Убивец матросова

      Комментарии к записи Убивец матросова отключены

Убивец матросова

В моем материале «Красный Перекоп» появилась тема одного увлекательного эсминца, ни при каких обстоятельствах так и не выстроенного. Это всем узнаваемый, но неизвестный, эсминец Р.А. Матросова. Из-за чего неизвестный, но узнаваемый? А весьма легко. Занимаясь этим эсминцем достаточно продолжительное время, я узнал, что ссылок и источников на него множество, но по большей части это все перепечатки по сути одного и того же текста в различных вариациях. На самом же деле по-настоящему информативных источников по эсминцу Р.А.

Матросова, мало либо отсутствуют совсем. А также в том маленьком количестве источников содержится множество несостыковок и допущений. Я, никоим образом не претендуя на истину, однако рискнул постараться представить себе другую версию корабля, типа эсминец Матросова.

Перед Первой мировой войной в русском императорском флоте остро появился вопрос по подготовке машинистов-турбинистов для обслуживания турбин на новых судах. Исходя из этого в новую кораблестроительную программу включили два крейсера малого типа, каковые должны были являться учебными судами для подготовки машинистов-турбинистов. Помимо этого, РИФ очень нуждался в маленьких, водоизмещением до 5 тыс. тысячь киллограм, легких крейсерах для замены устаревших крейсеров типа «Жемчуг» и «Аскольд».

Летом 1912 года ГУК заявил конкурс, в котором участвовали такие судостроительные фирмы, как Путиловский завод, Невский завод, Ревельский завод, «Ансальдо», «Шихау» и «Вулкан». Победителем конкурса был признан проект Невского завода, но в то время, когда были заявлены торги, то кратчайшие сроки и наименьшая цена постройки были предложены германским заводом «Шихау».

Ходили слухи, что такому ответу поспособствовал лично император Вильгельм II, практически уговоривший Николая II передать заказ германской компании. Однако ГУК растолковал собственный выбор более сжатыми сроками постройки — благодаря готовому проекту, что воображал из себя модернизированный крейсер типа «Майнц». Крейсера предназначались для Дальнего Востока и взяли имена «Адмирал Невельской» и «Муравьев-Амурский».

Оба крейсера были построены в 1914 году: «Муравьев-Амурский» – 11.04.1914 года, «Невельской» – 21.11.1914 года. С началом ПМВ, уже 6 августа, оба крейсера были реквизированы, поменяли обладателя и вошли в строй германского флота под именами «Пиллау» и «Эльбинг» соответственно.

Но постройкой лишь этих крейсеров деятельность судостроительного предприятия «Шихау» в Российской Федерации не ограничилась. Настырное «Шихау» неутомимо хотело попасть в Россию. В 1912 году Карл Цизе обратился к Морскому министерству с просьбой о постройке в Риге судостроительной верфи. Стоит ли сказать, что К. Цизе был офпредом компании «Шихау». Помимо этого компания упорно пробивала русские заказы, сулящие ей большие доходы.

В следствии её деятельности Морское министерство передало «Шихау» заказ на постройку 9 эсминцев типа «Новик». Но так как зарубежные фирмы не допускались к исполнению армейского заказа, начальником будущего судостроительного предприятия стал адмирал К.Л. Иессен.

Под будущие эсминцы и верфь компании «Шихау» не запрещалось приобрести земельные наделы в районе Милгравского (Мюльграбинского) канала. Помимо этого, в марте 1913 г. с «Милгравской верфью» был заключён сделку на постройку эсминцев и взят задаток в размере 3 млн. 375 тыс. рублей.

Поручителем обеспечения этих платежей выступил Петроградский учетный и ссудный банк, он принимал на себя обязательства возвратить при неисполнения компанией соглашения сумму взятого аванса, и выплатить неустойку в размере 6 % от суммы аванса Морскому министерству. На выкупленных участках предполагалось расположить шесть стапелей для эсминцев, судостроительную и машиностроительную мастерскую, электростанцию, кузницу, плаз. И поселок для рабочих.

Достроечный бассейн планировалось соорудить в Милгравской протоке, укрепив его берега сваями. Сроки окончания всех строительных работ устанавливались на конец 1913 года. К середине августа 1913 года намечалось начать сборку первых трех эсминцев.

Закладка следующих трех судов предполагалась в начале 1913 года.

С началом Первой Мировой, «Милгравская (Мюльграбинская) верфь» столкнулась с рядом неприятностей: она лишилась денежной помощи «Шихау», помимо этого Германия отказалась поставлять заказанные материалы и механизмы для верфи, благодаря чего верфь лишилась права получения предстоящих платежей. Появлявшись в тяжелом денежном положении, верфь обратилась в Морское министерство России с просьбой о выдаче ей второго платежа на постройку второго миноносца в размере 300 тыс. рублей.

В связи со сложившимися событиями, Заседанием по судостроению было издано постановление о необходимости комплексной проверки верфи. На протяжении проверки деятельности стало известно, что предприятие «Цизе» (Милгравская верфь) является структурой формально независимую, но всецело подконтрольную компании «Шихау». Всплыли кроме этого и неблаговидные дела начальников «Милгравской верфи», каковые сумели обременить предприятие долгом в 5 млн. руб.

Все собранные рабочей группой материалы были переданы в Заседание по судостроению, где был поднят вопрос о предстоящих действиях по отношению к Милгравской верфи. Заседание на протяжении собственной работы сделало вывод о том, что существует прямая угроза невыполнения верфью всех взятых на себя обязательств, ввиду неосуществимости получения из Германии всех заказанных механизмов, узлов, агрегатов и котлов для судов, и ввиду неудовлетворительного денежного положения верфи.

Против управления «Милгравской верфи» были выдвинуты обвинения, вылившиеся в «дело Шихау». Были арестованы сам К. Цизе, его помощник М. Янтке и представитель компании «Шихау» на «Милгравской верфи» – Ф. Гедике. Но, в заключении они просидели недолго и были высвобождены германской армией при захвате Риги.

В январе 1915 года было издано постановление о верфи «и национализации», с выплатой долгов по окончании окончания войны. Это первенствовал случай передачи в госимущество столь большого строительного предприятия. Но, вся эта полукриминальная возня ни на ход не продвигала дело строительства эсминцев.

На «Милгравской верфи» была произведена полная смена инженерного состава. Начальником покинули заслуженного адмирала Иессена, но в помощь ему направили энергичного полковника корпуса корабельных инженеров Шевцова Дмитрия Николаевича и инженер-механика, капитана 1-го ранга Юрьева Всеволода Юрьевича.

Началась достройка миноносцев. Но реквизиция двух русских крейсеров, каковые должна была выстроить компания «Шихау», очень неблагоприятно сказывалась на боеготовности легких сил Балтфлота. Вследствие этого уже в марте 1915 года было собрано экстренное заседание ГУК по выработке концепции легкого крейсера, что возможно выстроить в малейшие сроки силами отечественного судостроения.

ТТЭ данного крейсера было выяснено как – водоизмещение не более 5 тыс. тысячь киллограм, скорость не меньше 34 узлов, оружие, складывающееся из 6-8?130-мм орудий и 2-х 457-мм трехтрубных торпедных аппаратов. В качестве другого варианта, более выигрышного с позиций времени финансовых затрат и постройки, для балтийского ТВД рассматривался эскадренный миноносец с сильной артиллерией. Над проектом для того чтобы миноносца трудился флагманский корабельный инженер Балтфлота полковник Ростислав Алексеевич Матросов.

Председательствующий на экстренном заседании, адмирал В.К. Гирс заверил, что ГУК приложит максимумальные усилия, дабы «дать боевому флоту тот тип корабля, что ему нужен»; но он усомнился в возможности создания легкого корабля класса «эсминец» с нужными флоту ТТЭ. Одновременно с этим от полковника Матросова «ничего хорошего, на что возможно было бы опереться, пока не поступало», благодаря чего совещание было нужно отложить.

В это же время, своевременный отдел МГШ уже озаботился разработкой главных тактических задач для ещё не показавшегося «детища Матросова». В их числе были: уничтожение вражеских эсминцев и лидирование собственных, ведение разведки в интересах линейных сил флота, независимое крейсирование с уничтожением одиночных конвоев и транспортов со не сильный прикрытием, набеговые операции.

Так, полковник Матросов взял заказ на лёгкий многоцелевой быстроходный боевой корабль с замечательным артиллерийско-торпедным оружием. Решение о постройке эсминца проекта Р.А. Матросова было принято по окончании письма командующего Балтийским флотом, адмирала Н.О. фон Эссена от 8 апреля 1915 года, прося предусмотреть на снова строящихся эсминцах усиление оружия, не смотря на то, что 4-5-ти 130-мм орудий.

Эскизный проект эскадренного миноносца водоизмещением 2100 тысячь киллограм, при 8?1?130-мм орудиях и 3?3?457-мм ТА, ГУК взял в последних числах Апреля 1915 г., 2 мая направил его на заключение механического отдела. Ответ инженера-механика, генерала корпуса корабельных инженеров Н.И. Ильина был очень отрицателен.

В собственном отзыве он показывал на бессчётные практическую невозможность и недостатки эсминца размещения столь замечательного оружия в столь малом количестве. Однако, Ростиславу Алексеевичу было дано указание на доработку собственного проекта, а сам он был послан на «Милгравскую верфь» для закладки собственного миноносца. Благодаря стараниям корабельного инженера Шевцова и инженер-механика Юрьева, проект начал претворяться в судьбу.

Не обращая внимания на согласие ГУК, проект много раз подвергался критике и пересмотру. Первой жертвой стали турбины, компании «Шихау», их решено было заменить на турбины «АЕГ Кертис-Вулкан» производства Путиловского завода, мощностью 38 000 л.с. Ожесточённой обструкции подверглось и оружие.

Не обращая внимания на упорное сопротивление Ростислава Алексеевича опирающиеся на – «при столкновении с неприятелем в малейшие сроки при помощи скорострельности нанести миноносцам соперника непоправимый урон, а его крейсера вынудить отойти на грани больших повреждений». По окончании продолжительных дебатов решено было строить эсминцы в двух вариантах: первый предусматривал установку 8-ми 102-мм орудий Обуховского завода, второй сперва 6-ти, а после этого 5-ти 130-мм орудий.

Водоизмещение эсминца неспешно росло. От начальных 2100 тысячь киллограм было нужно отказаться, в следствии обычное/полное водоизмещение выросло до 2800/3200 тысячь киллограм. Но удалось удлинить бак для размещения в том месте двух зенитных 76,2-мм орудий Лендера.

Артиллерийский отдел внес «предложение рекомендательного характера» покинуть лишь 2 «130-ки» в оконечностях, а другие 6 орудий 130-мм калибра заменить на равное число 102-мм орудий, «как намного более эргономичных в обслуживании на низкой и изрядно заливаемой палубе эсминца, более подходящих в плане дешевизны, скорострельности и веса». Но от данной идеи все же решили отказаться, ратуя за однотипность артиллерии.

В начале 1916 года 4 эсминца по проекту Р.А. Матросова были заложены на «Милгравской верфи». С сентября 1916 по март 1917 года все эсминцы были построены. На опробованиях эсминцы выдали скорость в 34 узла, но фактическая скорость ни при каких обстоятельствах не превышала 32 узлов.

При спуске они взяли заглавия островов Балтийского моря и Финского залива – Эзель, Нарген, Котлин, Бьерке.

Эсминцы «Нарген» и «Бьерке»

Водоизмещение – 2720/3120 тысячь киллограм. Размерения – 130,0×12,0x3,5 м. СУ – 2ПТ, 4ПК. Мощность – 38 000 л.с. Скорость – 32,3 узла, Запас горючего – 450 т нефти. Дальность хода – 2150 миль экономическим ходом.

Оружие: 8?1-102 мм, 4?1?12,7-мм пулемета, 2?3?457-мм ТА.

По состоянию на май 1917 года, готовность судов составляла: «Нарген» – 95%, «Бьерке» – 88%, «Котлин» – 85% и «Эзель» – 74%. В то время, когда появилась опасность захвата Риги немцами, все эсминцы были переведены в Петроград, на Железный завод, где занимались окончательной вводом и достройкой в строй. До октября 1917 года успели ввести в строй 3 эсминца – «Нарген», «Бьерке» и «Котлин».

Эсминцы «Эзель» и «Котлин»

Водоизмещение – 2800/3200 тысячь киллограм. Размерения – 130,0?12,0?3,5 м. СУ – 2ПТ, 4ПК. Мощность – 38 000 л.с. Скорость – 32,0 узла, Запас горючего – 450 т нефти. Дальность хода – 2200 миль экономическим ходом.

Оружие: 5?1-130 мм, 4?1?12,7-мм пулемета, 3?3?457-мм ТА.

Во флоте они взяли достаточно необычную классификацию – «эскадренный минный крейсер». Но, по окончании революции это уже никого не интересовало. В октябре 1917 года эсминцы взяли «новые революционные» имена – «Петроградский пролетарий», «Коммунист», «Красногвардеец», и лишь «Котлин» фактически не поменял собственный имя, став «Красный Котлин».

Первые два эсминца несли 8?102-мм орудий, «Красный» и «Красногвардеец Котлин» – 5?130-мм. Больше всех повезло «Красногвардейцу»: его ввели в строй уже по окончании Гражданской войны. «Коммунист», он же «Бьерке», подорвался на германской мине и затонул. «Красный Котлин» при обстреле армий Юденича взял повреждение, сел на мель и был захвачен эстонцами недалеко от мыса Рааппи. Находкой заинтересовались британцы и реквизировали его у эстонского правительства.

Судьба корабля малоизвестна. «Петроградский пролетарий» поменял оружие – вместо 5?130-мм орудий, на нем было установлено 2?130-мм и 6?102-мм, по окончании чего его перевоплотили в учебное судно подготовки артиллеристов. В конце 30-х он испортился и его предстоящую эксплуатацию сочли нецелесообразной, закончил собственную жизнь «Петроградский пролетарий» в качестве артиллерийской мишени.

самая удачная будущее выпала «Красногвардейцу», по окончании достройки его пара раз модернизировали. В конце 20-х годов переименовали в «Вольный».

Эсминец «Вольный»

Водоизмещение – 2850/3270 тысячь киллограм. Размерения – 130,0?12,0?3,5 м. СУ – 2ПТ, 4ПК. Мощность – 38 500 л.с. Скорость – 30,3 узла, Запас горючего – 480 т нефти.

Дальность хода – 2270 миль экономическим ходом. Оружие: 5?1-130 мм/55, 3?2-40 мм «Бофорс», 4?1?12,7-мм пулемета, 2?3?533-мм ТА, бомбометы – 2 шт., глубинные бомбы, РЛС, минно-тральное оборудование.

Погиб эсминец «Вольный» как храбрец, на протяжении Таллиннского перехода, ужасным летом 1941 года, до конца пребывав в арьергарде и закрывая до конца доверенные ему суда конвоя.

Как неизменно, ожидаю Ваших замечаний, уточнений, дополнений, пожеланий и высказываний.

Тайна нефти Запасы нефти закончатся через 40 лет Ученые России так не думают

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: