Броня на византийских колёсах. лёгкие ба. (мир византийской империи от коллеги arturpraetor)

      Комментарии к записи Броня на византийских колёсах. лёгкие ба. (мир византийской империи от коллеги arturpraetor) отключены

История византийских бронемашин начинается в 1904-1905 г.г. в то время, когда на протяжении англо-византийской войны, очень влиятельные чины византийской армии начали применять скоро входящие в моду машины для поездок в прифронтовой полосе. Что ясно – верхом ездить в Египте жарко и не комфортно, а в экипаже медлительно, душно и муторно – благо машины были не абы какие конкретно, а намерено заточенные компаниями-изготовителями под конкретные всевозможные капризы и условия эксплуатации богатого клиента.

У них были усиленные рамы, рессоры и кузова, колёса большего диаметра если сравнивать с базисными моделями, моторы и большие радиаторы по возможности замечательнее. А чтобы хоть как-то противостоять безжалостному солнцепёку, машины красили в белый цвет, оснащали белыми как снег тентами и дооборудовали навесными бочками для воды. Империя готовься баловать собственных капризных высших полководцев и готова была за это платить.

Как и водится в Византийской Империи, эти выезды обставлялись достаточно пышно. Шикарные (сплошь спецвыделки!) белые как снег авто особ и генералитета императорской фамилии (в обязательном порядке самой качественной европейской сборки) составляли маленькую колонну, шепетильно оберегавшуюся блестящими конногвардейцами-кирасирами (традиционно именовавшимися катафрактами) для пущего результата в белых мундирах, пурпурных плащах и золочёных кирасах, на белых как снег скакунах под жёлто-пурпурными попонами.

на данный момент уже сложно сообщить, кому как раз пришла в голову мысль включить в состав данной ослепительно сверкающей белизной, золотом и пурпуром колонны пара выкрашенных в неприметный цвет хаки авто византийского производства (за исключением скромного внешнего вида, мало чем отличавшихся от роскошных авто их превосходительств и сиятельств), на которых передвигались адьютанты свиты с радиостанциями, столовыми устройствами, охотничьим инвентарём и другой лабудой, и каковые чисто на всякий случай, среди всего этого хлама, несли ещё и по пулемёту в заводской упаковке – промасленной ящиках и вощёной бумаге!

Всё решительно поменяла одна-единственная весьма случайная и весьма скоротечная стычка – правильнее очевидная перестрелка данной блестящей кавалькады со случайным английским верховым разъездом, численностью до дюжины, необычным образом появлявшимся в тылу византийской армии.

Срочно разрешившие войти в дело собственные парадные карабины гвардейцы-кирасиры нежданно попали под плотный и очень меткий пламя спешившихся английских королевских улан, вооружённых винтовками-пулемётами Мадсена обр. 1902 года. Счастье, что расстояние была большая и среди золотопогонных особ обошлось без утрат – только три гвардейца были убиты наповал и ещё пара были ранены разной степени тяжести.

А до тех пор пока телохранители и адьютанты прятали собственных влиятельных подопечных за легко прошиваемыми полностью пулями кузовами остановившихся машин и распаковывали пулемёты, к каким не выяснилось ни воды, ни набитых заблаговременно патронами лент, британцы, благополучно расстреляв из собственных «Мадсенов» по 2-3 магазина, проворно быстро встали в сёдла и ретировались.

Данный возмутительный, вызвавший большой переполох и даже отставки случай, подтолкнул «натерпевшихся страху» знатных чинуш к одобрямсу разработки особого боевого автомобиля, в котором пулемёт устанавливался на высокой стойке-вертлюге в центре салона, благодаря чему он всегда был наготове и готов был срочно открыть огонь в любом направлении.

Ещё чутка поразмыслив, решили внедрить и бронезащиту, вставками в дверцы и борта кузовов из маленьких бронепластин толщиной 7 мм.

Пулемёт кроме этого дооснастили маленьким плоским щитком подобной толщины.

Первая партия таких бронеавтомобилей, созданных на машиностроительном заводе «Луканис» в Афинах, на шасси самого замечательного автомобиля от Константинопольской компании «Пегас» числом аж 6 единиц, прибыла на фронт практически в самом финише войны.

Эти «броневички» в большинстве случаев употреблялись сугубо по прямому назначению – сопровождению автоколонн влиятельных полководцев в прифронтовой полосе – конечно, где этому помогала местность, поскольку в песках египетских пустынь добротно нагруженные автомобили беспощадно буксовали, пока их радиаторы не начинали со свистом выбрасывать струи пара как будто бы заправские чайники на раскалённой плите. Но, в один раз и им улыбнулась военная успех! На довольно дешёвой каменистой и ровной местности, двум бронемашинам как-то раз удалось поучаствовать в лихой кавалерийской атаке эскадрона военном византийской конницы на эскадрон авангарда английской лёгкой кавалерийской бригады.

Не смотря на то, что англичане и располагали несколькими винтовками-пулемётами, два «Максима» на защищённых кое-какой бронькой машинах обеспечили византийской кавалерии абсолютное и подавляющее огневое превосходство, прикрыв разворачивание тачанок (правильнее, изобретённых ещё в прошлом армейском конфликте пулемётных повозок с задней огневой точкой), покинув поле боя за храбрыми ромеями. Наряду с этим один из двух бронеавтомобилей остановился ввиду скатов передних и прострелов радиатора колёс.

Кроме этого одна из пуль отыскала собственную цель в виде ноги водителя этого самого авто. Второму же БА повезло больше – он выдержал бой и остановился, лишь в то время, когда его не через чур прочные, простые скаты начали преобразовываться в лохмотья на каменистой местности, а подвеска по той же причине ринулась умышленно рассыпаться.

Выводы не вынудили себя ожидать – опыт признали очень успешным, применение вооружённых пулемётами автомашин для помощи кавалерии очень нужным, а машины рекомендовалось забронировать всецело вместе с двигателем, установив более замечательные моторы и литую резину на колёса.

Так на имперский автомобильный завод «Луканис» пришёл заказ на 12 настоящих бронемашин с тем же оружием, но с бронированным по периметру другими усовершенствованиями и открытым кузовом.

Задачу бронировки решили путём шаблонов и создания лекал для умелого бронекузова, воображавшего из себя каркас из металлических уголков. Вначале к нему, по окончании подгонки по месту, на болтах привинчивались фанерные подробности. А позже к каркасу уже приклёпывались подробности из 5-мм конструкционной стали, изготовленные по фанерным шаблонам.

Готовый металлический кузов установили на раму серийного автомобиля и прикрепили к ней в нескольких точках болтами.

По окончании пробега по довольно-таки пересечённой местности кузов разобрали, металлические подробности подвергли дополнительной подгонке и, уже применяя в качестве шаблонов и лекал их, приступили к изготовлению подробностей из 7-мм листовой брони. При сборке употреблялись и заклёпки из броневой стали.

Постоянных мягких сидений машина имела лишь два – оба в передней части салона. Слева размешался шофёр, а справа унтер-офицер – начальник автомобили, вооружённый полуавтоматическим пистолетом «Маузер» в самой длинностволой модификации с 20-патроным магазином (так что, это был скорее лёгкий самозарядный карабин). Для стрельбы из него, в лобовом щитке кузова и в правой передней двери, имелись особые откидные лючки.

Потому, что командира и головы водителя размешались выше бронебортов кузова, вместо верхних частей и ветрового стекла передних дверей имелись дополнительные откидные бронещитки со смотровыми щелями. При поднятых щитках, они образовывали единую бронеконструкцию с обзором вперёд-влево-вправо через те самые смотровые щели и защищали командира и водителя с тех же трёх сторон.

Но эта защита кроме этого была низкой, и при жажде и командир и водитель имели возможность следить за местностью над нею – достаточно было сунуть под задницу сложенную в два раза скатку шинели. Комфортно и практично.

В середине задней части намерено расширенного салона, на высокой стойке монтировалось тело византийской версии станкового пулемёта «Максим» с круговым обстрелом за 7-мм коробчатым бронещитком. Корму салона занимала твёрдая лавка «походных мест» для его помощника и пулемётчика. В самой лавке устроили рундук, для хранения снарядов – 12 коробок с лентами на 250 патронов любая.

Так, БК бронемашины складывался из 3 тыс. патронов, а экипаж складывался из 4 человек.

По бортам, снаружи, в задней части корпуса установили короба для двух запасных колёс, а за кормой – коробки для скатанного тента и ЗиПа. В том месте же подвешивалась и ёмкость на 30 литров питьевой воды.

Брезентовый тент, предназначавшийся для защиты пассажиров от дождя и жаркого солнца, натягивался на намерено установленных и жёстко закреплённых в задней и средней частях автомобили крючках и дугах на стойках-опорах переднего бронещитка.

Броня на византийских колёсах. лёгкие ба. (мир византийской империи от коллеги arturpraetor)

(Легкий бронеавтомобиль БАЛ-2 обр. 1910 г.)

В таком виде партия из 12 заказанных армией бронемашин, названных БАЛ-2 (Бронированный Автомобиль «Луканиса»), поступила в армии, как в большинстве случаев это случается с новыми примерами техники, безнадёжно опоздав на англо-византийскую войну.

Однако, по окончании военных действий, убедившись в серии учений, что броневики оказались не нехорошими, армия спешно оформила заказ ещё сходу на 50 подобных бронемашин ввиду шаткости мира с Англией и важных дипломатических осложнений в отношениях сейчас уже с Персией.

Израсходовав приблизительно полгода на исполнение этого заказа, завод «Луканис», никуда не торопясь, в инициативном порядке, создал и выстроил на том же шасси 2 новых умелых примера всецело закрытых бронеавтомобилей – один с оружием в виде трёх ружей-пулемётов «Мадсен» (лицензию на что спешно прикупили у датчан сходу по окончании византийско-британской войны), для применения которых в корпусе были сделаны 4 амбразуры (по одной с каждой стороны корпуса) и один с громадной башней, в которой устанавливался византийский «Максим». Единственный дополнительный «Мадсен» (из боеукладки), возможно было применять для стрельбы через совершенно верно такие же амбразуры, что и у безбашенной версии.

Значительной проблемой башенной версии был изрядный перегруз шасси, почему бронезащиту было нужно уменьшить с 7 до 5,5 мм.

Однако, опробования обе бронемашины выдержали. По их итогам армейские только настойчиво попросили дооснастить закрытый безбашенный броневик наблюдательной рубкой, в стенках которой ещё и прорезать отверстия для стрельбы из «Маузера».

Однако, армия не торопилась с заказом на новые броневики, так и не дав предпочтения ни тому, ни второму (тем более, имелись соперники и от вторых компаний). И в то время, когда разразилась-таки византийско-персидская война 1911 года, оба умелых примера были посланы в армию вместе с серийными автомобилями БАЛ-2.

Боевые действия велись очень манёвренные, лёгкими силами, в условиях достаточно жаркого лета, что не преминуло сказаться на условиях работы экипажей бронеавтомобилей.

В то время, в то время, когда открытые автомобили под солнцезащитными тентами снабжали экипажам достаточно комфортные условия работы, в закрытых автомобилях царили невыносимые духота и жара, катастрофически усиливаемые избытком пороховых газов при стрельбе. Обзор из наглухо закрытых автомобилей кроме этого оставлял хотеть большое количество лучшего.

5,5-мм броня башенного броневика пробивалась фактически со всех расстояний боя и к тому же образовывала при пробитии массу дополнительных поражающих элементов в виде отлетающих кусочков хрупкой и жёсткой брони. Чтобы хоть чуть-чуть исправить положение, экипаж броневика вначале самостоятельно демонтировал крышу башни, а после этого, к внутренней стороне практически ненужной брони, на болтах, вставляемых вместо прошлых заклёпок, привинчивал к каркасу вместе с 5,5 мм бронеплитами 3-мм подробности из где-то реквизированной мягкой конструкционной стали, не только усиливающей стойкость брони, но и мешающей разлетанию по боевому отделению элементов проломленной пулями брони (мягкая сталь при пробитии , практически не создавая страшных осколков).

Действительно, за это было нужно заплатить установкой дополнительных страниц в рессоры шасси. Помогло это мало – фатально перегруженное шасси сейчас частенько буксовало вне дорог и выходило из строя с обидной регулярностью.

Броневик с наблюдательной рубкой и тремя «Мадсенами» продемонстрировал себя чуть лучше, но был весьма тесным, сектора обстрела из пулемётов были ограниченными, сами ружья-пулемёты «Мадсен» для ведения интенсивного огня не годились и, в условиях жаркого климата, скоро перегревались. В крыше закрытого корпуса опять-таки было нужно прорезать громадные отверстия для вентиляции – полный демонтаж крыши руководство запретило.

Были неприятности и у серийных БАЛ-2. Так, при сборке единой конструкции из ветрового бронещитка и дополнительных верхних частей передних дверей оставались щели-зазоры, через каковые в машину залетали ошмётки пуль. Сама сборка данной конструкции занимала через чур много времени, и экипажи значительно чаще, проделав эту операцию один раз, обратно её уже не разбирали, пользуясь в сражении смотровыми щелями, а вне боевой обстановки обозревая местность над срезом открытой сверху бронерубки.

Из автомобиля расчёт отделения управления выходил уже лишь через задние двери. Коробчатый, но не через чур большой щиток, закрывавший расчёт пулемёта, практически, так же, как и прежде надёжно защищал лишь от фронтального огня. На ракурсах, «выпадающих» из-за щита, или пулемётчик, или его ассистент иногда выяснялись под фланговым огнём.

Пулемёт совокупности Максима при интенсивной стрельбе кроме этого непременно перегревался, и при его выхода из строя машина становилась фактически невооружённой.

Итогом данной совсем маленькой и притом победоносной войны стало громадное заседание управления новообразованного бронеуправления имперской конструкторов и сухопутной армии и директоров имперских автозаводов. Как и другие изготовители военной техники, «Луканис» кроме этого взял внушительный перечень претензий ко всем трём типам собственных бронемашин и массу пожеланий к перспективному примеру компании, которым однако планировали вооружить первые 4 автобронетагмы византийской армии (тагма – тактическая единица, близкая батальону).

Показавшаяся в следствии данной совместной работы новая машина «Луканиса», по сути, была гибридом всех трёх собственных «прототипов».

Это был опять-таки полубронированный БА с изначально закрытой с трёх сторон двухместной рубкой отделения управления (без крыши!), оснащённой откидными лючками со смотровыми щелями. Над средней частью боевого отделения корпуса, прикрытого только жестью, на особых бимсах (выражаясь по флотски) монтировалась шариковая опора для всецело открытой сверху (если не считать тент) громадной башни, в которой устанавливалась аж спарка станковых пулемётов, к тому же дооснащённых внешним контуром охлаждения. Стволы пулемётов укрыли неспециализированным защитным бронекожухом.

Крыша кормовой части корпуса отсутствовала по большому счету – её, как и над отделением управления и над башней, заменял (в случае если необходимо) плотный брезентовый тент.

Лючки для стрельбы в стенках корпуса сохранили. В лобовом щитке наоборот начальника и в бортах, перенеся их на задние боковые двери. А в состав оружия, кроме спарки «Максимов», включили самозарядный пистолет (лёгкий полуавтоматический карабин) «Маузер» у начальника автомобили, водителя довооружили револьвером, а ассистента пулемётчика кавалерийским карабином. Экипаж сохранили на уровне 4 человек.

Так, на 4 человека экипажа приходилось аж пять единиц оружия!

Подвеску усилили, как это было вероятно. Двигатель форсировали, перенеся ручной запуск снаружи вовнутрь автомобили. В один момент значительно увеличили производительность и ёмкость радиатора охлаждающего его вентилятора. Установленные прежде жёстко в немного открытом виде бронежалюзи сделали регулируемыми особой тягой изнутри автомобили.

Сейчас, двигаясь по дороге вне боевой обстановки, радиатор приобретал полный обдув, в сражении жалюзи занимали среднее положение, защищая двигатель и радиатор от пуль и снабжая минимально нужный приток охлаждающего воздуха. Стреляя же с места при отключённом моторе, возможно было полностью закрыть жалюзи, исключив тем самым кроме того минимальный риск мотора и повреждения радиатора благодаря ружейно-пулемётного обстрела.

Для удобства обслуживания мотора, вместо крышки узкого верхнего люка моторного отсека ввели штампованный из 4-мм бронелиста широкий быстросъёмный капот.

Ошиновка употреблялась по событиям – или на особых прочных пневматиках, или на целой литой резине (ясно, что скорость наряду с этим была уже ограниченной).

Бронезащиту броневика увеличили до 8 мм.

(Лёгкий бронеавтомобиль БАЛ-3 обр. 1913 г.)

Эта машина, взявшая индекс БАЛ-3 стала первой по настоящему крупносерийной. Она поставлялась в автобронетагмы, разворачиваемые при каждом пехотном и кавалерийском корпусе имперской армии. Всего за период с 1913 по 1925 г.г. было выпущено более 800 броневиков БАЛ-3 в самых разных модификациях (т.е. средний годовой выпуск редко превышал 70 автомобилей и существенно перекрывал данный показатель лишь на протяжении ПМВ).

Последняя модификация, отличавшаяся от первой так, что удостоилась собственного индекса БАЛ-4, взяла намного более замечательный двигатель (устанавливавшийся прежде лишь на 3-тонных грузовиках), крышу всего корпуса в виде «сэндвича» из термоизоляции и жести (включая отделение управления) при наличии громадных вентиляционных люков. Бронезащита башни и корпуса увеличилась до 11 мм – лоб, 9 мм – борт, 7 мм – корма.

Колёса (и передние и задние) употреблялись уже лишь сдвоенные, а позади, к тому же, вместо одного моста сейчас было два, что при моторе увеличенной мощности заметно повысило проходимость автомобили. Вместо простых, БА обеспечивались пулестойкими широкопрофильными шинами, заполненными «гуссматиком» (лицензию на выпуск данной очень нужной субстанции приобрели у России, где она была изобретена ещё на протяжении ПМВ).

Броневик имел двигатель, КПП, по большому счету подвеску и всю трансмиссию от трёхтонного грузовика и по своим чертям близко подошёл к бронемашинам среднего либо кроме того тяжёлого класса.

Что же касается оружия, то спарку пулемётов типа «Максим» винтовочного калибра в башне заменили на более внушительную спарку простого «Максима» и крупнокалиберного 13 мм, скопированного с германского «противотанково-противоаэропланного» MG-18, что конкретно переводило БАЛ-4 из класса лёгких БА в класс средних. Башня имела пара увеличенную геометрию, кормовую нишу и была уже не открытого, а полуоткрытого типа.

(Средний бронеавтомобиль БАЛ-4 обр. 1920 г.)

«кавалерийский» командира карабин и Маузер машины ассистента пулемётчика заменили на два новеньких пистолета-пулемёта собственной разработки. Часть автомобилей взяла и радиостанции.

Весьма интересно, но вопреки ожиданиям управления «Луканиса» армия вовсе не бросилась массово закупать замечательный и весьма дорогой БАЛ-4. Сделав ставку на танки и тяжёлые полугусеничные бронемашины от вторых производителей, бронеуправление имперской сухопутной армии заказывало БАЛ-4 в весьма ограниченных количествах и только как средство усиления разведывательных бронемашин БАЛ-2, закупки которой возобновились совсем нежданно для директората «Луканиса».

Но разъяснялось всё очень легко. В погоне за мощью все фабрики-изготовители в далеком прошлом перешагнули планку цены, которую имело возможность позволить себе, соответственно и армии, бронеуправление. Тот же БАЛ-4, имея на одну машину аж 12 (!) колёс не считая запасных, прожорливый двигатель от грузовика и громадный вес, физически в мирное время не имел возможности занять нишу массовой разведывательной бронемашины.

Броневики от вторых компаний были ещё круче, тяжелее и дороже – так как многие из них уже имели полноприводную схему, или колёсно-гусеничный движитель! Вот исходя из этого и отыскали в памяти о относительно недорогих, простецких в обслуживании и изготовлении и в полной мере пригодных для разведки, патрулирования и дозоров БАЛ-2.

Так, собственный желаемый заказ «Луканис», само собой разумеется, взял, но в нём фигурировало соотношение 4 к 1 для лёгких бронемашин БАЛ-2 и средних БАЛ-4.

Но «луканцы» горевали не продолжительно и, набравшись духу, начали-таки проектировать полноприводные БАЛ-2 и БАЛ-4, рассчитывая, что у таких автомобилей высокой проходимости легко обязаны быть роскошные возможности.

Культура Византии (рус.) История средних веков.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: