Мы наш, мы новый, флот построим… часть x. крейсер для китайских вод…

Глубокоуважаемые сотрудники! В собственных материалах я как-то затрагивал тему «самого нехорошего крейсера». Но, пристально изучая собственные же материалы, отыскал в них кучу неточностей, натяжек и нестыковок.

Исходя из этого прошу обожать и жаловать: «Весьма фиговый крейсер» либо быстроходная канонерка для «китайских вод».

Во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века в связи с ухудшением взаимоотношений с Китаем на Дальний Восток была послана II Тихоокеанская военная экспедиция. В экспедицию входили : бронепалубные крейсера «Адмирал Наследник» и «Корнилов», бронепалубный корвет «Рында», канонерские лодки «Бобр» и «Сивуч», клипера «Разбойник», «вооружённая» шхуна и Стрелок «Корсар». Они-то и составили базу будущей Владивостокской эскадры.

В первой половине 90-ых годов XIX века капитан I ранга Михаил Львович Диринг стал адмиралом и командующим Владивостокской эскадрой.

Мы наш, мы новый, флот построим… часть x. крейсер для китайских вод...

Адмирал Михаил Львович Диринг

Летом 1893 года Диринг совершил пара плаваний, изучая вероятный театр боевых действий. В качестве корабля для практического плавания он избрал канонерскую лодку «Маньчжур». Результатом этого плавания стал докладная и обобщённый опыт записка, поданная на имя Р.В.

Хорошихина, в которой адмирал Диринг высказал главные требования к канонерской лодке для Дальнего Востока. Согласно его точке зрения подобная лодка должна была быть

«в обязательном порядке двухвинтовой исходя из практики коммерческого плавания по рекам Китая и Маньчжурии, в основном на ровный киль, без дифферента на корму, с осадкой не превышающей 9-12 футов (2,8–3,7 м). Величина лодки не должна быть через чур малою, поскольку через это утратилось бы уровень качества представительности, и она не была бы способна принимать много пассажиров с берега, при возмущения либо отозвания отечественных агентов.

В данной мере нужно обеспечение мореходности, дабы возможно было делать переходы с поручениями в порты соседних морей. Бронирование лодки не может быть значительным, но тем более не нужно пренебрегать местною защитой из страниц жёсткой стали и угольными коффердамами около машины и котлов. двойное дно и Стальная палуба в средней части лодки направляться поставить в условие проекта.

Руль лодки необходимо осуществить большой площади и укрепить очень солидно, дабы он служил прекрасно при заднем ходе, поскольку, уходя из Тянтзина, суда не смогут поворачиваться по течению, а идут некое расстояние задним ходом. парусность и Рангоут на лодке особого назначения, не только излишни, но кроме того смогут быть источником затруднений. Автомобили предположены две, двухцилиндровые, компаунд, вертикальные и 4 котла обычного типа.

Всё столярство направляться заменить желобчатою сталью, сетками Уменьшение количества дерева не только облегчит лодку, но и обезопасит её от пожара».

Потом Михаил Львович пишет:

«Эта канонерская лодка обязана воображать собой улучшенный тип «Маньчжура» и быть талантливой функционировать в морском бою в составе эскадры».

Необходимость особой лодки для Дальнего Востока Диринг обосновывал тем, что

«усиливать эскадру высококлассными крейсерами вряд ли быть может, исходя из этого приходится обращаться к сильным судам меньшего размера, на долю которых при войны выпадет обязанность поддержать защиту Владивостока, в случае если силы соперника не разрешат функционировать наступательно. В мирное время такие суда, пребывая в составе эскадры, по свойству входить во все практически порты Китая, отделяемы в плавание по портам и по роду данной работы смогут быть названы станционерами при эскадре.

Эти станционеры несут деятельную работу и образовывают контингент хороших команд; но для для того чтобы назначения при эскадре состоят лишь две лодки. Число это не хватает и должно быть увеличено. Надобность в таких лодках ощущается в мирное кроме того время, как для представительности, так особенно для наблюдения за государствами Востока, каковые находятся сейчас в периоде сильного брожения, могущего угрожать нам многими осложнениями в недалёком будущем»

Диринг выяснил потребность флота в 12 таких лодок, 6 из которых должны были пребывать в портах Китая, а 6 составляли бы резерв, базируясь во Владивостоке. К докладной записке прилагался маленькой схематический чертеж будущей лодки с указанием главных нагрузок и параметров.

Эскизный чертеж канонерской лодки для китайских вод М.Л. Диринга

Согласно точки зрения М.Л. Диринга будущая канонерская лодка должна была выглядеть следующим образом:

Главные размерения: протяженность – 230 футов, ширина – 35 футов, осадка – 12 футов (70,2?10,7?3,7 м). Водоизмещение до 1500 тысячь киллограм. Из них на корпус приходилось 600 тысячь киллограм, автомобили с котлами – 390 тысячь киллограм, уголь – 240 тысячь киллограм, артиллерия – 125 тысячь киллограм, мины и электрическое освещение – 14 тысячь киллограм, шлюпки, мачты, шкиперские припасы – 48 тысячь киллограм, якоря, верёвки, брашпиль – 23 тонны, экипаж, вода, багаж и провизия – 60 тысячь киллограм.

Две паровые машины неспециализированной мощностью 2400 л.с. должны были обеспечить скорость 15 узлов, а 240 тысячь киллограм угля – дальность плавания 2200 миль экономическим 9-узловым ходом. Оружие лодки должно было складываться из 2-х 8-дм. орудий в носовой части в бортовых спонсонах и 2-х 4,7-дм. орудий, в кормовой части, кроме этого в бортовых спонсонах. 6?47-мм орудий и одного торпедного аппарата.

Канонерская лодка, типа улучшенный “Маньчжур”, предложенная моряками-дальневосточниками (очевидно, её проект был детищем не одного командующего Владивостокской эскадры), будучи воплощенной в металле, дала бы флоту маленькой, но наряду с этим прекрасно вооружённый и достаточно быстроходный корабль, талантливый функционировать в составе эскадры и имеющий наряду с этим умеренную цена.

Морской министр Р.В. Хорошихин, сам являющийся приверженцем маленьких, но прекрасно вооруженных судов, горячо поддержал идею тихоокеанцев. В 1904 году на стол Р.В.

Хорошихина попали сведения, полученные адмиралом Н.И. Казнаковым о новейших американских канонерских лодках, намерено спроектированных для действий в Китае. Через месяц на столе у Морского министра лежали подробнейшие чертежи и ТТХ американских канонерок.

В следствии МТК было выдано задание создать канонерскую лодку для «китайских вод», применяя все лучшие наработки Дальневосточного и американского проектов. От американского проекта дальневосточная канонерка взяла удлиненный бак, простиравшийся на 2/3 корпуса, утратив наряду с этим 20-тонную башенноподобную металлическую мачту американского примера с наблюдательной рубкой и боевыми марсами. А от проекта дальневосточника все другое. Работа над проектом шла продолжительных два года.

Р.В. Хорошихин являлся приверженцем теории «продолжительно проектируем, скоро строим» и необходимы были вправду чрезвычайные события, дабы внести трансформации в уже подписанный проект либо заложенный корабль.

Важную дискуссию привёл к составу оружия. По окончании препираний и долгой переписки было решено принять два варианта оружия для дальневосточной канонерской лодки. Первый предусматривал установку 2?203-мм орудий и 4?87-мм.

Наряду с этим 8-дм. орудия для экономии веса вынуждены были расположить открыто, прикрыв лишь 25-мм щитами.

Второй вариант был более рациональный, он предусматривал установку 6?120-мм орудий, причем 4 из них были находятся в казематах. Помимо этого, морской министр настаивал на скорости не меньше 18 узлов, что выяснилось маловыполнимым. Наряду с этим лодка удлинилась до 78 м, а её водоизмещение возросло до 1700 тысячь киллограм.

По окончании маленького конкурса, в котором практически принимали участие Бергзундская верфь (Швеция), «Крейтон и сын», Або (Российская Федерация) и «Бурмейстер и Вайн» (Дания), выбор пал на шведский судостроительный завод, предложивший самые выгодные условия. Так, цена канонерской лодки без оружия составила 1246 тыс. шведских крон либо 688 тыс. рублей, время постройки составило бы 1 год. «Крейтон и сын» запросило 745 тыс. руб. за корабль, наряду с этим длительность постройки была выяснена в 1,5 года. «Бурмейстер и Вайн» готовься выстроить лодку также за 1 год, но наряду с этим запросил 795 тыс. рублей.

Для первых двух канонерских лодок, автомобили заказали в Англии у известной компании «Моделей, Сыновья и Фильд». В соответствии с договору компания обязалась выстроить 4 вертикальных паровых машины тройного расширения, мощностью по 1800 л.с. при естественной тяге, оснастив их 8 котлами адмиралтейского типа.

Во второй половине 90-ых годов XIX века были построены и прошли опробования первые две канонерские лодки, названные мифических существ – «Цербер» и «Минотавр». Оружие для них поставил «Обуховский» завод и РОМАЗ. КЛ «Минотавр» была вооружена 6?1?120-мм орудиями.

Крейсера III ранга «Пегас», «Феникс», «Сфинкс», «Минотавр», «Порт-Артурец»

Водоизмещение – 1680 тысячь киллограм. Размерения – 78,0?10,5?3,5 м. СУ – 2ПМ, 4ПК. Мощность – 3600 л.с. Скорость – 17,7 узлов. Дальность хода – 2400 миль на 10 узлах.

Запас горючего – 220 тысячь киллограм. Оружие: 6?1?120-мм, 6?1?63,5-мм, 4?1?7,62-мм пулемета, 1?457-мм НТА

«Цербер» имел оружие, складывающееся из 2?1?203-мм и 4?1?87-мм.

Крейсера III ранга «Цербер», «Грифон», «Тихоокеанец»

Водоизмещение – 1700 тысячь киллограм. Размерения – 78,0?10,5?3,5 м. СУ – 2ПМ, 4ПК. Мощность – 3600 л.с. Скорость – 17,5 узлов.

Дальность хода – 2400 миль на 10 узлах. Запас горючего – 220 тысячь киллограм. Оружие: 2?1?203-мм, 4?1?87-мм, 6?1?47-мм, 4?1?7,62-мм пулемета, 1?457-мм НТА

Водоизмещение «Минотавра» составляло 1680 тысячь киллограм, он продемонстрировал большую скорость 17,72 узла. Водоизмещение «Цербера» – 1720 тысячь киллограм, его скорость при опробованиях составила 17,53 узла. Результаты опробований были признаны успешными.

В том же году Бергзундская верфь взяла заказ еще на две канонерские лодки – «Циклоп» и «Василиск».

В один момент с заказом в Швецию, поступил заказ на вступивший в строй Новокронштадтский судостроительный завод. На нем были заложены «Пегас», «Сфинкс», «Грифон» и «Феникс». Цена каждой лодки составила 715 тыс. руб.

В Николаеве на «ОНЗиВ-Наваль», были заложены – «Каспиец» и «Черноморец», а по окончании вступления в строй Порт-Артурского судоремонтного завода морского министерства, на нем выстроили «Порт» и «Тихоокеанец-Артурец». Всего было выстроено 12 канонерских лодок «Дальневосточного типа». Но к началу боевых действий на Тихоокеанском ТВД, было всего 8 дальневосточных КЛ – «Пегас», «Сфинкс», «Феникс», «Грифон», «Минотавр», «Цербер», «Порт» и «Тихоокеанец-Артурец».

Из них 8-дм орудиями были вооружены – «Цербер», «Тихоокеанец» и «Грифон». Остальные 5 лодок несли оружие, складывающееся из 120-мм орудий.

Во второй половине 90-ых годов XIX века, в связи с начавшейся реформой, суда переклассифицировали в крейсера III ранга.

Крейсера III ранга «Минотавр», «Сивуч», «Цербер» и «Маньчжур» принимали участие в подавлении восстания ихэтуаней. Наряду с этим незначительные повреждения взяли «Цербер» и «Сивуч». Причем «Цербер» взял повреждения от столкновения с германской канонерской лодкой «Дракон».

4 (16) июля 1900 года крейсер «Цербер» принимал участие в деблокаде Инкоу, которую вели ихэтуани и отправленные из Пекина войска. Огнем собственных орудий «Цербер» сумел подавить пламя двух китайских батарей. Блокада была снята.

Войска, служащие КВЖД и подданные России вывезены из Инкоу.

В ходе долгой эксплуатации в условиях военных действий была распознана нехорошая защищенность лодок, но устранить её без ухудшения и значительного перегруза мореходных качеств не представлялось вероятным. Кое-какие нарекания приводили к котлам и автомобили Таганрогского механического завода Русско-Бельгийского Промышленного общества.

Но потом стало известно, что это не вина завода, а машины и котлы выходили из строя вследствии недостаточной подготовки машинных ненадлежащей эксплуатации и команд. В целом, в войне с Китаем канонерские лодки продемонстрировали себя как суда, талантливые решать очень широкий круг задач: они не только обстреливали войска противника и береговые укрепления, но и перевозили войска, и употреблялись для разведки.

В 1902 году все крейсера взяли маломощные (120 миль) радиотелеграфные станции производства Кронштадтской электромеханической мастерской Морского ведомства.

По состоянию на 26 января (8 февраля) 1904 года во Владивостоке пребывали крейсера III ранга «Грифон», «Феникс» и «Отважный». В Порт-Артуре – «Пегас», «Сфинкс», «Маньчжур», «Бобр», «Цербер», «Порт-Артурец», «Гремящий». Четыре крейсера находились в качестве стационаров: в Шанхае – «Тихоокеанец», в Чемульпо – «Кореец», в Инкоу – «Гиляк», в Циндао – «Минотавр». Пятый крейсер «Сивуч» был отправлен на разведку в Мозампо.

Перед самым началом войны из Чемульпо отозвали «Корейца» и «Варяга». Они успели уйти практически в последнюю 60 секунд. Хуже было нужно «Тихоокеанцу» в Шанхае, он был блокирован бронепалубными крейсерами «Такасаго» (5250 т, 2?203-мм, 10?120-мм) и «Кирисима» (4170 т, 8?152-мм).

Но его выручил отправленный на помощь броненосец «Выборг». Безвозвратно погиб крейсер «Сивуч». В Мозампо его блокировали крейсера «Касаги», «Имидзу» (5600 т, 2?203-мм, 10?120-мм) и «Хасидате» (4200 т, 1?320-мм, 11?120-мм). Перед превосходящими силами соперника было решено затопить крейсер.

Помощь подоспела через чур поздно.

Не смог сходу покинуть Инкоу крейсер «Гиляк», кроме того – он получил приказ Инкоу не покидать. Напротив, ему в помощь был отправлен благополучно вызволенный из Шанхая крейсер «Тихоокеанец». Они много раз отражали атаки японцев, не позволяя высаживать десанты. Но на протяжении первого захвата Инкоу японцами сложилась критическая обстановка. Начальники «Тихоокеанца» и «Гиляка» решили затопить крейсера на фарватере, дабы не допустить подкреплений к японцам.

Перед взрывом с оставшихся орудий сняли замки, заложили заряды в машинное отделение. Все прошло как запрещено удачно. Оба корабля надежно перегородили устье Ляохэ. Японцы были в ярости, все, что им оставалось, это подплыть к торчащим из воды остовам взорванных крейсеров и установить на них японский флаг.

Вызывающая большие сомнения честь.

Затопленный крейсер III ранга «Тихоокеанец»

Не повезло и «Минотавру», пребывавшему в Циндао с визитом вежливости. Немцы, опасаясь осложнений с японцами, интернировали и крейсер и команду. Но, и японцам, не обращая внимания на их настоятельные намеки, крейсер не достался.

По окончании войны он был возвращен России в полной исправности.

26 января (8 февраля) 1904 года больше всех не повезло крейсеру «Порт-Артурец»: капитан II ранга А.С. Кондратьев, неправильно оценив обстановку, постарался атаковать японский миноносец и в неразберихе и темноте взял торпеду, на долгое время выведшую его из строя. Он так до самого финиша не вышел из ремонта и при уходе флота из Порт-Артура был взорван.

27 января (9 февраля) 1904 года крейсера «Сфинкс», «Цербер» и «Гремящий» предотвратили попытку японцев захватить транспорты «Харбин» и «Маньчжурия». Самым полезным был груз «Харбина», доставившего в Порт-Артур» шесть 280-мм мортир и 21 152-мм гаубицу, и 18 наборов дальномерных постов, 46 радиотелеграфных стаций, 102 полевых телефона и более 5 тыс. метров телефонных проводов. Все капитаны судов, участвовавших в операции, были достойно награждены.

Уже с 28 января (10 февраля) командующий Тихоокеанским флотом С.О. Макаров устанавливает круглосуточную охрану Порт-Артура, в которой участвуют все предназначенные для этого суда, среди них и крейсера III ранга.

Крейсера III класса исправно несли работу. Так, крейсера «Бобр», «Маньчжур», «Сфинкс» и «Пегас» 7 (19) и 8 (20) февраля защищали минопостановочный караван, благодаря чему в Талиеванском близлежащих бухтах и заливе было выставлено 1557 мин, существенно усложнивших высадку японцев. Жертвой этих минных постановок стали японский бронепалубный крейсер «Сайен», две канонерские лодки, армейский транспорт «Косэй Мару» водоизмещением 7 тыс. тысячь киллограм с 1200 японскими воинами на борту, пара тральщиков и более небольших судов.

11 (23) февраля 1904 года крейсера совместно со всей эскадрой удачно отразили атаку японских брандеров.

Крейсера еще пара раз отражали атаки японских миноносцев. Сорвали две попытки японцев закупорить вход на рейд Порт-Артура брандерами.

3 (14) марта огнем с крейсера «Цербер» был очень сильно поврежден и, в итоге, затонул японский минный заградитель «Кориор Мару».

10 (21) марта стал тёмным днем для русского флота. Подорвался на японских минах броненосец «Александр III». Взял большие повреждения броненосец «Св. Илларион». Погибли броненосный крейсер «Аякс», крейсер II класса «Мечислав», крейсер III класса «Гремящий».

Затем С.О. Макаров приказал срочно организовать тралящий караван, охрана каравана была поручена крейсерам III класса. Очень обиженные таким развитием событий японцы организовали атаку легких сил на тралящий караван.

В следствии получасового боя японцы утратили шесть миноносцев. Российский флот утратил два тральных судна, взяли маленькие повреждения крейсер «крейсер» и Пегас III ранга «Успех» (570 т, 4?87-мм).

До мая 1904 года крейсера III ранга делали собственные прямые обязанности по разведке и охране, помимо этого на них были возложены функции по противодействию высадке японских десантов в Корее. На протяжении первого сражения в Желтом море С.О. Макаров забрал с собой крейсера «Пегас», «Сфинкс», «Цербер», «Кореец» и «Маньчжур».

Но, в самом сражении они практически не принимали участие.

По окончании сражения активность японцев заметно снизилась. Главные упрочнения они сосредоточили на высадке десантов в Корее и попытках блокады Порт-Артура.

10 (21) сентября 1902 года японцы взяли возможность обстрела гавани не только с моря, но и с суши.

На протяжении Второго сражения в Желтом море крейсерам III ранга была поставлена задача защищать транспорты. В следствии боя с японскими лёгкими крейсерами и канонерскими лодками важные повреждения взяли «Бобр», «Пегас». «Цербер» и «Кореец» отделались легкими повреждениями. По окончании второго сражения в Желтом море японцы уже не могли противодействовать русскому флоту.

В будущем крейсера принимали участие в блокаде Кореи. «Церберу» удалось пленить и привести во Владивосток транспорт «Хаятамо Мару» с батальоном японской пехоты и батареей легких гаубиц. Не повезло «Пегасу», он нарвался на прекрасно вооруженный армейский транспорт (вспомогательный крейсер) «Мисаго Мару» (6800 т, 6?152-мм). В следствии скоротечного боя он успел выпустить торпеду и повредить японский крейсер, но и сам взял критические повреждения.

В следствии команда сумела выкинуть поврежденный «Пегас» на берег. «Мисаго Мару» через некое время затонул сам. Остов «Пегаса» местные корейские рыбаки замечали впредь до конца 50-х годов.

Владивостокские крейсера III класса ничем особым похвастаться не могли. Как и все, они исправно несли работу. Защищали рейд Владивостока. Пожалуй, из этого перечня возможно исключить только «Грифон» под руководством лейтенанта Борисова 2-го. 22 апреля (1 мая) 1904 года он вступил в бой с отрядом японских миноносцев.

В следствии один японский миноносец был стёрт с лица земли, а второй очень сильно поврежден и потом затонул.

Последней операцией крейсеров стал срыв высадки японского десанта на Сахалин.

Перед ПМВ все оставшиеся в строю лодки – «Феникс», «Сфинкс», «Минотавр», «Цербер» и «Грифон» были покинуты на Дальнем Востоке и прошли модернизацию. Все оружие с них было снято, а вместо установлены 6 орудий калибра 127 мм: четыре в казематах и по одному на корме и носу. В следствии Гражданской войны на Дальнем Востоке погиб крейсер «Минотавр», а крейсер «Цербер» был уведен в Японию и стал канонерской лодкой «Хацутака».

«Феникс», «Грифон» и «Сфинкс», перешедшие на сторону Советской власти, переименовали в «Красный Дальневосточник», «Дальневосточный комсомолец» и «Волочаевский партизан». Перед ВМВ они прошли вторую важную модернизацию. Паровые машины заменили на дизели. А вместо 6?127-мм орудий установили две двухорудийные палубно-башенные установки со 127-мм орудиями.

Усилили зенитное оружие, установили противолодочное оборудование и РЛС. Наряду с этим ВИ увеличилось до 1820 тысячь киллограм, мало (до 18,5 узлов) подросла и скорость. Но, для собственного времени она уже была недостаточной.

Все три лодки принимали участие в отражении японской агрессии на Дальнем Востоке. На счету «Волочаевского партизана» числилась одна стёртая с лица земли японская подлодка. И на все три крейсера числились 4 сбитых японских самолета.

Работа крейсеров длилась впредь до конца 60-х годов, в то время, когда совсем стало ясно, что как боевая единица они не несут никакой ценности. «Охотск» бывший «Дальневосточный комсомолец», был перевоплощён учебное судно. Остальные суда – «Уссурийск» и «Благовещенск» стали на вечный прикол во Владивостоке в качестве плавучих казарм.

Как постоянно жду Ваших замечаний, уточнений, комментариев и дополнений.

Продолжение направляться??? Возможно :))))))))

Фрегат «Адмирал Горшков» новый корабль ВМФ России

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: