«Штука» «баксов» за «генерала герреро»

      Комментарии к записи «Штука» «баксов» за «генерала герреро» отключены

Авторское предисловие: Вряд ли ранним весенним утром 1913 г. Дидье Массой считал, что полет, к которому он подготовился на своем биплане «Мартин», станет одной из первых вех на пути кораблей и противоборства самолётов, пути, пролегающего через Таранто, Перл-Харбор, Коралловое море, Мидуэй и Фолкленды…

Французский гражданин, нелегально пробравшийся в Мексику из америки, прогревая на примитивной «взлетке» среди холмов штата Сонора двигатель собственного аэроплана, вероятнее прикидывал, как с мельчайшим ущербом для себя и аппарата выполнить задание «работодателей». А оно было следующим: пролететь 40 миль до порта Гуаймас, отыскать и атаковать вражеский корабль, стоящий на якоре в гавани.

Массон не хорошо воображал себе, каких навыков потребует от него необыкновенный вылет, и с какими опасностями нужно будет столкнуться. Одно он знал совершенно верно: его временная отчизна к северу от границы, стремящаяся быть подальше от мексиканских событий, вряд ли придет на помощь, в случае если что-то отправится не так.

Честно говоря, ему было от чего ломать голову. Так как революция в Мексике породила невиданный клубок противоречивых событий, много вооруженных группировок, создающих и нарушающих альянсы между собой и другая, и другая.

На момент обрисовываемых событий, «де-факто» фаворитом страны был Витториано Уэрта, отобравший в феврале 1913-го власть у идеалистически настроенного Франсиско Мадеры, за полтора года до того свергнувшего одиозную фигуру Порфирио Диаза, долгое время бывшего президентом. Остальные, как сообщили бы на данный момент «генералы», были не в восхищении от проводимого Уэртой курса на возврат к временам Диаза (с заменой, конечно, последнего на себя, любимого), что привело их к объединению (действительно, недолгому) взявшего в последствие наименование «Конституционалисты».

Традиционно война в Мексике была уделом лихих кавалеристов и большая часть фаворитов обеих противоборствующих сторон мыслили категориями сухопутных сражений. Были, но, и яркие головы, заинтересовавшиеся армейским применением экзотической новинки тех лет – аэроплана. Первое применение самолета в военных целях в Западном полушарии имело место еще при президенте Диазе в 1911 г., в то время, когда гастролировавшие по юго-западу США французские авиаторы были наняты мексиканской федеральной армией для разведки позиций мятежных армий генералов на данный момент «Панчо» Вильи и Паскуаля Орозко в штате Чихуахуа, к югу от Техаса.

А в январе 1913-го полковник Альваро Получи, командующий силами конституционалистов на северо-западе Мексики, бывший изобретатель и школьный учитель, послал пара офицеров в южную Калифорнию на поиск «новейших средств воздушной войны». Советы интересующихся авиацией больших предпринимателей Лос Анжелеса привели визитеров на фабрику Гленна Л. Мартина в окрестностях Бальбоа.

Не смотря на то, что главной продукцией компании тогда были летающие лодки, производились и другие типы самолетов, кроме этого наличествовала и летная школа. По результатам поездки, мексиканские офицеры решили нанять одного из ее инструкторов, молодого и спокойного француза низкого роста, которого кликали Дидье Массон.

Существует множество противоречивых предположений о его биографии, самые реальные показывают местом его рождения Асньер (Франция), а датой – 23 февраля 1886 г. По окончании краткой карьеры подмастерьем ювелира он служил в армии, а после этого трудился у фабриканта магнето. В 1909 г. он видится с известным авиатором Луи Поланом, что берет его на работу в качестве механика. В том же году Массон совершает первый независимый полет на биплане «Фарман».

В 1910 г. Полан и его механик приезжают в Соединенных Штатах для громадного авиационного турне через всю страну. Посредством преподавателя, в 1911-1912 гг. Массон применяет все возможности для полетов, как с другими летчиками, так и в одиночку, но не имеет возможности купить личный аэроплан. Лишь с поступлением в летную школу Гленна Мартина он приобретает лицензию пилота (сертификат Аэро Клуба Америки, №202) в январе 1913 г.

Пара прекрасно разрекламированных полетов в Калифорнии и на Среднем Западе в 1912 г. создали Массону репутацию храброго и надежного авиатора, исходя из этого предложенные мексиканскими «торговцами» условия были по тем временам более чем щедрыми: ежемесячный базисный оклад в 300 долл., плюс 50 «зеленых» за любой разведывательный и 250 – за боевой вылет на бомбардировку. Чтобы выяснить большое количество это либо мало, укажу, что в 1913 г. 300 долларов в месяц приобретали полковники Армии США и капитаны I ранга американского флота!

Вдобавок, представители революционеров планировали приобрести (за 5000 долл.) как раз биплан компании «Мартин» с толкающим винтом, прекрасно привычный французу, что явилось не последним доводом, склонившим его к подписанию договора. Итак, Массон и его механик – австралиец Томас Дж. Дин – решили поучаствовать в защите революции, причем отечественный храбрец стал капитана.

«Штука» «баксов» за «генерала герреро»

Упомянутый биплан «Мартин», являвшийся дальним предком заслуженных бомбардировщиков «Балтимор», «Мародёр» и «Мэриленд», своим внешним видом кроме того отдаленно не напоминал эти замечательные двухмоторные автомобили. Строившийся «по подобию и образу» аппарата братьев Райт, самолетик имел 75-сильный двигатель компании «Кертисс», мощность которого разрешала поднять в атмосферу кроме пилота еще и одного пассажира, а запас бензина обеспечивал дальность в 100 миль. И пилот, и пассажир сидели прямо среди стоек и расчалок, открытые всем ветрам.

Доставка самолета к месту назначения по условиям сделки была проблемой Массона. Никакой секретности достигнуть не удалось: вездесущие газетчики из «Нью-Йорк Таймс» освещали чуть ли не каждый метр перемещения аэроплана – расстыковку, погрузку в грузовик, маршрут до вокзала, путь вагона из Таксона до пограничного города Нако в Аризоне. Дальше события напоминали незабвенный стивенсовский «Остров сокровищ».

Одноногий (!) ассистент шерифа в Нако по фамилии Хопкинс «отвел в сторону» взор, в то время, когда громадные коробки переправляли через границу, за что был тут же принят в революционную армию в чине майора!! Отметим, что все это происходило под наблюдением журналистов. Не CNN, само собой разумеется, но все-таки…

Скоро груз был доставлен на импровизированный аэропорт в 40 милях от Гуаймаса (основной порт штата Сонора, пребывающий на берегу Калифорнийского залива), а персонал разместился в нескольких пассажирских вагонах. Сейчас кто угодно имел возможность определить о подготовке к войне в воздухе на северо-западе Мексики. По окончании сборки, прошедшей не без неприятностей, Массон облетал самолет и стал, так, ВВС армии полковника Обрегона.

На аппарат установили сиденье для бомбардира и примитивный бомбовый прицел (перекрестье в рамке). Присвоение собственного имени «Сонора», в честь штата, завершило превращение аэроплана в «Энолу Гей» собственного времени.

Потому, что на всем континенте тогда и слыхом не слыхивали об авиабомбах, остро поднялась неприятность оружия самолета. Разрешили ее следующим образом: трехдюймовые (76,2 мм) водопроводные трубы были нарезаны на куски длиной по 18 дюймов (457 мм) и заполнены динамитными шашками вперемешку с болтами и заклёпками (готовые осколочные элементы).

Подрыв производился хорошим взрывателем ударного типа с капсюлем-детонатором, ввинченным в дно «бомбы», а дабы они падали вертикально, к их задним частям прикрепили крестообразный стабилизатор. Сброс 30-фунтовых бомб (13,6 кг) производился нажатием древесной ручки, освобождавшей их с импровизированного бомбодержателя между стоек шасси, вмещавшего (страшно поразмыслить!) восемь «гостинцев».

Первым боевым вылетом Массона должна была стать бомбардировка правительственного военного корабля «Генерал Герреро» на рейде Гуаймаса. Никто в армии Обрегона не воображал какое противодействие необходимо ожидать при таком налете. Единственный прецедент во всемирной истории был мексиканцам малоизвестен [1].

Тяжело было угадать, как поведет себя и команда корабля, пара месяцев назад бывшая лояльной Мадеро, после этого присоеденившаяся к силам Уэрты.

«Генерал Герреро» был большим кораблем. Выстроенный в Англии в 1908 г., он имел 1880 тысячь киллограм водоизмещения и длину около 60 метров. В различное время он по различному классифицировался: канонерка, транспорт а также крейсер, не смотря на то, что для последнего корабль был через чур тихоходен: его нарядный движение не превышал 12 узл.

Но вооружен он был внушительно – шесть четырехдюймовок, две трехфунтовки и пара пулеметов. С учетом, ощущавшейся в вооруженных силах обеих сторон острой нехватки полевой, осадной и береговой артиллерии, это был очень важный довод в действиях на приморском фланге, противопоставить которому возможно было лишь что-то подобное либо принципиально новое. Полностью сознавая это, полковник Альваро Получен, руководивший силами конституционалистов на северо-западе Мексики, посулил Массону при потопления либо хотя бы нанесения важных повреждений канонерке, кроме оговоренного оплаты и оклада вылетов еще 1000 долларов чистоганом!

Единодушия относительно даты первой воздушной атаки нет, но газетные отчеты (ох уж эти борзописцы!) заявляют о 29 мая 1913 г. Бомбардиром в этом историческом полете был, возможно капитан Хоакин Алкальде, не смотря на то, что имеется версия, что им был Густаво Салинас Камина, племянник генерала Венустиана Карранцы.

Дабы избежать мало предсказуемых полуденных воздушных потоков, вылет был произведен утром. Описание хода «бомбежки» кроме этого имеется в двух вариантах. В соответствии с первой версии, бомбы были скинуты с высоты 2500 футов (около 760 м), причем «Сонору» встретили выстрелы, не нанесшие ей ущерба, как, но, и ее бомбы – кораблю.

Вторая история была изложена в сообщении агентства «Ассошиэйтед Пресс», размещённом в газете «Нью-Йорк Таймс»: самолет летел на 5000 футов и сделал пять заходов на «Герреро», не сбрасывая бомб, но и не встречая сопротивления. Имеется еще версия, что Массон сбрасывал на корабль листовки, призывающие команду примкнуть к делу революции. В любом случае, учитывая необходимость сохранить достаточно горючего для возвращения на базу, пилот не имел возможности оставаться над заливом более нескольких мин..

История умалчивает, были ли на рейде другие суда, не смотря на то, что по некоторым данным, одновременно с этим в Гуаймасе должен был пребывать американский крейсер «Колорадо», эвакуировавший американцев, и правительственные канонерки «Тампико» и «Моралес». В случае если это так, то налицо явная усмешка судьбы: «Тампико» не так долго осталось ждать станет революционной, а «Моралес» через год будет бомбить тот же самолет.

На следующий сутки Массон повторил бомбежку «Герреро». Попаданий в корабль не было, но экипаж самолета с удовлетворением замечал, как самые впечатлительные матросы канонерки попрыгали за борт при их появлении. По возвращении на базу пилот произвел кое-какие трансформации в конструкции бомбодержателей и прицела, пробуя улучшить не через чур впечатляющие результаты налета.

Третья атака была самой страшной. Во-первых, драгоценное утреннее время было утрачено на ремонт лопнувшей покрышки и лететь было нужно по окончании полудня, в то время, когда изменчивые воздушные потоки делали этажерку Мартина страшной в управлении. Во-вторых, неудачно избранная малая высота полета подставила аппарат под важный пламя с берега из всего, что имело возможность стрелять.

К счастью для Массона и его бомбардира, удачи ПВО были сопоставимы с их собственными, и самолет возвратился к себе невредимым. Урон сопернику нанести снова не удалось, не смотря на то, что газетчики засчитали результатом бомбежки спешный уход судов Уэрты из гавани. Это, по-видимому, было первым в истории завышением результатов воздушной атаки в массмедиа.

Как жаль, что финиша этому явлению пока не видно.

То, что мастерство воздушной войны – дело не простое, подтвердил преждевременно прекращенный четвертый вылет, в то время, когда «Сонора» скапотировала на взлете. Экипаж не пострадал, но самолет нуждался в некоем ремонте с заменой запчастей (в т.ч. и пропеллера), которых на месте не было. Доставку новых из Штатов (очевидно, контрабандой) было нужно ожидать 30 дней, по окончании которых экипаж и самолёт снова ринулись в бой с федералистами.

В этом случае Массону и капитану Алкальде удалось положить бомбу рядом с кораблем, но это все же не было попаданием.

Следующий выпет на Гуаймас пришелся на начало августа. Бомбардиром летел механик Массона Том Дин. Самолет заходил на боевой курс на высоте 2000 футов, пилот пробовал отвлечься от свистевших рядом винтовочных пуль, как внезапно двигатель, перегревшийся в жарком летнем небе, начал «кашлять» и скоро по большому счету заглох. Посадка поблизости была исключена, потому, что, не говоря уже о вражеской территории, бухта была окружена горами и подходящая площадка .

Было нужно тащить к городу Эмпальме, рядом от Гуаймаса, стоящему на более ровной местности и занятому «собственными». По пути, для уменьшения веса и риска, были скинуты бомбы. Удачно приземлившись на три точки, Массон и Дин заметили, что пара смертоносных гостинцев зацепились за шасси и волочатся по земле!

Тут они в первый раз были рады, что самодельные детонаторы сработали не лучше самодельного бомбового прицела. Но, скоро стало известно, что и в Эмпальме не столь уж тихо: кроме того наличие у причала американских боевых судов (крейсер «транспорт» и Питтсбург «Глэсьер» именно занимались эвакуацией американцев и европейцев) не выручало город от артобстрела правительственными армиями.

Авиаторам повезло и, исправив топливную совокупность, на следующий сутки они взлетели в направлении на север, на базу. Данный полет также ознаменовался техническими проблемами: не долетев мало до полосы, двигатель снова «сдох».

И в этом случае удачно посадив аэроплан, механик и лётчик сделали вывод, что с них хватит и они больше не желают проходить службу в революционной авиации. Этим же вечером оба просили об увольнении, но Мексику не покинули (по всей видимости, пробуя истребовать «задолженности по заработной плату»). Дин обслуживал самолет, а Массон оставался в неофициальном качестве.

Так закончились первые в истории Западного полушария попытки атаки самолетом корабля. Судьбы храбрецов данной истории сложились по-различному. Дидье Массон через год, в сентябре 1914-го, возвратился во Францию.

Прослужив мало в собственном пехотном полку, перевелся в авиацию. В мае 1915 г., пройдя подготовку в По, взял военное летное свидетельство. Летал на двухместных «Кодрон G.lV» в эскадрилье С. 18. В сентябре переучился на истребители «Ньюпор» и был переведен в 68-ю эскадрилью, после этого, два месяца побывав инструктором в Казо (апрель – май 1916 г.), был направлен в 124-ю, собранную из американских добровольцев.

Он стал 13-м пилотом в части, прославившейся позже как «Эскадрилья Лафайет», не смотря на то, что, по воспоминаниям современников, имел больше боевых вылетов и часов налёта, чем целый другой персональный состав совместно забранный. По иронии судьбы, в эскадрилье служил кроме этого узнаваемый американский летчик Эдвин Парсонс, некое время летавший для «Панчо» Вильи, соперника Обрегона. Интенсивно летая в составе данной эскадрильи, Массон сбил 12 октября 1916 г. германский «Фоккер».

В октябре 1917-го его переводят в 471-ю эскадрилью, входившую в совокупность ПВО Парижа, а в следующем месяце – инструктором Американского авиационного учебного центра в Иссодане.

По окончании войны он возвратился в Мексику, после этого – в Английский Гондурас, где занимался разными и неизменно малоуспешными видами деятельности, пробовал руководить аэропортом и заинтересовать издателей собственными мемуарами, но тщетно. В 1935 г. поступил на французскую консульскую работу, ушел в отставку в сутки капитуляции Франции (16 июня 1940 г.) и совсем осел в Мексике, где был менеджером отеля «Ирис» в г. Четумель до собственной смерти 2 июня 1950 г.

«Соноре» же довелось еще раз поучаствовать в противокорабельных «операциях» революционеров. В середине мая 1914-го уже упоминавшийся Густаво Салинас совершил на ней пара вылетов на бомбежку канонерки «Моралео» – самого замечательного корабля этого класса в мексиканском флоте (1200 т, две четырехдюймовки, шесть шестифунтовок, и 356-мм торпедный аппарат).

Не обращая внимания на хвастливые заявления Обрегона, войска которого позднее захватили и подорвали севший на мель вблизи Мазатлана «Моралес», очевидцы утверждали, что эффект бомбардировок был больше психотерапевтическим. А вот аэроплану не повезло по-настоящему. В одном из полетов неопытный «ас» разбил самолет до состояния «восстановлению не подлежит».

* * *

Не обращая внимания на более чем скромные результаты, испытания Массона на данный момент оцениваются очень высоко. Многое с чем ему было нужно встретиться на практике было в первый раз и повторилось позднее во всех ВВС мира без исключения: сама концепция бомбардировки, бомбодержатель и бомбовый прицел, ударный взрыватель и стабилизаторы бомбы. Так или иначе, авиационная бомбардировка начала собственную продолжительную историю.

  • [1] 6 февраля 1913 г. греческий «Морис Фарман» без особенного успеха бомбардировал сооружения и корабли турецкого порта Нагара в проливе Дарданеллы.

источник: Максим Райдер «Вещь» «баксов» за «Генерала Герреро», История Авиации №7

$ 2000 баксов за сигарету

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: