Мы наш, мы новый, флот построим… часть xvii. водим словно за руку мощные суда…

Глубокоуважаемые сотрудники, выкладываю очередную «мирную» серию судов другой русско-японской войны. В этом случае обращение отправится о буксирах, малых и громадных океанских. О судах-кабелеукладчиках и спасателях. И совсем уж мирных земснарядах. Желаю поблагодарить глубокоуважаемого сотрудника LPGMASTER за оказанную помощь, конечно глубокоуважаемым сотрудникам Из майкудука и Bull, натолкнувших меня на кое-какие мысли.

Прошу прощения за достаточно долгую статью, но уж весьма хочется закончить с «мирными» судами и перейти к более увлекательным темам боевых судов. Вследствие этого тороплюсь Вас обрадовать, «мирные» суда у меня закончились и затем я наконец-то начну выкладывать боевые суда. Приятного чтения.

Реформа портового управления 1882 года, затеянная рабочей группой адмирала Жандра, по меткому выражению адмирала И.Ф. Лихачева была «одеялом из лоскутков», воображающая собой смесь разнородных принципов и начал. В 1895 году адмиралу Р.В. Хорошихину удалось убедить у Николая II, внести трансформации в «учреждении портового управления».

В соответствии с этих трансформаций все порты делились на 3 категории. Так же учреждения портового ведомства выводились из ведения генерал-адмирала и передавались в морское министерство, упразднялась должность основных начальников портов с понижением в статусе до начальников портов. Следующим шагом Р.В. Хорошихина, было создание Главного управления армейских портов, с назначением на пост главы управления адмирала П.Н.

Вульфа.

Мы наш, мы новый, флот построим… часть xvii. водим словно за руку мощные суда...

Глава Главного управления армейских портов, адмирал, П.Н Вульф

В конце 19 века Российская Федерация владела большим буксирным флотом. Буксиры для собственных потребностей закупали Доброфлот, АО Черноморско-Дунайского пароходства (ОЧДП), РОПиТ, АО Северо-торговли и Западного пароходства, Русское Восточно-Азиатское общество (Русазиатик). На Черном море буксиры доставляли несамоходные баржи с зерном и углём к устью Дуная, ходили с грузами до Батума.

На Балтийском море снабжали грузовые операции между портами Финского побережья и Прибалтики.

В 1894 Доброфлот выстроил на верфи «Беллино-Фендерих» в Одессе, для собственных потребностей, серию из 6 шт., маленьких буксиров. Морское ведомство заинтересовалось проектом. С некоторыми трансформациями проект был принят. Так, длину буксира увеличили с 19 до 22,5 м. водоизмещение с 60 до 95 тысячь киллограм. Скорость увеличили с 8 до 9 узлов. По проекту буксиры должны были взять водоотливную центробежную помпу мощностью 60 т/ч. По заведенной Р.В.

Хорошихиным традиции, буксиры стали называться по головному кораблю типа «Черноморец» с присвоением порядкового номера. По окончании совершённого конкурса заказ на постройку взяла верфь железного судостроения «Д.А. Пастухова» г. Ростов-на-Дону.

Цена каждого буксира составила – 27800 руб., без оборудования и вооружения.

Портовой, одновинтовой, однопалубный, буксирный пароход «Черноморец» — 11 ед.

Водоизмещение – 95 тысячь киллограм. Размерения – 22,5х5,2х1,8 м. СУ – 1ПМ, 1ПК. Мощность — 125 л.с. Скорость – 9,0 узла.

Дальность хода – 980 миль на 6 узлах. Запас горючего – 12 тысячь киллограм угля, Оружие по состоянию начала РЯВ: 1направляться7,62 мм. пулемет, 6 мин заграждения, минно-тральное оборудование.

На Балтике, одним из главных игроков в сфере грузовых транспортных перевозок было «Северо-торговли и Западное товарищество пароходства» (Петербург). Одной из наиболее значимых миссий была доставка грузов к строящимся военно-морским крепостям в Ревеле, Выборге и Эзеле. Конечно обеспечение оборудованием и строительными материалами строящегося Новокронштадтского судостроительного завода. Грузовые операции по большей части осуществлялись несамоходными баржами с применением буксиров.

В связи с интенсивным постройкой их количество было нужно расширить. Заинтересованность в этом высказало Основное управление армейских портов в лице П.Н. Вульфа.

Скоро на разных судостроительных фирмах был размещен заказ на постройку созданного ГУКиС проекта буксира, взявшего по традиции наименование «Балтиец». Заказы на постройку буксиров взяли — судостроительная верфь «Беккер и К°» (Ревель), «Шмидт-Вулкан» (Ревель), Машиностроительный завод «Ланге и сын» (Рига), Боргосская судостроительная верфь (Борго). Цена каждого буксира, в зависимости от верфи, составляла от 31600 до 35300 руб.

Портовой, одновинтовой, однопалубный, буксирный пароход «Балтиец» — 28 ед.

Водоизмещение – 105 тысячь киллограм. Размерения – 22,5х5,2х1,8 м. СУ – 1ПМ, 1ПК. Мощность — 130 л.с. Скорость – 9,0 узла.

Дальность хода – 950 миль на 6 узлах. Запас горючего – 12 тысячь киллограм угля, Оружие по состоянию начала РЯВ: 2х1х7,62 мм. пулемета, 6 мин заграждения, минно-тральное оборудование.

Но одними «малыми» буксирами, морское ведомство не исчерпывалось. Вот, что по этому писал, глава МГШ, адмирал Иван Михайлович Диков – «при отсутствии бессчётных океанских баз и вследствии, несовершенства и слабости отечественного миноносного флота, нужно озаботься постройкой громадных, мореходных буксиров, талантливых во всякое время при перемещении эскадры, прийти на помощь, нуждающимся в помощи судам».

Отличие новых буксиров от прошлых, было не только в значительно возросшем водоизмещении, но и в том, что прошлые буксиры были улучшенной, адаптированной к армейским потребностям, версией, гражданских буксирных пароходов. Новые буксиры сходу решено было строить с учетом военной специфики. Двойное дно, ледовый пояс в виде утолщения корпуса, балластные цистерны, подкрепление под орудия. Все буксирные пароходы должны были снабжаться прожекторами для ночных работ.

Также любой буксир снабжался противопожарной и водоотливной, центробежной помпой рассчитанной на производительность — 250 тысячь киллограм воды в час. Сначала любой буксир оборудовался средствами траления и постановки мин. Еще одним серьёзным новшеством было то, что снова выстроенные буксиры должны были выполнять скорость эскадры идущей экономическим ходом, которая была выяснена в 12 узлов.

Для этого было принято фактически беспрецедентное ответ, установить на буксиры только нефтяные котлы, что увеличило дальность хода буксиров. Главными строителями буксиров для военно-морских портов России были выяснены «Шмидт-Вулкан» (Рига), «Лазаревское адмиралтейство» (Севастополь), Судоремонтный завод РОПиТ (Одесса) и лишь, что разрешённый войти в строй Владивостокский судостроительный и судоремонтный завод.

Изначально предполагалось строительство судов только силами верфей победивших конкурс, но это была невыполнимой задачей. Громаднейшую трудность составляло обеспечение буксиров вспомогательными механизмами и главными. машины и Котлы изготовили Путиловский завод и Харьковский паровозостроительный завод.

Изготовление рулевых автомобилей взяло на себя Общество железоделательных, сталелитейных и механических фабрик «Сормово» (Нижний Новгород), тральные лебёдки и опреснители на заводе «Лесснера», а вот заказ на центробежные насосы, паровые брашпили и динамо-машины было нужно размещать в Англии. Координировать работу было поручено полковнику Корпуса корабельных инженеров, Адольфу Густавичу Кноппелю.

А.Г. Кноппель

Изначально имелось два проекта. Одним из отличий было то, что один буксир имел дополнительную грузовую стрелу на мачте, грузоподъемностью – 3,5 тонны. Соответственно буксиры строящиеся на судоремонтном заводе РОПиТ и Лазаревском адмиралтействе именовались «Атлант» с присвоением соответствующего цифрового номера. А выстроенные в Ревеле и Владивостоке – «Атлет».

Цена буксиров соответственно определялась в 55 и 59 тыс. рублей.

Пожарно-спасательный, буксирный пароход «Атлант» — 9 ед.

Водоизмещение – 300 тысячь киллограм. Размерения – 38,0х6,5х3,0 м. СУ – 1ПМ, 2ПК. Мощность — 700 л.с. Скорость – 12,0 узла. Дальность хода – 1540 миль на 10 узлах.

Запас горючего – 55 тысячь киллограм нефти, Оружие по состоянию начала РЯВ: 1х47-мм. орудие,1х7,62 мм. пулемета, 20 мин заграждения, минно-тральное оборудование.

Пожарно-спасательный, буксирный пароход «Атлет» — 7 ед.

Водоизмещение – 345 тысячь киллограм. Размерения – 38,5х7,5х3,2 м. СУ – 1ПМ, 2ПК. Мощность — 750 л.с. Скорость – 12,0 узла. Дальность хода – 1650 миль на 10 узлах.

Запас горючего – 70 тысячь киллограм нефти, Оружие по состоянию начала РЯВ: 1х47-мм. орудие,1х7,62 мм. пулемета, 20 мин заграждения, минно-тральное оборудование.

Данный буксир достался РИФ, если не безвозмездно, то уж совершенно верно случайно. Во второй половине 90-ых годов XIX века для Владивостокского судостроительного и судоремонтного завода в Соединенных Штатах был закуплен небольшой плавучий док. Для его транспортировки был нанят океанский буксир «Маунтин бей» до этого совершавший рейсы Сан-Франциско-Гонолулу. По возвращении к себе буксир напоролся на мель недалеко от м. Терпения, о. Сахалин. В следствии дно буксира было изрядно повреждено и его было нужно отконвоировать во Владивосток.

Продолжительное время он стоял без ремонта. В 1901 году обладатели буксира решили его реализовать. Военно-морское ведомство купило буксир за 45 тыс. руб., его переоборудование и ремонт обошлось еще в 30 тыс. рублей.

Называющиеся «Терпеливый», разумеется в честь мыса, недалеко от которого он потерпел крушение, буксир был включен в состав РИФ.

Океанский буксир «Терпеливый»

Водоизмещение – 510 тысячь киллограм. Размерения – 45,0х7,5х3,8 м. СУ – 1ПМ, 4ПК. Мощность — 950 л.с. Скорость – 12,0 узла. Дальность хода – 3000 миль на 10 узлах.

Запас горючего – 280 тысячь киллограм нефти, Оружие по состоянию начала РЯВ: 2х1х47-мм. орудие, 2х1х7,62 мм. пулемета.

20 июня 1895 года был празднично введен в строй канал кайзера Вильгельма II (Кильский канал). По поручению Р.В. Хорошихина, военно-морской атташе России в Германии, капитан 2 ранга, Кетлер И.Э. смотрел за окончанием строительства канала. Помимо этого ему была поручена ответственная миссия по приобретению, разного оборудования употреблявшегося при постройке канала.

Морской министр хотел применять его, в первую очередь при углублении канала Кронштадт-Санкт-Петербург, конечно при дноуглубительных работах в Ревельском порту.

1897-1898 год быстро поменяли замыслы морского министра. Хорошихин был против занятия Порт-Артура, но как армейский человек он привык подчиняться распоряжениям. Единственное, что он постарался сделать это максимально подготовить Порт-Артур к вероятному конфликту с японией и Китаем. Да как раз так, писал адмирал Р.В. Хорошихин – «Основная опасность на Дальнем востоке, исходит для нас из Японии либо Китая.

Стоит кому-нибудь из этих господ затеять с нами заварушку, так тот час же второй господин, не имеет значение кто Япония либо Китай, обязательно воспользуется плодами отечественного ослабления на Дальнем Востоке. На Дальнем Востоке мы должны иметь достаточные силы для одновременной борьбы, как с флотом развивающейся Японии, так и флотом ослабленного, но не разгромленного Китая. Мы обязаны принять данный вызов».

Во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века командующий Тихоокеанской эскадры, адмирал Федор Васильевич Дубасов доносил морскому министру, что «Внутренняя гавань Порт-Артура, для стоянки судов тесна, мелководна, имеет всего один выход, причем весьма узкий и небольшой. Громадные суда смогут выходить в море и возвращаться в гавань лишь на протяжении прилива да и то при помощи буксиров. Внешний рейд, совсем открытый, страшен для стоянки судов». Дубасов, как и Хорошихин, поддерживали занятие, порта Мозампо, в Корее.

Но, переоборудование Мозампо, в армейский порт, стоило больших усилий и средств. Меж тем Порт-Артур уже был хоть и не самой лучшей, но в полной мере оборудованной стоянкой Бэйянского флота. Страсть к экономии вынудила Николая II решить в пользу Порт-Артура.

Морскому министру Хорошихину ничего не оставалось делать, как постараться привести Порт-Артур в надлежащее состояние. 4 августа 1899 нацепив все награды и свои ордена, Роман Владимирович Хорошихин добился у Николая II, личной встречи, на которой испросил 7 млн. руб. на «чрезвычайные потребности для устройства гавани Порт-Артура». Деньги хоть и со скрипом были выделены.

Полученные деньги Хорошихин решил истратить на закупку специальных судов. Но оказалось, что не все так легко. Так на Кильском канале трудился буксир-спасатель Bergingvaarting. Его замечательные 100-тонные лебедки, имели возможность легко переносить груза, но немцы категорически отказались его реализовывать.

Выход нашли обратившись на голландскую верфь в Роттердаме, выстроившую буксир. Для удешевления проекта решено было переоборудовать в буксир-спасатель, одну из подходящих шхун. Выбор пал на голландскую шхуну «Дамме», обладатели готовы были уступить её всего за 54 тыс. руб.

Переоборудование шхуны в буксир-спасатель, обошлось более чем в 120 тыс. руб. Буксир взял двойное дно и две балластные цистерны по 150 тысячь киллограм, любая. Две замечательные лебедки снабжали подъем груза весом до 125 тысячь киллограм. 60-тонный кран был установлен на корме.

Также буксир-спасатель взял кабелеукладочное оборудование, и без того же на нем были установлены две динамо-машины, снабжающие электричеством все краново-подъемное хозяйство, а заодно и прожекторную станцию из 4-х громадных прожекторов. Буксир-спасатель «Восток» был построен в 1900 году и в этом же году был послан на Дальний Восток.

Буксир-спасатель «Восток»

Водоизмещение – 1150 тысячь киллограм. Размерения – 71,0х9,5х3,2 м. СУ – 2ПМ, 4ПК. Мощность — 1050 л.с. Скорость – 12,0 узла.

Дальность хода – 2700 миль на 10 узлах. Запас горючего – 180 тысячь киллограм.

Попытка купить земснаряды, оставшиеся у Германии по окончании строительства Кильского канала, также не удалась. Было нужно импровизировать. В 1900 году на воду планировали спускать эскадренный транспорт «Петрозаводск», тип «Керчь».

Его то и решили переделать в драгу. Правда стало известно, что подходящее оборудования для превращения транспорта в драгу, отсутствует. По окончании недолгих консультаций транспорт послали в Англию.

Нужное оборудование было установлено на судостроительном заводе «Northumberland Co» в Ньюкасле. По окончании реконструкции, «Петрозаводск», переименовали в «Створ» и послали на Дальний Восток

Земснаряд-драга «Створ»

Водоизмещение – 3550 тысячь киллограм. Размерения – 102,0х11,2х5,2 м. СУ – 2ПМ, 4ПК. Мощность – 620 л.с. Скорость – 12,0 узла.

Две драги по 12 м3 любая.

Но одним земснарядом «Створ» дело не обошлось. К 12 уже пребывавшим в Порт-Артуре устаревшим землечерпалкам решено было послать еще 4 землесосных боеприпаса. Дело это было новое.

В Российской Федерации подобными судами занимался доктор наук Петербургского университета инженеров путей сообщения, Всеволод Евгеньевич Тимонов.

А.Е. Тимонов

По проекту Тимонова во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века были выстроены и реконструированы 4 буксира-спасателя типа «Атлант». Взявшие странноватое наименование «Водяной порядковый» номер и крот, эти земснаряды были оснащены 2 замечательными центробежными насосами талантливыми прокачивать водо-земляную смесь с производительностью 1,2 тыс. м3 грунта в час. Устройство, сконструированное доктором наук Тимоновым, разрешало создавать углубление грунта с глубины в 14,5 м.

Земленасосное судно «Водяной крот» — 4 ед.

Водоизмещение – 320 тысячь киллограм. Размерения – 38,0х6,2х3,2 м. СУ – 1ПМ, 2ПК. Мощность – 800 л.с. Скорость – 10,0 узлов.

Благодаря упрочнениям переброшенных в Порт-Артур земснарядов, удалось, углубить фарватер гавани Порт-Артура с 30-ти до 42-х футов, что разрешило броненосцам, хоть и не без помощи буксиров, выходить в среднюю воду. Были совершены, дноуглубительные работы недалеко от Западного бассейна, существенно расширена стоянка в районе минной гавани. Снабжена гавань для принятия крейсеров II и III ранга, конечно судов охраны морских портов (КОМП).

Земснаряды трудились на постройке, Порт-Артурского судоремонтного и судостроительного завода, углублении и увеличении ветхого китайского дока. Но, до войны все сделать, увы не удалось. Так Р.В. Хорошихин и поменявший его в 1900 году И.М. Диков, хотели иметь дополнительный канал для выхода судов недалеко от основания п-ова Тигровый.

Работы были начаты, но так до конца и не доведены.

В первой половине 90-ых годов XIX века германская судоходная компания «H.C. Horn Schleswig», заказала верфи «Schomer Jensen Tonning», два буксирных парохода-спасателя, но от сделки отказалась. Р.В. Хорошихин думал, что любая русская эскадра, куда бы она не направлялась, должна иметь собственный в собственном составе, «не меньше 2-х громадных, мореходных буксира-спасателя, каковые при потребности окажут помощь любому терпящему бедствие кораблю эскадры».

В 1895 военно-морскому атташе в Германии, капитану 2 ранга, И.Э. Кетлеру, было дано поручение на приобретение двух недостроенных буксиров-спасателей. В конце 1895 и начале 1896 года, оба буксира сошли со стапелей и вошли в состав Русского флота под именами «Регул» и «Денеб». На время включения в состав РИФ, это были отлично оснащенные суда.

Двойное дно, усиленный до 8 мм. борт, противопожарные и водоотливные, центробежные помпы, производительностью, 300 тысячь киллограм воды в час. По техническому заданию скорость буксиров должна была быть не ниже экономической скорости эскадры, которая была выяснена в 12 узлов, а в совершенстве быть выше. Буксиры были оборудованы минным погребом, вычисленным на 60 мин и механической подачей мин. На буксире было смонтировано минно-тральное оборудовае.

Были устроены подкрепления под 87-мм. скорострельные орудиями Барановского. Любой буксир был оборудован радиотелеграфной станцией производства Кронштадтской радиотелеграфной мастерской, дальностью до 50 миль. В первый раз на буксирах было выделено помещение под лазарет, рассчитанный на прием 20 раненых. Цена буксиров, составила 440 тыс. руб. любой.

В 1901 году оба корабля были переброшены в Порт-Владивосток и Артур.

Буксиры-спасатели «Денеб» и «Регул»

Водоизмещение – 1150 тысячь киллограм. Размерения – 66,5х10,0х4,0 м. СУ – 2ПМ, 4ПК. Мощность — 2000 л.с. Скорость – 14,0 узлов. Дальность хода – 3000 миль на 10 узлах. Запас горючего – 220 тысячь киллограм.

Оружие по состоянию начала РЯВ: 2х87-мм. орудие, 2х47-мм., 4х1х7,62 мм. пулемета. 60 мин., минно-тральное оборудование.

Во второй половине 90-ых годов XIX века, морской министр Хорошихин, выдал МТК, задание на проектирование, особого эскадренного буксира-спасателя. Трудность заключалась в том, что морской министр, хотел в одном лице иметь, и буксир и канонерскую лодку. По окончании непродолжительных дебатов, был выбран проект лишь, что взявшего чин, старшего ассистента судостроителя, Александра Ивановича Моисеева.

А.И. Моисеев

Строительство, двух не совсем простых буксиров началось летом 1897 года на верфи «Беккер и К°» (Ревель). Замечающим за постройкой вызвался быть сам А.И. Моисеев.

Первый буксир заглавием «Восход солнца» был построен в конце 1897 года, второй «Восход» вошел в строй летом 1898 года. Не считая простого комплекта оружия, минно-оборудования и трального оборудования для спасательных работ и пожаротушения, оба корабля были оборудованы кабелеукладочным радиотелеграфной станцией и оборудованием производства Кронштадтской радиотелеграфной мастерской, дальностью до 75 миль. Помимо этого оба буксира были дополнительно оборудованы краном и балластными цистернами, грузоподъемностью до 18 тысячь киллограм.

Буксиры-спасатели «Восход» и «Рассвет»

Водоизмещение – 695 тысячь киллограм. Размерения – 51,0х5,2х3,0 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность — 1700 л.с. Скорость – 15,0 узлов.

Дальность хода – 2200 миль на 9 узлах. Запас горючего – 120 тысячь киллограм. Оружие по состоянию начала РЯВ: 2х87-мм. орудие, 2х47-мм., 2х7,62 мм. пулемета, минно-тральное оборудование.

Во второй половине 90-ых годов XIX века торговый дом «Братьев И. и Н. Кузавлевых» (Владивосток), купил два маленьких парохода для каботажного плавания в Охотском море, на Камчатку и Сахалин. С присоединением Порт-Артура, линия была продлена до Порт-Артура с заходом в Корейские порты. Ставка на маленькие пароходы всецело себя оправдала. Пароходы «Путник» и «Странник», имели 6 кают – II класса, рассчитанных на 12 пассажиров, а количество пассажиров III класса и безклассных пассажиров достигало 200 чел.

Грузоподъемность парохода достигала 600 тысячь киллограм. В 1900 году к двум имеющимся пароходам добавился третий «Путешественник». В 1902 году Братья Кузавлевы, решили реализовать пароходы, и купить более идеальные. Пароходами заинтересовалось морское министерство. Приобретение трех пароходов с учетом износа, обошлась достаточно дешево, всего в 850 тыс. руб. Правда еще около 300 тыс. было нужно истратить на переоборудование пароходов.

Пароходы вошли в состав Владивостокской и Порт-Артурской эскадры, как коммерческо-казенные суда. Они совершали рейсы в Охотском заливе и море Петра Великого. Перед самым началом войны все три парохода были вооружены и переброшены в Порт-Артур. Изначально «Путник» и «Странник» позиционировались как буксирные пароходы-спасатели, а «Путешественник» как минный транспорт.

Потом «Странник» был переоборудован в базу подводных лодок, «Путник» в базу миноносцев, а «Путешественник», так и осталась минным транспортом.

Армейские транспорты «Странник», «Путешественник» и «Путник»

Водоизмещение – 1520 тысячь киллограм. Размерения – 70,0х11,0х4,2 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность — 800 л.с. Скорость – 12,5 узлов. Дальность хода – 4200 миль на 9 узлах. Запас горючего – 145 тысячь киллограм.

Оружие по состоянию начала РЯВ: 2х87-мм. орудие, 4х47-мм., 2х7,62 мм. пулемета.

Как неизменно, ожидаю Ваших, замечаний, дополнений, комментариев и уточнений.

Продолжение направляться Сам, сохраняю надежду.

Разведопрос: Клим Жуков про рождение революции: дворянская феодальная контрреволюция

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: