Гамаюн энд икар. несостоявшиеся корабли российского флота

      Комментарии к записи Гамаюн энд икар. несостоявшиеся корабли российского флота отключены

Глубокоуважаемые сотрудники, сравнительно не так давно на отечественном сайте глубокоуважаемый сотрудник Wasa поднял тему авианосцев Русского флота перед Первой мировой войной. Смотрите материал «Первые проекты авианосцев: Российская Федерация отчизна слонов либо проект авианосца Мациевича и Канокотина». Тема привела к неоднозначной реакции.

Однако, рискуя привести к очередному витку холивара, все же рискну поднять эту тему. Рискую я из-за двух вещей: во-первых, мне понравилась реконструкция авианосца, выполненная Slava2014 (см. статью), а во-вторых, мне всегда была занимательна возможность России выстроить перед ПМВ действующий авианосец. А тут фактически готовый проект.

В качестве начала альтернативы я выбрал изменение из собственной же статьи «Нехороший крейсер», Итак 31 марта 1904 года «Фаворит» все так же уныло тралил мины

10 (23) июня 1904 года русская эскадра победила японскому флоту в Желтом море. В январе 1905 года пал Порт-Артур, но при превосходящих силах I-я Тихоокеанская эскадра ушла во Владивосток. 12 (25) мая 1905 года Объединенная эскадра проследовала во Владивосток. Адмирал Того так и не решился напасть, за что был предан суду.

2 (15) июня 1905 года произошло Второе сражение в Желтом море, в котором японский флот был разбит, от которого так и не оправился до конца войны. 7 июля 1905 года Объединенная эскадра сорвала высадку японцев на Сахалин. От мирных предложений Российская Федерация отказалась. 9 августа 1905 года началась блокада Корейского полуострова.

И не смотря на то, что японцам получалось прорывать блокаду, однако, положение японской армии в Маньчжурии ухудшалось. 10 (23) октября в Шанхае был подписан мирный соглашение, по которому Япония признавала необыкновенные права России на Корею и Маньчжурию и обязывалась выплатить России 780 млн. руб. по возмещению нанесенного ущерба. С 1907 по 1911 Российская Федерация получила от Японии первый транш по возмещению ущерба на сумму 180 млн. руб.

Часть этих денег решено было израсходовать на флот.

По всей видимости, император был в весьма хорошем размещении духа, в то время, когда ему подсунули проект первого русского авианосца. Представители МТК напирали по большей части на два основных аргумента. Переделка ветхого броненосца «Адмирал Лазарев» не должна стоить через чур дорого.

И в современной высокотехнической войне главным решающим причиной будет разведка, а авиация будет ушами и глазами флота. Также императору нашептывали, что, мол, «в других государствах уже ведутся работы в данном направлении и негоже России отставать». Так или иначе, но разрешение на переделку ветхого броненосца в авианосец было получено.

По окончании неудачи с крейсером «Херсон», М.В. Донец пребывал в творческом застое. Одновременно с этим выпускник корпуса и Морского корпуса корабельных инженеров, полковник М.М.

Канокотин, подал главе морского генштаба докладную записку «Об организации опытов по применению самолетов на флоте» с приложением созданного им проекта авианосца. Вот им-то и поручили переделку ветхого броненосца в авианосец. Изначально проект именовался авиаматка «Сирин». Но императору наименование не пришлось по нраву.

Он собственноручно его зачеркнул и написал – «Проект плавучей авиастанции «Гамаюн», водоизмещением 3500 тысячь киллограм». Неспешно долгое наименование, плавучая авиастанция, сократили до маленького и более понятного ПлАС «Гамаюн» либо легко ПЛАС.

Переделка броненосца началась летом 1911 года. Работы выполнялись на верфи в Гельсингфорсе. Работы шли ни шатко ни валко, исходя из этого корабль готовься лишь в ноябре 1912 года. Опробования ПЛАСа решено было перенести на лето 1913 года. В апреле 1912 года компании «Ньюпорт» было заказано 18 самолетов «Ньюпорт-IV».

10 шт. из них планировалось базировать на самом ПЛАСе, а 8 шт. предназначались для берегового размещения.

Гамаюн энд икар. несостоявшиеся корабли российского флота

Самолет-разведчик «Morane-Saulnier G»

Размах крыла – 10,2 м., долга – 6,7 м., площадь крыла – 16,0 м., вес безлюдного самолета – 508 кг, взлетный вес – 610 кг, тип двигателя — 1хПД «Gnome», мощность – 60 л.с., большая скорость — 115 км/ч, крейсерская скорость – 92 км/ч, дальность полета – 170 км, экипаж – 1 чел. оружие – 1 пулемет Льюиса.

Конструкция ПЛАСа «Гамаюн» выглядела следующим образом. Наверху размешалась полетная палуба длиной 77,2 метра. По бокам размешались трубы и две надстройки (главная и резервная). Мачта была одна и пребывала по правому борту. Под верхней палубой размешалась ангарная палуба для размещения самолетов.

Для подъема самолетов были установлены два «машинных люка» (лифта). Броню на бывшем броненосце демонтировали. Покинули лишь дюймовую палубную броню и двухдюймовой броней забронировали казематы. Громадные споры привело к вооружению корабля. Адмиралы желали только прекрасно вооруженный корабль.

Исходя из этого изначально оружие корабля должно было складываться из 6-ти 152-мм орудий. Соперники столь замечательного оружия приводили аргумент о том, что ПЛАС – это в первую очередь разведывательный корабль и не рекомендован для морского боя. А помимо этого, производить его а одиночку на разведку никто не планирует. Здравый суть в итоге взял верх, и ПЛАС взял 6х1х75-мм орудий совокупности Канэ. Четыре из них размешались в казематах, а два в зенитном выполнении открыто на палубе.

Также ПЛАС обзавелся 4-мя крупнокалиберными (12,7 мм) пулеметами. Претерпела силовая установка и изменение. Вместо 5-ти котлов неспециализированной мощностью 2000 л.с. ПЛАС взял 4 котла неспециализированной мощностю 3500 л.с. Скорость выросла до 12,3 узлов.

Полное водоизмещение «Гамаюна» составило – 3480 тысячь киллограм.

Плавучая авиастанция «Гамаюн»

Водоизмещение: 3480 тысячь киллограм, Размерения (ДхШхО): 77,2х13,1х4,8 м. СУ: 1ПМ, 4 ПК, 3500 л.с. Макс. скор. – 12,4 узла. Дальность – 1400 миль (на 10 узлах). Броня: палуба – 25 мм, казематы – 50 мм. Оружие: 4х1х75-мм/45, 6 пулеметов.

Запас горючего – 280 тысячь киллограм. Авиагруппа – 10 самолетов «Morane-Saulnier тип G».

«Гамаюн» вошел в состав флота 12 октября 1913 года. На протяжении войны прообраз будущих авианосцев никак себя особенно не показал. Но, выходил пара раз на патрулирование. В октябре 1917 года летчики М.С. Красильников и Г.Н.

Береговой, числившиеся в авиаотряде «Гамаюна», разбрасывали над Петроградом листовки, призывающие переходить на сторону коммунистов. Летом 1919 года самолеты с «Гамаюна» пара раз поднимались для слежения за действиями британского отряда судов, базировавшегося в Ревеле (Таллинне). 18 августа 1919 года, в 04.35 утра плавучая авиастанция «Гамаюн» погибла от торпеды, выпущенной с английского торпедного катера №7, участвующего в атаке на Кронштадт.

В первой половине 20-ых годов XX века останки «Гамаюна» были подняты и посланы в металлолом.

В 1909 году, на протяжении учений, у острова Гогланд налетел на камни и взял повреждение крейсер II ранга «Гелиос» (улучшенный «Одиссей»). Рабочая группа продолжительно гадала, что делать с поврежденным кораблем. В 1910 году МГШ решил о его перестройке в гидроавиакрейсер. Возможно, это был один из немногих случаев в Русском флоте, в то время, когда имена судов поменяли местами. «Икар» стал «Гелиосом», а новоиспеченный гидроавиакрейсер-разведчик стал «Икаром». Переоборудование корабля шло целый 1911 год.

В строй «Икар» вошел в марте 1912 года. Оснастить новый гидроавиакрейсер гидросамолетами было поручено С.С. Щетинину, обладателю «Первого Русского Товарищества Воздухоплавания». Он привлек к работе только что возвратившегося из Франции молодого инженера Д.П. Григоровича. МТК торопил. И в 1912 году летающая лодка «ГЩМ-1» была испытана на воде. «Икар» оснастили 4-мя летающими лодками конструкции Григоровича.

Две из них размешались в нижнем ангаре, а две на верхней палубе. Для стремительного подъема лодок помогали два крана. Запас авиакеросина составлял 1,6 тонны.

В 1916 году лодки «ГЩМ-1» были заменены на летающие лодки конструкции Григоровича, М-5.

Оружие «Икара» складывалось из 4х1х120-мм орудий, двух зенитных 75-мм орудий и 8-ми пулеметов с возможностью стрелять по воздушным целям.

Гидроавиакрейсер-разведчик «Икар»

Водоизмещение: 2380/2670 тысячь киллограм. Размерения (ДхШхО): 102,0х11,4х4,8 м. СУ: 2ПМ, 6 ПК, 8500 л.с. Макс. скор. – 20,2 узла. Дальность – 2800 миль (на 10 узлах).

Броня: палуба – 25 мм.(на скосах – 35 мм), щиты орудий – 20 мм, рубка – 50 мм. Оружие: 4х1х120-мм/45,, 2х1х75-мм/45, 8 пулеметов. Запас горючего – 400 тысячь киллограм.

Авиагруппа – 4 гидросамолета «Гаккель-V», с 1916 года – 4 гидросамолета «М-5».

Гидросамолет-разведчик «Гаккель-V»

Размах крыла – 10,6 м., долга – 10,5 м., площадь крыла – 25,0 м., вес безлюдного самолета – 320 кг, взлетный вес – 570 кг, тип двигателя — 1хПД «Эрликон», мощность – 50 л.с., большая скорость – 100 км/ч, крейсерская скорость – 90 км/ч, экипаж – 2 чел.

В отличие от «Гамаюна» будущее была более благосклонна к «Икару». В Первой мировой он фактически не принимал участие, но в октябре 1917 года «Икар» в составе группы эсминцев снимал экипаж с затопленной «Славы». В мае 1919 года, в районе Копорской губы «Икар» стёр с лица земли два эстонских тральщика. В июле 1919 года неподалеку от Нового устья были увидены пара тральщиков, британский эсминец и два эстонских эсминца «Вамбола» (Капитан I ранга Миклухо-Маклай) и «Леннук» (Автроил).

На перехват вражеских судов вышел отряд из 4-х эсминцев («Константин», «Свобода», «Капитан Изыльметьев», «Гавриил») и гидроавиакрейсера «Икар». Общими усилиями неприятель был отогнан. Тогда в июле летающие лодки с «Икара» принимали участие в налете на эстонскую канонерскую лодку «Лембит» (Бобр II), которая была повреждена. На протяжении налета британских торпедных катеров 18 августа 1919 года «Икар» не пострадал.

Но утопил катер №7 под руководством лейтенанта Нэпира, отомстив, так, за смерть «Гамаюна».

По окончании войны крейсере переименовали в «Красный аэроплаватель», и он прослужил в качестве учебного судна для тренировок экипажей гидропланов. В 1930-м году корабль был совсем списан. Действительно, повоевать ему было нужно ещё раз.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века снятые с «Икара» 120-мм орудия принимали участие в отражении германского наступления на Ленинград.

Вот и все, глубокоуважаемые сотрудники. Готовьте, тапки, бананы, помидоры, запасайтесь попкорном и цитатниками. С наслаждением выслушаю все замечания.

Выставка военных кораблей и судов Черноморского флота Военная служба по контракту твой выбор

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: