Мы наш, мы новый, флот построим… часть xi. каприз адмирала…

      Комментарии к записи Мы наш, мы новый, флот построим… часть xi. каприз адмирала… отключены

Глубокоуважаемые сотрудники, сходу оговорюсь: корабль, что я выложил, очень спорный. Я сам до конца не уверен, нужен ли он. Исходя из этого конструктивная критика, лишь конструктивная, приветствуется.

И как сказал один очень занимательный персонаж: «Осуждаешь, предлагай». Исходя из этого приветствуется не только конструктивная критика, но и предложения по улучшению. Не приветствуется – «корабль полная хрень, исходя из этого предлагаю все переделать, ВИ расширить в 5 раз, установить 406-мм орудия и по большому счету лучше из него авианосец сделать» :)))))))))) Но, я в полной мере осознаю и вывод – «таковой корабль славному русскому флоту не нужен».

В конце 19 века одной из основных соперников России на Балтике, наровне с Англией, считалась Германия, флот которой начал развиваться опережающими темпами. Морское министерство в лице И.А. Шестакова вычисляло, что на Балтике возможно обойтись оборонительными мерами, кроме наступательные.

При данной теории основной упор делался на минные поля, береговую оборону. А лучшим выходом в кораблестроении считалось строительство броненосцев береговой обороны и больших канонерских лодок. Какие конкретно лишь проекты не поступали в МТК!

Но кроме того на фоне этих проектов, проект канонерской лодки Э.Е. Гуляева стоит наособицу. Хороший ученик А.А.

Попова, он прославился постройкой широкоовальной по форме императорской яхты «Ливадия» – не самого любимого детища господ Романовых.

Проект канонерской лодки Гуляева также поражал размахами. По плану Гуляева водоизмещение будущей лодки должно было составлять 3240 тысячь киллограм, мощность механизмов – 3000 л.с., запас горючего – 180 тысячь киллограм, рассчитанный на 48 часов постоянного хода. Лодка должна была иметь замечательную броневую защиту – 10-дюймовую поясную броню и такой же толщины броню барбета.

Броня палубы – 2 дюйма. Оружие должно было составлять два 12-дюймовых орудия примера 1877 года на понижающихся станках, расположенных в носовой части. Примечательным было и соотношение долги – 180 футов (60 м) к ширине – 120 футов (36,6 м). не сильный.е. Э.Е.

Гуляев развивал идею круглых приснопамятной яхты и судов «Ливадия». Конечно, проект не прошел.

Мы наш, мы новый, флот построим… часть xi. каприз адмирала...

Эскизный проект канонерской лодки Э.Е. Гуляева

В первой половине 90-ых годов XIX века, при разборе наследства, оставшегося от покойного И.А. Шестакова, только что назначенный на пост морского министра Р.В. Хорошихин наткнулся на проект канонерской лодки Гуляева.

Тогда он лишь посмеялся над курьезом. Хорошихин отыскал в памяти про Э.Е. Гуляева в первой половине 90-ых годов XIX века, при выборе проекта канонерской лодки для Дальнего Востока.

Формулируя задание для проектирования Р.В. Хорошихин сказал, что

«хотел бы иметь маленькую, слабобронированную, канонерскую лодку, умеренного водоизмещения, быстроходную с мощным вооружением и малой осадкой».

В следствии показался достаточно необычный проект, что сам Роман Владимирович назвал – «Мой адмиральский каприз». Наименование прижилось, и уже никто и не называл будущую лодку в противном случае как «Каприз». Кроме того, при выборе заглавия для будущего корабля сам Роман Владимирович лично просил перед правителем-императором о краже новой лодке имени «Каприз».

С некоторыми трудностями, ходатайство было удовлетворено.

Строительство лодки было передано заводу «Бурмейстер и Вайн» (Дания). Во второй половине 90-ых годов XIX века канонерская лодка «Каприз» прошла ходовые опробования. Но проектной скорости в 16 узлов ей достигнуть не удалось.

Большая скорость, которую ей удалось достигнуть, составляла 15,7 узлов. Но, в ходе эксплуатации к началу русско-японской войны её скорость фактически не превышала 15 узлов.

Крейсер II ранга «Каприз» («Кронверк»)

Водоизмещение – 2750 тысячь киллограм. Размерения – 88,0?12,5?4,2 м. СУ – 2ПМ, 6ПК. Мощность – 3800 л.с. Скорость – 15,5 узлов. Дальность хода – 2200 миль на 9 узлах. Запас горючего – 200 тысячь киллограм.

Бронирование: Пояс – 75-51 мм, палуба – 25-35 мм, щиты орудий ГК – 40 мм, рубка – 50 мм. Оружие: 4?1?203/45-мм, 6?1?87/50-мм, 4?1?47-мм, 2?457-мм ТА

Как и все канонерские лодки, во второй половине 90-ых годов XIX века «Каприз» был переклассифицирован, но в отличие от других канонерских лодок взял почетное звание крейсера II ранга. Руководить крейсером каприз был назначен капитан-лейтенант, Василий Григорьевич Захаров. Хоть крейсер по большей части предназначался для Балтики, летом 1900 года его перевели на Дальний Восток.

К кампании в Китае он все же опоздал, не смотря на то, что моряки и весьма торопились.

В начале войны «Капризу» не повезло. По несчастливому стечению событий он схлопотал торпеду от собственного миноносца и должен был 2 месяца провести в ремонте. Но выйдя из ремонта, «Каприз» деятельно включился в работу. Одной из главных задач, поставленных «Капризу», было противодействие высадке японских десантов в Корее.

На счету крейсера выяснилось пара временных складов японской армии, расположенных в бухтах. Особенной успехом крейсера в это время стал большой японский транспорт «Хиккей Мару» с продовольствием и телефонно-телеграфным оборудованием для японской армии, разгружавшийся в бухте Сампхо.

Но в марте состоялся легендарный бой крейсера. Раздосадованные действиями русского «малого» флота японцы разослали суда для борьбы с крейсерам. «Каприз» именно мирно расстреливал батальон японской пехоты, небрежно высадившийся в укромной бухте Чопху, в то время, когда по его ласковую душу приперлась, пускай и маленькая, но целая японская эскадра, складывающаяся из бронепалубного крейсера «Атама» (4850 т, 2?203-мм, 8?120-мм, 22 уз.), канонерской лодки «Цукури» (2650 т, 2?152, 6?120, 15 уз.) и 4-х эсминцев.

Японские дурачки пологали, что они поймали славного начальника «Каприза» в ловушку. С весёлым криком – «Сами напросились, макаки желтозадые», Захаров ринулся на японцев. Ох, недаром он столько времени тренировал собственных комендоров! Несколькими залпами «Каприз» накрыл «Атаму». Японский крейсер, взявший пара повреждений, поспешил выйти из боя.

Но, справедливости для необходимо подчеркнуть, что хоть повреждения были неприятными (повредило трубу, уничтожило часть носовой надстройки, повредило одно из орудий, 2 офицера и 13 матросов были убиты и около двух десятков ранены), но все же некритическими. По окончании двухнедельного ремонта японский крейсер опять вошел в строй.

Японцы опешили от таковой прыти русских. За самурайскую честь постарались вступиться миноносцы. Вот напрасно они это сделали. За работу взялись комендоры 87-мм орудий, не меньше искусные в собственном деле. Результат – один японский миноносец был стёрт с лица земли, второй очень сильно поврежден.

Канонерская лодка «Цукури» постаралась забрать поврежденный миноносец на буксир, но 8-дм. орудия «Каприза» скоро растолковали им всю тщетность попытки. Но, русский крейсер не помешал спасению японских моряков с медлительно тонущего миноносца. Несолоно хлебавши, японцы удалились от зловредного «Каприза».

А «Каприз» не торопясь расстрелял одинокий и покинутый японский миноносец и с эмоцией выполненного долга удалился в Порт-Артур.

По окончании войны крейсер перевели в том направлении, куда он и предназначался – на Балтику. Перед ПМВ ему совершили полную модернизацию. Котлы заменили с угольно-нефтяных на нефтяные. Оружие стало 6?127-мм орудий. «Каприз» приобрел новые надстройки, два дальномерных поста, более замечательную радиотелеграфную станцию. Но самое основное – крейсер поменял наименование.

Наименование «Каприз» многим мозолило глаза, поступило высочайшее распоряжение – «Никаких Капризов, в Русском императорском флоте недопустимо». Так крейсер II ранга «Каприз» стал в полной мере нейтральным «Кронверком».

На протяжении Первой Мировой «Кронверк» занимался собственными прямыми обязанностями. Стёр с лица земли пара германских тральщиков. Утопил германский минный заградитель особой постройки «Огер».

На протяжении Рижской операции 1917 года в полной мере удачно обстреливал приморский фланг армии Гутьера.

18 октября 1917 года крейсеру «Кронверк» была поручена эвакуация людей с острова Моон. Операция не была подготовлена. На перехват каравана вышли германский крейсер «Аугсбург» и пара эсминцев. Недаром моряки всех государств не обожают переименования судов, считая это плохой приметой. Сейчас будущее отвернулась от «Кронверка». Несколькими меткими залпами с «Аугсбурга» он был поврежден, утратил движение и не смог управляться.

Команда на корабле также сменилась, славные традиции начальника Захарова ушли, к тому же на корабле была масса людей вооруженных, перепуганных воинов с Моона. Никто не желал умирать. В следствии «Кронверк» сдали немцам. Потом большинство военнопленных возвратилась в Россию. Крейсер «Кронверк» был уведен в Германию, где его следы затерялись.

Судьба корабля малоизвестна.

С уважением Андрей Толстой

Бунт на кораблях: Турция ищет мятежный флот

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: