Сибирская флотилия между войнами. часть i.

      Комментарии к записи Сибирская флотилия между войнами. часть i. отключены

Сибирская флотилия между войнами. часть i.

Прочел статью Другие лёгкие крейсера типа Ольга (Жемчуг-2 и Жемчуг-3), 4 единицы, 1911-1914 годы и отыскал в памяти одну альтернативу которую прорабатывал. Начну по немногу выкладывать. Сходу говорю ничего сверх естественного в судах не намечается, сдвигаются сроки закладки, изменяется тип, а другое все как было в РИ.

Русско-японская война фактически обескровила флотилию, она лишилась собственной основной боевой силы — канонерских лодок, каковые сейчас пребывали в портах Кореи и Китая. Из 5 канонерок возвратился во флотилию лишь интернированный в Шанхае «Манджур».

Минные крейсера «Наездник», «Гайдамак», крейсера II ранга «Забияка», «Разбойник», «Джигит», транспорт «Ангара» и пара шхун и портовых судов погибли либо были захвачены в Порт-Артуре. Так, в распоряжении руководства флотилии остался лишь Оборонительный отряд Владивостока Сибирской флотилии, складывавшийся из двух отрядов устаревших «номерных» миноносцев (№ 201..206 и № 208..211), и отряда транспортов («Алеут», «Якут», «Камчадал», «Камчатка», «Тунгус») и отряда из 6 миноносок.

Единственный во Владивостоке портовый ледокол «Надёжный» обслуживал суда флота в зимний период. Транспорт «Лена» был организационно включен в состав Владивостокского отряда крейсеров. Флагманом флотилии считался минный транспорт «Алеут».

Но на протяжении войны флотилия деятельно пополнялась мобилизованными, реквизированными и купленными приобретением судами. В их число вошли транспорт-база подводных лодок «Шилка», минный заградитель «Монгугай», транспорты-аэростатоносцы «Уссури», «Колыма» и «Аргунь», транспорты-базы партии траления «Селенга» и «Сунгари», транспорт «Тобол».

Но самым серьёзным прибавлением армейского времени стал «Отдельный отряд миноносцев» во Владивостоке, как тогда в целях секретности именовали первое в Российской Федерации соединение подводных лодок. Первой, в октябре 1904 г., вступила в строй маленькая «Форель» — германский презент, а с середины февраля в строй вступили перевезенные по железной дороге русский «Дельфин», русский «касатки» и американский «Сом» — «Касатка», «Скат», «Фельдмаршал» и «Налим граф Шереметьев». Всего 8 лодок к маю 1905 года.

В один момент на Амуре пребывали 6 вооружённых пароходов («Селенга», «Хилок» Армейского ведомства, «Третий», «Шестой», «Восемнадцатый», «Аскольд» Пограничной стражи), пограничные катера «Часовой» и «Артур», 7 152-мм двухорудийных плавучих несамоходных батарей Сибирской флотилии («Беркут», «Орёл», «Лунгин», «Чибис», «Гриф», «Сокол», «Крохаль»), 17 устаревших миноносок (№ 3, № 6, № 7, № 9, № 18, № 47, № 48, № 61, № 64, № 91, № 92, № 93, № 95, № 96, № 97, № 98, № 126) и полуподводная миноноска (торпедный катер) «Кета».

2 апреля 1905 года был создан Отдельный отряд судов Сибирской военной флотилии. В состав этого отряда вошли кое-какие суда, оставшиеся по окончании поражения России в Русско-японской войне. 3 ЭМ типа «Кит», 2 типа «Форель», по 4 типа «Сокол» и «Буйный». Флагманским кораблём флотилии стал бронепалубный крейсер «Аскольд».

На время ремонтов и докований «Аскольда» флагманом становился «Жемчуг», второй и последний крейсер флотилии на то время.

В 1906 году в состав флотилии вошли перевезённые во Владивосток по железной дороге эскадренные миноносцы типа «Жёсткий» и два эскадренных миноносца типа «Инженер-механик Зверев». Это разрешило создать к 1907 году полноценную минную бригаду 4 дивизионного состава.

Основной задачей судов флотилии была стационерная работа в китайских и корейских портах, конечно противодействие десантным операциям соперника и борьба с легкими силами.

Руководство флота не питало иллюзий о боевых возможностях флотилии в открытом море, исходя из этого главные свои силы направило на усиление речной составляющей которая должна была противодействовать продвижению соперника вглубь территории потому, что единственная сухопутная артерия Трансиб имела недостаточную пропускную свойство. Естественным было что возможный противник (независимо от того кто им будет) будет или продвигаться на протяжении Амура, или пробовать форсировать его.

Для этого было начато строительство 10 речных канонерских лодок с малым углублением («Бурят», «Орочанин», «Монгол», «Вогул», «Сибиряк», «Корел», «Киргиз», «Калмык», «Вотяк» и «Зырянин»). Речные канонерские лодки строились на Сормовском заводе, перевозились по железной дороге и планировали в 1907—1909 гг. в Сретенске.

После этого началась постройка ещё более сильных башенных канонерские лодок (потом назывались речными мониторами). Выстроенные в 1907—1909 гг. Балтийским судостроительным заводом и собранные в посёлке Кокуй Читинской губернии, они все вступили в строй в 1910 г. Эти канонерские лодки («Шквал», «Смерч», «Вихрь», «Тайфун», «Шторм», «Гроза», «Ураган» и «Вьюга») являлись самими замечательными и идеальными речными судами в мире для собственного времени.

Помимо этого, в состав флотилии были включены 10 бронированных посыльных судов типа «Штык» — первые в мире бронекатера (не смотря на то, что этого термина тогда ещё не существовало).

В итоге сложилась парадоксальная обстановка по массе секундного залпа речные суда превосходили те каковые планировалось применять в открытом море. Амурские канонерки имели 16-152 мм орудий, против 14 на Аскольде и Манджуре и 46 – 120 мм против 9 на Жемчуге и том же Манджуре.

Все это разрешило приказом по Морскому ведомству от 28 ноября 1908 г. все амурские суда, причисленные к Сибирской флотилии, объединить в фактически в независимую единицу Амурскую речную флотилию с своевременным подчинением её командующему армиями Приамурского военного округа. Но командующий речной флотилией капитан 1 ранга А. А. Кононов оставался помощником у главы Морских сил в Тихом океане.

Так на 1910 год флотилия имела 2 крейсера (отряд крейсеров), 20 ЭМ (минная бригада), 8 ПЛ (отряд подплава), 19 КЛ (из которых 18 базировались на Амуре), конечно пара десятков маленьких кораблей ВМФ (ветхие миноноски, бронекатера и другое).

Но не следует думать что морское ведомство не думало об усилении флотилии современными судами, еще в 1908 году на совещании морского штаба становился вопрос о постройке для Тихого океана двух бронепалубных крейсеров. Но пока происходили дебаты какими им надобно быть, обстановка на Дальнем Востоке накалялась, требовалось безотлагательно усилить морскую группировку хотя бы для противодействия торговле и дальней разведки.

Усиление вылилось в посылке на Дальний Восток двух самых современных в то время легких крейсеров, а в Россию отправился самый ветхий крейсер на Тихом океане «Аскольд», потому, что японские власти относились с опаской к любому усилению морского присутствия. К тому же крейсер постройки 1902 года потребовал важной модернизации и ремонта которую в условиях Дальнего Востока было совершить затруднительно.

Что касается крейсеров «Сапфир» и «Топаз» то их появление в составе флота хватало необыкновенным.

Еще в 1904 году собирались заложить на стапелях освободившихся от Изумруда «и» постройки «Жемчуга» два увеличенных крейсера того же типа, но начавшиеся война и ее бесславный финиш скорректировали замыслы. Требовалось обобщить полученный боевой опыт, к тому требовались суда в большем количестве что бы хоть как то восполнить утраты и для этого лучше доходили эсминцы каковые заняли все производственные площади.

Тогда было решено заказать улучшенный вариант «Жемчуга» но уже за рубежом, благо германская верфь Шихау уже имела опыт постройки похожего крейсера «Новик».

Для начала было решено переработать проект с добавлением поясного бронирования недалеко от машинного отделения, погребов и рулевого отсека, при том корпус нового крейсера фактически сохранил те же обводы. После этого занялись оружием. В случае если первоначально планировалось что оно будет соответствовать таковому установленному на «Жемчуге», то по проекту января 1906 года для размещения мин было поменяно и планировали что они составят 7 орудий за счет появления возвышающейся установки на юте и снятия двух кормовых бортовых орудий.

В июне того же года вместо пушек Канэ решили установить 120/50-мм пушки Виккерса, а в сентябре-октябре проработали вариант замены носовых и кормовых орудии на двухорудийные облегченные до 40 т башни подобные установленным на мониторе «Шквал» что уже планировали к закладке в Санкт-Петербурге. И не задолго до сдачи в марте 1907 года заказа строителю случилось еще два важных трансформации проекта.

В середине 1906 года было получено разрешение от германского правительства на продажу 6 турбин подобных установленных на крейсер «Люблин», их то и решили установить на новые крейсера, это разрешило при мощности механизмов и сохранении водоизмещения, дополнительно усилить оружие в виде замены одиночной кормовой установки которая пребывала по линейной схеме на ещё одну спаренную башню, так доведя число орудий ГК до 10. 76 мм пушки убрали наряду с этим совсем.

Так в конечном счете крейсера имел следующие характеристики:

Водоизмещение полное

3950 тысячь киллограм

Протяженность

116,2 м

Ширина

12,8 м

Осадка

5,8 м

Бронирование

щиты и Броневая палуба бортовых АУ — 30 мм

пояс броневой и Скосы палубы— 30 мм

Боевая рубка — 76 мм

Башни ГК – 50 мм.

Двигатели

3 ПТ, 16 водотрубных котлов Ярроу

Мощность

23000 л. с.

Движитель

3 винта

Скорость хода

27 узла

Дальность плавания

3300 морских миль (на 15 узлах)

Экипаж

13 офицеров, 350 матросов

Оружие

10х120\50 мм (6 в башнях, 4 в палубных установках).

2х47 мм салютные пушки.

3 пулемета.

2 двухтрубных 450 мм ТА.

До 80 мин.

Первый корабль был заложен 15 феврале 1907 года и благодаря стремительным темпам постройки уже в марте 1909 «Топаз» вошел в строй, в июле к нему присоединился «Сапфир».

Крейсер Сапфир на протяжении нахождения в составе БФ, 1910 г.

Первые 9 месяцев суда служили на Балтике в составе бригады крейсеров совместно с «Олегом» и «Богатырём», но уже с началом компании 1910 года начали готовить их переход на Дальний Восток.

Такая спешка была обусловлена тем, что разведка доносила о вероятной анексии Кореи Японией, что фактически говоря и случилось в августе 1910, это пароход и событие крейсера «Калмык» встретили уже покинув сзади Суэцкий канал. На траверзе Сингапура случилась встреча следовавшего в Кронштадт «Аскольда» и уже 23 октября все три корабля кинули якорь в заливе Петра Великого.

Всю зиму проводили нужный ремонт и в апреле «камушки» (Жемчуг, Топаз, Сапфир) которых по такому случаю назвали крейсерской бригадой, совершили поход по портам Японского моря.

Первые же совместные походы продемонстрировали что долгое сотрудничество с «Жемчугом» мягко говоря затруднительно, для турбинных крейсеров оптимальная скорость составляла 15 уз, в то время, когда как ветхому «Жемчугу» для поддержания таковой скорости приходилось тратить больше топлива, помимо этого не обращая внимания на ремонты, автомобили бронепалубника износились и его большой движение не превышал 22 уз. Стало очевидным что корабль требует не просто ремонта, а модернизацию. Тогда было решено послать бронепалубник за «Аскольдом», но требовалась замена и нужно сильная, были замыслы отправить в тихоокеанские воды «Громобой» а также начали готовить переход, но в итоге остановились на так же броненосном, но более замечательном «Адмирал Макаров».

Сравнительное изображение крейсеров Жемчуг и Сапфир на протяжении компании 1912 г.

Бронепоезд Сибирской флотилии, начало 1919 года.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: