Глубокоуважаемые сотрудники,
Прошу прощения, что продолжительно не выкладывал продолжение «Мы отечественный, мы новый, флот выстроим», но был занят одной превосходной картой. Больше месяца приводил её к нужному мне, состоянию. Наконец этот, труд окончен, и разрешите мне снова «помучить» Вас другим флотом русско-японской войны.
Это последняя, 4 часть, из подцикла «Плавучий порт адмирала Макарова». Следующие части я посвящу совсем вторым судам. Приятного чтения.
Главными игроками на русском рынке морских, товарно-пассажирских перевозок, в начале 20 века являлись: Добровольный флот (Доброфлот), торговли и Русское общество пароходства (РОПиТ), Русское Восточно-Азиатское общество (Русазиатик), Общество железных дорог и морских перевозок «Русский Север» (ОЖДиМП «Русский Север» либо легко ОЖДиМП), Русско-американское торговое общество (РАТО). Последнее было создано только для перевозки оборудования и станков закупаемых в Соединенных Штатах для 3-х новых судостроительных верфей во Владивостоке и Порт-Артуре. Но потом РАТО стала в полной мере себе независимым игроком, с уверенностью соперничающим с Доброфлотом и Русазиатик.
Изначально РАТО ограничивалась маленькими 5-7 тыс. тысячь киллограм товаро-пассажирскими пароходами. История приобретения РАТО, собственного первого лайнера «Иртыша», началась в первой половине 90-ых годов девятнадцатого века, в то время, когда узнаваемый американский промышленник, финансист и железнодорожный магнат У.Филдс, решил заняться еще и морскими перевозками. В текущем году было заложен лайнер «Латиния». Водоизмещение 13 тыс. тысячь киллограм.
Нужная нагрузка 3550 тысячь киллограм. Пассажировместимость составила – 90 пассажиров I класса, 440 пассажиров II пассажиров и 1720 класса III класса. Лайнер сошел со стапелей в 1895 году.
Но У.Филдс не имел к нему, уже никакого отношения. К этому времени он разорился из-за нескольких спекулятивных ЖД концессий. Новые обладатели забрали лайнер за долги и поставили на линию Буэнос-Айрес – Гавана – Нью-Йорк, как изначально и планировал делать Филдс.
Увы, рейсы из-за высокой конкуренции, приносили только одни убытки. Выручил пожар, произошедший в1897 году в строении Федерального иммиграционного центра на острове Эллис (США). Руководство США выкупило «Латинию» и поставив её на прикол, перевоплотило во временную карантинную гостиницу для прибывающих иммигрантов.
В 1901 году новый иммиграционный центр был выстроен. Корабль решено было реализовать, но за 4 года, от прошлого шикарного лайнера фактически ничего не осталось. Иммигранты изрядно его загадили. Цена за «Латинию» упали до 800 тыс. долларов. Подсуетившееся управление РАТО, выкупило лайнер. Отремонтированный корабль стал называться «Иртыш» и поднялся на линию Сан-Франциско – Владивосток – Шанхай. Но, справедливости для необходимо подчеркнуть, что не каждый рейс «Иртыша» приносил прибыль.
И часть затрат брала на себя русская казна в виде помильных субсидий. На случай войны с РАТО был заключен отдельный контракт на мобилизацию корабля.
Войсковой транспорт «Иртыш»
Водоизмещение – 13400 тысячь киллограм. Размерения – 162,5х17,5х8,7 м. СУ – 2ПМ, 12ПК. Мощность — 18500 л.с. Скорость – 20,8 узлов. Дальность хода – 8000 миль на 10 узлах.
Запас горючего – 2220 тысячь киллограм угля.
В 1902 году адмиралтейство выкупило лайнер «Иртыш», за 1 млн. руб. и послало его в Севастополь. В том месте «Иртыш» переоборудовали под плавучий госпиталь для Порт-Артурской эскадры. Специально для «Иртыша» во Франции, было закуплено 4 набора рентгеновских аппаратов, наборы для 6 операционных.
Благодаря Красному частным и Кресту пожертвованиям было куплено много лекарств. Еще одним новшеством был монтаж двух кислородных аппаратов для заполнения кислородных подушек. «Иртыш» имел возможность принять на борт до 160 раненых офицеров и до 580 нижних чинов. Обслуживали госпиталь 103 человека медицинского персонала.
В первый раз на «Иртыше» установили особые люльки для подъема тяжелораненых, которых не рекомендовалась поднимать по трапам. Двери для удобства транспортировки раненых были расширены, а переборки между каютами III класса убраны. Это было первоклассно оборудованный медицинский корабль.
«Иртыш» в окраске госпитального судна
В 1900 году ОЖДиМП, в первый раз решило организовать рейсы из России в Америку по северному маршруту, Архангельск – Екатерининская гавань — Ливерпуль – Галифакс – Нью-Йорк. Для этого верфи «Вулкан» (Штеттин), по поменянному проекту лайнера «Шпрее». был заказан товарно-пассажирский пароход «Енисей». Часть денег на постройку судна внесла русская казна, поскольку морское ведомство желало видеть «Енисей» в качестве запасного крейсера. Управление ОЖДиМП этому не мешало.
В 1901 году состоялись сдаточные опробования «Енисея». При мощности автомобилей – 19500 л.с., пароход развил скорость в 22 узла. Но ОЖДиМП просчитался. В случае если рейс в Соединенных Штатах еще как-то заполнялся товарами и пассажирами, то обратно «Енисей» возвращался фактически безлюдным.
В целом линия была убыточной, исходя из этого совет директоров «ОЖДиМП, был несказанно рад, в то время, когда морское министерство в 1903 году сняло в аренду «Енисей» практически на год и послало его на Дальний Восток. Пожалуй, это был самый страшный рейс «Енисея».
Среди множества армейских грузов перебрасываемых во Владивосток, глубоко в трюме, разобранные на пара частей и шепетильно упакованные пребывали 6 подводных лодок типа О – «Окунь» (ВИ-152 т.) ПЛ типа «Окунь» предназначались для Порт-Артура, где их не было совсем. Вместе с 4 ПЛ, уже находящимися во Владивостоке, отряд подводных лодок, должен был увеличиться до 10 единиц.
Помимо этого в трюме «Енисея» пребывали, оборудование и двигатели для 4-х совсем новых, лишь, что строящихся в Порт-Владивостоке и Артуре, подводных лодок типа У – «Угорь», с в два раза громадным водоизмещением, чем у «Окуня». Был еще один, полностью мирный, но очень важный и необходимый груз, для Порт-Артура — насосы и оборудование для новых, опреснительной и насосной станций. В Порт-Артуре «Енисей» зачислили в строй, как вспомогательный крейсер, перевооружили на 120-мм. орудия и подняли на нем, Андреевский флаг.
Вспомогательные крейсера «Урал» и «Енисей»
Водоизмещение – 10500 тысячь киллограм. Размерения – 167,5х15,8х8,5 м. СУ – 2ПМ, 10ПК. Мощность — 19500 л.с. Скорость – 22,8 узла. Дальность хода – 11200 миль на 12 узлах. Запас горючего – 2400 тысячь киллограм угля и дополнительно 1500 тысячь киллограм в «эмигрантском» трюме. Оружие – 6х1х120-мм. 8х1х63,5-мм.
2х1х457-мм.
У «Енисея» был полный брат-близнец, систершип «Урал». Доброфлот, заказал его на той же верфи, что ОЖДиМП. Спущен он был в 1902 году и фактически сразу же, по окончании сдаточных опробований, ушел во Владивосток. Будущее предназначила его в качестве плавучего госпиталя для Владивостокской эскадры. На «Урале» установили 2 рентгеновских аппарата, 4 операционные, карантинный лазарет, 90 коек для коек и 650 офицеров для нижних чинов.
Для удобства транспортировки раненых внутренние помещения существенно реконструировали.
«Урал» в окраске госпитального судна.
В первой половине 90-ых годов XIX века, Госсовет, продлил субсидии Доброфлоту еще на 10 лет с условием выстроить четыре парохода крейсера и два грузовых парохода. В 1895 Морское ведомство забрало в качестве учебного судна «Прут», пароход «Москва-II». Управление Доброфлота посовещавшись решило выстроить четыре новых корабля в Англии. С 1896 по 1900 год, были выстроены «Херсон», «Москва-III», «Чернигов» и «Смоленск».
Новые суда строились по существенно улучшенному проекту «Москвы-II». Если сравнивать с «Москвою-II» суда увеличились в размерах, их остойчивость улучшилась. На судах установили силовые установки Таганрогского механического завода Русско-Бельгийского промышленного общества. Количество дымовых труб увеличилось до трех.
На судах отказались от третьей мачты и парусного вооружения, покинув лишь две. «Смоленск» и «Херсон» заказали на верфи «Хозон, Лесли и К°», а «Москву-III» и «Чернигов» на «Клайдбэнк инжиниринг энд шипбилдинг и К°» в Шотландии. За любой пароход было заплачено около 2 112 000 руб. Суда имели возможность принимать на борт 24 пассажира I класса, 74 пассажира II пассажиров и 1450 класса III класса и безклассных пассажиров.
В трюме помещалось до 3250 тысячь киллограм груза. До 1900 года все суда вступили в строй, продемонстрировав на опробованиях скорость от 21,2 до 21,8 узла.
В 1903 году Морское ведомство выкупило «Москву-III» и «Чернигов», за 3,75 млн. руб. и переоборудовало их в вооруженные транспорты. При приобретения транспорты взяли имена «Обь» и «Ангара».
Вооруженные транспорты «Обь» и «Ангара»
Водоизмещение – 12100 тысячь киллограм. Размерения – 147,5х17,8х7,5 м. СУ – 2ПМ, 30ПК. Мощность — 21000 л.с. Скорость – 21,5 узла.
Дальность хода – 6500 миль на 12 узлах. Запас горючего – 1700 тысячь киллограм угля и дополнительно 900 тысячь киллограм в трюме. Оружие – 6х120-мм.
6х87-мм. 6х47-мм., 2х1х457-мм.
У всех судов сведенных в Порт-Владивостоке и Артуре, были разные, но занимательные судьбы. «Иртыш» ушел на протяжении эвакуации Порт-Артура, в составе транспортного конвоя. На протяжении известного боя он принимал раненых матросов с русских судов. Также на нем разместили более чем 1200 раненых защитников Порт-Артура.
Вместе с эскадрой он благополучно прибыл во Владивосток. По окончании русско-японской войны, «Иртыш» выкупило «Русазатик». В канун ПМВ, его перевели на Балтику и переделали в гидроавианосец.
В этом качестве «Иртыш» принимал участие в нескольких операциях. В сентябре 1916 года он был торпедирован германской подлодкой и затонул.
«Енисей» был послан в крейсирование. Но ему, практически сходу, не повезло. При попытке покинуть Порт-Артур он был увиден японским крейсером «Токива». Начальник «Енисея» А.С. Шелигин, отдал приказ отступать к Порт-Артуру. На протяжении преследования «Енисей» взял пара повреждений и должен был стать на ремонт.
Вместе с транспортным конвоем «Енисей» покинул Порт-Артур. По окончании русско-японской войны, в ввиду нехорошего состояния корабля его решено было реализовать. Клиентами стали японцы!
Выкупив «Енисей» они переделали его в рыбоконсервный завод. Судьба бывшего «Енисея» не известна.
Госпиталь «Урал» по окончании войны оставили в составе Тихоокеанской эскадры. В качестве плавучего военного госпиталя он служил впредь до ПМВ. Перед самой войной его переделали в гидроавианосец.
В этом качестве он прослужил всю Первую мировую. По окончании революции «Урал» как водиться переделали в «Красный Урал». К качестве плавучей, учебно-тренировочной базы гидроавиации он прослужил впредь до середины 30-х годов.
Позже из-за нехорошего состояния «Красный Урал» послали на слом.
«Обь» была переделана в вооруженный войсковой транспорт, Принимала участие в высадке отечественных армий на Сахалине. Выкуплена «Русазиатик». Делала регулярные рейсы Владивосток-Шанхай-Нагасаки. На протяжении ПМВ служила на Балтике, в качестве подвижной подводных лодок и базы эсминцев. В 1918 году была переименована в «Кронштадтский коммунист», но по окончании Кронштадтского мятежа, ей было возвращено прошлое имя «Обь».
Опять переделана в товаропассажирский пароход, совершала рейсы Ленинград-Гамбург. В ВОВ снова переоборудована в базу подводных лодок. Динамо-машины «Оби» на протяжении блокады снабжали ленинградцев электричеством. В качестве войскового транспорта «Обь» принимала участие в десантной операции в Прибалтике. По возвращении к себе подорвалась на мине.
Команда «Оби» сумела довести корабль до Новокроштадтского судостроительного завода. Особая рабочая группа обследовав судно признала его негодным к предстоящей эксплуатации. Сдана на слом во второй половине 40-ых годов XX века.
«Ангару» изначально предполагалось применять как вооруженный войсковой транспорт. Но, её практически сразу же было нужно разоружить, послав артиллерию на сухопутный фронт. В качестве невооруженного войскового транспорта, она все время простояла в Порт-Артуре. В октябре в неё попало два крупнокалиберных японских боеприпаса. Ремонт полностью произвести не удалось. В составе транспортного конвоя «Ангару» было нужно брать на буксир.
Во Владивосток она прибыла в очень нехорошем состоянии с частично затопленными трюмами. Из-за недостатка ремонтных мощностей, ремонт «Ангары» был отложен на окончание войны. По окончании русско-японской войны Морское ведомство пробовало реализовать поврежденный корабль, требующий важного ремонта, но клиентов на «Ангару» так и не нашлось.
Денег на ремонт корабля не было. В 1908 году, по окончании демонтажа котлов и машин, было решено разобрать «Ангару» на металлолом.
Как постоянно жду Ваших замечаний, уточнений, комментариев и предложений.
ПРОДОЛЖЕНИЕ, несмотря ни на, что все-таки направляться :)))))))))))
Оксана Акиньшина Песня про белого слона
Увлекательные записи:
- Опытный истребитель a.e.g. d.i. германия
- Крейсера i ранга типа богатырь (фан)
- Окно в будущее. вокруг света за три часа
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Мы наш, мы новый, флот построим… часть xvi. плавучий порт адмирала макарова
Глубокоуважаемые сотрудники, данный пост появился благодаря идее глубокоуважаемого его материала и коллеги СЕЖ «Плавучие базы Макарова» от 31.01.2011…
-
Мы наш, мы новый, флот построим… часть xvii. водим словно за руку мощные суда…
Глубокоуважаемые сотрудники, выкладываю очередную «мирную» серию судов другой русско-японской войны. В этом случае обращение отправится о буксирах, малых…
-
Выкладываю материал по сторожевым судам, т.е. тьфу крейсерам III класса :)))))))))) по моему же циклу статей «Мы отечественный, мы новый, флот выстроим»….
-
Мы наш, мы новый, флот построим… часть xv. макаров с отрядом дозорных, обходит владенья свои…
Глубокоуважаемые сотрудники, выкладываю следующую часть «Мы отечественный, мы новый, флот выстроим». В этом случае она посвящена сторожевым судам, не…
-
Мы наш, мы новый, флот построим… часть xvi. плавучий порт адмирала макарова. продолжение. ч.3
Глубокоуважаемые сотрудники, выкладываю материалы по циклу «Мы отечественный, мы новый, флот выстроим» — «Плавучий порт адмирала Макарова». В данной…
-
Мы наш, мы новый, флот построим… часть xviii. уж послали, так послали…
Глубокоуважаемые сотрудники, наконец, то долгожданное начало выкладки кораблей ВМФ. Но, очень боевыми их назвать запрещено. Ну, уж об этом, делать выводы…