Занимательная англия. 1885-1939: британские рекламщики покоряют небо

      Комментарии к записи Занимательная англия. 1885-1939: британские рекламщики покоряют небо отключены

Человек «зародился» в пространстве. И пространство было природой. Реки, леса, горы, равнины, степи, моря… Очень многое было в пространстве. Но человек развивался, и по мере собственного развития преобразовывал пространство, подстраивая его под себя.

Показались созданные руками человека жилища, в которых пространство делилось на различные территории.

«У-у-у-у р-р-р-р-р хр-хр до-до», — что в переводе с первобытного свидетельствует: «Дорогой, не имел возможности бы ты складывать собственный охотничье снаряжение (копье с каменным наконечником и два молота) в тот финиш пещеры?»

Потом человек обучился возводить строения, строить дороги, строить акведуки и без того потом. Другими словами, появились города. В частности, Лондон, в котором к началу 19 столетия жило около миллиона человек.

Принципиально важно отметить следующее: все эти преобразования происходили на земле, по причине того, что небесное пространство пребывало в юрисдикции божественных сил. Но в итоге люди начали посягать и на эту территорию

Освоение неба

Где-то к середине 19 века в Англии сложился средний класс. Это были люди, получавшие себе на судьбу умственным трудом. Многие из них приобретали хорошие деньги, которых хватало не только на еду, но и на всякие излишества.

Причем излишества, благодаря формированию транспорта и технологий, и распространению фабричного производства, продавались по в полной мере дешёвой цене. Иными словами, началась эра услуг и потребления товаров. Вследствие этого коммерсанты, хотя выжать из ситуации как возможно больше, начали деятельно осваивать различные методы привлечения клиентов.

Так что к 1850-60-м годам Лондон был уже близко увешан рекламными плакатами, баннерами и постерами.

Занимательная англия. 1885-1939: британские рекламщики покоряют небо

Английская улица, картина работы Орландо Перри, 1834 г.

Но в 1880-х коммерсантам, разумеется, показалось, что возможности на земле исчерпаны, и они устремились ввысь. Первый ход в неосвоенное пространство сделал в сентябре 1885 года директор королевского театра «Друри-Лейн» (Theatre Royal Drury Lane) Огастас Харрис, запустив в поднебесье закрепленный на крыше его «заведения» аэростат (воздушный шар), на котором было написано, конечно, Drury Lane.

Огастас Харрис, рисунок 1889 г.

Это так понравилось обладателям вторых театров, что уже к маю следующего года производитель аэростатов Чарльз Грин Спенсер реализовал более 10 шаров. И скоро «торчащие» над английскими городами гиганты (протяженность окружности более 14 метров, высота букв надписи – приблизительно 1,5 метра) стали в полной мере распространенным явлением.

Рекламный воздушный шар семейства Спенсеров

Поражало разнообразие форм этих летучих носителей рекламы. Тут возможно было заметить все, что угодно: от животных и различных предметов до фигур людей. Помимо этого, их умудрялись как-то подсвечивать электричеством.

Пологаю, что подгулявший обыватель, возвращаясь ночью к себе, имел возможность очень сильно напугаться, узрев в небесах оранжевую, скажем, корову.

Кстати, к этому методу агитации прибегали и политики. К примеру, на протяжении выборов 1892 года приверженцы представителя консервативной партии Викари Гиббса запустили в небо воздушный шар, на котором было написано Vote for Vicary Gibbs. В итоге усач в парламент прошел.

Викари Гиббс, 1895 г.

После этого пришел черед рекламных щитов на крышах строений (sky signs). Это были громадные буквы, сделанные из дерева либо металла. Как информирует историк Джеймс Тейлор из Ланкастерского университета, их имели возможность устанавливать на огромных каркасах высотой до 25 метров.

Их также подсвечивали. И ночью, в то время, когда рам не было видно, создавалось чувство, что слова написаны прямо на небе.

Рекламные щиты на строении компании Mazawattee Tea

Но технологии не находились на месте. 19 октября 1901 года бразильский воздухоплаватель Альберто Сантос-Дюмон (солидную часть собственной жизни данный изрядный человек прожил во Франции) совершил беспрецедентный полет около Эйфелевой башни на управляемом воздушном шаре, либо дирижабле.

Сантос-Дюмон и Эйфелева башня, 1901 г.

Идею тут же подхватил упоминавшийся уже Чарльз Грин Спенсер, и его сын Стенли (бесстрашный летчик) заключил соглашение с производителем детского питания компанией Mellin s Food на 25 «рекламных» полетов. Сумма сделки составила 1500 фунтов. Акции прошли в 1902 году.

В соответствии с прессе, первый полет лондонцы встретили с открытыми от удивления ртами.

Рекламный дирижабль Спенсеров, 1902 г.

Но направляться подчернуть, что на протяжении данной кампании Стенли Спенсер пара озадачил почтенную публику. Летая над столицей, он в какой-то момент принялся бросать в толпу мячики, демонстрируя армейский потенциал собственной автомобили: дескать, представьте себе, что это бомбы. Момент был конфузный, и соотечественники, вмиг поняв собственную беззащитность перед для того чтобы рода атакой, нахмурили брови.

По большому счету Стенли, на мой взор, был совсем бесшабашным малым. В полеты он забирал собственную мужу Роуз а также мелкую дочку Гледис. Говорят, последняя в первый раз появилась в воздухе в трехмесячном возрасте

Стенли Спенсер с дочерью и женой

Ну а позже в небо взмыли самолеты. Первый полет на биплане совершили американцы братья Райт в 1903 году. А к концу Первой Мировой в арсенале некоторых государств уже имелись полноценные истребители. Авиация открывала перед коммерсантами невиданные прежде возможности. Но как их применять? Возможно, само собой разумеется, разбрасывать с высоты птичьего полета рекламные листовки.

Но тогда города скоро превратятся в свалку макулатуры. Нет, это категорически не подходит.

Но в первой половине 20-ых годов XX века произошло немыслимое. Английский ас Сирил Тернер, пролетев над графством Суррей, оставил в небе огромную надпись из белого дыма – Daily Mail. На следующий сутки номер повторили в Лондоне, причем два раза: утром – над Гайд-парком и вечером – над собором святого Павла.

Историческая справка
Daily Mail (создана во второй половине 90-ых годов XIX века) первенствовала ежедневной английской газетой для широкой аудитории. Ее основатель Альфред Хармсворт осознал, что несложному народу неинтересно просматривать нудные отчеты о совещаниях парламента, неинтересные унылые проповеди и речи политиков священников. «В случае если собака укусила человека, – сказал Альфред, – это не новость. А вот в случае если человек укусил собаку – это уже что-то увлекательное».

Материалы представляли собой репортажи с мест происшествий, комментарии очевидцев несчастных случаев, едкие высказывания по поводу текущих событий и много-много скандалов и сплетен. Логика была несложная: «Кинь публике что-нибудь вкусненькое, и на следующий день она придет за добавкой». Нетрудно додуматься, что газета пользовалась бешенной популярностью.

Особенно учитывая ее цену – полпенни, тогда как остальные ежедневные издания стоили вдвое дороже.

Альфред Хамсворт, 1896 г.

«Это наибольшая в истории рекламная акция, – хвастались сотрудники газеты. – Отечественные два слова растянулись на три мили. Их видели миллионы людей!»

Событие имело замечательнейший резонанс. Со всех сторон посыпались предложения о том, как применять покоренное пространство. К примеру, обозреватель газеты The Times Рональд Картон объявил, что

«в случае если один самолет может написать два слова на высоте десяти тысяч футов, то эскадрилья летательных аппаратов сможет выдавать громадные тексты, каковые будет просматривать вся страна. Лучшего поля для распространения новостей и придумать запрещено».

Daily Mail также не уступали в изобретательности, напирая на армейские возможности этого открытия:

«Сейчас мы сможем писать распоряжения для флота и армии прямо на небе Помимо этого, густой дым – красивый метод прятать отечественную технику от соперника».

Эту разработку (skywriting) придумал один из первых английских летчиков майор Джек Сэведж по прозвищу «Сумасшедший Джек» – бывший офицер Королевского военно-воздушного флота. Человеком он был инициативным, так что к 1924 году авиа-реклама покрывала до 20 городов в сутки. В его распоряжении было 17 пилотов, каковые трудились не только на Островах, но и в Соединенных Штатах, Канаде, Швеции и Франции.

Сумасшедший Джек

Более того, Сэведж изобрел метод проецирования рекламы на небо. Такие попытки делались и прежде: заинтересованные люди накладывали на замечательный прожектор трафарет и давали свет. Но желаемого результата это не приносило. Но майор усовершенствовал совокупность посредством зеркал. Как это трудилось, я, соглашусь, не знаю, но изображение получалось броским. Не смотря на то, что нужного результата удалось добиться далеко не сходу.

В 1930-31 годах Сэведж продолжительно экспериментировал в английском районе Hendon, обращаясь через прессу к окрестным обитателям прося информировать ему о качестве картины. В итоге у него все оказалось.

Мысль всем понравилась и скоро распространилась. Увлекательный случай случился в январе 1933 года, в то время, когда в небе над английским районом Blackheath показалась целая серия спроецированных изображений, а также луна, которую поместили рядом с настоящим небесным телом. Думаю, лицезрение двух спутников почвы стало для выпивающих людей важным потрясением и, быть может, кое-какие из них кроме того решили завязать с напитками, по крайней мере на время.

Сотрудники газеты Daily Express оценили акцию и заявили о наступлении эры «небесных вывесок» (sky signs).

Но самым распространенным видом рекламы для того чтобы рода в 1930-х годах стали баннеры, каковые прикрепляли к хвосту летательного аппарата. Что ж, дешево и со злобой, а основное – : самолет, а за ним, как хвост воздушного змея, развевается, так сообщить, месседж. Рекламное агентство J. Walter Thompson настоятельно советовало применять этот метод услуг и продвижения товаров, в особенности новым компаниям, каковые желали соперничать с гигантами рынка.

Реакция

Но не следует думать, что эти новшества принимались всеми на ура. Многие шумно осуждали всю наружную рекламу, именуя ее The Horrors of the Walls. Но в то время, когда коммерсанты покусились на небо, началось настоящее противостояние.

Кое-какие, не сохраняя надежду на помощь правительства, вооружались винтовками и под покровом темноты сбивали ненавистные воздушные шары. Так что обладателям, чтобы не было убытков, приходилось на ночь их спускать.

Но заметные и глубокоуважаемые люди выбирали более официальные способы борьбы. В конце 1880-х легендарный столичный священник по фамилии Брук (J. M. S. Brooke) написал в The Times гневное письмо, высказывая

«во имя всего красивого и прекрасного протест забыв обиду рекламных щитов на крышах строений, каковые обволокли Лондон собственной некрасивой паутиной».

Piccadilly Circus, 1914 г.

Это стало причиной цепную реакцию, и в газету посыпались много аналогичных писем от возмущенных обитателей. В итоге горсовет был должен запретить устанавливать новые щиты и постановил, дабы в течение шести лет убрали ветхие. Потом примеру английских правительства последовали и другие города.

Соперников писанины на небосводе также отыскалось много. К примеру, один родовитый господин как-то сообщил:

«Мы и без того достаточно страдаем от Daily Mail на земле. Не хватало нам еще терпеть их нападки с неба».

К тому же в дело вмешалась почтенная организация под славным заглавием «Общество пресечения злоупотреблений рекламой» (Society for Checking the Abuses of Public Advertising, либо легко SCAPA), созданная в первой половине 90-ых годов девятнадцатого века с целью, конечно, пресечения. В первой половине 20-ых годов двадцатого века ее члены настойчиво настаивали на принятии закона о рекламе, что бы запрещал наносить надписи на небесах. Лорды инициативу одобрили, но в палате общин она не прошла.

Но в то время, когда знакомый нам «Сумасшедший Джек» начал продвигать собственные прожекторы, SCAPA перешла в открытое наступление. В первой половине 30-ых годов двадцатого века эти парни, смекнув, что через парламент ничего не добиться, написали письмецо в министерство авиации (Air Ministry), утверждая, что изобретение Сэведжа воображает опасность для воздухоплавания: дескать, летчики будут принимать проецируемые картины за огни маяков либо аэропортов, что обязательно приведет к ужасным последствиям.

Любопытно, что за 10 лет до этого ведомство выступало против запрета на небесную рекламу, но с того времени, по всей видимости, что-то изменилось. Именно это время ирландская пивоварня Guinness планировала приобрести патент на прожекторы Сэведжа за 50 000 фунтов. Но им позвонили из министерства с требованием срочно прекратить это непотребство.

В итоге сделка сорвалась.

В целом на надписи жаловались многие. Но никаких централизованных действий со стороны правительства предпринято не было.

Весьма интересно реагировала на рекламу пресса. В ежедневном консервативном издании The Spectator (основан во второй половине 20-ых годов XIX века – ветшайший издание на английском, из тех, что существуют на данный момент) как-то раз показалась заметка, в которой отмечалось, что

«рекламщики заполонили все улицы и автобусы собственными страшными картинами. Хуже того, они увесили ими все стенки в метро. Давайте же не разрешим им забрать у нас небо».

А сатирический издание Punch (основан в первой половине 40-ых годов девятнадцатого века) систематично высмеивал коммерсантов, жаждущих поведать всему миру о собственных товарах.

Иллюстрация из издания Punch, 1890 г.

Особенно примечателен рисунок 1886 года. На нем изображены женщина и мужчина, каковые стоят на набережной и наблюдают на луну. «Как красива луна, как сверкает она на волнах, — говорит женщина. – Сердце так и радуется, в то время, когда наблюдаешь на нее!» На что мужчина, господин Блоуки, отвечает: «А представь, если бы через все небо шла надпись громадными буквами – Соленые огурцы Блоуки и сына»

Иллюстрация из издания Punch, 1886 г.

Самолеты с рекламными баннерами также вызывали у большинства возмущение. К примеру, в ноябре 1937 года в Манчестере в Сутки перемирия (подписание 11 ноября 1918 года Компьенского мирного соглашения, положившего конец военным действиям в Первой мировой) нанятый компанией Batchelors (консервированные продукты) летательный аппарат тарахтел так звучно, что у людей, каковые желали почтить память павших солдат, возможно, окончательно отпало желание брать еду данной компании. Скандал был изрядный.

Иначе, приверженцы небесной рекламы обвиняли ее соперников в отсталости. В первой половине 30-ых годов двадцатого века один из пионеров авиации и основатель авиастроительной компании Avro господин Эллиот Вердон Ро подчернул, что

«истерическая реакция на прожекторы Сэведжа напоминает смехотворные утверждения столетней давности, что, мол, ездить поездом, мчащимся со скоростью 20 миль в час, – очень страшно».

Эллиот Вердон Ро

Другими словами, страсти накалялись. Но конфликт было нужно временно заморозить из-за начала Второй мировой. Тут уж, поверьте, было не до рекламы.

Эпилог

На этом я, пожалуй, прервусь. По окончании ужасной войны мир стал вторым. Очень многое изменилось. Многое.

Но реклама осталась, осталась, осталась, осталась…

(С) Денис Кокорин

источник: http://enjoy-england.livejournal.com/16488.html

Сделано в Британии. (Тема скинхэдов).

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: