Первые броненосцы армады эспаньола (gran espana)

      Комментарии к записи Первые броненосцы армады эспаньола (gran espana) отключены

Хорошего времени дней, коллеги! Наконец-то я добрался до испанского флота. Чтобы уйти в запил, требовалось создать базу в виде краткой истории Испанского королевства в моей альтернативе, и составить модель индустрии Испании – и я таки это сделал!

Так что, разрешите представить первые две серии испанских броненосцев в моей альтернативе Gran Espana.

Вступление

По большому счету, я желал заняться испанскими дредноутами, а также начал прикидывать, что и как приращивать к Эспанье, чтобы запилить из нее хорошего, годного испанского первенца, но позже понял, что мне некомфортно будет пилить дредноуты, не зная, что было перед этим с броненосцами. И потому было принято умное ответ сперва разобраться с броненосцами. Со всеми 13 сериями, да.

Легко дабы заняться дредноутами.

Тут. фактически, и начались первые неприятности, потому что я не очень фанат флотов 60-70 годов XIX века, за исключением разве что утюгов конфедератов, но раз нужно – то нужно, и батарейные и казематные броненосцы было нужно таки пилить. Наряду с этим я схитрил, и без того уж оказалось, что целая эра в броненосном кораблестроении при Испании сведется по сути к двум сериям судов.

Причем по количеству выстроенных судов на этом этапе Испания до тех пор пока еще не будет отжигать по полной, их будет всего 12 штук – не шибко-то и большое количество, но это разрешит занять Армаде Эспаньол жёсткое 5-е место в таблице могущественных флотов мира всего на 1869 год, а это уже определенно хороший итог. В будущем Испания закрепится и мало встанет в этом перечне, но это будет позже.

Маленькое замечание под конец. Внимательные сотрудники смогут подметить, что на корме судов начинается флаг не королевской, а франкистской Испании. Все правильно – я выбрал его в качестве официального флага Испании при династии де Веласко по обстоятельствам чисто эстетическим.

Ну обожаю я птичек на флагах и гербах, что сделать! Да и сам флаг по себе выглядит пара более впечатляющим, чем простой испанский. Так что так уже и будет.

Идеологические обстоятельства при выборе флага и рядом не находились.

Батарейные броненосцы типа Каталунья

Первые броненосцы армады эспаньола (gran espana)

Вот как-то так. Это хоть и настоящая Нумансия. но где-то рядом с моей Каталуньей.

Не обращая внимания на наметившийся прогресс в Испании по окончании революции 1815–1818 годов и становление либерально-патриотической [1] партии короля Франциска де Веласко как главенствующей силы в стране, развитие страны какое-то время очень сильно тормозилось. Обстоятельством тому были реформы в стране и постоянные восстания карлистов-реакционеров, каковые стали причиной трем большим Карлистским войнам (1820–1824, 1831–1836 и 1845–1854).

До тех пор пока правительство было занято этими проблемами и пробовало стать причиной старта индустриализации в стране, флот королевства практически застыл на месте. Новые суда строились, но значительно чаще по проверенным разработкам и на замену ветхим, а к 1855 году оказалось, что самым современным кораблем Армады Эспаньола [2] есть королевская винтовая яхта Velasco, которая в военное время делала функции запасного крейсера. При неспециализированном упадке матчасти Адмиралтейство старалось поддерживать большой уровень подготовки моряков, в чем удалось добиться большого успеха. Но опытным морякам требовались новые суда, каковые государство до тех пор пока что дать не имело возможности

А тем временем техники и прогресс науки не стоял на месте. Французы в Крымскую войну применили броненосные плавбатареи Devastation, англичане строили собственные броненосцы, и неспешно намечалась настоящая революция в армейском кораблестроении – на смену парусным и парусно-винтовым линкорам приходили обшитые броней броненосцы, вооруженные бомбическими пушками и с паровой машиной в качестве двигателя.

Само собой, это привлекло интерес испанских кораблестроителей, и когда закончилась Третья Карлистская война, Морское министерство подняло вопрос о постройке броненосных судов для собственного флота. Была принята поправка к текущей судостроительной программе, в соответствии с которой к 1868 году требовалось выстроить 12 броненосцев, позднее срок сдачи последнего переместили на 4 года – к 1872.

К проектированию первых броненосцев испанцы подошли весьма без шуток. Одвременно с этим Адмиралтейство реформировалось и существенно расширялось, вводились структуры Адмиралштаба (в оригинале Cuartel General de la Armada, т.е. Штаб-квартира Армады, либо штаб Армады), гидрографической работы, медицинской и других.

По причине того, что технический прогресс неспешно набирал обороны, при Адмиралтействе (Ministerio de Marina) было решено создать кроме этого Secretaria Tecnica Marina – Морской Технический секретариат, на что возложили ответ технических вопросов оружия флота. STM сразу же приступил к проработке техзадания к проекту корабля, и самое основное – отработке будущих разработок.

Уточнялись производственные возможности отечественных фирм, на испытательном полигоне Армады недалеко от Кадиса совершили опробование с первыми бронеплитами, предоставленными сравнительно не так давно выстроенным заводом в Авилесе. Неспешно был составлен базисный проект корабля, и в первой половине 60-ых годов девятнадцатого века на Королевском арсенале в Ферроле и Картахенском арсенале были заложены два первых корабля. Наряду с этим процесс совершенствования техники не прекращался, в следствии чего все последующие пары судов имели кое-какие отличия друг от друга.

Головные Каталунья и Наварра представляли собой древесные суда, обшитые 100-130-мм броней. Оружие было представлено гладкоствольными дульнозарядными 72-фунтовыми пушками производства завода Онторио в Бильбао. Паровые машины было нужно закупать в Англии – единственной в то время стране, которая не относилась настороженно-враждебно к Испании. Котлы производились Барселонским обществом фабрик МТМ.

Броневые страницы крепились на древесную подкладку болтами, часть брони кроме этого было нужно закупать в Англии из-за недостаточных производственных мощностей Испании.

Суда второй серии, Кантабрия и Кастилья, уже защищались отечественной броней, а Кастилья к тому же взяла испанскую паровую машину производства МТМ – наряду с этим по качеству сборки она мало уступала английской. Громаднейшие трансформации претерпела артиллерия – вместо гладкоствольных 72-фунтовых орудий были применены дульнозарядные нарезные того же калибра.

Наконец, суда третьей серии (Балеарес, Астуриас, Андалусия и Галисия) строились всецело силами отечественных фирм. Оружие снова претерпело трансформации – были установлены новые казнозарядные 72-фунтовые (210-мм) нарезные орудия, одни из лучших собственного времени.

Однако, неприятности с финансированием (Адмиралтейство перенаправило главную часть средств на модернизацию береговой инфраструктуры) и производством новой артиллерии стали причиной тому, что в случае если первые 4 броненосца строились в среднем по 2 года, то вторая четверка строилась уже по 3-4 года. Сами же пушки вышли хоть и хорошими, но не без недочётов всей казнозарядной артиллерии того времени – склонности к разрывам и неприятностей с надежным закрыванием замков, почему четверка этих броненосцев взяла прозвище пожирателей экипажей: всего из-за разрывов артиллерии за время работы на этих судах погибло около 50 человек.

Необходимо также подчеркнуть и модернизации судов этого типа. В конце 70-х все 8 броненосцев приобрели новую артиллерию – вместо 72-фунтовых орудий трех разных типов были установлены новые 155/30-мм казнозарядные орудия. Несколькими годами ранее была заменена мелкокалиберная артиллерия – устаревшие гладкоствольные 18-фунтовые пушки заменили на одноствольные 50-мм противоминные.

Фактически этим модернизации броненосцев типа Каталунья и ограничились.

Однако, к 1867 году удалось ввести в строй 8 броненосцев, что существенно усилило Армаду Эспаньола. И не смотря на то, что батарейные броненосцы типа Каталунья скоро устаревали, их вклад в развитие флота сложно переоценить – став первыми броненосными судами Испании, они дали инженерам, морякам и кораблестроителям бесценный опыт, что в будущем разрешил вернуть стране статус великой морской державы.

Сами же броненосцы широко применялись в мирное время, проводя учения в перерывах между заграничными походами. Это обусловило стремительную изнашиваемость механизмов и кораблей, а капремонт стоил денег, каковые Адмиралтейство предпочитало вкладывать в новые суда. В следствии по истечению 20-летнего срока работы все 8 судов были перестроены в плавказармы, и вдобавок спустя дюжина лет обветшавшие корпуса были совсем реализованы на слом.

В войне довелось поучаствовать только двум броненосцам – на протяжении Тихоокеанской войны [3] Галисия и Андалусия были посланы в составе особенной эскадры для помощи перуанского флота, да и то – чилийцы предпочитали уклоняться от прямого ухудшения взаимоотношений с Испанией, в следствии чего перуанские суда легко осуществляли действия на коммуникациях собственного соперника, прикрываясь де-юре нейтральной испанской эскадрой. Открыть огонь по врагу испанским судам так и не было нужно.

Каталунья в профиль.

«Cataluna», Картахенский арсенал, Картахена – 1860/1861/1862

«Navarra», Королевский арсенал, Ферроль – 1860/1861/1862

«Cantabria», Картахенский арсенал, Картахена – 1861/1862/1863

«Castilla», Королевский арсенал, Ферроль – 1861/1862/1863

«Baleares», Картахенский арсенал, Картахена – 1861/1863/1865

«Asturias», Королевский арсенал, Ферроль –1861/1863/1865

«Andalucia», Картахенский арсенал, Картахена – 1864/1865/1867

«Galicia», Королевский арсенал, Ферроль –1864/1865/1867

Водоизмещение: полное 7750–8100 тысячь киллограм

Размерения: 100?17,5?7,7 м

Механизмы: 1 вал, 1 ПМ, 8 котлов, 3800 л.с. = 13 узлов

Дальность: 3000 миль (10 узлов)

Броня (металлическая): борт 100–130 мм, рубка 130 мм

Оружие: «Каталунья» и «Наварра» – 40 72-фнт бомбических фунтовых пушек 14 18-и орудия; «Кантабрия» и «Кастилья» – 40 72-фнт нарезных дульнозарядных орудий; остальные – 40 72-фнт (210-мм) нарезных казнозарядных орудий

Экипаж: 561 человек

В 1872 первые 4 корабля перевооружены на 40 210-мм казнозарядных орудий.

Во второй половине 70-ых годов девятнадцатого века вместо 18-фунтовых пушек установлено 10 40-мм пушек.

Казематные броненосцы типа Эускади [4]

Баскам сейчас имеется чем гордиться на море – Эускади гарантирует это! Основное смотреть за пушками…

Уже при закладке Андалусии и Галисии стало ясно, что нужен новый проект броненосца – артиллерия совершенствовалась, требовалось ставить на суда более тяжелые пушки и более толстую броню. Артиллеристы концерна Hontoria давали слово вот-вот довести до ума пушки калибром 240 и 280 мм [5], а завод в Авилесе уже готов был поставлять броню толщиной до 180 мм.

Но у всего была собственная цена – из-за роста калибра пушек возросли их массогабариты, что стало причиной сокращению количества пушек на корабле. Помимо этого, повышение толщины брони кроме этого повлекло за собой рост веса, и чтобы как-то компенсировать это, инженеры решили ограничиться только бронированием пояса на протяжении каземата и ватерлинии с орудиями, защитив только самые нужные части корабля. Так в Испании осуществился переход от батарейных броненосцев к казематным.

Строительство первого корабля этого типа началось на Картахенском арсенале. Королевский арсенал в Ферроле выбыл из игры – было решено реорганизовать его и модернизировать по новейшему слову техники, и существенно увеличить и применять в будущем в качестве главных производственных мощностей для флота [6].

Но и Картахенский арсенал испытывал неприятности с постройкой, тем более что новые броненосцы было решено строить полностью из железа, в следствии чего постройка первого корабля, названного Эускади, затянулась на два года. Неприятности появились и на протяжении достройки – изготовление и доделка новой артиллерии очень сильно затянулась, в следствии чего четверка выстроенных судов вступила в строй только в 1870–1872 годах.

Броненосцы типа Эускади были достаточно хорошими судами, но их как словно бы преследовали несчастья. Так, Арагон во второй половине 70-ых годов девятнадцатого века в тумане напоролся на горов, и только благодаря самоотверженной работе спасательных команд и экипажа, прибывших из ближайшего порта, разрешили спасти корабль.

Постройка головного корабля, Эускади, затянулась на пять лет, а за первый год в строю у него по различным обстоятельствам вышли из строя все 280-мм пушки, каковые было нужно заменять. Канариас стал жертвой несчастного случая – по невыясненным обстоятельствам корабль взлетел на воздушное пространство в первой половине 80-ых годов XIX века, унеся за собой жизни около сотни моряков. Наконец, Экстремадура была случайно протаранена однотипным Эускади во второй половине 70-ых годов девятнадцатого века и затонула – к счастью, на мелководье, в следствии чего корабль удалось поднять и ввести в строй.

В следствии эти суда не пользовались особенной популярностью среди экипажей, а адмиралы всячески старались избегать работы с ними. Результатом этого отношения стало превращение всех трех оставшихся в строю броненосцев во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века во вспомогательные суда, со снятием брони и вооружения. Наряду с этим обнаружилось, что корпуса у броненосцев, вопреки отсутствию большого опыта постройки корпусов полностью из железа, сохранились достаточно прекрасно, что обусловило их продолжительную предстоящую работу – блокшив №118, бывший броненосец Экстремадура, был реализован на слом только в 1985 году, спустя более чем сто лет по окончании спуска на воду.

Как бы то ни было, броненосцы Эускади сделали собственный дело, обогатив испанцев опытом и став кузницей кадров (хоть время от времени и очень твёрдой) для будущих судов. Всего с 1860 по 1869 год Испания заложила 12 броненосцев (из них 8 вступили в строй), что выводило ее на 5-е место по количеству капитальных судов в мире по окончании Англии (55 судов), Франции (53 корабля), Италии (16) и России (15) [7]. И не смотря на то, что до восстановления прежнего величия было еще далеко, но первые результаты модернизация флота уже принесла, а в первых рядах были новые суда, новые успехи и настоящее возраждение Армады Эспаньола…

«Euskadi», Картахенский арсенал, Картахена – 1865/1867/1870

«Aragon», Картахенский арсенал, Картахена – 1867/1868/1871

«Canarias», Картахенский арсенал, Картахена – 1868/1869/1871

«Extremadura», Картахенский арсенал, Картахена – 1869/1870/1872

Водоизмещение: полное 7900–8300 тысячь киллограм

Размерения: 92,2?17,2?7,7 м

Механизмы: 1 вал, 1 ПМ, 8 котлов, 4200 л.с. = 14 узлов

Дальность: 3000 миль (10 узлов)

Броня (металлическая): пояс 180 мм, каземат 180 мм, рубка 180 мм

Оружие: 4 280/20-мм и 4 240/20-мм орудий, 8 18-фунтовых орудий

Экипаж: 418 человек

Во второй половине 70-ых годов XIX века вместо 18-фунтовых орудий установлено 8 50-мм револьверных пушек.

Что другого

Не имел возможности не поместить в статью эту картину – фактически Нумансия Каталунья у стены.

Что же у меня другого? Итак, разберем попеременно.

Каталунья есть практически правильной копией Нумансии, но с поменянными подробностями. Громаднейшие трансформации касались оружия – вместо французских пушек были приняты фактически испанские, сходу трех типов, кроме этого пара уменьшена высота борта, срезан фальшборт на полуюте и полубаке, вместо двух боевых рубок размещена лишь одна. Оказалось не весьма, как по мне, но это нужный этап для проработки последующих, куда более занимательных судов.

Эускади не имеет настоящего прототипа. Правильнее. корабль вспоминал как что-то наподобие австрийского Тегетгофа, но в ходе допила и адаптации под более ранние условия оказался второй корабль, полностью неповторимый (рангоут внаглую стырил у Каталуньи). И снова сработал тот фактор, что и с Каталуньей – рисовать казематные суда я не мастак, и оказалось не весьма.

Но все это — пройденный этап. Дальше будет увлекательнее – и для начала мне придется вот этого парня перевоплотить в обычный башенный броненосец с 280-мм артиллерией. Первые две попытки уже были совершены, и итог мне не весьма понравился – так что буду мучать дальше…

Примечания

1) Да-да, знаю, у нас либерализм считается эдакой силой зла в квадрате, но увижу, что современный либерализм на территории СНГ и западноевропейский либерализм того времени – это таки три громадные отличия (С) Сотрудник Андрей.

2) Официальное наименование ВМС Испании.

3) Она же Вторая Тихоокеанская. Первой не было, поскольку Испания тихо-мирно разошлась с колониями.

4) Эускади – на языке басков так именуется фактически Страна Басков, т.е. Баскония.

5) В Испании метрическая совокупность, потому все калибры будут собсно метрическими. Потому и вместо 37, 47 и 57 калибров будут 40 и 50.

6) По окончании чего Королевский арсенал возвратился в игру в виде полугосударственного предприятия SECN.

7) В этом перечне не учитываются США, каковые в то время традиционно исключались из аналогичных сравнений, не смотря на то, что и имели в своем распоряжении около 59 мониторов (не учитывая погибших в Гражданской войне).

Историческая справка: Барбетные и башенные броненосцы.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: