Сибирская флотилия между войнами и в военное время. часть ii.

      Комментарии к записи Сибирская флотилия между войнами и в военное время. часть ii. отключены

Продолжение полуальтернативы о развитии Сибирской флотилии во время 1905-1917 г.г.

Компания 1911 года продемонстрировала что турбинные крейсера превосходят «Жемчуг» и по скорости и по артиллерии, совместные действия с последним в боевых условиях ни к чему хорошему не приведут. Тогда показалась мысль произвести еще одну замену в корабельном составе, выбор по окончании продолжительных сомнений пал на броненосный крейсер «Адмирал Макаров». Один из двух крейсеров этого типа каковые были выстроены компанией Vickers в 1909 году.

Решиться на таковой ход разрешило пара факторов.

  • В 1911 году на ходовые опробования вышли два систершипа адмирала «Баян» и «Паллада» каковые уже были выстроены на русских фабриках. Так в компании 1912 года на Балтийском флоте уже действовала бы бригада из 3 однотипных броненосных крейсеров (к русским крейсерам добавлялся «Рюрик» английской постройки)
  • В том же году были построены первые русские дредноуты каковые планировали всецело ввести в строй в 1914.
  • Ну и наличие сильных крейсерских сил на Дальнем Востоке также был не неважным причиной.

Как уже говорилось «адмирал Макаров» был вторым кораблем семейства. История всей серии началась еще в 1905 году в то время, когда компании «Виккерс» заказали крейсер «Рюрик-2» что при водоизмещении практически в 17000 т должен был нести 4-254 мм орудия и 8 -203 мм и скорость хода до 21 уз. Корабль кроме того спешно заложили 9августа 1905 года, но 23 августа (5 сентября) 1905 был подписан спешка мирный и Портсмутский договор была избыточной.

Со стороны России была разрешена рекомендация приостановить стапельные работы для доработки проекта, на что компания ответила резким отказом. В следствии трехмесячных переговоров был достигнут компромисс, компания продолжает формирование корпуса, но при условии что будет жёсткий заказ на второй корабль, помимо этого прорабатывалась возможность установки паровых турбин (которых но еще не было в наличии, а большая часть больших судов строили с ПМ). Помимо этого под впечатлением заложенных германских броненосных крейсеров типа «Шарнхорст» было решено заменить 203 мм башни на одиночные десятидюймовки.

С турбинами было тяжелее всего, но все же к лету 1906 года было достигнута договоренность на поставку турбин Парсонса мощностью по 13500 лс любая. Весьма интересно что они фактически повторяли силовую установку лайнера «Кармания».

С одиночными башнями 254 мм орудий так же неприятностей не появилось их основание соответствовало двухорудийной 203 мм. Сложнее было с соглашением о постройке второго корабля на английских вервях, на это просто не было денег.

Но вопрос решил лично император распорядившийся о прекращения постройки на французской верфи Forges et chantiers de la Mediterranee повторения погибшего крейсера «Баян» (компании было нужно выплатить неустойку и в итоге 25% цены только что заложенного крейсера вылетели в трубу) и прекращении работ на аналогичных судах в Российской Федерации. Так к декабрю 1905 года все вопросы были решены и 7 января 1906 года началось формирование корпуса «адмирала Макарова».

Постройка обоих судов из-за решения разных технических неприятностей отставала от намеченного графика и первый корпус был построен лишь в середине 1907 года, в октябре спустили и адмирала. Одвременно с этим в Российской Федерации на стапелях Нового адмиралтейства заложили два таких же корабля.

В итоге не обращая внимания на все неприятности и вопросы суда вошли в строй фактически в один момент летом 1910 года. Примечательно, что крейсера русской постройки вышли на опробования в следующем году, другими словами строились кроме того стремительнее чем в Британии, правда из-за разных недоработок полноценными кораблями ВМФ они стали лишь в 1912.

На момент вступления в строй «адмирал Макаров» имел следующие характеристики:

Водоизмещение полное

17700 тысячь киллограм

Протяженность

171,2 м

Ширина

23 м

Осадка

8,75 м

Бронирование

пояс до 152 мм,

казематы 76 мм,

башни ГК и их барбеты до 203 мм,

рубка до 203 мм,

броневая палуба до 37,5 мм, нижняя броневая палуба до 25 мм

Двигатели

2 ПТ, 28 водотрубных котлов Бельвиля

Мощность

27000 л. с.

Движитель

2 винта

Скорость хода

24 узла

Дальность плавания

4200 морских миль (на 14 узлах)

Экипаж

27 офицеров, 895 унтер и матросов-офицеров

Оружие

8 — 254 мм/50, 18-120 мм/50, 8 пул, 2 ТА 450 мм подв.

Первый год оба крейсера входили в бригаду крейсеров из уже привычных нам «Олега» и «Богатыря» заменив ушедшие на Тихий океан «камушки». А по окончании выхода на опробования систершипов русской постройки они уже маневрировали в составе однородной 1-й бригады крейсеров, а к бронепалубникам присоеденились отремонтированные «Россия» и «Громобой» составив 2-ю бригаду.

Правда эта идиллия продержалась недолго, 30 марта 1912 «адмирал Макаров» забрал курс на Владивосток.

Сибирская флотилия между войнами и в военное время. часть ii.

Броненосный крейсер Адмирал Макаров в 1914 году.

Перед тем как поведать о работе флотилии в годы первой мировой нужно поведать о замыслах руководства на развитие флотилии.

Перевод броненосного крейсера (а в отдельных справочниках он кроме того значиться линейным) было временной мерой, планировалось что к 1917 году его заменят 2 громадных крейсера каковые выстроят в Германии (заказ на его сооружение должен был вступить в силу в августе 1914) , а «адмирал Макаров» будет возвращен для модернизации и ремонта на Балтику где он и останется (другими словами по сути возвратилась практика в то время, когда суда несли работу на тихом океане и возвращались обратно). Помимо этого планировали что флотилия в 1916 году пополниться 4 турбинными эсминцами и таким же числом подводных лодок (правда тип их так и не выбрали).

Что касается громадных крейсеров, то это должны были стать по сути переработанным, и увеличенным вариантом «Светланы» первый из которых заложили в 1913, но с усиленным бронированием и 7 -203 мм орудиями и 8 палубными противоминными 102 мм АУ. При том в первый раз в истории отечественного флота кораль должен был изначально нести палубный гидросамолет. Правда это так и осталось замыслами.

Проект громадного крейсера для Тихого океана.

1 августа 1912 года под залпы салюта во Владивосток вошел «адмирал Макаров» затем последовала семь дней банкетов сперва посвящённые приходу крейсера, позже уходу «Жемчуга» (он ушёл 6 августа в сопровождении бывшего запасного крейсера «Ангара» что японское правительство вернуло годом ранее).

В сентябре 1912 новая бригада в первый раз вышла в море, сейчас поменялась тактика сотрудничества планировалось что «камушки» будут употребляться как разведчики в интересах громадного брата, бороться с ЭМ и ставить минные заграждения, а броненосный крейсер закрывать их действия и при необходимости вступать в артиллерийскую дуэль с крейсерами соперника. Помимо этого на крейсер возлагались так же необыкновенную роль для для того чтобы типа судов как корабль подвижной береговой обороны.

Ну и не последнюю роль игралось то, что на момент прибытия на дальний восток «адмирал Макаров» являлся сильнейшим крейсером в регионе, что конечно применяли для демонстрации флага. Фактически равный по массе бортового залпа с японскими крейсерами «Ибуки» и «Цукуба» он превосходил их по скорости.

Всю компанию 1913 года то в одиночку, то в сопровождении одного из легких крейсеров он провел в походах, посетив Нагасаки и Шанхай.

В таком виде флотилия встретила первую мировую которая не обращая внимания на отдаленность от главного театра боевых действий понесла утраты сравнимые с прошедшей войной.

Состав флотилии на 1 августа 1914 года, без Амурской флотилии.

Бригада крейсеров: БРКР «адмирал Макаров» (флагман), КРЛ «Топаз», «Сапфир». Минная бригада: 4 дивизиона ЭМ (2 типа «инженер-механик Зверев», 3 типа «Кит», 1 типа «Грозный», 3 типа «Буйный», 5 типа «Жёсткий», 2 типа «Форель», 4 типа «Сокол»), Отряд ПЛ: (4 типа «Касатка», 2 типа «Белуга», 1 типа «Дельфин»). Отряд обороны побережья: КЛ «Манджур», МЗ «Монгугай», «Уссури», «Шилка», транспорт «Орел».

Отдельный камчатский отряд охраны водного района (действовал так же в интересах корпуса погрничной стражи): сторожевые суда «Адмирал Завойко», «Лейтенант Дыдымов», «Командор Беринг», ГИСУ «Охотск».

По окончании объявления войны обстановка на флоте мало изменилась. Но все же судам (в основном крейсерам) было нужно показать себя в военных действиях, правда итог был тяжёлым.

Легкие крейсера были задействованы в охоте против германских рейдеров, при том «Сапфир» умудрился 15 октября 1914 года встретиться с крейсеров «Эмден» в порту Пенанг, не обращая внимания на превосходство русского корабля фактически во всем он «отхватил» торпеду в район машинного отделения что стала причиной затопление, но смог отогнать рейдер сосредоточенным огнем и не разрешил ему выйти на повторную атаку. Однако «Сапфир» лишился хода и лишь в ноябре его смогли отбуксировать во Владивосток для ремонта, в итоге крейсер выбыл из строя больше чем на год.

«Макаров» засветился в осаде Циндао, куда он из-за не жажды делиться победой Японии с другими государствами смог прибыть лишь 1 ноября. Фактически говоря, его вклад в победу заключался лишь в том, что он прибыл на место, не сделав не одного выстрела по неприятелю. Затем он сопровождал буксируемый «Сапфир» для ремонта.

Потом и бригада крейсеров (вернее то, что от нее осталось) и минная бригада охраняла побережье с целью не допущения прорыва рейдеров к русским берегам, время от времени привлекаясь в рамках союзнического долга к конвоированию транспортов с армиями. Это длилось до лета 1916 года, в то время, когда было решено создать отряд судов для усиления вторых морских группировок.

Нельзя сказать что суда с тихого океана не переводились ранее.

В 1915 году на север в состав флотилии СЛО перешел минный заградитель «Уссури», помимо этого в начале 1916 по железной дороге В том же направлении перебросили 4 подводные лодки типа «Касатка».

Для частичного восполнения утрат в Японии и США были закуплены 2 парохода водоизмещением от 1500 до 3000 тысячь киллограм каковые под заглавиями «Коряк» и «Каюр» употреблялись в составе флотилии как заградители, посыльные и транспорты суда, а последний оснастили ангаром для 4 гидросамолетов и он стал плавбазой отдельного дивизиона гидроавиации Сибирской флотилии складывавшейся из самолетов Кертис F.

Еще одним ответственным преобретением стал гидрокрейсер Ангара что был переоборудован из корабля еще 1899 года постройки. Это разрешило востановить крейсерские силы в ранге бригады.

Но летом 1916 организовали уже достаточно сильный особенный отряд судов Сибирской флотилии из «адмирала Макарова», конечно из броненосных крейсеров «Витязь» и «Пересвет» (так начал называться бывший «Баян») и бронепалубного «Варяг». Помимо этого в состав отряда включили 6 ЭМ типа «инженер-механик Зверев», «Кит», «Форель», МЗ «Монгутай» и транспорт-мастерскую «Ксения».

Приобретение крейсеров в Японии была достаточно сложной процедурой, в случае если по «Варягу» и «Пересвету» договориться удалось достаточно скоро, то «Баян» не обращая внимания на его устарелость японцы передавать отказывались предлагая в замен ветхий линейный корабль «Полтава», но потому, что броненосец излишним для планируемых театров боевых действий по окончании продолжительных согласований крейсер все же был реализован в Россию. В составе флота из-за того что имя «Баян» уже было занято он взял имя «Витязь».

19 — 21октября 1916 года не обращая внимания на все проволочки отряд частями вышел в европейские воды до которых дошли не все, утратив 22 декабря подорванным на мине в 10 милях от Порт-Сайд крейсер «Пересвет». У оставшихся в отряде судов началась вторая история.

Что касается судов каковые остались на Дальнем Востоке, то «Сапфир» окончил ремонт лишь в марте 1917 заочно будучи включенным вместе с систершипом в поредевшую минную бригаду. Планировалось, что крейсера так же отправятся в Европейские воды, но ответ так и не было принято до конца 1917 года.

Нулевая Мировая. 3 серия. StarMedia. Babich-Design. Документальный Фильм

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: