Первое российское товарищество воздухоплавания «с.с.щетинин и ко» («гамаюн»).

      Комментарии к записи Первое российское товарищество воздухоплавания «с.с.щетинин и ко» («гамаюн»). отключены

Завод летательных аппаратов Первого Русского Товарищества воздухоплавания «Гамаюн». Исторический адрес: Громадная Гребецкая ул, д. 73 — Корпусная ул., д. 3. Фактическое размещение: Пионерская ул., д. 57 — Корпусная ул., д. 19.

В 1909 году столичный юрист С.С.Щетинин, увлекшись авиацией, приступил к созданию первого авиазавода в Российской Федерации. Получив от армейского ведомства в начале 1910 года финансовую ссуду, Щетинин совместно с москвичом М.А.Щербаковым, основал первое авиационное производство. Оно воображало из себя маленькую мастерскую на Корпусной улице в Петербурге, названную «Первое Российское Товарищество Воздухоплавания» — ПРТВ (с 1915 года употреблялось дополнительное наименование — завод «Гамаюн»).

Первое российское товарищество воздухоплавания «с.с.щетинин и ко» («гамаюн»).

Летчик П.В.Евсюков на «Фармане», слева от него первая русская авиатрисса Л.В.Зверева, четвертый слева С.С.Щетинин.

Завод «Первого Русского товарищества воздухоплавания», занимал площадь всего лишь в 4 тысячи квадратных метров, а его энергетической базой была паровая машина мощностью в 60 лошадиных сил. В отдельном строении было сосредоточено энергетическое хозяйство: паровая машина, кочегарка, электростанция. В других размещались цеха (именуемые тогда мастерскими): механический, деревообделочный, швейный, литейный, сборочный.

Место для завода было выбрано с учетом возможности его будущего расширения. Завод располагал новейшими станками для металла и обработки дерева, при деревообделочном цехе имелась высококлассная сушильня, в которой при помощи паровых электрических вентиляторов и труб обеспечивался нужный режим сушки.

Обтяжка брезентом частей аэроплана на заводе по изготовлению аэропланов Первого Русского товарищества воздухоплавания «С.С.Щетинин и Ко». Март 1912 г.

Производство пропеллеров на заводе по изготовлению аэропланов Первого Русского товарищества воздухоплавания «С.С.Щетинин и Ко». Март 1912 г.

Сборочный цех завода по изготовлению аэропланов Первого Русского товарищества воздухоплавания «С.С.Щетинин и Ко». Март 1912 г.

Сборочный цех завода по изготовлению аэропланов Первого Русского товарищества воздухоплавания «С.С.Щетинин и Ко». Март 1912 г. На фото моноплан типа «Bleriot.XI».

Сборка аэропланов «Bleriot.XI» на авиазаводе ПРТВ «С.С.Щетинин и Ко».

Цех сборки аэропланов»Bleriot.XI» . Март 1912 г.

Несколько членов и лётчиков товарищества в цехе сборки аэропланов. Март 1912 г. На фото аппарат типа «Farman F.IV».

Несколько членов и лётчиков товарищества в цехе сборки аэропланов. Март 1912 г.

Демонстрация сборки крыльев аэроплана. 1912 г.

Механическая мастерская. 1912 г.

Столярная мастерская. 1912 г.

Кузница. 1912 г.

15 августа 1910 года первенец русской авиапромышленности — аэроплан «Россия-А» прошел первые летные опробования. Испытателем был В.А.Лебедев, незадолго до этого взявший во Франции диплом пилота-авиатора, обладатель собственного завода. За бипланом «Россия-А» завод Щетинина выпустил моноплан «Россия-Б», а после этого аэросани совокупности инженера Б.В.Воробьева, аэроплан уникальной конструкции капитана С.А.Ульянина, воздушные змеи его же конструкции.

Биплан «Россия-А».

«Россия-А» с переделанным хвостовым оперением.

Моноплан «Россия-Б».

Сперва новое производство делало заказы частных и аэроклубов клиентов, а с 1912 года начали поступать заказы армейского ведомства. До апреля 1914 года ПРТВ изготовило и сдало для потребностей военной авиации 57 монопланов типа «Ньюпор-IV» и 36 бипланов типа «Фарман».

Со временем товарищество купило надел земли на Корпусном аэропорте в Санкт-Петербурге, где были выстроены дополнительные заводские помещения.

Громаднейшую известность завод С.С.Щетинина взял благодаря выпуску летающих лодок для морской авиации, автором которых являлся русский авиаконструктор Дмитрий Павлович Григорович. Переехав в Петербург в 1911 году, Григорович трудился редактором издания «Вестник Воздухоплавания» и занимался авиационным изобретательством. С 1912 года трудился техническим директором завода ПРТВ.

Летом 1913 года на заводе Щетинина начались первые работы по гидросамолетам. Начались они практически случайно. Морской летчик, капитан Д.Н.Александров разбил летающую лодку «Доннэ-Левек», пара разнотипных экземпляров которой, приобретённые во Франции в 1912-1913 годах, эксплуатировались в морской авиации Балтфлота.

По-видимому, полет Александрова, закончившийся аварией, был им произведен с нарушением каких-то формальностей и ему угрожало взыскание, которого возможно было избежать, отремонтировав самолет и тем вернув казне убыток. Александров обратился на Русско-Балтийский вагонный завод. В том месте за ремонт запросили 6500 руб., на заводе Лебедева — 6000 руб.

Такая цена была Александрову не по средствам. Тогда он обратился на завод Щетинина. Тут Д.П.Григорович, по совету заведующего чертежным бюро Андрея Николаевича Седельникова, уговорил Щетинина отремонтировать самолет безвозмездно, но наряду с этим изучить его для предстоящих работ по летающим лодкам, к каким планировали приступить. С Александрова забрали для приличия 400 руб. и самолет ему отремонтировали. Потому, что шнобель лодки был разбит совсем.

Д.П.Григорович вернул его по своим соображениям, сделав более килеватым. В общем оказалась лодка «Доннэ-Левек», но с трансформациями. Она исправно летала и Александров благополучно вернул ее морскому ведомству.

По чертежам гидросамолета «Доннэ-Левек», выполненным с натуры при его восстановлении с некоторыми трансформациями. Д.П.Григорович в осеннюю пору 1913 года выстроил собственную первую летающую лодку М-1 (Морской первый).

Летающая лодка М-1.

По окончании постройки экспериментальных летающих лодок М-2, М-3, М-4, в 1914 году он создал летающую лодку М-5. 12 апреля 1915 года М-5 совершила первый боевой вылет. Серийная постройка М-5 длилась до 1923 года.

В 1916 году завод начал выпуск летающих лодок М-9.

Летающая лодка М-2.

Летающая лодка М-3.

Постройка летающей лодки М-5 на ПРТВ С.С.Щетинина «Гамаюн».

Летающая лодка М-5.

ПРТВ спроектировало и изготовило целую серию летающих лодок, по большей части по проектам Григоровича. В истории эти аппараты запомнились под обозначением «М» — морской, не смотря на то, что употреблялись и другие буквенные сочетания, применяющие фамилию основного владельца предприятия: «Щ» (Щетинин), «Щ.С.» (Щетинин с «Сальмсоном») и «Щ.И.» (Щетинин с «Испано»).

Сборка летающей лодки М-9. 1916 г.

Летающая лодка М-9.

Кроме производственных помещений, в связи с появившейся необходимостью опробований серийных летающих лодок, ПРТВ создало умелую испытательную станцию с приспособлением и ангарами для спуска на воду на Крестовском острове в Санкт-Петербурге.

Распоряжением ВСНХ от 28 сентября 1918 года летный завод «Гамаюн» 1-го АО воздухоплавания С.С.Щетинина национализирован. Предприятия стало называться «Летный завод «Гамаюн», бывший С.С.Щетинина».

Летом 1920 года произошёл пожар, что уничтожил главной корпус «Гамаюна» на Корпусной улице. Сохранился только филиал завода на Комендантском аэропорте, что скоро слили с другими авиапредприятиями. Территория на Корпусной улице была передана тресту Ленинградтекстиль под расширение складских площадей трикотажно-чулочной фабрики «Красное знамя».

В первой половине 20-ых годов XX века завод «Гамаюн С.С.Щетинина» был объединен с «Авиационным заводом В.А.Лебедева» и «Русско-Балтийским воздухоплавательным заводом». В ноябре 1920 года он был переименован в авиазавод № 1 (отделение № 1) Петроградского национального объединенного авиазавода. В ноябре 1922 года снова стал независимым, подчинялся Севзапвоенпрому, в 1925-1930 годах Национальному тресту авиапромышленности Главного управления металлургической индустрии ВСНХ СССР.

Закрыт предположительно в первой половине 30-ых годов двадцатого века.

Что касается Д.П.Григоровича, то в июле 1917 года он стал обладателем завода, отделившегося от завода С.С.Щетинина, на котором он раньше трудился. Умелый завод по гидроавиации, основанный в 1917 Д.П.Григоровичем, был закрыт 30 марта 1918 года, в последних месяцах года перешел в ведение Авиаправления, с апреля 1919 года — правления Северной районной группы авиазаводов, совнархоза Северного района и начал называться заводом гидроавиации. Совсем ликвидирован в первой половине 20-ых годов XX века.

По окончании передачи в госимущество завода Григорович уехал в Севастополь. В первой половине 20-ых годов XX века Григорович переехал в Москву. Тут, возглавляя КБ завода ГАЗ (Национальный Летный Завод) №1 (бывший «Дукс»), он создал один из первых советских истребителей И-2, а до этого активно учавствовал в создании первого советского истребителя Н.Н.Поликарпова — И-1.

В конце 1924 года Григорович переехал в Ленинград на завод «Красный лётчик», где им было сделано очень многое для восстановления завода. Тут он организует отдел морского умелого самолётостроения (ОМОС), что управлял до осени 1928 года.

В конце 1927 года коллектив ОМОС Григоровича переведен в Москву и стал называться ОПО-3 (умелый отдел-3). 1 сентября 1928 года Григорович был арестован ГПУ. С декабря 1929-го по 1931 год Григорович пребывав в заключении в Бутырской колонии трудился в так называемой «шарашке» — ЦКБ-39 ОГПУ совместно с Н.Н.Поликарповым. Ими в апреле 1930 года был создан истребитель И-5.

В середине 30-х годов Д.П.Григорович формирует пушечные истребители серии ИП.

Д.П.Григорович у умелого истребителя ИП-1.

Параллельно с конструкторской работой в 1930-е годы Григорович преподавал в МАИ. Позднее он получил степень доктора наук, заведующим кафедрой конструкции самолетов. Погиб от рака во второй половине 30-ых годов XX века.

.

.

Источники:
П.Д.Дузь. авиации и История воздухоплавания в Российской Федерации (1914-1917гг.).
А.О.Александров. Самолеты отечественной конструкции.
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938г.
Фотоархив ЦГАКФФД.

[Технолог] Аэроплан/Самолет | Обзор

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Гидросамолет гаккель v. российская империя

    На пороге не века в судьбу человека быстро ворвалась авиация. Всего пара лет потребовалось чтобы в самолете прекратили видеть лишь чудо техники, которое…

  • Гамаюн энд икар. несостоявшиеся корабли российского флота

    Глубокоуважаемые сотрудники, сравнительно не так давно на отечественном сайте глубокоуважаемый сотрудник Wasa поднял тему авианосцев Русского флота перед…

  • Самолёт пта № 1.

    Страна: Россия Производитель: Петербургское товарищество авиации Разработчик: С.А.Ульянин Первый полет: 1911 г. В 1910 году С.А.Ульянин задумывает проект…

  • Самолеты дмитрия григоровича часть 4

    Опыт постройки первой летающей лодки М-1 не пропал бесплатно. Дмитрий Павлович учел его при проектировании следующей собственной конструкции, взявшей…

  • Самолёт «кудашев-1».

    Разработчик: А.С.Кудашев Страна: Россия Первый полет: 23 мая 1910 г. В России в сентябре — ноябре 1909 года прошли демонстрационные полеты французских…

  • Самолеты дмитрия григоровича часть 2

    В Петербург Дмитрий Павлович приехал в начале 1911 г., где первое время трудился редактором издания «Вестник Воздухоплавания». Должность разрешала быть в…