Приложение к части xi: крейсера сибирской флотилии (модернизация 20-х годов)

      Комментарии к записи Приложение к части xi: крейсера сибирской флотилии (модернизация 20-х годов) отключены

Имеется у меня в АИ пара турбинных «Изумрудов» («Топаз» и «Сапфир»), каковые я «заложил» еще в первой части (действительно, на них как-то не обратили внимания); помимо этого у меня в составе флотилии присутствует бывший германский крейсер «Kolberg», что я переименовал в «Малахит», и низведенный до ранга учебного судна «Рюрик», что стал «Владивостоком». Фактически это все, чем располагает из больших судов Сибирская флотилия в моей альтернативе во время с 1923 по 1928 (если не считать авианосца, то и до 1931).

Это само собой разумеется больше, чем было в РИ, но все эти суда ветхие и им нужна модернизация, что я и воображаю ниже. ТТХ, думаю, излишние – все имеется в ранних постах.

По окончании вывода из боевого состава броненосных (линейных) крейсеров типа «Рюрик» по итогам Вашингтонского морского соглашения Сибирская флотилия практически опять скатилась до состояния флотилии пограничной охраны. Оставшиеся в строю крейсера имели возможность максимум осуществлять показ флага и гонять браконьеров; единственное, что возможно было сделать – это совершить модернизацию.

Первым на модернизацию поднялся «Топаз» («Сапфир», что пребывал в ремонте больше двух лет по окончании боя с «Эденом», был лучше в состоянии ). Сперва модернизацию желали сократить переводом котлов на нефтяное отопление и усилением зенитного оружия, но аппетит приходит на протяжении еды, тем более что для «новых» авианосцев запланировали создать двухорудийные башни с модернизированными 130-мм орудиями (прим.: я подразумеваю это как некоторый аналог башен Б-2ЛМ, но с орудиями типа Б-7 и диаметром башни по шарам 2591 мм, т.е.

как у КЛ типа «Шквал» – допускаю, что это вероятно). Докование и модернизацию котлов совершили осенью-зимой 1925-26 г.г., но неприятность была в новых башнях: они лишь выходили на раньше года и стадию 1927 прототипа их ожидать не приходилось. Но потому, что их основание совпадало с основанием башен под 120-мм пушки Виккерса, их установку конструкторский коллектив «Дальсудзавода» обеспечивал в недельных срок по окончании поступления.

Действительно, вес установки, что был заявлен производителем, составлял в варианте бронирования в 50 мм – 53 т, что было через чур много (башни с 120-мм имели массу в 40 т). Исходя из этого сделали вывод, что вместо кормовой верхней башни поставят орудие за щитом, которое было легче в 3 раза.

В один момент в качестве бортовых 120-мм решили поставить двухорудийные универсальные пушки итальянского производства, но и их было нужно ожидать достаточно продолжительно, тем более что итальянцы собирались модернизировать собственные орудия и реализовать уже «стоковые» универсалки. В итоге целый 1926 год «Топаз» проходил со ветхим оружием. Во второй половине 20-ых годов XX века «Сапфир» стал на докование и аналогичную модернизацию; кстати, он первый и взял башни, каковые пришли в октябре 1927 года.

За ним их установили на «Топаз», правда универсальные 100-мм орудия еще отсутствовали и в качестве временной меры на спонсоны установили ветхие 75-мм пушки Канэ на станках Миллера. Наконец во второй половине 20-ых годов двадцатого века из 20 закупленных во второй половине 20-ых годов двадцатого века 100-мм установок Минизини 10 ушло на Дальний Восток, и оба крейсера наконец-то взяли полный набор оружия (к нему кроме этого добавили 37-мм зенитные автоматы примера 1928 года). Кстати, отказ от третьей башни по окончании установки универсалок был верным, потому, что четыре пятнадцатитонных установки были достаточно приличным довеском к водоизмещению.

Приложение к части xi: крейсера сибирской флотилии (модернизация 20-х годов)

Крейсера типа «Сапфир» до и по окончании модернизации

В итоге во второй половине 20-ых годов двадцатого века флотилия имела два более либо менее адекватных крейсера, каковые, действительно, уже разменяли третий дюжина. Первое время они употреблялись как фавориты ЭМ, благо их скорость по окончании «колдования» с котлами достигала 27,5 уз. По окончании прихода в состав новых крейсеров и флота линкоров все ветхие крейсера свели в бригаду, основной задачей которой была охрана «Можайского», правда из-за маленькой дальности хода дальше Сахалина и Курил они не совались.

В итоге к 1936 году было ясно, что суда кроме того по окончании всех модернизаций не соответствуют современным требованиям ни по одному из пунктов, и в итоге их вывели из боевого состава. Действительно, «Топаз» был перестроен в быстроходный минный заградитель, притом часть узлов при ремонте была заимствована с «Сапфира», но об этом в второй публикации.

Более большой легкий крейсер (не смотря на то, что по сути он был бронепалубным) – бывший германский «Kolberg», что стал называться «Малахит», пришел на Дальний Восток в первой половине 20-ых годов XX века. Нужно заявить, что его перевооружили еще в первой половине 20-ых годов двадцатого века на Балтике, в то время, когда 6?150-мм германских орудий заменили на 7 130-мм. Зенитную артиллерию германского производства сняли для изучения, а вместо нее поставили 2 зенитки Лендера в кормовой и носовой части.

На место 88-мм поставили еще одно орудие обуховского завода.

Из-за ремонта, что крейсер прошел еще на Балтике, его поставили на модернизацию последним – в конце 1927 года. Сняли 130-ки с щитами на оконечностях и заменили на двухорудийные башни, такие же, как у камушков и авианосцев.

Среднее орудие сняли, а вместо него поставили катапульту с гидроавиатранспорта «Ангара», правда катапультный разведчик для нее показался лишь в 1929 (МРК-1 конструкции бригады молодого конструктора Четверикова), а до этого времени использовавшийся МРЛ-2 оперировал с воды. Зенитное оружие усилили 4?37-мм автоматами примера 1928 года; в принципе, на этом модернизация завершилась во второй половине 20-ых годов XX века. Нужно подметить, что большое количество времени и сил заняла установка башен; это, кстати, повлияло на решение об отказе от для того чтобы решения на крейсерах «Светлана». «Малахит» до 1936 года входил в бригаду крейсеров, а в будущем числился учебным крейсером.

Крейсер «Малахит» до и по окончании модернизации

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века была кроме того мысль перевести его на Балтику для замены «Авроры» в качестве флагманского корабля учебной бригады, но таковой переход благодаря физического и морального износа посчитали нежелательным и его оставили на Дальнем Востоке. Совсем его списали лишь по окончании войны, в которой он не сделал ни одного выстрела.

Стоит поведать еще об одном крейсере, не смотря на то, что это определение хватало условным. По итогам подписания Вашингтонских соглашений не запрещалось оставить в качестве учебного крейсер типа «Рюрик», правда потребовали разоружения корабля, и понижения боевых качеств. В соглашении были прописаны следующие условия:

  • понижение большой скорости хода до 18 узлов;
  • уменьшение числа орудий главного калибра до 6, кроме этого требовалось уменьшить количество орудий ПМК (действительно, правильное число оговорено не было);
  • снятие вертикального бронирования.

Примечательно, что в то время, когда пришла очередь перестраивать линейные корабли в учебно-артиллерийские суда Англией, США и Японией («Iron Duke», «Wyoming» и «Hiei»), эти требования остались фактически без трансформаций.

Но тут произошла заминка: на производственных площадях «Дальсудзавода» уже шли работы по разоружению для переоборудования в авианесущие суда однотипных «Баяна» и «Адмирала Макарова», и поставить под эту процедуру еще и «Рюрик» физически не было возможности. Япония внесла предложение сделать это на собственных верфях, но не безвозмездно, а за счет передачи им снимаемых брони и орудий – это по большому счету не устраивало.

Тогда, дабы создать видимость действия, в июне 1922 года в присутствии консулов Японии и США опечатали 1 и 2 котельные отделения, и кормовую двухорудийную башню. В принципе это ничего не дало, поскольку на выходе в июле того же года «Рюрик» заснял японский гидросамолет-разведчик и на фото было видно, что опечатанная башня развёрнута на борт; в итоге протеста японской стороны о несоблюдении Россией договоренностей корабль все-таки поставили к достроечной стенке, а работы по будущим авианосцам временно прекратили. В новом виде «Рюрик», что стал называться «Владивосток», вышел в море лишь весной 1924 года.

Начали с демонтажа 152-мм бронепояса; это дало понижение водоизмещения в 2300 т. Барбеты орудий, бронепалуба и бронирование башен не изменились, не смотря на то, что это не было предусмотрено контрактом. Но бронерубку уменьшили, а кормовую сняли по большому счету, это дало еще минус 300 тысячь киллограм.

С орудиями главного калибра поступили в полной мере естественным методом: сама совокупность размещения орудий при условии сохранения 6 орудий ГК подразумевала снятие лишь одной двухорудийной башни (в этом случае это была кормовая) массой 650 т.

Противоминная артиллерия кроме этого претерпела трансформации, не смотря на то, что далеко не сходу. 120-мм орудия оставались в составе оружия впредь до 1927 года по одной несложной причине – 130-мм пушки были пользуются большим спросом и Обуховский завод просто не успевал с заказами: лишь Сибирской флотилии требовалось для перевооружения авианесущих и легких крейсеров 54 орудия данного типа.

Но кроме того ветхие пушки Виккерса подверглись «сокращению», частично из-за требований соглашения, а часть из них убрали для обустройства дополнительных помещений из-за нового учебно-штабного назначения корабля (к примеру для оснащения адмиральского салона). В итоге из двадцати 120-мм орудий в 1925 осталось лишь 12 казематных орудий. В то время, когда 130-мм наконец-то взяли, то их кроме этого установили в казематах: упрочнение палубы для установки таких пушек за щитами, а тем более формирование баз для башенных установок сочли лишней тратой времени и денег.

Что касается второй артиллерии, то тут что имели возможность, то творили. Еще из Кронштадта крейсер ушел с 76,2-мм орудиями Лендера, но не считая этих орудий на флотилии деятельно применяли 75-мм пушки Канэ на станке Меллера – в итоге установили и их на носовой башне. В то время, когда же во второй половине 20-ых годов XX века пришло время принимать на вооружение 100-мм универсалку Минизини (тогда еще итальянского производства), то и ей нашлось место: две установки поставили по бортам фактически на месте снятой дымовой трубы.

Тогда же наконец сняли 75-мм, вместо которой, и на двух кормовых одноорудийных башнях поставили по 37-мм автомату примера 1928 г.; пушки Лендера наряду с этим остались.

Для понижения скорости было решено снять котлы 1 и 2 котельного отделения (заодно ликвидировали ненужную сейчас носовую трубу); это кроме этого уменьшило водоизмещение на 400 т. Но тут произошла загвоздка – стандартное водоизмещение корабля уменьшилось на 3600 т, соответственно и осадка стала меньше практически на 80 см. Снятие «лишних» котлов теоретически давало полный движение чуть выше 17 уз, но это при ветхом водоизмещении; помимо этого, в ходе переоборудования оставшиеся 18 котлов перевели на нефтяное отопление (это выяснилось дешевле с позиций логистики), и в то время, когда в мае 1924 года корабль вышел на опробования, он умудрился разогнаться до 22 уз.

Данный факт скрыли и официально корабль посчитали соответствующим требованиям. Кстати, на месте бывшего котельного отделения и частично на батарейной палубе организовали широкие помещения для курсантов (для штабных офицеров сделали салон на верхней палубе за кормовой трубой).

Помимо этого, еще на этапе проекта была поставлена задача расширить боевые качества корабля. По сути единственный метод без нарушения договорных обязательств крылся в оснащении судов самолетами. В принципе один из крейсеров («Адмирал Макаров») оснастили самолетом еще на протяжении ремонта в Николаеве в 1920–1921 гг., но тут решили расширить количество самолетов, благо корма была свободна.

До катапульты еще не доросли, но на кормовой платформе поставили 2 гидросамолета разведчика (до 1926 года М-24, позднее МРЛ-2). В то время, когда же показались торпедоносцы ТераБайт-1П, то шальная головушка одного из деятелей в штабе предлагала и его затянуть на палубу, но кольчужка была громадна, исходя из этого ограничились возможностью заправлять самолеты на плаву (ввели особые кранцы) и выстроили особый катер что имел возможность употребляться для подвески торпеды ТАН-12.

Учебно-штабной корабль «Владивосток» до и по окончании модернизации

В общем, оказался достаточно уникальный корабль, по сути громадный бронепалубный крейсер; кто-то кроме того сравнил его с броненосцами класса «Италия» 80-х годов 19 века.

Корабль был самый «ходовой» из всей флотилии, всю вторую половину 20-х годов он проходил то под флагом командующего, то под флагом учебного отряда (в который не считая «Владивостока» входил пароход «Орел»), притом его заносило в такие дали, как Перл и Сидней-Харбор. В принципе он имел возможность прослужить еще долго, если бы не Английский контракт, что Российская Федерация, действительно, подписала частично.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века ветхий крейсер наконец-то получил «немореходное» состояние, став учебным кораблем Тихоокеанского военно-морского училища им. С.О. Макарова. В принципе он не должен был иметь возможность выходить в море (чего в принципе он и не делал), но такая возможность сохранялась.

Списали ветхий корабль лишь во второй половине 30-ых годов двадцатого века (сказались состояние и возраст корабля, что за собственную практически 30-летнюю судьбу взял практически все виды боевых повреждений).

Сталинградская энциклопедия. Пушка Канэ. 22.02.17

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: