Если ты остановишь эти самолеты, я сделаю тебя герцогом!

      Комментарии к записи Если ты остановишь эти самолеты, я сделаю тебя герцогом! отключены

В то время, когда говорят о боевом применении британских бомбардировщиков V-серии, в большинстве случаев законно вспоминают Фолклендскую войну, в которой отличились Вулканы; но многие не слышали о том, что за четверть века до того в войне участвовал второй британский дальний реактивный бомбардировщик. Обращение о Велиантах и Суэцком кризисе.

О самом кризисе, в случае если кому-то будет весьма интересно, я коротко написал в собственной колонке в РСМД, а на данный момент желал бы поведать коротко о применении в том месте британских дальников и прежде всего об одном занятном эпизоде.

Если ты остановишь эти самолеты, я сделаю тебя герцогом!

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века, в то время, когда происходили обрисованные события, Вэлиант был новейшей машиной, лишь начавшей поступать в Королевские ВВС. Предпосылки Суэцкого кризиса обрисовывать тут ни к чему, отмечу легко, что передача в госимущество Насером канала была для Англии неожиданностью, не смотря на то, что с позиций египетских правительства и была ответной мерой на отказ финансировать строительство Асуанской плотины (что со своей стороны было вызвано резким дрейфом египетского фаворита в направлении СССР, типа пускай Хрущев тебе и дает невозвратные кредиты).

Британский премьер Иден определил об этом и вовсе на ужине с иракским королем и премьером, каковые дали совет ему ударить по Насеру скоро и жестко. Тут нужно не забывать, что Иден был довольно-таки ястребиным политиком и не планировал спускать Ближневосточный Мюнхен, как в тот момент именовали передачу в госимущество канала. По большому счету для государств Западной Европы, приобретавших через канал 2/3 нефти, возможность появляться на маленьком поводке у одиозного египтянина восхищения не вызывала – а последний сходу в нарушение международного права закрыл канал (по совместительству и Тиранский пролив) для гражданского судоходства в Израиль.

Ответ как направляться наподдать непокорым арабам, прям как во времена старины Ллойд-Джорджа, созрело, наверное, мгновенно. По крайней мере Глава Штаба Королевских ВВС Господин Дермот Бойл через пара дней встретившись с Премьером сообщит своим офицерам [дословно]:

The Prime Minister has gone bananas. He want us to invade Egypt!.

Операция затянулась сколачиванием коалиции с французами и сравнительно не так давно ненавистными израильтянами – Насер сумел скоро отыскать сходу пара смертных неприятелей, но британцы мыслили себя основной ударной силой. Шутка ли – собрали сходу три авианосца! Но основной ударной силой Королевских ВВС, чтобы вся слава не ушла морским летунам, были Громадные Белые Бомбардировщики.

Каковые должны были продемонстрировать арабам, что Империи не слабо повторить актуальные в 20-х гг. профилактические бомбежки непокорных туземцев. По программе-максимум французы и англичане грезили кроме того о начале беспокойств в свержении и Египте Насера.

Летчики начали интенсивные тренировки, учебные бомбометания проходили ежедневно – напомню, что машина новейшая, еще не освоенная толком. Параллельно проходила интеграция и испытания ядерного оружия, первым стратегическим носителем которого должен был стать Вэлиант. Перебазирование на Мальту началось в середине октября.

Весьма интересно, к слову об отношениях Израиля и Великобритании в то время – впредь до последних дней летчики гадали, кого их отправят бомбить: взбунтовавшийся Египет либо вместе с ним наваляют Израилю, чтобы замириться-задружиться, как в ветхие времена Протектората. К началу конфликта на Мальте собрали 24 бомбардировщика из четырех эскадрилий.

Операция Мушкетер должна была проходить в три этапа, в соответствии с приоритетами – подавление египетской авиации; поражение главных армейских и стратегических объектов; штурм захват-канала и Порт Саида. Первые две части должны были быть чисто воздушными, а начало должно было быть положено ночными ударами дальних бомбардировщиков по наибольшим авиабазам египтян – последние сравнительно не так давно взяли МиГ-15, видеться с которыми днем британцам, не забывавшим Корею, совсем не хотелось, а к ночным действиям египтяне готовы, как считалось, не были. Сами Вэлианты, но, также не все были оснащены оборудованием для ночного бомбометания, и цели должны были отметить с малых высот осветительными бомбами бессчётные средние бомбардировщики Канберра.

В качестве главных целей были намечены авиабазы Бриллианта, Кибрит, Абу-Сейр, казармы Хакстеп и Агами. Основной целью должна была стать авиабаза Каир Запад, совмещенная и поныне с гражданским аэропортом.

Британцы планировали по возможности избегать лишних жертв; так, на Вэлианты была возложена задача перепахать ВПП, заблаговременно отмеченные Канберрами – это был одновременно и самый надежный и наименее кровавый метод избежать встречи на следующее утро с толпами Ил-15 и Миг-28, вероятно управляемыми (у страха глаза громадны) Ибн-Иванами, каковые в полной мере имели возможность устроить интервентам, у которых в палубной авиации были по большей части Си Веномы и Корсары, тот еще праздник. На полном серьезе были опасения массированного удара по Кипру, с которого летали Канберры – Мальта уже была вне досягаемости.

Начальная фаза конфликта с израильским вторжением, англо-французским ультиматумом вести войну сторонам развивалась по замыслу, и вечером 31 октября первая несколько бомбардировщиков взлетела с Мальты для того, чтобы разбомбить Каир Запад. Тогда как бомбардировщики на высоте 13 километров направлялись к цели, в Лондоне происходил увлекательный разговор.

К Премьеру Англии пришел американский посол и наровне с дискуссией политических вопросов (а американцы были дико обиженны несогласованной авантюрой французов и англичан, но это второй вопрос) сказал надеющуюся в таких случаях техническую данные о том, как идет эвакуация американских гражданских. Посол сказал, что в качестве главного маршрута вывоза морем выбрана дорога Каир-Александрия, и высказал надежду, что британская сторона примет меры, дабы не навредить случайно американским гражданам.

Тяжело сообщить, как прекрасно сумел сохранить самообладание посмотревший на карту Иден, нашедший, что дорога… проходит конкретно рядом с ВПП Каир Запад [1]. Настроение не улучшила пришедшая в один момент из Каира по линии МИДа весточка – на аэропорте Каир Запад находится 15 американских военно-транспортных самолетов, идет посадка гражданских и дипкорпуса.

В Вайтхолле началась паника, поскольку возможность укокошить пара десятков, а при везении и сотен американцев на фоне и без того находящегося в неистовстве и угрожающего всевозможными карами Вашингтона как-то не прельщала. Еще больший восхищение привело к известию, что с экипажами Вэлиантов не было согласовано не то что последнее подтверждение перед атакой, но а также процедура отзыва – никому просто не пришло в голову, что такое может пригодится. Глава правительства прокричал госсекретарю по вопросам войны Энтони Хэду вынесенное в заголовок:

If you can stop those aeroplanes I will make you a duke! [2]

Последней надеждой был передовой пункт связи на Кипре… и чудо таки свершилось: в том месте был штабной офицер, лично привычный с комэском ударной группы, что обратился к нему по простому радио по имени и, по счастью, тот не просто узнал его по голосу, но и поверил без споров.

В первую ночь Каир Запад не бомбили, но по остальным целям отработали штатно. В будущем Вэлианты совершили 259 боевых вылетов в 18 групповых рейдах, скинув 1962 бомбы неспециализированной массой ок. 940 тысячь киллограм (главная рабочая нагрузка была по дюжине 1000-фунтовок).

Но результаты были скорее разочаровывающими – из семи аэропортов, подвергавшихся налетам на протяжении кампании, большие повреждения взяли лишь четыре. По иронии судьбы в самом нехорошем состоянии была Каир Запад, но самые важные подрывы полосы осуществили сами египтяне, опасавшиеся ура-десанта союзников с целью захвата столицы. Помимо этого Вэлианты подключали к поражению радаров, береговой артиллерии и военно-морских баз.

направляться признать, что низкая эффективность не могла -то виной достаточно опытных экипажей бомбардировщиков – легко с технической точки зрения не пришло еще время для поражения ночью с громадных высот довольно малоразмерных целей, тем более учитывая довольно малый костюм сил (САК США, будучи им поставлена такая задача, бы район толпой B-47 либо B-52B/С).

Ни один Вэлиант не взял повреждений, важный зенитный пламя (как он бывает важным для высотного реактивного бомбардировщика) встречали лишь пара раз, так что в этом замысле эффективность высотных скоростных бомбардировщиков как средства доставки атомного оружия в тот период, до появления ЗРК и действенных, вооруженных ракетным оружием и замечательными БРЛС, перехватчиков была скорее подтверждена. Но, как продемонстрировал конфликт, союзники большое количество перестраховывались – египтяне, не обращая внимания на местами лучшее оружие, не оказали сколь или большого сопротивления и большинство авиации была перебита в следующие дни летчиками палубной авиации. Простым делом было, что старенькие поршневые Корсары, не забывавшие еще японцев, жгли на аэропортах как следует более продвинутые Илы и Миги.

  • [1] забавным моментом есть то, что карта у британцев была ветхая, а дорогу с того времени перенесли на 10 миль от авиабазы
  • [2] нет, не сделал, соврал Иден. Иначе, во многом в следствии унижения Англии по результатам кризиса он вылетел в марте следующего года с большой политики и премьерского кресла, а Хэд продолжил работу.

Литература:

  • Valiant Units of the Cold War
  • Valiant Boys: True Stories from the Operators of the UK’s First Four-Jet Bomber
  • Presidents in Crisis: Tough Decisions inside the White House

5 СЕКРЕТОВ О САМОЛЕТАХ, КОТОРЫХ ВЫ НЕ ЗНАЛИ

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: