA, а японская армия заняла столицу голландской Ост-Индии Батавию, основной порт острова Ява – Сурабая, и главный порт и столицу Бирмы – Рангун.

Потому, что главная цель данного рейда – срыв японской высадки на северо-восточное побережье Новой Гвинеи – так и не была достигнута, Главноком Тихоокеанским флотом США адмирал Честер У. Нимиц вычислял его менее успешным, чем прошлые удары по островам и Маршалловым островам Гилберта, и острову Маркус и атоллу Уэйк. Но его вывод не разделял американский президент Франклин Д. Рузвельт, охарактеризовавший данный рейд в письме к премьеру Англии Уинстону С. Черчиллю как «лучшее, что нам удалось до тех пор пока сделать». И как продемонстрировали предстоящие события, политик, как ни необычно, просчитал (либо предугадал) стратегические последствия лучше, чем армейский.

Рейд на Лаэ и Саламауа (равно как и отменённый рейд на Рабаул) весьма наглядно показали японцам важность и уязвимость юго-восточного сегмента их «оборонительного периметра», благодаря чему командующему 4-м «южным» флотом адмиралу Сигэёси Иноуэ удалось убедить Генштаб Императорского флота на втором этапе войны сосредоточить упрочнения в первую очередь на этом месте, что потом стало причиной измотавшим Императорские флот и армию битвам за Соломоновы острова, острова Бисмарка и Новую Гвинею. Вторым ответственным результатом стал отказ японцев от авантюрных высадок без авиационного прикрытия.

Во многом, как раз полученный у Новой Гвинеи урок помог адмиралу Иноуэ выбить для прикрытия следующих десантных операций – высадок в Порт-Морсби и на о. Тулаги – целых три авианосца. Один из которых, «Сёхо», в следствии был потоплен, а два вторых, «Сёкаку» и «Дзуйкаку», не смогли учавствовать в бою при Мидуэе, где их присутствие имело возможность бы стать решающим причиной.

В это же время, Америке безотлагательно требовались победы и храбрецы. Исходя из этого сразу же по окончании поступления сведений о рейде на Лаэ и Саламануа газеты в государствах союзников (включая советские) вышли с текстами и заголовками, не совсем соответствующими действительности, а на пилотов-участников всех шести авианосных рейдов февраля-марта 1942 г. (а скоро и рейда Дулиттла на Японские острова) пролился ливень призов. Пилоты 3-й истребительной не стали тут исключением, из 18-ти лётчиков, участвовавших в боевых вылетах, призы взяли 15:

Первое, что кидается тут в глаза – более половины пилотов эскадрильи всё ещё составляли люди, по окончании звания которых указана сокращение «USN». Другими словами, кадровые офицеры ВМС США. Уже к середине 1942 г. подобное стало неосуществимым – у подавляющего большинства пилотов к тому времени по окончании звания следовала сокращение «USNR», где последняя буква означала «резервист».

Обстоятельства, по которым лейтенант Эдуард О’Хара был удостоен высшей приза страны, пояснений, думаю, не требуют (не смотря на то, что сам О’Хара против этого деятельно возражал). В противном случае обстоит с начальником 3-го дивизиона капитан-лейтенантом Ноэлом Гейлером – в случае если все остальные пилоты взяли награды за бой 20-го февраля, то он был единственным, кто взял сходу два Военно-морских креста, второй раздельно за действия на протяжении рейда на Лаэ-Саламануа, причём отнюдь не за сбитый им «Дэйв» (несчастный биплан в наградных документах кроме того не упоминается), а за грамотно организованную штурмовку судов соперника.

Не взяли призов ведомый О’Хары лейтенант Мэрион Дюфило, у которого в самый неподходящий момент отказали пулемёты, и оба сбитых пилота. Что весьма наглядно демонстрирует подход капитана 3-го ранга Тача, писавшего представления на собственных подчинённых: призы лишь за итог, даже если тебя сбили либо ранили (особенно, в случае если это произошло в следствии твоей собственной неотёсанной неточности), либо ты кроме того погиб, но не внёс наряду с этим вклада в неспециализированное дело – это твои неприятности, ордена за это не положены. Подход спорный, но дающий представление о совокупности сокровищ данного офицера.

Франклин Д. Эдвард и Рузвельт Г. О’Хара с супругой в Белом доме на церемонии вручения ему высшей приза США, Медали Почёта. В один момент с присвоением приза О’Хара был повышен в звании сходу на два ранга, до капитана 3-го ранга, но на фотографии он до тех пор пока со символами различия лейтенанта (Lieutenant, junior grade). Вашингтон, 21 апреля 1942 г.

26 марта 1942 г. АВ «Лексингтон» возвратился в Пёрл-Харбор и поднялся в док для срочного переоборудования: с корабля планировалось демонтировать все четыре двухорудийные башни 203-мм орудий главного калибра, усилив вместо его ПВО ближнего и среднего радиуса действия. К тому времени «родная» 2-я истребительная эскадрилья «Лексингтона» закончила переподготовку и должна была возвратиться на собственное законное место, а 3-я истребительная капитана 3-го ранга Тача снова была «безлошадной», и в отношении самый подготовленного и результативного в то время истребительного подразделения ВМС США начался процесс, что при техники в большинстве случаев именуют «каннибализацией».

2-я истребительная за время нахождения в Пёрл-Харборе уже была частично раздёргана, помимо этого её было решено расширить до 21 автомобили (с одним резервным пилотом), исходя из этого 12 апреля 1942 г. ей были переданы 12 человек и 56 пилотов технического состава, и все оставшиеся «Уайлдкэты» 3-й истребительной, и через три дня АВ «Лексингтон» ушёл в поход, из которого он уже не возвратится. Помощник Тача, капитан 3-го ранга Дональд Лавлейс ушёл на увеличение – его прописали начальником формирующейся 10-й разведывательной эскадрильи.

Какое-то время обязанности помощника выполнял Эдуард О’Хара, но скоро он отбыл в Вашингтон приобретать собственную Медаль Почёта, а после этого принимать участие в пропагандистских мероприятиях по стране. Ещё трёх пилотов забрали в качестве инструкторов, а вместо эскадрилья взяла новенькие «Грумманы» следующей модели F4F-4. В следствии сложилась необычная обстановка: в подразделении имелся 21 истребитель и 1 (один) пилот, он же начальник эскадрильи капитан 3-го ранга Джон Тач.

Обещанное пополнение из 14 свежих выпускников лётной школы, из которых предстояло воссоздать эскадрилью фактически с белого страницы, всё не прибывало, исходя из этого Тачу не оставалось ничего, не считая как лично облетать все полученные автомобили.

Отдельной проблемой были сами новые самолёты. Как прекрасно знал на личном опыте капитан 3-го ранга Джон Тач, наиболее значимые лётно-технические характеристики (скороподъёмность, приёмистость, минимальный радиус виража, и боевая дальность) «Уайлдкэтов» один раз уже серьёзно просели по окончании повышения веса автомобили из-за добавления бронеспинки и передних бронещитков, и протектированных баков.

Он кроме этого успел познакомиться с прототипом XF4F-4, отличавшимся от привычной «тройки» пока только наличием складывающихся по умной «Груммановской» схеме плоскостей, причём на прототипе узлы складывания были снабжены гидравлическим приводом. Убедившись в том, как ухудшили ЛТХ автомобили дополнительные 136 кг веса (в следствии чего взлётная масса автомобили увеличилась до 3515 кг), начальник 3-й истребительной стал одним из тех, кто упорно советовал убрать для сокращения веса механизацию складывания плоскостей и настаивал на предельной взлётной массе истребителя не более 3400 кг при двигателе имеющейся мощности.

Их упрочнения не пропали бесплатно, и на серийных F4F-4 плоскости складывались уже вручную, но вместо родная индустрия подкинула американским пилотам-истребителям другую… назовём это проблемой, дабы не использовать слова «подлянка». Сначала производства «Уайлдкэты» поставлялись Англии, где стали называться «Мартлет Mk I». Строго говоря, на вооружение Королевских ВВС они поступили кроме того раньше, чем в ВМС либо морскую пехоту США.

Потому, что в начале войны англичане использовали эти истребители в первую очередь для задач ПВО (с береговых аэропортов либо эскортных авианосцев), то в ходе постройки второй партии из 100 самолётов они захотели привести их в соответствие со своей концепцией автомобилей этого класса: «как возможно больше стволов»

Замена стекла на iPhone, iPod своими руками

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • «Плетёнка тача», часть v

    Продолжение увлекательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. 19 апреля 1942 г. капитан 3-го ранга Джон Тач наконец…

  • «Плетёнка тача», часть iii

    Продолжение занимательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. Из-за сложной метеорологической обстановки в районе Рабаула…

  • «Плетёнка тача», часть vi

    Продолжение увлекательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. В это же время 17-е своевременное соединение шло на север, а…

  • «Плетёнка тача», часть vii

    Продолжение занимательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. В 10.03 4 июня 1942 г. стрелок-радист одного из…

  • «Плетёнка тача», часть ii

    Продолжение занимательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. В сутки начала Тихоокеанской войны закончивший модернизацию…

  • Schnellboot der kriegsmarine — малые воины большой войны

    Глубокоуважаемые сотрудники! Просматривая материалы по германским торпедным катерам ВМВ, случайно заметил данный материал. Не помню, выкладывал ли кто…