Мы наш, мы новый, флот построим… часть iv. маленькие, но очень опасные.

      Комментарии к записи Мы наш, мы новый, флот построим… часть iv. маленькие, но очень опасные. отключены

Глубокоуважаемые сотрудники, прошу прощения за то, что столь продолжительно не выкладывал продолжение «Мы отечественный, мы новый флот выстроим». Сообщу сходу – работа над ним шла тяжело. Материала было большое количество, статья расползалась до немыслимых размеров. Пара раз резал, позже показалось, что через чур много.

Переделывал миноносцы раза четыре. В общем, что оказалось – делать выводы Вам.

машиностроения и Бурное развитие металлургии стали причиной появлению кратковременного артиллерийского «тупика», позванного временным преобладанием брони над морской артиллерией. Минные катера и показавшиеся после этого миноноски и миноносцы считались достаточно недорогим и действенным оружием, талантливым компенсировать несовершенство оружия судов 60-70-х годов XIX века. Но с возникновением самодвижущейся мины Уайтхеда, началась настоящая «минная лихорадка».

В Российской Федерации, самые многочисленными (45 шт.) были миноносцы типа «Дракон»: 28,3 тысячь киллограм, 21,8?2,7?1,0(1,7) м, 1ПМ ВДР, 1ПК, 220 л.с., 16 уз., 1?1?381-мм ТА, 200 миль на 10 уз., 7 чел., выстроенные в 1887-1888 годах. Возглавивший Морское министерство во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века Николай Матвеевич Чихачев также не остался в стороне от строительства миноносцев. В 1889-1892 годах были выстроены миноносцы типа улучшенный «Дракон», общим количеством 65 шт.

Это был очень проработанный миноносец, на котором отработали все достижения того времени. Миноносец нес две паровые машины тройного расширения, компаний Ярроу и Шихау, простые, качественные и экономичные водотрубные котлы. На миноносцах предусматривалось нефтяное отопление, два торпедных аппарата (встроенный носовой и кормовой поворотный).

Корпуса будущих миноносцев строили только из стали.

Мы наш, мы новый, флот построим... часть iv. маленькие, но очень опасные.

Водоизмещение – 45,2 тысячь киллограм. Размерения – 33,5?3,0?1,5 м. СУ – 2 ПМ ВТР, 2 ПК. Мощность – 400 л.с. Скорость – 17,8 узлов.

Дальность хода – 400 миль на 10 узлах. Запас тонн – 5 тонн нефти и 5 топлива угля. Оружие: 2?1?47-мм, 1?7,62-мм пулемет, 1?381-мм ПТА и 1?381-мм НТА

С 1890 по 1896 год Россией были куплены 8 миноносцев типа «Авангард» (Франция), в русском варианте взявшим наименование «Пернов», в будущем номерные миноносцы: 130,0 тысячь киллограм, 44,2?4,5?х2,4 м, 2ПМ ВТР, 2ПК, 2000 л.с., 25,4 уз., 2?1?37-мм, 3?1?381-мм, 550 миль на 10 узлах, 22 человека. На момент создания, это были очень передовые миноносцы, но к концу 19 века они заметно устарели. Остро появился вопрос о замене устаревших миноносцев на более современные.

Во второй половине 90-ых годов XIX века была создана авторитетная рабочая группа по выработке главных концепций миноносного флота России. Возглавил рабочую группу глава МТК – Ф.В. Дубасов, глава ГУКиС – З.П. Рожественский, деятельное участие в комиссии принял адмирал С.О. Макаров. Также в рабочую группу были привлечены: заведующий военно-морским ученым отделом ГМШ капитан 1 ранга А.М. Доможиров, корабельный инженер Николаевского порта К.П. Боклевский.

Удалось заинтересовать и молодых инженеров кораблестроителей М.В. Донца, А.П. Кутайсова, инженер-механика Ф.А.

Брикса, лейтенанта В.В. Линдестрема.

Наиболее значимым из выводов рабочей группы стало осознание потребности в собственной миноносной отрасли. И в первую очередь развитие собственного производства паровых котлов и машин, и развитие производства торпедного оружия. В этом направлении была проделана огромная работа.

В конце XIX века котлы миноносного типа по лицензиям Ярроу, Бабкок-Вилькокс, Шихау, Вулкан, Норманна и др. производили такие фабрики, как Брянский рельсопрокатный и механический завод, Путиловский завод, Франко-Русский завод, Русско-Балтийский судостроительный и механический завод, Гельсингфорский машиностроительный и механический завод, судостроительный завод «Общества Николаевских верфей и заводов» (ОНЗиВ) – «Наваль», Таганрогский котельно-механический завод Русско-Бельгийского общества, Харьковский паровозостроительный завод РПиМО, Иркутский паровозостроительный завод Русско-Американского торгового общества.и еще последовательность менее известных фирм.

Таганрогский котельно-механический завод Русско-Бельгийского общества

Артиллерийские орудия производили Путиловский завод, Обуховский завод, завод Барановского, Пермский завод. Выпуск торпедных аппаратов и торпед был налажен на заводе Лесснера, заводе Барановского, Путиловском заводе, Обуховском заводе, и Владивостокских и Иркутских минно-артиллерийских мастерских.

Минная мастерская на заводе Барановского, 1907 год

Минно-артиллерийские мастерские в г. Иркутске

Рабочей группой были выработаны три главных концепции миноносцев для русского флота:

– Миноносцы прибрежного действия либо миноносцы береговой обороны (недорогие, не сильный, но скоростные и бессчётные суда, в задачу которых входило героически умереть, но не допустить неприятеля к нашим внутренним гаваням);

– Морские эскадренные миноносцы, талантливые функционировать как совместно с эскадрой, так и выполнять набеговые операции. Для них не считая скорости еще была серьёзна и мореходность;

– Большие контрминоносцы либо миноносцы-истребители (еще одно из названий – дивизионный миноносец либо «дивизионер»). Будучи больше и мореходнее, они владели более замечательными автомобилями и в походе отряда миноносцев (каждому отряду надеялся дивизионер) делали роль конвоира, спасателя, своевременной буксировщика и ремонтной базы. Ведя на буксире катастрофический миноносец, дивизионер разрешал всему отряду идти практически с прошлой скоростью, а в сражении, благодаря более замечательному оружию, имел возможность взять на себя роль лидера и разведчика.

По требованию С.О. Макарова, в совсем отдельный тип судов были выведены минно-канонерские крейсера. Прообразом для них послужила минно-канонерская лодка «Карракатта», сошедшая со стапелей компании «Армстронг» в первой половине 90-ых годов XIX века (ВИ – 740 тысячь киллограм, 19 узлов, 2?1?120-мм и 4?1?47-мм орудий, 5?360 ТА).

Из всех этих выводов была создана «Срочная программа по формированию миноносного флота», принятая во второй половине 90-ых годов XIX века, окончание которой было подогнано под окончание неспециализированной 10-летней программы (1892–1902) – «Перевооружения русском армии и флота».

В качестве прототипов для миноносцев прибрежного действия были выбраны французские миноносцы типа «Циклон». В 1900 году на предприятии «А. Нортон» было выстроено первых 6 миноносцев для русского флота.

На их базе был создан проект усовершенствованного миноносца прибрежного действия типа «Язь»:

Водоизмещение – 183,4 тысячь киллограм. Размерения – 48,0х5,0х1,5 м. СУ – 2 ПМ ВТР, 2 ПК. Мощность – 4500 л.с. Скорость – 29,5 узла. Дальность хода – 1310 миль на 10 узлах. Запас тонн – 15 тонн нефти и 20 топлива угля.

Оружие: 1?1?63,5-мм, 3?1?47-мм, 1?2?457-мм ТА

Для среднетоннажных миноносцев, в качестве прототипа был выбран проект компании Ярроу «Хэвок». Но в Российской Федерации отказались от бездумного копирования британского проекта и настойчиво попросили от Ярроу практически переделать личный проект, создав усовершенствованный и усиленный «Хэвок», с улучшенной мореходностью. В Российской Федерации они стали известны как тип «Окунь», с орудиями калибра 63,5 мм.

Водоизмещение – 284 тонны. Размерения – 55,5?5,5?1,9 м. СУ – 2 ПМ ВТР, 4 ПК. Мощность – 5000 л.с. Скорость – 29,5 узла. Дальность хода – 2200 миль на 10 узлах.

Запас тонн – 25 тонн нефти и 35 топлива угля. Оружие: 2?1?63,5-мм, 2?1?47-мм, 1?2?457-мм ТА

Но уже не так долго осталось ждать эти миноносцы сочли не хватает вооруженными, и им на смену пришел миноносец типа «Таймень» с 2?1?87-мм орудиями:

Водоизмещение – 385 тысячь киллограм. Размерения – 65,5?6,3?1,9 м. СУ – 2 ПМ ВТР, 4 ПК. Мощность – 5800 л.с. Скорость – 29,0 узла. Дальность хода – 1800 миль на 10 узлах.

Запас тонн – 35 тонн нефти и 40 топлива угля. Оружие: 2?1?87-мм, 2?1?47-мм, 2?1?7,62-мм пулемета, 1?2?457-мм ТА

Для миноносца-истребителя (контрминоносца) либо дивизионера, был выбран проект британского «30-узлового истребителя», созданного компанией Ярроу во второй половине 90-ых годов XIX века. Действительно, и тут не обошлось без усовершенствований. Миноносцы приобрели новые 87-мм орудия конструкции Барановского.

Кроме этого в первый раз русские миноносцы, принятые в качестве типа «Лосось», взяли два сдвоенных торпедных аппарата вместо одного сдвоенного.

Водоизмещение – 437 тысячь киллограм. Размерения – 67,0?6,2?2,0 м. СУ – 2 ПМ ВТР, 4 ПК. Мощность – 6500 л.с. Скорость – 29,5 узла. Дальность хода – 2100 миль на 10 узлах.

Запас тонн – 40 тонн нефти и 55 топлива угля. Оружие: 2?1?87-мм, 2?1?47-мм, 2?1?7,62-мм пулемета, 2?2?457-мм ТА

Во второй половине 90-ых годов XIX века в Российской Федерации на заводе Лесснера при сотрудничестве с компанией Уайтхед было налажено производство сдвоенного торпедного аппарата с торпедами калибра 381-мм. Еще одним из ответственных качеств сотрудничества с Уайтхедом было повышение боевых параметров торпеды. Оба морских министра, и Р.В.

Хорошихин и поменявший его И.М. Диков уделяли этому вопросу самое внимание. При Хорошихине была принята новая торпеда примера 1897 года с прибором Обри: калибр – 381 мм (15 дм.), скорость – 28 узлов, дальность – 900 м на 25 узлах, вес торпеды 450 кг, вес заряда – 66 кг и начата разработка торпеды калибра 457 мм, которая была принята уже при Дикове в 1901 году.

Калибр – 457 мм (18 дм.), скорость – 30 узлов, дальность – 1700 м. на 30 узлах, вес торпеды 620 кг, вес заряда – 66 кг.

По «Срочной программе развития миноносного флота», принятой во второй половине 90-ых годов XIX века, к 102 миноносцам устаревших типов должно было добавиться еще 240 миноносцев новейших типов. К чести морского министерства, вся программа строительства миноносцев была выполнена полностью. Всего с 1898 по 1904 год флот взял 208 миноносцев разных образцов, из них 36 миноносцев прибрежного действия, 128 эскадренных миноносцев, 36 миноносцев-истребителей (контрминоносцев) и 8 минных крейсеров.

На грандиозной программе строительства миноносного флота в общем итоге было задействовано более чем 40 судостроительных предприятий и верфей, как малых, так и громадных, а неспециализированная цена миноносной программы оценивалась в 90 млн. рублей.

Но, пожалуй, самым полезным была выработка концепции применения миноносного флота, созданная благодаря упрочнениям Ф.М. Лихачева и С.О. Макарова. Миноносцы сводились в тактические единицы – дивизионы. Выработалась база численности исходя из нужных потребностях при патрулировании пары миноносцев.

В соответствии с данной теории соотношение миноносцев составляло 4:8:2, где 4 – это количество миноносцев береговой обороны, 8 – количество эскадренных миноносцев, а 2 – это количество миноносцев-истребителей (контрминоносцев) либо дивизионеров. В соответствии с программе, Балтийский и Черноморский флот должны были иметь по 2 дивизиона миноносцев прибрежного действия, Тихоокеанская эскадра – 1 дивизион.

Для эскадренных миноносцев цифры определялись как 6 дивизионов Балтийский и Черноморский флот и 4 дивизиона Тихоокеанская эскадра. Все это великолепие должны были подкреплять 2 дивизиона контрминоносцев (дивизионеров) Балтфлота и по 1 дивизиону контрминоносцев на Тихоокеанской эскадре и Черноморском флоте. И в завершение в строй вступали минные крейсера типа «Карракатта», действительно, без шуток переработанные. Водоизмещение увеличили практически в два раза.

Мощность автомобилей – в три раза. По аналогии с французским миноносцем «Мистраль» минные крейсера взяли необычную «броню». А за счет увеличения водоизмещения и уменьшения количества торпедных аппаратов с 5 до 2 шт удалось разместить 4?1?107-мм (4,2 дм.) скорострельных орудия конструкции Барановского. Причем 2 и 3 орудия были разнесены побортно, что снабжало стрельбу по корме и носу – 3-х орудий.

Балтфлот взял 4 таких крейсера, Тихоокеанская эскадра и Черноморский флот по 2 шт.

Водоизмещение – 1340 тысячь киллограм. Размерения – 94,0?9,2?3,0 м. СУ – 2 ПМ ВТР, 4 ПК. Мощность – 12 100 л.с. Скорость – 28,0 узлов. Дальность хода – 2400 миль на 10 узлах.

Запас тонн – 70 тонн нефти и 100 топлива угля. Бронирование: траверзы – 25 мм, палуба – 16 мм, щиты орудий – 8 мм, рубка – 25 мм. Оружие: 4?1?107-мм, 2?1?7,62-мм пулемета, 1?2?457-мм ТА

Во второй половине 90-ых годов XIX века морской министр Р.В. Хорошихин поручил Макарову и Лихачеву создать тактическое управление по применению миноносцев в боевых условиях. Были отработаны схемы сотрудничества миноносцев с большими судами.

Совершены дневные и ночные атаки миноносцев. По итогам ночных атак было распознано, что идущие без огней миноносцы имели возможность близко приблизиться к эскадре. Также стало известно, что эскадра без огней, выполняющая светомаскировку, «невидима» для миноносцев соперника ночью. Подтвердился и громадный эффект одновременности атаки, в то время, когда, отвлекая и рассеивая внимание соперника, возможно позволить некоторым миноносцам подойти иначе совсем незамеченными.

Хороший эффект давало ближнее расхождение на полном ходу с атакуемым кораблем, сопровождаемое интенсивной стрельбой из всех пулемётов и своих пушек. Это заметно оказывало влияние на точность ответной стрельбы из противоминной артиллерии. Отрабатывалось плавание миноносцев на нефтяном отоплении помещения и окрашивание их в «малозаметные цвета». Огромное значение С.О.

Макаров придавал связи. Во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века С.О. Макаров проинспектировал состояние связи Русского флота. По итогам проверки на имя Р.В.

Хорошихина была составлена докладная записка с очень неутешительными выводами. Маломощная кронштадтская мастерская Морского министерства к 1900 г. имела производительность только 8 наборов радиотелеграфных станций в год. Стараниями морского министерства к 1902 году выпуск удалось довести до 40 шт. в год, а к 1903 – до 8 радиотелеграфных станций в месяц. Действительно, практически 90% от этого числа составляли маломощные станции, чья дальность не превышала 20-30 миль.

Но и их не хватало. Обеспеченность радиотелеграфных станций не превышала 2-х станций на дивизион. О более замечательных станциях на русских миноносцах имели возможность только грезить.

По требованию С.О. Макарова оружие миноносцев стало заменяемым. Так, с применением подъемных механизмов возможно было в течении пары часов произвести монтаж оружия с заменой его на нужное сейчас.

артиллерийские орудия и Минные аппараты легко демонтировались и взаимозаменялись. А при снятии торпедных аппаратов и части артиллерийских орудий миноносцы имели возможность преобразовываться в минные заградители.

Проработана была и возможность переброски миноносцев, впредь до эскадренных «Тайменей» по железной дороге, для чего были созданы особые ЖД платформы.

Но не все происходило столь благополучно. В случае если сначала все миноносцы должны были иметь нефтяное отопление, то в ходе разработки выявилось несовершенство данной техники. Помимо этого, определенное опасение приводила к возможности снабжения миноносцев нефтяным горючим, в особенности в условиях войны, что скоро и подтвердилось.

Исходя из этого было решено производить миноносцы со смешанным угольно-нефтяным отоплением, а уже выстроенные переводить с чисто нефтяного на смешанное отопление.

Не обращая внимания на интенсивное постройку большого количества и миноносцев фирм, задействованных в строительных работах, всецело программу выполнить не удалось. Так, часть заказов для постройки миноносцев для Тихоокеанской эскадры было нужно переводить на Владивостокский судостроительный и судоремонтный завод, Судоремонтный завод морского министерства, г. Порт-Артур, Амурскую судостроительную верфь (г. Хабаровск), и без того заваленные армейскими заказами.

Последние миноносцы Порт-Артурская и Владивостокская эскадра приобретали уже на протяжении войны. Так, шесть миноносцев, выстроенных в Хабаровске, проскочили во Владивосток уже на протяжении войны. 8 миноносцев успели переправить в Порт-Артур по железной дороге, еще до начала блокады.

На протяжении войны Порт Артура и судостроительные предприятия-Владивостока ввели в строй еще 7 миноносцев.

Очень значительной проблемой стало оснащение снова строящихся миноносцев двухтрубными 457-мм торпедными аппаратами. Не обращая внимания на то, что фабрики Лесснера и Барановского трудились на полную мощность, их катастрофически не хватало. Не обращая внимания на то, что заказы перенесли на Владивостокские минно-артиллерийские мастерские и Иркутские артиллерийские мастерские, возможностей этих фирм было очевидно не хватает.

Это породило еще одну проблему. Перед войной русские моряки не имели навыков практической стрельбы из двухтрубных аппаратов. Осваивать их было нужно уже в условиях войны.

Но, не обращая внимания на появляющиеся трудности, благодаря управлению Морского ведомства, миноносные силы Русского флота неспешно обретали черты сбалансированного подразделения. К 1904 году состав миноносных сил Русского флота выглядел следующим образом.

Также на балансе русского флота состояло около 40 одиночных либо малосерийных, миноносок и устаревших миноносцев, разных типов.

Как неизменно, ожидаю Ваших высказываний, замечаний, пожеланий, уточнений и дополнений

ПРОДОЛЖЕНИЕ в обязательном порядке направляться

МОНСТРЫ ИЗ ФИЛЬМОВ. Маленькие, но очень злые!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: