Мы наш, мы новый, флот построим… часть xvi. плавучий порт адмирала макарова. продолжение ч.4. белые слоны россии.

      Комментарии к записи Мы наш, мы новый, флот построим… часть xvi. плавучий порт адмирала макарова. продолжение ч.4. белые слоны россии. отключены

Глубокоуважаемые сотрудники,

Прошу прощения, что продолжительно не выкладывал продолжение «Мы отечественный, мы новый, флот выстроим», но был занят одной превосходной картой. Больше месяца приводил её к нужному мне, состоянию. Наконец этот, труд окончен, и разрешите мне снова «помучить» Вас другим флотом русско-японской войны.

Это последняя, 4 часть, из подцикла «Плавучий порт адмирала Макарова». Следующие части я посвящу совсем вторым судам. Приятного чтения.

Главными игроками на русском рынке морских, товарно-пассажирских перевозок, в начале 20 века являлись: Добровольный флот (Доброфлот), торговли и Русское общество пароходства (РОПиТ), Русское Восточно-Азиатское общество (Русазиатик), Общество железных дорог и морских перевозок «Русский Север» (ОЖДиМП «Русский Север» либо легко ОЖДиМП), Русско-американское торговое общество (РАТО). Последнее было создано только для перевозки оборудования и станков закупаемых в Соединенных Штатах для 3-х новых судостроительных верфей во Владивостоке и Порт-Артуре. Но потом РАТО стала в полной мере себе независимым игроком, с уверенностью соперничающим с Доброфлотом и Русазиатик.

Изначально РАТО ограничивалась маленькими 5-7 тыс. тысячь киллограм товаро-пассажирскими пароходами. История приобретения РАТО, собственного первого лайнера «Иртыша», началась в первой половине 90-ых годов девятнадцатого века, в то время, когда узнаваемый американский промышленник, финансист и железнодорожный магнат У.Филдс, решил заняться еще и морскими перевозками. В текущем году было заложен лайнер «Латиния». Водоизмещение 13 тыс. тысячь киллограм.

Нужная нагрузка 3550 тысячь киллограм. Пассажировместимость составила – 90 пассажиров I класса, 440 пассажиров II пассажиров и 1720 класса III класса. Лайнер сошел со стапелей в 1895 году.

Но У.Филдс не имел к нему, уже никакого отношения. К этому времени он разорился из-за нескольких спекулятивных ЖД концессий. Новые обладатели забрали лайнер за долги и поставили на линию Буэнос-Айрес – Гавана – Нью-Йорк, как изначально и планировал делать Филдс.

Увы, рейсы из-за высокой конкуренции, приносили только одни убытки. Выручил пожар, произошедший в1897 году в строении Федерального иммиграционного центра на острове Эллис (США). Руководство США выкупило «Латинию» и поставив её на прикол, перевоплотило во временную карантинную гостиницу для прибывающих иммигрантов.

В 1901 году новый иммиграционный центр был выстроен. Корабль решено было реализовать, но за 4 года, от прошлого шикарного лайнера фактически ничего не осталось. Иммигранты изрядно его загадили. Цена за «Латинию» упали до 800 тыс. долларов. Подсуетившееся управление РАТО, выкупило лайнер. Отремонтированный корабль стал называться «Иртыш» и поднялся на линию Сан-Франциско – Владивосток – Шанхай. Но, справедливости для необходимо подчеркнуть, что не каждый рейс «Иртыша» приносил прибыль.

И часть затрат брала на себя русская казна в виде помильных субсидий. На случай войны с РАТО был заключен отдельный контракт на мобилизацию корабля.

Войсковой транспорт «Иртыш»

Мы наш, мы новый, флот построим… часть xvi. плавучий порт адмирала макарова. продолжение ч.4. белые слоны россии.

Водоизмещение – 13400 тысячь киллограм. Размерения – 162,5х17,5х8,7 м. СУ – 2ПМ, 12ПК. Мощность — 18500 л.с. Скорость – 20,8 узлов. Дальность хода – 8000 миль на 10 узлах.

Запас горючего – 2220 тысячь киллограм угля.

В 1902 году адмиралтейство выкупило лайнер «Иртыш», за 1 млн. руб. и послало его в Севастополь. В том месте «Иртыш» переоборудовали под плавучий госпиталь для Порт-Артурской эскадры. Специально для «Иртыша» во Франции, было закуплено 4 набора рентгеновских аппаратов, наборы для 6 операционных.

Благодаря Красному частным и Кресту пожертвованиям было куплено много лекарств. Еще одним новшеством был монтаж двух кислородных аппаратов для заполнения кислородных подушек. «Иртыш» имел возможность принять на борт до 160 раненых офицеров и до 580 нижних чинов. Обслуживали госпиталь 103 человека медицинского персонала.

В первый раз на «Иртыше» установили особые люльки для подъема тяжелораненых, которых не рекомендовалась поднимать по трапам. Двери для удобства транспортировки раненых были расширены, а переборки между каютами III класса убраны. Это было первоклассно оборудованный медицинский корабль.

«Иртыш» в окраске госпитального судна

В 1900 году ОЖДиМП, в первый раз решило организовать рейсы из России в Америку по северному маршруту, Архангельск – Екатерининская гавань — Ливерпуль – Галифакс – Нью-Йорк. Для этого верфи «Вулкан» (Штеттин), по поменянному проекту лайнера «Шпрее». был заказан товарно-пассажирский пароход «Енисей». Часть денег на постройку судна внесла русская казна, поскольку морское ведомство желало видеть «Енисей» в качестве запасного крейсера. Управление ОЖДиМП этому не мешало.

В 1901 году состоялись сдаточные опробования «Енисея». При мощности автомобилей – 19500 л.с., пароход развил скорость в 22 узла. Но ОЖДиМП просчитался. В случае если рейс в Соединенных Штатах еще как-то заполнялся товарами и пассажирами, то обратно «Енисей» возвращался фактически безлюдным.

В целом линия была убыточной, исходя из этого совет директоров «ОЖДиМП, был несказанно рад, в то время, когда морское министерство в 1903 году сняло в аренду «Енисей» практически на год и послало его на Дальний Восток. Пожалуй, это был самый страшный рейс «Енисея».

Среди множества армейских грузов перебрасываемых во Владивосток, глубоко в трюме, разобранные на пара частей и шепетильно упакованные пребывали 6 подводных лодок типа О – «Окунь» (ВИ-152 т.) ПЛ типа «Окунь» предназначались для Порт-Артура, где их не было совсем. Вместе с 4 ПЛ, уже находящимися во Владивостоке, отряд подводных лодок, должен был увеличиться до 10 единиц.

Помимо этого в трюме «Енисея» пребывали, оборудование и двигатели для 4-х совсем новых, лишь, что строящихся в Порт-Владивостоке и Артуре, подводных лодок типа У – «Угорь», с в два раза громадным водоизмещением, чем у «Окуня». Был еще один, полностью мирный, но очень важный и необходимый груз, для Порт-Артура — насосы и оборудование для новых, опреснительной и насосной станций. В Порт-Артуре «Енисей» зачислили в строй, как вспомогательный крейсер, перевооружили на 120-мм. орудия и подняли на нем, Андреевский флаг.

Вспомогательные крейсера «Урал» и «Енисей»

Водоизмещение – 10500 тысячь киллограм. Размерения – 167,5х15,8х8,5 м. СУ – 2ПМ, 10ПК. Мощность — 19500 л.с. Скорость – 22,8 узла. Дальность хода – 11200 миль на 12 узлах. Запас горючего – 2400 тысячь киллограм угля и дополнительно 1500 тысячь киллограм в «эмигрантском» трюме. Оружие – 6х1х120-мм. 8х1х63,5-мм.

2х1х457-мм.

У «Енисея» был полный брат-близнец, систершип «Урал». Доброфлот, заказал его на той же верфи, что ОЖДиМП. Спущен он был в 1902 году и фактически сразу же, по окончании сдаточных опробований, ушел во Владивосток. Будущее предназначила его в качестве плавучего госпиталя для Владивостокской эскадры. На «Урале» установили 2 рентгеновских аппарата, 4 операционные, карантинный лазарет, 90 коек для коек и 650 офицеров для нижних чинов.

Для удобства транспортировки раненых внутренние помещения существенно реконструировали.

«Урал» в окраске госпитального судна.

В первой половине 90-ых годов XIX века, Госсовет, продлил субсидии Доброфлоту еще на 10 лет с условием выстроить четыре парохода крейсера и два грузовых парохода. В 1895 Морское ведомство забрало в качестве учебного судна «Прут», пароход «Москва-II». Управление Доброфлота посовещавшись решило выстроить четыре новых корабля в Англии. С 1896 по 1900 год, были выстроены «Херсон», «Москва-III», «Чернигов» и «Смоленск».

Новые суда строились по существенно улучшенному проекту «Москвы-II». Если сравнивать с «Москвою-II» суда увеличились в размерах, их остойчивость улучшилась. На судах установили силовые установки Таганрогского механического завода Русско-Бельгийского промышленного общества. Количество дымовых труб увеличилось до трех.

На судах отказались от третьей мачты и парусного вооружения, покинув лишь две. «Смоленск» и «Херсон» заказали на верфи «Хозон, Лесли и К°», а «Москву-III» и «Чернигов» на «Клайдбэнк инжиниринг энд шипбилдинг и К°» в Шотландии. За любой пароход было заплачено около 2 112 000 руб. Суда имели возможность принимать на борт 24 пассажира I класса, 74 пассажира II пассажиров и 1450 класса III класса и безклассных пассажиров.

В трюме помещалось до 3250 тысячь киллограм груза. До 1900 года все суда вступили в строй, продемонстрировав на опробованиях скорость от 21,2 до 21,8 узла.

В 1903 году Морское ведомство выкупило «Москву-III» и «Чернигов», за 3,75 млн. руб. и переоборудовало их в вооруженные транспорты. При приобретения транспорты взяли имена «Обь» и «Ангара».

Вооруженные транспорты «Обь» и «Ангара»

Водоизмещение – 12100 тысячь киллограм. Размерения – 147,5х17,8х7,5 м. СУ – 2ПМ, 30ПК. Мощность — 21000 л.с. Скорость – 21,5 узла.

Дальность хода – 6500 миль на 12 узлах. Запас горючего – 1700 тысячь киллограм угля и дополнительно 900 тысячь киллограм в трюме. Оружие – 6х120-мм.

6х87-мм. 6х47-мм., 2х1х457-мм.

У всех судов сведенных в Порт-Владивостоке и Артуре, были разные, но занимательные судьбы. «Иртыш» ушел на протяжении эвакуации Порт-Артура, в составе транспортного конвоя. На протяжении известного боя он принимал раненых матросов с русских судов. Также на нем разместили более чем 1200 раненых защитников Порт-Артура.

Вместе с эскадрой он благополучно прибыл во Владивосток. По окончании русско-японской войны, «Иртыш» выкупило «Русазатик». В канун ПМВ, его перевели на Балтику и переделали в гидроавианосец.

В этом качестве «Иртыш» принимал участие в нескольких операциях. В сентябре 1916 года он был торпедирован германской подлодкой и затонул.

«Енисей» был послан в крейсирование. Но ему, практически сходу, не повезло. При попытке покинуть Порт-Артур он был увиден японским крейсером «Токива». Начальник «Енисея» А.С. Шелигин, отдал приказ отступать к Порт-Артуру. На протяжении преследования «Енисей» взял пара повреждений и должен был стать на ремонт.

Вместе с транспортным конвоем «Енисей» покинул Порт-Артур. По окончании русско-японской войны, в ввиду нехорошего состояния корабля его решено было реализовать. Клиентами стали японцы!

Выкупив «Енисей» они переделали его в рыбоконсервный завод. Судьба бывшего «Енисея» не известна.

Госпиталь «Урал» по окончании войны оставили в составе Тихоокеанской эскадры. В качестве плавучего военного госпиталя он служил впредь до ПМВ. Перед самой войной его переделали в гидроавианосец.

В этом качестве он прослужил всю Первую мировую. По окончании революции «Урал» как водиться переделали в «Красный Урал». К качестве плавучей, учебно-тренировочной базы гидроавиации он прослужил впредь до середины 30-х годов.

Позже из-за нехорошего состояния «Красный Урал» послали на слом.

«Обь» была переделана в вооруженный войсковой транспорт, Принимала участие в высадке отечественных армий на Сахалине. Выкуплена «Русазиатик». Делала регулярные рейсы Владивосток-Шанхай-Нагасаки. На протяжении ПМВ служила на Балтике, в качестве подвижной подводных лодок и базы эсминцев. В 1918 году была переименована в «Кронштадтский коммунист», но по окончании Кронштадтского мятежа, ей было возвращено прошлое имя «Обь».

Опять переделана в товаропассажирский пароход, совершала рейсы Ленинград-Гамбург. В ВОВ снова переоборудована в базу подводных лодок. Динамо-машины «Оби» на протяжении блокады снабжали ленинградцев электричеством. В качестве войскового транспорта «Обь» принимала участие в десантной операции в Прибалтике. По возвращении к себе подорвалась на мине.

Команда «Оби» сумела довести корабль до Новокроштадтского судостроительного завода. Особая рабочая группа обследовав судно признала его негодным к предстоящей эксплуатации. Сдана на слом во второй половине 40-ых годов XX века.

«Ангару» изначально предполагалось применять как вооруженный войсковой транспорт. Но, её практически сразу же было нужно разоружить, послав артиллерию на сухопутный фронт. В качестве невооруженного войскового транспорта, она все время простояла в Порт-Артуре. В октябре в неё попало два крупнокалиберных японских боеприпаса. Ремонт полностью произвести не удалось. В составе транспортного конвоя «Ангару» было нужно брать на буксир.

Во Владивосток она прибыла в очень нехорошем состоянии с частично затопленными трюмами. Из-за недостатка ремонтных мощностей, ремонт «Ангары» был отложен на окончание войны. По окончании русско-японской войны Морское ведомство пробовало реализовать поврежденный корабль, требующий важного ремонта, но клиентов на «Ангару» так и не нашлось.

Денег на ремонт корабля не было. В 1908 году, по окончании демонтажа котлов и машин, было решено разобрать «Ангару» на металлолом.

Как постоянно жду Ваших замечаний, уточнений, комментариев и предложений.

ПРОДОЛЖЕНИЕ, несмотря ни на, что все-таки направляться :)))))))))))

Оксана Акиньшина Песня про белого слона

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: