Дополнение к части vii: витязи и их богини (модернизация крейсеров флотилии сло)

      Комментарии к записи Дополнение к части vii: витязи и их богини (модернизация крейсеров флотилии сло) отключены

О крейсерах флотилии СЛО в 20-е годы, с перепилом известного «Баяна», маленькой драчкой с норвежскими ВМС из-за браконьеров, подготавливаюсь отбивать тапки.

Броненосный крейсер «Витязь» отличался от того «Баяна», что был потерян в Порт-Артуре. Для начала нужно заявить, что еще в 1906-1908 гг. на протяжении ремонта крейсер «Асо», как он именовался в японском флоте, претерпел следующие трансформации:

  • котлы Бельвилля заменены на котлы Миябара;
  • было поставлено новое оружие Виккерса-Армстронга вместо ветхого: два орудия 8/40; восемь 67/50-мм орудий; 75-мм пушки заменены на 16 76/40-мм орудий, наряду с этим средние орудия не были смонтированы.

В 1913 г. были демонтированы башни с 8 орудиями и вместо них были поставлены 152/50-мм орудия, наряду с этим кормовое установлено на особую надстройку.

Кстати, изначально Россия не рассматривала выкупать крейсер в 1916 году. Во-первых, японцы сами не горели жаждой отдавать данный корабль. Во-вторых (как это ни смешно звучит), обстоятельство была в наличии в ВМФ России крейсера Баян (Баян-2, 1911 года постройки).

По морским традициям переименование корабля нежелательно.

Все же здравый суть победил (да и японцы стали сговорчивей), и корабль был включен в состав Русского флота. О его работе в 1916-1917 гг. написано в статье про отдельную бригаду крейсеров Средиземного моря.

Вот с конца 1917 года и продолжим рассказ.

В известной Босфорской десантной операции крейсер, что в середине 1917 года прошел плановый ремонт в Марселе, яркого участия не принимал, не смотря на то, что изначально планировали, что «Адмирал» и «Витязь Макаров» при помощи союзной эскадры будут осуществлять помощь десанта на подступах к Босфору со стороны Дарданелл. Но англичане, каковые на словах были всеми лапами за подобную инициативу, а на деле опасались, что русские, взяв вольный выход с Черного моря в Средиземное, будут конкретно угрожать заинтересованностям Англии в регионе, осуществили операцию по практическому саботажу.

В итоге британцы отказались выделить суда для данного мероприятия; кроме того, они оказали давление на Францию и Италию, дабы и данные государства не смогли оказать помощь. Италия отказалась, аргументируя тем что в её задачи входила нейтрализации австрийского флота; французы все-таки смогли выделить безнадежно устаревшие до-дредноуты «Шарлемань» и «Сен-Луи» с дивизионом ЭМ типа «Вольтижёр». Было ясно, что этих сил не хватает, тем более французские суда оперативно подчинялись собственному руководству и сотрудничество с ними было затруднено.

В итоге вся помощь судов в Средиземном море ограничилась тревожащими огневыми налетами на турецкие позиции, что не разрешало перебросить дополнительные силы к Стамбулу. Этому же содействовала подкинутая деза, по которой союзное руководство якобы планирует повторение Дарданелльской операции 1915 года.

Как бы то ни было, действия русских принесли определённый успех, из-за которого был подписан новый контракт о проливах от 21 декабря 1918 года, по которому сейчас не требовалось согласования о проходе боевых судов; к тому же Российская Федерация содержала с определенными ограничениями маленькие гарнизоны в турецких провинциях Фатих и Сариер, что разрешало осуществлять контроль соблюдение соглашения.

Как раз «Витязь» стал первым кораблем, что проследовал в Севастополь в соответствии с новым соглашением.

Дополнение к части vii: витязи и их богини (модернизация крейсеров флотилии сло)

Крейсер «Витязь» в Севастополе перед модернизацией ; как раз в таком виде он достался нам от Японии.

В апреле 1919 года крейсер выполнил дипломатическое поручение, сопроводив в Стамбул возвращенный Турции крейсер «Прут» («Меджидие»).

А в ноябре того же года он стал на ремонт, что затянулся на хороших 2,5 года как из-за политических событий, так и из-за загруженности верфей достройкой крейсеров типа «Адмирал Нахимов».За это время были сделаны следующие работы:

  • 10 из 16х76-мм орудий заменили на 6 120-мм пушек Канэ (более идеальных орудий Виккерса взять не удалось, потому, что на ЧФ было лишь 4 аналогичных орудия, каковые ранее находились на турецком крейсере). Для установки этих пушек было осуществлено подкрепление палубы, притом в центре корпуса по инициативе инженеров Николаевского адмиралтейства оно было еще дополнительно усилено для вероятной установки орудий большего калибра.
  • Заменили 26 японских котлов на 10 котлов совокупности Ярроу смешанного отопления (однотипные установленным на крейсерах типа «Адмирал Нахимов») (6 японских покинули как вспомогательные); как раз из-за их изготовления затянулся ремонт. Также, корабль стал 3-трубным (была ликвидирована первая дымовая труба, а средняя стала шире).
  • Орудия главного калибра покинули без трансформаций, возвращение 8-дюймовок отложили в дальний коробку, потому, что пока не было возможности взять эти орудия. Замыслы, по которым предлагалось снять с линейного корабля «Синоп» такие артсистемы, так и не выполнили.
  • Установили 2 76,2 мм орудия Лендера.

В апреле 1922 года обновлённый крейсер вышел на ходовые опробования (в один момент с «Адмиралом Истоминым», предпоследним крейсером типа «Адмирал Нахимов»).

На мерной миле благодаря новым котлам удалось развить скорость 22,5 уз при мощности 17 300 л.с., но из-за перегрева подшипников гребного винта скорость ограничили 21 уз.

Наконец в один момент с подписанием сдаточного акта был выпущен приказ о зачислении крейсера в состав флотилии СЛО. Переход начался 20 июня 1922 года в сопровождении ТР «Санкт-Петербург» (данный пароход кроме этого вез 14 130-мм орудий для перевооружения крейсеров «Аскольд» и «Аврора»). 30 июня отряд вошел в Марсель (это первенствовал случай дружественного визита во Францию русских боевых судов со времен событий 1917-1920 гг.).

20 июля отряд на подступах к проливу Скагеррак встретил дивизион ЭМ типа «Инженер-механик Зверев», каковые в сопровождении бывшего коллеги по Средиземноморской бригаде УС «Океан» кроме этого направлялись Мурманск.

Целый поход, продолжавшийся 45 дней, закончился 4 августа (задержка была позвана штормом в Северном море, из-за которого было нужно нанести еще один визит вежливости, но уже в Копенгаген).

Начиная с осени 1922 крейсер делается флагманом флотилии. Но покинем на время «Витязь», а возвратимся к тем крейсерам, каковые уже были в составе флотилии.

Крейсера «Витязь» и «Аврора» на рейде Мурманска, май 1923 года.

Официально крейсерские силы на начало 20-х годов составляли 3 корабля: «Аскольд», «Аврора» и «Диана». Но практически частично боеспособен был лишь первый. «Аврора» стояла в вялотекущем ремонте с 1921 года, а «Диану» законсервировали в Архангельске. Помимо этого в составе бригады числился кроме этого действующим посыльное судно «Ярославна».

В начале 1922 ремонт «Авроры» сдвинулся с мертвой точки: был наконец-то доставлен плавучий док, что был заказан в Англии еще в 1916 году (действительно, англичане отправили не оплаченный новый, а конфискованный у немцев).

На «Авроре» силами Архангельского порта совершили ремонт котлов и машин (часть механизмов сняли с однотипной «Дианы»), привели в порядок корпус. Посредством отправленной бригады рабочих с Балтийского завода котлы кроме этого перевели на смешанное отопление.

За этим начались работы по перевооружению корабля, притом начали данный процесс еще до перевода «Витязя», применяя возвращённые Англией 10 130-мм орудий, каковые были загружены на «Варяг» перед его уходом на ремонт, из которого он не возвратился, при том 2 орудия не вернули. К 130-мм орудиям добавили 2 зенитных орудия Лендера. В ноябре 1922 года он вошел в боевой состав флотилии.

За ним подобная видоизменение ожидала «Аскольд», но благодаря отсутствия донора работы на нем затянулись до начала 1924 года. На нем кроме этого заменили 152-мм орудия на 10 130-мм (казематы в носовой части зашили и оборудовали учебные классы для кадетов). Помимо этого, кроме этого установили 4 зенитки Лендера и совершили ремонт котлов с переводом части котлов на нефть (в 1924 удалось наконец организовать по железной дороге поставки этого сырья).

Крейсера «Аврора» и «Аскольд» по окончании перевооружения.

Но самую большую в плане оружия модернизацию совершили все-таки на «Витязе», и обстоятельством тому было, как ни необычно, Вашингтонское соглашение.

В первой половине 20-ых годов двадцатого века МГШ был должен вывести из состава флота все линкоры-додредноуты; данное сокращение затронуло прежде всего суда ЧФ, потому, что «Андрей Апостол» и «Первозванный Петр» (бывший «Император Павел I) было решено в соответствии со статьями контракта сохранить как учебные суда. При разоружении черноморских линейных кораблей «Иоанн Златоуст» и «Евстафий» появился задел 203/50 орудий в размере аж 8 ед.

Из них 6 были доставлены по железной дороге в Архангельск, а в ноябре В том же направлении пришел «Витязь». Работы шли в условиях зимы, но все же благодаря продуманной совокупности подкреплений, каковые были сделаны еще в Николаеве, установка орудий не вызывала неприятностей. Но объем работ был большим и растянулся на 8 месяцев.

МГШ не стал заморачивать по поводу формирования башен и ограничился установкой орудий за бронещитами; кормовая надстройка, возведённая еще японцами, наряду с этим была демонтирована. Так что кормовое и носовое орудия стали на то же место, что и прошлые башни.

120-мм орудия, каковые ранее находились на палубе, и четыре дополнительных установили в казематах вместо 152-мм пушек, еще 2 орудия поставили на верхней палубе зашив носовые казематы (в условиях штормового моря применять орудия в каземате было затруднительно) на протяжении ремонта в Николаеве.

4 дополнительные 8-дюймовки поставили на верхней палубе центрального каземата. Такое размещение, не обращая внимания на определенные сложности в устройстве подачи боезапаса из погребов (была совершена громадная реконструкция элеваторов), имело определенные преимущества за счет большего угла обстрела и в горизонтальной и вертикальной плоскости.

Все это великолепие дополнял ветхий, но надежный гидроплан М-16 конструкции Григоровича, что был в то время самым успешным для условий Севера. Для его спуска на воду был установлен кран. Кстати, еще один таковой самолет стоял на ледоколе «Святогор».

М-16 заменили на более идеальную лодку МРЛ-2 лишь во второй половине 20-ых годов XX века.

Примечательно, что замена орудий на более замечательные вместе с произведенной ранее заменой котлов а также с учетом подкреплений под дополнительные орудия отразились на водоизмещении в меньшую сторону если сравнивать с начальным проектом.

Так, в случае если 2 башенных установки 203-мм и 8 казематных 152-мм орудий вместе с 20 75-мм пушками «Баяна» примера 1903 года имели массу 500 тысячь киллограм, то в следствии перевооружения масса 6 203-мм орудий и 10 120-мм пушек составила всего 350 тысячь киллограм (20 т съела новая совокупность подачи). В итоге «Витязь», что по классификации 1926 года стал тяжелым крейсером, имел полное водоизмещение в 8150 т, став самым легким из тяжелых крейсеров того времени. «Аскольд» и «Аврора» стали легкими крейсерами.

Крейсер «Витязь» по окончании перевооружения, состояние на 1925 год.

Имевший подобное оружие английский «Hawkins», имея нехорошую бронезащиту, но намного громадную скорость, был практически на 2500 т тяжелее. Кстати, «Витязю» и «Hawkins» довелось побывать в одном строю на протяжении празднования во второй половине 20-ых годов двадцатого века 15-летия создания флотилии СЛО. Английский крейсер совместно с авианосцем «Furious» воображал флот метрополии; это первый раз, в то время, когда британские боевые суда пришли на Русский Север по окончании позорного бегства летом 1919.

Так, на 1925 год флотилия СЛО имела самый замечательный по артиллерийскому оружию крейсер русского флота.

ТТХ крейсеров флотилии СЛО на 1925 год («Диану» совсем списали годом ранее) были следующие:

Витязь

Аврора

Аскольд

Тип

Тяжелый крейсер

Легкий крейсер

Легкий крейсер

Год вступления в строй/модернизации

1903/1924

1903/1922

1902/1924

Водоизмещение стандартное/полное

7790/8150

7030/7800

6135/7280

Протяженность

137,03

126,8

132,5

Ширина

17,5

16,8

15

Осадка

6,6

7,2

6,2

Бронирование

пояс 200 — 100 мм, каземат и верхний пояс 60 мм, палуба 50 — 30 мм, рубка 160 мм

палуба 38 мм, скосы до 63,5 мм, рубка 152 мм.

палуба до 51 мм, скосы до 60 — 75 мм, рубка до 152 мм.

Двигатели

ПМ — 2, 16 ПК

ПМ — 3, 24 ПК

ПМ-3, 9 ПК

Мощность, л.с.

17 300

11 900

20 000

Скорость хода, уз

21

19,3

23,2

Дальность плавания экономичным, миль

3400

4000

6136

Экипаж

791

547

652

Оружие

6х203/50 мм, 10х120/45 мм, 2х76,2 зен, гидросамолет

10х130/55-мм, 2х76,2 зен. До 120 мин заграждения.

10 130/55-мм, 4х76,2 зен., 4 ТА 450 мм

Будущее крейсеров сложилась по-различному.

«Аврора» в течении 6 лет несла работу в составе флотилии, совершив несколько поход по Баренцеву и Белому морю. Во второй половине 20-ых годов двадцатого века «Аврору» перевели на Балтийское море, переквалифицировав в учебный крейсер. Судьба «Авроры» достаточно прекрасно известна, он сохранился и по сей день его возможно заметить на вечной стоянке у Петроградской набережной.

«Аскольд» прослужил до 1930 года, пока не налетел на необозначенную гора в Кольском заливе. Восстановление ветхого корабля посчитали тщетным, его реализовали на слом и отбуксировали в Гамбург, где и был разобран.

Но самым громадным долгожителем флотилии стал «Витязь»; помимо этого, это был единственный крейсер флотилии, что участвовал в военных действиях по окончании окончания смуты.

В июле 1925 года патрульные суда «Властный» и «Грозовой» совершали рутинное плаванье недалеко от Кольского полуострова, в то время, когда нашли громадную норвежскую рыбацкую флотилию численностью до 60 траулеров. Сторожевики пробовали пресечь их действия, в то время, когда между норвежцами и нашими кораблями начали падать боеприпасы: это вел пламя минный заградитель «Froya». Отечественные сторожевики из-за менее идеальной артиллерии не смогли отвечать с для того чтобы расстояния и пошли на сближение, в один момент радируя на базу о проишествии.

Самым родным к району в 40 милях был именно крейсер «Витязь», что возвращался со стрельб на полигоне вблизи острова Громадной Олений. Перестрелка ко времени прибытия крейсера длилась уже около 2 часов, при том траулеры разбрелись по акватории (многие кроме того не кинули орудия лова).

Помимо этого, к минзагу присоединились два корабля защиты рыболовства, и самое основное – радисты перехватили радиосообщение о подходе еще одного корабля, в этом случае броненосца типа «Харальд Хаарфагре». Прямых попаданий норвежцы пробовали избегать, но от близкого разрыва на «Властном» взяли легкие ранения прислуга носового 75 мм орудия.

В штабе флотилии осознавали, что на прямой конфликт норвежцы не отправятся, но в случае если русские суда отойдут, то количества браконьерства в будущем смогут лишь возрасти.

Ко времени подхода С норвежский броненосец в сопровождении ЭМ «Troll» уже был недалеко от конфликта. При появлении русского крейсера по нему был произведён залп из 210-мм орудий с целью не допущения подхода к траулерам, правда боеприпасы легли с недолетом, но тут восьмидюймовки в ответном залпе продемонстрировали себя с самой лучшей стороны. «Витязь», поднявшись левым бортом к судам соперника, тремя 4-орудийными залпами с 70 кабельтовых добился хорошей «вилки»; в следствии попаданий 2 боеприпаса разорвались об броневой пояс, и вдобавок один привёл к пожару в кормовой части.

Затем все норвежские суда на большой скорости покинули район. Дипломаты достаточно скоро урегулировали конфликт, тем более что российские суда действовали на законных основаниях, человеческих жертв удалось избежать, но 3 отечественных и 7 норвежских моряков были ранены различной степени тяжести. Больше подобные провокации норвежцы не допускали.

В 1928 на «Витязь» взял трехногую фок-мачту с новым дальномерным постом, а в 1930 по окончании ухода «и» аварии Аскольда на Балтику «Авроры» стал флагманским кораблем бригады легких сил в которую не считая него вошли все турбинные ЭМ.

«Витязь» в составе ФСЛО, 1929 год.

По окончании перехода с Балтики крейсера «Адмирал Эссен», «Витязь» уже потярял собственный значение какое то время он оставался в составе бригады, но уже в 1934 его переоборудовали в минный заградитель на 350 мин (наряду с этим он 4-й раз в собственной жизни поменял наименование, став «Иокангой») с заменой 203-мм и 120-мм орудий на 5 130-мм с крейсера «Аскольд». Авиационное оборудование наряду с этим сняли.

Минный заградитель «Иоканга», состояние на середину 30-х годов.

В данной роли он дожил до ВОВ, в то время, когда был потоплен вражеской авиацией 20.07.1941 в основной базе флота вместе с ЭМ «Стремительный».

5 АТАК МОЛНИЙ НА ЧЕЛОВЕКА снятых на камеру

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: