Летающий ветеран. австралийская история спортивного и гоночного самолета junkers a 50

      Комментарии к записи Летающий ветеран. австралийская история спортивного и гоночного самолета junkers a 50 отключены

Этот материал, посвященный 55-летию летной карьеры спортивного и гоночного самолета Junkers A 50, был переведен глубокоуважаемым сотрудником NF. Перевод был выполнен в феврале 2015 года.

Красота это дело вкуса. Кто вычисляет Junkers A 50 Junior – относящимся к самым прекрасным спортивным самолётам, тот согласится с этим утверждением.

Но Junior был не только прекрасным самолетом, но еще и шедевром авиастроения. Junkers A 50 был машиной с весьма успешной конструкцией, которая скоро привлекла внимание дальними перелётами и примечательными рекордами. Но данный цельнометаллический самолет, показавшийся во второй половине 20-ых годов двадцатого века, не имел денежного успеха и обстоятельством тому было тяжелое положение экономики тех лет.

Предположительно было выстроено всего 70 экземпляров спортивного самолета Junkers A50, но до наших дней сохранились только единицы. Два самолета находятся в музеях Мюнхена (заводской номер 3575) и в Хельсинки (заводской номер 3530), а третий находится в Австралии (заводской номер 3517). Данный 53-летний самолёт благодаря немыслимым упрочнениям его обладателей и, не в последнюю очередь, благодаря нынешнему его хозяину австралийскому авиационному инженеру Малькольму Р. Роузу (Malcolm R. Rose) будет в летном состоянии.

В честь 55-летия создания самолетов данного типа и в честь 88-летия его конструктора Германна Польманна (Hermann Pohlmann) руководящий работник врач Хермъякоб (Li-Mitarbeiter Dr. Hermjakob) напомнил нам историю самолёта Junkers Junior.

В первый раз я встретил «Мэла» Роуза на авиашоу в Ошкоше (Oshkosh), США, в первой половине 80-ых годов двадцатого века. Мой дорогой друг Кейт Уордсворд (Keith Wordsworth) поведал мне, что Малькольм не только носит в нагрудном кармане красивую цветную фотографию самолёта Junkers A50, но еще и летает на данной машине!

В то время, когда эта фотография была прикреплена Мэлом к доске объявлений в зале для прессы, сразу же появилось множество вопросов: продаётся ли данный раритет? какое количество эта немецко-австралийская птица имела возможность бы стоить, было легко узнано у Мэла.

Мэл был не только авиационным инженером (разработка конструкций самолетов – [airframe-man]), но и занимался реставрацией ветхих самолётов. Слава Всевышнему, что своим хобби Мэл Роуз занимается впредь до сегодняшнего дня. самый изумительным есть тот факт, что он в один момент занимался сходу несколькими проектами. Наиболее значимым из них было восстановление истребителя P-51 Mustang, в работе над которым учавствовали многие его приятели.

В аэроклубе Гонконга с его помощью велась реставрация ветхого самолета Luscombe. В качестве сотрудника компании «Cathay Pacific» Мэл Роз пребывал в Гонконге, но имел наряду с этим возможность довольно часто летать в Австралию и в том месте делать полёты на Junior-е.

Принадлежащий Мэлу Роузу Junior являлся одним из двух самолётов типа Junkers A 50, поставленных в Австралию в 1930-м году.

Первый австралийский Junior (заводской номер 3507) просуществовал недолго: на протяжении непогоды он задел ограждение и разбился. Пребывающий на борту данного самолёта его обладатель Генри Гойер (Henry Goyer [или Goya]) был тяжело ранен, и вдобавок один человек, пребывающий на борту этого самолёта в момент аварии, погиб. Намного более радостной была будущее другого самолёта с заводским номером 3517.

Данный самолёт, находящийся в собствености на данный момент Мэлу Роузу все еще летает.

Роберт Паркер (Robert Parker) – сын первого обладателя этого самолёта – приложил большие упрочнения чтобы сохранить Junkers A 50. Он поведал, что сперва самолёт был доставлен в Австралию двумя немцами с расчетом побить рекорд для данного класса самолётов про перелёте по маршруту Австралия-Британия, для чего между сиденьями пилотов был намерено установлен дополнительный топливный бак.

Потому, что финансирование перелёта было сорвано, то самолёт остался в Австралии. В 1935 году господин П. Т. Паркер (P. T. Parker) приобрел самолет у майора Берримана (Berryman), Коулфилд (Caulfield), Мельбурн, тогдашнего представителя компании Junkers в Австралии. Самолёт был на складе в порту Мельбурна.

В марте 1936 года самолёт был зарегистрирован и взял австралийский номер гражданской регистрации VH-UCC.

Паркер жил в Уоррнамбу (Warrnamboo), округ Виктория, и с наслаждением довольно часто летал на своём Junior-е. Мелкий серебристый самолёт с тёмной носовой частью скоро стал одним из самые известных самолётов в Южной Австралии. Длилось это , пока не началась война

На протяжении войны на территории Австралии был введён запрет на полёты частных самолётов. Роберт Паркер говорил об этом:

«В годы войны мой папа все свободное время – и я с ним в воскресенья по утрам – проводил за чисткой нижних цилиндров двигателя и запуском мотора, применяя для этого полученный нами галлон бензина. Слава Всевышнему, поскольку у нас, благодаря отечественной работе с двигателями, имелась такая возможность. После этого мы обрызгивали двигатель снаружи смесью масла и керосина

Первый полёт по окончании окончания войны прошёл в марте 1946 года, в то время, когда велись работы по ликвидации последствия тяжелого наводнения в западной части округа Виктория и в то время, когда лётный сертификаты шестилетней давности уже доходили к концу»

Семнадцатилетний Роберт Паркер помогал отцу с ремонтом самолета. Уникальные алюминиевые топливные баки из-за коррозии имели уже отверстия, и их было нужно поменять. Заднюю часть фюзеляжа около хвостового палки усилили, потому, что корпус в этом месте на протяжении нередких довоенных полётов на пикник и из-за посадок на пляже так же подвергся коррозии.

Коррозия виделась и на полу кабины пилота, но она не была весьма сильной и пол удалось сохранить.

Любовь с первого взора

В июне 1947 года фермер П. П. Херпс (P. P. Herps) в издании «Aircraft» заметил фотографию VH-UCC и объявление к ней:

«Продаётся: Junkers Junior A50, цельнометаллический низкоплан с открытой двухместной кабиной. Допущен к полётам до 20 марта 1948 года. планер и Силовая установка имеют налет неспециализированной длительностью 238 часов. Имеется много запасных частей к силовой установке и планер. Вероятно это лучший из лёгких спортивных самолётов Австралии.

Цена 875,- ?, за пояснениями и деталями обращаться к П. Т. Паркеру, 106 Либиг-стрит (Liebig Street), Уоррнамбу».

В то время Херпс по уши влюбился в семнадцатилетнюю девушку и предпринял вместе с ней поездку в Ловер Портсланд (Lower Portsland), новый Южный Уэльс. В том месте у него был маленькой участок с плодовым садом, где возможно было хорошо совершить время.

Как и его папа Херпс-младший обучился полётам на Junior-е. Но счастье не было вечным: Херпсу из-за расширения расположенной рядом авиабазы Ричмонд (Richmond Air Base) нужно было перебраться на аэропорт расположенный в полусотне километрах от начального места. Само собой разумеется, это не подошло человеку, что ранее имел возможность делать полёты в буквальном смысле от дверей собственного дома. Junior был поставлен в сарай и в первой половине 50-ых годов XX века был снят с регистрации.

Прежде всего это произошло вследствие того что господин Херпс не захотел расстаться со милым ему «Tin Donkey».

Ричмондский торговец газетами Милтон Эверн (Milton Avern) уже много лет проявлял интерес к принадлежащему Херпсу Junkers A50 Junior, но сам он не мог собственноручно создавать нужные техническое обслуживание и ремонт самолёта. Тогда он поведал Малькольму Роузу о существовании Junior-a. Мэл сразу же изъявил готовность вместе с одним экспертом по двигателям приступить к активным действиям.

Оставалось купить самолёт у Херпса.

По словам Мэла Роуза

«в то время, когда мы задали вопрос о самолете, то господин Херпс заявил, что это равносильно продаже верного пса. Мы продолжительно уговаривали, и господин Херпс дал согласие, но с рядом условий: клиент обязан всецело отреставрировать самолёт так, дабы Junior снова имел возможность делать полёты. Потом самолёт должен был остаться в округе Виктория, где он имел возможность бы в любое время посетить «ветхую подругу»».

Случайно сейчас, в то время, когда шли переговоры о продаже самолёта, откуда то показался один американский коллекционер авиации, внес предложение за машину такую цену, которая была не по карману Роузу и его компаньонам. Но Херпс всё равняется не смог решиться реализовать самолёт. Тогда богатый американец покинул незаполненный чек для Херпса на случай в случае если тот передумает.

Но ветхая любовь была посильнее, и Роуз с имевшейся в его распоряжении суммой всего в 800 ? стал обладателем данной птицы. Это было в первой половине 60-ых годов двадцатого века.

Junior был передан новым обладателям с двумя новыми запасными двигателями, запасным шасси, запасными магнето и карбюратором. Уникальный двигатель Armstrong Siddeley Genet II (серийный номер AS 4392) уже отработал 200 часов. Его низкая – всего 4/1 – степень сжатия разрешала заправлять топливные баки автомобильным бензином.

Расход горючего был низким всего приблизительно 4 галлона либо 18 литров бензина в час.

13 лет пути к счастью

Мэл Роуз приступил к делу. В это же время должно было пройти 13 лет, перед тем как возможно было бы совершить реконструкцию самолёта. Практически всю эту работу Мэл Роуз проделал в одиночку. Ему было нужно распространить данные о самолёте в разных источниках.

Для этого он вёл активную переписку с огромным множеством людей (досл. «миром и Богом» [»Gott und der Welt«]).

Управления по эксплуатации данного самолёта уже не существовало и Малькольм Роуз был счастлив, что наследник компании Junkers концерн Messerschmitt-Bolkow-Blohm обеспечил его всеми нужными материалами об А 50. Но для реконструкции последовательности элементов конструкции Junior-а – колпаков осей колёс, формы верхних выхлопных труб либо толщины резиновых нитей шасси – этого было не хватает. Летный музей Хельсинки дал замерить и сфотографировать нужные подробности конструкции собственного Junior-а, и именно поэтому Малькольм Роуз взял нужную ему данные.

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века реставрация была закончена. Junior был выкачен из ангара. Без неприятностей самолёт смог взлететь с двигателем Genet и древесным воздушным винтом Fitzsimmons.

Всё прошло превосходно.

22 октября 1976 года самолет взял свидетельство лётной годности с условием, что лишь Мэл Роуз в праве летать на этом самолёте. Ранее таких требований не существовало. Как и 50-ю годами ранее, самолёт при полной подаче газа при оборотах двигателя в 2035 об/мин имел возможность взлетать с весом 600 кг и развивать большую скорость не более 95 узлов (176 км/ч).

Не зря в издании «Australian Flying» за 1964 год, в то время, когда началась основательная реставрация, был задан вопрос: «Что делает Junior таким необыкновенным самолётом?» В том месте же было написано еще и следующее:

«Не смотря на то, что Junior и был создан в 1929 (!) году, он всё еще остаётся достаточно современным летательным аппаратом, оставляя сзади кое-какие современные спортивные самолёты. Дешевизна его обслуживания и содержания, громадная дальность полёта выглядят лучше, чем у любого другого сравнимого с ним самолёта, находящегося на территории Австралии до 1963 года включительно. Планер самолёта запланирован на запас прочности в 9 g и есть самые прочным из тех, что имеются в стране».

По окончании завершения всех работ самолет Мэла Роуза, ставший единственным хозяином самолета, взял номер гражданской регистрации VH-MRR. Junkers А 50 взял окраску обычную для компании Cathay Pacific – сочетание зелёного, белого и красного цветов. От оригинала самолёт отличали лишь два элемента конструкции: шины малого диаметра с низким давлением и управляемой колесо задней хвостовой стойки шасси.

Где бы Малькольм Роуз не садился на своём превосходно отреставрированном Junior-е, его самолёт сразу же завлекал к себе громадное внимание. Само собой очевидно, что во второй половине 70-ых годов XX века в Сиднее самолёт на громадном Австралийском авиашоу (Schofield Silver Jubilee Air Show) взял приз за лучшее состояние моноплана.

На собственной птице Мэл Роуз летал не только в свободное время по воскресеньям. Он участвовал в соревнованиях «Трансавстралийские авиагонки» (Trans Australia Air Race), на протяжении которых выполнялись перелёты по маршруту Перт – Сидней. Но для самолетов-ветеранов (Oldtimer) маршрут сократили, и Mal пролетел лишь участок автострады Аделаида – Сидней.

в один раз на протяжении перелёта Junior было нужно экстренно посадить по причине того, что свечи забрызгало маслом, замена которых не заняла большое количество времени.

На протяжении перелёта Малькольм Роуз понял, что Junior с двигателем в 80 л.с. есть самым скоростным самолетом в мире («the fastest plane in the world»), но он считал, что дело не в этом.

Малькольм Роуз обожал собственного Junior-а, но в то время, когда кто-либо задавал вопрос:

«Как летает твоя птица?»,

он неизменно отвечал:

«Уникально!».

Наряду с этим он показывал собственные утепленные меховые сапоги и собственное нижнее бельё. Время от времени он еще додавал:

«Это прирученный и весьма устойчивый самолёт».

какое количество стоила его прирученная птица, он определил 1980-м году в Ошкоше: нижняя граница цены составила 30000 долларов.

Летающий ветеран. австралийская история спортивного и гоночного самолета junkers a 50
обладатель Junkers Junior-а Малькольм Р. Роуз обладатель Junkers Junior-а рядом с отреставрированным им самолетом Luscombd

подготовка к первому полёту весной 1976 года по окончании основательной реставрации

12 лет Junior простоял в одном сарае, пока Мэл Роуз в первой половине 60-ых годов двадцатого века не приобрел его и не вдохнул в него новую судьбу
еще 12 лет продолжалась реставрация Junior-а. Тут продемонстрирован процесс покраски: верхняя часть фюзеляжа белая, нижняя часть фюзеляжа и светло серые консоли крыла. В отсеке для багажа между вырезами под сиденья заметен установленный дополнительный бак, что так и остался на самолёте

в том месте, где Мэл Роуз со своим Junior-ом приземлялся, его редкая птица завлекала к себе громадное внимание

важные соперники 50-ю годами ранее: der Junior иTiger Moth компании de Havilland на одном австралийском аэропорте. Как корабль пустыни, на 6-м континенте возможно споконо летать.

отреставрированный Мэлом Роузом самолет Junior
уникальный двигатель Genet с левым направлением вращения воздушного винта. 50 лет назад его 80 л.с. делали из Junior-а силачем среди тогдашних спортивных самолётов Германии

спортивный самолёт из Германии. Мэл Роуз на протяжении замены свечей зажигания по окончании аварийной посадки на протяжении соревнований Trans Australia Air Race. По-видимому и через 5 десятилетий Junior приводит к интересу.

Фотографии: Роуз, врач Хермъякоб

источник: Gerd Hermjakob «55Jahre: und noch immer JUNIOR» Luftfahrt international 4/83

НА ЭТИ 3 ВОПРОСА ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАЮТ ТОЛЬКО ШИЗОФРЕНИКИ ИЛИ ГЕНИИ

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: