«Плетёнка тача», часть ii

      Комментарии к записи «Плетёнка тача», часть ii отключены

Продолжение занимательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike.

В сутки начала Тихоокеанской войны закончивший модернизацию АВ «Саратога» прибыл в Сан-Диего, дабы забрать собственную авиагруппу. Как уже говорилось, некомплект матчасти 3-й истребительной составлял 45%.

Но так или иначе, в бой идти было нужно, исходя из этого капитан-лейтенант Тач удовлетворился тем, что выбил себе ещё один самолёт, реквизировав единственный оставшийся на авиабазе «Уайлдкэт» – проходивший опробования XF4F-4, прототип следующей модели «Груммана», снабжённой складывающимися плоскостями, что было нужно безотлагательно вооружать. Не считая «родной» авиагруппы на авианосец было кроме этого загружено 14 «Брюстер» F2A-3 «Буффало» и персональный состав 221-й истребительной эскадрильи морской пехоты, каковые требовалось доставить в Пёрл-Харбор.

По прибытии в основную базу Тихоокеанского флота США «Саратога» взяла первый боевой приказ: доставить гарнизону атолла Уэйк, только что удачно отразившему первый японский штурм, но утратившему наряду с этим бoльшую часть из имевшихся в том месте 12 «Уайлдкэтов», подкрепление в виде той самой 221-й эскадрильи морской пехоты, и обеспечить воздушное прикрытие выгрузки доставленных в том направлении эвакуации и боеприпасов гражданского персонала. Что любопытно, потерянные на Уэйке автомобили были для 3-й истребительной не совсем чужими, потому как на них находились пулемёты, вылизанные и пристрелянные оружейниками Тача.

Незадолго до начала войны их у него реквизировали, в то время, когда без промедлений перевооружали на «Уайлдкэты» 211-ю истребительную эскадрилью морской пехоты, отправляемую на Уэйк на борту АВ «Энтерпрайз» (почему, фактически, этот авианосец и не попал под раздачу в Пёрл-Харборе – в момент атаки он именно возвращался с Уэйка, а вовсе не был на неких мифических учениях, отосланный коварным Рузвельтом, «подставившим устаревшие линейные корабли»). А оружейникам 3-й истребительной эскадрильи было нужно тогда в авральном режиме приводить в эмоцию новенькие 12,7-мм «Браунинги», только что доставленные с завода.

«Плетёнка тача», часть ii

«Уайлдкэты» Уэйка. Как минимум 7 истребителей F4F-3 из состава 211-й эскадрильи морской пехоты, выведенные из строя как в следствии японских бомбёжек, так и воздушных битв. На переднем замысле известная машина с тактическим номером 211-F-11 капитана Генри Т. Элрода, первого американского пилота, взявшего высшую приз США – Медаль Почёта – во Второй мировой войны (посмертно).

Именно на этом истребителе он ухитрился стереть с лица земли японский эсминец «Кисараги» (водоизмещением 1800 т) со всем экипажем.

На протяжении маленькой остановки на Гавайях капитан-лейтенант Тач не терял времени и выбил себе ещё два истребителя, в этом случае F4F-3A. Сейчас его эскадрилья имела 13 «Уайлдкэтов» (уже трёх модификаций) при штате 18. По пути к Уэйку 14-е своевременное соединение, выстроенное около АВ «Саратога», задержалось из-за необходимости дозаправки в море в условиях нехорошей погоды.

Наверняка, к счастью, потому как приди они вовремя, им бы было нужно встретиться со 2-й дивизией авианосцев Императорского флота в составе «Сорю» и «Хирю», направленных к Уэйку по окончании рейда на Пёрл-Харбор. И вряд ли это закончилось бы чем-нибудь хорошим для американцев. Так или иначе, операция была отменена, оставшийся без снабжения и подкреплений Уэйк был со второй попытки захвачен японцами, а 221-я истребительная эскадрилья морской пехоты на обратном пути была доставлена на атолл Мидуэй, где она будет уничтожена полугодом спустя.

11 января 1942 г. на протяжении патрулирования АВ «Саратога» был торедирован японской подводной лодкой I-6. Японцы сочли корабль (что они приняли за систершип «Лексингтон») потопленным. Но, не обращая внимания на то, что в следствии попадания были затоплены три котельных отделения, несостоявшийся линейный крейсер не только остался на плаву, но и смог своим ходом пройти 420 миль [778 км] до Пёрл-Харбора.

В том месте он покинул собственную авиагруппу (и четыре двухорудийные башни 203-мм главного калибра) и отправился на модернизацию и ремонт на западное побережье США. Авиагруппа «Саратоги», включая 3-ю истребительную эскадрилью, на какое-то время была «безлошадной».

К тому времени руководство ВМС, возглавляемое носившим пилотские «крылышки» адмиралом Эрнестом Кингом, успело принять меры по пополнению парка истребителей Тихоокеанского флота – у базировавшихся на Атлантическом побережье 111-й и 121-й истребительных эскадрилий морской пехоты были реквизированы все имевшиеся у них «Уайлдкэты» (34 единицы), каковые и были посланы на Тихий океан как авиатранспортами, так и на борту перегонявшегося с Атлантики АВ «Йорктаун». Так, к началу февраля 1942 г. Тихоокеанский флот США, и приданные ему силы морской пехоты располагали 89 «семь дней» и 35 «Буффало» – всего 124 морскими истребителями, из которых не все были боеготовыми. Тут возможно отыскать в памяти, что лишь на 6 японских авианосцах, принимавших участие в рейде на Пёрл-Харбор, насчитывалось 126 «Зеро», и это не считая истребительных частей и остальных авианосцев берегового базирования.

АВ «Лексингтон» в конфигурации на начало войны, декабрь 1941 г. (Антенна РЛС CXAM-1 замазана военной цензурой)

Но, в следствии 3-я истребительная эскадрилья в первый раз с лета 1941 г. была, наконец, укомплектована штатным числом самолётов, не смотря на то, что о резервных автомобилях до тех пор пока приходилось только грезить. Вторая добрая половина января прошла в напряжённых тренировках, как тактических, так и в стрельбе «по конусу», благо с авиабензином и простыми 12,7-мм патронами недостатка не наблюдалось. Ну а помимо этого, практически 37-летнему Джону Тачу, прослужившему к тому времени более 14 лет (не считая 4 лет училища в Аннаполисе), было присвоено, наконец, звание капитана 3-го ранга – продвижение по служебной иерархии в ВМС США в мирное время хватало неторопливым, практически по 5 лет в каждом звании.

Поступление морпеховских F4F-3 разрешило кроме этого решить ещё одну срочную задачу – перевооружить на них 2-ю истребительную эскадрилью, базировавшуюся на АВ «Лексингтон», которая до сих пор летала на F2A-3 «Буффало». Но это потребовало переподготовки пилотов, исходя из этого 26 января 1942 г. эскадрилья возвратившегося в базу корабля была послана на берег, а в то время, когда спустя 4 дня «Лексингтон» вышел в очередной поход, её место на авианосце заняла «безлошадная» 3-я истребительная капитана 3-го ранга Тача.

В отличие от Императорского флота, американские палубные эскадрильи были полностью независимыми подразделениями, включавшими в себя как лётный, так и «наземный» состав авиамехаников, оружейников и т. д., что и разрешало скоро и безболезненно проводить при необходимости подобные «рокировки». Заодно им удалось избавиться и от вызывающей большие сомнения боевой сокровища прототипа XF4F-4 – его сбагрили 2-й истребительной в обмен на F4F-3 под предлогом того, что их механикам также будет полезно потренироваться в обращении со складывающимися плоскостями новой модели, которая скоро поступит на вооружение.

В случае если целями прошлых рейдов американских авианосцев были японские базы в центре Тихого океана, на островах и Маршалловых островах Гилберта, то сейчас путь 11-го своевременного соединения, выстроенного около АВ «Лексингтон», лежал южней экватора. Из-за скоро изменяющейся обстановки цели похода всегда пересматривались, и в итоге 16 февраля было решено ударить ключевую точку юго-восточного сектора японского «оборонительного периметра» – сравнительно не так давно захваченному японцами порту Рабаул в северной части прибрежной полосы острова Новая Британия. Исходя из того, что согласно данным разведки японские авианосцы пребывали в тот момент в районе Голландской Ост-Индии, планировалось утром 21 февраля неожиданным авиаударом подавить авиацию соперника, и при успешного развития событий после этого послать тяжёлый крейсер «Пенсакола» с парой эсминцев для артиллерийского обстрела порта и находящихся в том месте судов и кораблей.

Но предоставленные австралийской разведкой информацию о японских силах на острове к тому времени устарели. В рамках подготовки к предстоящему продвижению на юг – на южное побережье Новой Гвинеи и Соломоновы острова – в Рабаул не считая всего другого были переброшены два дивизиона базисных ударных самолётов (18 двухмоторных «Мицубиси» G4M1 «Бетти» [1]), и истребительная эскадрилья (16 «Мицубиси» А5М «Клод» и 10 «Мицубиси» А6М «Зеро»).

Помимо этого, прошлые рейды американских авианосцев вынудили руководство японского 4-го флота, нёсшего ответственность за регион, всерьёз задуматься о возможности аналогичных рейдов как на Рабаул, так а также на основную базу флота на атолле Трук (Каролинские острова). Исходя из этого было серьёзно усилено дальнее патрулирование прилегающих акваторий, для чего в Рабаул был переброшен ещё и дивизион тяжёлых четырёхмоторных летающих лодок «Каваниси» Н6К «Мэйвис».

В 10.30 20 февраля 1942 г. одна из этих лодок передала сообщение об обнаружении вражеского соединения, следующего курсом 315° на расстоянии 75° и пеленге 460 миль [852 км] от Рабаула. По окончании чего летающая лодка грамотно скрылась в низкой облачности и продолжила наблюдение. К несчастью для начальника данной «Мэйвис», лейтенанта Комплекту Сакаи, найденные им суда были оснащены таковой нужной вещью, как радары ПВО.

Причём два из них – АВ «Лексингтон» и КРТ «Пенсакола» – несли самые замечательные в то время в американском флоте корабельные РЛС дальнего обнаружения типа CXAM-1 и CXAM метрового диапазона (200 МГц) и мощностью 15 кВт.

Но не нужно забывать, что корабельные радары ПВО «первого поколения» были очень примитивными. Всё, что видел оператор радара – это всплески на экранчике осциллоскопа. Так возможно было выяснить дальность до цели теоретически с точностью ± 200 ярдов [0,1 мили, 183 м], а зная пеленг и – положение антенны на неё с точностью ± 3°.

Потом диспетчер истребителей ПВО (fighter director officer) вручную [2] наносил точки на графический планшет, благодаря чему по окончании серии засечек оказалась возможность выяснить примерные скорость и курс цели, на что тратилось драгоценное время. Ещё одной проблемой было то, что эти РЛС не умели определять высоту цели – практически её только прикидывали, исходя из кривизны поверхности планеты: в случае если цель найдена на такой-то дальности, то она не может быть ниже такой-то высоты; и напротив, в случае если цель провалилась сквозь землю с радара, то, наверняка, она снизилась до высоты не более такой-то.

Теоретически, радар CXAM-1 был способен найти одиночную воздушную высотную цель типа «бомбардировщик» на дальности в 70 миль [130 км]. Но в действительности японская летающая лодка с размахом крыльев 40 м была обнаружена только на в два раза меньшей дальности.

1. Антенна РЛС CXAM-1, за ней – направленная антенна приводного радиомаяка. 2. Фактически радар: генератор сигнала, передатчик, контрольный блок и приёмник с осциллоскопом. 3. Сигнал на осциллоскопе типа «Scope A», где (а) излучённый импульс, (b) отражённый сигнал, (с) время, прошедшее между приёмом и излучением импульса его отражения, а следовательно – расстояние до объекта.

Но это случилось ещё за четверть часа перед тем, как лейтенант Сакаи передал собственное сообщение. Срочно по окончании обнаружения в 10.15, с палубы авианосца были подняты три бывших наготове двухсамолётных звена истребителей во главе с начальником 3-й истребительной эскадрильи, капитаном 3-го ранга Джоном Тачем. Диспетчер истребителей ПВО послал звено начальника на перехват «преступника», покинув два остальных в резерве.

Прибыв в район цели, Тач нашёл в том месте низкую облачность с дождевыми шквалами. Он уточнил размещение радарного «контакта», по окончании чего приступил к прочёсыванию туч. Всё, чем имели возможность ему оказать помощь диспетчер и операторы радара, было уверение, что соперник находится «где-то у него под юбкой». В какой-то момент начальник 3-й истребительной кроме того заметил проскочившую под ним на встречном курсе огромную летающую лодку, по окончании чего снова утратил вражеский самолёт.

Но скоро диспетчер сказал ему, что «контакт» пропал. Это имело возможность означать только одно – тот снизился ниже облачности, дабы посмотреть, что в том месте происходит с найденными им американскими судами.

С учётом размещения пулемётных точек летающей лодки, капитан 3-го ранга Тач решил нападать сверху, с двух ракурсов. Он отдал приказ «делаем вилку» и спикировал, выбрав собственной целью правую несколько двигателей на огромном крыле-парасоли. Очереди четырёх 12,7-мм пулемётов распороли крыльевой бензобак и обшивку плоскости, за самолётом потянулся шлейф бензина, а вот огня второго истребителя почему-то не было видно.

Разворачиваясь для следующего захода Тач с удивлением понял, что его ведомый, лейтенант Эдуард Селлстром через чур практически осознал его команду – он решил зайти с другого борта, пролетев за кормой летающей лодки. Хвостовой стрелок «Мэйвис» ожидаемо поприветствовал этот манёвр очередью 20-мм снарядов, от которых «Уайлдкэт» Селлстрома увернулся каким-то чудесным образом. На следующем заходе Тачу удалось расстрелять двигатели и поджечь бензобак.

Охваченная огнём 20-тонная машина начала падать. Начальник 3-й истребительной отчётливо видел японских пилотов, не предпринимавших никаких попыток выпрыгнуть с парашютом. В 11.12 летающая лодка вошла в воду со взрывом, дым от которого заметили кроме того с находящегося более чем в 30 милях [55,5 км] «Лексингтона».

Капитан 3-го ранга Тач сбил собственный первый вражеский самолёт.

Хвостовая точка летающей лодки была вооружена турельной версией той же автоматической пушки обр. 99 мод. 1, на базе лицензионного «Эрликон» FF, что находились тогда на «Зеро». Помимо этого, «Каваниси» Н6К была вооружена четырьмя 7,7-мм пулемётами обр.

92 (на базе ручного пулемёта «Льюис») – один в верхней башенке, два в бортовых блистерах и ещё один в носу. Бомбардировщики «Мицубиси» G4M1 «Бетти» имели тогда подобное оборонительное оружие. Потом бортовые и верхний пулемёты на этих самолётах кроме этого были заменены на 20-мм автоматические пушки обр. 99

Опоздали они возвратиться на авианосец, как оператор радара рассказал о новом «контакте». Это была ещё одна «Каваниси» H6K, охранявшая соседний сектор и взявшая приказ поменять курс и уточнить информацию об найденном американском соединении. На перехват данной цели было направлено второе дежурное звено, и в 12.18 с ней также было покончено. Данный самолёт кроме того опоздал выйти на сообщение с базой.

Всё это время третье звено оставалось в резерве, и руководивший им лейтенант Эдуард О’Хара весьма расстроился, что его так и не разрешили войти пострелять. В это же время, внезапность операции была утеряна, и обеим сторонам предстояло решать, что делать дальше.

Начальник 11-го своевременного соединения адмирал Уильсон Браун замечательно осознавал, что за те 20 часов, что оставались до выхода соединения на дальность атаки, японцы не только подготовят к праздничной встрече все имеющиеся в Рабауле силы, но ещё и успеют перебросить подкрепления с того же Трука. Исходя из этого он решил отказаться от рейда, но наряду с этим продолжать, до наступления темноты, перемещение в сторону о. Новая Британия.

Для того, чтобы японское руководство обеспокоилось обстановок на юго-восточном фланге так, дабы снять какие-то силы с запада, и тем ослабить давление на силы союзников, оборонявших Голландскую Ост-Индию. В чём, фактически, и заключалась цель операции. По окончании чего возможно было и отойти.

Где-то его расчёты оправдались. Командующий японским 4-м флотом адмирал Сигэёси Иноуэ вправду организовал на Труке своевременное соединение из четырёх тяжёлых и двух лёгких крейсеров, плюс эсминцы эскорта, что должны были перехватить американское соединение авианосцев в ночной торпедно-артиллерийской атаке. Но это было сделано за счёт собственных сил, без отвлечения задействованных на западном для японцев направлении.

Но эти суда имели возможность прибыть в район Рабаула в лучшем случае через несколько дней, а командующему 24-й флотилией морской авиации берегового базирования адмиралу Еидзи Гото, которому подчинялись переброшенные на Новую Британию самолёты, было нужно принимать решения типа «тут и по сей день». Как уже говорилось выше, эти силы в виде свежесформированного 4-го кокутая (авиагруппы) складывались из неполной эскадрильи бомбардировщиков-торпедоносцев (третий дивизион занимался боевым сколачиванием на Марианских островах) и эскадрильи истребителей.

«Мицубиси» G4M1 «Бетти» из состава 4-го кокутая 24-й воздушной флотилии. Рабаул (о. Новая Британия), февраль 1942 г.

Тут возможно напомнить, что «Мицубиси» G4M1 «Бетти» были теми самыми автомобилями, что недавно в первый раз показали всему миру, что морская авиация способна топить тяжёлые суда, до линейных кораблей включительно. Причём не неожиданным ударом в гавани, а маневрирующие на полном ходу в море и ведущие зенитный пламя.

Но потому, что эти 18 бомбардировщиков собирались применять прежде всего по наземным целям, то в Рабаул не было доставлено не только самое грозное противокорабельное оружие – авиаторпеды, в наличие не имелось кроме того тяжёлых (500 либо 800-кг) противокорабельных бронебойных авиабомб. Но это было далеко не единственной проблемой. Вражеское соединение было найдено в 460 милях от Рабаула.

Другими словами, 920 миль [1700 км] в экономичном режиме в оба финиша, плюс комплект высоты, плюс запас на 10-15 мин. боя на полном газу. Это лежало за пределами возможностей не только устаревших «Мицубиси» А5М, но кроме того и «Зеро» без подвесных баков. А этих копеечных баков, как кое-какие, возможно, уже додумались, в Рабауле кроме этого не нашлось.

Сложно сообщить, какими как раз мыслями руководствовался начальник 24-й воздушной флотилии адмирал Гото, отправляя лишённые адекватного вооружения и истребительного прикрытия самолёты против вражеского соединения, в составе которого очевидно имелся как минимум один авианосец. Быть может, он переоценивал характеристики новейших автомобилей, и боевой опыт их бомбардиров и пилотов (все из них уже имели опыт данной кампании, в которой они принимали участие с самого начала, большая часть успело кроме этого повоевать в небе Китая).

Быть может, на основании опыта войны в Китае, он очень сильно недооценивал возможности истребителей соперника. А быть может, исходил из того, что осуждение за неудачные действия будет всяко меньше, чем за бездействие. Так или иначе, в 13.10, совсем убедившись, что обе летающие лодки, нашедшие американское соединение, утрачены, адмирал Гото отдал приказ.

17 бомбардировщиков «Мицубиси» G4M1 (у одной из автомобилей появились неприятности на взлёте), вооружённые парой авиабомб калибра 250 кг любой, и возглавляемые начальником эскадрильи капитаном 3-го ранга Такудзё Ито, поднялись в воздух. Я нигде не отыскал упоминания о типе бомб, что несли эти самолёты, так что допускаю, что это кроме этого были кроме того не противокорабельные «полубронебойные» обр. 99, а предназначенные для наземных целей тонкостенные фугаски обр.

98. Самолёты построились подивизионно и забрали курс на северо-восток.

[1] Тут и потом я буду применять привычную многим «именную» американскую совокупность обозначения японских самолётов, не смотря на то, что в этом случае это есть откровенным анахронизмом, поскольку эта совокупность была введена только в 1943 г.
[2] Скоро эта задача будет автоматизирована, и траектория перемещения цели будет рисоваться машинально, электромеханическим графопостроителем (плоттером), к разработке которого приложит руку юный американский физик Ричард Ф. Фейнман.

Продолжение направляться, а желающие поддержать трудовым рублём, баксом либо шекелем 🙂 – смогут сделать это тут.

Использованная литература:

  1. Office of Naval Intelligence, “Early Raids in the Pacific Ocean. February 1 to March 10, 1942”, 1943.
  2. U.S. Naval Institute, “The Reminiscences of Admiral John S. Thach, U.S. Navy (Retired)”, 1977.
  3. John B. Lundstrom, “The First Team: Pacific Naval Air Combat from Pearl Harbor to Midway”, 1984.
  4. Steve Ewing, “Thach Weave: The Life of Jimmie Thach”, 2004.

источник: http://midnike.livejournal.com/36971.html

Сенсор Fly IQ4410i ремонт тачскрина. Как поменять стекло? Часть 1: Снятия тача.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • «Плетёнка тача», часть vi

    Продолжение увлекательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. В это же время 17-е своевременное соединение шло на север, а…

  • «Плетёнка тача», часть iv

    Продолжение увлекательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. В ночь с 7 на 8 марта 1942 г. 4-й японский флот приступил,…

  • «Плетёнка тача», часть iii

    Продолжение занимательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. Из-за сложной метеорологической обстановки в районе Рабаула…

  • «Плетёнка тача», часть v

    Продолжение увлекательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. 19 апреля 1942 г. капитан 3-го ранга Джон Тач наконец…

  • «Плетёнка тача», часть vii

    Продолжение занимательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. В 10.03 4 июня 1942 г. стрелок-радист одного из…

  • Мифы мидуэя: алеутский «зеро». часть iv

    «Скоро обнаружилось, что самоё слабым местом Зеро есть его нехорошая свойство к пикированию и отсутствие бронезащиты. Летные опробования кроме этого…