Учебно-тренировочный самолет ту-124ш.

      Комментарии к записи Учебно-тренировочный самолет ту-124ш. отключены

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1962 г.Учебно-тренировочный самолет ту-124ш.

Одной из первых модификаций Ту-124 стал учебно-штурманский Ту-124Ш. Начиная с 1962 года ХАЗ производил модификацию Ту-124Ш-1, созданную как летающий тренажер для обучения армейских навигаторов дальней авиации. На ней радиолокационный визир заменили на РЛС «Рубин-1А» с двумя индикаторами.

В салоне оборудовали пара рабочих мест для курсантов-навигаторов.

Работа над вариантом «Ш-1» началась, как неизменно, с распоряжения правительства, с поездок в Москву для дискуссии неприятностей с армейскими и головным ОКБ. Стало известно, что туполевцы, загруженные вторыми работами, относятся к заказу прохладно. ХАЗ же, наоборот, рассчитывал взять под военную тематику дополнительное финансирование.

В итоге пришли к компромиссу — проектные работы по машине выполнить силами конструкторов завода, но в Москве, под «присмотром» ведущих экспертов ОКБ.

Главные работы по модификации заключались в следующем. На «Ш-1» вместо простого локатора необходимо было установить станцию «Рубин» с прицельным комплексом для сброса учебных бомб, оборудовать штурманское место оптическим прицелом для визуального контроля за сбрасыванием, разместить на консолях крыла балочные держатели БД-360 для четырех бомб калибра 50-250 кг. В салоне вместо кресел расположить 13 рабочих мест со спецоборудованием.

Каждое должно было иметь собственную специфику: на одном курсант знакомился с совокупностью навигации, на втором — с пеленгаторам, на третьем — изучал совокупности сближения, на четвертом — отрабатывал бомбометание вслепую и без того потом. Ведущим конструктором по спецоборудованию был назначен Ю.И.Милушин. Работа над проектом заняла не меньше года.

15 ноября 1962 года летчик-испытатель Ф.Ф.Доценко поднял в атмосферу первый серийный Ту-124Ш-1. В национальных опробованиях автомобили, проходивших в том же году в НИИ ВВС, учавствовала несколько конструкторов завода во главе с Е.П.Кузнецовым, и бригада цеха № 75.

Серийные Ту-124Ш-1 поступали, по большей части, в Челябинское высшее авиационное штурманское училище. Эксплуатация самолетов шла весьма интенсивно. Упрочнениями бригад цеха № 75 простои автомобилей из-за ремонтов либо регламентных работ сводились к минимуму.

Для обучения курсантов навыкам бомбометания самолеты были оборудованы крыльевыми балочными держателями БД-360 для авиабомб калибра 50-250 кг. Неспециализированная нагрузка на двух держателях имела возможность доходить до 2000 кг.

Ту-124Ш-1 являлся «летающей партой» для отработки совокупностей ближней навигации. И предназначался для учебы навигаторов, которым предстояло служить на бомбардировщиках типа Ту-16 и Ту-95. Навигаторам фронтовой авиации требовался тренажер с другим набором оборудования. Для них была создана и выпущена заводом еще одна модификация — Ту-124Ш-2.

Переоборудованием «Ш-1» в «Ш-2» занимались конструкторы Ю.И.Милушин, Е.П.Кузнецов, Н.Г.Янатьев. Новый тренажер пригодился ВВС всего в единственном экземпляре. А неспециализированное число выстроенных ХАЗом изделий с индексом «Ш» до 1968 года — 54.

Модификации:
Ту-124Ш-1 — вариант для подготовки навигаторов для дальних бомбардировщиков;
Ту-124Ш-2 — вариант для подготовки навигаторов для фронтовых бомбардировщиков.

ЛТХ:

Модификация: Ту-124Ш
Размах крыла, м: 25,55
Протяженность самолета, м: 30,58
Высота самолета, м: 8,08
Площадь крыла, м2: 119,37
Масса, кг
-безлюдного самолета: 22000
-большая взлетная: 36000
Тип двигателя: 2 х ТРДД Д-20П
Тяга, кгс: 2 х 5400
Большая скорость, км/ч: 970
Крейсерская скорость, км/ч: 780
Дальность действия, км: 2100
Практический потолок, м: 11700
Экипаж, чел: 4
Нужная нагрузка: 13 курсантов.

Учебно-тренировочный самолет Ту-124Ш.

Учебно-тренировочный самолет Ту-124Ш.

Списанный Ту-124Ш переоборудован под детскую плошадку.

Учебный салон Ту-124Ш.

Приборная панель кабины Ту-124Ш.

Компоновка учебных мест в салоне Ту-124Ш. Схема.

.

.

Перечень источников:
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира.
Владимир Ригмант. Под символами «АНТ» и «ТУ».
Гражданская авиация. Борис Орлов. Младший «брат» Ту-104.
Сайт «Уголок неба». 2012 г. страница: «Туполев Ту-124Ш».

На борту Ту-124 — On a board of Tu-124

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: