Мы наш, мы новый, флот построим… часть xv. макаров с отрядом дозорных, обходит владенья свои…

      Комментарии к записи Мы наш, мы новый, флот построим… часть xv. макаров с отрядом дозорных, обходит владенья свои… отключены

Глубокоуважаемые сотрудники, выкладываю следующую часть «Мы отечественный, мы новый, флот выстроим». В этом случае она посвящена сторожевым судам, не смотря на то, что я как и раньше с завидным упорством продолжаю их именовать крейсерами III класса :))))))))))))))) Приятного чтения.

Одной из причуд адмирала Р.В. Хорошихина было пристрастие к маленьким судам. С.О. Макаров в полной мере разделял увлечение Хорошихина «малыми формами». За это записные острословы из адмиралтейства кроме того прозвали их «любителями младенцев». Но, справедливости для необходимо подчеркнуть, что подход к малым судам у обоих был различный.

Хорошихин в первую очередь в малых судах видел запасного роль и частенько поговаривал, что «негоже гонять корабль водоизмещением 5000 тысячь киллограм, где справится корабль в 500 тысячь киллограм, и уж совсем прекрасно, в случае если с задачей справится 50-тонный корабль». Макаров же полагал, что при множественном количестве малые суда в силу высокой скорости и замечательного оружия смогут на равных вести войну с большими судами.

Хорошихин же видел разумную пропорциональность и думал, что для запасных потребностей, по охране и сопровождению эскадры кораблей ВМФ на стоянке, достаточно иметь 2 дозорных корабля на один перворанговый корабль. Но оба сходились на том, что на постоянной стоянке должна быть смена дозорных судов исходя из постоянного дневного дежурства. Помимо этого, Р.В. Хорошихин в «Морском вестнике» писал:

«по недостаточности средств делать эволюции и учебные стрельбы на судах первого ранга приходится только эпизодически, меж тем маленькие суда, неся постоянную и деятельную работу, окажут помощь нам создать резерв хороших команд, каковые смогут быть взаимозаменяемы на более больших судах по мере необходимости».

Очень серьёзным Р.В. Хорошихин вычислял возможность и подготовку выбора дельных офицеров. «Помилуйте, – частенько поговаривал он, – как я могу верить в молодых офицерах, в случае если из пяти прибывших к работе только один находится неизменно в море, остальные несут работу по преимуществу на берегу. Надобно сходу давать им корабль, и тогда сходу будет видно, кто пригоден к командованию и службе боевым кораблем, а кого в полной мере возможно и на иную стезю направить».

Но все эти благие пожелания упирались в один важный факт, в частности в реформу морского ведомства. С самого собственного назначения адмирал Хорошихин стал деятельно подготавливать эту реформу. Но провернуть эту бюрократическую машину все не получалось. Не помог кроме того последовательность встреч с императором Николаем II.

Помог случай. При проведении на Балтике маневров 1897 года, император обратил внимание на отсутствие нескольких крейсеров, о приеме которых в Российский флот ему совсем сравнительно не так давно докладывали. Удивленный император, спросил – «А где крейсер Аякс?».

Морской министр Хорошихин ему в полной мере бодро отрапортовал: «и с «Аяксом» и с «Икаром» все в порядке, вот лишь дельных офицеров, талантливых руководить новейшими крейсерами, нет». «Отчего так?» – спросил император. На что взял в полной мере пространный ответ на предмет – «что дельные офицеры имеется, лишь тот, кто по настоящему дельный, тот броненосцами руководит, а остальные хоть на данный момент готовы руководить, да им звания не разрешают, до сих пор в лейтенантах, да мичманах ходят.

Не положено, дабы крейсером, на котором 100–250 матросов, лейтенант руководил, в то время, когда на них капитаны II ранга стоят. А их на все новые крейсера не достаточно. Ценз-с.

Плохое наследие приснопамятного адмирала Шестакова. Снова как крейсера во флот зачислять, в случае если новый «Морской устав» до сих пор не завизирован?» Николай II нахмурился недовольно, но же попросил прибыть к нему с пояснениями и необходимыми бумагами.

Во второй половине 90-ых годов XIX века Николай II подписал Высочайший указ об трансформации в «Морском уставе» Российского императорского флота и внесении трансформаций в Табель о рангах.

По новому уставу все боевые суда делились на эскадренные и другие боевые суда. Под эскадренными понимались суда, действующие в составе эскадры. К ним, фактически говоря, относились – эскадренные броненосцы, броненосцы береговой обороны и эскадренные броненосные крейсера. Причем последним отводилась роль вооруженного резерва (быстроходного отряда), талантливого функционировать самостоятельно, но не в отрыве от эскадры.

Под другими кораблями ВМФ, без различия на броненосные либо бронепалубные осознавали крейсера I, II и III рангов. Наряду с этим фактически настоящими крейсерами, талантливыми функционировать в отрыве от эскадры на коммуникациях соперника, были крейсера I ранга. Крейсера II ранга делали роль разведчиков при эскадре, кроме этого на них была возложена обязанность бороться с миноносцами и такими же крейсерами соперника.

В крейсера III ранга вошло все, что не вошло в первые два.

В «Табели о рангах», в VIII класс по морскому ведомству было возвращено существовавшее до этого звание – капитан III ранга. Это стало причиной оживление среди флотских лейтенантов, часть из которых была повышена в звании. Но и обиду тех, кто на это увеличение сохранял надежду, но так и не взял.

«Морской ценз», наследие морского министра, совсем не отменили, но значительно сократили. Также отдельной статьей прописали прохождение работы морскими экспертами, только по профессии.

Реформа 1898 года разрешила дать достаточное количество хороших офицеров на снова строящиеся суда.

Когда Р.В. Хорошихин стал морским министром, он основной собственной задачей поставил создание в Российской Федерации сбалансированного флота, талантливого демонстрировать оживающую мощь морских сил России. Наряду с этим маленьким судам отводилась роль не меньшая, чем броненосцам.

Р.В. Хорошихин писал:

«Броненосцы – это калифы на час. Всю войну они стоят в гаванях в ожидании того часа, в то время, когда они грудь в грудь, насмерть, сойдутся в одной, реже двух-трех битвах, с этими же броненосцами соперника. Быть может, для одной единственной, но все решающей битвы, их берегут, холят и лелеют. Малые же суда имеется сущность тружеников войны, потому что на них падает вся тяжесть, ежедневных военно-морских операций.

Они нужный, но расходный материал флота».

Еще в начале 1894 году был заявлен конкурс на создание особого корабля охраны морпорта. Конкурс тянулся до конца 1895 года, пока в ворохе проектов не нашли эскизный чертеж с пояснениями канонерской лодки. Без промедлений привели к автору. Им был юный 24-летний выпускник корпуса корабельных инженеров, младший ассистент судостроителя, М.В. Донец, в будущем прославленный кораблестроитель. По сути, канонерская лодка была его же переработанным дипломным проектом.

Проект «особого корабля охраны морских портов» поручили молодому кораблестроителю.

Мы наш, мы новый, флот построим… часть xv. макаров с отрядом дозорных, обходит владенья свои…

М.В. Донец

Увы, но, несмотря на поддержку морского министра Хорошихина, Мефодию Валериановичу фактически сходу было нужно столкнуться с рядом трудностей. Хотя удешевить лодку, он полагал, что скорости 12 узлов при водоизмещении в 500 тысячь киллограм будет предостаточно. Помимо этого, будучи поклонником «юный французской школы» он вопреки практике внес предложение установить на новой лодке шесть 75-мм орудий Канэ, обосновывая это тем, что таковой корабль объединенным залпом лучше справится с неприятелем.

Бедняга и не подозревал, какой адмиральский «шторм» он позовёт. На голову молодого кораблестроителя обрушились все молнии и громы, а один из адмиралов дошел кроме того до «малого адмиральского загиба». Слова «вольнодумец поганый» и «француз недобитый» были самыми скромными в эпитетах русских адмиралов в адрес детища М.В. Донца.

Кроме того благоволивший к молодому кораблестроителю Р.В. Хорошихин неодобрительно качал головой. Проблемой было то, что главным и единственно верным орудием русского флота противоминного калибра считалась 87/50-мм скорострелка Барановского.

Было нужно Мефодию Валериановичу, посыпав голову пеплом, переделывать собственный корабль.

В следствии особый корабль охраны морских портов (КОМП), легко «похудел» в размерах и обзавелся 4?1?87/50-мм орудиями. Осчастливленный Донец уже грезил принести пользу Отечеству, как в очередной раз взял рулоном чертежей по голове от привередливых русских адмиралов. Сейчас МТК и Хорошихин хотели видеть что-то посолиднее.

Резон в этом был. Хорошихин рассуждал так: «под четыре 87-мм узлов и 12 орудия я любую лайбу приспособить могу, русскому же флоту требуется специальный быстроходный и прекрасно вооруженный корабль». Сейчас требование было озвучено как – «корабль с оружием не меньше 4?1?152-мм орудий и скоростью хода не меньше 16 узлов». Донец с кошмаром осознал, что его заставляют проектировать крейсер!!!

Пересчет водоизмещения, светло продемонстрировал, что таковой корабль вылезет за 1000 тысячь киллограм. Наряду с этим адмиралы хотели корабль «не более 600 тысячь киллограм водоизмещения».

постройка и Проектирование нового корабля зашли в тупик. Ранней весной 1896 года было собрано экстренное заседание по поводу нового корабля. Спорили до хрипоты. Донец в отчаянии кроме того несколько раз рукоплескал дверью. Его догоняли и возвращали обратно. Потому что при всех амбициях, как молодого кораблестроителя, так и русского адмиралитета, главным у всех было желание дать русскому флоту хороший корабль.

Наконец компромисс был отыскан. Водоизмещение корабля было увеличено до 700 тысячь киллограм, скорость выяснили – «по возможности 16 узлов, но не меньше 15». Состав артиллерии решили делать смешанным: два 152-мм орудия Канэ и два 87-мм орудия Барановского.

Крейсера III ранга «Причал», «Пирс», «Волнорез», «Волнолом».

Водоизмещение – 680 тысячь киллограм. Размерения – 62,0?9,0?2,5 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность – 1200 л.с. Скорость – 14,7 узла. Дальность хода – 1800 миль на 8 узлах.

Запас горючего – 75 тысячь киллограм угля. Бронирование: палуба – 19 мм, рубка – 50 мм. щиты орудий – 318 мм. Оружие: 2?1?152/45-мм, 2?1?87/50-мм, 4?1?7,62-мм пулемета, 2?1?381-мм ПТА, 22 мины, минно-тральное оборудование

Первую серию из 8 судов решили строить на Балтике, заказ разместили на Судостроительном заводе в Бъерке и на судоверфи «Крейтон и К°». В этот самый момент грянула трагедия. На сцену вышел хитроумный Барановский и помахал перед адмиралами новым 107/50-мм орудием. При виде этого орудия русские адмиралы возбудились, как мартышки при виде огромной грозди спелых бананов.

Донца опять позвали в МТК. Издерганный донельзя Донец поплелся в МТК, как на Голгофу. Но, сейчас все прошло достаточно гладко. Маленький расчет продемонстрировал, что при установке 4?107-мм орудий, водоизмещение кроме того мало уменьшится. Результатом этих трансформаций стало и изменение заказа.

Сейчас решили строить 4 корабля со смешанной артиллерией и 6 судов со артиллерией из 107-мм орудий. Заказ на четыре дополнительных корабля передали на Владивостокский судостроительный и судоремонтный завод Морского ведомства. Цена каждого корабля составила 455 тыс. руб. без цены оружия.

Крейсера III ранга «Кнехт», «Леер», «Трап», «Штаг», «Секстант», «Шпангоут».

Водоизмещение – 670 тысячь киллограм. Размерения – 62,0?9,0?2,5 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность – 1250 л.с. Скорость – 15,5 узла.

Дальность хода – 1800 миль на 8 узлах. Запас горючего – 75 тысячь киллограм угля. Бронирование: палуба – 19 мм, рубка – 50 мм, щиты орудий – 20 мм. Оружие: 4?1?107/50-мм, 4?1?7,62 мм пулемета, 2?1?381-мм ПТА, 24 мины, минно-тральное оборудование

Во второй половине 90-ых годов XIX века все выстроенные суда были переклассифицированы в крейсера III ранга.

В русско-японской войне на суда легли все тяготы военной работы. Команды дремали фактически не раздеваясь. Они делали сторожевые функции при эскадре, противодействовали брандерам соперника, которыми адмирал Того пробовал закупорить Порт-Артур.

Сопровождали тральные караваны, да частенько и сами занимались тралением, в то время, когда уже не хватало особых судов. Обстреливали японские десанты на западном побережье и Ляодунском полуострове Кореи. Крейсера «Волнолом» и «Волнорез» принимали участие в отражении японского десанта на «Сахалин»

Крейсер «Леер» подорвался на японский мине в Порт-Артуре. Совершенно верно такая же будущее постигла крейсер «Шпангоут» во Владивостоке. Крейсер «Штаг» из-за важных повреждений было нужно затопить в Порт-Артуре. Крейсер «Пирс» был стёрт с лица земли японским запасным крейсером «Коносаган Мару» (7000 тысячь киллограм.

6?152-мм) при попытке сорвать японский десант в Бицзыво. Крейсер «Секстант» погиб, налетев на подводную гора, при проведении операции по деблокаде Сахалина.

Все остальные крейсера благополучно пережили русско-японскую войну. Перед ПМВ крейсера «Волнорез», «Волнолом» перевели на Балтику, а «Сектант» на Черное море. «Причал», «Трап» и «Кнехт» покинули во Владивостоке.

Все крейсера, переведенные на Чёрное море и Балтику, принимали участие в ПМВ. В 1917 команды всех судов примкнули к революции и подняли красный флаг. В 1918 году была предпринята попытка захвата «Секстанта» представителями белого перемещения. Моряки «Секстанта», ставшего «Безусловным борцом за Свободу», увели корабль в Румынию, где интернировались.

Румыны подняли на канонерской лодке «Буджу» собственный флаг. Но под давлением Антанты вынуждены были вернуть корабль морякам, примкнувшим к Белому перемещению. Действительно, перед возвращением они ободрали канонерскую лодку как липку, сняв среди них и 107/50-мм орудия.

Лодка приобрела новое наименование «Днепровец» и новые 75-мм орудия Канэ. «Днепровец» принимал участие в эвакуации белых армий из Крыма. Перешел сперва в Константинополь, а после этого в Бизерту. Судьба корабля малоизвестна.

По непроверенным данным, он разрезан на металл в Бизерте, в середине 30-х годов.

«Волнолом» и «Волнорез» стали «Зарёй коммунизма» и «Петроградским большевиком». Оба корабля принимали участие в революционных событиях. Весной 1919 году «Заря коммунизма», ставшая снова канонерской лодкой, была послана не допустить минные постановки интервентов недалеко от острова Гогланд. Она благополучно обстреляла два эстонских минных заградителя и эстонскую канонерскую лодку «Вайкура». Но на помощь им пришел британский крейсер «Данидин».

Выходя из под обстрела, «Заря коммунизма» неудачно сманеврировала и попала на сравнительно не так давно выставленное минное заграждение соперника. Раздался взрыв, корабль погиб.

«Петроградский коммунист», благополучно пережил гражданскую войну. В середине 1930-х кодов он пережил полную модернизацию. Паровые машины заменили на дизеля, установили новую командную рубку.

Орудия поменяли на 2?1?127-мм орудия, установили 37-мм зенитные автоматы.

В первых числах Августа 1941 года, при отражении атаки германских бомбардировщиков на Таллинн, сторожевое судно «Петроградский коммунист» взяло важные повреждения (уничтожено машинное отделение, бессчётные пробоины в корпусе судна). Собравшаяся рабочая группа пришла к выводу, что эвакуировать корабль возможно лишь на буксире, но буксировку критически поврежденного судна в Ленинград сочли нецелесообразной. При оставлении советским флотом Таллинна «Петроградский коммунист» был затоплен.

Изначально его предполагали затопить на фарватере, но затопили не через чур удачно. Что, но, не помешало германскому миноносцу Т-32 «процарапать» днище о затопленного «Петроградского коммуниста». Да так, что германскому миноносцу было нужно простоять в ремонте практически полгода.

Будущее канонерских лодок, оставшихся во Владивостоке, была более благоприятной. На протяжении интервенции канонерские лодки были захвачены японцами. При отступлении японцев «Кнехт» взорвали, а «Причал», ставший «Чекистом», и «Трап», ставший «Революционером», увели в Японию. В 1930-х годах под давлением советского правительства японцы были вынуждены, вернуть суда.

В конце 30-х годов они прошли полную модернизацию на Владивостокском судостроительном заводе по подобию «Петроградского коммуниста» (установлены 2?127-мм орудия, дизельная установка, новая рубка, зенитные автоматы). Оба корабля под именами «Сахалинский партизан» и «Амурский чекист» в качестве сторожевых судов вошли в состав Тихоокеанского флота. Оба корабля пережили ВОВ.

Оба принимали участие в высадке десантов в Маньчжурии. Сопровождали армейские транспорты. В 1958 года оба корабля списали. «Сахалинский партизан» придали Владивостокской водолазной школе ДОСААФ. А вот будущее «Амурского чекиста» была более чем необычна. Он возвратился в Ленинград и был передан ЦК Комсомола, а тот со своей стороны сдавал корабль в аренду «Ленфильму» и «Мосфильму». Во многих фильмах про моряков и революцию, он попеременно изображал разные суда.

Снялся в нескольких фильмах про ВОВ. И стал настоящим киноартистом. В итоге, он успокоился в качестве аттракциона и небольшого музея для туристов в Ораниенбауме.

ПРОДОЛЖЕНИЕ УЖЕ ГОТОВО : )))))))))))))))

Бой с грузинским флотом 10 августа 2008 г.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: