Торпедный крейсер «тигер»

      Комментарии к записи Торпедный крейсер «тигер» отключены

Торпедный крейсер «тигер»

История создания

Кораблестроительной программой, созданной австрийским морским министром адмиралом бароном Максимилианом фон Штернеком и утвержденной императором Францем-Иосифом 8 сентября 1884 г., предусматривалось строительство трех «торпедных судов» (Torpedoschiffe). Два из них – «Пантер» и «Леопард» были заказаны английской компании «Армстронг» и вошли в строй в 1885-1886 гг. Но допущенные при разработке проекта неточности, найденные ведущим австрийским кораблестроителем Зигфридом Поппером, вынудили управление флота Двуединой монархии отказаться от заказа третьего корабля по чертежам первых двух.

Еще в июле 1885 г. Попперу поручили разработку предварительного (эскизного) проекта третьего торпедного корабля, а 16 сентября произошло совещание под руководством адмирала Александра Эберана фон Эберхорста, на котором обсуждались вопросы, которые связаны с постройкой торпедного крейсера «С». Именно на нем вместо принятого ранее термина «торпедный корабль» был принят новый – «торпедный крейсер» (Torpedokreuzer).

Было решено, что новый корабль будет развитием существующего проекта, но с усиленным оружием (четыре 120-мм/35 орудия вместо двух), скоростью не меньше 16 узлов и как минимум на 50 тысячь киллограм возросшим водоизмещением. В этом случае Морской отдел решил выдать заказ отечественной компании «Стабилименто Технико Триестино» («S.T.T.») из Триеста, но котлы, детали и машины рулевого устройства заказать в Англии. Однако компании «Армстронг» было послано предложение на участие в конкурсе.

На базе чертежей «Пантера» и представленного Поппером эскизного проекта Морской технический комитет создал детальный проект торпедного крейсера водоизмещением 1658 т с оружием из четырех 120-мм орудий. Предложение от Армстронга поступило 20 января 1886 г. В случае если вариант Поппера-МТК в целом повторял два прошлых корабля, отличаясь только увеличенной длиной, то Армстронг внес предложение совсем новый проект с уменьшенной площадью мидель-шпангоута и зауженными обводами в оконечностях. При длине между перпендикулярами 73,2 м корабль должен был иметь водоизмещение 1680 т. Оба проекта обеспечивали среднюю скорость 17 уз при натуральной и 18 уз при форсированной тяге.

Разглядев оба представленный варианта, Морской отдел в собственном докладе от 16 марта 1886 г. дал предпочтение проекту Поппера-МТК. По окончании проведения повторных расчетов, длину корабля увеличили на одну шпацию (0,61 м), повысив размеры котельного отделения. Водоизмещение наряду с этим выросло на 24,9 т, а запас угля – на 7,8 т.

В конце того же месяца дирекция «S.T.T.» назначила за собственную работу цену в 780 тыс. крон золотом. Подписанный 25 мая договор оговаривал передачу корабля клиенту через 15 месяцев и достижение им на опробованиях средней скорости 18 узлов при неестественной тяге, причем за каждую десятую долю узла более чем 18,5 уз компании была обещана премия в размере 3000 крон.

Металлический прокат поставляло Альпийское горнопромышленное общество, большие ахтерштевни и – стальные- отливки фор, каркас пера руля и т.п. – заказывались английской компании «Джессоп и Сыновья» из Шеффилда. Наблюдение за постройкой возлагалось на возвратившегося из Англии корабельного инженера З. Поппера.

Киль торпедного крейсера «С» был заложен 5 октября 1886 г. на стапеле в Сан-Рокко. Ответом от 12 марта 1887 г. корабль стал называться «Тигер» («Tiger» – Тигр). 28 июня он благополучно сошел на воду, но 20 сентября управление «S.T.T.» было вынуждено сообщить в Морской отдел, что не сможет выдержать сроки постройки потому, что большая партия металлического проката, поставленного Альпийским горнопромышленным обществом, была забракована инспекцией кораблестроительного надзора, потому, что его прочность не соответствовала английским примерам.

Первые выходы крейсера на ходовые опробования прошли в феврале-марте 1888 г. На четырехчасовой пробе 8 марта он прошел 70,4 мили, продемонстрировав среднюю скорость 17,6 уз. На официальном 25-часовом пробеге, совершённом 12-13 марта, «Тигер» продемонстрировал громаднейшую скорость 19,25 уз (средняя – 18,78 уз) при неестественной тяге и 18,24 и 18,02 уз – при натуральной. За превышение контрактной скорости компания взяла 6000 крон премии, причитающийся же ей штраф в размере 65 875 крон был списан, учитывая отсутствие и неблагоприятное стечение обстоятельств ее яркой вины в срыве сроков готовности.

14 марта 1888 г. торпедный крейсер «Тигер» был официально принят в состав австро-венгерского флота.

Строительство четвертого корабля, предусмотренного программой 1891 года (по некоторым сведениям, он должен был взять наименование «Пума»), так и не началось. Сперва управление австро-венгерского флота желало получить данные об опробованиях нового итальянского крейсера «Джованни Баузан», а после этого разрешило постройку трех крейсеров III класса типа «Зента», более соответствующих общемировым тенденциям развития судов крейсерского класса.

Описание конструкции

Конструктивно «Тигер» являлся повторением «Пантера» и «Леопарда», отличаясь увеличенной наличием и длиной дополнительной пары орудийных спонсонов. Для уменьшения дифферента на корму, от которого страдали предшественники, боевая рубка и котельные отделения были пара перемещены вперед. Однако в полном грузу корабль кормой сидел на 0,61 м глубже, чем носом.

Металлический корпус, имевший маленькую в один раз, строился по распространенной в то время схеме с полуютом и полубаком, соединенными высоким фальшбортом. Глубина трюма составляла 6,159 м. Форштевень имел таранную форму. Силуэт формировался двумя высокими дымовыми трубами, двумя мачтами и расположенной на полубаке боевой рубкой с ходовым мостиком. На мачтах имело возможность подниматься вспомогательное парусное оружие — четыре косых паруса неспециализированной площадью 305 м?.

В конечном итоге корабль ни при каких обстоятельствах не ходил под парусами, а в первой половине 90-х годов девятнцадцатого века парусная оснастка была убрана.

Крейсер имел две целых палубы – верхнюю и среднюю (броневую). Броневая палуба складывалась из двух металлических страниц толщиной по 18 мм и имелась лишь над машинным и котельными отделениями. С бортов они прикрывались бортовыми угольными ямами, а поперечные угольные ямы защищали котельные отделения спереди и позади.

Как и предшественники, «Тигер» оснащался двумя двухцилиндровыми вертикальными паровыми машинами совокупности «компаунд», пар для которых производили четыре двухсторонних цилиндрических котла. машины и Котлы размешались в одном машинном и двух котельных отделениях. Рабочее давление пара – 9,5 атм. Проектная мощность автомобилей составляла 6000 л.с. при форсированной тяге, что должно было обеспечить скорость 18 узлов.

Громаднейшая мощность, достигнутая на опробованиях, составила 5692 и.л.с. при натуральной и 6222 и.л.с. при форсированной тяге, что разрешило преодолеть отметку в 19,2 уз, не смотря на то, что и на непродолжительное время. При полном запасе угля в 322 т крейсер имел возможность пройти 1260 миль. Одновременно с этим уровень качества изготовления механизмов, в особенности котлов, было не на высоте, что негативным образом сказалось на судьбе корабля.

Паровая рулевая машина размешалась ниже ватерлинии и имела возможность приводиться в воздействие из трех мест: боевой рубки, кормового рулевого и носового мостика поста. Боевая рубка соединялась звонками и телефонами с машинным отделением, артиллерийскими погребами, отсеками торпедных аппаратов, рулевыми постами, отсеком рулевой автомобили и каютой начальника. На носовом мостике и на полуюте корабля было установлено по одному 60-см прожектору.

Третий австрийский торпедный крейсер отличался от предшественников усиленным в два раза артиллерийским оружием. Четыре 120-мм/35 сталебронзовых орудия Круппа примера 1880 г. на центральном станке размешались побортно на спонсонах верхней палубы – парами в районе первой дымовой трубы и у среза полуюта. Скорострельная артиллерия включала шесть 47-мм/33 пушек Гочкиса и четыре пятиствольных 47-мм/25 револьверных пушки Гочкиса с боковой подачей снарядов.

Четыре скорострелки находились на верхней палубе в средней части корабля, по одной – на полуюте и полубаке и по две – под ними. Артиллерийский боезапас хранился в двух погребах (носовом и кормовом).

На протяжении совершённой в 1896 г. модернизации прошлые 47-мм «короткоствольные» и револьверные пушки были заменены на десять новых 47-мм/44 пушек компании «Шкода», каковые устанавливались на тех же позициях.

Торпедное оружие было представлено четырьмя 350-мм надводными аппаратами. Два из них крепились без движений в штевнях, а два вторых находились на средней палубе в районе грот-мачты (перед спонсонами 120-мм орудий) в поворотных шаровых установках.

История работы

Завершив опробования и подняв флаг, «Тигер» перешел в военно-морской арсенал Полы, где на него установили артиллерийское и торпедное оружие. Первым капитаном корабля стал капитан 2 ранга эрцгерцог Карл-Штефан. С 12 июня по 24 июля 1888 г. крейсер принимал участие в кампании в качестве флагманского корабля Торпедной флотилии.

В ее составе он действовал и в следующем году, с 13 июня по 16 июля, и вдобавок через год совершил первое заграничное плавание.

По окончании трехнедельных учений в составе эскадры, 21 июля 1890 г. «Тигер» присоединился к новейшим броненосцам «Кронпринц Эрцгерцог Рудольф», «Кронпринцессин Эрцгерцогин Штефани» и крейсеру «Кайзер Франц Иосиф I», отправлявшимся на Балтику через Северное море и Англию. Маршрут отряда пролегал через Гибралтар, Копенгаген и Портсмут.

На входе в Балтийское море «Кронпринц Рудольф» отделился и направился в Киль, остальные суда – в шведскую Карлскруну, куда прибыли 24 августа, а спустя пара дней кроме этого перешли в Киль, где участвовали в военно-морском параде, что принимал император Вильгельм II. В обратный путь суда отправилась 29 сентября – через Скаген, Шербур, Лиссабон и Палермо. 13 октября «Тигер» отделился от эскадры и ушел в Мессину, дабы пополнить запасы угля и произвести чистку котлов.

По окончании возвращения в Полу 26 октября он был выведен в резерв.

В течение следующих лет – в кампании 1891, 1892 и 1894 годов – крейсер проводил в море в среднем от шести до восьми недель, участвуя в маневрах Летней эскадры (Sommereskadre) в акватории Адриатического моря, а в другое время, как и полные 1893, 1895 и 1896 годы, стоял в резерве первой либо второй очереди. Во второй половине 90-ых годов XIX века на корабле был совершён громадный ремонт силовой установки, и заменена скорострельная артиллерия.

8 марта 1897 года «Тигер» был снова введен в строй для усиления австро-венгерской Блокадной эскадры у острова Крит. По окончании двухнедельного плавания у далматинского побережья, предназначенного для практики машинной команды, 25 марта крейсер вышел из Триеста к месту назначения, сопровождая зафрахтованный пассажирский пароход «Электра», на борту которого пребывало 678 солдат и офицеров 2-го батальона 87-го пехотного полка.

29 марта «Тигер» и «Электра» кинули якоря в бухте Суда на северо-западной оконечности острова. У берегов Крита корабль оставался в течение года. Главной задачей его экипажа было несение полицейской работы и разрешение распрей между греческим и турецким населением острова, предотвращение вооруженных столкновений и наблюдение за переброской морем регулярных частей греческой армии.

Так, 12 апреля артиллерия крейсера уничтожила турецкий блокгауз.

В ночь с 24 на 25 октября «Тигер» был в весьма страшном положении. Он стоял на якоре у входа в залив Киссамо, в то время, когда с северо-востока налетел шквалистый штормовой ветер с сильным беспокойством. Якорь не держал, и корабль понесло на прибрежные горов. Начальник крейсера капитан 2 ранга Густав Риттер фон Чимиотти-Штайнберг был должен обрубить якорную цепь и укрыться в защищенной гавани Грабуза.

15 ноября при помощи водолазов потерянный якорь с цепью был отыскан и возвращен на место.

31 марта 1898 г. «Тигер» возвратился в Полу и был выведен в резерв, в котором пребывал до 29 мая 1900 года. 30 мая он снова вошел в кампанию и в качестве флагманского корабля 2-й дивизии в течение трех месяцев принимал участие в деятельности Летней эскадры, по окончании чего снова отправился в резерв.

В 1901 году крейсер прошел очередную модернизацию, на протяжении которой был оснащен скуловыми килями для уменьшения бортовой качки, новой паровой рулевой машиной, и 5-киловаттным турбодинамо, предназначенным для улучшения вентиляции и внутреннего освещения артиллерийских погребов. В 1902 и 1903 годах «Тигер» вводился в кампанию на срок около трех месяцев для принятие участия в практических плаваниях Летней эскадры, но 15 сентября 1903 г. был разоружен и выведен в бессрочный резерв.

В начале следующего года Морскому техническому комитету было поручено подготовить предложения по поводу перевооружения корабля. 19 февраля на совещании Морского отдела было рассмотрено четыре варианта:

  • • сохранить оружие из четырех ветхих 120-мм орудий обр. 1880 г.;
  • • переделать эти орудия в скорострельные за счет внедрения нового затвора и раздельно-гильзового заряжания;
  • • заменить ветхие 120-мм/35 орудия на крупповские скорострельные 120-мм/40;
  • • заменить имеющиеся 120-мм орудия на четыре скорострельных 66-мм с длиной ствола 45 калибров.

Но ни одно из предложений не было реализовано. Тщательный осмотр крейсера, совершённый в январе 1905 года, продемонстрировал, что дымогарные трубки в котлах имеют множество недостатков и требуют замены, тогда как автомобили и корпус будут в хорошем состоянии. Принимая к сведенью, что 20-летний корабль имеет очень маленькую боевую сокровище, было решено перестроить его в адмиральскую яхту – на место безотлагательно потребовавшей замены ветхой яхты «Пеликан», со своей стороны переоборудованной в плавбазу миноносцев.

Проект переоборудования начали готовить в июне, а 9 ноября 1905 г. военно-морской арсенал Полы взял распоряжение о начале работ. Все прошлое оружие с корабля снималось и заменялось на шесть 47-мм/44 пушек (две – Гочкиса, остальные – «Шкода»), предназначенных по большей части для салютов. Бортовые спонсоны демонтировались, в кормовой части оборудовались шикарные помещения для влиятельных пассажиров, показалась и новинка того времени – радиостанция.

Но в целом внешний вид изменился не очень сильно. Экипаж уменьшился до 177 человек.

Распоряжением от 29 января 1906 года «Тигер» исключался из перечней кораблей ВМФ Императорского и Королевского флота и зачислялся в категорию судов особого назначения называющиеся «Лакрома» («Lacroma»). По окончании совершённых 9 июля 1906 г. опробований он снова поднял флаг и вошел в строй.

Работа в качестве яхты не изобиловала броскими эпизодами. На борту «Лакромы» много раз совершал плавания наследник престола эрцгерцог Франц-Фердинанд, но чаще – высшие чины флота. Она находилась на праздничных церемониях спуска на воду броненосца «Эрцгерцог Франц-Фердинанд» (30 сентября 1908 года) и линкора «Сент-Иштван» (15 января 1914 года).

В 1915 году корабль был разоружен и выведен в резерв, но начиная с 16 июля 1916 года употреблялся в качестве плавучей казармы для экипажей германских подводных лодок в Поле.

15 ноября 1918 года военно-морское руководство союзников на Адриатике передало яхту в качестве флагманского корабля старшему югославскому морскому главе адмиралу Метоху Коху. На ней он перешел сперва в Сплит, а 25 ноября – в Кастеланский залив, где уже пребывали интернированные американцами броненосцы «Радецкий» и «Зриний» с миноносцами №12 и №52.

2 декабря 1918 года «Лакрома» стала флагманом флота самопровозглашенного Королевства Сербов, Словенцев и Хорватов, но в соответствии с Парижскому контракту 1920 года она отходила по репарациям к Англии, которая реализовала корабль на слом итальянской компании. В том же году бывший «Тигер» был разобран.

* * *

Авторы высказывают признательность Виктору Галыче (Беларусь) и Владимиру Якубову (США) за предоставленные материалы.

источники и Литература:

  • • Bilzer F.F. Die Torpedoschiffe und Zerstorer der k.u.k. Kriegsmarine 1867-1918. -Graz: H. Weishaupt Verlag, 1997.
  • • SiecheE. Die Torpedoschiffe und Zerstorer der k.u.k. Kriegsmarine//«Marine Arsenal», Bd.34,1996.
  • • LengnickA., Frhr. von Klimburg R. Unsere Wehrmacht zur See. — Wien: Seidel Sohn, 1904.
  • • Greger R. Austro-Hungarian Warships of World War I. — London: Ian Allan ЛТД., 1974.
  • • Gogg K. Osterreich Kriegsmarine 1848-1918. — Salzburg/Stuttgart: Verlag das Bergland Buch, 1974.
  • • Conway s All the World’s Fighting Ships 1860-1905. — London: Conway Maritime Press, 1979.

Источник: Виталий ГРИГОРЬЕВ, Сергей ПАТЯНИН «Торпедный крейсер «Тигер»» // «Арсенал-Коллекция» № 2’2014

Его светлейшество торпедный крейсер СССР — Михаил Кутузов

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: