«Плетёнка тача», часть vii

      Комментарии к записи «Плетёнка тача», часть vii отключены

«Плетёнка тача», часть vii

Продолжение занимательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike.

В 10.03 4 июня 1942 г. стрелок-радист одного из «Девастейторов» 3-й торпедоносной эскадрильи «Йорктауна» ефрейтор 3-й статьи Ллойд Чилдерс заметил справа по курсу что-то похожее на столб тёмного дыма. Это были остатки маленькой дымзавесы, которую поставил тяжёлый крейсер «Тикума» 11-ю минутами ранее, чтобы привлечь интерес судов Первого Мобильного соединения и его воздушного охранения к прошлой атаке – самолётам 6-й торпедоносной эскадрильи «Энтерпрайза».

Чилдерс начал жестами сигналить начальнику эскадрильи, капитану 3-го ранга Лэнсу Мэсси, летевшему в нескольких метрах от него в соседнем самолёте. Тот посмотрел в бинокль в указанном направлении и нашёл в 20-25 милях [37-46 км] кильватерные следы вражеских судов.

3-я торпедоносная легла на начала и новый курс сближение с соперником, за ней последовали и два истребителя яркого прикрытия. Летевший 1500 метрами выше капитан 3-го ранга Джон Тач не видел вражеские суда, но по манёврам торпедоносцев сделал верный вывод и развернул за ними. Взглянув вверх, он убедился, что в летевшей на 4500 м 3-й бомбардировочной кроме этого увидели изменение истребителей и курса торпедоносцев и также развернули на северо-запад.

До тех пор пока всё шло идеально, в особенности если сравнивать с ударными группами «Хорнета» и «Энтерпрайза», большая часть которых – две эскадрильи пикировщиков и две эскортные группы по 10 истребителей – по большому счету не приняли участия в атаке, их торпедоносные эскадрильи нападали поодиночке и без прикрытия, а пикировщики «Энтерпрайза» смогли отыскать соперника в один момент с ударной группой «Йорктауна», вылетевшей на битый час позднее. В 10.02 начальник авиагруппы «Энтерпрайза» доложил по радио об обнаружении «соединения соперника в составе 4 АВ, 2 ЛК, 4 КРТ, 6 ЭМ в 35 милях [65 км] к северо-востоку», ответом ему был крик схватившего микрофон начальника штаба 16-го своевременного соединения капитана 1-го ранга Майлза Браунинга:

«МакКласки, нападай! Нападай срочно!»

Систершип «Тикумы», тяжёлый крейсер «Тонэ», что кроме этого учавствовал в бою при Мидуэе. Эти «авианесущие крейсеры» были «глазами» соединения как с позиций воздушной разведки, так и для визуального обнаружения авиации соперника.

В это же время фактически в тот же момент, также в 10.02 наблюдатели шедшего на правом фланге японского соединения тяжёлого крейсера «Тикума» со своей стороны нашли «12 либо более самолётов соперника, 150° по правому борту, 2° над горизонтом, расстояние 35 км». По высоте полёта было ясно, что это снова торпедоносцы, уже третья эскадрилья за последние полчаса и снова с юго-востока. Спустя 180 секунд четыре 127-мм универсальных орудия правого борта крейсера сделали залп в сторону вражеских самолётов, дабы максимально скоро привлечь интерес остальных судов к новой угрозе, одновременно с этим ту же цель самостоятельно увидели на крейсере «Тоне», а после этого в эфир вышел начальник одного из дивизионов истребительной эскадрильи авианосца «Сорю» капитан-лейтенант Иёдзо Фудзита, кроме этого сказавший о «20 истребителях и 4 торпедоносцах», но летящие над ними среди редких туч 17 американских пикировщиков никем увидены не были, равно как и 32 «Донтлесса» с «Энтерпрайза», заходившие в наступление с юго запада.

На момент обнаружения очередной группы американских самолётов в воздухе над Первым Мобильным соединением пребывало 39 истребителей «Мицубиси» A6M «Зеро», 3 из них, расстреляв боекомплект, уже шли на посадку, но им на смену поднимались ещё 6 автомобилей с «Сорю» и «Хирю», так что ударную группу «Йорктауна» встречали уже 42 истребителя. Вместе с тем эти самолёты были серьёзно рассредоточены по огромной площади, а потому, что централизованное управление воздушным боевым охранением у японцев тогда отсутствовало, то и в бой они вступали или по мере поступления команды со собственного авианосца, или, что значительно чаще, по мере визуального обнаружения вражеских самолётов.

Но не смотря на то, что к месту боя они прибывали разрознеными группами, любая из этих групп очень сильно превосходила 4 «Уайлдкэта» Джона Тача. Помимо этого, на всех четырёх японских авианосцах безотлагательно готовили к взлёту ещё по одному звену истребителей, но из этих 12 автомобилей в атмосферу до развязки суждено было встать только одной: последний самолёт, взлетевший с палубы «Акаги», сделал это за считанные секунды до бомбового попадания в корабль – пилоты «Донтлессов» видели его взлёт в собственные прицелы уже на протяжении пикирования.

Схема «рейдового» ордера японского соединения авианосцев из двух дивизий авианосцев с эскортом в том виде, в котором его внес предложение его создатель, капитан 2-го ранга Минору Гэнда (слева). При Мидуэе ордер пара отличался, но и эта схема даёт представление о том, какую площадь занимало «поле боя» над Первым Мобильним соединением.

«Неизменно имей замысел действий. Неизменно имей запасной замысел, потому как основной ни при каких обстоятельствах не работает. Потому, что запасной замысел также ни при каких обстоятельствах не работает – готовься функционировать по обстановке».

Эти три правила из фольклора американских морпехов являются лучшим эпиграфом к последующим событиям. Как уже упоминалось, главный замысел Джона Тача задействовать две пары двухсамолётных звеньев истребителей рассыпался, вопреки известному выражению Мольтке-старшего, ещё до столкновения с соперником. А практически сразу после того как возглавляемая начальником 3-й истребительной четвёрка «Уайлдкэтов» приблизилась к вражескому соединению, та же будущее постигла и его запасной замысел.

Маленькая несколько Тача летела строем дивизиона со вторым звеном сзади и ниже командирского, и около 10.10 ведомый второго звена лейтенант Эдгар Бассет, имевший за плечами боевой счёт и Коралловое море из двух автомобилей соперника, был нежданно сбит. Причём так нежданно, что никто из оставшихся кроме того не видел вражеский самолёт, что это сделал. Что в неспециализированном-то неудивительно, потому, что сбитый истребитель был тем, что в американской авиации не весьма прилично именуют «ass end Charlie», другими словами как раз его обязанностью было смотреть за «ж**ой» всего дивизиона, с каковой задачей он не справился, не увидев вражеский самолёт, нападавший его наверняка снизу.

Начальник второго звена лейтенант Брэйнард Макомбер проводил взором падающий горящий самолёт собственного ведомого, не заметил парашюта и переключился на более насущные неприятности. Сейчас уже он стал «крайним», целью атак нескольких «Зеро», пикировавших на американские истребители уже сверху-сзади.

Одному из них удалось сесть на хвост «Уайлдкэту» Макомбера с тактическим номером F-6, и скоро пилот собственной спиной почувствовал попадания 7,7-мм пуль «пристрелочной» очереди «Зеро» по бронеспинке собственной автомобили. От добивающей очереди 20-мм пушек ему удалось увернуться (не смотря на то, что, быть может, японец уже успел к тому времени расстрелять скромный боекомплект собственного «главного калибра»).

Так или иначе, самолёт летел и слушаться рулей – пули и рикошеты не зацепили тяг управления, не смотря на то, что успели изрешетить всё, что пребывало сзади спасшей пилота бронеспинки. В частности: спасательный плотик, резервный бензобак (к счастью, уже безлюдный и заполненный только углекислым газом), и блоки радиостанции. лейтенант Макомбер остался без связи, не смотря на то, что в горячке боя этого не увидел. Переведя дух, пилот сообразил, что в отсутствии ведомого он уже не звено, а просто мишень, исходя из этого отыскал в памяти предполётную инструкцию начальника:

«Что бы ни произошло, держаться совместно! Никаких игр в „одинокого волка“!»,

дал газ и безо всяких тактических изысков попросту пристроился третьим к командирскому звену.

Тем временем сыграли собственную роль плохая организация и отсутствие радаров управлением боевым воздушным охранением японских авианосцев. Большая часть истребителей Первого Мобильного, по меткой оценке американских исследователей Дж. Паршалла и Э. Талли, отвечали на внешние раздражители как фагоциты, клетки имунной совокупности, рефлекторно реагирующие на ближайшую к ним угрозу.

Плюс на это наложился необычный опыт, полученный пилотами «Зеро» в небе Китая – вражеские истребители они принимали как более приоритетную (и более «почётную») цель, чем кроме того ударные самолёты соперника, воображавшие в этом случае настоящую угрозу судам, каковые те пилоты защищали. Лишь этим возможно растолковать тот факт, что на три оставшихся истребителя Джона Тача стянулась как минимум добрая половина всех пребывавших в воздухе «Зеро» – от 15 до 20 единиц – тогда как приблизительно такое же количество японских истребителей нападало значительно более бессчётную и страшную цель, 12 торпедоносцев «Йорктауна», прикрытых парой «Уайлдкэтов». Наряду с этим какое-то количество «Зеро» из «чисто спортивных мыслей» всё ещё гонялось за «Девастейторами» 6-й торпедоносной «Энтерпрайза», не смотря на то, что скинувшие собственные торпеды самолёты уже не воображали никакой угрозы соединению.

Как нетрудно додуматься, начальнику 3-й истребительной эскадрильи капитану 3-го ранга Джону Тачу легче от этого отнюдь не стало. Неизменно подтягивающиеся «Зеро», пользуясь преимуществом в скороподъёмности, набирали высоту и атаковали звено из трёх американских истребителей с промежутком в 20-30 секунд.

Единственным методом оторваться от них было пикирование на полном газу, что в этом случае было нереально из-за малой высоты, путь вверх был перекрыт, так что американцам было нужно уворачиваться не меняя эшелона. Первые манёвры уклонения были предельно несложными: дождавшись, в то время, когда пикирующий сзади-сверху японский истребитель выходил на расстояние открытия огня, применять появившееся из-за огромной отличия скоростей преимущество в манёвренности и делать максимально крутой вираж, вынуждая соперника вести пламя не со стороны хвоста, а с фланга, другими словами с упреждением.

Потому, что сейчас японский истребитель выходил из пикирования, он шёл с перегрузками, хуже управлялся и не имел возможности совершенно верно навестись. Вдобавок к этому Макомбер, чья замыкающая машина была основной мишенью, бросал собственный «Уайлдкэт» вверх-вниз, ещё больше затрудняя прицеливание.

Увернувшись так от нескольких атак, Джон Тач уяснил для себя тактику пилотов «Зеро», с которыми, напоминаю, он столкнулся в первый раз в жизни. Базируясь на подавляющем преимуществе в скороподъёмности и скорости, те раз за разом пикировали сверху-сзади, стараясь «сесть на хвост» атакуемой машине, а при неудачи не пробовали лезть в ближний бой либо вести пламя с фланга, а просто выходили из атаки и практически вертикально набирали высоту для новой. Как продемонстрировали облёты трофейного «Зеро» в осеннюю пору 1942 г., разогнавшийся японский истребитель имел возможность выполнить

«фактически вертикальный комплект высоты, что может длиться от полутора тысяч (1500) до двух тысяч (2000) футов [450-600 м] в зависимости от скорости в начале манёвра».

Помимо этого, те же облёты продемонстрировали, что

«на скорости выше трёхсот (300) миль в час по спидометру [483 км/ч] делается практически неосуществимым поменять направление виража»

– это было платой за громадные элероны, снабжавшие потрясающую манёвренность «Зеро» в ближнем бою на малых скоростях. Всего этого начальник 3-й истребительной тогда знать не имел возможности, но умелый пилот интуитивно применял второй фактор в манёвре уклонения, тогда как используемый японцами обычный метод выхода с вертикальным комплектом высоты посоветовал ему вариант атаки.

Сейчас по окончании виража, уводящего звено с линии атаки, он додавал газ, легко отрывася от ведомых и делал крутой вираж в противоположную сторону. Японский истребитель, не попадавший по замыкающей машине, «проскакивал» эшелон звена Тача, выяснялся ниже его и начинал комплект высоты именно наоборот разворачивающегося к нему самолёта начальника эскадрильи.

Расстояние наряду с этим в большинстве случаев была через чур большой для прицельного огня, но пролетавшие рядом автострады очередей вынуждали японских пилотов прервать комплект высоты, что на пара десятков драгоценных секунд выключало их из смертельной «карусели» атакующих автомобилей. А после этого Джону Тачу – на протяжении очередного аналогичного манёвра выходящий из атаки японец, по всей видимости, через чур рано и быстро потянул ручку на себя, машина утратила начала и скорость делать «свечу» на совершенной для стрельбы расстояния.

Очереди шести 12,7-мм «Браунингов» разнесли капот и кокпит двигавшегося вертикально вверх «Зеро». Утратив тягу, он на мгновение завис в воздухе, по окончании чего упал в штопор, из которого уже не вышел. Капитан 3-го ранга Тач сбил собственный первый «Зеро» и четвёртый вражеский самолёт в собственной карьере, о чём педантичный офицер срочно сделал отметку в лежащем на коленях планшете.

1. Первый манёвр уклонения. 2. Манёвр уклонения с последующей атакой на протяжении выхода соперника из пикирования.
(Реконструкция Дж. Ландстрома на базе воспоминаний Дж. Тача и Б. Макомбера)

Всё это время начальник 3-й истребительной не имел возможности осознать, из-за чего начальник 2-го звена Макомбер приклеился к его звену. Пара раз он отдавал ему команду «Уйди дальше в сторону. Увеличь расстояние раза в два и позже мне навстречу».

В ответ по понятным обстоятельствам было молчание. Как позже вспоминал Тач:

«Обстановка складывалась дурная. Я израсходовал практически год, разрабатывая единственный по моему точке зрения метод сохраниться при встрече с „Зеро“, а сейчас мы, наверное, не можем его применить».

И лишь по окончании сбитого японца до капитана 3-го ранга дошло, что лейтенант Брэйнард Макомбер не только ни разу не отрабатывал данный манёвр, но и наверняка кроме того не слышал о его существовании. Тач отыскал в памяти, что поручил проинструктировать по этому вопросу прикомандированных пилотов 42-й истребительной собственному помощнику, капитану 3-го ранга Дональду Лавлейсу, а тот вряд ли успел это сделать до собственной смерти на палубе «Йорктауна» 30 июня 1942 г. Так что Макомбер всего лишь честно делает то, что сообщил Тач на скомканном предполётном инструктаже – держит строй.

И, Наверное, у него какие-то неприятности со связью. Так, единственным из имевшихся под рукой, кто не считая него самого имел представление о «траверзной оборонительной тактике», был его ведомый, зелёный лейтенант Роберт Дибб.

Джон Тач позвал его по радио и, учитывая состояние пилота в первом в его жизни настоящем бою, попытался максимально легко и доходчиво растолковать, что тому направляться делать:

«Уйди в сторону, как словно бы ты начальник второго звена, отправился!»

Наверное, старшины, проводившие в лётной школе в Пенсаколе «курс молодого бойца», не бесплатно ели собственный хлеб и сумели на занятиях по строевой подготовке вколотить в курсанта Дибба основную военную премудрость всех народов и времён. Неожиданно «повышенный в должности» юный лейтенант браво ответил:

«Это Алый-два, принял, делаю (wilco)»

и вывалился из строя вправо ещё перед тем, как задал себе вопрос, а для чего он, фактически, это делает. С позиций замечавшего позади и не слышавшего радиопереговоров лейтенанта Макомбера всё это смотрелось как приступ паники, охвативший молодого пилота. Проводив изумлённым взором покинувший строй «Уайлдкэт» с тактическим номером F-20, Макомбер догнал истребитель начальника и занял место его «убегавшего» ведомого.

Первое боевое использование «Плетёнки Тача».
(Реконструкция Дж. Ландстрома на базе рисунка и воспоминаний Дж. Тача)

Но что значительно ответственнее, совершенно верно таким же приступом паники это смотрелось и с позиций пилота очередного заходившего в наступление «Зеро»; японский истребитель не раздумывая нацелился на лёгкую одиночную цель, которой возможно было легко и без всяких последствий «сесть на хвост». К тому времени лейтенант Роберт Дибб уже отыскал в памяти, чему учил его начальник на протяжении их занятий на авиабазе Канэохе в Пёрл-Харборе и осознал, что от него на данный момент требуется.

Заметив заходящего позади японца он сделал крутой левый вираж и с криком «Шкипер, у меня „Зеро“ на хвосте! Сними его!» рванул навстречу двум «Уайлдкэтам», уже отвернувшим в его сторону. Юный пилот сделал всё верно и вывел преследовавший его истребитель совершенно верно под пламя начальника.

Поднырнув под летящий навстречу «Уайлдкэт» собственного ведомого, Джон Тач был на совершенном курсе для лобовой атаки, причём снизу; именно поэтому он имел возможность вести пламя, а японскому пилоту, неожиданно нашедшему, что из охотника он сам превратился в дичь, было нужно бы или отворачивать, или опускать шнобель с риском столкновения. Он опоздал ни того, ни другого – 12,7-мм пули (две трассирующих, две бронебойных, одна простая и одна дефицитная зажигательная на каждые шесть патронов в ленте) вспороли «брюхо» его истребителя от капота до хвостового колеса.

Тач инстинктивно пригнул голову, пропуская над собой подбитый «Зеро», ему кроме того показалось, что он почувствовал жар от горящего самолёта «этого ублюдка, что покушался на моего бедного, мелкого, неопытного ведомого!» Эффективность манёвра была наконец проверена на практике, а капитан 3-го ранга Джон Тач сделал ещё одну отметку в собственном планшете, некстати поразмыслив, что это также изрядная дурость – делать отметки, каковые никто ни при каких обстоятельствах не заметит. В том, что из этого вылета никто из них не возвратится – у него сомнений не было. В это же время «бедному, мелкому» лейтенанту Диббу совсем не пришлось по нраву быть приманкой. Как впоследствии вспоминал Тач:

«Подозреваю, он ощущал себя в том месте самую малость одиноко»,

исходя из этого юный пилот постарался пристроиться к начальнику, но был бессердечно отогнан в сторону, где снова стал целью атаки очередного «Зеро». В этом месте он совсем «врубился в игру» – ему уже кроме того необязательно было видеть атакующий его японский истребитель, достаточно было наблюдать влево либо вправо и ловить момент, в то время, когда начальник эскадрильи, значительно лучше видящий обстановку у него за спиной, начинает вираж, и сейчас самому поворачивать ему навстречу.

Не совсем правильное, но прекрасное и эффектное изображение первого применения «Плетёнки Тача». © Gareth Hector

Три истребителя ещё пара раз «сплели» собственные направления, но пикирующие на «Уайлдкэт» Дибба японцы больше не пробовали скинуть скорость и зайти ему в хвост; вместо этого они, как и в начале, пробовали расстрелять его самолёт в пикировании, а по окончании его уклонения навстречу товарищам по эскадрилье проскакивали ниже и начинали комплект высоты. Так длилось , пока очередной «Зеро» не допустил неточность.

Снова через чур рано начав комплект высоты, он оказался прямо на курсе Тача, в очередной раз пропустившего над собой самолёт Дибба. Пускай в этом случае японец был не на встречном, а на перпендикулярном курсе – стрелять с упреждением начальник 3-й истребительной обожал и умел. В планшете Джона Тача показалась третья отметка, подтверждавшая, что придуманный им манёвр хорошо трудится и в таком варианте.

Убедившись, что одинокий американский самолёт есть не таким уж и беспомощным, японцы возобновили атаки и на командирскую несколько, но ещё одним преимуществом «траверзного оборонительного манёвра» было то, что он трудился «в обе стороны». Сейчас уже Тач с Макомбером «притащили» японский истребитель прямо навстречу Диббу, что не потерял возможности послать к воде собственный первый вражеский самолёт, доведя счёт этого неравного боя до разгромного 4:1.

Обидней всего было Брэйнарду Макомберу, у неожиданно появлявшегося ведомомым лейтенанта фактически не было возможности пострелять, но наряду с этим он оставался логичной целью всех, кто нападал их несколько. В какой-то момент пилот не выдержал и постарался отомстить очередному «Зеро», дырявившему его хвостовое оперение.

В тот момент, в то время, когда японский истребитель как в большинстве случаев проскочил вниз и начал комплект высоты, разъярённый Макомбер перестал работать и постарался повторить первую атаку Тача – перехват японца на протяжении выхода в «свечку». Долгие очереди по «Зеро» не привели ни к каким видимым итогам, максимум – нанесли какие-то повреждения, и сорвавший злость пилот скоро возвратился на собственное место.

Не следует забывать, что все обрисованные события происходили не в вакууме, а в нескольких сотнях метров выше прорывающихся к авианосцам соперника «Девастейторов» 3-й торпедоносной эскадрильи «Йорктауна». Через разрывы в тучах капитан 3-го ранга Тач иногда видел их строй и атакующие его японские истребители. Но всё, что он имел возможность при данном раскладе – это оттягивать на себя большую часть «Зеро», и сохранять надежду, что пара «Уайлдкэтов» мичмана Тома Чика и лейтенанта Дэниела Шиди из яркого охранения всё ещё живы и также делают собственную часть работы.

Продолжение направляться, а желающие поддержать трудовым рублём, баксом либо шекелем 🙂 – смогут сделать это тут.

Использованная литература:

  1. Commander, Fighting Squadron Three, Action with enemy report, 4 June, 1942.
  2. Commander-in-Chief, First Air Fleet, Detailed Battle Report #6, 15 June, 1942.
  3. Intelligence Services, U. S. Army Air Forces, Informational Intelligence Summary No. 85, December 1942.
  4. U.S. Naval Institute, “The Reminiscences of Admiral John S. Thach, U.S. Navy (Retired)”, 1977.
  5. John B. Lundstrom, “The First Team: Pacific Naval Air Combat from Pearl Harbor to Midway”, 1984.
  6. Steve Ewing, “Thach Weave: The Life of Jimmie Thach”, 2004.
  7. Jonathan B. Parshall, Anthony B. Tully “Shattered Sword: The Untold Story of the Battle of Midway” 2005.
  8. Dallas W. Isom “Midway Inquest: Why the Japanese Lost the Battle of Midway” 2007.

источник: http://midnike.livejournal.com/41949.html

Замена тачскрина Asus Nexus 7 ME370T (How to disassemble and replace the touchscreen)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • «Плетёнка тача», часть iii

    Продолжение занимательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. Из-за сложной метеорологической обстановки в районе Рабаула…

  • «Плетёнка тача», часть vi

    Продолжение увлекательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. В это же время 17-е своевременное соединение шло на север, а…

  • «Плетёнка тача», часть iv

    Продолжение увлекательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. В ночь с 7 на 8 марта 1942 г. 4-й японский флот приступил,…

  • «Плетёнка тача», часть v

    Продолжение увлекательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. 19 апреля 1942 г. капитан 3-го ранга Джон Тач наконец…

  • «Плетёнка тача», часть ii

    Продолжение занимательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. В сутки начала Тихоокеанской войны закончивший модернизацию…

  • Schnellboot der kriegsmarine — малые воины большой войны

    Глубокоуважаемые сотрудники! Просматривая материалы по германским торпедным катерам ВМВ, случайно заметил данный материал. Не помню, выкладывал ли кто…