Бронетехника византийской империи — бронеавтомобили, часть ii (old)

      Комментарии к записи Бронетехника византийской империи — бронеавтомобили, часть ii (old) отключены

Так как с броневиками вышло не совсем так, как было запланировано (первая статья покрыла только время до ПМВ, а планировал и ее охватить), то публикую продолжение. Быть может, кому-то оно покажется через чур консервативным, либо может напротив — через чур фантастическим (упоротым), но будет уже как раз так, в колесных вариантах. А полугусеничные и гусеничные конструкции — это уже в статье с танками.

Вступление

Год 1913 от Рождества стал серьёзным в истории византийской военной техники. Из войны с Персией были сделаны решающие выводы. Главным из них стала необходимость выделения броневых частей в отдельное войско.

Так, в Византийской Императорской армии к инфантерии, велитерии (элитная пехота с упором на меткую стрельбу и физ. подготовку), артиллерии и кавалерии добавилась торакития. Первым генералом от торакитии стал Николай Валентис, представитель новой знати (в Византии дворянский титул имел возможность выдаваться в качестве награждения за удачи в работе, к числу таких аристократов принадлежал и архонт, либо по-европейскому граф Николай Валентис). Именно он стал движителем прогресса, реформировав (а правильнее — упорядочив) структуру торакитных частей.

Бронетехника византийской империи - бронеавтомобили, часть ii (old)

Эмблема, которую стали наносить на военную технику Византии с учреждением торакитных армий вместо имперского орла.

Прежде всего были созданы такие формирования, как клибанарные батальоны. Батальон складывался из 4 клибанарных рот, рота — из 3 взводов, взвод — из 4 бронемашин (по штату — 1 пушечная и 3 пулеметные). Каждому взводу по штату надеялись определенное количество грузовиков, инженеры, вспомогательные работы.

Помимо этого, в батальоне имелась штабная рота (совмещающая роты связи и функции командования) и рота особой мобильной пехоты — торакитов (практически посаженные на автомобильный транспорт велиты — византийская легкая пехота, чья история началась еще в семнадцатом веке). Так, клибанарный батальон становился в полной мере независимым формированием на поле боя.

По замыслам Валентиса, Византийской Императорской армии требовались 5 клибанарных батальонов, каковые при случае подчинялись бы отдельным дивизиям либо корпусам. Помимо этого, планировалось создать отдельный штурмовой клибанарный батальон, оснащенный одними только пушечными броневиками.

Для этих целей требовалось 108 пушечных и 180 пулеметных бронеавтомобилей — в наличии же (с учетом боевых и небоевых утрат за годы работы) имелись только 26 пушечных Циклопов и 72 новеньких Кунави, часть которых пребывала еще в производственных цехах. Из них были организованы 1-й и 2-й клибанарные батальоны, а для остальных трех было решено создать в малейшее время образцы новых броневиков, причем первый из них был представлен уже в начале 1914 года заводом Луканис. И в случае если пулеметный вариант армейским пришелся не по вкусу из-за узкой бронезащиты (практически это Остин), то пушечный пример было решено принять на вооружение.

Пулеметный двухбашенный бронеавтомобиль Луканис

Будущее же пулеметного Луканиса любопытна — его в середине 1914 года осмотрели представители Русской Императорской армии, которым машина понравилась. В следствии была заказана 1-я серия в 48 броневиков, к каким по окончании присоединились доработанные 2-я (60 штук) и 3-я (60 штук). Помимо этого, производство Луканиса было развернуто на Путиловском заводе в Петрограде.

В следствии Луканисы стали самыми массовыми броневиками России в русско-японской войне 1915-1917.

Та-4 Гурони (Боров)

Пушечный бронеавтомобиль компании Луканис под заводским наименованием Боров приняли на вооружение не от хорошей судьбы — ему просто не было вменяемых альтернатив. Наряду с этим он казался не самым нехорошим броневиком — на нем сохранили оружие и бронезащиту Циклопа, наряду с этим увеличив проходимость за счет добавления второй ведущей оси в корме. Также, боевую часть броневика всецело развернули в корму — в бой он должен был идти только задним ходом.

Для удобства управления место мехвода переместили к середине рубки, сидение сделали подъемным, и в сражении расположенный задом наперед шофер должен был следить за полем боя с 2,5-метровой высоты из бронированного колпака. Для улучшения обзора поменяли форму корпуса, добавив наклон крыши в корму и понизив башню с 75-мм пушкой (заодно ограничив углы горизонтального наведения 120 градусами), чего все равно было не хватает в условиях боя.

Вес по отношению к Циклопу вырос — и для достаточной подвижности было нужно установить на шасси 60-сильный двигатель, что занимал довольно много места, помимо этого было нужно установить на задние оси сдвоенные колеса для лучшего сцепления. В следствии вышла поистину ужасная конструкция, которая очень сильно впечатлила военных.

Производство новых броневиков было начато в июне 1914 года, первый клибанарный батальон с Боровами (3-й) в первый раз принимал участие в сражении в осеннюю пору того же года. Гурони заслужили восхищенные отзывы по части огневой и бронезащиты мощи — но одновременно с этим разгромной была критика их управления и проходимости. Броневики имели очень низкую мобильность, нехорошую поворачиваемость, в условиях распутья вязли из-за собственного огромного веса. Ненадежными были трансмиссия и двигатель.

Вывод был неутешительным — для пушечной бронемашины колесное шасси решительно не подходит. В следствии уже в ноябре начался поиск альтернатив с колесно-гусеничной и чисто гусеничной ходовой, результатом чего стало появление первых византийских танков. Помимо этого, Та-4 были сверхсложными и дорогими автомобилями (вследствие этого гражданская версия шасси так и не отправилась в серию), что очень сильно затрудняло их массовое производство, которое все же еще какое-то время длилось.

Требовалось укомплектовать все клибанарные батальоны техникой, а альтернатив Боровам пока не было. Помимо этого, 5 бронемашин заказала Сербия на собственные потребности. Их изготовление закончилось в начале 1916 года.

Они же стали последними произведенными Гурони и последними тяжелыми пушечными броневиками Византийской Императорской армии в Первой мировой.

Та-4 Гурони еще более жёсток и безжалостен, чем русский Гарфорд

Годы производства: 1914-1915

Выпущено: 48 единиц (+5 для Сербии)

Боевая масса: 9,8 тысячь киллограм

Размерения: 5,95х2,55х3,7м

Двигатель: 4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, 60 л.с.

Скорость, макс: 25 км/ч

Запас хода: 150 км

Колесная формула: 6х4

Бронирование: лоб, корма и борт 7,5 мм, щит 7,5 мм, днище и крыша 3 мм

Оружие: 1 75-мм облегченная горная пушка (45 снарядов), 3 7,5-мм пулемета (5000 патронов)

Экипаж: 8 человек

Та-5 Алепу (Лисица)

Одним из главных требований к новым пулеметным броневикам было размещение двух пулеметов в двух отдельных башнях. Первыми по этому техзаданию закончили разрабатывать собственный броневик конструкторы завода Луканис, но бесполезно — машина не понравилась армейским.

Пулеметы имели ограниченные углы обстрела, бронезащита была не на высоте, вдобавок в конструкции шасси употреблялись отдельные элементы английского производства — что не имело возможности не приводить к у гордых ромеев. В следствии приемной рабочей группы было нужно ожидать результата трудов Андреа Пластираса, творившего собственный пример на базе автомобиля Пегас М30, гражданский пример которого уже успел прославиться собственной надёжностью и вместительностью.

И Пластирас не подвел. Его детище выяснилось и достаточно защищенным, и производилось всецело на византийских фирмах. Помимо этого, броневик был весьма грамотно продуман. Так, Пластирас всецело отказался от вызывающей большие сомнения тактики езды в бой кормой. Его броневик должен был ездить в бой лишь передом, как и в простых условиях. В этом случае двигатель становился дополнительной защитой, помимо этого удалось отказаться от кормового поста управления (что, но, многим не пришлось по нраву).

Броневик вышел просторным, прекрасно вентилируемым через пять раскрывающихся бойниц (1 в корме и 4 по бортам). Кроме двух пулеметов TVP 13M Сальватор в башнях, по штату броневику надеялся легкий пулемет Apred 13M, из которого имели возможность остреливаться члены экипажа. В корме на полу был укладка и объёмистый бензобак для патронов.

Помимо этого, в том месте же имелось хватает места для дополнительных припасов (вода для пулемета, провиант, дополнительное оружие либо боекомплект), в следствии чего экипаж имел возможность вести бой не покидая бронеавтомобиль (не считая естественной потребности) в течении нескольких дней. Все эти преимущества меркли перед только одной ведущей осью и побортным размещением башен вместо желаемого диагонального (побортные башни смотрелись предпочтительнее с позиций внутренней компоновки). Армейские без раздумий заказали первую партию в 36 автомобилей с пожеланиями еще больше усилить бронезащиту и установить еще более замечательный двигатель.

Уже на протяжении войны, в последних месяцах 1914 вторая серия (Deig.B) поступила в армии. Отличий было мало — установлена 7,5-мм круговая броня и новый 45-сильный двигатель. В армиях тем временем потребовали новых Лисиц, столь успешным был данный броневик. Помимо этого, 60 единиц заказала себе Сербия.

Но, как раз сейчас на австро-византийском фронте началась позиционная война, и острая надобность в броневиках отпала. Иначе, попытки применять Лисиц при штурме укрепленных позиций и на распутье вылились в 1916 году в модификацию Deig.C — самую массовую. Шасси стало полноприводным, бронезащиту довели до 10 мм, а угол возвышения пулеметов довели до +85 градусов, что разрешало вести пламя и по воздушным целям.

Выросшую цена признали адекватной высоким чертям автомобили. С-шки строились с 1916 по 1922 год, став самыми массовыми броневиками Византийской Императорской армии в течении следующих десяти лет. По окончании замены износившихся двигателей в 30-х годах часть Алепу послали в Египет, где они встретили Вторую Мировую войну.

Раздельно стоит поведать про 12 автомобилей Deig.D, выпущенных в качестве опыта в 1917. На них использовался колесно-гусеничный движетель, что разрешил Алепу сравниться по проходимости с танками. Но, цена автомобилей кроме этого практически сравнялась с тяжелой военной техникой, в следствии чего 12 экспериментальных автомобилей остались единственными полугусеничными броневиками Византийской Императорской армии времен Первой Мировой.

Та-5 Deig.B Алепу (Лисица)

Годы производства: 1914-1922

Выпущено: 619 единиц (+60 для Сербии)

Боевая масса: 3,2 тысячь киллограм

Размерения: 4,95х2,1х2,5м

Двигатель: 4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, 40 л.с.

Скорость, макс: 50 км/ч

Запас хода: 200 км

Колесная формула: 4х2

Бронирование: лоб, башни и корма 7,5 мм, борта 5 мм, днище и крыша 3 мм

Оружие: 3 7,5-мм пулемета (8000 патронов)

Экипаж: 4 человека

Deig.A (1914) – базисная модель, всего 36 единиц;

Deig.B (1914) – усовершенствованная базисная модель с 45-сильным двигателем и круговой 7,5-мм броней, всего 159 единиц (+60 для Сербии);

Deig.С (1916-1922) – улучшенная модель с 10-мм бронезащитой башен и лба, 50-повышенным запасом и сильным двигателем хода (300 км), колесной формулой 4х4, возможностью вести пламя из пулеметов по воздушным целям, всего 412 единицы;

Deig.D (1917) – экспериментальные образцы на базе Deig.C с колесно-гусеничным движителем (скорость 25 км/ч, запас хода 130 км), всего 12 единиц.

Примечание: Слово торакитный, торакит происходит от греческого θωρακισμ?νος (thorakismenos) — бронированный. Слово поменяно от уникального торакисменос для более несложного и лучшего звучания.

Что такое Византия

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: