План, разработанный американцами в 1918 году. 1200 самолетов и 12000 парашютистов для освобождения меца … в 1919 году! часть 1

      Комментарии к записи План, разработанный американцами в 1918 году. 1200 самолетов и 12000 парашютистов для освобождения меца … в 1919 году! часть 1 отключены

16 мая 1926 года в газете «New York American» вышла статья с заголовком «1200 парашютистов и 12 000 самолётов для освобождения Меца в 1919 году». Американский летчик генерал Уильям «Билли» Митчелл (William «Billy» Mitchell) опубликовал созданный в последних числах Октября 1918 года замысел большой операции. В соответствии с замыслам, эта операция должна была быть совершена в первой половине 1919 года.

«Вот замысел операции, что я создал во Франции в осеннюю пору 1918 года. Мы ни при каких обстоятельствах не говорили об этом раньше, а также в дивизии, которая должна была принимать в ней участие, ничего об этом не знали. Но сейчас кое-какие вещи смогут быть высказаны». [1]

Эта загадочная операция была по-своему амбициозной и революционной – и пара утопичной для того времени. Обращение шла ни больше ни меньше, чем о парашютном десанте 12 тысяч людей из состава 1-й пехотной дивизии (САСШ) в Мец с целью забрать данный главный город и приблизить финиш войны!

Американцы в Лотарингии

В сентябре-октябре 1918 года в стане союзников победа в войне казалась делом неблизкого будущего: по крайней мере политики думали, что боевые действия продлятся до лета 1919 года. С данной точки зрения по окончании совершённых союзниками в июле и августе 1918 года тяжёлых, но победоносных наступлений в двух военных лагерях началась подготовка новых грандиозных операций, рассчетных на осень этого же года.

В октябре 1918 года линия фронта в восточной части Франции стабилизировалась в районе Меца и Седана, на северо-западе страны у Решикура (Rechicourt), на юго-востоке фронт застыл на протяжении линии, протянувшейся между Монмеди (Montmedy) и Стенке (Stenay), между Этеном (Etain) и Верденом и Тиокуром (Thiaucourt), Понт-а-Муссоном (Pont-a-Mousson) и равниной реки Этот (Seille). 1-я и 2-я американские армии были развернуты между Седаном и Тиокуром, и их главными соперником была V армия фон Ботмера (von Bothmer), державшая фронт между Понт-а-Муссоном и Люневилем (Luneville).

Соперником 10-й французской армии, руководил которой Шарль Манжен (Charles Mangin), была XIX армия фон Умна (von Mudra). Укрепленный лагерь в Меце был стержнем, на что опирались обе германские армии. Сейчас в штабе генерала Петена собирались начать в Лотарингии масштабное наступление силами 25-30 дивизий в направлении Седана и Меца и после этого с продвижением в направлении Моранжа (Morhange), Саарбрюккена и Трира.

Маршал Фош первоначально отнесся к этому замыслу достаточно скептически, но 20 октября 1918 года он, наконец, одобрил замысел Петена и на следующий сутки внес предложение ему стать главнокомом. Наступление на Лонгви (Longwy) и Люксембург должны были делать американцы, каковые с 26 сентября 1918 года принимали участие в большой операции между Аргоном и Маасом (Мёз-Аргоннское наступление). К началу ноября 1918 года по окончании некоторых корректировок неспециализированный замысел масштабного наступления в Лотарингии был, наконец, принят.

Его базу должен был составить не лобовой удар по мецкому оборонительному району, а его обход. Одной из обстоятельств этого было усиление немцами собственных оборонительных позиций в районе Меца. Они складывались из четырех оборонительных линий, растянувшихся на 30 километров вглубь участка линии «Гинденбург».

Германские укрепленные линии ощетинились колючей проволокой, артиллерией и пулемётными гнёздами в казематах.

Утром 14 ноября 28 пехотных дивизий, 12 артиллерийских полков, 3 кавалерийские дивизии, авиационная дивизия полковника де Вольгренана (Colonel de Vaulgrenant) – преемника генерала Дюваля (General Duval) [2] – и 600 танков должны были учавствовать в наступлении. 2-я армия США должна была выполнить обходной маневр и охватить укрепленный лагерь Меца. Вследствие этого командующий американскими экспедиционными силами генерал Першинг, у которого были дружеские отношения с генералом Петеном, сначала октября был в курсе довольно созданного им замысла наступления в Лотарингии.

Першинг собирался окружить Мец и нападать армией США Лонгви и Люксембург; 2-я армия США должна была наступать на Брие (Briey) и Трир. Отряд из шести дивизий, действовавших на правом берегу реки Мозель, должен был функционировать совместно с армией Манжа, которая должна была нападать Шато-Салин (Chateau-Salins) и после этого перенести острие собственного удара на Саарбрюкен и Зарлуи (Sarrelouis).

Командующий американскими экспедиционными силами знал, что линия фронта проходит по обе стороны от Меца и что данный город являлся значительным препятствием: город считался неприступным, и его взятие имело возможность стоить множества судеб. Першинг рассчитывал на использование танков и авиации и, как говорят, был чувствителен к любой идее, благодаря которой возможно было сохранить жизни собственных людей.

Как раз сейчас будущий пророк авиационной мощи и командующий Авиационной работой Армии США (U.S. Army Air Service) полковник Митчелл внес предложение Першингу революционную идею штурма упрочнений Меца. Митчелл собирался забрать город благодаря замечательной воздушной атаке в германском тылу.

Первые «коммандос-парашютисты»

Вопреки распространенному точке зрения мысль прыжков с парашютом с летательных аппаратов тяжелее воздуха к 1918 году добилась важного прогресса. В начале двадцатого века с первых же полетов самолетов встал вопрос о безопасности пилотов, и летчики были заинтересованы в возможности при помощи парашюта покинуть собственный летательный аппарат.

1 марта 1912 года в Сент-Луисе – совершенно верно над казармами Джефферсона – американец Альберт Берри (Albert Berry), державшийся за главную стойку шасси самолета, совершил первый прыжок с тяжелым и громоздким парашютом [3]. Из-за бессчётных расчалок, являвшихся характерной чертой самолетов тех лет, сброс с крыла либо хвостового оперения не представлялся вероятным.

Год спустя, 19 августа 1913 года, в Шатефоре (Chateaufort), рядом от Версаля, французский пионер авиации Адольф Пегу (Adolphe Pegoud) на высоте двухсот метров покинул самолет Bleriot с парашютом конструкции Бонне (Bonnet). Ударившись о хвостовое оперение самолета, Пегу сломал плечо и завершил собственный падение на дерево, поклявшись, что ни при каких обстоятельствах не сделает это снова! В феврале 1914 года в Жувизи (Juvisy) Жан Орс с парашютом выпрыгнул из самолета Deperdussin.

Однако, в годы Великой войны – кроме того уже по окончании многократных опробований – ни одна из сторон не оснащала парашютами собственных пилотов. Только в конце войны парашюты вошли в перечень оснащения экипажей летательных аппаратов Имперских ВВС Германии. Так, в течение четырех продолжительных лет войны пилоты, наблюдатели, бомбардиры, механики (тяжелых дирижаблей и бомбардировщиков) и навигаторы разделяли судьбу собственных гибнущих летательных аппаратов, тогда как парашюты существовали уже в течение нескольких лет!

Кроме мыслей, относящихся к области психологии – кое-какие влиятельные чиновники кроме того опасались, что при вражеской атаки летчики будут через чур скоро покидать собственные самолеты – эта задержка была прежде всего связана с тем, что парашюты в то время были еще достаточно громоздкими для армейских самолетов, что затрудняло работу экипажей боевых летательных аппаратов. С германской стороны в начале 1918 года нерешительности должностных лиц был положен финиш, и парашюты совокупности Хайнеке (Heinecke) спасли судьбе множеству германских пилотов, среди которых были Эрнст Удет и Герман Геринг.

В те годы раскрытие парашюта было автоматическим. С одной стороны трос прикреплялся к самолету, а иначе к бечевке, которая прикрывала мешок с стропами и куполом. Данный мешок был надежно прикреплен к одежде парашютиста, и в то время, когда последний выбрасывался из самолета, трос разматывался, испытывал нагрузки на растяжение и разрывал бечевку.

Мешок раскрывался, и из него выходил купол, что после этого раскрывался. На некоторых моделях парашютов трос кроме этого предназначался для вытягивания купола из мешка. Но парашют не был всего лишь методом помощи воздухоплавателям.

Однако, использование парашютов в боевой обстановке на борту армейских летательных аппаратов было рассмотрено только на втором году Великой войны. В октябре 1915 года парашют был в первый раз использован в боевой обстановке, в то время, когда таможенный государственный служащий, трудившийся на французскую разведку, был посредством парашюта закинут к северу Ирсона (Hirson), Пикардия, с задачей взорвать ЖД линию Мобёж (Maubeuge) – Ирсон. Эта операция положила начало специальным операциям и «коммандос-парашютистам».

За французами на протяжении особых операций парашюты начали использовать и немцы. 4 апреля 1916 года и 26 октября 1917 года лейтенант фон Кассель (von Cassel), фельдфедель Май (May) и рядовой Тальке (Talke) выпрыгивали на парашютах рядом от Ковно в 80 километрах от переднего края с целью взорвать ЖД полотно. На следующий сутки за ними прибывал поисковый самолет [3].

В середине 1918 года три подобные диверсионные задачи были выполнены немцами в тылу английского сектора обороны. Приблизительно одвременно с этим итальянцы скинули собственных парашютистов – лейтенантов Алессандро Тандура (Alessandro Tandura), Ферручио Николозо (Ferrucio Nicoloso) и Пьера Аррига Барнаба (Pier Arriga Barnaba) – недалеко от равнины Сернальо (Sernaglio) в тылу австро-венгерских армий. Их целью был сбор информации о перемещениях армий соперника и передача их через линию фронта при помощи почтовых голубей.

«Подготовка к данной парашютной операции проходила весьма сложно, – пишет Анри Ле Мир (Henri Le Mire). – Подготовка аэронавтов была достаточно забавной. Но, дадим слово одному из участников операции – лейтенанту Барнаба:

«Один из сделанных нам советов был следующим: На протяжении прыжка прочно сожмите ноги совместно и стисните зубы. Соединить ноги было в полной мере логичным, но при чем тут зубы? Я не осознавал, какое влияние это может оказать на успех прыжка. Только спустя время мы выяснили, что эта совет была результатом ошибки перевода в сопровождавшей парашют краткой записке, которая была составлена на английском…» [3]

Парашюты использовались все чаще и чаще, но они прежде всего предназначались для солдат, делавших особые операции в тылу соперника и действовавших маленькими группами от одного до трех человек. Только летом 1918 года французы – маленькой отряд парашютистов, управлял что майор Эврар (commandant Evrard), – предприняли пара наглых рейдов в Арденнах и до Перемирия смогли возвратиться на собственную территорию. Но эти действия не было возможности назвать широкомасштабной операцией. «Воздушно-десантная война» ограничивалась сбором и актами саботажа разведывательных данных – весьма своеобразными мероприятиями, делать каковые было поручено элитным воинам, прошедшим особую подготовку.

Выдвинутая Уильямом «Билли» Митчеллом концепция воздушно-десантной операции позвала громадной интерес, потому, что предполагала боевую операцию с десантированием целой пехотной дивизии.

Поздним утром 17 октября 1918 года после заседания штаба в ставке командующего американскими экспедиционными силами, расположенной в пятнадцати километрах к югу от Вердена в лесу Суилли (Souilly), Митчелл предложил свой храбрый замысел генералу Першингу. В это утро генерал Першинг был весьма занят и всегда спешил: он должен был прибыть для инспекции на линию фронта в пяти километрах к северу от Вердена. Но потому, что совещание штаба продолжалось продолжительнее, чем было запланировано, то Митчеллу удалось детально растолковать Першингу замысел бомбардировки германских позиций в районе Меца с целью сокращения сопернику огораживания изоляции и «путей» (подвоза) поля боя.

Этот проект не позвал интереса со стороны американского командующего, что был преисполнен жаждой наступать вперед на Мец. Генерал Першинг скоро разрешил понять собственному кипучему подчиненному, что его прямой обязанностью есть уничтожение германских самолетов, каковые на бреющем полете обстреливают и бомбят американские окопы. Эта активизация германской авиации была связана с тем, что французская авиационная дивизия была выведена из сектора Сен-Мишель (Saint-Mihiel) и в сентябре 1918 года переведена в Шампань.

Першинг приказал Митчеллу сконцентрироваться на данной задаче и, когда она будет выполнена, отправить собственных летчиков атаковать артиллерийские батареи и места концентрации армий соперника, и собирать данные о передвижениях германских полков. Но не было речи о том, дабы бомбить германская армия в 60 либо 100 километрах за линией фронта!

Не обращая внимания на то, что Митчелл вел обращение не о стратегических бомбардировках, а о завоевании местного превосходства в оказании и воздухе яркой авиационной помощи, он должен был подчиниться. Митчелл не желал навлекать на себя бешенство Першинга, потому, что он подготавливался предложить командующему еще один проект, что бы пришелся генералу по нраву.

Митчелл заявлял, что Першинг был заинтригован возможностью захватить Мец самым стремительным и недорогим методом без громадных жертв, каковые были характерны хорошей наземной наступательной операции. Мысль Митчелла была в том, чтобы применять 60 эскадрилий тяжелых бомбардировщиков, любая из которых была оснащена двадцатью Handley-Page O/400 либо Caproni – единственными автомобилями подходящей грузоподъемности.

Самолеты должны были быть направлены в район Меца, но не для бомбардировок, а для высадки десантников. Любой самолет должен был нести 10-15 солдат, оснащенных парашютами типа Calthorp «Guardian Angel» (ангел-хранитель).

Для исполнения этого замысла Митчелл предлагал применять 1-ю пехотную дивизию (САСШ) – элитное подразделение, которое участвовало в Мёз-Аргоннской наступательной операции, и просил командующего американскими экспедиционными силами вывести дивизию с передовой. 1-я дивизия должна была быть переподчинена Авиационной работе и направлена на обучение в рамках подготовки к новой миссии.

Проект Митчелла был весьма амбициозным, потому, что в германском тылу планировалось парашютировать не меньше 12 тысяч воинов! Кроме результата массирования сил Митчелл кроме этого рассчитывал на огневую мощь армий, потому, что любая группа из десяти человек должна была быть оснащена двумя новейшими 7,5-мм пулеметами Browning.

Митчелл изобрел блитцкриг

В общем, начальный замысел Билли Митчелла был довольно несложен: бомбардировщики должны были взлететь с пятнадцати аэропортов, расположенных в часе полета от Меца, и летать к цели в сопровождении более ста истребителей. После этого бомбардировщики и истребители должны были соединиться в заблаговременно выбранных точках. Предполагалось, что десантники будут парашютироваться одной волной.

На земле десантники должны были как возможно стремительнее достигнуть мест сбора, каковые должны были быть укреплены, и взять по воздуху боеприпасы и продовольствие.

Митчеллом была сформулирована большинство тактических приемов, каковые потом были применены немцами на протяжении быстрой войны (Blitzkrieg) 1939-41 годов. Полковник Митчелл кроме этого собирался применить две лёгких бомбардировщиков и группы штурмовиков, каковые, будучи вооруженными пулеметами, легкими пушками (должны были устанавливаться в крыле) и бомбами, нападали бы германские окопы и укрепленные позиции, существенно облегчая тем самым американским десантникам задачу сбора.

Другие легкие бомбардировщики должны были заниматься изоляцией поля боя: ликвидировать перемещения германских подкреплений по дорогам, ведшим к территориям высадки десантников. Митчелл кроме этого собирался использовать отряды десантников для захвата вражеских аэропортов, пребывавших на данном участке театра боевых действий.

Командующий американской авиацией во Франции был не только великим авиационным стратегом, вместе с тем и очень способным тактиком по проведению сухопутных операций, потому, что внес предложение объединить высадку парашютного десанта в тылу соперника с быстрой танковой атакой на линии фронта. Митчелл был уверен, что залогом успеха операции есть одновременное наступление по фронту и высадка десанта, потому, что эти действия должны были привести к хаосу во войсках и вражеских штабах: танки и ударные пехотные части должны были легко прорвать фронт и, скоро соединившись с десантниками, всецело захватить германские позиции.

Очевидно, полковник Митчелл был осведомлен об ограничениях собственного проекта. Он осознавал, что из-за травм на протяжении посадки, на протяжении которой неминуемо смогут быть неточности при приземлении и неприятности, которые связаны с парашютной техникой, большая часть десантников не сходу сможет учавствовать в военных действиях. Позднее он писал:

«В полной мере возможно, что не все бы приземлились благополучно и не все подразделения имели возможность собраться по окончании высадки в тылу германских армий. Но не нужно забывать, что мы должны были иметь огневую мощь 2400 человек и 12 000 пулемётов. Кроме того если бы у нас талантливыми атаковать немцев было всего 10% сил из высадившихся за линией фронта, то мы все равно победили бы это сражение».

В то время, когда Митчелл представил генералу Першингу наброски собственного проекта, он знал, что у его разработки мало шансов быть принятой. Однако, к удивлению молодого полковника, что пара дней спустя временно взял звание генерала, его замысел, противоречивший считавшимся тогда «хорошими» стратегическим и тактическим концепциям, был принят Першингом, что дал собственный согласие на разработку подробного замысла операции.

Генерал Першинг кроме этого сохранял надежду, что Митчелл как возможно скорее представит перечень нужных для сил и операции средств. Завершая беседу, Першинг заявил, что сейчас он был бы весьма рад, если бы американцы имели возможность себе обеспечить господство в воздухе над территорией ответственности экспедиционного корпуса!

Полковник Митчелл скоро возвратился на собственный командный пункт и приказал новому штабному офицеру майору Льюису Бреретону (Lewis Brereton), что в первой половине 40-ых годов XX века руководил 1-й союзной воздушно-десантной армией (1st Allied Airborne Army) на протяжении Голландской операции (кодовое наименование Маркет Гарден – Market-Garden), в величайшей тайне шепетильно усовершенствовать проект, решить вопрос о координации с британцами и французами … и отыскать парашюты и самолёты! Мысль Митчелла заключалась в сборе всех имевшихся на фронте тяжелых бомбардировщиков и практически всех истребителей союзников, среди них и тех, каковые должны были быть открыты зимний период 1918-19 годов. Льюис Бреретон срочно приступил к исполнению задачи, которая была самоё трудным делом из всего, с чем ему приходилось сталкиваться ранее.

В своих мемуарах Бреретон говорил, что в июле 1944 года генерал Эйзенхауэр приказал ему создать замысел воздушно-десантной атаки германских позиций во Франции: парашютисты должны были высадиться между Орлеаном и Парижем, и около Булони. По словам американского главнокому, замысел должен был сочетать в себе «смелость и воображение». Эти слова быстро напомнили Льюису Бреретону 17 октября 1918 года и тяжёлую задачу, порученную ему Билли Митчеллом в тот сутки.

По окончании встречи 17 октября 1918 года Митчелл во выполнение приказа генерала Першинга о завоевании господства в воздухе над полем боя запросил дополнительные подразделения тяжелых бомбардировщиков в зону ответственности американских армий. Со своей стороны Бреретон погрузился в сложные навигационные расчеты с целью определения времени, нужного с целью достижения бомбардировщиками целей, и параметров полета – высоты, эшелонирования по высоте и формы построения в эшелоне и т.д.; кроме этого Льюис Бреретон составлял перечень аэропортов, на которых возможно было бы разместить эти бомбардировщики.

Он выбрал 15 аэропортов, каковые были достаточно вместительными для размещения четырех эскадрилий тяжелых бомбардировщиков Handley-Page O/400: Верден, Бетеленвиль (Bethelainville), Паруа (Parois), Клермон-ан-Аргонн (Clermont-en-Argonne), Жулвекур (Julvecourt), Суилли, Фукокур (Foucaucourt), Рамбекур (Rembercourt), Бельрен (Belrain), Брабан-ле-Руа (Brabant-le-Roi), Вавенкур (Vavincourt), Туль (Toul), Нанси, Коломбе-ле-Бель (Colombey-les-Belles) и Нёшато (Neufchateau). С аэропорта в Нанси, ближе всех расположенного к Мецу, в хорошую погоду самолет, летящий на высоте 1000 метров со скоростью 120-140 км/ч, имел возможность добраться до Меца за 20 мин.. С расположенного дальше всех аэропорта Брабан-ле-Руа самолет имел возможность долететь до цели за 43 60 секунд.

Как это не покажется необычным, но для Бреретона не стал проблемой поиск 1200 тяжелых бомбардировщиков Handley-Page O/400 либо эквивалентных им автомобилей. К 11 ноября 1918 года Королевские ВВС уже взяли более 400 экземпляров бомбардировщиков O/400 и заказали производство 1500 двигателей Liberty 12, изготавливать каковые должна была американская компания Standard Aircraft Corporation. Но, в случае если учитывать темпы производства американских фабрик, то возможно смело высказать предположение, что во время с октября 1918 по октябрь 1919 года в САСШ имелась возможность изготовить 46 000 двигателей Liberty 12, которыми возможно было оснастить 23 000 бомбардировщиков Handley-Page O/400!

Но еще перед тем как майор Бреретон создал детальный замысел парашютно-десантной операции по захвату Меца, немцы начали эвакуацию города. 10 ноября 1918 года две американские армии и 10-я армия Франции в соответствии с подготовленным Першингом замыслом нападали Мец с двух сторон, но на следующий сутки – 11 ноября 1918 года – было подписано Перемирие, и наступление было прекращено.

План, разработанный американцами в 1918 году. 1200 самолетов и 12000 парашютистов для освобождения меца … в 1919 году! часть 1
создатель замысла американский генерал Билли Митчелл (космонавтики музея и фотография авиации)

тяжелые бомбардировщики Handley Page O/400. На нижнем снимке под крылом бомбардировщика находится истребитель Morane-Saulnier A1. У бомбардировщика перед кабиной пилотов установлена носовая оборонительная космонавтики позиция (и музея пулемётная фотография авиации)

размеры Handley Page O/400 делали данный бомбардировщик одним из самых громадных самолетов собственного времени. Создание O/400 говорит о превосходном техническом мастерстве английских инженеров и говорит о том, что уже в 1914 году в Англии поняли необходимость в дальней авиации (MAE)

  1. в действительности Митчелл обсуждал замысел собственной операции 7 марта 1919 года в Нью-Йорке на конференции общества инженеров-транспортников (Society of Automotive Engineers), и на следующий сутки газета «New York Herald» напечатала его обращение, но весной 1919 года эта история осталась фактически незамеченной
  2. Fana de l’Aviation n° 348
  3. Henri Le Mire, Les Paras francais. La Seconde Guerre mondiale, Paris, Editions Prin-cesse, 1977,121 pages, p. 17. F

источник: ALFRED PRICE «Un plan americain etudie en 1918» // Le Fana de l’Aviation 1999-09 (358)

часть 2

5 октября 1918 года в составе НКВД был создан уголовный розыск

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: