Саегхе-наме

      Комментарии к записи Саегхе-наме отключены

Занимательная статья из жж глубокоуважаемого Андрея Фирсова, которая, думаю, заинтересует сотрудников.

Аннотация автора: В свое время регулярное появление фото новых иранских истребителей приводили к нешуточным волнам, расходящиеся по эфиру интернета. И вот, иноформация из первых рук — в издании Эйрфорсиз была опубликована статья иранца Бабака Тагхваи, проливающая свет на историю этого истребителя, сделанного практически на коленках…

* * *

Во время с 2001 по 2015 гг. Иран осуществлял модернизацию маленького числа оставшихся истребителей F-5E и «Азаракш» («Молния») в вариант «Саегхе» («Гром»). На данный момент истребители поступили на вооружение 2-й базы тактических истребителей в Тебризе.

И не смотря на то, что ВВС и министерство оборонный индустрии Ирана настаивают, что «Саегхе» есть всецело уникальной разработкой, настоящая его история очень сильно расходится с этими утверждениями.

Саегхе-наме

Индустриальный комплекс «Овж» («Зенит») В первую очередь 1990-х трудился над двум программами: «Азаракш» и SR.II. Первый воображал собой истребитель на базе или капитально восстановленного F-5E, или с планером собственного производства «Овж», а второй – совместный проект с китайцами по модернизации F-5E. В один момент на «Овж» шла проработка возможности улучшения аэродинамики исходного F-5E.

В то время на «Овж» трудились два самые опытных иранских авиационных конструктора, включая Я-Хоссейна, что разрабатывал проект учебного самолета повышенной летной подготовки. По окончании окончания работ по учебному самолету эти два иранских конструктора решили улучшить аэродинамику F-5E, доработав его хвостовое оперение. самая характерной изюминкой проекта модернизации стал переход на двухкилевое оперение.

Начиная с середины 1990-х годов, эксперты из университета ВВС Ирана в Саттаре помогали создать для самолета новую совокупность управления. Проект модернизации взял обозначение «Саегхе-80».

«Саегхе-80» разрабатывался неспешно – первоначально его планировалось закончить в 2001 г., но, из-за отсутствия должного управления, нужного оборудования а также аэродинамической трубы работы всегда тормозились. Для исполнения работ Овж имела в своем распоряжении лишь вьетнамские F-5E и нелетные истребители, частично разобранные на запчасти. По мимо двух ведущих авиаспециалистов в работе принимали участие восемь инженеров и студенты.

Из-за неосуществимости закупки нужных для авиационного производства материалов перед Организацией оборонной индустрией Ирана была поставлена задача обеспечить их производство по требованиям «Овж». компоненты и Отдельные узлы изготовляли частные компании. Из состава резерва ВВС Ирана был взят летный F-5E «Азаракш» (бортовой 3-7301, позднее – 3-7366). Не считая установки нового двухкилевого оперения на самолете были поменяны воздухозаборники, взявшие квадратное сечение.

Был кроме этого спроектирован новый носовой конус без ПВД (на базе перевернутого носового конуса от F-5B!). Поменянная аэродинамическая схема и бoльшая расчетная перегрузка для истребителя стали причиной ответу снять пилоны для ракет на законцовках крыла, демонтировать совокупность управления огнем AN/APQ-153, посадочный гак, одну из двух 20-мм пушек М39, совокупности опознавания «собственный-навигации» и чужой TACAN.

По окончании 18 месяцев работ истребитель «Саегхе» был подготовлен для начала наземных опробований. Самолет покрасили в светло синий цвет, а на носу был нарисован иранский флаг. Кроме этого нанесли девиз: «Мы можем» — цитата аятоллы Хаменеи. По окончании наземных опробований летчик-испытатель выполнил десять скоростных пробежек по полосе 29L аэропорта в Мехрабаде.

Наконец, по окончании отладки совокупности управления, 7 февраля 2004 г. состоялся первый полет «Саегхе». На протяжении 20-минутного полета его сопровождал истребитель F-5E (бортовой 3-7302). По окончании нескольких налёта и месяцев испытаний 6 ч самолет был переправлен на авиабазу TFB-3 Ноужех (Шахрокхи), где его показали аятолле Хаменеи.

По окончании исполнения полета на авиабазе ТFB-3 самолет был официально представлен прессе в июне 2004 г. Истребитель к тому времени взял серийный номер S 110-001 (Сейе?д Али-001 – по имени Хаменеи).

По окончании нескольких месяцев опробований стало известно, что доработка носовой части и воздухозаборников очень плохо сказалась на маневренности S 110-001 и его летных чертях. К тому времени «Овж» взяла задание на доработку еще двух истребителей F-5E (номера 3-7302 и 3-7060). В отличие от первого умелого самолета доработки выполнялись без вероятного трансформации их аэродинамических черт – трансформации подвергалось лишь оперение.

Самолеты взяли серийные номера S 110-002 и S 110-003 и были облетаны в июне 2007 г. По окончании нескольких месяцев опробований их представили публики за два дня до парада в честь семь дней «Праведной обороны» 20 сентября 2007 г. Для их сопровождения на протяжении летных опробований употреблялся двухместный F-5F (номер 3-7174) из состава 21-й эскадрильи тактических истребителей.

Все три умелых самолета были перекрашены по схеме, напоминающей самолеты пилотажной группы ВМФ США – «Голубые ангелы», по окончании чего их официально представили на воздушном параде 22 сентября 2007 г.

До того в сентябре 2006 г. ВВС Ирана совершили учения «Зарбет-э-Зульфикар» («Удар меча «Зульфикар»), в которых от 21-й эскадрильи принимали участие четыре F-5E и два F-5F, выполнивших пара десятков боевых упражнений с применением практических и боевых ракет и бомб. Первый «Саегхе» S110-001 совершил четыре вылета с практической стрельбой из пушки, и на полигоне Шабестар использовались 70-мм НУРС и бомб Мк.82.

В этих полетах «Саегхе» сопровождал F-5F (3-7167) из 21-й эскадрильи, оказывая навигационное обеспечение, поскольку на умелом истребителе была демонтирована навигационная совокупность по поводу.

В 2006 г. по требованию Высшего управлений Ирана работы по «Азаракшу» и «Саегхе» были переданы Иранской авиастроительной промышленной компании (IAMI), куда весной были переведены все конструкторы, трудившиеся над проектом. В то время в работе учавствовали сотрудники школы летчиков-испытателей ВВС, а самолеты S110-002 и S110-002 все еще пребывали на модернизации.

В сентябре 2007 г. IAMI направила самолет 3-7364 в Тегеран для принятие участия в параде в честь семь дней «Праведной обороны» вместе с двумя SR.II, двумя F-5F и тремя «Саегхе».

Всецело работы по проекту «Саегхе» были возложены на IAMI в 2007 г. в соответствии с распоряжению Хаменеи по итогам соглашения между минобороны Ирана и ВВС.

Работы по переоборудованию четвертого «Саегхе» начались в августе 2008 г. и закончились в феврале 2009 г. За базу был забран №3-7364, а новый самолет взял бортовой №3-7369. В апреле 2008 г. серийные номера прошлых «Саегхе» поменяли на 3-7366, 3-7367 и 3-7368.

Пятый и шестой «Саегхе» были выпущены в 2009 и 2010 гг. с применением планеров ранее разобранных на запчасти F-5E, поставленных на хранение на «Овж». Пятый «Саегхе» №3-7370 был принят ВВС Ирана на церемонии в аэропорту Шанхин-Шахр 10 октября 2009 г.

Пятый Саегхе вместе с F-5F

Поставка шестого «Саегхе» была задержана из-за санкций США, наложенных на поставку двигателей J85-GE-21 и последовательности запчастей. Совсем самолет был принят ВВС в октябре 2012 г. под №3-7371.

Во время с января по март 2009 года «Овж» перевела первые три «Саегхе» на аэропорт IAMI в Шахин-Шахре. Наряду с этим №№ 3-7367 и 3-7368 были заявлены боеспособными и приступили к боевой подготовке. В один момент опробования проходил четвертый «Саегхе» № 3-7369.

В апреле все четыре «Саегхе» планировалось представить на воздушном параде над Тегераном в честь Дня армии, но из-за нехорошей погоды парад не состоялся. Истребители были переведены в 21-ю эскадрилью тактических истребителей.

Пара недель спустя штаб ВВС Ирана снова образовал 23-ю эскадрилью тактических истребителей на базе имевших «Саегхе». В течение 2009 и 2012 гг. в состав эскадрильи так же поступили пятый и шестой истребитель этого типа.

Бывший вьетнамский F-5E, переделанный в Саегхе. Ракеты Сайдуиндер-9J на законцовках крыла — макеты

В то время, когда стало ясно, что переделка первого «Саегхе» была неудачной, ВВС Ирана в 2011 г. выдала задание по возвращению этому самолету начального вида с двухкилевым оперением последнего примера. Самолет поступил на завод «Овж», где ему вернули начальную воздухозаборники и носовую часть фюзеляжа. Кроме этого снова вернули оборудование навигационной совокупности TACAN – ARN-84.

Истребитель взял характерные антенны совокупностей TACAN и госопознавания «собственный-чужой», установленные за кабиной как у остальных пяти «Саегхе». Работы были закончены в 2013 г.

системы нового управления и Установка оперения настойчиво попросили проведение широкой программы опробований. Из-за отсутствия на «Овж» нужного измерительного и испытательного оборудования, оценку эффективности доработки приходилось проводить в испытательных полетах. Для этого был кроме этого задействован F-5F из состава 41-й эскадрильи, что всегда сопровождал «Саегхе», оценивая визуально правильность работы его совокупности управления.

По окончании приемных опробований, складывавшихся из семи полетов, в интернациональном аэропорту Мехраба 30 августа 2013 г. самолет был передан 23-й эскадрильи. По окончании его прибытия эскадрилья была заявлена боеготовой и в будущем принимала участие в ежегодных учениях ВВС Ирана с бомбометанием и боевой стрельбой.

В июне 2008 г. на учениях случился инцидент, в то время, когда на скинутой с ведущего истребителя F-5E с минимальной высоты бомбе Мk. 82SE не сработала тормозная совокупность. В следствии взрыва бомбы под истребителем F-5E потерпел трагедию, а летящий за ним ведомый – «Саегхе» взял повреждения обшивки.

В декабре 2013 г. «Саегхе» принимали участие в маневрах, на которых проводилась отработка атаки морских целей.

Истребители Саегхе на учениях сбрасывают бомбы Mk.82 Снек ай

По окончании того, как в 2006 г. все работы по умелым самолетам были переданы с «Овж» на IAMI, летная школа летчиков-испытателей «Овжа» была распущена, а последний учебный самолет Бичкрафт «Бананза» был передан начальной летной школе ВВС, появился недостаток с подготовленными на «Саегхе» пилотами. В течение 2007-2009 гг. пять пилотов «Саегхе» были повышены в должности и ушли на второе место работы. Вместо них для полетов на «Саегхе» были направлены пилоты F-5E.

Их переподготовка на новый самолет без «спарки» была сложным и дорогостоящим делом.

С формированием эскадрильи на «Саегхе» ВВС Ирана стали ставить вопрос о создании двухместной версии истребителя. В целом, летные характеристики «Саегхе» остались на уровне исходного F-5E, но показались последовательность изюминок, каковые потребовали от пилотов повышенного внимания. В частности пилоты должны были усвоить особенности поведения самолета с двухкилевым оперением при исполнении, к примеру, «бочек» на маленькой скорости.

В 2009 г. ВВС Ирана заказали на «Овж» переделку двухместного F-5F под двухкилевое оперение. Проект взял обозначение «Саегхе-90».

Конструкторское бюро IAMI, складывавшееся из бывших инженеров «Овжа», в 2011 г. подготовило проект «Саегхе-90», позднее переименованный в «Саегхе» II. Но вышла заминка с планером двухместного F-5F. Не смотря на то, что ВВС Ирана собирались начать с 2016 г. переделку оставшихся F-5E в «Саегхе», сказался недостаток двухместных F-5F – для переделки выделяли лишь нелетные самолеты со склада «Овж».

Так, F-5F БН 3-7180, принадлежавший 4-й эскадрилье истребителей-бомбардировщиков, был поврежден в 2000 г. в следствии случайного отстрела фонаря кабины. Наряду с этим упавший на хвост самолета фонарь повредил стабилизатор и киль. Самолет был сдан на хранение, где его применяли в качестве «донора» — за три года на «спарке» не осталось ни одной подробности, которую не было возможности снять.

В 2005 г. самолет был передан на «Овж», где вернули обшивки и повреждения планёра, но из-за отсутствия последовательности ответственных комплектующих, к примеру, катапультируемого кресла, поврежденного при инциденте, F-5F было нужно оставить на хранении.

С началом работ по проекту «Саегхе» II эксперты IAMI израсходовали два года на модернизацию этого планера: были заменены много метров проводки, изготовлен последовательность недостающих подробностей, включая электронику, и, наконец, установлено двухкилевое оперение.

По мимо оставшегося от F-5F оборудования была смонтирована новая навигационная совокупность в дополнении к ARN-84 TACAN, установлены индикаторы на фоне лобового стекла, и русские катапультируемые кресла Звезда К-36LT (подобно тому, как на IAMI переоборудовались «спарки» F-5B «Семург» из одноместных F-5A и разведчиков RF-5A). Кроме этого была установлена закрытая совокупность связи.

По окончании долгих задержек, которые связаны с трудностями изготовления комплектующих подробностей и санкциями в декабре 2014 г. «Саегхе» II был подготовлен к летным опробованиям. По окончании их исполнения в январе-феврале 2015 г. самолет готовься для передачи клиенту.

5 февраля 2015 г. самолет перегнали в Мехрабад для церемонии передачи. Окрашенный в камуфляж «Среднеазиатский» II и с бортовым номером 3-7182 «Саегхе» II был представлен публично четыре дня спустя.

Двухместный Саегхе I

Так как опыт эксплуатации продемонстрировал, что переделка F-5E/F в «Саегхе» не стала причиной значительному улучшению летных черт, а две программы модернизации оборудования – личная и совместная с китайцами – завершились фактически без результата, ВВС Ирана решили приостановить модернизацию F-5E. Рисковать переделкой 13 оставшихся двухместных F-5F в «Саегхе» ВВС возможно кроме этого не захотят. В следствии от проекта «Саегхе» остался лишь агитационный эффект.

источник: http://afirsov.livejournal.com/107954.html

Two Brothers full movie

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: