Самолеты дмитрия григоровича часть 4

      Комментарии к записи Самолеты дмитрия григоровича часть 4 отключены

Опыт постройки первой летающей лодки М-1 не пропал бесплатно. Дмитрий Павлович учел его при проектировании следующей собственной конструкции, взявшей обозначение М-2. В этот тип Григорович внес значительные трансформации, разрешающие определять его как полноценный аппарат уникальной постройки. При той же компоновке и двигателе, что и у М-1, размеры самолета увеличились.

Соответственно возросли оперения и площадь крыльев. Корпус лодки стал шире для посадки членов экипажа рядом, ее обводы характеризовались заметной килеватостью в носовой части и вогнутым дном недалеко от редана.

Зная об острой дефиците на Балтике боевых самолетов, Григорович уговорил Щетинина заложить маленькую серию новых летающих лодок и как возможно скорее совершить опробования первого экземпляра. 18 июля 1914 года за сутки до объявления Германией войны, заведующий авиацией Работы связи Балтийского моря капитан 2-го ранга Дудоров телеграфировал из Либавы в Морской генштаб, что в случае если РБВЗ либо завод Щетинина имеют, либо смогут довольно быстро изготовить какие-нибудь морские самолеты, то их необходимо купить.

Уже 20 июля завод Щетинина внес предложение поставить флоту пять М-2 без моторов в шестинедельный срок. Через два дня, 22 июля, последовало подписание контракта о поставке четырех летающих лодок М-2 без моторов. Указанное соглашение вынудило форсировать начавшиеся ранее работы.

Заводские опробования первого экземпляра М-2, оснащенного двигателем «Гном» 80 л.с. начались в августе 1914 г. К сожалению, уже 31 августа самолет потерпел трагедию, из-за которой погиб летчик П.В. Евсюков, Обстоятельства несчастья точно не установили, но фактов, говорящих о недостатках конструкции, кроме этого не было распознано, исходя из этого изготовление последующих М-2 продолжили. Четыре выстроенных однотипных аппарата отличались от первого примера более замечательными двигателями «Гном-Моносупап» в 100 л.с.

23 ноября 1914 г. в Ревель на 3-ю станцию были высланы первые две М-2, каковые прибыли к месту назначения на следующий сутки. Сборка первого экземпляра распознала достаточно большое количество недостатков конструкции, нестыковок, случаев явного и скрытого брака — сказалась спешка с исполнением заказа. Исходя из этого все усилия решили сначала сосредоточить на доводке одного самолета, а во второй ввести трансформации по опыту первого.

Для ускорения доводки этого М-2 в Ревель приехал сам Григорович.

Напомним, что 20 декабря на 3-ю станцию прибыли три летающие лодки ФБА (Franco-Britich-Aviation — франко-английская компания, строившая летающие лодки с 1912 г.) из шести заказанных во Франции 12 сентября 1914 г. В то время это были самый доведенные автомобили, как по конструкции, так и по летным и эксплуатационным чертям. Сравнение двух типов аппаратов было очевидно не в пользу М-2, исходя из этого представители флота заняли более твёрдую позицию в отношении приемки лодок Григоровича. К первому января 1915 г. ни одна из них еще не прошла сдаточных опробовании.

Самолеты дмитрия григоровича часть 4

Не обращая внимания на трудности доводки М-2, первую такую лодку в первых числах Февраля 1915 г. удалось испытать. Доработанные по ее опыту подробности и узлы заново изготовили на заводе Щетинина, доставили в Ревель и установили на второй экземпляр. По причине трансформаций конструкции, он приобрел новое обозначение — М-3.

Сдаточные опробования закончились в марте 1915 г., после этого М-2 и М-3 зачислили в состав Работы связи Балтийского моря под обозначением Щ-2 и Щ-3.

В это же время, затянувшаяся сдача этих первых летающих лодок отечественного производства очень плохо оказала влияние на отношение к ним со стороны морского ведомства. В середине января 1915 г. штаб заведующего авиацией при Работе связи Балтийского моря решил о заказе многочисленной партии летающих лодок ФБА для станций и оснащения отрядов на Балтике.

Но, реализация этого решения сначала сдерживалась тем событием, что производственные мощности французской компании до предела были загружены заказами собственного флота. Начались переговоры о лицензионном соглашении.

2 февраля 1915 г. было получено сообщение, что компания ФБА готово реализовать набор чертежей собственной летающей лодки России за 13000 рублей и, помимо этого, компания захотела приобретать по 1300 рублей за любой выстроенный таковой самолет на русских фабриках. По окончании подписания лицензионного соглашения от приемки двух оставшихся лодок Щетинина отказались, выплатив заводу только маленькую неустойку. А французские ФБА в достаточно солидном числе экземпляров начал строить в Петрограде завод В.А.

Лебедева.

Принятые флотом М-2 (Щ-2) и М-3 (Щ-3) употреблялись на 3-й станции в качестве учебных автомобилей. Летом 1915 г. практически в один момент они взяли при твёрдой посадке достаточно важные повреждения конструкции и до октября пребывали в долгосрочном ремонте. В ноябре того же года их списали.

На Черном море летом 1914 г. еще царила достаточно добрая ситуация. Казалось, война на большом растоянии, а время для реорганизаций еще имеется. В сентябре морская авиация Черноморского флота насчитывала всего шесть боевых автомобилей. Положение быстро изменилось в октябре, в то время, когда по окончании набега германских крейсеров «Гебен» и «Бреслау» при участии части турецкого флота Турция объявила войну России.

Ухудшение военной обстановке продемонстрировало острую дефицит боеспособных самолетов.

В сложившихся условиях предложение Щетинина о поставке двух летающих лодок типа М-2 руководством Черноморского флота было встречено в полной мере благожелательно. Имеющиеся в наличии на заводе две недостроенные лодки безотлагательно доработали по типу М-3, помимо этого, внесли дополнительные трансформации и дооборудовали кабину. По окончании чего они взяли обозначение М-4 и уже весной 1915 г. прибыли на Черное море.

По окончании проведения сдаточных опробований в апреле 1915 г. самолеты зачислили в состав авиации Черноморского флота. Летчики встретили их достаточно прекрасно: если сравнивать с летающими лодками американского производства «Кертисс» (Curtiss) автомобили Григоровича имели лучшие мореходные, летные и эксплуатационные характеристики. Один самолет употреблялся в составе корабельного отряда, второй пребывал в береговом отряде.

Не так долго осталось ждать оба экземпляра удачно опробовали в боевой обстановке. 12 апреля аппарат с бортовым номером «29», спущенный с борта крейсера «Император Николай I», недалеко от Босфора в первый раз атаковал турецкую канонерку, Это сообщение, наряду с другими хорошими отзывами об применении летающих лодок Щетинина-Григоровича, разрешило в полной мере с уверенностью продолжать строительство следующих гидросамолетов.

источник: Михаил Маслов Самолеты Дмитрия ГРИГОРОВИЧА космонавтика и Авиация 05-2012

Скорость. Дорога на юг. Часть 2. Специальный репортаж Дмитрия Щугорева

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: