Мы наш, мы новый, флот построим… часть xv. макаров с отрядом дозорных, обходит владенья свои… продолжение

      Комментарии к записи Мы наш, мы новый, флот построим… часть xv. макаров с отрядом дозорных, обходит владенья свои… продолжение отключены

Выкладываю материал по сторожевым судам, т.е. тьфу крейсерам III класса :)))))))))) по моему же циклу статей «Мы отечественный, мы новый, флот выстроим». Приятного чтения.

Опоздал Мефодий Валерьевич Донец избавиться от нервических припадков в Кисловодске, как его настойчиво попросили представить пред ясные очи морского министра Хорошихина. Сейчас заказ был более вразумительным. Хорошихин хотел иметь «что-то наподобие речной канонерской лодки, но мореходной». Наряду с этим требования, как к водоизмещению, так и оружию уменьшались. Обошлось без нервических припадков.

Концепция нового крейсера была выработана фактически сходу. В качестве прототипа для нового корабля решено было выбрать минно-канонерскую лодку «Джейсон» (Ясон либо HMS «Jason»), Англии, которая вошла в строй в первой половине 90-ых годов XIX века. Параметры «Джейсона» составляли: 810 тысячь киллограм, 20,5 узла, 2?1?120-мм, 4?1?47-мм, 5?1?450 ТА.

Отечественная канонерская лодка, по плану министра Хорошихина, должна была быть существенно дешевле, легче, менее скоростной. Единственно неизменным из британского проекта осталось оружие, но при отказе от минного оружия. Пристально изучив добытые русской разведкой эскизные чертежи HMS Jason, Донец осознал, что ничего сложного в задании Р.В. Хорошихина нет.

Уже через два месяца, в августе 1897 года, чертежи нового корабля отправились в МТК.

Мы наш, мы новый, флот построим… часть xv. макаров с отрядом дозорных, обходит владенья свои… продолжение

Крейсера III ранга «Гюйс», «Галс», «Рейд», «Курс», «Румб», «Шкот», «Шкерт», «Клюз».

Водоизмещение – 450 тысячь киллограм. Размерения – 60,0?8,5?2,2 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность – 1400 л.с. Скорость – 16,0 узлов. Дальность хода – 1400 миль на 8 узлах.

Запас горючего – 60 тысячь киллограм угля. Бронирование: палуба – 12 мм, рубка – 16 мм, щиты орудий – 16 мм. Оружие: 2?1?120/45-мм, 4?1?47-мм, 1?7,62-мм пулемет, 20 мин, минно-тральное оборудование

Цена каждого крейсера составила 275 тыс. рублей без оружия. Заказ на постройку новых крейсеров ушел на те предприятия, на которых уже строились крейсера первой серии типа «Причал». Не считая этих фабрик были задействованы Общество железоделательных, сталелитейных и механических фабрик «Сормово» и Рижская судостроительная и судоремонтная верфь. Всего предполагали заказать 8 судов аналогичного типа. Но тут М.Ф.

Донец внес предложение вариант корабля с 4?1?87-мм орудиями, в следствии была дозаказана серия еще из 6 судов.

Крейсера III ранга «Бимс», «Брас», «Бушприт», «Лацпорт», «Створ», «Трюм».

Водоизмещение – 458 тысячь киллограм. Размерения – 60,0?8,5?2,2 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность – 1440 л.с. Скорость – 15,8 узлов. Дальность хода – 1400 миль на 8 узлах.

Запас горючего – 60 тысячь киллограм угля. Бронирование: палуба – 12 мм, рубка – 16 мм, щиты орудий – 9 мм. Оружие: 4?1?87/50-мм, 3х1х7,62-мм пулемета, 20 мин, минно-тральное оборудование

Все суда участвовали в Русско-японской войне. Задачи у них были те же, что и у крейсеров III ранга первой серии. «Лацпорт» погиб в первоначальный же сутки войны – в него попала торпеда, предназначенная для «Кронштадта». «Клюз» погиб, героически приняв неравный бой с 4-мя японскими миноносцами (скорость не разрешила ему уйти). «Шкот» подорвался на мине, пребывав во Владивостоке в составе тралящего каравана. «Брас», высланный на разведку вдоль восточной части прибрежной полосы Ляодунского полуострова, по возвращении попался японским крейсерам «Отова» (3388 тысячь киллограм, 2?152-мм, 6?120-мм) и «Окуми» (3245 тысячь киллограм, 8?120-мм), каковые не дали шансов «Брасу» пробраться в Порт-Артур.

Практически такая же будущее ожидала крейсер «Курс» во Владивостоке. Он попался на зубок японскому крейсеру «Хибура» (5348 тысячь киллограм, 2?2?152, 10?120-мм). В отличие от «Браса», команда которого перед превосходящими силами соперника предпочла затопить собственный корабль, команда «Курса» сдалась и выбросила белый флаг.

Все остальные суда благополучно пережили русско-японскую войну. Отличились крейсера «Рейд» и «Румб». «Румб», пребывав в дозоре, встретился с японской канонерской лодкой «Кёдзе» (1480 тысячь киллограм, 2?152-мм, 4?75-мм). Отступая и отстреливаясь, «Румб» сумел метким выстрелом повредить японскую канонерку, а подошедшие на выручку русские крейсера вынудили японцев спустить флаг. «Рейд» по большому счету сумел самостоятельно пленить и привести во Владивосток армейский транспорт «Кейко Мару» (4000 тысячь киллограм, 4?75-мм).

По окончании русско-японской войны часть судов перевели на Чёрное море и Балтику. При переходе попал в погиб и шторм «Шкерт». «Бимс» и «Гюйс» благополучно добрались до Кронштадта, а «Румб», «Створ» и «Бушприт» до Севастополя. Остальные три крейсера остались во Владивостоке.

Перед самой войной крейсера переименовали сперва в сторожевые крейсера, а после этого и в сторожевые суда. Все суда, появлявшиеся на Чёрном море и Балтике, участвовали в ПМВ. Принимали участие в разведке, охране караванов траления, конвоировании транспортов.

В 1916 году, подорвавшись на собственной мине, погиб «Бушприт».

В 1917 все экипажи сторожевиков приняли революцию и подняли красные знамёна. Но, будущее у сторожевиков была различная. «Створ» был захвачен моряками, примкнувшими к белому перемещению. Его ожидала ужасная будущее. При эвакуации из Крыма он принял на борт через чур большое количество беженцев. Помимо этого, поговаривают, что среди команды были большевистские агитаторы.

Так это или иначе, но «Створ» в Константинополь не пришел. Будущее его малоизвестна. Последняя радиограмма информировала о неисправности в поступлении и машине воды в трюм, и содержала просьбу о помощи. Вышедший на помощь пароход Доброфлота «Курск» никого не нашёл.

На «Створе» вместе с командой было 722 человека, а также дамы, дети и пострадавшие.

Но снова отличился смелый «Румб»: его моряки сумели вывести корабль из Одессы, совершить плавание около Европы и прийти в Кронштадт. В Дании будущее корабля была на волоске, морякам еле удалось убедить представителей английской миссии и датского правительства в лояльности к Белому перемещению. Но команде до конца не доверяли. «Румб» под конвоем британского эсминца был направлен в Либаву.

Но в тумане и темноте «Румб» «потерялся», и обнаружился уже в Кронштадте.

По окончании Гражданской войны все суда прошли модернизацию. Они взяли по два новых 127-мм орудия и по две 63,5/60-мм зенитные пушки Барановского (потом их заменили на два спаренных 37-мм зенитных автомата).

Оставшиеся во Владивостоке суда также пережили последовательность приключений. На протяжении интервенции японцы постарались захватить суда, но команда «Рейда» увела его вглубь Амура, где «Рейд» был посажен на мель. Команда «Трюма», плюнув на всех, увела сторожевик прямиком в Китай. Японцам достался лишь «Галс» что и был уведен на оккупированный японцами Сахалин.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века, на протяжении 2-й Маньчжурской войны, «Трюм», ставший китайской канонерской лодкой «Чжу-Сянь», был захвачен войсками СССР и возвращен на родину.

В середине 30-х годов японцы вернули захваченный «Галс».

К началу ВОВ все суда прошли модернизацию. На всех паровые машины заменили на дизеля. Все были вооружены 127-мм орудиями и 37-мм зенитными автоматами. «Бимс» и «Гюйс», ставшие «Рабочим и» Балтийским «комсомольцем-путиловцем», остались на Балтике. «Рейд» и «Румб», появлявшиеся «Красным Николаевским» рабочим «и черноморцем», перевели на Черное море.

А ставшие по окончании переименования «Красным Уссурийским» партизаном «и Иманом», «Трюм» и «Галс» оказались на дальнем Востоке.

На протяжении ВОВ на долю судов выпала трагическая судьба. «Рабочий-путиловец» погиб на протяжении Таллиннского перехода, до конца сделав собственный долг. «Балтийский комсомолец» пережил блокаду, принимал участие в освобождении Прибалтике и погиб во второй половине 40-ых годов двадцатого века при проведении работ по разминированию Данцигской бухты. «Красный черноморец» был потоплен германской авиацией на Черном море, а вот «Николаевский рабочий» благополучно пережил войну. Перешел на Балтику. Прослужил до 1960 года, а позже был переведен в разряд учебных судов.

«Красный Иман» принимал участие в Сахалинской операции и был торпедирован японской подлодкой в 1945 году. «Уссурийский партизан» дожил до 1968 года, пока не был перевоплощён в мишень для опробования новых противокорабельных ракет.

Как неизменно, ожидаю Ваших замечаний, уточнений, комментариев и дополнений.

ПРОДОЛЖЕНИЕ, НАДЕЮСЬ, БУДЕТ

Проект 1124 War Thunder! ПОКУПАТЬ? + МНЕНИЕ о Флоте

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: