Великий князь алексей александрович и его флот. часть 4.3. хунхузиада – этнический терроризм в приморье. амурские флотилии

      Комментарии к записи Великий князь алексей александрович и его флот. часть 4.3. хунхузиада – этнический терроризм в приморье. амурские флотилии отключены

Наконец-то кораблики. Я заблаговременно прошу прощения за отсутствие хрологического порядка. Позже мне нужно будет вернуться в 1882 год, в то время, когда ВК стал во главе РИФ. Выкладываю посты по формированию Приморского региона, а позже про постройку флота.

Эти вещи, само собой разумеется, связаны между собой, но ВК конкретно во Владивостоке сам ничего не делал.
Амурская флотилия Пограничной стражи

Генерал Скобелев на Дальнем Востоке занимался практически всем. Легко в том месте ничего не было, и все нужное само попадало под его авторитет. Генерал старался разрулить обстановку самостоятельно, но очень многое было не в его компетенции. А вот то, что было вне его компетенции, но потребовало неотлагательного ответа, согласовывалось с ВК Алексеем Александровичем.

ВК в Санкт-Петербурге «нажимал на необходимые кнопки», механизм общероссийской бюрократии проворачивался и дело начинало двигаться в верном направлении. Так было при переселении казаков, так было при формировании горных дивизий, так было при создании новой горной мортиры. Так же дело обстояло и при организации Амурской и Приморской Пограничной стражи. Дело в том, что казаки защищали стройку века – приграничные районы и транссибирскую магистраль.

Горные дивизии вычищали внутреннюю территорию Сибири и Приморья. Но солидную часть границы занимала река, а судов у казаков не было. Исходя из этого на Амуре хунхуз ощущал себя как дома.

16 января 1883 года Его Императорское Величество издал указ об организации Амурской Пограничной стражи, а 19 января того же года – подобный указ по поводу Приморской Пограничной стражи. Приморская Пограничная стража имела сухопутную, речную и морскую границы, исходя из этого и рассматривалась раздельно.

На территории российского Дальнего Востока хунхузы значительно охотнее нападали на представителей малых и своих соотечественников народов. Однако русское население Приамурья и Приморья кроме этого не было застраховано от хунхузских набегов. Разбойники придерживались в отношении русских «патриотической» точки зрения, разглядывая последних не только как добычу, но и как оккупантов, захвативших «исконно китайские почвы».

Необходимо подчернуть, что китайские приграничные власти всячески поощряли подобные взоры. Многочисленной «группой риска» среди русских были переселенцы. Русский мужик ни при каких обстоятельствах не был организованным.

Все, что ему предлагалось властью, рассматривалось им как «наезд» на его смекалку и личную сообразительность. Все старания правительства по организованному перемещению переселенцев на пароходах разбивались об мужицкое упрямство. Переселенцы сбивались в группы и на плотах самостоятельно сплавлялись в том направлении, куда душа укажет.

Другими словами где душе понравилось – в том месте и оседали. Для движения применяли реки – сплавлялись по ним на плотах. Как раз таких сплавщиков и поджидали «краснобородые».

Великий князь алексей александрович и его флот. часть 4.3. хунхузиада – этнический терроризм в приморье. амурские флотилии

Сплав переселенцев по реке Амур

http://dkphoto.livejournal.com/243142.html

Китайские разбойники были головной болью отечественной дальневосточной администрации от Сретенска до Кореи. Транспортные перевозки по Амуру были осложнены набегами хунхузов – на одиночные пароходы они также не стеснялись нападать. Их банды приходили с китайской территории через Амур. Для противодействия было вооружено пара пароходов. Неимоверными упрочнениями было осуществлено организованное передвижение переселенцев.

баржи и Пароходы планировали в многочисленную группу и с сопровождением вооруженного парохода совершали передвижение. Сплавщиков кроме этого собирали в многочисленные группы и сопровождали пароходом. Такое положение дел быстро снизило количество набегов на переселенцев, но пароходов не хватало.

Исходя из этого на верфи в Николаевске на Амуре наладили сборку специальных судов.

Крейсер речной пограничной стражи «десятый». Водоизмещение – 89 тысячь киллограм, протяженность – 38,1 м, ширина корпуса по ватерлинии – 4,27 м, осадка – 0,66 м. Оружие: две 63,5-мм десантные пушки Барановского. Мощность автомобили – 156 л. с..

Скорость – 11,3 верст в час (на спокойной воде). Бронирование 6 мм, за броневыми брустверами расположен десант до 30 человек. Экипаж 32 человека.

Подобные суда именовались «крейсерами речной Пограничной стражи». И принадлежали к бессчётному семейству однотипных номерных грузо-буксирных пароходов (другими словами выстроенных по одному проекту и имевших номер вместо заглавия). Все они были выстроены во время с 1884 по 1899 гг.

Увлекателен метод постройки этих судов: они заказывались на николаевских, севастопольских и петербургских фабриках и доставлялись на Дальний Восток в виде секций, пригодных для стремительной сборки на примитивном стапеле в Николаевске на Амуре. Водоизмещение корпуса таких судов варьировалось в пределах 89–95 тысячь киллограм. Отличались друг от друга маленькими трансформациями в архитектуре надстроек.

При машине 150–160 лошадиных сил, пароходы имели возможность развивать среднюю скорость 8–9 верст в час на ходу против течения. В пользу официального заглавия «крейсеры» имели развитые броневые щиты орудий, по два щита броневых брустверов на протяжении каждого борта (около орудий, для защиты десанта) и полное бронирование рубки. Бронирование защищало людей от пуль. В оружие «крейсеров» входил набор ружей для всей команды и два скорострельных орудия – 63,5-мм десантные пушки B.C. Барановского.

Пароходы входили в состав флотилии Пограничной стражи и Амурской флотилии Морского ведомства, а позднее и во флотилию КВЖД. Всего таких пароходов было выстроено 32 единицы. Все они планировали на верфи Морского ведомства в Николаевске на Амуре.

Тяжелый крейсер речной Пограничной стражи «Тридцатьпервый» Водоизмещение – 160 тысячь киллограм, протяженность – 52,6 м, ширина корпуса 8,4 м, осадка – 1,25 м, мощность автомобилей – 211 л.с., скорость до 13 верст в час. Оружие: два 87-мм морских орудия с длиной ствола 40 калибров. Бронирование 6 мм щиты орудий, брустверы, надстройки и рубка.

Экипаж 34 человека, до 80 человек человек всадников и 28 пешего десанта.

Эти суда строились на базе опыта эксплуатации первых речных крейсеров. Они были больше и вместительнее. Кормовая надстройка намерено проектировалась для размещения лошадей. Конный десант был нужен для преследования конных хунхузов.

Из кормовой надстройки на широкий спускаемый трап выходили двухстворчатые распашные ворота. Через них коней выводили из надстройки. Ворота были на обоих бортах. Помимо этого, на крейсере была возможность перевозить легкие полевые пушки – до дивизионной пушки включительно. Тяжелые речные крейсеры строились с 1889 по 1897 годы. Эти суда кроме этого входили в состав флотилии Пограничной Стражи и во флотилию Морского ведомства.

Все 7 пароходов были изготовлены сормовским заводом и собраны на верфи Николаевска на Амуре. Эти крейсера кроме этого имели хорошую защиту от стрелкового оружия. Номера этих судов перепутались с номерами крейсеров первого типа и имели следующие заглавия: «Двадцатьседьмой», «Двадцатьвосьмой», «Тридцатьпервый», «Тридцатьчетвертый», «Тридцатьшестой», «Тридцатьседьмой» и «Тридцатьдевятый».

Номера давались верфью в порядке очередности сборки.

Речные крейсера продемонстрировали себя действенным средством борьбы на реках. Но в малые реки войти они не могли, чем пользовались китайские преступники. Исходя из этого во второй половине 80-ых годов XIX века на Амур было доставлено 12 паровых бронекатеров, изготовленных на Новом Адмиралтействе в Петербурге. Три громадных и девять малых. На эти бронекатера были установлены первые пулеметы совокупности Максима выпуска ковровского оружейного завода.

МБК был спроектирован на базе 34-футового парового катера, а дозорно-патрульные бронекатера (ДПБК) типа «Коршун» на базе 56-футового. Для адаптации к речным условиям катерам поменяли обводы корпуса, винт убрали в тоннель. Корпуса в районе автомобилей, рубки и котлов обшивались 6-мм броневой (закаленной) сталью, в носовой части имелся броневой траверз такой же толщины.

Рубка планировала из 6-мм металлических страниц. Изнутри рубка оклеивалась войлоком, для защиты от осколков брони.

Небольшой бронекатер №7 (МБК-7)

Катера серии МБК имели вес 6,3 тонны, длину 10,4 м, ширину 2,55 м, осадку 0,61 м (большая 0,75 м). Паровая машина мощностью 16 л.с. информировала скорость до 6 узлов (10 верст в час). Запас хода 300 верст.

Бронирование – противопульное: вертикальные страницы 6 мм, горизонтальные – 4 мм. Экипаж 4 человека.

Дозорно-патрульный бронекатер (ДПБК) серии «Коршун» (Коршун, Лунь, Беркут)

Водоизмещение 14,4 т, протяженность – 15,8 м, ширина 3,15 м, осадка 0,75 м. Оружие – одна 63,5-мм пушка Барановского, один 10,67-мм пулемет. Бронирование: вертикальная броня 6 мм, горизонтальная 4 мм. Мощность паровой машины 22 л.с., скорость до 7 узлов (11 верст в час).

Запас хода 560 верст.

27 июля 1889 года экипаж МБК-7 занимался гидрографическими работами на реке Амур, выше устья реки Бурея. Утром, разведя пары и позавтракав, экипаж уже планировал отчалить от берега, в то время, когда к ним прискакал повар старательской артели. Повар сказал о нападении хунхузов на старателей, моющих золото по ручью Тарекан, левом притоке реки Буреи, в версте выше по течению.

Не обращая внимания на вооруженное сопротивление артельщиков, хунхузы убили председателя и отобрали намытое золото. Сами старатели на протяжении нападения были на работах. В лагере оставались повар и председатель. Повару удалось бежать на лошади, а глава был убит при оказании сопротивления. Услышав стрельбу, старатели поспешили на помощь.

Но хунхузы уже грузились в собственную джонку.

Выслушав повара, экипаж МБК-7 начал преследование. Через полтора часа погони начальник катера заметил джонку преступников. Хунхузы также увидели преследователей, собрались на корме собственного судна и открыли ружейный пламя по катеру. Китайцы ничего не знали ни о броне, ни о пулемете. Тем ужаснее оказалась расплата. Подойдя на 300 метров, начальник МБК открыл огонь по бандитам. Трое погибли сходу, четверо были ранены, пятеро ринулись в воду и поплыли к ближайшему берегу.

Но в том месте их уже поджидали старатели – никто из них выбраться на берег не смог. В джонке остался лишь один преступник – 18-летний парень. Он упал на дно джонки и пробовал спрятаться.

Но и ему не повезло – повар продемонстрировал, что именно он по команде главаря убил председателя.

Бронекатера и в будущем строились для потребностей Пограничной стражи. Наличие этих судов снизило активность хунхузов на малых реках. Экипажи бронекатеров сами навязывали бой бандам китайцев в местах переправ и подавляли сопротивление.

Неуязвимость бронекатеров, от стрелкового оружия сыграла собственную роль в «битве» за русское Приморье и Приамурье.

Создание замечательного и бессчётного речного флота Пограничной Стражи содействовало уходу хунхузов на китайскую территорию. Оставались маленькие шайки неуемных джентльменов успеха, а по сути неумных любителей. Умные-то именно осознали, что на русском территории в лучшем случае им светит лишь каторга. Видя удачи России, власти Китая кроме этого начали пробовать навести порядок на собственной территории.

Китайцы в приграничных районах предлагали русским совместные операции по преследованию преступников. Русская администрация постоянно отзывалась положительно на оказание помощи китайцам. Так как возможность отодвинуть угрозу бандитизма от собственной границы – благое дело.

Так, 2 августа 1890 года управляющий Мохэскими золотыми приисками Чжоу Мянь обратился к губернатору Приамурского края С.М. Духовскому о совместном преследовании шайки атамана Цзао Шэня. Цзяо, в месте впадения реки Таолихэ в реку Сунгари, выстроил громадную крепость, в которой ощущал себя в безопасности.

Особенное негодование Чжоу Мяня привело к дерзкому разграблению бандой национального прииска на реке Джаиме. От России были выделены тяжелый речной крейсер «Тридцатьпервый» и патрульный бронекатер «Коршун». С китайской стороны было около 300 солдат. Помимо этого, на «Тридцатьпервый» загрузили два 4-фунтовых полевых орудия, вместе с лошадьми и передками. Китайских воинов загрузили на баржи, каковые тянул зафрахтованный личный пароход «Ингода».

5 августа караван углубился на китайскую территорию, а 7 армии подошли к предместью реки Таолихе. артиллерия и Солдаты сгрузились на берег. «Тридцатьпервый» выждал, пока армии перекроют пути отхода из крепости – две дороги, ведущие в горы. «Корщун» ушел для блокирования отхода через реку Таолихе, а крейсер отправился на траверз крепости. Заняв эргономичную позицию, крейсер начал стрелять из орудий – преступники пробовали отвечать из маленьких дульнозарядных пушек. Но бесполезно.

Через полчаса обстрела в крепости начался пожар – преступники бросились к укрытым в затоне реки Таолихе джонкам. Но в том месте их встретил пулеметный пламя «Коршуна». Остатки банды на лошадях ринулась в горы. Но и в том месте их ожидала засада – орудийный и ружейный пламя подавил сопротивление. 29 преступников сдались в плен. Пулеметный пламя с «Коршуна» был весьма действенным.

За всем этим в подзорную трубу замечал Чжоу Мянь, расположившийся на мостике «Тридцатьпервого». Это событие имело громадные последствия – государственный служащий детально обрисовал бой и послал рапорт в Пекин. В том месте поняли значимость пулемета, и скоро это оружие показалось в китайских армиях.

Эти пулеметы весьма осложнили действия русских армий при подавлении восстания ихэтуаней в 1900 году.

Амуро-Уссурийская казачья флотилия

Базой казачьей флотилии стала пристань поселка Иман на реке Уссури. В её состав входили маленькие вооруженные речные пароходы «Амурец» и «Уссуриец». Были кроме этого баржи «Алёнка» и «Булава» и речной буксирный паровой катер «Дозорный».

Буксирный пароход типа «Шилка»: Протяженность – 31,6 м, ширина – 6,3 м, осадка – 0,89 м, водоизмещение 42 т. Мощность автомобилей – 76 л.с., дальность хода 1200 верст. Оружие – одна 37-мм револьверная пушка Гочкиса. Оба парохода были выстроены на верфи Николаевска на Амуре в первой половине 80-ых годов XIX века. Казаки применяли их в качестве буксиров для собственных барж.

Обучение казаки проходили на судах Пограничной стражи. Данный тип буксира был весьма популярен на Амуре. Были они во флотилии Морского ведомств, и в Пограничной стражи, и во флотилии Министерства путей сообщения, и во флотилии КВЖД.

Амурская флотилия Морского ведомства

Морским ведомством, в лице ВК Алексея Александровича, кроме этого была понята угроза на Дальнем Востоке. Вернее, угрозы было две: первая – защита Николаевска и Владивостока на Амуре, вторая – захват Хабаровска с «перерезанием» строящейся магистрали. Эта вторая угроза стала фобией для ВК.

И в случае если Владивосток худо-бедно был защищен хотя бы примитивными батареями береговой обороны, а утрата Николаевска хоть и тяжелая потеря, но все же не смертельная (защита этого города ставилась в задачу Сибирской военной флотилии – другими словами Тихоокеанскому флоту), то утрату снабжения региона, через утрату железной дороги, посчитали значительной угрозой. Причем угрозу расценивали не только от китайцев. Была предположена возможность продвижения британского флота по Амуру до Хабаровска.

«Сучанское сражение» и «Савеловский пограничный кризис 1883 года» (рассмотрен в главе 4.2) потребовали вооружённых сил и укрепления границы. Китай в любое время имел возможность пойти на ухудшение взаимоотношений. Для парирования данной угрозы на Амур и Уссури были переброшены миноноски – всего 8 штук.

Их перевозили в разобранном виде и собирали в Николаевске. Кроме этого вошли в состав флотилии пара речных номерных крейсеров – подобных «крейсерам речной Пограничной стражи».

Миноноска №92 Амурской флотилии Морского ведомства

Миноноски Амурской флотилии №92, №93, №94, №95, №96, №97 и №106 – все типа «Касатка». Изготовлены заводом Берда и собраны в Николаевске на Амуре. Водоизмещение 23 т, протяженность 21,7 м, ширина 2,74 м, осадка 0,99–1,68 м. Оружие: две 37-мм пушки Гочкиса и один 381-мм ТА. Бронирования нет. Одна вертикальная двухцилиндровая паровая машина двойного расширения мощностью 220 л.с., один локомотивный котел, один винт. Скорость 16 узлов. Дальность плавания на 10 узлах 200 миль.

Экипаж 7 человек.

Следующим шагом стало строительство плавбатарей на несамоходных баржах. На баржах устанавливали по два 6-дюймовых орудия. Баржи имели возможность перемещаться под парусами.

Всего ПАБов было выстроено 7 единиц. Все они были номерные – от №1 до №7. Строились по одному проекту и отличий не имели.

ПАБ №4 (плавучая артиллерийская батарея)

Водоизмещение 160 тысячь киллограм, протяженность 61,6 м, ширина 9,8 м, осадка 1,1 м. Оружие: два 152-мм морских орудия с долгой ствола в 35 калибров, две 37-мм пушки Гочкиса. Экипаж 27 человек.

Для затруднения продвижения судов соперника по Амуру в 1885 году строятся 4 минных заградителя. Предполагалась установка минных банок на поворотах реки с прикрытием оных плавбатареями.

Речной минный заградитель «Шивера»: водоизмещение – 76 т, протяженность – 45,22 м, ширина – 7,01 м, осадка – 0,91 м. Мощность автомобилей 136 л.с, скорость 11,2 версты в час, запас хода 2400 верст. Оружие: две 37-мм пушки Гочкиса, 60 речных якорных мин заграждения. Экипаж 24 человека.

Всего в 1884–1888 гг. выстроено пять минзагов: «Шивера», «Перекат», «Порог», «Залом» и «Затор».

В первой половине 90-ых годов XIX века была в первый раз осмыслена Япония как возможный противник. ВК снова начал опасаться за Хабаровск – сейчас эта угроза казалась настоящей от японцев. «Масла в пламя подлили» сами дальневосточники. На учениях 1891 года четыре миноноски скрытно совершили переход из Татарского пролива к Хабаровску. В принципе это продемонстрировало весьма хорошее знание акватории реки Амур экипажами миноносок. Но ВК занервничал. И в Николаевске закладываются канонерские лодки для Амура.

Четыре типа «Бурят», шесть типа «Якут» и две типа «Орочанин». Все суда строились по одному проекту и различались лишь оружием. Тут проявилась концепция ВК по экономии при постройке флота: Экономить нужно не на корабле, а на выполнении постройки и подготовке проекта. Суда смогут быть различными, но выстроенными по одному проекту. Изготовитель обязан взять полный набор чертежей до закладки корабля на стапеле.

Переделка корабля — непозволительная роскошь, а экономия в ущерб боевым качествам корабля – имеется правонарушение. Все канонерские лодки имели однообразную конструкцию корпуса и однотипные механизмы. Различались они лишь оружием. Корпуса имели плоскодонную конструкцию и формировались из мягкой судостроительной стали по поперечной совокупности комплекта, бимсы и шпангоуты набирались из угольников 70?41?4,7 мм.

скулы и Обшивка днища имели толщину 4—4,8, борт 2,4—4 мм; палубные стрингеры шириной 0,61 м и толщиной 4 мм проходили по всему корпусу, борта подкреплялись стрингерами из уголкового профиля. Две продольные и девять поперечных переборок дробили корпус на влагонепроницаемые отсеки, а в бортовых отделениях (район машинного отделений и котельного) были оборудованы угольные кофердамы. Машинное и котельное отделения сообщались через влагонепроницаемую дверь, в остальные отсеки спускались лишь через люки на верхней палубе либо из надстройки.

Канонерские лодки первого типа: «Бурят», «Монгол», «Удэгеец», «Эвенк». Водоизмещение стандартное – 279 т, большое – 315 т, протяженность – 57,2 м, ширина – 8,6 м, осадка – 0,84 м. Главные механизмы – 2 вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 564 индикаторных л.с. и два двухтопочных цилиндрических огнетрубных котла, снабжали скорость хода до 12,1 узла. Обычный запас угля 84 т, в перегруз до 118 тысячь киллограм.

Большая дальность хода на 8 узлах – до 1600 миль. Все вспомогательные механизмы и главные, и паровые котлы – производства Балтийского завода. Оружие: 4?1?87- мм пушки с длиной ствола 45 калибров (дальность стрельбы – 50 кабельтовых; скорострельность – 8 выстрелов в 60 секунд; боезапас – 235 унитарных выстрелов на ствол) и 6?1?7,62-мм пулеметов, один прожектор диаметром 120 см. Пулеметы имели возможность употребляться десантной командой.

Бронирование: бортовой пояс, боевая рубка, элеваторы, погреба боезапаса и орудийные щиты – 12,7 мм. траверсы и Палуба – 9,5 мм. Персональный состав: офицеров – 3; кондукторов – 4 и матросов – 41 человек.

Все лодки первого типа были выстроены в первой половине 90-ых годов XIX века и вступили в строй в 1893. Для постройки этих судов в Николаевске на Амуре был выстроен новый эллинг, где суда закладывались попарно (строительство эллинга начато во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века). Верфь имела возможность строить по четыре корабля в год, спуская суда во время отсутствия ледостава.

Канонерские лодки второго типа: «Якут», «Ительмен», «Уличанин», «Нанаец», «Юкагир», «Долгунец». Водоизмещение стандартное – 279 т, большое – 315 т, протяженность – 57,2 м, ширина – 8,6 м, осадка – 0,84 м. Главные механизмы – 2 вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 564 индикаторных л.с. и два двухтопочных цилиндрических огнетрубных котла, снабжали скорость хода до 12,1 узла. Обычный запас угля 84 т, в перегруз до 118 тысячь киллограм.

Большая дальность хода на 8 узлах – до 1600 миль. Все вспомогательные механизмы и главные, и паровые котлы – производства Балтийского завода и всецело соответствуют таковым на канлодках первого типа.

Оружие: 2?1?120-мм пушки с длиной ствола 45 калибров (дальность стрельбы – 70 кабельтов; скорострельность – 9 выстрелов в 60 секунд; боезапас по 150 выстрелов на ствол), 2?1?63,5-мм скорострельные пушки Барановского (боезапас – 280 выстрелов на ствол) и 6?1?7,62-мм пулеметов, один прожектор диаметром 120 см. Пулеметы и 63,5-мм пушки имели возможность употребляться десантной командой. Бронирование: бортовой пояс, боевая рубка, элеваторы, погреба боезапаса и орудийные щиты – 12,7 мм. траверсы и Палуба – 9,5 мм.

Персональный состав: офицеров – 4; кондукторов – 4 и матросов – 57 человек. Все лодки второго типа были выстроены в 1893–1896 гг. и вступили в строй к 1897 году.

Канонерские лодки третьего типа: «Орочанин», «Вогул». Первоначально строились по типу «Якут», но после этого 120-мм пушки заменили 152-мм орудиями с углом вертикальной наводки +67 градусов. Водоизмещение стандартное – 279 т, большое – 315 т, протяженность — 57,2 м, ширина – 8,6 м, осадка – 0,84 м. Главные механизмы – 2 вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 564 индикаторных л.с. и два двухтопочных цилиндрических огнетрубных котла, снабжали скорость хода до 12,1 узла.

Обычный запас угля 84 т, в перегруз до 118 тысячь киллограм. Большая дальность хода на 8 узлах – до 1600 миль. Все вспомогательные механизмы и главные, и паровые котлы – производства Балтийского завода и всецело соответствуют таковым на канлодках первого и второго типов.

Оружие: 2?1?152-мм орудия с длиной ствола 28 калибров (дальность стрельбы – 70 кабельтов; скорострельность – 6 выстрелов в 60 секунд; боезапас по 110 выстрелов на ствол), 2?1?63,5-мм скорострельные пушки Барановского (боезапас – 200 выстрелов на ствол) и 6?1?7,62-мм пулеметов, один прожектор диаметром 120 см. Пулеметы и 63,5-мм пушки имели возможность употребляться десантной командой. Бронирование: бортовой пояс, боевая рубка, элеваторы, погреба боезапаса и орудийные щиты – 12,7 мм.

траверсы и Палуба – 9,5 мм. Персональный состав: офицеров – 4; кондукторов – 4 и матросов – 57 человек. Обе лодки третьего типа были выстроены во второй половине 90-ых годов XIX века и вступили в строй к 1898 году.

Занимательна история появления орудий для этих канонерок. В 1895 году командующий дальневосточным армейским округом генерал Скобелев внес предложение вооружить артиллерийские суда орудиями, талантливыми вести пламя с закрытых позиций и по сопернику, находящемуся за складками местности. В условиях ДВ это было весьма актуально: холмистая местность, изрезанная водными потоками, затрудняла ведение огня прямой наводкой.

ВК обратился к ведущим производителям отечественной артиллерийской продукции.

Александровский завод предоставил переделочное орудие на базе 6-дюймовой корабельной пушки примера 1877 года с длиной ствола 25 калибров. На складах имелось девять орудий для того чтобы типа, и около восьмидесяти пребывало на судах в эксплуатации. На новый станок наложили ствол ветхого морского орудия. Протяженность орудия составляла 4267 мм, протяженность нарезной части 3816 мм (25 калибров). Вес ствола с замком 4177 кг.

Вес станка-новодела 5230 кг. Вес орудия без щита (не предусматривался конструкцией) – 9407 кг. Орудие стреляло боеприпасами весом 41,5 кг с начальной скоростью 542 м/с на большую дальность в 13 350 метров.

Станок разрешал создавать вертикальную наводку в пределах -3,5 ? +65º и на 360º по горизонтали.

Обуховский завод предоставил укороченный вариант морского орудия примера 1891 года. Орудие планировало из забракованных стволов и нового станка, разрешающего иметь возвышение орудия до 67º. Бракованных стволов на Обуховском заводе имелось пять штук. Протяженность ствола 3811 мм (25 калибров), вес ствола 3185 кг.

Вес станка со щитом – 5299 кг, вес щита – 487 кг. Вес совокупности в целом – 8484 кг. Дальность стрельбы 14 158 м. вес боеприпаса 41,5 кг, начальная скорость боеприпаса 578 м/с, заряжание раздельно-гильзовое, гильза – укороченная до 840 мм гильза от пушки примера 1891 года.

Станок по конструкции был подобен станку пушки 1891 года.

Пермский орудийный завод предоставил орудие на базе собственной 6-дюймовой осадной пушки примера 1877 года. Пушку удлинили до 28 калибров (30 калибров по стандарту Армейского ведомства) и наложили на морской станок. Масса ствола с замком – 3200 кг, масса станка – 4400 кг, масса в боевом положении – 7600 кг.

Начальная скорость боеприпаса – 623 м/с, вес боеприпаса 41,5 кг, большая дальность стрельбы – 14 200 м. Станок разрешал наводить орудие по горизонтали в пределах 210º, большой угол возвышения — +40,5º, большой угол склонения – -3,5º.

Самым недорогим и самым тяжелым выяснилось орудие Александровского завода. Самым легким было орудие Пермского орудийного завода. Самым скорострельным – орудие Обуховского завода. Пермское орудие имело громадную начальную скорость, но меньший угол возвышения.

Наряду с этим пермское орудие имело 7 зарядов, что разрешало маневрировать огнем по дальности. А при применении пермских зарядов в орудии Обуховского завода – маневренность огнем была еще выше. Но из-за нехорошего качества стволов обуховское орудие имело большой разброс.

Одновременно с этим стало известно, что Обуховский завод загружен заказами и не сможет изготовить новые стволы для орудий. На заседании в МТК ВК внес предложение передать заказ пермякам. Пермский орудийный завод должен был переделать собственный орудие под поршневой станок и затвор по типу обуховского завода.

Александровскому заводу заказали 16 переделочных орудий для установки во Владивостокской крепости в качестве стационарных орудий береговой обороны.

Во второй половине 90-ых годов XIX века Пермский орудийный завод предоставил орудие на опробование. Маленькая морская 6-дюймовая пушка-гаубица имела длину ствола 28 калибров. Ствол пушки рассчитывался под бездымный порох и был скреплен по типу 120-пудовой осадной пушки. Масса ствола с замком – 3200 кг, масса станка со щитом – 5299 кг, вес щита – 487 кг, масса в боевом положении – 8499 кг. Начальная скорость боеприпаса – 623 м/с, вес боеприпаса 41,5 кг, большая дальность стрельбы – 15 580 м (84 кабельтовых).

Станок разрешал наводить орудие по горизонтали в пределах 360º, большой угол возвышения — +67,5º, большой угол склонения – -5º. Орудие имело поршневой скорострельность и затвор до 6 выстрелов в 60 секунд. Маленькая морская пушка опробование выдержала и была принята для оружия канонерских крепостей и лодок.

Во второй половине 90-ых годов XIX века четыре таких орудия отгрузили для канонерских лодок «Вогул» и «Орочанин».

«Маленькая 6-дюймовая морская пушка навесного огня примера 1898 года»

В том же году на Пермском орудийном заводе эту пушку переложили на осадный станок. Орудие было принято на вооружение под индексом «6-дюймовая тяжелая пушка-гаубица примера 1898 года». Военное ведомство заказало 36 таких орудий, а Морское ведомство – 24 для крепостей Владивостока и Порт-Артура.

Наименование «пушка-гаубица» показалось как вариант обособления данной совокупности. Орудие имело долгий (не мортирный) ствол и одновременно с этим имело возможность вести навесную стрельбу. Исходя из этого рабочей группой ГАУ и была принята эта сокращение. Появление данного орудия стало причиной пересмотра всего артиллерийского последовательности. Армейским ведомством была заказана 6-дюймовая облегченная гаубица с длиной ствола 21 калибр.

После этого дело дошло до 42-линейной легкой гаубицы. Но военных не устраивал слабость 6-снаряда и вес дюймовки 42-линейной гаубицы. Приняли соломоново ответ – создали промежуточную, 48-линейную полевую гаубицу.

Все эти орудия имели одно конструктивное ответ а также были похожи. Ствол орудия уложили в люльку по типу 63,5-мм орудий Барановского. В люльке поместили тормоз отката веретенного типа и пружинный накатник. Орудия имели шестеренчатый привод вертикальной наводки. Механизма горизонтальной наводки орудия монтировался в оконечности станины и перемещал лафет относительно сошника по зубчатой рейке.

Данный механизм употреблялся для правильной наводки орудия.

Тяжелая 6-дюймовая осадная пушка примера 1898 года

Масса ствола пушки составляла 200 пудов (3200 кг). Такие орудия выпускались Пермским орудийным заводом. Калибр: 152,4 мм.

Протяженность ствола: 30 калибров. Масса в боевом положении: 5647 кг. Дульная скорость: 623 м/с.

Большая дальность стрельбы: 14 500 м. Большой угол возвышения: +60,5 градусов. Большой угол склонения: −5 градусов. В походном положении орудие разбиралось на две части – ствол перекладывался на ствольную повозку.

Что касается гаубицы на канонерских лодках – речники сначала встретили их очень плохо. Всем казалось, что это откат назад на полтора десятка лет. Но на учениях 1899 года КЛ «Орочанин», укрывшись за островом, «условно нанесла тяжелые повреждения» условному сопернику – КЛодкам «Нанаец» и «якут». «Соперник» ввиду отсутствия визуального контакта не имел возможности применить собственное оружие. Действительно, для гаубичных КЛ стрельба также не была несложной.

Потребовалось развивать средства связи и корректировочную службу. Для начала применяли сигнальный прожектор и гелиограф, позже настало время телефонов. В тех случаях, в то время, когда не было возможности пользоваться простыми видами связи, использовали полевые переносные радиостанции, которыми с 1900 года оснащались сухопутные армии. Эти радиостанции были созданы русским ученым А.С. Поповым при участии П.Н. капитана и Рыбкина Д.С.

Троицкого.

http://pandia.ru/text/78/399/56674.php

Что творят то с кораблем!!!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: