Бронетехника византийской империи — бронеавтомобили, часть i (old)

      Комментарии к записи Бронетехника византийской империи — бронеавтомобили, часть i (old) отключены

Честно говоря не планировал заниматься без шуток чем-то до того момента, как разберусь с главными судами Византийского флота (хотя бы больше эсминцев) до конца ВМВ, но сотрудник Ansar02 со собственными постами по бронетехнике поселил в моей голове стойкую идея, что данной темой все же заняться стоит. Выбор точки отсчета был очевиден — Первая мировая с ее бронеавтомобилями и первыми экспериментальными бронетракторами. А так как броневички я медлено уже обдумывал, то начну с них.

Так как военная техника не совсем мое, заблаговременно прошу прощения за вероятный откровенный абсурд, написанный ниже.

Вступление

История первых бронеавтомобилей Византийской Императорской армии тесно связана с англо-византийской войной 1904-1905 годов. На протяжении боевых действий в Египте открылась острая потребность в мобильном, прекрасно защищенном и вооруженном пулеметом транспортном средстве.

Силами военных инжнереов были сделаны первые попытки переоборудования гражданских машин Пегас М14 в эрзац-броневики — с частичной бронезащитой двигателя, открытой кабиной, с экипажем в три человека (начальник, сидящий на пассажирском сидении, он же наблюдатель, механик-пулемётчик и водитель, сидящий на переднем пассажирском сидении). Пара десятков таких машин стали полезным дополнением армии, но отсутствие бронезащиты кабины стало большим недочётом.

В следствии по инициативе руководства Египетской армии в начале 1905 года константинопольскому заводу Пегас был выдан заказ на постройку и быстрое проектирование пробной серии из 30 единиц всецело защищенных броней машин на базе все того же гражданского Пегаса М14. Новый вид оружия взял неофициальное прозвище θωρακισμ?νο αυτοκ?νητο, либо бронированный автомобиль (thorakismeno aftokinito, сокращенно Та). Спустя какое-то время заводская маркировка Та прижилась, и это наименование стало официальным уже при передаче броневиков клиенту.

Ta-1

Бронетехника византийской империи - бронеавтомобили, часть i (old)

Бронеавтомобили Та-1 во цеху завода в Константинополе

Разработку нового для Византии вида оружия возглавил юный инженер Андреа Пластирас, что в свое время выступил инициатором оружия машин в Египте. Были созданы пара проектов, отличающихся в подробностях (различные башни, двигатели), по которым выстроили 3 различных прототипа. Они различались между собой

— башнями разной конструкции (один из прототипов башни по большому счету не имел);

— различным оружием (7,5-мм пулемет TVP 95 Сальватор либо более легкий французский 8-мм Гочкис);

— пара другой конструкцией лобовой части корпуса (особенно у безбашенного варианта).

Но, визуально между собой оба варианта пришлось нелегко отличить. Уже к середине 1905 года удалось совершить опробования и определиться, какой из вариантов более удачен (с пулеметом TVP-04 Максим и башней с шариковой опорой), но война сейчас уже завершилась. В следствии Пегасу был выдан ограниченный заказ на 15 единиц и запасные части к ним.

Помимо этого, были изготовлены 12 единиц для России по частному заказу князя Михаила Накашидзе.

Один из прототипов Та-1

В армии появление Та-1 по сути и не увидели. Их бронезащита имела возможность остановить пулю, выпущенную из винтовки только со средней дистанции, мобильность разрешала вести действенную разведку только по дорогам, и лишь удачно расположенное оружие не позвало нареканий со стороны экипажей. Все броневики в следствии взял корпус граничар, где они были сведены в единственную роту в 12 автомобилей (3 в резерве) и приписаны к 1-й Металлической дивизии.

И не смотря на то, что им не довелось принимать участие в англо-византийской войне, Та-1 удалось поучаствовать в второй войне — византийско-персидской 1911 года.

Та-1 в зимней окраске

Годы производства: 1906

Выпущено: 15 единиц (+12 для России)

Боевая масса: 2,95 тонны

Размерения: 4,45х1,7х2,4м

Двигатель: 4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, 37 л.с.

Скорость, макс: 45 км/ч

Запас хода: 120 км

Колесная формула: 4х2

Бронирование: лоб 4,5 мм, борт 4,5 мм, корма 4,5 мм, днище и крыша 4,5 мм, башня 4,5 мм

Оружие: 1 7,5-мм пулемет (4000 патронов)

Экипаж: 3 человека

Та-2 Циклоп

Ta-2 Deig. A

В Пегасе не остановились на мелкосерийном выпуске Та-1 и продолжили разработку новых бронеавтомобилей. В случае если с легким кавалерийским бронеавтомобилем на время совладали, то под вопросом осталась вторая мысль Пластираса — тяжелый пушечный броневик. Он не застал успешный второй штурм Александрии, но замечательно не забывал штурм первый, в котором армии несли тяжелые потери и остро нуждались в яркой помощи артиллерии в боевых порядках.

Такая пушка должна была стать мобильной, и калибр ее должен был стать не меньше 75мм. Однако, первые наработки были невостребованными — война закончилась. Но все изменилось в 1910 году, в то время, когда очередное ухудшение взаимоотношений с Персией и сведения о том, что Басра и Багдад укрепляются с участием английских инженеров вынудили армию обратить внимание на идею Пластираса.

Были выделены деньги на постройку прототипа с убедительной просьбой не мешкать.

В качестве базы было выбрано шасси отечественного 5-тонного грузовика Циклоп, что практически сравнительно не так давно отправился в производство на Фессалоникском машиностроительном заводе. Корпус обшили броней, легкую горную 75-мм пушку с уменьшенным зарядом разместили в кузове за щитом (вместе с 7,5-мм Сальватором), боекомплект разместили под тентом между отделением управления и пушкой.

По окончании опробований тяжелый бронеавтомобиль в январе 1911 года приняли на вооружение и заказали дополнительно 24 единицы для двух клибанарных рот. Наряду с этим опробования дали неоднозначные результаты — одни сетовали за неполную защищенность, другие жаловались на недостаточное пулеметное оружие. Конкретно плохой признали проходимость перегруженного шасси.

Однако, в свете готовящейся (и начавшейся в марте) войны с Персией Та-2 Циклоп пришелся кстати, по большей части благодаря бронезащите и своей пушке, талантливой выдержать на средней расстоянии попадания из пулемётов и винтовок. Особенно нужными себя продемонстрировали Циклопы на протяжении осады Басры, очень сильно упрощая прогрызание обороны персов. В частях броневики приобретали имена личные, в основном в честь мифических персонажей — Атлас, Цербер, Гестия, Зевс.

По окончании первого опыта эксплуатации из боевых частей пришли отзывы со перечнем требуемых усовершенствований. Самыми главными среди них было оборудование мощности и увеличение двигателей кормовыми постами управления, поскольку из-за кормового размещения 75-мм орудия довольно часто в бой приходилось идти как раз задним ходом, а управление посредством зеркал заднего вида либо перископа было совсем неудобным.

Кроме этого в армии просили усились пулеметное оружие бронеавтомобилей, поскольку значительно чаще Циклопы вели пламя не из-за последовательностей собственной пехоты, а прямо в ее первых последовательностях. Это кроме этого привело к требованию обеспечить полную защиту его прислуги и орудия со всех направлений. В следствии В первую очередь 1912, уже после войны года начали выпускаться броневики 2-й серии, взявшие маркировку Ta-2 Deig. B (соответственно 1-я серия стала Deig.

A), где сокращение Deig. означало пример. На них оборудовался кормовой пост управления броневиком и устанавливался новый, более замечательный 40-сильный двигатель. Была очень сильно расширена рубка, в ней разместили 2 спонсонных пулемета, боекомплект кроме этого скрылся за броней. Вместо щита 75-мм пушку стали устанавливать в маленькой башне. Экипаж возрос до 8 человек. В следствии этих доработок вес броневика возрос до 8 тысячь киллограм, что еще больше снизило его динамические характеристики.

Положение не исправил кроме того новый двигатель. Таких Циклопов выпустили всего 12 штук. В армии их прозвалипечальной успехом — высокая защищенность и огневая мощь сочеталась с ужасной проходимостью и низкой скоростью, что ограничивало возможности их применения.

Предстоящее развитие концепции тяжелых пушечных бронеавтомобилей продолжилось уже на протяжении Первой Мировой, и привело в середине 1915 года к созданию первых византийских танков.

Ta-2 Deig. B

Годы производства: 1911-1912

Выпущено: 36 единиц

Боевая масса: 6,5 тысячь киллограм

Размерения: 5,9х2,3х2,8м

Двигатель: 4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, 30 л.с.

Скорость, макс: 20 км/ч

Запас хода: 120 км

Колесная формула: 4х2

Бронирование: лоб 7,5 мм, борт 7,5 мм, корма 7,5 мм, днище и крыша 3 мм, башня (щит) 7,5 мм

Оружие: 1 75-мм облегченная горная пушка (40 снарядов), 1 7,5-мм пулемета (5000 патронов)

Экипаж: 5 человек

Deig. A (1911) – базисная модель, всего 24 единицы;

Deig. B (1912) – развитие базисной модели, с тесной рубкой и спонсонными 7,5-мм пулеметами, всецело закрытой башней вместо щитовой установки, кормовым сильным двигателем и 40-постом управления, масса возросла до 8 тысячь киллограм, всего 12 единиц;

Ta-3 Кунави

По окончании успеха в 1911 году тяжелого пушечного броневика началась разработка нового легкого пулеметного. В первую очередь Пластирас (тот самый, что разрабатывал еще Ta-1 и Ta-2) забрал за базу шасси сравнительно не так давно выпущенного автомобиля Пегас М21 с достаточно замечательным 40-сильным двигателем и хорошими динамическими чертями. Оружие из двух пулеметов разместили в башне, доставшейся от Та-1, и в корпусе.

Бронезащита набиралась в основном из 5-мм страниц, не считая лба корпуса (7,5 мм) и крыши с дном (3 мм). Изюминкой нового броневика должно было стать сменное оружие — облегченная 37-мм пушка с возможность установки как в башне, так и в корпусе в любом бронеавтомобиле. Штатным же оружием оставались 7,5-мм пулеметы.

Разработка велась ускоренными темпами, что разрешило представить новый бронеавтомобиль к опробованиям уже в начале 1912 года. Не считая стандартной маркировки броневик стал называться Кунави — Куница.

Новые легкие броневики понравились армейским, в первую очередь из-за собственной высокой надежности и хороших маневренных черт. Но, кроме этого имелись большое количество замечаний. Возможность установки 37-мм пушки усложнила неспециализированную конструкцию бронеавтомобилей, но эффективность самой пушки в сражении признали ничтожной.

По окончании результатов первых обстрелов оказалось, что на родных расстояниях броня Кунави практически не держит выстрелы из ружей, пламя же из пулеметов (в силу чисто статистическиой особенности — больше выстрелов значит больше попаданий) становился для броневика смертельно страшным. Башенка с пулеметом была тесной (из-за дополнительных подкреплений для применения 37-мм пушки).

Пулемет, расположенный в корпусе, имел очень ограниченные углы обстрела и в сражении становился фактически ненужным — тогда как второй пулемет с широкими углами обстрела броневику не помешал бы. В начале всемирный войны эти особенности полностью показали себя, в следствии начальные замыслы по расширению производства Кунави было нужно свернуть, сделав ставку на новые перспективные разработки.

Кунави выпускались двумя сериями. Первая стала самой массовой — всего выпустили 60 единиц. В начале 1914 на броневик установили полную круговую броню в 7,5мм, и усиленный до 45 л.с. двигатель.

Помимо этого, всецело отказались от возможности установки 37-мм орудия, что пара облегчило конструкцию и высвободило место в башне. Серия взяла маркировку Deig. B. Всего было выпущено 12 таких автомобилей.

Кроме этого серия В стала базой для разработки следующего легкого пулеметного бронеавтомобиля для Византийской Императорской армии, но их разработка шла уже в условиях ведущейся Первой Мировой.

Ta-3 Deig. B Кунави

Годы производства: 1912-1914

Выпущено: 72 единицы

Боевая масса: 3,9 тонны

Размерения: 4,6х2,05х2,17м

Двигатель: 4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, 40 л.с.

Скорость, макс: 45 км/ч

Запас хода: 120 км

Колесная формула: 4х2

Бронирование: лоб 7,5 мм, борт 5 мм, корма 5 мм, днище и крыша 3 мм, башня 5 мм

Оружие: 2 7,5-мм пулемета (8000 патронов) либо 1 37-мм пушка (80 снарядов) и 1 7,5-мм пулемет (3000 патронов)

Экипаж: 3 человека

Deig. A (1912) – базисная модель, всего 60 единиц;

Deig. B (1914) – усовершенствованная базисная модель с 45-сильным двигателем и круговой 7,5-мм броней, отказ от установки 37-мм пушки, всего 12 единиц;

От автора:

В общем, как-то так. Надеюсь, что не совершил критических неточностей, в следствии которых вся проработанная линейка броневиков до 1925 года окажется никуда не годной. На очереди статья про экономику Византии в начале XX века, Константинопольская битва либо же первые танки Византийской Императорской армии.

Византийская цивилизация

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: