Броня российской империи. часть vii. гусеничные транспортеры сормовского завода и средние танки сормов-путиловский

      Комментарии к записи Броня российской империи. часть vii. гусеничные транспортеры сормовского завода и средние танки сормов-путиловский отключены

Накатал ваш почтенный слуга 7 часть про монстра по имени «Громобой» и собрался было уже написать статью про САУ, шасси для которых я заныкал по прошлым статьям (запасливый я хомяк) – и начиная просматривать то, что я накатал ранее, наткнулся в статье про «Ослябю» вот на такую фразу: «На этом работы по паровому танку на время заглохли, а выпущенные 3 шасси употреблялись как бронированные арттягачи и транспортёры». Вот и поразмыслил – ну такие шасси, переделаю их во что-нибудь более увлекательное. Поменял номер у статьи про «Громобой» на VIII и наваял вот таковой вот «шедевр».

Как уже писалось ранее, летом 1916 года сходу трем фабрикам – Рыбинскому, Сормовскому и Путиловскому – ГВТУ выдало заказы на проектирование танка (у нас эти автомобили первоначально именовали бронеходами а также лоханями). Путиловский завод скооперировался с Сормовским заводом для разработки нового шасси. Дабы избежать неприятностей с достаточно сложным узлом поворота будущего танка – фрикционной муфтой, остановились на оснащении бронехода двумя паровыми машинами мощностью по 110 л.с., но работы шли продолжительно из-за загруженности предприятия армейскими заказами и первое шасси представили лишь к середине 1917 года.

Броня российской империи. часть vii. гусеничные транспортеры сормовского завода и средние танки сормов-путиловский

Схема парового трактора на базе гусеничного шасси

В целом, даже если бы танк был выстроен, он не был бы чем то эксклюзивным – по сути это была помесь германского A7V (действительно, русские конструкторы, конечно, понятия не имели о его разработке) и французского «Сен-Шамон». В случае если сравнивать обе автомобили, то они имели недостатки и свои достоинства.

«Ослябя», имея двигатель внутреннего сгорания, уступал Питерско-Нижегородскому изделию в проходимости, но снова же из-за более большого корпуса у СПБ тип 17 (такое наименование дали конструкторы) было больше шансов перевернуться на косогоре, сделать корпус ниже не разрешал объемный котел, это же не разрешало установить башню с пушкой (что было сделано на РБХ-75). А пушка в лобовом странице без шуток уступала по углам обстрела.

Была еще масса вопросов с функционированием капризной паровой силовой установки, потому, что при поломке одного двигателя танк был бы обездвижен; на более поздних тяжелых танках типа «Громобой» эту проблему частично решили, введя в состав экипажа особого механика, что имел возможность произвести ремонт не выходя из танка, на средних автомобилях таковой фокус не удался бы. Да и обслуживание котла в боевой обстановки было затруднительно. Помимо этого, и сами автомобили не продемонстрировали заявленных 110 л.с., а выдавали по 90.

Нереализованный совместный проект танка Сормовского и Путиловского фабрик 1916 г.

В общем, в то время, когда в июне 1917 года с установленным на шасси древесным макетом бронекорпуса и 3 тоннами балласта (а на Путиловском заводе уже шла подготовка к сборке бронекорпуса) он вышел на опробования, Рыбинские танки уже поступали в армии. Скоро работы по паровому танку заглохли, а выпущенные 3 шасси употреблялись как бронированные арт. транспортёры и тягачи в составе 12 отдельного осадного артиллерийского дивизиона Юго-Западного фронта.

Предварительно на них перед кабиной машиниста установили кузов, куда загружали до 6 тысячь киллограм разного имущества, наряду с этим трактор имел возможность тащить дополнительно модернизированную 6-дюймовую осадную пушку примера 1910 года с крейсерской скоростью до семи километров/ч; пробовали грузить вторую 107-мм пушку примера 1910 на платформу, но это было трудоемким мероприятием, да и устойчивость была близка к критической. Кстати, по данной причине уже в октябре один тягач был потерян.

На протяжении марша по дороге, которая размешалась по высокой насыпи, неприспособленная на такие скорости пушка на повороте соскользила с дороги и перевернула трактор. В следствии взрыва котла пострадали пара человек.

Паровой трактор Сормов-Путиловский в качестве тягача для 152-мм осадной пушки примера 1904 года 12 отдельного осадного артиллерийского дивизиона Юго-Западного фронта, начало сентября 1917 года.

Оставшиеся к середине 1919 года два паровых тягача переоборудовали в САУ, но это уже вторая история. Но все же, не считая гигантов «Полтава» и «Громобой» в строй вступили два танка, жизнь которым изначально дал Сормовский завод.

Уже по окончании постройки тракторов завод достраивал еще два шасси, правда паровые машины для них не были закончены из-за постройки силовых установок для танков прорыва, а котлы, каковые заказали еще в последних месяцах 1917 на Дуксе, так и не были поставлены. В итоге летом 1919 из-за приближающейся линии фронта разгоревшейся гражданской войны их в разобранном виде перевезли в Петроград на Путиловский завод, где они мирно пролежали до середины 1920 года.

Тогда же у путиловцев были 4 танка «Шнейдер», каковые были поставлены французами еще временному правительству. Танки потребовали ремонта, помимо этого управление армии хотело бы модернизации автомобилей под новые условия ведения войны.

Сообщено-сделано, тем более французская сторона втихомолку продолжала сотрудничество с «центральным» правительством, потому, что опасалась усиления англичан в новой стране. В наглую французы опасались поставлять бронетехнику (действительно, еще в конце 1918 они умудрились под предлогом военной помощи Юденичу реализовать 8 танков FT-17 (в то время, когда это вскрылось, у английских и польских представителей произошла истерика), но передать техдокументацию на танк Char de Commandement Schneider CA2 они смогли без неприятностей.

Изучив полученные чертежи, русские инженеры всецело перелопатили французскую задумку. Действительно, по сути все работы касались оружия: в случае если по французскому проекту надеялась 37-мм пушка Гочкиса в башне, то в Российской Федерации таковой подход не устраивал, армейским хотелось что-нибудь побольше да замечательнее.

Для этого доходила 76,2-мм противоштурмовая пушка, которая уже стояла на русских танках «Ослябя», но оказалось, что несложной постройкой новой башни Schneider с таковой пушкой не выстроишь, через чур высокой получалась машина, к тому же и центр тяжести был на высоте, в прямом смысле этого слова. Тогда обратились к второй артсистеме, которая уже использовалась в немногочисленных английских танках, каковые были в русской армии – 57-мм пушки QF 6-pounder 6 cwt Hotchkiss; никто снимать их с Mk.IV и V не планировал, тем более на складах было маленькое количество прародителя данной артсистемы – 57-мм пушки Гочкиса, каковые ранее устанавливали на суда. Вот ее и решили установить в башнях «новых» танков, кстати скоро стало известно, что и башню под нее нужно будет делать фактически новую (изначально рассчитывали легко пара расширить башню с производимого танка «Русский Рено»).

Дело было в следующем – в большинстве случаев, орудия для того чтобы типа устанавливались на штыревые вертлюжные тумбы, разрабатывать новый лафет в связи с громадной переделкой базисного танка не стали, а лишь пара переместили орудие вперед по отношению к оси вращения. В итоге, дабы компенсировать баланс, пушку все же укоротили так же, как на английских танках, до 23 калибров. А башню поверх орудия, по сути она вращалась на той же самой тумбе; правда заряжать и стрелять из орудия, в то время, когда вся эта бандура была развёрнута на борт, было некомфортно, но однако с грехом пополам такая установка снабжала круговой обстрел.

Кстати о башне: не обращая внимания на размеры, она в итоге не очень сильно отличалась от такой установленной на «Русском Рено» – такая же 8-ми-гранная клепанная гайка, при том она сохранила командирскую башенку, правда из-за размещения в башне 2 человек (начальника-наводчика и заряжающего) ее сместили вправо. Погон башни достигал 1,5 метра в диаметре.

В октябре 1919 года работы были закончены и все четыре средних француза на различных ролях (в основном как учебные) состояли на вооружении до 1928 г.; в битвах им поучаствовать в отличие от русских одноклассников типа «Ослябя» выяснилось не дано из-за проходимости и недостаточной устойчивости. Но благодаря взятому опыту Путиловский завод решил выстроить собственные первые танки на уже привычном нам шасси, тем более в этом была заинтересована армия.

Средний танк «Шнейдер Путиловский» осень 1919 года.

Фактически готовые шасси наконец-то собрали в начале 1920 (правда стало известно, что многие подробности были либо забыты при транспортировке, либо очевидно похищены, исходя из этого часть катков и рамы было нужно делать заново). От паросиловой установки отказались сходу, но выяснилось что двигателя внутреннего сгорания для таковой автомобили нет; тогда отыскали в памяти про «ветхие» Mark IV – эти автомобили уже достались б/у русскому временному правительству и к 1920 году уже потребовали капремонта, правда ремонтировать было нужно лишь две автомобили, потому, что еще 2 растеребонили при постройки сверхтяжелых танков «Громобой», с них же сняли два двигателя и трансмиссию (последнюю было нужно перекомпоновать из-за меньшего размера моторного отделения), но в целом она осталась та же.

Схема среднего танка «Сормов-Путиловский» СПС

В таком виде танк вышел на опробования в июне 1920 (через чур много времени заняла адаптация силовой установки), башню покинули подобную «Шнейдер Путиловский». Единственным недочётом, что распознали опробования, выяснилось неудобное размещение кормового пулеметчика, но в целом танк был весьма скоростным (до 24 км/ч по шоссе) и прекрасно защищенным (лобовая броня достигала 10 мм).

Для начала 20-х это был совершенный средний танк, но оказалось, что русский индустрия просто не готова для серийного производства аналогичной автомобили, приоритет был дан восстановлению флота. Да и, фактически говоря, в обновлении танкового парка особенной потребности не было: русский федеральная армия имела на вооружении двух кирасирских полков двухдивизионного отдельных дивизиона 3 и состава, в каждом было 3 отряда по 5 танков плюс командирские автомобили (вместе с запасными было всего 133 танка). Обе автомобили были включены в состав флагманских взводов вместе с сверхтяжелыми танками типа «Громобой», где благополучно прослужили до 1928 года.

Средний танк «Сормов-Путиловский» СПС флагманского взвода 1-го кирасирского полка, Царское Село, 1925 г.

По окончании передачи КБ ХПЗ, где подобрался достаточно сильный конструкторский коллектив для нового среднего танка, на обеих автомобилях обкатывали варианты размещения оружия (на одной из автомобилей установили башню от Т-12 с 45-мм орудием) и силовой установки (на вторую поставили двигатель М-6). Это длилось до 1932 года, пока их наконец-то не списали.

Средний танк «Сормов- Путиловский» СПС с башней умелого танка Т-12, Харьков, 1929 г.

ТТХ

Боевая масса ~15300 кг. Экипаж, чел. – 5. Двигатель: Daimler-Foster, карбюраторный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 125 л.с.; число передач – 4; протяженность – 6970 мм; ширина большая – 2146 мм; высота – 2840 мм. Скорость макс. – около 24 км/ч. Бронирование – лоб 10 мм, башня и корпус 7 мм.

Оружие: одна 57/23-мм пушка «Hotchkiss» и три двухствольных 6,5-мм пулемета Федорова.

СТ-I. Броня, орудие, снаряжение и тактики. Подробный обзор Лучшие средние танки WoT — СТ World of Tanks Заказать видео: http://vk.com/sosedyoutube

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: