Уэйк: первый облом

      Комментарии к записи Уэйк: первый облом отключены

Выкладываю на сайт занимательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.

На пятый сутки Тихоокеанской войны, по окончании маленькой череды успехов успех в первый раз поменяла японцам. Намеченная на тот сутки – 11 декабря 1941 года – десантная операция на атолле Уэйк закончилась полным провалом. Это первенствовала в истории японского флота попытка высадки десанта на прекрасно укрепленное побережье.

Не знаю, имеется ли у японцев аналог русской поговорки про первый блин, но операция прошла в правильном соответствии с данной умной сентенцией.

При планировании захвата Уэйка руководство имперского ВМФ очевидно недооценило соперника, выделив достаточно скромные силы: шесть эсминцев, два из которых употреблялись в качестве десантных транспортов, два сторожевика, два невооружённых грузовых парохода и три ветхих легких крейсера для огневой помощи. Транспортные эсминцы и пароходы перевозили две тысячи десантников. Воздушным прикрытием японское руководство решило пренебречь.

Американцы начали усиливать Уэйк еще в январе 1941 года. На данный ранее необитаемый подковообразный атолл, складывающийся из трех поделённых протоками маленьких островков неспециализированной площадью 6,5 квадратных километров, был переброшен батальон морской пехоты численностью 450 человек под руководством майора Джеймса Деверо и 68 военных моряков с очень большими для для того чтобы числа людей огневыми средствами.

По периметру атолла успели установить шесть 130-миллиметровых корабельных орудий, 12 76-миллиметровых пушек и 18 тяжелых крупнокалиберных пулеметов. Помимо этого, у морпехов кроме ружей было 30 станковых пулеметов Браунинг М1917.

Кроме этого на острове имелся аэропорт, на котором базировалась эскадрилья морской пехоты WMF-211 в составе 12 истребителей Уайлдкэт. Их обслуживали 70 авиационных аэродромных рабочих и специалистов. К началу войны сооружение военной базы еще не закончилось, исходя из этого на атолле, не считая военных моряков, авиаторов и морпехов, оставалось 1140 (по другим сведеньям – 1220) гражданских строителей.

8 декабря японские бомбардировщики совершили налет на Уэйк, выведя из строя все находившиеся на аэропорте Уайлдкэты. Летчики доложили, что вражеской авиации на атолле больше нет, но они не знали, что в момент налета четыре истребителя пребывали в воздухе, а потому – не пострадали. При высадке данный прокол дорого обошелся японцам.

Утром 11 декабря японская десантная флотилия под руководством адмирала Садамити Кадзиоки подошла к Уэйку. Крейсера и эсминцы начали обстрел, с берега им ответили 130-миллиметровые пушки, к каким скоро присоединились трехдюймовки. Американцы стреляли достаточно метко. Им удалось всадить 11 снарядов во флагманский крейсер Юбари, перевоплотив его надстройки в горящие развалины.

Поставив дымовую завесу, крейсер вышел из боя.

Эсминцу Хаяте хватило всего двух попаданий. Одно из них было нужно в крюйт-корабль и камеру порвало пополам взрывом собственных снарядов. Из его команды практически никто не выжил. Хаяте стал первым из многих сотен японских боевых судов, погибших во Второй мировой.

Помимо этого, взяли повреждения крейсера Тенрю и Тацута, эсминцы Оите, Яиои и один из грузовых пароходов. Японцы очевидно не ожидали для того чтобы сюрприза. Осознав, что уэйкский орех ему не по зубам, Кадзиоки скомандовал отход.

Но это был еще не финиш, а фортуна в тот сутки очевидно подыгрывала гайдзинам. В атмосферу встали четыре сохранившихся Уайлдкэта с 45-килограммовыми бомбами и полетели вдогонку уходящей флотилии. Летчики отбомбились по судам и одному из них повезло попасть в корму эсминца Кисараги, где были складированы глубинные бомбы.

Замечательный взрыв разнес вдребезги заднюю часть корабля, а передняя затонула практически за пара мин.. матросов и Большинство офицеров Кисараги отправилось в храм Ясукуни за экипажем Хаяте. Зенитчикам удалось подбить один истребитель, но его пилот дотянул до берега и, не производя шасси, посадил машину на песчаный пляж.

Так, попытка захвата Уэйка обошлась японцем в два потопленных и пять поврежденных судов, на которых, в соответствии с японским данным, погибло 469 моряков. Американцы утратили один самолет и пара десятков человек ранеными и убитыми. Вторично японцы подошли к Уэйку 22 декабря, готовившись значительно основательнее и задействовав намного более большие силы.

Но это уже вторая история.

Уэйк: первый облом

Рисунок современного американского живописца, изображающий подготовку к вылету Уайлдкэта с Уэйка для бомбардировки японской эскадры

Уайлдкэты, стёртые с лица земли при японской бомбардировке атолла Уэйк

Флагман адмирала Кадзиоки – крейсер Юбари

Легкий крейсер Тенрю

Эсминец Хаяте – первая жертва Тихоокеанской войны в японском флоте

Схема японской атаки на Уэйк 11 декабря 1941 года

Истребитель Уайлдкэт в окраске Корпуса морской пехоты США примера 1941 года

Потопленный Уайлдкэтом эсминец Кисараги

источник: http://vikond65.livejournal.com/570873.html

Imagine Dragons — Believer

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: