Дополнение к части vii: ледоколы вступают в бой (ледокольные сторожевые корабли типа «вайгач» и другие вооруженные ледоколы)

      Комментарии к записи Дополнение к части vii: ледоколы вступают в бой (ледокольные сторожевые корабли типа «вайгач» и другие вооруженные ледоколы) отключены

Сравнительно не так давно свела меня по работе будущее с одним увлекательным кораблем, что стоит у нас на вечной стоянке, в частности с ледокольным пароходом Ангара. Просмотрев его характеристики, оказалось, что он в полной мере соответствует ледокольным пароходам морского класса начала 20 века. И без того он мне понравился (не смотря на то, что лазить по нему приходилось и ранее), что поразмыслил: непорядок, что он один таковой, тем более что у меня был пост по флотилии СЛО, где ледоколы необходимы.

Вот и сделал целую серию таких судов, заменив реально существующие. Букв как неизменно большое количество.

Необходимость иметь в составе новосозданной флотилии ледокольные суда поняли в МГШ достаточно скоро, но выстроить такие суда в маленький временной отрезок выяснилось совсем не просто. По сути, в составе русского флота к 1911 году за исключением нескольких портовых ледоколов существовал лишь один вправду сильный корабль «Ермак», но он согласно точки зрения руководства Балтфлота больше был нужен для проводки судов по Финскому заливу.

Тогда было решено перевести в состав флотилии два ледокольных судна, каковые изначально предназначались для работы на Севере. История этих судов, каковые взяли заглавия «Вайгач» и «Таймыр», началась еще в 1906 году.

Неудачи в русско-японской войне 1904 — 1905 гг. на море побудили правительство прислушаться к точке зрения известный ученых, каковые в далеком прошлом уже предлагали приступить к освоению Северного морского пути на протяжении побережья Сибири. В частности, Д.И. Менделеев с печалью писал: «Если бы не смотря на то, что десятая часть того, что утратили при Цусиме, была затрачена на достижение полюса, эскадра отечественная, возможно, пришла бы во Владивосток, минуя и Германское море, и Цусиму».

Лишь затем правительство одобрило широкомасштабные мероприятия, направленные на изучение полярных морей. Предполагалось на их побережье и островах создать 16 геофизических станций и в течение трех лет изучить эти воды с трех отрядов, в каждом из которых было бы по два судна особой конструкции. Разработкой их проекта руководила рабочая группа под руководством адмирала В.П. Верховского, а в ней состояли кораблестроитель А.Н.

Крылов, глава Главного гидрографического управления А.И. Вилькицкий, именитый гидролог Ю.М. Шокальский, глава Главного управления кораблестроения Д. Скворцов.

К маю 1907 г. рабочая группа подготовила техническое задание на ледокольные транспорты для будущей экспедиции и заявила конкурс. В качестве прототипов разглядывали множество судов, как входящих в состав отечественного флота, так и зарубежных; в итоге выбор пал, как ни необычно, на ледокол, что уже пара лет снабжал судоходство совсем не в морских условиях, а на озере Байкал. Речь заходит о ледокольном пароходе «Ангара».

К 1900 г. западный и восточный участки строительства Транссибирской магистрали должны были выйти к Байкалу, а потому, что сооружение Кругобайкальской магистрали из-за технических трудностей задерживалось – было решено выстроить временную паромную переправу через озеро. Исходя из этого 18 декабря 1895 г. Комитет Сибирской железной дороги подписал договор c «Армстронгом-Уитвортом» на постройку громадного ледокольного парома «Байкал». Через 2 года МПС задумало обзавестись и запасным ледоколом, которому предстояло принимать по 150 человек и 300 т груза, и 16 ноября 1898 г/ заключили второй договор с той же компанией – на ледокол «Ангара».

Ледоколы наметили собирать в селе Лиственичное. В том месте устроили верфь со стапелем, вспомогательные помещения, жилье для командированных петербургских рабочих.

17 июня 1899 г состоялся праздничный спуск на воду парома-ледокола «Байкал», а на следующий сутки на освободившемся стапеле принялись собирать вспомогательный ледокол «Ангара». Его металлический корпус был разделен 5 переборками, ледокольная форма кованого форштевня и ледовый пояс разрешали продвигаться в полях полуметровой толщины. В корме и носу устроили два трюма вместимостью до 250 т груза, на основной палубе — помещения на 150 человек.

Благодаря накопленному опыту «Ангару» собрали на 2 месяца преждевременно.

Дополнение к части vii: ледоколы вступают в бой (ледокольные сторожевые корабли типа «вайгач» и другие вооруженные ледоколы)

Ледокол «Ангара» во льдах

Лишь за навигацию 1900 года «Ангара» переправила через озеро 74 тыс. воинских чинов, 9 тыс. переселенцев и 374 тыс. т грузов. В годы русско-японской войны количество перевозок стал еще больше.

Как раз его и решили применять в качестве прототипа, но при постройке арктических ледоколов проект был переработан.

Силуэт судов остался в целом такой же, двухтрубный при относительно высоком надводном борте, гладкопалубный, без полубака, фальшбортов и полуюта, палуба имела большую седловитость. Обводы корпуса во многом повторяли таковые у «Ангары» и снабжали его выжимание при сжатии льдов. ахтерштевень и Форштевень были литыми, повышенной прочности, толщина обшивки составляла до 25 мм, что в сочетании с достаточно замечательной машиной разрешало вольно передвигаться в целом 600-мм льду и с ходу раскалывать ледяные поля метровой толщины.

Главным отличием от «Ангары» было увеличенное больший запас и водоизмещение горючего, что у озерного ледокола был далеко не необходимым условием. Важным условием было увеличение живучести, так корабль имел двойное дно и 35 влагонепроницаемых отсеков снабжали судам непотопляемость. Винты, его баллер и руль выполнили из литой стали, причем предусмотрели доступ к ним из судна, что было особенно принципиально важно при ремонте в походных условиях.

Силовая установка складывалась из автомобилей тройного расширения, пар для них производили 4 котла: дневный расход угля на экономическом ходу не превышал 6 т, а при запасе горючего в перегруз ледокольные транспорты имели возможность преодолеть до 12 тыс. миль.

На «Вайгаче» и «Таймыре» было по моторному катеру, три вельбота и пара шлюпок. К доньям последних возможно было крепить особенные полозья, дабы передвигаться кроме этого по снегу и льду.

Грузовое устройство включало стрелы грузоподъемностью 1,5 и 2 т, в носовой части установили лебедку тягой 1,5 т, а в кормовой — 5 т. Они употреблялись и при спуске научной аппаратуры.

Потому, что «Вайгач» и «Таймыр» числились в армейском флоте, они ходили под Андреевским флагом и имели оружие: по две 57- и 37-мм пушки и столько же пулеметов. Наряду с этим кормовые установки и носовые имели подкрепления, каковые при необходимости могли быть использованы для установки 120-мм орудий. Каждое судно оснастили радиостанцией с дальностью действия 150 миль.

Не смотря на то, что изначально предполагали, что оба корабля будут строиться на Невском заводе и лишь из отечественных материалов, за исключением тех случаев, в то время, когда нужного не имелось либо требовалось использовать зарубежные разработки, головной «Вайгач» все-таки заказали на том же «Армстронг-Уитворте» с достройкой на Балтике.

5 апреля 1908 г. оба корабля были заложены. В 1909 г. они вступили в строй с отличием в 2 месяца и занялись обследованием побережья Таймыра с целью уточнить его очертания и внести исправления в навигационные карты. В июне 1911 года они сопроводили в Архангельск ЭМ «Рьяный» и «Поражающий», встретив их на широте Нордкапа.

«Вайгач» и «Таймыр» загружают уголь, 1914 год

Планировалось, что в мирное время оба судна будут заниматься гидрографическими изучениями, а в военное составят дивизион армейских ледоколов Беломорской флотилии, но практически 3 года собственной предвоенной работы они совершили на Тихом океане. Потому, что в последних числах Августа 1911 совершили переход около Европы, Африки и через Индийский океан во Владивосток.

Было намечено пройти от Берингова пролива к устьям Колымы и Лены, дабы обследовать пути для торговых судов и заодно выдворить торговцев и иностранных браконьеров, обиравших коренные жители посредством недобросовестной меновой торговли.

В 1912 г. «Таймыр» и «Вайгач» занимались гидрографическими изучениями в тех водах, а в следующем пробились к бухте Тикси. После этого они направились к северо-восточному побережью Таймыра, а после этого попытались обогнуть мыс Челюскин.

Приблизиться к мысу Челюскина помешали плотные льды. Попытались обойти их и наткнулись на малоизвестный остров (потом названный Малым Таймыром) и пошли дальше. Стали попадаться айсберги, которых по всем статьям тут и быть не имело возможности. Планировали, что суда в одну навигацию смогут пройти Великим морским методом до Баренцева моря. Это не удалось, тяжелая ледовая ситуация заставила остаться на зимовку.

Лишь 1 июля 1914 года оба ледокола пришли в Архангельск, возвратиться к изысканиям они уже не смогли, началась мировая война.

Нужно заявить, что к этому времени таких ледокольных пароходов стало больше: в 1912 году со стапелей Невского года сошел весьма похожий пароход «Соловей Будимирович». В целом он был весьма похожим на прошлую серию, но отличался большей мощностью механизмов. С началом войны все три парохода составили отдельный отряд сторожевых ледоколов, но и на этом история серии не закончилась.

«Соловей Будимирович» на протяжении перехода на Север 1913 г.

Уже в марте 1915 года в Англии заказали пара судов, каковые можно считать продолжением серии; они взяли заглавия «Илья Добрыня» и «Муромец Никитич». Их отличали дифферентные и креновые цистерны и дополнительные паровые машины для привода носового винта для размывания льда, не считая грузовых стрел имелись паровые краны. Оружие осталось прошлым – 2х120-мм орудия и пулеметы (так же перевооружили и родоначальников серии еще в ноябре 1914 г.).

«Добрыня Никитич» попал в состав Сибирской флотилии, по окончании войны прошел модернизацию, взял современное навигационное оборудование, перешел на Черное море и был исключен из перечней лишь в первой половине 70-ых годов двадцатого века.

Ледокольные суда типа «Ангара» и «Вайгач» (состояние на 1916 год)

А вот 4 ледокольных парохода из состава флотилии СЛО ожидала более увлекательная будущее. Все эти суда составили дивизион сторожевых ледокольных судов первой территории охраны, которая включала в себя южную часть Баренцева моря и простиралась от норвежской границы до меридиана мыса Святой Шнобель. Суда проводили конвои и вели охоту за подводными лодками (правда бесполезно), не забывали и про снабжение и гидрографические работы дальних постов наблюдения.

В будущем с судами происходило следующее:

В 1918 г. «Вайгач» в Енисейском заливе наткнулся на не отмеченную на карте подводную гора и затонул. Его подняли, но восстанавливать не стали и в 1924 г. сдали на разборку.

«Илью Муромца» захватили при оккупации Архангельска французы, но по назначению не применяли (не было потребности), а в 1928 — 1929 годы перестроили в минный заградитель «Поллукс», перевоплотив кормовые трюмы в погреба для 236 якорных мин и вооружив четырьмя 100-мм и двумя 37-мм пушками. В июле 1940 года, по окончании разгрома Франции, им завладели британцы, и до июня 1946 года «Поллукс» прослужил в Королевском флоте учебным и опытовым судном. Позже его вернули французам, а те в первой половине 50-ых годов XX века поставили ледокол на прикол.

Два корабля, «Соловей» и «Таймыр Будимирович», остались в составе флотилии и во второй половине 20-ых годов XX века прошли модернизацию, из-за которой носовое орудие заменили на более современное 102-мм Обуховского завода, а вместо кормового установили летающую лодку КР-3. Помимо этого, в состав оружия добавили по одной зенитной пушке Лендера.

В августе 1918 г. «Таймыр», находившийся в Архангельске, захватили интервенты, но, уходя в последних месяцах 1919, они покинули судно. Корабль продолжительно служил на разных ролях в составе флотилии, а с 1935 года в ведении Главного управления Северного морского пути, открытию которого ветхий пароход много помог. Лишь в 1954 г. «Таймыр» сняли с эксплуатации.

«Соловей Будимирович» в начале 1920 года послали из Архангельска в Мурманск, но он попал в тяжелые льды и был вынесен ими в Карское море. операция по спасению продолжалась около 2 месяцев. До 1930 он был на Севере, затем его перевели в состав Камчатской бригады охраны водного района, где он служил в течении 5 лет вместе с «Добрыней Никитичем». 25 октября 1940 года «Малыгин» (так ледокол переименовали во второй половине 30-ых годов двадцатого века- в честь полярного исследователя, капитана-командора С.Г.

Малыгина), на борту которого пребывала научная экспедиция, попал в ураган у побережья Камчатки и погиб. Спастись не удалось никому…

Ледокольное сторожевое судно «Таймыр» в 1928 г.

Мало стоит сообщить и о самом прародителе семейства, запасном озерном ледоколе «Ангара».

«Ангара» продолжительно употреблялась в качестве товаро-пассажирского судна. Кстати, на протяжении смуты ему также было нужно стать запасным крейсером с оружием из 2х76 мм пулемётов и орудий.

В середине 60-х годов ее списали и перевели на Иркутское водохранилище и передали муниципальный морской школе. Через некое время кинутый пароход был притопленным на мелководье.

Только в 1988 г. его подняли, отреставрировали. Средства собрали из необязательных пожертвований отдельных предприятий и сибиряков Приангарья. 13 июня 1990 г, «Ангара» отправилась в последний рейс — к месту почетной стоянки в заливе Иркутского водохранилища.

А в сентябре на борту ветхого судна открыли музей, в экспозиции которого отражена история судоходства на Байкале, а особенный раздел повествует о прошлом самой «Ангары» и ее потомках.

Ледокольный пароход «Ангара» на вечной стоянке в Иркутске, 2016 год.

ТТХ ледокольных пароходов типа «Вайгач».

Ледокольный пароход «Ангара»

Ледокольные пароходы «Таймыр», «Вайгач», «Соловей Будимирович» (в скобках)

Ледокольные пароходы серии «Илья Муромец»

Водоизмещение, т

1400

1600 (1650)

2300

Скорость, узлы

12,8

10,5 (12,5)

14

Мощность силовой установки, л.с

1х1250

1х1420 (1х1700)

1х2500 и 1х1500 (лишь у судов серии «Илья Муромец»

Дальность плавания, мили

1150

7700

3600

Протяженность, м:

громаднейшая/по ватерлинии

60,96/59,4

63/61,5

65/63,4

Ширина, м

10,67

11,9

12,4

Высота борта, м

7,6

7,5

7,6

Осадка, м

4,88

4,7

6,6

Оружие

2х57-мм,

2х37-мм пушки, два пулемета (до 1914 г.)

2х120 мм орудия, 4 пулемета (1914 1926)

1х102 мм, 1х76 мм зен., 2 пулемета, 1 гидросамолёт (с 1926)

2х120 мм орудия, 4 пулемета

Экипаж

50

50

60

Не считая ледокольных пароходов типа «Вайгач», еще 4 ледокола и один ледорез взяли оружие.

Среди ледоколов это были «Святогор», «Микула Селянинович», «Козьма Князь» и «Минин Пожарский». Все эти суда были выкуплены в 1916 году и вошли на правах ледокольных сторожевых судов.

Не обращая внимания на отличие в размерах, все они были вооружены одинаково – двумя 120-мм, двумя 76-мм орудиями и четырьмя пулеметами. Эти суда вместе с ледорезами «Иван» и «Канада Сусанин» составили базу бригады охраны второй территории, в которую входил район горла Белого моря, граница ее с севера проходила по линии Святой Шнобель — Канин Шнобель, а с юга — по линии остров Сосковец — мыс Инцы. Но по сути основное назначение этих судов было как раз в проводке конвоев в непростых ледовых условиях и транспортные операции.

Морские вооруженные ледоколы флотилии СЛО на 1917 г.

Самый замечательный ледокол «Святогор» 1 августа 1918 г. затопили на фарватере Северной Двины, преграждая путь судам интервентов. Но задачу эту моряки не выполнили: ледоколы были на мелком месте, через пара дней корабль подняли, а в начале 1919 года увели в Англию, правда в 1921 его удалось вернуть. Корабль продолжительное время трудился в условиях севера, совершив не мало славных дел, и сейчас он сохранился, правда в очень сильно перестроенном виде и сейчас выполняет обязанности корабля-музея.

«Микула Селянинович», как и «Святогор», затопили на фарватере Северной Двины. Через пара дней «Микулу Селяниновича» без особенного труда подняли и скоро послали на ремонт в Англию.

Он ушел в том направлении под русским флагом, а возвратился через год под британским. В том же 1919 г. с грузом замши ледокол направили во Францию. Тут в Шербуре под французским флагом он простоял до 1922 г., до тех пор пока канадское правительство не выкупило судно.

Так ледокол опять был на родине, где проработал под наименованием «Микула» до 1934 г. (канадцы из наименования убрали только «отчество»). Через два года его вывели из строя и разобрали на металл.

«Козьму Минина» в 1919 году захватили французы, они переделали его в минный заградитель «Кастор», носовой винт убрали. В декабре 1942 года корабль, разоруженный еще в первой половине 40-ых годов двадцатого века и находившийся в Бизерте, захватили немцы и в мае 1943 года затопили. Спустя 3 года французы подняли его и еще через 3 года сдали на слом.

Неизменно из самых замечательных ледоколов в руках русского правительства оставался лишь однотипный «Минину» «Князь Пожарский». В первой половине 20-ых годов XX века он был переименован в «Степан Макаров» и передан Мортрансу. Перед Великой Отечественной войной он трудился на Черном море.

17 ноября 1941 года вышел из Новороссийска (либо Туапсе) в Севастополь, но в том направлении не прибыл. Что произошло с судном водоизмещением 2156 брт и 62 моряками (по другой информации, на борту было 120 человек), так и осталось малоизвестным…

ТТХ вооруженных ледоколов флотилии СЛО:

«Святогор»

«Микула Селянинович»

Тип «Козьма Минин»

Водоизмещение, т

10620

5250

3570

Скорость, узлы

15

15,1

15

Мощность силовой установки, л.с

3×3350

2×4000

2×2100

Дальность плавания, мили

6700

6840

4500

Протяженность, м:

громаднейшая/по ватерлинии

98,5/96,9

89/83,8

75,65/72,3

Ширина, м

21,64

17,5

17,4

Высота борта, м

12,9

9,8

9,25

Осадка, м

9,1

5,9

6,7

Экипаж

133

120

100

Стоит отыскать в памяти еще один корабль ледового класса, что, будучи входящим в состав флотилии СЛО, нес оружие, притом более чем важное – из 2х152-мм орудий и 2х47-мм пушек. Это был бывший ледорез «Earl Grey» что, будучи включен в состав флотилии, взял имя «Канада»; действительно, столь важное оружие он взял лишь по окончании интервенции.

Это необыкновенное судно выстроили в 1909 г. на английской верфи «Виккерс» канадцам — для работы в устье реки Св. Лаврентия и одноименном заливе. Снаружи оно, с красивым форштевнем, увенчанным бушпритом, легко наклоненной высокой удлинённой надстройкой и дымовой трубой, скорее напоминало большую паровую яхту.

Пароход относился к категории ледокольных, но очень отличался от них. В случае если у тех отношение длины корпуса к ширине образовывает 3,5 — 4,5 — маленькие и широкие, они куда лучше опекаемых ими судов маневрируют в разводьях, то у «Эрл Грей» оно достигало 5,5. Носовая часть ледоколов выше ватерлинии в большинстве случаев прямая, а ниже — скошенная под громадным углом.

Такая форма корпуса разрешает им не только таранить лед лобовыми ударами, но и вползать на него, дабы давить собственным весом. У «Эрл Грей» же носовая оконечность с обшивкой толщиной 31 мм была заостренной, борта прямыми, исходя из этого судно резало лед, расталкивая обломки в стороны. Для борьбы с прочными, долгими полярными льдами ледорез не предназначался, и он остался единственным примером собственного класса в мировом ледокольном флоте…

Данный корабль был приобретён еще в начале 1914 года в Канаде (почему фактически и взял такое наименование) вместе с ледокольным пароходом «Minto», что начал называться «Иван Сусанин», в то время, когда стало ясно, что отсутствие постоянных ледокольных судов затрудняет навигацию (суда типа «Вайгач» были заняты гидрографическими работами), а работы над новыми судами ледового класса затянулись.

Уже в октябре 1914 г. ледорез приступил к проводке союзнических транспортов и русских с армейскими грузами через замерзающее Белое море в Архангельск. 9 января 1917 г. «Канаде» не повезло: она наткнулась на не обозначенную на карте подводную гора и затонула на рейде Иоканги. 16 июня ее подняли и послали на починку, а 26 октября наконец вооружили 2х76-мм пушками.

На протяжении эвакуации британцев «Канада» (которую к этому времени переименовали в «Федор Литке») отличилась, вступив в бой с уходившим «Козьмой Мининым» с представителями коллаборационистского правительства. Но в следствии ледорез был должен отойти. Так состоялся первый и единственный артиллерийский бой ледоколов за Полярным кругом.

Это вынудило задуматься над усилением оружия, тем более в первой половине 20-ых годов XX века стало возмможно применять 152-мм орудия (по одному из них установили на корме и носу) с законсервированного крейсера «Диана». Для этого укрепили палубу, оборудовали дополнительные погреба, помимо этого добавили 2х47-мм орудия. Дополнительно проложили минные рельсы, и сейчас корабль имел возможность нести до 80 мин заграждения.

В том же 1920 году ледорезу довелось принимать участие в спасении ледокольного парохода «Соловей Будимирович», затертого льдами в Карском море, — его команда и пассажиры пребывали на грани смерти от голода и холода.

Ледорез «Федор Литке» в первой половине 20-ых годов двадцатого века.

В таком виде корабль входил в состав бригады крейсеров, как крейсер-заградитель, до 1922 года, в то время, когда в строй вошел крейсер «Витязь». Примечательно, что входившее в ту же бригаду посыльное судно «Ярославна» по окончании перевооружения на 2х130-мм орудия оставалось в бригаде на лет продолжительнее. А «Литке» был переведен в отдельный дивизион ледокольных сторожевых судов вмсте с двумя оставшимися судами типа «Вайгач».

В составе дивизиона корабль был до 1927 года в то время, когда с «Литке» сняли 6-дюймовки и передали в ведение Мортранса.

Спроектированное для преодоления не сильный либо битых льдов, судно добросовестно трудилось в Арктике, проводя караваны, обслуживая станции и промыслы, позже — на Чёрном море и Балтике; в 1930 г. оно возвратилось в Заполярье, совершило рискованный поход к острову Врангеля. А зимний период 1931 г. подтвердило репутацию — не обращая внимания на сверхтяжелые условия, совершило караван в Охотское море. В 1932 — 1933 гг. «Литке» превратился в экспедиционное судно, на нем обосновались ученые, трудившиеся по программе 2-го Интернационального года Арктики.

В 1936 г. «Литке» снова отличился — вместе с ледокольным пароходом «Анадырь» совершил на протяжении побережья Сибири эсминцы «Сильный» и «Волевой», посланные с Балтики на усиление Тихоокеанского флота. В первый раз в истории мореплавания боевые суда прошли Северным морским методом из Баренцева моря в море Беринга, обогнув мыс Дежнева».

В 1939 г. началась финляндская солдата. В январе 1940 г. «Литке» перевоплотили в корабль Северного флота, его вооружили 2 45-мм орудиями, но скоро оружие признали недостаточным и сорокапятки заменили 130-мм орудиями.

К февралю 1944 г. Северный флот пополнился кораблями ВМФ отечественной постройки и взятыми от союзников, потребность в сторожевиках и импровизированных тральщиках начала отпадать. «Литке» передали в своевременное подчинение Главному управлению администрации Северного морского пути.

Кончилась война, и ледорез снова занялся привычной работой — проводкой отдельных судов и караванов.

14 ноября 1958 г. «Литке», как совсем устаревший вывели из эксплуатации и через некое время сдали на слом.

Так, в состав флотилии СЛО за время войны было введено 16 морских ледокольных судна (действительно, один из них – «Святой Александр Невский» опоздал попасть на флот до конца войны и был возвращен России лишь в 1923) и 5 портовых ледоколов. Притом 5 судов для ледового плаванья были введены в состав флотилии еще перед войной .

В итоге Российская Федерация имела самый сильный армейский ледокольный флот из всех государств-союзников. А вдруг добавить к этому, что 4 из них (серия «Вайгач») изначально строились как армейские суда с достаточно сильным оружием, которое разрешало бороться с запасными подводными лодками и крейсерами противника в надводном положении (и это не считая 4 сильных вооруженных ледокола, выстроенных на протяжении войны по вторым проектам), то возможно заявить, что в возрастающем количестве перевозок в 1914-1917 гг. и малых утратах среди транспортов имеется их большая заслуга.

К сожалению, по окончании окончания интервенции в составе флотилии остались лишь 3 из них (не считая портовых), и в то время, когда в 30-х годах начали опять наращивать ледокольный флот, обстановка к началу второй мировой была не весьма радужная.

Ледокол Таймыр

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: