Великий князь алексей александрович и его флот. часть 8.3

      Комментарии к записи Великий князь алексей александрович и его флот. часть 8.3 отключены

На Балтийском море было традицией – новый корабль по окончании вступления в строй, зачисляется в Практическую эскадру. В данной эскадре экипаж осваивает корабль и проходит полный курс обучения. По окончании чего корабль переводится в эскадру Средиземного моря (ЭСМ) либо в состав Сибирской флотилии (она же Тихоокеанский флот — ТОФ).

Узконаправленная специфика эскадры Средиземного моря не устраивала ГМШ. ЭСМ преобразовали в первую своевременную эскадру (ОЭ-1). Задумка была несложна – создать соединение кораблей ВМФ, талантливое функционировать в любой точке мирового океана, в любой время и при постоянной готовности.

Состав соединения предполагалось иметь более-менее постоянным. Все суда соединения должны быть в подчинении у командующего соединением. Но воплощение задуманного потребовало ввод в ОЭ-1 судов обеспечения.

Прежде всего судам требовался уголь – «хлеб» парового флота. Не лишними в том месте будут и плавгоспиталь, и плавмастерская, и судно обеспечения боеприпасами и провиантом. Все суда должны снабжать перевалку грузов в открытом море и иметь движение не «стесняющий» оперативность кораблей ВМФ.

Рассмотрение перспективных образцов, представленных на вторичном рынке, результата не дало. По сути генерал-адмирал саботировал это решение. ВК был возмущен тем, что русские промышленники-судовладельцы берут суда за рубежом. В противном случае, что Доброфлот прибегает к такой же практике у него приводило к негодованию: «Российская Федерация спонсирует развитие индустрии потенциального супостата, а собственные возможности не применяет».

По данной причине было издано постановление об личном проекте эскадренного транспорта (ЭТр). Для удешевления всей серии, принято решение о разработке единой платформы для всего комплекта требующихся судов. Другими словами должен быть создан универсальный корпус судна, при незначительной перекомпоновке из которого легко возможно было выстроить углевоз, плавмастерскую, госпиталь либо вспомогательный крейсер.

Большую эскадренную скорость выяснили в 15 узлов (в расчете на базу эскадры в виде строящихся броненосцев императорской серии). В соответствии с этим спроектировали и силовую установку новым эскадренным транспортам.

Но все это где-то нужно было строить. Генерал-адмирал был недоволен неиспользованием потенциала фабрик Черноморского бассейна. Это «не применение» было связано с режимом Черноморских проливов. Но так как «не армейские» суда и корабли смогут проходить проливы, исходя из этого принято решение строительства судостроительного завода в городе Николаев.

А «армейскими» их возможно делать уже в Средиземном море. В сентябре 1884 года начато строительство судостроительного, механического и литейного завода называющиеся «Неизвестное общество судостроительных, механических и литейных фабрик в городе Николаеве» (сокращенно «НАОС» — Николаевское неизвестное Общество судостроения).

В октябре 1884 года начало строительства на смежном с заводом «НАОС» участке «Обществом механического производства в Южной России» Черноморского механического и котельного завода (ЧЗ — Черноморский завод). Завод должен был производить автомобили и котлы для кораблей и судов, строившихся в Николаеве и Севастополе. Главным акционером фабрик НАОС и ЧЗ было государство в лице Морского ведомства.

Приложил в том направлении «Алексей» и свои сбережения Александрович. В декабре 1885 года открыт Черноморский завод – начато изготовление мостовых конструкций для Транссиба. В октябре 1886 года открыт завод «НАОС» — заложен первый ЭТр «Горизонт».

Забегая вперед направляться указать, что Николаевское Адмиралтейство в первой половине 90-ых годов девятнадцатого века будет передано в безвозмездное управление Обществу «Руссуд». А 1897 году Общество «НАОС» поглотит «Руссуд» и превратится в замечательнейшее судостроительное предприятие в южной части России.

Великий князь алексей александрович и его флот. часть 8.3

Схема Николаева с судостроительными фабриками «НАОС» и «Руссуд», 1897 г.

Завод «Руссуд»:

1. Двойной эллинг для больших судов

2. Судостроительные мастерские

3. Склады полуфабрикатов и стали

4. Достроечный бассейн

5. Стапеля для эскадренных транспортов

Завод «НАОС»:

6. Стапель для кораблей и судов с длиной корпуса до 150 метров

7. Эллинг для эсминцев

8. Судостроительные мастерские

9. Машиностроительные цеха

10. Достроечный бассейн

Источник: http://www.e-reading.club/chapter.php/1007019/11/Vinogradov_-_Poslednie_…

Эскадренный транспорт (углевоз) «Горизонт»

Заложен на верфи «НАОС» во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века, построен в 1888, вступил в строй в 1889.

ЭТр «Курс»: Заложен на верфи «НАОС» во второй половине 80-ых годов XIX века, построен в 1888, вступил в строй в 1889.

ЭТр «Галс»: Заложен на верфи «НАОС» в первой половине 90-ых годов XIX века, построен в 1891, вступил в строй в 1892.

Водоизмещение – 6800 т, протяженность – 113,6 м, ширина – 12,6 м, осадка – 8,2 м. Главные механизмы – четыре сдвоенных цилиндрических котла, две вертикальных паровых машины тройного расширения мощностью 4823 л.с., скорость хода 16,1 узла, дальность плавания 5300 миль на 10 узлах, личный запас угля – 700 т. Грузоподъемность – 3400 т. Оружие — 4?1?87-мм, 8?1?47-мм. Экипаж – 93 человека.

По концепции МТК все эскадренные транспорты должны иметь возможность обороны от атак миноносцев, исходя из этого несли легкое оружие. Угольщики оборудовались совокупностью грузовых стрел снабжающих перевалку угля на другие суда. Для обеспечения перевалки ночью стрелы оборудовались съемными светильниками, снабжающими освещение пространства под стрелой. На ЭТр монтировались швартовочные устройства снабжающих швартовку судов любого класса.

Двойной привальный брус и опускаемые парусиновые кранцы, наполненные кокосовыми оческами, разрешали перегрузку угля в отрытом море, кроме того при маленьком беспокойстве.

Для более стремительного насыщения своевременной эскадры судами обеспечения, МТК было нужно прибегнуть к услугам Севастопольской верфи РОПИТ. На данной верфи были выстроены плавмастерские. А на стапеле Николаевского адмиралтейства был выстроен плавгоспиталь «Кострома».

Плавмастерская «Гефест»

Заложен на верфи «РОПИТ» во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века, построен в 1888, вступил в строй в 1890.

Плавмастерская «Гермес»: заложен на верфи «РОПИТ» во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века, построен в 1890, вступил в строй в 1891.

Водоизмещение – 6800 т, протяженность – 113,6 м, ширина – 12,6 м, осадка – 8,2 м. Главные механизмы – четыре сдвоенных цилиндрических котла, две вертикальных паровых машины тройного расширения мощностью 4823 л.с., скорость хода 16,1 узла, дальность плавания 5300 миль на 10 узлах, личный запас угля – 700 т. Оружие — 4?1?87-мм, 8?1?47-мм. Экипаж – 277 человек.

На судне установлено оборудование для литья маленьких подробностей — как из тёмного, так и цветного металла, металлорежущие станки, средства ремонта корпусов (среди них и клепка страниц обшивки), оборудование для ремонта древесных конструкций, кузнечное оборудование. Грузовые трюмы разрешают загружать запасные материалы и ЗИП в количестве до 1600 тысячь киллограм. В состав экипажа включены эксперты по ремонту паровых автомобилей, котлов, плотники, токари, кузнецы, литейщики и другие.

Плавгоспиталь «Кострома»

Заложен на верфи Николаевского адмиралтейства во второй половине 80-ых годов XIX века, построен в 1888, вступил в строй в 1890.

Водоизмещение – 6800 т, протяженность – 113,6 м, ширина – 12,6 м, осадка – 8,2 м. Главные механизмы – четыре сдвоенных цилиндрических котла, две вертикальных паровых машины тройного расширения мощностью 4823 л.с., скорость хода 16,1 узла, дальность плавания 5300 миль на 10 узлах, личный запас угля – 700 т. Вместимость до 800 человек тяжелораненых. Экипаж – 181 человек.

На судне были оборудованы операционное отделение с четырьмя операционными, ожоговое отделение, травматологическое отделение, инфекционное и терапевтические отделения. Раздельно выделена карантинная территория.

При проектировании ЭТр появилась мысль усиления оружия судна до отметки запасного крейсера. По окончании рассмотрения нескольких вариантов остановились на следующем: две восьмидюймовки, плююсь восемь шестидюймовок. Установили еще одно котельное отделение и более замечательные автомобили. Носовой трюм применяли под пороховой погреб и КО, а часть кормового трюма осталась свободной. Не смотря на то, что его также потеснили и погреба и машины.

Данный трюм собирались использовать для дополнительного запаса угля или других грузов – к примеру мин заграждения. Применение столь замечательного оружия на запасном крейсере отстаивал генерал-адмирал. По его убеждению, вспомогательный крейсер должен иметь возможность скоро потопить любой транспорт и противостоять армейскому кораблю ветхой постройки – в частности такие суда составляли главную массу в английском флоте при защите коммуникаций.

Помимо этого ВКр должен иметь возможность своевременно убраться при встрече с боевыми судами новой постройки.

Вспомогательный крейсер «Валдай»

Заложен на верфи «НАОС» во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века, построен в 1889, вступил в строй в 1890.

Вспомогательный крейсер «Алтай»: заложен на верфи «НАОС» в первой половине 90-ых годов XIX века, построен в 1891, вступил в строй в 1893.

Водоизмещение – 6634 т, протяженность – 113,6 м, ширина – 12,6 м, осадка – 8,0 м. Главные механизмы – шесть сдвоенных цилиндрических котла, две вертикальных паровых машины тройного расширения мощностью 7384 л.с., скорость хода 18,4 узла, дальность плавания 7100 миль на 10 узлах, личный запас угля – 950 т. Грузоподъемность – 600 т. Оружие — 2?1?203/35-мм, 8?1?152/35-мм, 8?1?47-мм, 4?1?37-мм револьверных пушки Р-37, 20 мин заграждения. Экипаж – 467 человек.

Степан Осипович Макаров был в восхищении от этих судов – недорогой безбронный крейсер (каких при необходимости возможно «наклепать» большое количество и скоро), с отличной скоростью и мощным вооружением (на маневрах в 1891 года в Японском море «Валдай» на естественной форсировке разогнали до 19,1 узла – при мощности автомобилей 11023 л.с.). Но не все разделяли оптимизма Макарова – ВК к крейсерам относился тихо, он лишь дал согласие, что при необходимости возможно «наклепать» скоро и большое количество (фактически как раз для этого и проводились изучения).

Так как это крейсер для терроризирования торговцев, а при боестолкновении с армейским кораблем боевая устойчивость крейсера пытается к нулю. Исходя из этого «Алтай» и «Валдай» так и остались запасными крейсерами.

Все суда, выстроенные в Николаеве и Севастополе, проходили Черноморские проливы как торговые суда и прибывали в Пирей. В Пирее «оформлялась сделка» приобретения этих судов Морским ведомством. А после этого производилось их переоборудование в точке базирования Средиземноморской своевременной эскадры (ОЭ-1) на острове Порос в Русской бухте.

Карта о. Порос. Русская военно-морская база обозначена как «Адмиралтейство»

Данный остров принадлежал (предположительно с 1827 года) русскому консулу, старику Папаригопуло Ивану Константиновичу (папа адъютанта князя Михаила Николаевича, сына императора Николая I). В первой половине 50-ых годов XIX века Папаригопуло Александр Иванович (сын консула) взял остров по завещанию. А в первой половине 60-ых годов девятнадцатого века реализовал его Михаилу Николаевичу.

Михаил Николаевич передал остров Порос в казну России во второй половине 60-ых годов XIX века.

Источник: http://naukarus.com/poros-kak-voenno-morskaya-baza-rossii

Трудясь над запасными крейсерами, эксперты МТК, создали грузопассажирский пароход для торгового флота – по сути Морское ведомство занималось «бизнесом». Правда и для этого нашлось оправдание: строя суда на продажу николаевские корабелы не теряют навыков и в любое время смогут переключиться на постройку кораблей ВМФ. Суда мало перекомпоновали: покинули три котла и одну машину. Котлы разместили под ходовой рубкой.

Габариты трюмов увеличили, наряду с этим конструкция корпуса осталась прошлой. И не смотря на то, что паспортная грузоподъемность практически не увеличилась, судовладельцы грузили собственные суда сверх меры. Прочность особого «военного» корпуса разрешала такие «шалости».

Транспорты типа «Черноморский» были очень популярны в Российской Федерации. Нашли они собственных клиентов и за рубежом. Этому содействовало хорошее уровень качества, надежная и выносливая машина, долговечные и экономичные котлы – имеющие недорогую ремонтопригодность.

Наряду с этим пароходы имели мореходность без ограничений и обитаемость пассажиров и экипажа на самом высоком уровне. Последний пароход этого типа был выстроен в 1918 году.

Грузопассажирский пароход типа «Черноморский»

Строились на верфи «НАОС» с 1889 году. Водоизмещение – 6800 т, протяженность – 113,6 м, ширина – 12,6 м, осадка – 8,2 м. Главные механизмы – три сдвоенных цилиндрических котла, одна вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 3692 л.с., ск

Колёсный теплоход

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: