Великий князь алексей александрович и его флот. часть 8.

      Комментарии к записи Великий князь алексей александрович и его флот. часть 8. отключены

1 января 1881 года ВК был назначен участником Госсовета. 13 июля того же года назначен Управляющим Морского ведомства, с правами генерал-адмирала и главой Адмиралтейств-совета. Другими словами возглавил целый Армейский Флот России, вместо дяди – князя Константина Николаевича, ушедшего в отставку.

Сейчас упрочнение Владивостока в громадной степени зависел от него. Начав плавать с десятилетнего возраста, Алексей Александрович провел в море практически 20 лет. Он стал настоящим моряком.

Но по окончании 1881 года ему уже редко выпадала успех выйти в море. В такие дни, он старался быть нужным на корабле: подолгу стоял на мостике, замечая за вахтенными, изучал работу машинистов и кочегаров. Паровой флот завлекал его собственной машинерией – Алексей подолгу наблюдал за работой паровых автомобилей. Вникал ВК и в классические для флота вопросы – штурманскую часть и обсуждал неприятности артиллеристов.

доверительность ведения и Природная доброжелательность бесед содействовали открытости собеседников. Исходя из этого Князь был неизменно в курсе всех неприятностей флота. Алексей стал дотошным в реализации любых проектов. Неизменно посещал адмиралов Попова и Посьета – консультировался с ними по вопросам строительства флота.

В первой половине 80-ых годов XIX века он был произведен в адмиралы. Адмирал И. А. Шестаков записал в собственном ежедневнике: «Думается, мой Князь неравнодушен к флоту, это прекрасно. Но как же не легко с ним сладить Разговаривает нежно и тихо, выслушивает все твои аргументы.

И не пренебрегает услышанным. Но по любому вопросу имеет собственный вывод, наряду с этим, требует постараться опровергнуть это его вывод. И еще обижен, что не получилось опровергнуть».

15 мая 1883 года Алексей, из рук брата-императора, взял увеличение – сейчас он стал уже генерал-адмиралом.

Первое реформы ВК провел в артиллерии. Стало известно, что диаметр снарядов считается от заложенного калибра, минус двойная глубина нарезов. Отчего боеприпасы, в каковые положены средства и усилия, от одного поколения орудий не подходят к следующему.

Помимо этого оказалось, что долга орудий считается с учетом зарядной замка и каморы – другими словами полная долга ствола. Но подлинных баллистических показателей орудия данный параметр не дает. Еще один момент смущал ВК – наименование орудий было долгим и не давало понимания о какой конкретно совокупности идет обращение. 28 января 1882 года вводятся новые стандарты на артиллерийские боеприпасы.

По которым: большой диаметр тела боеприпаса, не учитывая диметра ведущих поясков, равен оговоренному калибру. Стандартные калибры для орудий Флота: 1,45-дюйма (37-мм), 1,85-дюйма (47-мм), 2,5-дюйма (63,5-мм), 3,42-дюйма (86,9-мм), 4,2-дюйма (106,7-мм), 4,7-дюйма (120-мм), 6-дюймов (152,4-мм), 8-дюймов (203,2-мм), 9-дюймов (228,6-мм), 10-дюймов (254-мм), 11-дюймов (279,4-мм), 12-дюймов (304,8-мм), 14-дюймов (355,6-мм), 15-дюймов (381-мм), 16-дюймов (406,4-мм). Стандарты даны в дюймовой и метрических мерах. Длину ствола орудия вычислять в калибрах.

Эту длину исчислять по участку ствола, по которому движется боеприпас на протяжении выстрела, другими словами каналу ствола. Орудия именовать исходя из поколения и калибра совокупности. Принять орудия с типом канала ствола примера 1877 года за первое поколение. Так 6”/28 пушка примера 1877 года начала называться 6/25К-I. Что расшифровывается следующим образом: 6-дюймовая, с долгой канала ствола в 25 калибров, Корабельная, первого поколения.

Специальные орудиям береговой обороны ввести индекс «Б» и именовать по аналогии с корабельными. К примеру: 9/18Б-I – береговая мортира калибра 229-мм с долгой ствола 18 калибров. Орудия береговой обороны переделанные из корабельных либо подобные им не переименовывать.

10 февраля 1881 года на верфи Балтийского завода был заложен крейсер «Владимир Мономах», а 9 мая того же года на Новом Адмиралтействе начали строить однотипный с Мономахом крейсер «Дмитрий Донской». ВК Алексей Александрович изучил проект по которому строились эти суда. В соответствии с проекту суда получались современными и достаточно замечательными.

11 и 12 июля 1882 года случилась бомбардировка Александрии – бой английской эскадры с египетскими фортами Александрии — первое сражение англо-египетской войны. Дипломатическая почта доставила в канцелярию Морского министерства пакет с подробным донесением об участии флота в данной акции. Рапорт, написанный на 25 страницах, 19 июля составили начальники крейсеров «Забияка» и «Азия».

Их суда пребывали в расстоянии 2,5 миль (около 4600 м) от британских броненосцев, и команды замечали всю картину боя. В донесении говорилось: «Из судов эскадры адмирала Сеймура лучшие боевые качества как относительно меткости огня, так и легкости управления, первенство, несомненно, в собственности фрегату „Тамерер“. По малым своим размерам, небольшому рангоуту и низкому борту, он воображал мельчайшую площадь цели.

К тому же, благодаря своим двум орудиям в открытых башнях на носу и на корме, имеет в один момент в действии практически однообразное число орудий с громадными фрегатами, имеющими лишь бортовой залп».

В связи с случившимися событиями, ВК Алесей Александрович захотел внести трансформации в проект крейсеров, ориентируясь на фрегат «Тамерер». Трансформации коснулись парусов и вооружения. Орудия главного калибра расположили ромбом – любимая схема ВК на первых судах. А паруса урезали. ВК счел, что в век пара и скоростей паруса необходимы лишь как резервный, а вернее катастрофический, движитель. К тому же умеренный рангоут снизит площадь судов как цели для комендоров соперника.

На этом собственный вмешательство в постройку судов Алексей ограничил, ограничил вмешательство и других «улучшателей». Но адмиралу Попову удалось уговорить ВК на технический опыт – на «Донском» автомобили расположили последовательно, с возможностью работы на один вал. Исходя из этого Мономах и Донской на воде снаружи ничем не отличались, но Мономах имел два вала винтов, а Донской один вал.

Это разрешило расширить дальность плавания без повышения запасов угля. На экономическом ходу «Донской» шел на одной половине и машине котлов.

Великий князь алексей александрович и его флот. часть 8.

Полуброненосный фрегат (с 1.02.1892 г. крейсер 1 ранга) «Владимир Мономах»

Заложен на Балтийском заводе 02 февраля 1881 года, построен 10 октября 1882 года, вступил в строй 1 июля 1883 года. Водоизмещение – 5754 т, протяженность по ватерлинии — 90,3 м, протяженность громаднейшая (без бушприта) — 93,8 м, ширина – 15,8 м, осадка носом – 6,4 м, осадка кормой – 7,6 м. Скорость хода – 15,8 узлов, дальность плавания — 3300 миль на 10 узлах. Силовая установка — 2 вертикальные автомобили двойного расширения суммарной мощностью 7044 л.с. производства Балтийского завода, 6 двойных цилиндрических котлов, 2 винта.

Оружие: 4х1х203-мм (орудия 8/28К-I), 12х1х152-мм (орудия 6/25К-I), 4х1х87-мм (орудия К87/25), 10 37-мм револьверных пушки Гочкиса (тип Р-37), 4х1х381-мм НТА, 30 якорных мин. Бронирование: борт 152-114 мм, палуба — 13 мм. матросов: 24 и Экипаж 478 офицера.

Полуброненосный фрегат (с 1.02.1892 г. крейсер 1 ранга) «Дмитрий Донской»

Заложен на Новом Адмиралтействе 09 мая 1881 года, построен 18 августа 1883 года, вступил в строй 1 августа 1886 года. Водоизмещение – 5826 т, протяженность по ватерлинии — 90,4 м, протяженность громаднейшая (без бушприта) — 93,4 м, ширина – 15,8 м, осадка носом – 6,4 м, осадка кормой – 7,8 м. Скорость хода – 16,2 узлов, дальность плавания — 3830 миль на 10 узлах.

Силовая установка — 2 вертикальные автомобили двойного расширения суммарной мощностью 7648 л.с. производства Балтийского завода, 4 одинарных, 4 двойных цилиндрических котлов, 1 винт. Оружие: 4х1х203-мм (орудия 8/28К-I), 12х1х152-мм (орудия 6/25К-I), 4х1х87-мм (орудия К87/25), 10 37-мм револьверных пушки Гочкиса (тип Р-37), 4х1х381-мм НТА, 30 якорных мин. Бронирование: борт 152-114 мм, палуба — 13 мм.

Экипаж: 23 матроса и 492 офицера.

Со вступлением на престол Александра III была пересмотрена ориентация внешней политики России.

Балтийское море: Под влиянием недоброжелательной позиции, занятой Австрией и Германией на Берлинском конгрессе (1878 г.), где Россию лишили плодов ее победы над Турцией, правительство Александра III отказалось от продления союзного контракта с ними и начало учитывать их в предстоящих замыслах как вероятных соперников России. С 1880 г. Германия приступила к большому усилению собственного военного флота, что конкретно задевало интересы России на Балтийском море.

Еще при Николае I был установлен принцип господства русского флота на Балтике, в силу которого он должен был иметь преобладание над соединенными флотами Швеции и Германии, в то время как до 1880 г. самый вероятным соперником на этом театре признавалась Англия. С этого времени явилась необходимость без шуток учитывать постоянный рост германского флота.

Черное море: По окончании разгрома Пруссией Франции в 1871 г. Российская Федерация добилась в вознаграждение за собственный нейтралитет в данной войне ликвидации тех статей Парижского трактата 1856 г., которыми России запрещалось содержать армейский флот на Черном море. Но по недочёту денежных средств Российская Федерация до 1874 г. успела на этом театре выстроить лишь две круглые батареи типа «поповок»: «Великий Новгород», в 2200 тысячь киллограм, с 2 орудиями калибра 279 миллиметров в центральной бронированной вращающейся башне, и «Адмирал Попов», в 3200 тысячь киллограм, с 2 орудиями калибром 305 миллиметров.

Исходя из этого в войну 1877–1878 г. Черноморский флот не смог развить больших активных операций и ограничился действиями минных катеров на Дунае и рейсами армейских пароходов по Тёмному морю. В 1880 г. положение в Турции было весьма тревожное: Российская Федерация опасалась, что Босфор попадет в руки Англии, которая бомбардировала Александрию и уже захватила Египет. Отсутствие на Черном море линейного флота парализовало активные шаги со стороны царского правительства.

Тихий океан: Не смотря на то, что до 1880 г. япония и Китай и не угрожали России, но их назревавшее столкновение имело возможность привести к вмешательству европейских держав. Царская Российская Федерация не имела возможности остаться бесстрастной при дележе китайских владений, что нарушил бы установившееся равновесие на берегах Тихого океана. Так, к началу 1881 г. военная ситуация осложнилась на всех трех основных морских театрах России, где требовались солидные опорных военного баз и силы флота.

Исходя из этого развитие морских сил получало ответственное значение во внешней политике царского правительства как в Европе – на Балтийском и Тёмном морях, так и в Азии – на Дальнем Востоке. Александр III образовал Особенное заседание под руководством князя генерал-адмирала Алексея Александровича. Заседание обсудило задачи флота в связи с базами внешней политики России и наметило на последующие 20 лет морские задачи и программу судостроения.

Источник: http://statehistory.ru/books/V—P—Kostenko_Na-Orle-v-TSusime—Vospominaniya-uchastnika-russko-yaponskoy-voyny-na-more-v-1904-1905-gg-/3

С принятием «Двадцатилетней программы» Морскому техническому комитету предстояло выполнить огромную работу. Нужно было выяснить технические и тактические элементы новых судов, и выбрать для их проектирования лучшие отечественные и зарубежные прототипы.

Комитету предстояло подготовить множество эскизных чертежей, вычислить все весовые нагрузки, составить спецификации для корпуса, автомобилей, котлов, артиллерии, другого оборудования и минного вооружения, а после этого при постройке смотреть за соблюдением всех технических заданий. Все это потребовало огромной большой нагрузки и переписки на всех участников Комитета, чертёжников и писарей.

Адмирал И.А.Шестаков – создатель «Двадцатилетней программы»

18 мая 1882 г. в МТК пришло официальное письмо, подписанное управляющим Морским министерством, в котором говорилось: « Прошу с получением записки собрать следующих лиц: адмирала Шварца, генерал-майоров Прилукова и Соколова, адмирала Андреева, генерал-майоров Свистовского и Богославского, капитана II ранга Де Ливрона, полковника Самойлова, капитанов Торопова, Прохорова, Субботина, Глазырина и Леонтьева и штабс-капитанов Кутейникова и Максимова». Собравшимся предстояло решить последовательность вопросов о выборе прототипов для постройки судов новой программы.

На первый вопрос о том: «какой из известных типов океанских броненосцев подходит ближе к нашим требованиям, в частности: при броне не меньше 10 дюймов, сильной (11-дюймовой) артиллерией, ходе и большом запасе угля в 15 узлов, и дабы он сидел не более 26 фут и имел умеренную парусность» — собрание дало единодушный ответ, что наилучшими в то время являлись британские броненосные крейсера типов «Нельсон» и «Имперьюз». Забрав их за базу, в МТК создали проект, по которому после этого выстроили броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». В нем самый ярко проявилась ромбическая схема размещения орудий главного калибра.

Броненосный фрегат (с 1.02.1892 г. броненосный крейсер) «Адмирал Нахимов»

Заложен на Балтийском заводе 15 февраля 1884 года, построен 21 октября 1885 года, вступил в строй 9 сентября 1888 года. Водоизмещение – 8473 т., протяженность – 101,3 м, ширина – 18,6 м, осадка – 8,3 м. Корпус имел сильный завал бортов вовнутрь, что разрешало добиться требуемой остойчивости, не обращая внимания на тяжелые барбетные установки.

2 трёхцилиндровые паровые машины двойного расширения мощностью по 4000 л. с. Балтийского завода, 12 котлов мощность – 8000 л.с., скорость – 16,3 узла, бронирование компаунд: борт – 254 мм, барбеты – 203 мм, палуба – 51-76 мм, рубка – 152 мм. Оружие – 4х2х203-мм (орудия 8/35К-II в четырех барбетных установках типа МК-II), 10х1х152-мм (орудия 6/35К-II), 12х1х47-мм (орудия К47/43), 6х37-мм (орудия Р-37), 2х63,5-мм десантных пушки Д-63, 3 ТА 381-мм. Экипаж 23 офицера, 549 матросов.

На второй вопрос: «что выбирать за пример для броненосца I ранга, с очень толстою бронею, сильнейшими орудиями (не более чем 45 тысячь киллограм весу) с запасом угля на 4 дня ходу, без рангоута, со скоростью 14 узлов» — единодушного мнения не было. Капитан Леонтьев, сравнительно не так давно прибывший из Англии, где он следил за заменой механизмов на «Петре Великом», высказал вывод близкое к точке зрения ВК (не смотря на то, что сам ВК его пока не высказывал).

Согласно его точке зрения, «корабль „Петр Великий“ подходит к этому типу судов вследствие того что хорошие качества его нам в полной мере известны и при постоянной средней скорости в 13 узлов, можно считать, его скорость на пробной миле будет 16 узлов». Потом Леонтьев полагал, что, уменьшив запас угля на «Петре Великом», выигрыш в весе возможно будет применять для утолщения брони палуб до 76 мм, устройства кормовой надстройки, усиления ряда и минного вооружения вторых улучшений.

Помимо этого, согласно его точке зрения, на новом корабле следовало иметь съемный таран, устанавливаемый лишь перед боем, а башни разместить диагонально, подобно тому, как это сделано на «Инфлексибле». В итоге МТК принял за базу для новых судов проект броненосца «Петр Великий». Адмирал А. А. Пещуров настоял на повышении автономности с четырех до шести дней. На базе этих ответов начаты проектные работы по броненосным судам для Черного моря.

Неспешно вырисовался проект специального корабля для боя в проливах и узкостях. Специализация заключалась в усилении наступательного оружия. Для чего в носовой оконечности установили две барбетных установки с четырьмя орудиями.

Еще одна такая же установка монтировалась в корме. В феврале 1883 года лейтенант Л.А.Рассказов подал И. А. Шестакову собственные мысли об повышении числа 305-мм орудий до восьми. Согласно точки зрения Л. А. Рассказова, для повышения «боевой силы» корабля на 25 % нужно было заменить треугольный каземат длиной 39,5 м по ДП на прямоугольный длиной 32 м, в углах которого размешались орудийные столы, причем выигрыш в весе подкладки и брони (196,5 т) компенсировался весом орудий со станками (160 т).

Но такое размещение орудий главного калибра не давало тактического преимущества – в любую сторону имели возможность вести пламя лишь две установки. Шестаков рассказал о проекте Рассказова ВК Алексею. А спустя семь дней МТК взяло задание пересчитать проект корабля с ромбическим размещением артиллерийских установок.

Для осуществления таковой переделки корпус корабля было нужно удлинить на 6,3 метра, довольно начального проекта.

Эскадренный броненосец «Екатерина II»

Заложен на верфи Николаевского Адмиралтейства 14 июня 1883 года, построен 8 мая 1886 года, вступил в строй 15 июня 1889 года. Водоизмещение – 11811 т, протяженность – 109,8 м, ширина – 21 м, осадка – 8,52 м. 14 цилиндрических котлов, две вертикальные двойного расширения автомобили мощностью 9101 л.с., скорость – 15,25 узла, дальность хода – 1400 миль на 14 узлах, 2380 на 10 узлах. матросов 28 и Экипаж 627 офицеров.

Оружие: 4х2х305-мм (орудия 12/30К-I в четырех барбетных установках типа МК-I), 8х1х152-мм (орудия 6/35К-II), 12х1х47-мм (тип К47/43), 4х1х381-мм ТА.

Эскадренный броненосец «Чесма»: Заложен на верфи РОПиТа 25 сентября 1883 года, построен 6 мая 1886 года, вступил в строй 5 мая 1889 года. Водоизмещение – 11833 т, протяженность – 109,8 м, ширина – 21,05 м, осадка – 8,52 м. 14 цилиндрических котлов, две вертикальные двойного расширения автомобили мощностью 9101 л.с., скорость – 15,25 узла, дальность хода – 1400 миль на 14 узлах, 2380 на 10 узлах. матросов 28 и Экипаж 627 офицеров.

Оружие: 4х2х305-мм (орудия 12/30К-I в четырех барбетных установках типа МК-I), 8х1х152-мм (орудия 6/35К-II), 12х1х47-мм (тип К47/43), 4х1х381-мм ТА.

Эскадренный броненосец «Синоп»: Заложен на верфи РОПиТа 20 сентября 1883 года, построен 19 мая 1886 года, вступил в строй 5 июня 1889 года. Водоизмещение – 11821 т, протяженность – 109,8 м, ширина – 21,05 м, осадка – 8,5 м. 14 цилиндрических котлов, две вертикальные двойного расширения автомобили мощностью 9101 л.с., скорость – 15,25 узла, дальность хода – 1600 миль на 14 узлах, 2420 на 10 узлах. матросов 28 и Экипаж 627 офицеров.

Оружие: 4х2х305-мм (орудия 12/35К-II в четырех барбетных установках типа МК-IА), 8х1х152-мм (орудия 6/35К-II), 12х1х47-мм (тип К47/43), 4х1х381-мм ТА.

Эскадренный броненосец «Георгий Победоносец»: Заложен на верфи РОПиТа на верфи Николаевского Адмиралтейства 18 июня 1886 года, построен 17 октября 1888 года, вступил в строй 5 июня 1890 года. Водоизмещение – 11776 т, протяженность – 109,8 м, ширина – 21 м, осадка – 8,58 м. 14 цилиндрических котлов, две вертикальные тройного расширения автомобили мощностью 11200 л.с., скорость – 16,5 узла, дальность хода – 1580 миль на 14 узлах, 2460 на 10 узлах. матросов 28 и Экипаж 627 офицеров.

Оружие: 4х2х305-мм (орудия 12/35К-II в четырех барбетных установках типа МК-IА), 8х1х152-мм (орудия 6/35К-II), 12х1х47-мм (тип К47/43), 4х1х381-мм ТА.

Оружие судов составляли 8 – 305-мм орудий в четырех вращающихся барбетных установки типа МК-I, производства Железного завода (подобных с первым балтийским броненосцем). Артиллерийская корабельная установка МК-I складывалась из 2 одноствольных 12-дюймовых (305-мм) орудий Обуховского завода с длиной ствола 30 калибров, расположенных в поворотном барбете совокупности Креля.

Орудия типа 12/30К-I металлические, нарезные, с закрыванием замка и ручным открыванием размещались на лафете с постоянной высотой оси цапф. Для вертикальной наводки употреблялись два гидравлических цилиндра, подвешенных к вращающемуся столу и конкретно к качающейся части станка. Вращение барбета осуществлялось двумя гидравлическими двигателями, их штоки с шестернями действовали на громадный зубчатый обод, прикрепленный к намерено устроенной промежуточной платформе.

Время поворота установки на 120° составляло 1 мин. Наводили орудия 3 матроса-наводчика. Один руководил наведением всей установки по горизонтали, два вторых — каждого ствола по вертикали. Подача снарядов и зарядов гидравлическая либо в ручную.

В состав боекомплекта, из 80 выстрелов на ствол, входили боеприпасы обычного чугуна и бронебойные из закаленного чугуна весом 331,7 кг и зарядов к ним весом 121-123 кг бурого пороха, и картечь весом 390-394 кг и заряд к ней весом 73,7 кг. Угол большого возвышения орудия доходил до +15°, а большая дальность стрельбы 9,15 км. При скорости снаряда +6° и угле возвышения 570 м/с дальность стрельбы составляла 5,1 км.

Вес барбета с 2 орудиями — 160 тысячь киллограм. Установки типа МК-IА отличались от первых, установкой более замечательных орудий. С длиной ствола в 35 калибров.

Восемь 152-мм орудий размешались на батарейной палубе, а для защиты от миноносцев предполагалось иметь двенадцать малокалиберных пушек. Суда имели полный броневой пояс по ватерлинии шириной 2,44 м, из которых 1,52 м пребывало ниже поверхности воды. Толщина пояса составляла 16 дюймов (406-мм) в районе машинного отделений и котельного и неспешно утончалась до 8 дюймов (203-мм) у штевней.

Броня каземата складывалась из двух поясов: нижнего шириной 2,6 м и верхнего 2,9. Вся вертикальная броня имела лиственничную подкладку громаднейшей толщиной 305 мм в средней части борта. В первый раз в русском флоте на «Екатерине II» для исключения гниения подкладки под броню применили особый клей Хейса, поскольку использовавшийся до этого сурик все же допускал некую порчу лиственницы. Из палуб бронировалась одна, жилая, бимсы которой проходили на уровне верхней кромки броневого пояса ватерлинии.

Ее броня складывалась из страниц стали толщиной 12,7 мм в каземата и двух слоев вне каземата суммарной толщиной 50,8 мм. Водоизмещение составило от 11816 до 11833 тысячь киллограм.

Из них на артиллерийское и минное оружие приходилось 1287,94 т (10,9 %), броню — 3603,88 т (30,5 %), автомобили и котлы с водой – 1713,32 т (14,5 %), уголь — 815 т (6,9 %), руль с рулевой машиной — 24,5 т (0,25 %), паровые и гребные суда — 32 т (0,3 %), дельные вещи – 189,06 т (1,6 %), продовольствие и шкиперские запасы — 140 (1,1 %), команду с багажом – 75,9 т (0,6 %), корпус с отделкой – 3934,73 т (33,3 %). Но уровень качества постройки судов имело хотеть лучшего.

Конструкционный перевес составил: «Екатерина-II» — 10,6%, «Чесма» — 12,2%, «Синоп» — 11,1%, «Георгий Победоносец» — 7,3%. Повышение водоизмещения позвало переуглубление против теоретического чертежа на 0,13-0,15 м. Общество РОПиТ строило лишь корпуса. Все оборудование было нужно поставлять на верфь по договору самим, другими словами Морскому ведомству.

Особенную проблему составили паровые машины – как раз они имели перевес в 5-6%. Помимо этого было нужно доводить автомобили уже на броненосцах, поскольку изначально они не выдавали проектной мощности.

Из постройки первых броненосцев ВК сделал выводы:

  1. Каждая конструктивная переделка увеличивает сроки строительства и ведет к удорожанию корабля. Самый дорого обходится «стояние» корабля на стапеле.
  2. Строительство нескольких судов по одному и тому же проекту существенно снижает их цена для бюджета империи.
  3. Требуется совокупность мер мешающая росту конструктивного перевеса. Конструктивный перевес угробит любой хороший корабль.
  4. Нужен завод-фаворит в строительных работах котлов и машин. На этих фабриках необходимо создавать конструкторские группы по совершенствованию и разработке котлов и машин. Таким группам необходимо оказывать помощь специалистами и учёными. Не лишним будет иметь для того чтобы же «фаворита» в области корабельных артиллерийских установок. Да и самих орудий то же.
  5. Стандартизация оборудования снижает цена судов. Очень успешным моментом ВК счел спаренную установку главного калибра МК-I, производства машины производства и Металлического завода Балтийского завода. Балтийский завод изготовил 6 однообразных автомобилей двойного расширения. А Железный завод 8 установок МК-I и 8 МК-IА.
  6. Детальная проработка проекта и контрактов на комплектующие – снижает срок постройки корабля.
  7. Разработка детального графика поставок комплектующих снижает сроки постройки, а равно как и цена корабля. Требуется твёрдый контроль за соблюдением этого графика.
  8. Личный верфи способны строить большие суда, но наряду с этим требуется посильная помощь и тщательный контроль (без контроля «Чесма» и «Синоп» оказались бы с большим перевесом). При заключении контрактов с этими фабриками потребовать от «частника» заключения контрактов на поставку оборудования самостоятельно.

Увлечение «ромбом» продемонстрировало, что суда становятся весьма замечательными, но наряду с этим водоизмещение, а исходя из этого и количество металла, трудозатраты и цена очень ощутимы. А это все отражается на сроках постройки судов. И это в то время в то время, когда все денежные средства Империи уходят на Дальневосточную экспансию.

Было нужно урезать суда и прежде всего количественно. Так систершип «Нахимова» кроме того не стали планировать к закладке. А Дальний Восток потребовал судов и большое количество. Помимо этого доставка снарядов к бортовым башням требует обустройства особых коридоров.

А это, со своей стороны, увеличивает численность экипажа. И в случае если боеприпасы 203-мм калибра возможно было доставлять относительно легко. То 305-мм приводили к.

Почему всю артиллерию главного калибра на «Екатеринах» сгрудили в компактный каземат. Но такое компактное размещение не содействовало живучести артиллерии и всего корабля в целом.

С 1881 г. Завод Берда начал специализироваться на изготовлении паровых автомобилей для соседних верфей Нового адмиралтейства и Галерного острова. В первой половине 80-ых годов XIX века Охтенская верфь была закрыта. Снова основанное Франко-русское общество приобрело завод Берда. Оно взяло в безвозмездное арендное пользование Галерный островок с бывшими на нем мастерскими и эллингами.

Не смотря на то, что официально Франко-Русский завод принадлежал акционерному обществу, фактическим его хозяином стало Морское министерство, имевшее в собственном распоряжении более чем 50 % акций этого общества. Еще приблизительно 18% акций принадлежало конкретно ВК Алексею Александровичу. Так, ВК стал на путь собственного обогащения через капитализацию собственных денежных средств. По правде сообщить, эти денежные средства не всегда были собственными средствами Князя.

Время от времени и национальные денежки уходили на приобретение акций для Алексея Александровича. Частенько ВК возвращал национальные денежки в казну (довольно часто, но далеко не всегда), но позже с дивидендов и процентов взятых с вкладов и акций. направляться заявить, что ВК не складировал деньги в «кубышку». Его финансовые вливания делались в производства и определённые заводы.

Так, в то время, когда в первой половине 90-ых годов XIX века Обуховскому заводу потребовались 2 миллиона рублей на модернизацию производственных мощностей для выпуска орудий в 45 калибров, ВК профинансировал эту модернизацию. А в казне денег на это не нашлось. Промышленники весьма скоро смекнули, что наличие акций ВК в их производстве равносильно процветанию. Имеется акции – имеется заказы от Морского ведомства.

Нет акций – нет заказов. Имелась еще одна «лазейка» чтобы получить заказ от Морского министерства. Так некоторый представитель «Общества Путиловских фабрик» бесплатно «одолжил» ВК «маленькую» сумму денег. В ответ строящаяся Путиловская верфь взяло заказ на постройку броненосца для Балтийского моря. И не беда, что верфь еще не готовься к такому постройке – готовься подъездные дороги, грузоподъёмные механизмы и стапель.

Все металлоконструкции а также раскрой металла производилось на мощностях Общества Франко-Русских фабрик, а путиловцы собирали корпус корабля. К чести Путиловской верфи направляться добавить – на уровень качества броненосца никто не жаловался. Корабль оказался добротным и крепким.

В первой половине 80-ых годов XIX века у ВК случились трансформации и в личной судьбе. Алексей женился на вдове собственного кузена герцога Евгения Максимилиановича Лейхтенбергского – Зинаиде. Отметим, что герцоги Лейхтенбергские прилепились к семейству Романовых во второй половине 30-ых годов девятнадцатого века в следствии брачного альянса Евгения Богранэ, сына пасынка Наполеона, и дочери Николая I – Марии Николаевны.

Сам Евгений Лейхтенбергский был женат два раза, и оба раза морганатическими, другими словами неравнородными браками. В первоначальный раз Евгений женился на Дарье Опочининой, правнучке генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Второй раз он женился на Зинаиде, младшей сестре известного генерала М. Д. Скобелева.

Характерно, что обеим женам Евгения императором был присвоен титул графини Богарнэ. Занятно еще да и то, что Зинаида Богарнэ приходилась двоюродной сестрой первой жене Евгения – Дарье Опочининой, которая погибла в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века. От первого брака у герцога была дочь Дарья Богарнэ. От второго брака детей у герцога не было. Герцог Лейхтенбергский женился на Зинаиде Скобелевой во второй половине 70-ых годов XIX века.

Зинаида Дмитриевна стала графиней Богарнэ, а чуть позднее и герцогини Лейхтенбергской с титулом светлости. Зина Богарнэ, как именовали ее в свете, славилась собственной необычной красотой; если судить по сохранившимся портретам, это была настоящая русская красивая женщина.

Графиня Зинаида Богарнэ

В конце 1881 года жизнь Алексея Александровича озарилась любовью к жене собственного дальнего родственника – герцогине Зинаиде Лейхтенбергской. Но супруг Зинаиды не захотел носить венец рогоносца и Лихтенбегские уехали в Париж. В том месте Евгений Максимилианович ушел в глубочайший запой.

И утром 17 марта 1882 года прислуга нашла герцога мертвым. По всей видимости во сне его стошнило и будучи мертвецки пьяным, он не смог проснуться. Через год Алексей просил благословения у собственного брата Импенатора Александра III.

Взяв согласие, отправился просить руки Зинаиды Лейхтенбергской. А цветущим маем 1883 года Алексей стал женатым человеком. По уверениям князя Александра Михайловича, которого все кликали Сандро, покинувшего достаточно откровенные и едкие мемуары, генерал-адмирал готовься пожертвовать всем русским флотом для обольстительной Зины и осыпал ее немыслимыми дарами. Сандро писал: «Я отдаю себе отчет в полной неосуществимости обрисовать физические качества данной необычной дамы.

Я ни при каких обстоятельствах не видел аналогичной ей на протяжении всех моих путешествий по Европе, Азии, Австралии и Америке, что есть громадным счастьем, поскольку такие дамы не должны довольно часто попадаться на глаза».

Княгиня Зинаида Романова вошла в Алексеевский дворец (выстроенном специально для ВК Алексея Александровича на набережной Мойки) на правах законной жены. Алексей, до того живший затворником (по меркам тогдашнего Санкт-Петербурга), для нее открыл двери собственного дворца столичному бомонду, где царила красивая женщина Зинаида. Но так длилось не продолжительно – весьма не так долго осталось ждать Зинаида поумерила собственный пыл.

И ВК возвратился к собственному простому жизненному ритму. Только иногда в Алексеевском дворце назначались блистательные балы. Злые языки столичного бомонда утверждали, что брат Зинаиды – генерал Скобелев М.Д., запретил сестре вольности. А так как генерал и генерал-адмирал были людьми национальной важности, к тому же и пребывали в приятельских отношениях – все поверили этому.

Но разгадка была несложнее – Зинаида опасалась утратить супруга. И думала, что Алексей обязан помогать Империи, а она будет крепким тылом. И направляться сообщить – ей это получалось.

С Алексеевским дворцом связана одна особенность Российского Императорского флота. Действительно, эта «особенность» связана с событиями случившимися в английском флоте. 22 июня 1893 года, недалеко от Триполи маневрировала британская Средиземноморская эскадра.

Вел ее двухтрубный броненосец «Виктория» (заложенный на стапеле называющиеся «Ринаун», он был переименован в честь правившей тогда королевы), флагманский корабль адмирала Джорджа Трайона. В 15.34, таран другого британского броненосца Кампердауна распорол борт флагманского броненосца, примерно на расстоянии 20 фт (6,1 м) в первых рядах носовой башни ГК. На «Кампердауне» был адмирал Альберт Маркхэм.

Броненосец «Виктория», взявший огромную пробоину, в 15.44 повалился на правый борт и затонул. В августе, в то время, когда стали известны подробности катастрофы, ВК пригласил участников Адмиралтейского совета к себе во дворец. Во дворце гостей ожидал обильный стол. Обильный не только в яствах, но и в питье.

В конце трапезы хозяин дворца завел разговор о средиземноморской трагедии. И в то время, когда гости включились в дискуссию, пригласил всех на первый этаж в «британскую залу». В том месте гости заметили громадный макет модели и триполитанского залива британских судов. Через полчаса адмиралы увлеченно «игрались» в кораблики, занимаясь разбором «полетов» английских адмиралов.

С того времени каждый второй четверг четного месяца в Алексеевском дворце проходили совещания Адмиралтейств-совета. «Игра в кораблики» обычно затягивалась за полночь. Адмиралы разрабатывали методы перестроения судов на протяжении боя и при передвижении эскадры, атаки миноносцев и методы их нейтрализации, маневрирование по установке «кроссинг Т» и уход от оного. Итогом всего этого стало издание в 1902 году брошюры «Маневрирование отдельным кораблём и эскадрой».

Брошюра вручалась каждому капитану корабля 1 ранга при приеме руководства. Неотъемлемым элементом любых маневров стала проработка замыслов на моделях судов в «британской зале» Алексеевского дворца. Это разрешило избежать многих неточностей при настоящем маневрировании эскадры в море.

А ВК сделал для себя несложный вывод – каждая эскадра имеет больше шансов на победу с эскадрой соперника (пускай кроме того и более сильной), в случае если эта эскадра более маневренна, имеет громадную скорость и не обременена тихоходным кораблем.

РЧВ 109 Гнилая русская аристократия глазами Англии и США

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: