Барбетные броненосцы испании (gran espana)

Хорошего времени дней, глубокоуважаемые сотрудники! Публикую наработки по Армаде Испании, и сейчас обращение отправится о броненосцах финиша 70-х – начала 80-х годов под флагом наибольшей страны Пиренейского полуострова. Так уж оказалось, что все эти броненосцы являются барбетными, так что и статья приобретает соответствующее наименование.

Всего будет рассмотрено три типа судов.

Вступление

С гордостью заявляю, что на данный момент вся ветка развития испанских броненосцев закончена. Во многом они спорные, крупноватые (особенно последние) и их, быть может, многовато, но так оно уже и будет. Обстоятельство очень субъективная – оказавшийся расклад мне весьма нравится, финальная пятерка судов роскошна, и «выкидывать» кого-то из канона мне неохота, не смотря на то, что быть может, в ходе уменьшу их количество (что до тех пор пока еще не факт).

А вот дальше начинается прямо таки песня Lost in darkness в исполнении одной рок-группы. Дело в том, что я таки добрался до того, чего желал – дредноутов – но неожиданно застопорился в непонятках, что же делать дальше. Определиться со схемой размещения башен ГК на первых дредноутах что-то все никак не получается, да и с числом дредноутов также как-то не хочется дать маху, и одновременно с этим «продешевить» будет также не хорошо – столько неопробованных позиций в этом замысле, что аж дух захватывает

По ходу статьи у сотрудников смогут появиться вопросы по поводу конкретных толщин и схем бронезащиты брони. Так вот – в случае если схемы я со временем и дорисую, то толщины брони, как по мне, выяснены весьма приблизительно. Т.е. на такое водоизмещение и размерения пояс, например, «Кристобаля Колона» возможно было бы и толще сделать, а у «Кардинала Сиснероса» – напротив, уже.

Тут полностью отражается тот момент, что до начала 90-х годов я себя достаточно неудобно ощущаю с судами, их вооружением и защитой, и потому смогут иметь место косяки. Так что в случае если у кого будут мысли по поводу коррекции текущих ТТХ – я лишь за, в случае если варианты покажутся логичными.

В статье я буду краток, потому что желание словоблудить у меня что-то улетучилось, и потому текст обещает быть нудным и тяжелым для восприятия, так что мучения сотрудников попытаюсь свести к минимуму. Отмечу только, что о судьбах судов будет поведано мало, потому что для вразумительной истории необходимо знать техническую часть, а она до тех пор пока еще не вся прописана – в следствии чего внятно прописать историческую часть до тех пор пока что очень сложно.

К примеру, я могу указать, что «Кардинал Сиснерос» погиб в Первую испано-американскую, но толку с того, в случае если в то время, когда я доберусь до «исторички», он у меня переживет войну? Альтернатива у меня как бы системная, так что до тех пор пока что будет идти одна лишь «техничка».

Броненосцы [1] типа «Кардинал Сиснерос»

Барбетные броненосцы испании (gran espana)

Кардинал Сиснерос собственной персоной. Барбетная установка, как по мне, весьма кроме того удалась.

Уже на протяжении постройки броненосцев типа «Девастасион» в Адмиралтействе началась проработка проекта броненосца совсем иного типа. В случае если прошлые суда были двухбашенными броненосцами с умеренно громадными пушками, то следующие суда должны были стать ультимативными (по меркам того времени) судами, талантливыми в одиночку бороться с вражескими броненосцами. Для этого им требовалась замечательная колоссальной мощи и бронезащита оружие, талантливое проламывать любую броню.

Но у судьбы отменное чувство юмора, и броненосцы этого типа в итоге получили другой вид.

Проект сначала стал называться «Кардинал Сиснерос» [2], в честь известного национального и церковного деятеля ветхих времен, что поспособствовал реформам в Испании и в свое время разрешил выйти ей в ряд самых сильных стран Европы. Финальный проект воображал собой могучий корабль в 15 млн кг водоизмещением, вооруженный замечательными 380-мм орудиями Онториа, каковые уже вот-вот должны были начать проходить опробования.

Так как сами установки не учитывая брони уже били все рекорды массы, решено было отказаться от башенной брони и применять барбетные установки наподобие тех, что использовались французами – благо, потепление взаимоотношений в конце 70-х годов между Парижем и Мадридом не только снизило возможность войны между двумя соседними странами, но и существенно увеличило экономические связи между государствами, и инженеры довольно часто ездили к «соседям» перенимать их опыт. В следствии была создана личная барбетная установка под 380-мм орудие, с возможностью зарядки на любом углу горизонтального наведения и приплюснутым полусферическим броневым колпаком, что должен был делать функции защиты от осколков и легких снарядов.

Последний за счет солидной толщины и углов наклона в 150 мм практически снабжал защиту не хуже башни, но наряду с этим был заметно легче, что пара разгружало установку. Кроме орудий-чудовищ корабль взял дюжину 150-мм орудий для защиты от более небольших судов, против которых выстрелы 380-мм пушек были бы излишеством.

Но незадолго до окончательного утверждения проекта Адмиралтейством пришли нехорошие вести. По окончании франко-прусской утверждения и войны во Франции республики началось стремительное потепление в большинстве случаев прохладных взаимоотношений этой страны с Испанией. Французы более не имели ничего к Испании, а испанцы были лишь рады обезопасить собственные северные границы, подружившись с могущественным соседом.

Отношения улучшались столь быстро, что на какое-то время в угоду формированию страны было решено пара уменьшить армейские затраты, и перераспределить их в пользу канонерских лодок и крейсеров. Вместе с этим взор испанских адмиралов обратился на колонии, для защиты которых судов критически не хватало. Это поставило крест на титаническом варианте «Кардинала Сиснероса» – денег на постройку для того чтобы чудовища уже не хватало.

Вместо огромного корабля решено было создать новый проект, практически вдвое меньший по размерам, но все еще вооруженный 380-мм орудием – действительно, всего в единственном числе. Кроме замечательной пушки главным оружием корабля сейчас должен был числиться таран – испанские адмиралы «прочувствовали» таранную тактику боя, хоть и разглядывали ее только как одну из вероятных.

Новый вариант «Сиснероса» уже не так поражал воображение, не смотря на то, что и был достаточно увлекательным по своим возможностям – при наличии всего одной громадной пушки он имел на вооружении девять 150-мм орудий, что для колониального корабля либо стационера было нужным бонусом, поскольку важных неприятелей на окраине мира пока не предвиделось. По этому проекту во второй половине 70-ых годов девятнадцатого века заложили два корабля.

Тем временем пришли новые нехорошие вести – на этот раз от концерна Hontoria. Замечательная 380-мм пушка, которая должна была стать главным аргументом Испании на море, провалила опробования, продемонстрировав низкую точность и плохую живучесть стрельбы при повышенном риске разрыва. Перерабатывать ее конструкцию уже не было времени, да и денег для этого требовалось много. Вместе с тем концерн тут же внес предложение Армаде новый пример артиллерии ветхих калибров – 305-мм и 150-мм пушки с длиной ствола в 30 калибров.

Выхода не было – о броненосце с орудиями-монстрами было нужно забыть, а конструкцию прошлой барбетной установки переделали под две новые 305-мм пушки. Из-за необходимости частичной переделки корпуса под новые требования постройка их затянулась, сказались на этом и затруднения с финансами. В следствии корпуса удалось спустить на воду только во второй половине 70-ых годов девятнадцатого века, и практически сразу же на стапелях заложили еще два корабля по этому же проекту – Адмиралтейство посчитало нужным постройку еще нескольких аналогичных единиц, а скорее всего – не хотело либо не имело возможности себе позволить затевать разработку нового проекта.

Но, «Кардинал Сиснерос» был достаточно успешным типом броненосцев. Сочетая в себе хорошие ходовые характеристики, неплохое вооружение и мощную бронезащиту, эти суда в целом пришлись по нраву испанским морякам. Плюсом было да и то, что при довольно малый высоте борта оси орудий ГК размешались на высоте 6,2 м от уровня ватерлинии, что было определенным прогрессом в сравнении с прошлыми судами.

Солидную часть времени они провели в заграничной работе в составе Карибской либо Тихоокеанской эскадр, и на закате собственной карьеры им кроме того довелось поучаствовать в Первой испано-американской войне, которую все четыре единицы встретили на Филиппинах. И не смотря на то, что «Кардиналы» не взяли прямого развития как броненосцы, наработки на их базе позднее понадобились при постройке бронепалубных крейсеров на экспорт и для Испанской Армады.

«Cardenal Cisneros», Sociedad Espanola Constructiones Navales, Ферроль – 1876/1879/1881

«Oceano», Sociedad Espanola Constructiones Navales, Ферроль – 1876/1879/1881

«Santisima Trinidad», Sociedad Espanola Constructiones Navales, Ферроль – 1879/1881/1883

«San Francisco de Asis», Sociedad Espanola Constructiones Navales, Ферроль – 1879/1881/1883

Водоизмещение: полное 8300 тысячь киллограм

Размерения: 99,1?19,8?7,1 м

Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВДР, 12 цилиндрических котлов, 8000 л.с. = 15 узлов

Запас горючего: 800 тысячь киллограм угля

Дальность плавания: 3800 миль (8 узлов)

Броня (сталежел.): пояс 210–350 мм, траверсы 180–210 мм, палуба 50 мм, барбет 350 мм, колпак 150 мм, рубка 350 мм

Оружие: 2 305/30-мм, 9 150/30-мм орудий, 14 50-мм пушек, 5 400-мм торпедных аппаратов

Экипаж: 513 человек

Броненосцы типа «Кристобаль Колон»

Кристобаль Колон. Унылее лишь мои картинки из прошлой версии Gran Espana.

Эра экономии на флоте и армии в Испании продлилась недолго. В начале 80-х пришли вести из америки – в том месте, по окончании продолжительного застоя в делах флота, начались какие-то подвижки и планировалась закладка новых судов, тогда как на Острове Свободы [3] обострились разногласия между республиканским движением и правительством, а в мире началась колониальная гонка.

Требовалось не только обеспечить экспансию, но и обезопасисть уже завоеванное и освоенное – и среди других инструментов, каковые имели возможность обеспечить достижение обоих целей, был и флот. Броненосцы типа «Кардинал Сиснерос» хоть и удовлетворяли требования испанских моряков, но в общем представлялись не хватает замечательными судами. В следствии сразу же, как Адмиралтейство взяло дополнительное финансирование, началась разработка нового типа броненосцев.

Практически конструкторы были на перепутье – в мире существовало множество разных типов броненосцев, и любой из них давал слово определенные преимущества в будущем. Не обращая внимания на разногласия, в итоге побеждала мысль развить прошлые типы испанских броненосцев в что-то новое и прекрасно вооруженное. Практически новый проект воображал из себя увеличенный «Девастасион», но с барбетными установками вместо башен и небронированным казематом в средней части корабля.

По поводу последнего разразилась отдельная дискуссия – кое-какие вычисляли ответственным обезопасисть каземат броней, другие же делали ставку на то, что тяжелые боеприпасы, не встретив брони, вероятнее пробьют каземат навылет, учинив только незначительные локальные разрушения. В итоге побеждала вторая точка зрения, не смотря на то, что в будущем предполагалось все же обезопасисть каземат броней.

Всего заложили три корабля этого типа – два на основных верфях страны SECN, и один на Нервионской верфи в Бильбао. Постройка их шла достаточно медлительно – не обращая внимания на повышение финансирования, Адмиралтейство вынуждено было тратить деньги на весьма многие вещи, включая модернизацию инфраструктуры портов, постройку новых и крейсеров в то время миноносцев, создание производственных запасов и линий морских мин.

Всего на постройку этих судов ушло в среднем 5-6 лет, по окончании чего они пополнили состав Армады Эспаньола, организовав новое ядро Флота Метрополии. Броненосцы типа «Кристобаль Колон» кроме этого были одними из немногих испанских больших судов, каковые ни при каких обстоятельствах не покидали родные воды – кроме того в условиях Первой испано-американской войны эти суда остались в Испании на случай визита американских судов [4].

По окончании окончания войны они еще какое-то время оставались в строю, но уже в 1903 году всю троицу перевели в резерв, а в 1907 совсем перевели в разряд небоевых судов. Тут их история разделилась – так, головной броненосец, «Кристобаль Колон», стал дистанционно управляемым кораблем-мишенью. Попав под обстрел «чемоданов» новейших дредноутов, он скоро испортился, и остатки его сдали на слом уже в 1911 году.

Остальные суда в том либо другом виде дожили до 1920-х годов, по окончании чего последовали за своим «старшим братом».

«Cristobal Colon», Sociedad Espanola Constructiones Navales, Ферроль – 1881/1885/1887

«Juan Ponce de Leon», Sociedad Espanola Constructiones Navales, Ферроль – 1881/1885/1887

«Fernando de Magallanes», Sociedad Astilleros del Nervion, Бильбао – 1881/1884/1886

Водоизмещение: обычное 11 450 тысячь киллограм, полное 12 100 тысячь киллограм

Размерения: 114,8?20,8?8,4 м

Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВДР, 12 цилиндрических котлов, 8600 л.с. = 15 узлов

Дальность плавания: 5600 миль (10 узлов)

Броня (сталежел.): пояс 210–380 мм, траверсы 210–350 мм, палуба 50–90 мм, барбеты 280–350 мм, колпаки 150 мм, рубка 350 мм

Оружие: 4 305/30-мм, 10 150/30-мм орудий, 16 50-мм пушек, 5 400-мм торпедных аппаратов

Экипаж: 530 человек

Броненосцы типа «Мендес Нуньес»

Мендес Нуньес в типично испанском окрасе мирного времени. Нет, барбеты все же весьма удались эстетически…

Не обращая внимания на достаточную успешность проекта, броненосцы типа «Кристобаль Колон» не были однозначным решением проблемы о будущем линейных сил флота. При стрельбе дымным порохом тесный каземат не хорошо вентилировался, что в жарких условиях преобразовывалось в настоящую пытку, а маленькая высота борта ограничивала возможности применения артиллерии главного калибра.

То, что «Колон» был больше современных ему судов, а по факту не через чур превосходил их, кроме этого являлось обстоятельством в полной мере честных нареканий. Следующий проект броненосцев конкретно требовалось строить высокобортными.

Не имея опыта в аналогичных делах [5], испанцы решили пойти по пути мельчайшего сопротивления и забрали за базу крейсерский корпус, придав ему обычные пропорции броненосца. В качестве схемы бронезащиты стала французская, с полным поясом по ватерлинии, вместо предыдущей цитадельной схеме, которую повторяли на прошлых судах.

Случились и качественные трансформации – вместо сталежелезной брони было решено начать создавать металлическую по французской лицензии, бронеплиты для двух судов и вовсе закупались в самой Франции. Правильные обстоятельства этого установить не удалось, но в следствии броненосцы типа «Мендес Нуньес» взяли металлическую броню, мало в чем уступавшую современным ей примерам сталежелезной.

Изменился и состав артиллерии – вместо 30-калиберных орудий концерн Онториа предоставил флоту новые, 35-калиберные артиллерийские установки. Средний калибр числом 10 150-мм орудий разместили на верхней палубе, в открытой батарее, защитив их 30-мм щитами.

В целом проект оказался достаточно успешным, хоть и имел последовательность важных нареканий. Так, размещение орудий среднего калибра в батарее было явным недочётом – при попадания боеприпаса из строя выводились если не пара орудий, то уж совершенно верно расчеты соседних пушек. Сама же батарея ничем, не считая щитов орудий, не защищалась.

Наряду с этим у броненосцев имелись и несомненные преимущества – хорошие дальность плавания и мореходные качества, хорошая бронезащита, комфортные условия обитания кроме того в тропических широтах, для чего погреба и жилые помещения оборудовались дополнительной изоляцией и вентиляцией – в частности, на палубе был применен палубный настил толще простого, а погреба орудий ГК обзавелись набором вентиляции, которому позавидовали бы каждые зарубежные броненосцы.

Будущее у броненосцев, головной из которых стал называться «Мендес Нуньес», сложилась занимательная. Они не взяли прямого развития в испанском флоте в качестве броненосцев, одновременно с этим став базой для будущих броненосных крейсеров, выстроенных для Армады Эспаньол и на экспорт. В 1892–1895 году всю четверку судов неспешно модернизировали по части артиллерии – орудия были переведены на бездымный порох и модернизированы для увеличения скорострельности [6].

Начало испано-американской войны они застали на Острове Свободы, где им довелось принять первый удар американского флота. Те броненосцы, каковые пережили конфликт, пробыли в составе флота до 1908 года, в то время, когда были переведены в ранг учебных судов. Сложная военная ситуация второго десятилетия XX века оттягивала финиш их истории, но по окончании заключения Вашингтонского морского соглашения порядком поизносившиеся и уже не воображающие особенной ценности суда все же были посланы на слом.

«Mendes Nunes», Sociedad Espanola Constructiones Navales, Ферроль – 1885/1888/1891

«Blas de Lezo», Sociedad Espanola Constructiones Navales, Ферроль – 1885/1888/1891

«Maria de Molina», Sociedad Astilleros del Nervion, Бильбао – 1885/1888/1891

«Don Juan de Austria», Sociedad Astilleros del Nervion, Бильбао – 1885/1889/1891

Водоизмещение: обычное 11 500 тысячь киллограм, полное 11 800 тысячь киллограм

Размерения: 118,4?21?8,4 м

Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВДР, 16 цилиндрических котлов, 9000 л.с. = 16 узлов

Дальность плавания: 5000 миль (10 узлов)

Броня (металлическая): пояс 210–380 мм, палуба 50–90 мм, барбеты 280–350 мм, колпаки 150 мм, рубка 350 мм, щиты орудий 30 мм, палуба 50-75 мм

Оружие: 4 305/35-мм, 10 150/35-мм орудий, 18 50-мм и 4 37-мм пушек, 3 400-мм торпедных аппарата

Экипаж: 688 человек

Что другого

Еще мало Мендес Нуньес, на этот раз в защитной серой окраске. Испанский флот и в действительности, кстати, стал одним из первых, кто перекрасил собственные суда в защитный цвет.

По пунктам:

1) «Кардинал Сиснерос» есть моим вариантом колониального броненосца. Да, броненосец оказался жирноват (французские броненосцы-стационеры, например, на 3 тысячи тысячь киллограм легче), но одновременно с этим он прекрасно защищен и вооружен – так, что при некоей толике успеха может сражаться с полноценными броненосцами I ранга. К тому же «Кардиналы» являются испанской вариацией на тему броненосных таранов, причем не самых нехороших как по мне.

Определенного прототипа при создании корабля не было, так что возможно заявить, что это всецело неповторимый корабль, не смотря на то, что кое-какие идеи я позаимствовал у отечественного «Гангута» и моего альт-крейсера «Нева».

2) «Кристобаль Колон» скучен до безобразия, но данный этапный корабль легко жизненно нужен для связи в это же время, что было, и тем, что будет. По сути это испанский вариант английских «Адмиралов», с испанскими барбетными установками и некоторыми небольшими отличиями. Самый мой унылый испанский броненосец, ИМХО.

3) «Мендес Нуньес» есть попыткой сделать из настоящего броненосного крейсера «Инфанта Мария Терезия» полноценный броненосец I ранга. Я бы имел возможность расписать отличия «Мендеса» и «Инфанты», но не буду, поскольку полученный в следствии корабль сохранил только кое-какие внешние черты собственного примера, а в остальном – это всецело неповторимый броненосец.

Отмечу только, что он перетерпел некую переработку в сравнении с опубликованным ранее вариантом – были заменены якорные принадлежности, совершена коррекция небольших неточностей и еще ворох каких-то мелочей, о которых я забыл. Как указано в статье, эти суда станут прообразами будущих броненосных крейсеров Испании, но об этом будет тогда, в то время, когда я доберусь фактически до броненосных крейсеров.

Примечания

1) По большому счету, и броненосцы, и дредноуты, и линкоры в Испании принадлежат к одному классу acorazados. Чтобы не было непоняток буду использовать более привычную нам классификацию.

2) В случае если быть правильным, то произносится наименование на испанском как «Карденал Сиснерос», но для одной буквы решил не мучать сотрудников иным написанием/произношением.

3) В то время – протекторат Испании.

4) Испанцы вправду опасались аналогичного поворота событий в действительности, пускай это и было пара бредово. Совершат ли американцы рейд к испанским берегам в альтернативе – я еще не решил.

5) В смысле, в постройке высокобортных броненосцев. Исключением есть только «Эспанья» – но в том месте, кхм, пара особенный случай

6) Частично подобная модернизация имела место и в действительности – так, 140-мм пушки Онториа модернизировали с доведением технической скорострельности до 6 выстрелов в 60 секунд, не смотря на то, что из-за применения дымного пороха настоящая скорострельность была в несколько раз ниже.

P.S. Что-то как-то коротко не получилось…

Табор уходит в небо

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: