Броня на византийских гусеницах. боевые бронетрактора первой линии. (мир византийской империи от коллеги arturpraetor)

      Комментарии к записи Броня на византийских гусеницах. боевые бронетрактора первой линии. (мир византийской империи от коллеги arturpraetor) отключены

Это ДО войны умельцы не через чур громадных, но отлично оснащённых Механических Мастерских Ларисы, именуемых в просторечье легко «Транспортным Арсеналом», неспешно и весьма как следует собирали тяжёлые арттягачи — вначале паровые, а позже и с двигателями внутреннего сгорания. Работы у арсенала хватало неизменно. Как раз тут строили и ремонтировали фактически целый наличный тяжёлый тракторный парк византийской армии – благо, он был не так уж велик.

Но с началом ПМВ всё изменилось!

Византийская Империя спешно мобилизовывалась и разворачивала корпуса и свои армии, придавая им отдельные дивизионы тяжёлой артиллерии, для буксировки которой требовались замечательные трактора.

В случае если раньше для этого употреблялись громоздкие и неуклюжие локомобили на огромных колёсах, развивавшие хорошую тягу, но никаких особых требований по проходимости к ним не предъявляли, то сейчас, с внедрением и появлением в армии тракторов, проходимость стала причиной не меньше серьёзным, чем очевидная тяга.

Наподобие совсем сравнительно не так давно на гусеничные трактора наблюдали как на необычную диковинку – «Транспортный Арсенал» с 1909 года строил громадные и замечательные (до 1911 года полугусеничные) автомобили стапельным способом чуть не штучно – смешно сообщить, для каждого дивизиона тяжёлой или осадной артиллерии «Арсенал» собирал строго нужное количество тракторов по спецзаказу и чуть не по спецпроекту! Мирное время Лепота!

Сейчас же, изменилось решительно всё! «Механические мастерские Ларисы» взяли баснословные (по мирному времени!) деньги на расширение производства, на оборудование, на найм квалифицированных рабочих – благо на персонал «Арсенала» распространялась столь желанная для многих бронь от призыва в армию

За все эти пряники, от «Арсенала» требовалось лишь одно – ТРАКТОРА! Выступая перед персоналом «Арсенала», отправленный из Константинополя толстопузый, без финиша вытирающий носовым платком пот на лбу и залысинах, генерал, не жалея красок расписывал невыносимые страдания 12 лошадей-тяжеловозов в упряжке, каковые, выбиваясь из сил, тащили «по горам по долам» РАЗОБРАННЫЕ на две части (лафет и ствол раздельно!) тяжёлые орудия, и как смелая имперская пехота легионами гибнет под огнём коварного неприятеля, не имея замечательной артиллерийской помощи по обстоятельству дефицита тракторов!

Народ неистово рукоплескал столичному генералу, празднично устанавливал его на почётное место за банкетным столом, кормил и поил от пуза – как изголодавшегося окопника, а тот сытопьяно рыгал проглоченной наспех «Метаксой» и торопился на соседнюю пороховую фабрику, чтобы в красках поведать тамошним рабочим и служащим, как смелая имперская пехота легионами гибнет под огнём коварного неприятеля, не имея хватает патронов и снарядов по обстоятельству дефицита пороха

В соответствии с привезённому бравым генералом распоряжению Мобилизационного управления и Имперского Генштаба, «Транспортному Арсеналу» предписывалось сосредоточиться на массовом производстве собственного самого успешного гусеничного трактора (напомню – чуть не для каждого дивизиона тяжёлой артиллерии, за последние 5 лет, Арсенал разрабатывал и строил трактора по личному проекту и это были автомобили штучной эксклюзивной сборки и выделки!) тягой на крюке не меньше 5 тысячь киллограм, и выйти на количество выпуска 30 автомобилей в месяц не позднее начала зимы.

Для усиления кадров, на разворачиваемый в громадный полноценный завод «Арсенал» прибыли пара инженеров с Афинского машиностроительного предприятия «Луканис» (самого близкого к Ларисе национального машиностроительного предприятия), где уже вовсю создавали бронеавтомобили а также начали разработку первого пушечного бронеавтомобиля (будущий «Арес-1»).

Эти, «продвинутые» в бронетехнике инженера в первый раз выдвинули идею создания самоходного орудия на шасси трактора ММЛ-9 («Механические Мастерские Ларисы»), производимого «Арсеналом».

Это, оформленное соответствующе витиевато и подобострастно, обращение в Основное инженерное управление и Бронеуправление армии возымело немедленный эффект. На предприятие приехал лично помощник главы Бронеуправления в звании генерала, представитель от Главного артиллерийского управления и инженер-полковник Главного инженерного управления.

Собрав инициаторов обращения и директорат «Арсенала», эта компания принялась думать, что именно необходимо армии и что может сделать «Арсенал». Заседали, спорили и шумели пара дней, правильнее ночей и вечеров (днём все ИТРы «Арсенала» пахали как проклятые, а господа генералы, предварительно отоспавшись, осматривали достопримечательности старой Ларисы и наносили визиты своим привычным – в основном вдовушкам сослуживцев, павших в прошлых армейских кампаниях). Наконец, на свет Божий показался необычный документ, что с быстротой самого шустрого курьера улетел в Константинополь на утверждение.

Обратно документ возвратился уже с грифом «Совсем секретно» в опломбированном портфеле, пристёгнутом наручником к влиятельному контрразведчику и в сопровождении целого штата всевозможных «секретчиков», устроивших жёсткую диагностику на допуск тем, кто фактически данный документ придумывал!

В документе, завизированном самим императором (!), Ларисским Механическим Мастерским армейского ведомства предлагалось со всей вероятной спешкой создать и представить на опробования два примера бронетехники на шасси гусеничного трактора ММЛ-9:

1. Самодвижущееся орудие яркой помощи пехоты, в виде установленного на шасси трактора орудия громадного калибра (до 150 мм – «чем больше – тем лучше»); двигатель, ходовая часть, боекомплект и прислуга, по возможности, нужно укрыть щитами из брони, не пробиваемой винтовочными пулями, осколками снарядов и шрапнелью. Скорость всецело снаряжённой автомобили, исходя из возможностей тракторного шасси, но не меньше 4,5 км/ч.

2. Самодвижущийся минифорт, талантливый передвигаться по изрытому воронками полю боя, прорывать заграждения и уничтожая соперника конкретно в огневом контакте, в тесном сотрудничестве с пехотой, снабжать прорыв его обороны. Для чего машина должна иметь всецело и надёжно вооружение и забронированный корпус, талантливое обеспечить исполнение таковой задачи и скорость, соответствующую скорости передвижения атакующей пехоты (т. е. не менее шести километров/ч).

Применяемый в качестве базы, самый мощный и совершенный на этот сутки гусеничный трактор ММЛ-9 при 6-циллиндровом карбюраторном, трудящемся на низкооктановом бензине двигателе мощностью 75 л.с. (созданном когда-то для прогулочных вельботов) без нагрузки развивал скорость до семи километров/ч, а с полной «паспортной нагрузкой» до четырех километров/ч (не смотря на то, что он имел возможность двигаться и с двукратным перегрузом – действительно, скорость наряду с этим не превышала 2,5 км/ч).

В конструкцию трактора наряду с этим внесли пара усовершенствований.

Двигатель перевели на высокооктановое горючее, увеличив степень сжатия в цилиндрах и усилив клапана, за счёт чего мощность сходу возросла практически до 90 л.с. при некоем понижении гарантийного ресурса мотора. Эффективность совокупности охлаждения двигателя удвоили.

Ходовую часть удлинили на одну трёхкатошную тележку подвески, а пружины подвески весьма серьёзно усилили. Агрегаты трансмиссии кроме этого перепроектировали в повышения ресурса и сторону упрочнения.

Учитывая нагрузку, которую стало способно выдержать такое усиленное шасси, толщину бронирования «самодвижущегося форта» вычислили в 12 мм с передней проекции, 10 мм всё другое вертикальное бронирование и 6 мм горизонтальное. У самодвижущегося орудия, всё бронирование предполагалось выполнить из 10-6 мм брони.

Компоновку автомобилей выяснили на протяжении особого закрытого конкурса, на что было подано шесть вариантов «подвижного форта» и три варианта самодвижущегося орудия.

Лучшие варианты подробно проработали и представили на утверждение армейским. Те, сопоставив ТТХ, боевые возможности автомобилей и их приблизительную себестоимость, отказались утверждать эти проекты, потребовав или опустить на четверть цену автомобилей, или (что предпочтительнее) значительно увеличить боевые возможности бронетракторов.

Сейчас, к сути претензий и тому, что было принято и начало выпускаться в итоге.

Эта часть посвящается сугубо «самодвижущемуся форту».

«Самодвижущийся форт» привёл к неудовольствию своим оружием. Оно складывалось из четырёх станковых пулемётов, расположенных попарно в бортовых спонсонах (один в первых рядах и один позади в каждом спонсоне).

Между спонсонами размешалось отделение управления – причём сдвоенное – шофер имел возможность вести машину вперёд как простой трактор, но при необходимости имел возможность, развернувшись на своём сиденье назад, вести бронетрактор обратно задним ходом, применяя совершенно верно такой же набор оборудования, что и при перемещении вперёд. Между отделением управления и боевыми отделениями не было никаких внутренних перегородок – что так же ставилось в минус. Для посадки в машину помогали две громадные бортовые двери в серединках обоих спонсонов.

Учитывая, что спонсоны оказались низкими, пяти участникам экипажа в машине было достаточно тесно и не комфортно – пулемётчики были вынуждены трудиться или стоя на коленях, или сидя прямо на полу боевого отделения. К тому же, было совсем неясно, кто обязан руководить бронетрактором – то ли шофер, то ли один из пулемётчиков.

Неудовольствие армейских позвали кроме этого ограниченные углы наведения пулемётов – практически, вся огневая мощь, которую бронетрактор имел возможность обрушить на какую-либо расположенную в первых рядах конкретную цель – это один-единственный пулемёт с соответствующего бортового спонсона.

Броня на византийских гусеницах. боевые бронетрактора первой линии. (мир византийской империи от коллеги arturpraetor)

(Умелый бронетрактор «Самодвижущийся форт»)

Армия, постановив, что это никуда не годится, однако дала разрешение на изготовление умелой автомобили для опробований шасси, практической технологии доработки и отработки сборки компоновки. Помимо этого, от конструкторов настойчиво попросили расширить сектора обстрела пулемётов и усилить оружие с тем, чтобы на самые важных ракурсах бронетрактор имел возможность обрушить на цель пламя из двух стволов. А ещё высказывалось пожелание обеспечить возможность преодоления широких разрушения и траншей проволочных заграждений.

Сообщено – сделано! Испытав умелое шасси и устранив все его технические недочёты, конструктора перекомпоновали боевое отделение, ликвидировав пулемётные установки в задней части спонсонов, а заодно и бортовые двери, введя вместо них одну дверь в корме корпуса.

Но на крышах спонсонов сейчас показались пулемётные башенки со станкачами, а передние огневые точки спонсонов модифицировали с тем, чтобы в них возможно было устанавливать не только пулемёты, но а также малокалиберные 35-мм морские пушечки! В передней части автомобили показалось приспособление для разрушения проволочных заграждений, а позади «удлинитель» для преодоления широких рвов. То, что за таковой дополнительный груз было нужно заплатить понижением бортовой и кормовой бронезащиты с 10 до 8 мм, а горизонтальной защиты с 6 до 4 мм, армейские, скрипя зубами, приняли.

Как раз в таком виде бронетрактор «самодвижущийся форт» начали производить серийно, с темпом до 10 автомобилей в месяц. По распоряжению минобороны машина взяла маркировку «Аякс-1».

(Бронетрактор «Аякс-1» обр. 1915 г.)

Такие «самодвижущиеся форты», именуемые ещё «боевыми бронетракторами первой линии», «Арсенал» производил в течение двух лет, неспешно внося в них разные улучшения, касавшиеся в основном шасси.

Самым сложным было что-то поменять в компоновке. Дело в том, что и башнёры и водитель размешались на собственных местах сидя – находиться в низкой машине было в принципе нереально. А каково было канонирам в спонсонах?! Им приходилось обслуживать пулемёт либо пушку (ставили то, что сейчас имелось на заводе!) стоя на коленках, а отдыхать и пережидать долгие марши неторопливых бронетракторов сидя на полу. И то и другое было некомфортно.

К тому же, в движении вести прицельный пламя из установленного в спонсонах оружия было совсем нереально. Да и на остановках, в случае если бронетрактор открывал пламя сходу из всех собственных 4 пулемётов либо двух пулемётов и двух пушек, с загазованностью не справлялась никакая вентиляция, не смотря на то, что колпаки находились над каждым рабочим местом!

Так и не удалось официально выяснить, где как раз должен был пребывать начальник автомобили.

Выход нашли во фронтовых частях очень простой. Руководил танком старший по званию – какую бы специальность он не имел – хоть пулемётчик, хоть шофер. В спонсонах устанавливали лишь 35-мм малокалиберные пушки, и стреляли из них лишь те же башнёры и лишь тогда, в то время, когда это было вправду нужно – чтобы расковырять какое-то не поддающееся пулемёту упрочнение либо подвернувшийся броневик соперника.

В то время, когда эта задача бывала решена, башнёр оставлял ненужное больше орудие и возвращался к собственной главной работе в более комфортной башне.

Две, так, наподобие сэкономленные вакансии танкистов в экипаже, преобразовали в должности находящегося вне автомобили, но несущего ответственность за её исправность вместе с водителем, механика и располагающегося в машине сзади водителя «многостаночника», на которого возлагалась ответственность за корректировку курса при перемещении бронетрактора задним ходом (у водителя сектор обзора между башен был маленькой), за сообщение – это по большому счету ноу-хау! Сейчас, любой бронетрактор нёс на себе громадную катушку с полевым телефонным кабелем, и по ходу перемещения с этого барабана сматывался кабель-полёвка. «Многостаночник» обслуживал телефонную линию, передавая сообщения остальным участникам экипажа. Помимо этого, он же был бортовым санитаром с аптечкой а также канониром, что имел возможность вести пламя из пушки любого спонсона, в случае если башнёр конкретного данного борта имел большое количество «работы» и не имел возможности покинуть собственный пулемёт для орудия.

Так, экипаж «боевого бронетрактора первой линии» за год битв «устаканился» на четверых «мазутах» в коробке и одного вне её.

Единственная на протяжении ПМВ модернизация бронетрактора «Аякс-1» состоялась уже в 1918 году, в то время, когда оружейникам империи удалось скопировать и запустить в серию германский 13 мм крупнокалиберный противотанково-противоаэропланный пулемёт MG-18 (увеличенная версия «Максима»).

Бронетрактор «Аякс-2» имел подвеску и усиленную трансмиссию, форсированный до 100 л.с. мотор, бронезащиту в 15 мм лоб, 10 мм борт, 8 мм корма, 6 мм крыша. В намерено увеличенной, но так же, как и прежде одноместной башне «Аякса-2» стояла спарка 13-мм танковой версии и крупнокалиберного пулемёта ручного пулемёта. Ясно, что на каждом бронетракторе таких башен так же, как и прежде стояло две!

Потому, что крупнокалиберные пулемёты очень действенно имели возможность решать все те задачи, каковые прежде возлагались на малокалиберные 35-мм пушчёнки в спонсонах, от них с лёгким сердцем отказались, что разрешило выдвинуть башни мало вперёд – чтобы расширить сектора их обстрела. Наряду с этим, установки для размещения оружия в спонсонах сохранили, только значительно снизив в размере – на тот случай, в случае если заклинит башню, её маску либо башню по большому счету разобьют на фиг.

Тогда, башнёр (дай Всевышний ему здоровья!) имел возможность изъять ручной пулемёт из башенной спарки и применять по прямому назначению из установки в передней части спонсона. На такой же «всякий случай» в кормовой двери показалось шаровое яблоко для всё того же ручного пулемёта.

(Бронетрактор «Аякс-2» обр. 1918 г.)

Бронетрактора «Аякс-1» и «Аякс-2» поступали в армию в нежданно достаточно приличных количествах (при количестве выпуска до 10 автомобилей в месяц!). Всего с 1915 по 1919 г.г. армия взяла ок. 350 «Аякс-1» и 200 «Аякс-2».

Но, потому, что эти «эрзац-танки» значительно уступали скоро прогрессирующим танкам изначально спецразработки в подвижности, эргономичности и оружии, их начали переводить в учебные части уже в 1920-ом.

Однако, на полях сражений, в то время, когда армия хваталась за любую годную для боя военную технику, «Аяксы» продемонстрировали себя достаточно действенными, в полной мере надёжными, неприхотливыми в обслуживании, удовлетворительно защищёнными и вооружёнными автомобилями.

В то время, когда на «Аяксах» армейское управление решило, наконец поставить крест, в качестве предстоящего развития их конструкции, «Арсенал» подготовил проект танка «Аякс-3», выставив его на конкурс, заявленный Министрством обороны на новый танк, что должен был заменить все те разношёрстные и устаревшие отечественные и импортные автомобили, что состояли на вооружении армии со времён войны. Проект понравился и «Арсенал» взял добро на сборку умелого экземпляра, что удачно прошёл опробования.

Однако нужно признать, что шансы у «Аякса-3», в сравнении с новейшими примерами танков специальных танкостроительных компаний, были призрачные По крайней мере, в случае если рассчитывать на заказы от фактически византийской армии. Но, в полной мере возможно, в мире найдутся желающие прикупить таковой танк – благо сделанный на серийном тракторном шасси он относительно недорогой и, как танк, в полной мере себе замечательный. В минобороны заверили директорат «Арсенала», что кроме того в случае если «Аякс-3» вчистую проиграет конкурс, эта машина совсем безальтернативно начнёт числиться в качестве мобилизационного танка на случай новой громадной войны.

Плюсами «Аякс-3» были: корпус очень несложной и технологичной формы без всяких тяжеленных и громоздких спонсонов, недорогая и прекрасно освоенная тракторная подвеска, более компактный 120-сильный двигатель и новая «скоростная» трансмиссия (с которыми танк, классифицируемый как «пехотный», развивал скорость до двадцати километров/ч). Бронезащита мало превосходила таковую у прошлой модели («Аякс-2»): 15 мм башни и лоб корпуса, 12 мм борт, 10 мм корма, 6 мм горизонтальная броня. Вместо двух одноместных башен со спарками крупнокалиберного и простого пулемётов, «Аякс-3» имел одну двухместную башню, схожую с разрабатываемой для колёсного бронеавтомобиля «Арес-3» – но всецело закрытой конструкции с оружием в виде спарки 35-мм пулемёта и автоматической пушки.

(Умелый пехотный танк «Аякс-3» обр. 1921 г.)

Имперская пехота

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: