Византийский императорский флот — броненосцы, часть ii (old)

      Комментарии к записи Византийский императорский флот — броненосцы, часть ii (old) отключены

С преддредноутом, думается, разобрался, и вторая добрая половина ветки византийских броненосцев готова. Кое-какие моменты в ней смогут показаться спорными (а куда ж без спорности!), а один корабль по большому счету на 99 процентов испанский Трафальгар, что я уже рисовал. Но так уж вышло.

Помимо этого, потому, что легко по времени мне эти броненосцы ближе, чем прошлые, будет написано больше текста про любой из них. Отправились!

Вступление

Византийский императорский флот - броненосцы, часть ii (old)

Постройка первых броненосцев Византии велась скоро и как следует, но с их проектированием было связано множество затруднений. Адмиралтейство так и не удосужилось создать единцы центр по разработке проектов. В следствии некое подобие конструкторского бюро самосоздалось — при Адмиралтействе начала планировать МКК (Морская Конструкторская Коллегия).

Стратеги (лорды) Адмиралтейства производили техзадание, передавая его различным конструкторам, каковые, со своей стороны, производили проекты по техзаданию в условиях МКК. Это разрешало создавать достаточно успешные проекты, но сам статус МКК висел первое время в воздухе. Более того — многие члены Коллегии не имели военных либо флотских чинов, соответственно — не получали жалование, по сути являясь добровольцами.

Все изменилось в первой половине 80-ых годов XIX века — статус МКК был узаконен, отныне Коллегия стала второй организацией по окончании самого Адмиралтейства, воздействующей на постройку новых судов. В нее вошли не только фактически конструкторы, а и обладатели казенных судостроительных фирм, концерны Пексена (артиллерийское королевство, главные производственные мощности сосредоточены в Никомедии) и KMA (Константинопольский машиностроительный концерн, на греческом Konstantinoupoli michanikis anisychia с производственными мощностями в Малой Азии и Греции, специализация — паровые машины и котлы).

Советниками при Коллегии числились практически все полевые адмиралы ромеев. Так, МКК преобразовывалась в конструкторское бюро с широкими правами и большим потенциалом. Сама коллегия делилась на отделы, которыми управляли те либо иные продемонстрировавшие себя конструкторы.

Одним из таких был каперанг (капитан I ранга) Иоанн Никодим. Именно он станет автором проектов большинства судов ВИФ до начала XX века, среди которых — все эскадренные броненосцы-додредноуты.

Эскадренные броненосцы типа Палеологис — 3 единицы

«Палеологис», Имперские верфи – 1884/1887/1890

«Исаврон», Имперские верфи – 1884/1887/1890

«Комнину», Имперские верфи – 1884/1887/1890

Водоизмещение: 10750 тысячь киллограм

Размерения: 98,4х20,6х8,6м

Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 12 цилиндрических котлов, 9000 л.с. = 16 узлов

Запас горючего: до 1000 тысячь киллограм угля

Броня (сталежел.): пояс 210-410 мм, бруствер 210-350 мм, траверзы 210-310 мм, каземат 100 мм, башня 350 мм, рубка 350 мм, палуба 50 мм

Оружие: 2 305/35-мм, 12 155/35-мм, 18 57/50-мм орудий, 2 450-мм торпедных аппарата

Экипаж: 573 человека

Проект Палеологов создавался на протяжении непродолжительного увлечения броненосными таранами. На его рождении сказался и личный опыт византийского флота — на протяжении Восточной войны суда ромеев неоднократно удачно таранили египетские и персидские суда, что создало чувство об необыкновенной эффективности таранной тактики.

Но в случае если основной возможный противник — Англия — в увлечении таранами создал два чудовища типа Виктория, то византийское Адмиралтейство, выдавая техзадание на проектирование, показало куда громадную скромность. Так, водоизмещение ограничивалось 11 тысячами тысячь киллограм, покинули всего одну башню ГК — наряду с этим увеличив требования по количеству 155-мм орудий. Помимо этого, требовалось обеспечить кораблю достаточную защиту от миноносцев (не меньше 20 57-мм орудий), высокую скорость хода без форсировки (16 узлов) и развитую защиту от осколков и снарядов небольшой артиллерии, каковые при тарана имели возможность причинить кораблю большие проблемы.

В следствии представленный через месяц проект полностью отвечал этим требованиям. Исключением были орудия — вместо ветхих 30-калиберных было решено устанавливать 35-калиберную 305-мм и 155-мм артиллерию. Средний калибр численно увеличился вдвое если сравнивать с предшественником — на судах планировалось установить 12 155-мм пушек, и все они должны были иметь хорошие углы обстрела.

Помимо этого, устанавливалось всего 18 57-мм пушек вместо 20 — но наряду с этим им также обеспечили хорошие углы обстрела, что было признано Адмиралтейством хорошей компенсацией. Проект был утвержден фактически без трансформаций.

Палеологов не было возможности назвать неудачными судами, но на фоне артиллерийских броненосцев их не легко признать хорошими. Но, в рамках техзадания — а по техзаданию требовался как раз броненосный таран — МКК создала достаточно успешный проект, пускай и спорный.

Имея достаточно хорошую фронтальную защиту, любой Палеолог имел возможность сохранять надежду осуществить таранный удар без получения критических повреждений, а в простом эскадренном бою урезанный вдвое залп 305-мм орудий пара компенсировался бессчётными и замечательными 155-мм пушками. Помимо этого, наступала эра скорострельной артиллерии.

В середине 90-х годов артиллерия всех судов серии была переведена на стрельбу бездымным порохом, и за счет трансформаций конструкции орудий сделана скорострельной (не смотря на то, что и уступающей в этом новым скорострельным пушкам). Именно поэтому на протяжении войны с Британией Палеологи стали самыми ветхими судами, каковые византийские адмиралы решились включить в состав действующего флота.

Эскадренные броненосцы типа Базилиса Эрини III — 3 единицы

«Базилиса Эрини III», Имперские верфи – 1887/1890/1893

«Базилевс Николаос I», Имперские верфи – 1887/1890/1893

«Феникс», Имперские верфи – 1887/1890/1893

Водоизмещение: 11850 тысячь киллограм

Размерения: 118,2х20,9х8,5м

Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 12 цилиндрических котлов, 11000 л.с. = 17 узлов

Запас горючего: до 1000 тысячь киллограм угля

Броня (сталежел.): пояс 280-410 мм, верхний пояс 210-280 мм, траверзы 210 мм, бруствер 210 мм, казематы 210 мм, переборки в казематах 30 мм, башни 210-380 мм, рубка 100-500 мм, палуба 30-80 мм

Оружие: 4 305/35-мм, 10 155/35-мм, 24 57/50-мм орудий, 2 450-мм торпедных аппарата

Экипаж: 711 человек

Уже на протяжении постройки Палеологов стало ясно, что следующий тип судов ни за что не должен быть броненосным тараном. Обстоятельством тому было побеждавшее в Адмиралтействе вывод, что расстояние боя будет неспешно возрастать с развитием морской артиллерии, а это, со своей стороны, существенно уменьшит возможность нанесения сопернику таранного удара.

Главная ставка должны была делаться на артиллерию — а в этом Палеологи пара проигрывали, имея только 2 тяжелых орудия в бортовом залпе вместо 4. По новому техзаданию, выданному через 1,5 года МКК, требовалось установить на новый корабль две башни главного калибра. В качестве компенсации разрешалось расширить на тысячу тысячь киллограм водоизмещение, и помимо этого — уменьшить число орудий среднего калибра до 10. Среди пожеланий числилось повышение батареи противоминного калибра, обеспечение броневой защиты каземата, размещение всех плавсредств вне углов обстрела орудий ГК.

Все эти требования МКК были выполнены, кроме того с учетом того, что корабль, по сути, являлся развитием Палеологов (правильнее напротив — Палеолог перерабатывался из Императрицы Ирины III). Снаружи новый броненосец очень сильно напоминал будущие Трафальгар и Наварин, имелись и технические сходства.

Низкобортный, с толстой броневой защитой, которая, кроме другого, имела еще и большую площадь, с внушительной батареей среднего калибра — новый броненосец в полной мере имел возможность претендовать на титул хозяина Средиземноморья. Уже в ходе достройки на плаву были внесены трансформации в конструкцию орудий, и в следствии уже при вступлении в строй суда этого типа стреляли бездымным порохом из скорострельных орудий.

Не обращая внимания на низкий надводный борт, их мореходность признавалась в полной мере достаточной для местных условий. В сравнении с предшественниками, на них увеличилось значение корабельной электросети. Броненосцы типа Императрица Ирина III последними в Византийском Императорском флоте взяли сталежелезную броню и массивный таранный форштевень, и цилиндрические огнетрубные котлы.

В целом, броненосцы вышли весьма успешными, и признавались такими не только в Византии, но и за границей. На протяжении войны с Англией они все еще оставались грозными соперниками.

Эскадренные броненосцы типа Додека Апостолос — 6 единиц

«Додека Апостолос», Имперские верфи – 1890/1893/1896

«Гидра», Имперские верфи – 1890/1893/1896

«Гестия», Имперские верфи – 1890/1893/1896

«Базилевс Константинос Мегас», Имперские верфи – 1893/1896/1898

«Платея», Имперские верфи – 1893/1896/1898

«Фемистокл», Имперские верфи – 1893/1896/1898

Водоизмещение: 13780 тысячь киллограм

Размерения: 123,4х22,8х7,9м

Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 20 котлов Бельвиля, 15000 л.с. = 18 узлов

Запас горючего: до 1200 тысячь киллограм

Броня (гарвей): основной пояс 100-330 мм, верхний пояс с траверзами 180 мм, казематы 150мм, переборки 30 мм, башни 100-330 мм, барбеты 100-280 мм, рубка 100-500 мм, щиты орудий 30 мм, палуба 50-80 мм

Оружие: 4 305/45-мм, 12 155/45-мм, 16 75/50-мм, 4 57/50-мм орудий, 2 450мм торпедных аппарата

Экипаж: 651 человек

Новый тип броненосцев для византийского флота сначала предполагался как что-то новое, а не предстоящее развитие ветхого. В перечне требований (как раз требований, а не пожеланий), значилось большое повышение углов обстрела 155-мм орудий при улучшении их защищенности, новые башни с электрическими приводами наводки, улучшение мореходности, низкий силуэт, переход на более замечательный противоминный калибр, переход на новую броню, закаленную по методу Гарвея, переход на новые водотрубные котлы совокупности Бельвиля, упрощение конструкции форштевня, установка новых орудий, изначально созданных как скорострельные и под бездымный порох…

Перечень был внушительным. Не необычным стал бы провал проекта, созданного МКК. Но этого не произошло.

Суда типа Двенадцать Апостолов вышли успешными. Их артиллерия ни в чем не уступала, а во многом превосходила орудия Англии, броневая защита сохранялась на внушительном уровне, наряду с этим по площади прикрыв практически целый надводный борт, Новые котлы Бельвиля были несложными и надежными, не смотря на то, что и тяжеловатыми. Все броненосцы серии преодолели 18-узловой предел скорости, имели достаточную для Средиземного моря автономность и мореходность.

В сравнении с английскими современниками — Маджестиками и Канопусами — не было возможности не подметить некоего превосходства византийских судов в бронировании и артиллерии. В целом, это были весьма успешные суда, послужившие хорошей базой для предстоящего развития. Как раз суда типа Двенадцать Апостолов стали самыми ветхими капитальными судами ВИФ, участвовавшими в Первой мировой.

Эскадренные броненосцы типа Катафракт — 6 единиц

«Катафракт», Имперские верфи – 1896/1899/1901

«Аэтос», Имперские верфи – 1896/1899/1901

«Айя Андреас», Имперские верфи – 1896/1899/1901

«Айя Георгиос», Имперские верфи – 1899/1902/1903

«Айя Эустас Плацидус», Имперские верфи – 1899/1902/1903

«Саламин», Имперские верфи – 1899/1902/1904

Водоизмещение: 15150 тысячь киллограм

Размерения: 123,5х22,9х8,5м

Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 20 котлов Бельвиля, 18000 л.с. = 18,7 узлов

Запас горючего: 1200 тысячь киллограм

Броня (крупп): основной пояс 80-280 мм, верхний пояс с траверзами 150 мм, казематы 100 мм, переборки 30 мм, верхняя батарея 80 мм, башни 100-330 мм, барбеты 100-24 0мм, рубка 100-410 мм, щиты орудий 20 мм, ПТП 40 мм, палуба 50-80 мм

Оружие: 4 305/45-мм, 16 155/45-мм, 20 75/50-мм, 8 57/50-мм орудий, 2 450-мм торпедных аппарата

Экипаж: 815 человек

В случае если Двенадцать Апостолов стали легко успешными судами, никак не хуже современных аналогов, то Катафракты многими при жизни назывались самыми замечательными броненосцами собственного времени. И на то были собственные обстоятельства.

По сути это был все тот же Двенадцать Апостолов, лишь растолстевший за счет показавшегося спардека, перехода и усиленного вооружения на крупповскую броню. Водоизмещение перемахнуло за 15 млн кг, и было нужно расширить мощность автомобилей, чтобы сохранить 18-узловую скорость. В первый раз в Византии суда взяли противоторпедную переборку, которая должна была существенно повысить живучесть судов при торпедном попадании.

Эти броненосцы были весьма своевременно и к месту — их постройку было нужно форсировать ввиду ухудшения взаимоотношений с Англией. В следствии вся шестерка вошла в строй до начала войны и составила главной костяк действующего флота уже на протяжении конфликта.

В том месте они доказали однозначное преимущество перед Формидаблями и Дунканами, защитив Византию от очередного вторжения. Катафракты печатались на почтовых марках, чеканились на монетах, став по окончании войны настоящим лицом флота, его гордостью. Их популярность в империи была столь громадна, что в то время, когда по окончании Первой мировой суда серии начали реализовывать на слом, было решено покинуть одного из них, бывшего флагмана флота Катафракт, в качестве музея, где он пережил еще одну мировую войну и без того и остался в статусе корабля-музея, сохранившись до наших дней (ага, губу раскатал).

Эскадренные броненосцы типа Константинополи — 3 единицы

Тут Константинополь с до тех пор пока еще 305-мм пушками в концевых башнях.

«Константинополи», Имперские верфи – 1902/1904/1906

«Офиополь», Имперские верфи – 1902/1904/1906

«Прометей», Имперские верфи – 1902/1904/1906

Водоизмещение: 17670 тысячь киллограм

Размерения: 133,5х24,8х8,6м

Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 20 котлов Бельвиля, 18000 л.с. = 18 узлов

Запас горючего: 1200 тысячь киллограм

Броня (крупп): основной пояс 80-240 мм, верхний пояс с траверзами 120 мм, казематы 80 мм, переборки 30 мм, башни 100-300 мм, барбеты 100-210мм, рубка 100-350 мм, ПТП 40 мм, палуба 50-80 мм

Оружие: 4 305/45-мм, 8 280/45-мм, 12 155/45-мм, 8 57/50-мм орудий, 2 450-мм торпедных аппарата

Экипаж: 957 человек

На протяжении постройки второй тройки Катафрактов было решено не затевать постройку еще 3 однотипных судов, пускай и весьма успешных, а развивать проект дальше, применяя все новые и теоретические наработки технические изобретения. Действительно, тут что Адмиралтейство, что МКК зашли в тупик, поскольку Катафракты представлялись такими идеальными броненосцами в соотношении цена-качество, что развивать идею казалось лишенным смысла. Увеличивать дальше количество 155-мм орудий?

Но тогда для них было нужно бы существенно увеличивать и размеры корабля, а для боя на дальних расстояниях, что практиковался во флоте, число 155-мм пушек уже не игралось такую роль как раньше. Повышать колличество 305-мм пушек, разместив часть в казематах? Подобное ответ звучало чуть ли не еретическим, да и казематная установка столь больших орудий приводила к множеству нареканий по поводу надежности, углов наводки и удобства заряжания.

На это наложилась еще и смерть Иоанна Никодима, по окончании которой в МКК стало в десять раз меньше идей.

Инициативу на себя забрал юный конструктор Константин Кириот. Собственную позицию, которая и для МКК, и для Адмиралтейства показалась смелой и не лишенной логики, он свел к четырем утверждениям:

1. При любом предстоящем развитии броненосцев потребуется повышение числа орудий больше 210-мм калибра. и значит, что нужно думать об установке этих пушек на суда уже на данный момент.

2. Учитывая тенденцию к повышению водоизмещения эскадренных миноносцев (которое в проектах уже доходило до 1000 тысячь киллограм), требуется резкое и радикальное повышение калибра противоминной артиллерии.

3. Для действенного ведения огня делается серьёзным не количество орудий, а наличие хороших углов обстрела для них, а лучшие углы обстрела постоянно обеспечивала башня. Соответственно, нужно устанавливать орудия больше 210-мм калибра в башнях.

4. Из-за снижения дальности вероятности и увеличения стрельбы тарана сам таранный форштевень возможно делать упрощенной формы, что даст выигрыш в его стоимости и весе.

Эти утверждения, практически, приближали Византию к постройке первого в мире дредноута. Однако, консервативность появилась. Мешал и уже затянувшийся процесс проектирования — не так долго осталось ждать освобождались стапели и требовалось загрузить их новой работой, а проект еще не был утвержден, более того — кроме того создан на вразумительном уровне.

В следствии проектированию нового броненосца был дан зеленый свет, не смотря на то, что он и имел большую оппозиционеров. Мешала спешка — так, 100-мм орудия признавались недостаточными для нового противоминного калибра (не смотря на то, что, вероятнее, имелись другие обстоятельства отказа от них), а пушек промежуточного калибра в Византии просто не существовало. В следствии противоминная батарея складывалась из… 155-мм орудий!

Но они были проверенной конструкции, в надежных и прекрасно защищенных казематах, каковые, действительно, заняли довольно много места на новых судах. В качестве второго главного калибра были выбраны 280-мм 45-калиберные пушки, каковые уже массово употреблялись на береговых батареях. На судах их установили в те же башни и с теми же механизмами, что и для 305-мм орудий — благо, конструкция разрешала сделать это без особенных переделок.

В следствии проект был создан достаточно скоро, и Имперская верфь в Константинополе приступила к их постройке сразу после спуска на воду последних Катафрактов.

Как выяснилось, новые броненосцы не были лишены недочётов. Они вышли очень сильно перегруженными, опасения вызывала их остойчивость, почему было нужно увеличивать площадь скуловых килей и перераспределять грузы. В итоге, уже на протяжении постройки первых дредноутов Византии на Константинополях решили заменить 305-мм пушки на 280-мм, что в результае все же сделало из них дредноуты. Однако, работа на тесных перегруженных судах считалась тяжелой.

Их вычисляли не весьма эргономичными, не весьма живучими (для дредноутов у них была через чур не сильный броня), да и орудия ГК в следствии вышли пускай и незначительно, но не сильный 305-мм пушек линейных кораблей. В следствии Константинополи без особенного сожаления были посланы на слом сразу после финиша ПМВ. Повезло лишь Прометею — его перекупила юная Югославия, переименовав в Сербию.

Так, ветхий броненосец стал флагманом Югославского флота до самой собственной смерти на протяжении Второй мировой.

От автора:

В общем, с броненосцами все. Местами, уверен, спорно, а местами может и по большому счету фантастично, как словно бы попаданец на голову Византии упал. Но уже будет как имеется (в общем).

А дальше… А дальше, в случае если честно, я завис. Так как на уме, в замыслах в один момент Большое количество тем:

— Константинопольская битва 1453 года, в двух частях;

— Битва у Офиополя времен Восточной войны;

— Первенцы подводного флота Византии в войне с Британией, в двух частях;

— Бронеавтомобили Византии в ПМВ;

— Танки Византии в ПМВ. Включая различные фантастические наработки задолго до фактически ПМВ;

— Дредноуты Византии;

— Гидроавиатранспорты ВМВ Византии;

— Легкие крейсера ПМВ Византии;

— Дредноуты РИФ в мире Phoenix Purpura (да, меня и в том направлении понесло).

Думается все записал. Из-за того что тем большое количество на уме, и все они вкусные — никакой конкретики не получается, все поднялось на месте. Не смотря на то, что, возможно, отправлюсь по пути мельчайшего сопротивления и буду разрабатывать те темы, каковые несложнее и по которым больше сделано уже…

Как уменьшить РАСХОД ТОПЛИВА ?!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: