Крейсера советского флота: 1920-1970

      Комментарии к записи Крейсера советского флота: 1920-1970 отключены

“Вытирая тыльной стороной ладони кровь, текущую из рассеченной брови, политофицер Шкрофский пробирался по узким мрачным коридорам “Металлического Кулака”. Он осознавал, что крейсер обречен – что он сам обречен, в случае если останется на тонущем корабле. Но все это не имело для Шкрофского уже никакого значения. Все его существо было обращено только на одну цель: добраться до резервного ракетного поста в кормовой части и запустить смертоносную “Лезгинку” в сторону Англии.

Самолет-боеприпас справится – в этом политофицер был уверен. И тогда он, Шкрофский, будет наконец-то отомщен

Пожар, вызванный второй английской ракетой, добрался до погребов артиллерийских башен, и в ужасающей вспышке дымного пламени, “Металлический Кулак” раскололся пополам и провалился сквозь землю в волнах”

Новеллизация фантастического фильма “Металлический Кулак”, BBC, 1965.

Крейсера советского флота: 1920-1970

Начало:

В первой половине 20-ых годов XX века положение дел с крейсерами в молодом флоте Советской республики не было возможности назвать кроме того аховым: оно было по большому счету никаким. Коммунистический флот попросту не имел в собственном составе ни единого турбинного крейсера современного типа. Все крейсерские силы Балтфлота насчитывали пять устаревших броненосных[1] и три бронепалубных крейсера[2], большая часть из которых была заложена еще в прошлом веке.

Боевая сокровище их была в лучшем случае очень ограничена.

На вторых театрах дела обстояли еще хуже. Единственным пережившим гражданскую войну и интервенцию крейсером на Черном Море был неисправный “Память Меркурия”, забытый Врангелем в Севастополе. На Северном Ледовитом Океане имелись возвращенные британцами “Варяг” и “Аскольд” и с некоей натяжкой претендовавший на звание броненосного крейсера архаичный “Пересвет”.

В довершение всего, все наличествующие крейсера были в той либо другой степени неисправны.

Однако, выбирать не приходилось, и РККФ было нужно в первой половине 20-ых годов XX века затевать с того, что имеется.

В 1923-1927 году был совершён капремонт броненосных крейсеров “Рюрик” (“Профинтерн”) и “Баян”, причем для ремонта последнего был частично разобран однотипный “Адмирал Макаров”. Не смотря на то, что оба крейсера были устаревшими, они, однако, еще были достаточно пригодны для запасного работы. “Профинтерн”, переклассифицированный в линейные корабли 2-го класса, вошел в состав Второй Линейной Эскадры вместе с двумя броненосцами класса “Андрей Первозванный”. Отремонтированный “Баян” был в первой половине 20-ых годов XX века переведен на Северный Ледовитый Океан – пугать норвежских браконьеров[3].

Бронепалубные крейсера (кроме “Аврору”) были практически все списаны и сданы на лом в 1922-1923 годах. Исключением стал крейсер “Богатырь”.

Сохраненный как опытовое плавбаза и судно, “Богатырь” в 1927-1928 годах был разоружен и потом – переделан в гидроавианосец. На крейсере демонтировали башни, и вместо установили в кормовой части надпалубный ангар, краны и приобретённую в Германии стартовую катапульту. Авиагруппа корабля составляла пять летающих лодок: еще три имели возможность храниться на крыше ангара.

Благодаря относительно высокой скорости (23 узла), гидроавианосец, названный “Красный Богатырь” имел возможность действенно взаимодействовать с линейными кораблями типа “Севастополь”, осуществляя артиллерийское целеуказание и морскую разведку.

Остальные ветхие суда были выяснены к отправке на металлолом. Нежданно, в первой половине 20-ых годов XX века вмешалась интернациональная политика. В первой половине 20-ых годов двадцатого века, правительство Гоминьданя в Китае, лихорадочно изыскивая средства для усиления собственного флота[4], выкупило за 500000 долларов броненосный крейсер “Российская Федерация” и бронепалубный крейсер “Аскольд”.

СССР, не состоявший в то время в Лиге Наций не был связан эмбарго на поставку оружий, а предложенная цена все же была выше, чем цена судов как металлолом.

На стапелях Николаева и Петрограда находились в разной степени готовности шесть легких крейсеров типа “Светлана”. В первой половине 20-ых годов двадцатого века два из них – “Адмирал Нахимов” и “Светлана”, пребывавшие в наивысшей степени готовности – было решено достроить по начальному проекту, с малыми трансформациями, позванными опытом прошедшей всемирный войны. Под обозначениями, соответственно, “Красный Крым” и “Червона Украина”, эти крейсера вступили в строй в 1927-1928 годах.

Советские адмиралы превосходно осознавали, что достройка по исходному проекту заложенных еще до войны судов не снимает неприятности, а только пара смягчает ее остроту. На фоне быстроходным тяжелых крейсеров с 203-миллиметровой артиллерией, поступивших на вооружение ведущих морских держав во второй половине 1920-ых, достроенные “Светланы”, с их 30-вооружением и узловым ходом из пятнадцати 130-миллиметровых орудий смотрелись попросту жалко. И все же приходилось и дальше трудиться как раз с ними: тяжелое экономическое положение СССР и главная тогда теория “малого флота” фактически не давали возможности взять средства на закладку новых крейсеров.

Во второй половине 20-ых годов XX века внимание конструкторов было обращено на недостроенный крейсер “Адмирал Лазарев”.

Данный крейсер было решено достроить по кардинально переработанному проекту. Инженеры учли основной недочёт легких крейсеров типа “Светлана” – не сильный оружие – и постарались его компенсировать, установив на новый крейсер новейшие 180-миллиметровые орудия БК-1, в четырех одноорудийных башнях.

Проект был успешен лишь частично. Не смотря на то, что 180-миллиметровые 60-калиберные пушки владели хорошими баллистическими чертями, стволы их были сильнейшим образом перефорсированы и скоро выгорали. Да и сами орудийные башни страдали массой недочётов.

В следствии, от идеи перевооружения недостроенных “Светлан” на 180-миллиметровые орудия было нужно отказаться.

Сравнительная неудача “Красного Кавказа”, однако, не остановила инженерного поиска. В программу кораблестроения 1929 года была включена достройка еще одного корабля класса “Светлана” – крейсера “Адмирал Бутаков”, находившегося у достроечной стены Путиловского Завода. Первоначально его кроме этого планировали вооружить 180-миллиметровыми орудиями, но ввиду появившихся сомнений было решено пересмотреть состав оружия.

Переименованный в “Красный Урал”, новый крейсер был вооружен в качестве главного калибра восемью 152-миллиметровыми 50-калиберными орудиями примера 1908 года, снятыми с мониторов типа “Шквал”. Эти достаточно замечательные пушки стреляли на расстояние до 17300 метров при темпе четыре выстрела в 60 секунд, а основное – были в полной мере надежны.

Удалось кроме этого учесть и ряд других недочётов предшествующего проекта. Так, была увеличена высота борта в носовой части, что улучшило мореходность корабля. Более рационально была расположена запасной артиллерия.

Новый крейсер вступил в строй в первой половине 30-ых годов XX века.

Будущее еще двух “Светлан” – “Адмирала Спиридова” и “Адмирала Грейга”, продолжительное время оставалась неизвестной. Эти суда были остановлены постройкой в мельчайшей степени готовности, и контрагентские работы по ним были закончены только частично. В 1920-ых рассматривался кроме того замысел переделки недостроенных крейсеров в танкеры!

С трудом флоту удалось доказать, что подобная “конверсия” попросту не сможет быть действенной из-за узких, с малыми внутренними количествами корпусов судов.

В следствии, во второй половине 20-ых годов XX века было решено достроить эти суда как крейсера-минные заградители. Оружие крейсеров сократили до шести 130-миллиметровых орудий, вместо установив в кормовой части под палубой прикрытые противопульным бронированием рельсы для 180 мин. Еще 100 мин могло быть дополнительно принято на верхнюю палубу.

Перед вступлением в строй, на крейсерах дополнительно установили восемь 76-миллиметровых зениток и четыре зенитных автомата (в 1937 поменяны на восемь 100-миллиметровых зениток и шесть 45-мм автоматов), тем самым придав им возможность служить в качестве судов ПВО при эскадре. Под именами “Начдив Котовский” и “Начдив Щорс”, эти крейсера вступили в строй в первой половине 30-ых годов XX века.

Новые крейсера советского флота

Достройка в 1928-1934 шести ветхих легких крейсеров типа “Светлана” исправила положение, но только частично. Коммунистический флот так же, как и прежде не имел в собственном составе всецело современных крейсеров – и что хуже всего, советское кораблестроение не имело адекватного опыта постройки больших боевых судов по большому счету. Приходилось выходить из положения – обратиться к зарубежному опыту.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века, дипотношения между СССР и Францией улучшились так, что произошло заключение франко-советского контракта о ненападении. Потепление взаимоотношений коснулось и военно-морской сферы.

11 марта 1933 года, советское правительство запросило военно-морской арсенал в Бресте о возможности постройки для СССР двух тяжелых крейсеров “типа “Фош””[5]. Предложение поставило правительство Франции в тяжёлое положение: не обращая внимания на значительное потепление взаимоотношений, многие консервативные политики Третьей Республики яростно выступали в протест поставок вооружения коммунистам. Иначе, французские армейские опасались, что при отказа СССР к итальянцам, а доверие между нациями будет очень сильно подпорчено.

В итоге, по окончании консультаций и долгих переговоров, в первой половине 30-ых годов XX века было принято компромиссное ответ – Франция строила два корабля, но поставляла их без оружия, которое должно было быть произведено и установлено уже в СССР. Совет Министров СССР согласился с предложением (так как мощностей советских верфей все равно не хватало) и весной 1934 года два крейсера были заложены на стапеле в Бресте.

Заложенные во Франции крейсера представляли собой техническую вариацию между тяжелыми крейсерами типа направляться;Сюффрен” (являвшимися официальным прототипом) и новейшим тяжелым крейсером “Альжери”. Они имели полное водоизмещение в 13210 тысячь киллограм при скорости в 32,5 узла.

Броневая защита крейсеров складывалась из 80-миллиметрового пояса, закрывающего центральную часть корпуса. Пояс тянулся от носовой до кормовой башен главного калибра, снабжая надежную защиту от 150-миллиметровых и приемлемую – от 203-миллиметровых орудий. Сверху на пояс опиралась 70-миллиметровая горизонтальная палуба.

Главное оружие судов (названных символически “Варлен” и “Домбровский”, в честь революционных фаворитов Парижской Коммуны) составляли три трехорудийные башни со 180-миллиметровыми 57-калиберными орудиями Б-1-П, созданными для нового поколения советских крейсеров. Французам были переданы все нужные спецификации для того чтобы изготовить погреба и барбеты: сами же установки были изготовлены в Российской Федерации и установлены на крейсера уже по окончании их прибытия. Вспомогательное оружие складывалось из шести 100-миллиметровых универсальных орудий Б-34-БМ и восьми 45-миллиметровых полуавтоматов 21-К.

Оба крейсера были построены в 1935 году и в осеннюю пору 1936 были официально переданы СССР. В мае 1937, еще невооруженный “Домбровский” осуществил переход на Балтику и поднялся у достроечной стены Балтийского Завода для установки артиллерии. “Варлен” задержался во Франции из-за осложнения советско-итальянских взаимоотношений в связи с гражданской войной в Испании, и прибыл в СССР лишь в конце 1937.

Эти суда были современными крейсерами и самыми новыми советского флота. Советское правительство деятельно применяло их для политической демонстрации оживающей мощи СССР. “Домбровский” во второй половине 30-ых годов XX века осуществил громадное плавание через Атлантику, посетив порты США, Мексики, Тихоокеанской Конфедерации и Чили[6]. Визит советского крейсера в Нью-Йорк привёл к большому оживлению: американские военно-морские офицеры не потеряли возможности посетить корабль с визитом, шепетильно изучив его главные элементы.

Наконец, в 1935 году СССР начал закладку первых собственных крейсеров. Два “средних” крейсера проекта 26 – “Киров” и “Ворошилов” – были заложены в октябре 1935 года для Балтийского и Черного Моря, соответственно.

Эти 8500-тонные суда являлись комбинацией собственных советских конструктивных ответов, итальянских французского опыта и технических консультаций. Они вооружались стандартной комбинацией из девяти 180-миллиметровых орудий в трех трехорудийных башнях. 180-миллиметровые пушки нового типа были не столь очень сильно перефорсированы как первые 60-калиберные орудия, но все еще страдали от выгорания стволов, что вынуждало всегда пересматривать баллистику.

Начальный проект крейсера предусматривал стандартное водоизмещение не более 7500 тысячь киллограм. Но потом, под влиянием французского опыта, таковое было решено расширить на 1500 тысячь киллограм, что разрешило установить более замечательное и действенное бронирование, включавшее 80-миллиметровый броневой пояс. Скорость хода упала если сравнивать с проектными 37 узлами до 35,4 узлов, но все равно считалась более чем достаточной.

Два крейсера проекта 26 вступили в строй в 1938-1939 годах. В 1936-1937, было решено заложить еще четыре корабля по усовершенствованному проекту 26-бис: по одному для Балтики и Черного Моря, и два – для Тихого Океана. Эти крейсера – “Максим Горький”, “Молотов”, “Калинин” и “Каганович” – вступили в строй в 1940-1942 годах.

Так, к 1937 году, численность выстроенных и заложенных советских крейсеров с 180-мм орудиями составило 8 единиц[7]. Англо-советское морское соглашение 1937 года, признававшее эти крейсера “тяжелыми”, остановило предстоящее развитие 180-миллиметровых крейсеров в СССР. Вместо, во второй половине 30-ых годов двадцатого века была запланирована постройка огромной серии 10000-тонных, формально-“легких” крейсеров типа “Чапаев”, но в первой половине 40-ых годов двадцатого века эти замыслы были приостановлены в связи с началом войны.

Крейсера СССР в годы войны.

В начале ВОВ, СССР располагал в полной мере большими крейсерскими силами. В строю либо в постройке пребывали восемь средних и один легкий крейсер с 180-миллиметровыми орудиями, один легкий крейсер с 150-миллиметровыми орудиями, два устаревших легких крейсера с 130-миллиметровыми орудиями и два крейсера-минзага. Также, два ветхих броненосных крейсера – “Профинтерн” (в 1938 переименованный в “Испанскую Республику”) и “Баян” – выполняли роли судов береговой обороны.

Дислокация крейсерских сил была следующей:

КБФ – “Домбровский”, “Киров”, “Максим Горький”, “Красный Урал” и “Начдив Котовский”

ЧФ – “Варлен”, “Ворошилов”, “Молотов”, “Красный Кавказ”, “Червона Украина”, “Красный Крым”, “Начдив Щорс”

ТОФ – в постройке “Калинин”, “Каганович”.

На Балтийского Флота и крейсера сначала войны выпала тяжелая боевая работа. Крейсера интенсивно нарушали работу германских минных заградителей, пробовавших “закрыть” Финский Залив, и осуществляли прикрытие советских тральщиков и минзагов, оперировавших против германских сил. Дополнительно, крейсерские силы балтфлота кроме этого систематично оказывали огневую помощь советским армиям, и наносили удары по финскому побережью. “Начдив Котовский” в осеннюю пору 1942 года затонул, подорвавшись на двух минах.

В апреле 1943 года, Геббельс в одном из выступлений объявил, что “большинство советского флота на Балтике стёрта с лица земли Люфтваффе, а остатки так устрашены, что кроме того угрозы Сталина не смогут вынудить их выйти в море”. Это хвастливое заверение привело к настоящей ярости Сталина, что приказал срочно совершить демонстративную операцию.

11 мая 1943 года, три крейсера – “Домбровский”, “Киров” и “Красный Урал” – прокрались через предварительно разведанные минные поля Финского Залива и совершили маленький рейд в восточную часть Балтики, потопив германский пароход “Аустлофф”. Военное значение рейда было невелико[8], но в агитационном замысле он привёл к значительному воодушевлению среди советских граждан.

Черноморский Флот к началу боевых действий имел наибольшее число крейсеров – семь единиц – из всех трех главных советских флотов. Он же был единственным, имевшим “постоянного” соперника – 21 июня 1941 года, по просьбе Гитлера, соединение из двух итальянских легких крейсеров — “Альберико да Барбиано” и “Бартоломео Коллеони” – и шести эсминцев, прошло проливами и перебазировалось в Констанцу. В будущем, данный “Imperio squadrone di incrociatori del Mar Nero[9]” причинил флоту много проблем.

На долю черноморских крейсеров выпала интенсивнейшая боевая работа в 1942-1943 году. Они осуществляли помощь, огневое и транспортное обеспечение Керченско-Феодосийской десантной операции 1942 года. Во многом, как раз благодаря оказываемой флотом помощи было сорвано наступление Манштейна на Феодосию 18 января, что разрешило РККА удержать фронт и летом 1942 года прорвать блокаду Севастополя.

В августе 1942 года, легкий крейсер “Червона Украина” погиб в сражении с итальянскими крейсерами. Это случилось 18 августа, в то время, когда эскортирующий группу маленьких транспортов ветхий корабль был обнаружен германской авиаразведкой, которая навела на него отряд в составе “Альберико да Барбиано”, “Бартоломео Коллеони” и двух эсминцев.

Не смотря на то, что ветхий легкий крейсер с 130-миллиметровыми орудиями практически не имел шансов против двух превосходивших в скорости итальянских легких крейсеров с 152-миллиметровой артиллерией, “Червона Украина” отважно вступила в бой, пробуя победить время для отхода транспортов. На полной скорости коммунистический крейсер устремился на итальянский отряд, что, стремясь оставаться вне радиуса поражения советских пушек, был должен отходить назад. Транспортам удалось спастись, но “Червона Украина” взяла три попадания и фактически лишилась хода.

От немедленной смерти, ветхий крейсер спас подход на помощь “Красного Кавказа”. Примчавшийся на большой скорости легкий крейсер дал залп из собственных перефорсированных 180-миллиметровок на большую расстояние, легший за итальянскими крейсерами. Полагая, что имеют дело с новым тяжелым крейсером типа “Киров”, итальянцы почли за лучшее отступить[10].

Не легко поврежденная “Червона Украина”, однако, оставалась на плаву. Скоро на помощь подошли другие суда ЧФ, и ветхий крейсер, чуть развивая 7 узлов, поплелся в Севастополь. Но германская авиация, вставшая с аэропортов Крыма, ударила эскадру .

Не обращая внимания на отчаянные упрочнения судов сопровождения и подтянувшихся советских истребителей, еле двигающаяся “Червона Украина” взяла еще два попадания 500-кг бомбами, всецело утратила движение, и командующий ЧФ решил покинуть корабль.

Летом 1943 года, по окончании бессчётных неудач Оси, Бенито Муссолини осознал, что был не на той стороне, и начал искать возможность выйти из войны. В августе 1943, по окончании тайных переговоров с Сталиным и Рузвельтом, Муссолини официально вышел в отставку и был помещен под “домашний арест”[11], и Италия заключила сепаратный мир с Объединенными Нациями. В соответствии с условиям перемирия, итальянские суда на Черном Море перешли в Новороссийск, где и были интернированы.

По окончании начала германского вторжения в Италию, оба крейсера были реквизированы советским правительством, и введены в строй ЧФ СССР как “Керчь” и “Евпатория”. Под этими именами, они участвовали в завершающих операциях войны против Болгарии и Румынии.?

Громаднейшая по масштабу работа выпала в итоге на два тихоокеанских крейсера. Они были единственными судами этого класса в ВМФ СССР, имевшими свободу выхода во всемирной океан. В первой половине 40-ых годов XX века, только что введенные в состав действующих сил “Калинин” и “Каганович” были переведены через Панамский Канал на Северный Флот (причем в связи с дефицитом во Владивостоке зенитных орудий, суда были временно вооружены 102-мм английскими зенитками и “пом-помами”).

На северном флоте, тихоокеанские крейсера по большей части действовали в охранении конвоев. Зимний период 1943 года они учавствовали в бою у Шпицбергена, где противостояли германским легким крейсерам. Летом 1943, на протяжении операции “Торхаммер” – удара германского флота по Фарерским Островам и Исландии – эти два крейсера были единственными судами под советским флагом, принявшими активное участие в бою.

Вместе с другими легкими крейсерами, они закрывали отряд английских эскортных авианосцев у Фарерских Островов, и позднее – добили поврежденный авиацией легкий крейсер “Кёнигсберг”, отставший от отступающего германского флота.

В первой половине 40-ых годов XX века, “Калинин” участвовал в операции “Драгун” (высадка в Южной Франции), поддерживая огнем союзные армии.

В рамках программы ленд-лиза, СССР в первой половине 40-ых годов двадцатого века получил от США легкий крейсер “Милуоки”, класса “Омаха”. Данный устаревший корабль называющиеся “Мурманск” употреблялся на СФ как учебный и во второй половине 40-ых годов XX века был возвращен США. В первой половине 40-ых годов XX века, СССР был временно одолжен современный легкий крейсер “Хьюстон” (в ВМФ СССР – “Шпицберген”), возвращенный во второй половине 40-ых годов XX века.

По окончании капитуляции Германии, СССР начал сосредотачивать на ТОФ большую военно-морскую группировку, подготавливаясь к войне с Японией. К августу 1945 года, таковая включала линейный крейсер, четыре авианосца и три легких крейсера – “Калинин”, “Каганович” и переведенный с Черного Моря “Варлен”. Подготавливалась кроме этого переброска крейсерских (и линейных) сил с Балтики, в рамках помощи предполагаемой десантной операции против Хоккайдо, но Япония сдалась раньше, чем переход мог быть осуществлен.

По окончании войны:

Сразу же по окончании войны, ветхие крейсера советского флота были выведены в резерв. “Красный Кавказ”, разоруженный[12], был казнен в первой половине 50-ых годов двадцатого века на опробованиях противокорабельных крылатых ракет. “Красный Урал” ожидала более занимательная будущее – в 1951, данный ветхий крейсер был передан коммунистическому Китаю, где, переименованный в “Shengli de qizhi” прослужил до 1980-ых в качестве сперва – флагманского, после этого – учебного корабля.

В составе советского флота остались восемь крейсеров, вооруженных 180-миллиметровыми орудиями. Отгремевшая война продемонстрировала, что ставка на эту артиллерию была не через чур успешной: пушки страдали от постоянного выгорания стволов. В первой половине 50-ых годов двадцатого века, флот пополнили пять крейсеров типа “Чапаев” (проект 68-к), заложенные еще до войны.

Полагая и три трофейных крейсера – “Керчь”, “Евпатория” и “Адмирал Макаров” (бывший “Нюрнберг”) — коммунистический флот в начале 1950-ых имел в составе шестнадцать современных крейсеров, что ставило его на четвертое место в мире.

В 1949-1953, СССР начал реализацию последней масштабной программы постройки тяжелых артиллерийских судов. Программа послевоенного кораблестроения, принятая в первой половине 50-ых годов двадцатого века предусматривала постройку огромной серии из двадцати пяти (!) современных легких[13] крейсеров проекта 68-бис – последних, и самых замечательных судов этого класса в мире.

Реализация программы была возложена на семь главных судостроительных фирм всего СССР. Суда строились с применением всех новинок современного военного кораблестроения – наподобие секционной сборки цельносварного корпуса – в следствии чего, средний цикл постройки корабля составлял 28-36 месяцев. По совокупности черт, эти новые крейсера удачно превосходили все существующие легкие крейсера зарубежных флотов, и составляли уверенный паритет с тяжелыми крейсерами.

Всего к 1955 году был заложен 21 крейсер проекта 68-бис. Из них по начальному проекту – т.е. как чисто артиллерийские легкие крейсера – были достроены только 14. Пришедший к власти Н.С.

Хрущев в 1955 году распорядился приостановить работы на семи последних крейсерах этого типа, мотивировав собственный ответ устареванием самой концепции тяжелых артиллерийских судов. В целом, Хрущев был полностью прав: стремительный прогресс ядерного и ракетного оружия (в частности, начало перевооружения американского флота на противокорабельные ракеты SSM-N-4 “Dingbat” в первой половине 50-ых годов XX века) сделал чисто артиллерийские суда тщетной тратой ресурсов. Пребывавшим же в достройке судам нашлось иное, более действенное использование.

Крейсера ракетного флота

История управляемого ракетного оружия на советском флоте началась как раз с крейсеров. В первой половине 50-ых годов двадцатого века, на вооружение ВМФ был в умелом порядке принят самолет-боеприпас 10X[14], разработки КБ Челомея. На легких крейсерах “Домбровский” и “Киров” установили аппаратуру для запуска снарядов с корабельной катапульты по береговым целям на дистанции до 240 км.

Мысль не взяла предстоящего развития – через чур несовершенным был сам самолет-боеприпас, уже не соответствующий требованиям современной воздушной войны.

В 1955 году, на крейсере проекта 68-бис “Адмирал Нахимов” был в экспериментальных целях смонтирован комплекс управляемого противокорабельного оружия “Колчан”. На возвышенной носовой башне крейсера была смонтирована направляющая для запуска противокорабельных ракет КСС[15], радиусом действия до 40 километров. Перезарядка установки осуществлялась посредством складного крана из расположенных по бокам надстройки ангаров.

Опробования комплекса были успешными, и в будущем восемь легких артиллерийских крейсеров проекта 68-К и проекта 68-бис были модернизированы по программе 67, с установкой ПУ на возвышенных башнях, перезаряжающихся из расположенного в надстройке ангара.

В начале 1950-ых, стремительный рост скоростей реактивной авиации поставил крест на предстоящих возможностях тяжелой зенитной артиллерии. Единственным методом обеспечить выживание кораблей ВМФ был переход на управляемые зенитные боеприпасы. Это превосходно осознавали и в СССР, где 11 января 1955 года было выпущено распоряжение “о разработке управляемых средств защиты боевых судов от авиации”.

В соответствии с распоряжением, предполагалась разработка трех ЗРК: М-1 “Волна” (малого радиуса действия, подобный наземному С-125), М-2 “Волхов” (среднего радиуса действия, аналог С-75) и М-3 (громадной дальности).

Моряков это решение не устроило. Главные возражения вызывал ЗРК С-75, что предполагалось “навализировать”: жидкостные ракеты комплекса были неудобны в хранении, нуждались в заправке перед стартом, к тому же применяли очень токсичное горючее.

Адмирал Кузнецов показывал, что на суше, где место не лимитировано, эти особенности ЗРК не воображают неприятности, но в ограниченном количестве корабля возгорание при дозаправке либо попадание токсичных паров в вентиляцию может привести к катастрофическим последствиям. В итоге, столкнувшись с “бунтом адмиралов”, правительство СССР пошло на компромисс: для корабельной версии С-75 флоту была предложена новая ракета В-758, оснащенная осевым прямоточным двигателем.

Трудящийся на простом керосине, прямоточный двигатель создавал намного меньше неприятностей в эксплуатации, и был куда более эргономичен в обращении. Совершённые по инициативе ВМФ изучения продемонстрировали, что за счет применения прямоточных ракет возможно расширить дальность действия комплекса до 55 км. Так, принятие на вооружение двух ЗРК – М-2 и М-3 – было сочтено излишним, и они оба были заменены новым М-4 “Амур-М”.

Для опробования возможностей нового ЗРК, был выбран легкий крейсер проекта 68-бис “Дзержинский”. В 1957-1958 на крейсере демонтировали 3-ю башню ГК и на ее месте установили экспериментальную двухбалочную ПУ направляться-63 и барабанный магазин на 12 ракет. На протяжении совершённых в 1958 опробований, первым же залпом был сбит беспилотный Ил-28, летящий на высоте 10000 метров.

За “Дзержинским” последовал модернизированный по подобному проекту 70-Р крейсер “Орджоникидзе”. Так как переделка уже готовых крейсеров предоставляла определенные сложности (в т.ч. связанные с внеплановым выводом судов из состава флота), было решено в будущем применять недостроенные крейсера проекта 68-бис, стоящие на стапелях.

Флот остро нуждался в ракетных крейсерах – в 1956-1961 в его состав вступили четыре новых тяжелых авианосца проекта 81, нуждавшихся в судах сопровождения. Помимо этого, по инициативе Хрущева была развернута программа постройки 25000-тонных авианосцев типа ПБИА (плавбаза истребительной авиации) кроме этого потребовавших надежного эскорта.

В 1959-1962 по усовершенствованному проекту 72-Р были достроены два легких крейсера, “Адмирал Корнилов” и “Петропавловск”. На этих крейсерах была демонтирована вся кормовая несколько башен, и на ее место установлены две пусковые установки – СМ-63 и СМ-65[16]. Два главных барабанных магазина вмещали 24 ракеты B-758, и один вспомогательный (для установки СМ-65) – 16 ракет B-600 ближнего радиуса действия.

Модернизированная совокупность управления разрешала действенно наводить оба типа ракет.

Самой масштабной модернизации подверглись в 1961-1964 четыре легких крейсера проекта 68-бис – “Таллин”, “Архангельск”, “Новороссийск” и “Владивосток” – пребывавшие в мельчайшей степени готовности.

На этих четырех крейсерах всецело демонтировали тяжелое артиллерийское оружие, установив вместо такового четыре (!) пусковые установки СМ-65. Два носовых и два кормовых барабанных магазина вмещали сорок восемь ракет B-758, а расположенный за четвертой ПУ в корме вспомогательный магазин вмещали шестнадцать ракет ближнего радиуса действия B-600. Так, неспециализированный боезапас крейсеров достигал 64-х ракет двух типов!

Два поста наведения разрешали в один момент нацеливать до 6 ракет на две цели в радиусе до 55 км от крейсера.

Перестроенные ракетные крейсера составили базу эскортных сил советского авианосного флота в первой половине 1960-ых. В среднем, каждое советское соединение авианосцев включало один эскортный крейсер. В 1967, на каждом крейсере две ракеты B-758 были заменены ракетами B-760, с ядерной боевой часть, эквивалентом 5 кт.

К концу 1960-ых, однако, ракетоносных эскортов стало ощутимо не хватать. Недостроенные “Свердловы” кончились: мысль капитальной модернизации артиллерийских крейсеров не взяла одобрения из-за большой стоимости. Авианосный же флот СССР увеличивался , и остро нуждался в новых ракетных крейсерах.

В 1965 году, были заложены четыре первых ракетных крейсера (изначально обозначенных как КПВО – суда ПВО) проекта 1138.

Основанные на дизайне громадного противолодочного корабля проекта 1134, новые ракетные крейсера имели громадную на 12 метров длину, и водоизмещение – полное – около 8200 тысячь киллограм. Как и прошлые ракетоносные крейсера советского флота, они вооружались дальнобойным ЗРК “Амур-М”. Суда несли две пусковые установки модифицированного примера, снабжающие более стремительную перезарядку.

Носовая ПУ имела два магазина по 14 ракет B-758, а кормовая – один магазин на 14 ракет B-758 и один магазин на 16 ракет B-601. Кроме ракетного оружия, крейсера несли легкие АУ АК-725 и ангар для противолодочного вертолета Ка-25ПЛ.

“Металлический Кулак”

В завершение рассказа о советских крейсерах, направляться упомянуть еще об одном забавном случае. В начале 1960-ых, английский канал BBC при активном содействии Королевского Флота, снял фантастический агитационный фильм “Металлический кулак” (Iron Fist), развивающий идею советского нападения на Англию.

На роль одного из основных объектов – фантастического советского крейсера “Металлический кулак” – был “приглашен” ветхий крейсер HMS “Gamibia”, предназначенный флотом для расстрела на учениях. Крейсер был частично перестроен с применением металлических и фанерных декоративных элементов, и купил внешнее сходство силуэта с советскими крейсерами проекта 68-бис. В финале фильма были использованы настоящие кадры затопления “Металлического кулака” ракетами “Blue Slug” с эскадренного миноносца HMS “County”.

[1] “Рюрик”, “Адмирал Макаров”, “Баян”, “Громобой”, ”Российская Федерация”

[2] “Богатырь”, “Аврора”, “Диана”

[3] Во второй половине 20-ых годов XX века на учениях, “Баян” выполнял роль экспериментального авианосца, для чего был оборудован древесным взлетным настилом для аэроплана поверх носовой башни.

[4] В связи с “продажей” японцами в первой половине 20-ых годов XX века нескольких боевых судов враждующим сч гоминьданем варлордам.

[5] Вторая серия типа “Сюффрен”, отличавшаяся подробностями бронирования.

[6] Бразилия, у власти в которой пребывали интегралисты, и Аргентина, настроенная про-фашистски, были исключены Сталиным из программы визита.

[7] Кроме “Красный Кавказ”

[8] “Киров” подорвался на двух минах по возвращении и до 1944 стоял в ремонте.

[9] Имперская эскадра крейсеров Черного Моря.

[10] По свидетельству итальянских офицеров, они приняли вставший с “Красного Кавказа” гидросамолет за береговой разведчик и опасались атаки советской авиации.

[11] По желанию самого Муссолини, что опасался, что германские агенты смогут постараться похитить либо убить его.

[12] носовые и Рубка башни корабля были переданы в музей Черноморского Флота.

[13] Формально. На практике, при водоизмещении в 17000 тысячь киллограм эти суда несли оружие из 12 152-мм орудий и бронирование, соответствующее тяжелым крейсерам.

[14] Советская копия Фау-1

[15] Корабельный самолет-боеприпас, аналогична ракете берегового комплекса “Сопка”

[16] СМ-65 имела возможность кроме этого стрелять ракетами B-600 от ЗРК “Волна-М”.

Линкоры-советского флота во второй мировой войне

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: