Самолёт «кудашев-1».

      Комментарии к записи Самолёт «кудашев-1». отключены

Разработчик: А.С.Кудашев
Страна: Россия
Первый полет: 23 мая 1910 г.Самолёт «кудашев-1».

В России в сентябре — ноябре 1909 года прошли демонстрационные полеты французских гастролеров Ж.Леганье и А.Гюйо, показались первые дипломированные русские летчики — М.Н.Ефимов, Н.Е.Попов, С.И.Уточкин, их число все время возрастало. Они ввезли в Россию большое количество зарубежных самолетов, их везде начали копировать, в особенности по окончании успешных полетов во многих городах. В столице в апреле 1910 года с успехом прошла Первая Общероссийская авиационная семь дней.

Одним из первых, кто выстроил собственный самолет, стал киевский инженер А.С.Кудашев. Но его конструкция в известной степени отличалась от исходного прототипа «Соммер», в первую очередь хвостовым оперением. Помимо этого, он переставил мотор и заменил толкающий винт на тянущий, взяв, так, практически уникальную конструкцию.

на данный момент кроме этого нет никаких сомнений и в оригинальности конструкций первых самолетов И.И.Сикорского и Я.М.Гаккеля, их описания много раз и очень детально рассмотрены в исторической литературе.

На протяжении постройки самолета произошло пара неприятных инцидентов. Так, 20 мая газета «Житель Киева» писала, что пару дней назад «…на протяжении опробования мотора разорвался пропеллер, потому, что через чур узкие болты, каковые крепили его к мотору, врезались в дерево и тем ослабили его прочность. Обломки винта разлетелись в различные стороны со ужасной силой.

Несчастных случаев с людьми не случилось.» Новый воздушный винт князю подарил еще никому не узнаваемый студент Игорь Сикорский, ставший потом известным авиаконструктором.

Биплан Кудашева (Кудашев-1) — ферменный биплан с передним хвостовым оперением и рулём высоты — рулём и стабилизатором направления. Двигатель «Anzani» в 35 л.с. с тянущим винтом был установлен над передней кромкой нижнего крыла. Передние фермы, несущие руль высоты, переходили в полозья низкого шасси, к каким крепилась ось с колесами. Под хвостом было третье колесо. Крылья — двухлонжеронные однообразного размаха, но у верхних, несших элероны, протяженность хорды на 0,2 м больше.

Каркас самолета был сделан из сосновых брусков и реек. Стойки стержни ферм и коробки крыльев имели круглое сечение. Обтяжка — прорезиненное полотно.

На этом самолете А.С.Кудашев 23 мая (5 июня по новому стилю) 1910 года совершил полноценный полет на пара десятков метров в длину, первый в Российской Федерации. Официально он зарегистрирован не был, поскольку выполнялся без предупреждения. Приведем тут кое-какие заметки в прессе того времени:

«23 мая, утром, инженер путей сообщения князь А.С.Кудашев, создавал предварительное опробование выстроенного им аэроплана собственной совокупности… А.С.Кудашеву удалось два раза подняться на воздушное пространство и пролететь пара десятков саженей, причем последний раз на высоте полутора сажень. Аэроплан… есть так, первым русским аэропланом, поднявшимся на воздушное пространство… и выполнен полностью в Киеве».

«23 мая состоялся на малом высоте пробный полет доктора наук политехнического университета князя Кудашева на аэроплане собственной конструкции.»

Газета «Житель Киева» информировала: «День назад, 23 мая, на Сырецком ипподроме состоялся первый полет русского авиатора на аэроплане, выстроенном в Российской Федерации. Честь первого полета на русской летательной машине в собственности инженеру князю А.С.Кудашеву…»

Еще одно известие о полете Кудашева содержится в письме доктора наук КПИ Н.А.Артемьева от 23 мая 1910 года в редакцию издания «Аэро- и автомобильная судьба». Обрисовывая полет, он указал, что самолет преодолел по прямой 70 м. Создатель не преминул подчернуть, что «…аэроплан А.С.Кудашева есть первым русским аэропланом, что поднимался в атмосферу.»

Свидетелями полета кроме этого были математик, пропагандист планеризма Николай Борисович Делоне (1856-1931) и его сын, математик, будущий член АН СССР Борис Николаевич (1890-1980). Оба они отмечали, что «…эти детские начинания создавали на собравшихся неизгладимые впечатления.» Уже на склоне лет Б.Н.Делоне так обрисовал знаменательное событие: «…в Киеве летал князь Александр Сергеевич в первых рядах и летал на своем собственном самолете.

Сначала он катался на нем по полю за Пушкинским парком, по утрам, а позже, в мае, наконец-то и полетел. Мы все это видели: это было потрясающее зрелище. Действительно, я не знал, что Кудашев — доктор наук КПИ, считал, что он — великовозрастный студент.»

По имеющимся сведениям, Кудашеву удалось совершить на своем первом аэроплане всего 4 полета. К сожалению, при исполнении последнего из них аппарат налетел на забор и был сломан.

ЛТХ:

Модификация: «Кудашев-1»
Размах крыла, м: 9,00
Протяженность самолета, м: 10,00
Площадь крыла, м2: 34,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 330
-обычная взлетная: 420
Тип двигателя: 1 х ПД «Anzani»
-мощность, л.с.: 1 х 35
Большая скорость, км/ч: 60
Крейсерская скорость, км/ч: —
Практическая дальность, км: —
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 1

Самолет «Кудашев-1» в окружении зрителей.

Князь А.С.Кудашев в собственном первом самолете. Киев. Сырецкий ипподром. 23 мая 1910 г.

Самолет «Кудашев-1» около сарая в котором он был выстроен.

Самолет «Кудашев-1».

Модель самолета «Кудашев-1».

«Кудашев-1». Рисунок.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Космонавтика и Авиация. Анатолий Демин. Авиация — национальная гордость России.
Издание «время и Авиация» 2010 г. спецвыпуск. Создатель первого отечественного самолета.
Архив ЦГАКФФД.

Самолет президента. Эксклюзивные кадры. Фильм Аркадия Мамонтова

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Самолет-разведчик nieuport n.iv («ньюпор с ложкой»).

    Разработчик: Nieuport Страна: Франция Первый полет: 1911 г. Французские самолеты семейства «Nieuport» не забывают в Российской Федерации сейчас. Не…

  • Самолёт бис-2.

    Разработчик: Сикорский, Былинкин Страна: Россия Первый полет: 3 июня 1910 г. Игорь Сикорский разбирает обстоятельства неудовлетворительного поведения…

  • Лёгкий пассажирский самолёт ант-2.

    Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 26 мая 1924 г. Параллельно с работами по самолету АНТ-1 создавалась материальная база для постройки…

  • Самолёт с-5.

    Разработчик: Сикорский Страна: Россия Первый полет: апрель 1911 г. В последних числах Декабря 1910 года И.И.Сикорский разработал новую программу работы,…

  • Экспериментальный самолет нм-1 (рср).

    Разработчик: Цыбин Страна: СССР Первый полет: 1959 г. В первой половине 50-х годов многие конструкторские коллективы страны занимались постройкой и…

  • Самолет ю.кремпа.

    Разработчик: Кремп Страна: Российская Федерация Год постройки: 1909 Авторитетные источники, среди них и хороший труд В.Б.Шаврова «История конструкций…