Бронетехника византийской империи — танки, часть i (old)

Что-то я достаточно нежданно увяз в бронетехнике, кроме того больше, чем в свое время в военно-морском флоте. Вместо планируемого одного поста про бронеавтомобили выходит широкое описание веток развития всей военной техники Византии, это уже третий пост, и меня начинает медлено заносить в танки Интербеллума, в противном случае и дальше. Но, это будет позже, а на данный момент статья о том, как Византия первее Англии танк изобрела.

Вступление

Бронетехника византийской империи - танки, часть i (old)

Трактор Холт, модель Александра Шуваева. Стал первым в мире трактором, вооруженным 75-мм пушкой, пускай и в экспериментальных целях.

Византийское руководство поняло потребность в бронированном шасси высокой проходимости еще в 1912 году, в конце войны с Персией. Становилось ясно, что у существующих бронеавтомобилей очень ограниченная проходимость, и повысить ее возможно, только уменьшив нагрузку за счет вооружения и бронезащиты — тогда как и они признавались недостаточными.

Предвидя вероятные затруднения с прорывом вражеских упрочнений, армейское руководство всячески интересовалось возможностью установки 75-мм пушки на автомобильное шасси. Шло время, началась разработка Та-5 Гурони, но многие осознавали, что это только полумера. Требовалось какое-то радикальное ответ.

Одвременно с этим собственные разработки вел завод VMF в Никомедии. Будучи одним из самых больших фирм в Византии, он выпал из гонки бронеавтомобилей по той несложной причине, что создавал гусеничную сельскохозяйственную технику. Низкая мобильность гусеничных шасси первоначально казалась через чур большим недочётом, да и проходимость оставалась под вопросом.

Но управление VMF, заинтересованное в оборонных заказах, за собственный счет начало проработки первых, пока еще не бронированных тракторов с оружием из 75-мм пулемётов и 2-3 пушки. В разработке принимали участие и заинтересованные офицеры армии, к каким скоро присоединился генерал от торакитии Николай Валентис, замечательно знавший существующие недочёты тяжелых бронеавтомобилей. Главный акцент делался на проект оружия импортного трактора Холт, показавшегося в 1912 году.

Помимо этого, существовал проект шасси на базе нового собственного полугусеничного трактора VMF Т-15 Вували (Буйвол).

Византийский трактор Буйвол на опробованиях.

Итог, полученный в середине 1913 года, был неприятным. Ни чисто гусеничное шасси, переделанное из трактора Холт, ни полугусеничный Вували не удовлетворяли ни военных (в плане вероятной нагрузки, манёвренности и проходимости), ни заводских (военизированные образцы были достаточно трудоемкими в производстве) представителей.

Побочным приятным результатом для завода VMF стал широкий армейский заказ на Буйволов — армии понравились результаты опробований по буксировке 155-мм гаубиц. Однако, гусеничное шасси будущих танков до тех пор пока не складывалось.

Решающим выяснилось предложение генерала Валентиса создать на базе взятого опыта особое шасси, которое удовлетворит и военных, и заводских представителей. Наряду с этим подразумевалась простота производства, проходимость и достаточная манёвренность при нехороших грунтовых условиях, т.е. по глубокой грязи. В малейшие сроки в VMF создали такое шасси.

Опробования, совершённые в конце 1913 года, весьма обнадеживали. Шасси, нагруженное до 25 тысячь киллограм (потолок, обозначенный Валентисом для будущих танков), имело удельный вес на грунт всего 0,62 кг/м2 (значительно меньше, чем у английских танков), что снабжало ему хорошую проходимость. Отказ от колесных тележек облегчил управление.

Управлялось шасси с единого поста, на котором были сосредоточены все органы управления, что в теории очень сильно уменьшало экипаж. Опробования шасси VMF стали базой для полусекретного конкурса (будущие автомобили настойчиво назывались сверхтяжелыми пушечными бронеавтомобилями), на что Валентис, пользуясь помощью Императора, пригласил три ведущие машиностроительные компании империи — VMF, TMF и Луканис.

Конкурс

Эскизные проекты танков VMF, Луканиса и TMF

По окончании постройки шасси VMF создание новых автомобилей отправилась ускоренными темпами. Среди требований клиента (в лице Валентиса) главными были:

— артиллерийское оружие — 75-мм пушка (с полным зарядом);

— стрелковое оружие — 2-3 станковых пулемета и 1 запасной легкий;

— наличие бойниц для стрельбы из лёгкого пулемёта и личного оружия;

— применение в качестве силовой установки существующих двигателей;

— как возможно громадная унификация отдельных деталей и узлов с уже находящимися в производстве;

— простота конструкции;

— удобство работы экипажа.

Все проекты имели собственные отличительные изюминки. Уже к февралю 1914 года все три компании представили собственные конкурсные проекты будущих автомобилей. Так, TMF попросту скрестили существующие проекты двухбашенных пулеметных броневиков с гусеничным шасси, добавив 75-мм пушку в корпусе. Луканис по сути сделали то же, лишь с тяжелыми пушечными броневиками — их танк должен был идти в бой кормой вперед.

VMF увеличили собственный шасси в длину и ширину, поместив 75-мм пушку в корпусе с солидным боекомплектом, добавив сверху одну пулеметную башенку. Так как клиент и близко не воображал, как эргономичными и действенными окажутся эти автомобили, было решено выстроить по 4 прототипа и испытать их в армиях. Наряду с этим эскиз автомобили Луканиса удостоился резкого замечания по поводу кормового размещения 75-мм пушки. При постройке прототипов компания обязывалась переместить орудие в носовую часть.

Работам отводились достаточно сжатые сроки — 5 месяцев. Прототипы были представлены к опробованиям 28 июня 1914 года, ровно в тот сутки, в то время, когда был убит австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд и было положено начало кризису, что перерастет в Первую мировую.

Пехотный танк Луканис

Тяжелый танк Луканис жёсток и грозен

Выстроенные прототипы Луканиса стали примером будущих САУ, лишь в куда более громоздком выполнении. Баки с горючим, трансмиссия, емкости с водой и часть снарядов размещались в ванне между гусеницами. Сверху над данной конструкцией строилась прямоугольная рубка, поделённая на три условных отсека (внутренние перегородки отсутствовали).

В переднем размешалась 75-мм пушка и 7,5-мм пулемет, размещенные в башенной установке с ограниченными углами обстрела (80 градусов на любой борт). По бокам от орудийной установки пребывали две тесные рубки второго водителя и главного. Сзади, за ними условно начиналось отделение управления.

На возвышенном кресле посередине размешалось место командира экипажа. Он единственный из всех членов экипажа имел хороший обзор из собственной командирской башенки на крыше танка. Слева и справа от него в спонсонах размешались пулеметчики.

Сзади пребывало отделение управления — в том месте, в узком проходе между двумя двигателями пребывало рабочее место механика. Так как на протяжении езды машину очень сильно шатало, механик предпочитал пребывать в отделении управления, рядом с креслом начальника.

По окончании военных опробований в июне-июле 1914 года у Луканисов были распознаны следующие недочёты конструкции:

— нехорошая внутренняя вентиляция, экипаж угорал от паров бензина, скапливавшихся в едином отсеке автомобили;

— места работы двух водителей очень неудобны ввиду плохого обзора и стеснённости;

— большой верхний вес, в результате которого существует настоящая опасность опрокидывания автомобили на сложной местности;

— уязвимость бензобаков, расположенных между гусеницами и защищенных всего 5-мм броней.

Одновременно с этим имелись и плюсы:

— простота конструкции;

— хорошие углы пулемётов и обстрела орудия;

— хороший обзор командира экипажа;

— равномерная нагрузка на шасси.

В следствии проект танка Луканис был отклонен, не смотря на то, что кое-какие особенности его конструкции будут заложены в первоначальный серийный танк Византии А-1. Сами же Луканисы поступили в первую танковую учебную часть, где прослужили до середины 20-х годов, по окончании чего их списали и утратили на какое-то время. Неожиданно отысканные в 1935 году строительным (!!!) предприятием, они еще послужат базой для САУ.

Годы производства: 1914

Выпущено: 4 единицы

Боевая масса: 22,4 тысячь киллограм

Размерения: 6,3х3,2х2,87 м

Клиренс: 0,42 м

Ширина трака: 0,5 м

Двигатель: 2 4-цилиндровых, карбюраторных, жидкостного охлаждения, 2х60 л.с.

Скорость, макс: 10 км/ч

Запас хода: 90 км

Подвеска: блокированная, с винтовыми пружинами

Бронирование: лоб, корма и борт 15 мм, днище и крыша 5 мм, башня 10-15 мм

Оружие: 1 75-мм пушка (45 снарядов), 4 7,5-мм пулеметов (8000 патронов)

Экипаж: 8 человек

Пехотный танк TMF

Танк TMF несложен и технологичен

Во главу угла при постройке прототипов TMF ставилась технологичность производства. Корпус танка воображал собой гроб с наклонным лобовым страницей, к которому по бокам пристыковывались элементы ходовой части. В корме корпуса размешались два двигателя, перемещённых к бортам.

Их обслуживал единственный механик (по терминологии того времени — моторист), что кроме этого должен был вести пламя из кормового пулемета, установленного за двигателями в ужасной тесноте. Перед двигателями размешались рабочие места заряжающего (боеприпасы пребывали в двух стеллажах сходу перед двигателями) и двух пулеметчиков, обслуживающих башенные установки. Перед ними бок о бок размешались командир экипажа (справа), наводчик (посередине) и шофер (слева).

75-мм пушка монтировалась в лобовом странице посередине, с маленьким смещением к левому борту. По окончании опробований автомобили были распознаны следующие недочёты:

— нерациональная компоновка автомобили, в результате которой экипаж теснится вширь, но наряду с этим имеет большое количество свободного места в высоту;

— неудачное размещение 75-мм пушки с очень ограниченными (10 градусов) углами обстрела;

— неудачное размещение кормового пулемета;

— неудачно расположенный боекомплект орудий, стеллажи перегреваются из-за близко расположенных двигателей.

Но, кроме этого отмечались и плюсы проекта:

— простота конструкции и высокая технологичность;

— хорошие углы обстрела башенных пулеметов;

— наличие принудительной вентиляции боевого отделения, почему экипажу было значительно эргономичнее и легче трудиться, дыша обычным воздухом;

— неудачное размещение втяжного вентилятора (под дном танка).

Не обращая внимания на плюсы, TMF был признан нехорошим из всех представленных прототипов. Помимо этого, уровень качества их постройки выяснилось низким. Прослужив в учебных частях, они уже в 1919 году были посланы на переплавку.

Годы производства: 1914

Выпущено: 4 единицы

Боевая масса: 23,3 тонны

Размерения: 6,6х3,5х1,85 м

Клиренс: 0,42 м

Ширина трака: 0,5 м

Двигатель: 2 6-цилиндровых, карбюраторных, жидкостного охлаждения, 2х90 л.с.

Скорость, макс: 12 км/ч

Запас хода: 90 км

Подвеска: блокированная, с винтовыми пружинами

Бронирование: лоб 20 мм, борта 15 мм, корма 10 мм, днище и крыша 5 мм

Оружие: 1 75-мм пушка (60 снарядов), 2 7,5-мм пулемета (5000 патронов)

Экипаж: 5 человек

Пехотный танк VMF

Прототип, представленный VMF к опробованиям

Инженеры VMF, обиженные тем, что созданное ими шасси ушло и к соперникам, вместо того дабы опускать руки, взялись за разработку собственного прототипа. Наряду с этим основной упор делался на удобство условий и защищенность экипажа работы — это собственное требование к танку обосновывалось тем, что при прорыве вражеской обороны немногочисленным штурмовым бронемашинам придется дни поддерживать атакующую пехоту, почему требуется разместить место и достаточный боекомплект под минимальный дневный паек.

Кстати, как раз в машине VMF в первый раз был сформулирован главный постулат тяжелых танков — тяжелая военная машина для помощи пехоты. Из этого проистекало еще одно требование — достаточный уровень живучести, что в понимании инженеров означало защиту от осколков легких снарядов и пуль любых калибров на родных расстояниях.

В ходе проработки было нужно отказаться от пулеметной башенки — танк все равно должен был употребляться вместе с пехотой, которая и снабжала ему защиту от вражеских воинов, а для ближнего боя посчитали достаточным иметь 2-3 легких пулемета Apred 13 с возможностью ведения огня из различных точек. В следствии у конструкторов оказался весьма хороший прототип, оставляющий сзади и TMF, и Луканиса. Его преимуществами считались:

— хорошая вентиляция боевого отделения за счет открытой крыши корпуса в задней части;

— замечательный двигатель (спарка двух тяжелых 90-сильных движков);

— разделение танка на боевое и моторное отделения, что практически исключило отравление парами бензина и выхлопными газами экипажа;

— помимо этого, перегородка моторного отделения и открытая крыша облегчали эвакуацию экипажа танка при пожаре;

— солидный боекмоплект в 80 75-мм снарядов, что съел довольно много места в танка;

— хорошее разделение ролей членов экипажа (начальник, шофер, наводчик, заряжающий, моторист);

— низкий корпус;

— хороший уровень бронезащиты (20-мм лобовой лист, непробиваемый винтовочными пулями кроме того близко).

Но, имелись у танка и недочёты:

— не сильный пулеметное оружие;

— недостаточный обзор начальника;

— ограниченные углы горизонтальной наводки 75-мм орудия (по 5 градусов на борт), расположенного с правой стороны корпуса в лобовом странице.

Но, недочёты эти были достаточно легко исправимы. Прототипы VMF были приняты за главные. Серийное производство предполагалось начать в сентябре-октябре, но первый опыт всемирный войны принес большие коррективы в эти замыслы.

Годы производства: 1914

Выпущено: 4 единицы

Боевая масса: 23,3 тонны

Размерения: 6,6х3,5х1,85 м

Клиренс: 0,42 м

Ширина трака: 0,5 м

Двигатель: 2 6-цилиндровых, карбюраторных, жидкостного охлаждения, 2х90 л.с.

Скорость, макс: 12 км/ч

Запас хода: 90 км

Подвеска: блокированная, с винтовыми пружинами

Бронирование: лоб 20 мм, борта 15 мм, корма 10 мм, днище и крыша 5 мм

Оружие: 1 75-мм пушка (80 снарядов), 2 7,5-мм пулемета (5000 патронов)

Экипаж: 5 человек

Пехотный танк А-1

A-1 Deig.A

Начало войны с Австро-Венгрией подняло вопрос, что же делать с новыми автомобилями (каковые решили именовать арматами — боевыми колесницами) — ускорять их производство либо же неспешно доводить их до ума и поставить армии уже качественное, проверенное по всем статьям оружие? Ответ из строевых частей был взят достаточно скоро — автомобили были желательны к появлению, но не безотлагательно (в то время считалось, что война не продлится продолжительно и будет в основном маневренной).

Не до конца оценив возможности новой автомобили, ромеи намерено не спешили с постройкой новых танков, в следствии чего их появление на фронте отложилось по различным оценкам на 6-10 месяцев. Конструкторы VMF принялись дорабатывать исходный проект. Было решено установить по бронеавтомобильному типу башню с второй 75-мм пушкой (с облегченным зарядом), что теоретически увеличивало огневую мощь и пара компенсировало ограниченные углы обстрела 75-мм пушки в корпусе.

Последнюю первое время предполагалось снять, заменив пулеметом; но побеждало вывод, что башни в сражении будут менее живучими, и чтобы танки не остались без собственного главного оружия в сражении, пушку следовало покинуть. Возросший вес частично компенсировали более узким лобовым страницей корпуса.

Производство танков началось только в январе 1915 года и сопровождалось некоторыми трудностями. В следствии 1-й батальон катафрактов уменьшенного штата (48 автомобилей вместо 60) удалось укомплектовать только к маю, а экипажи научили до приемлемого уровня к августу. К этому времени на фронте случилось множество битв, в которых танки стали бы не лишними.

Первым крещением новых автомобилей, названных А-1, стал контрудар под Белградом с целью остановить продвижение австрияков на юг (об этом поведаю как-то раздельно). Не считая восхищенных отзывов по поводу эффективности этих автомобилей имелась и критика, сводившаяся к двум пунктам — наличие и надёжность в боекомплекте снарядов двух типов.

Не обращая внимания на выдающиеся чертей новых танков (уж получше английских ромбиков и германских A7V), они довольно часто ломались в сражении а также на протяжении перевозки, а два различных боеприпаса одного калибра приводили к в снабжении и при заряжании на протяжении боя. Неприятности были с трансмиссией, двигателями, башнями, нижней 75-мм пушкой. Последнюю в частях довольно часто снимали, а освободившуюся массивную маску пушки переделывали под 7,5-мм Сальватор 13.

Однако, фабрики настойчиво ставили вторую семьдесятпятку на танки. Параллельно увеличивалась и надежность — уже в начале 1916 года в части стали поступать в полной мере качественные А-1. Небольшие доработки происходили конкретно на протяжении производства, почему официально танк оставался в единственной модификации.

Только в 1918 году показались танки Deig.B, ставшие результатом анализа трехлетнего опыта войны. 75-мм пушка являлась достаточным средством борьбы с лёгкими укреплениями и пехотой противника, но при определенных условиях требовалось наличие более правильной и дальнобойной пушки, кроме того в ущерб действию при попадании. Помимо этого, башенная установка с 75-мм пушкой была единственным элементом А-1, которая не торопилась становиться надежной и довольно часто выходила из строя.

Стремительными темпами на базе морского примера была создана 57-мм пушка, которую разместили в уменьшенной башне восьмигранной формы. В том же направлении переехал начальник, ставший сейчас и наводчиком новой пушки. Экипаж сократился до 6 человек, размещение его стало более свободным. Место водителя сместилось ближе к левому краю (ранее размешалось посередине). Были установлены более замечательные двигатели и 25-мм лобовая броня лба корпуса.

Танки данной серии ограниченно принимали участие (в силу собственной малочисленности) во всемирной войне, но как раз B-шки стали базой катафрактарных батальонов в 20-е годы. Уже устаревшие, с изношенными двигателями, танки А-1 успели поучаствовать и в начале Второй мировой.

A-1 Deig.B

Годы производства: 1915-1922

Выпущено: 376 единиц (+12 для Сербии)

Боевая масса: 25,5 тысячь киллограм

Размерения: 6,6х3,5х2,7 м

Клиренс: 0,42 м

Ширина трака: 0,5 м

Двигатель: 2 6-цилиндровых, карбюраторных, жидкостного охлаждения, 2х90 л.с.

Скорость, макс: 12 км/ч

Запас хода: 100 км

Подвеска: блокированная, с винтовыми пружинами

Бронирование: борта и лоб 15 мм, корма 10 мм, днище и крыша 5 мм, башня 15 мм

Оружие: 2 75-мм пушки(80 снарядов), 2 7,5-мм пулемета (5000 патронов)

Экипаж: 7 человек

Deig.A (1915-1918) – базисная модель, всего 218 единиц (+12 для Сербии);

Deig.B (1918-1922) – усовершенствованная базисная модель с 2х120-сильными двигателями, башня заменена на меньшую с 1 57/30-мм пушкой (70 снарядов) и 1 7,5-мм пулеметом, защита башни 15 мм (маска 25), защита лба 25 мм, вес возрос до 26 тысячь киллограм, всего 158 единиц;

Кавалерийский танк А-2

A-2 Deig.A

Уже на протяжении применения тяжелых танков открылась надобность в более мобильных бронированных автомобилях, каковые имели возможность бы частично взять на себя штурмовые функции, оставаясь наряду с этим мобильными автомобилями с высокой проходимостью. В следствии в экстренном порядке была начата разработка новой военной машины, которая начала разделение танков Византии на пехотные (либо штурмовые) и кавалерийские. Со своей стороны, танки А-2 стали первыми кавалерийскими танками Византии.

При их проектировании обширно употреблялись автомобильные агрегаты, создаваемые развитым автопромом страны. Основываясь на той же ходовой, что и А-1, кавалерийские танки должны были взять такой же двигатель (но один), иную трансмиссию и легкое пулеметное оружие. Броня должна была обеспечить машине противопульную защиту.

В следствии в середине 1916 года развернулось производство А-2. Эти танки достаточно хорошо продемонстрировали себя на протяжении прорывов, существенно усиляя мобильные кавалерийские и подразделения пехоты, но конкретно при штурмах показывали себя слабо. Однако, их признали успешными автомобилями. В 1918 году при установке новой башни на А-1 появилась мысль поставить ее и на А-2 — благо, размеры разрешали.

В следствии А-2 Deig.B взяли на вооружение 57-мм пушку, которая существенно повысила их огневую мощь.

По окончании войны танки А-2 простояли на вооружении до конца 20-х годов, пока не удалось нарастить производство новых образцов военной техники. Оставшись в тени более могучих и впечатляющих А-1, эти кавалерийские автомобили все же сделали большой вклад в развитие не только танкостроения империи, но и в теоретическое развитие применения танков. Кроме Византии, танки А-2 поставлялись по окончании войны в Югославию, производились по лицензии в России и Румынии, оставив в истории заметный след.

A-2 Deig.B

Годы производства: 1916-1922

Выпущено: 548 единиц (+36 для Югославии)

Боевая масса: 15,8 тысячь киллограм

Размерения: 5,8х2,7х2,5 м

Клиренс: 0,4 м

Ширина трака: 0,5 м

Двигатель: 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, 90 л.с.

Скорость, макс: 16 км/ч

Запас хода: 200 км

Подвеска: блокированная, с винтовыми пружинами

Бронирование: борта и лоб 15 мм, корма 10 мм, днище и крыша 5 мм, башня 15 мм

Оружие: 3 7,5-мм пулемета (8000 патронов)

Экипаж: 4 человека

Deig.A (1916-1918) – базисная модель, всего 214 единиц;

Deig.B (1918-1922) – усовершенствованная базисная модель с 120-сильным двигателем, одной башней с 1 57/30-мм пушкой и 1 7,5-мм пулеметом, бронезащита башни 15 мм, вес возрос до 16 тысячь киллограм, скорость возросла до 18 км/ч, всего 334 единицы (+36 для Югославии);

Пара слов о численности

Быть может, кому-то покажется, что численность византийских танков ПМВ мала. Всего-то 924 танка, да и то с учетом послевоенных 4 лет! И наряду с этим Византия позиционируется как одна из самых сильных промышленных государств! Поясняю, из-за чего численность мала:

— в силу географических изюминок главного ТВД потребность в бронетехнике ниже, чем на равнинах Франции;

— торакитные войска Византии не будут нести столь важных утрат в битвах, как британцы (с практически 100-процентной утратой матчасти); помимо этого, весьма деятельно будут трудиться эвакуационные отряды;

— Византия кроме потребностей будет еще и удовлетворять потребности Сербии в ружьях, боеприпасах, орудиях, потому высокое насыщение военной техникой (в тысячах штук) не представляется вероятным, тем более с продолжением активного строительства флота;

P.S. Как-то так. Надюсь, затем все же разберусь с статьями по Константинопольской битве, и не рвану в танки Интербеллума со всей собственной прытью.

Византийский таксис (рус.) История мировых цивилизаций

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: